По обольщению диавола или по заблуждению человеческому, по которому никто в этой плоти не может не обманываться как человек, часто случается, что и тот, кто имеет более острый разум и больше познаний, иногда нечто ложное принимает умом; и тот, кто имеет тупое дарование и меньше знания, кое-что понимает правильнее, истиннее. Посему никто, каким бы знанием ни обладал, по суетной надменности не должен думать, что он может не нуждаться в наставлении другого. Ибо хотя бы диавольское обольщение и не обмануло его суждения, однакож он не избежит тяжких сетей возношения и гордости (прп. авва Нестерой, 56, 455). ...Что познается не наукою, а опытом, того неопытный не может ни передать, ни умом понять или удержать, кроме того, кто самым делом с подобным усердием приобрел познание (прп. авва Феона, 56, 561). Источник. Известно, что многое для нас темно и неуловимо человеческим рассуждением, но известно и то, что непостижимо для нашего разумения (к нашей же пользе) не споспешествующее нашему спасению (прп. Исидор Пелусиот , 61, 52). Источник. ...Я ясно знаю то, что ничего не знаю. Если же и будет что сказано чего-либо стоящее, то вину сего приписать должно Богу, для пользы слушателей умудряющему нередко невежд (прп. Исидор Пелусиот , 61, 268). Источник. И для тех, которые полагают, что все ограничивается настоящею жизнью, как думаю, приличнее кончина жизни, нежели жизнь невежественная. А если справедливо это в рассуждении их, то тем паче в рассуждении нас, которые имеем цель в вечности и обязаны ежедневно изощрять разумение Божественными словами (прп. Исидор Пелусиот , 61, 478). Источник. Как грамматики и софисты, взяв детей к себе, говорящих нечисто, отпускают от себя говорящими чисто, не языки у них переделывая (что невозможно), но влагая в них искусство, и душ не переменяя, а изгоняя из них леность, так и Божественная мудрость, изгоняя порок и незнание, влагает разумение и знание (прп. Исидор Пелусиот , 62, 73). ...Самое Божественное познание – доблестные дела... (прп. Исидор Пелусиот , 62, 90).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Тому, кто поступает и говорит наилучшим образом, не иметь возможности убеждать – нимало не стыдно; почему Сам Судия не делавшему ничего для спасения ближних, произнес приговор и сказал: подобаше тебе вдати сребро Мое торжником, и пришед Аз взял бых свое с лихвою (ср.: Мф. 25, 27 ). А это значит: тебе надлежало засвидетельствовать, должно было показать неукоризненную жизнь. Ибо явно, что привести доброе дело к концу зависит не от того, кто говорит, но от того, кто слушает, как дает видеть нелицеприятный Христов приговор (прп. Исидор Пелусиот , 62, 92–93). Кто к убеждению другого выполнил все, что ему следовало, но не убедил, тот будет вправе возбуждать удивление, как успевший, и вовсе далек от того, чтобы стать достойным порицания. Если тебе покажется это удивительным, то пусть подтвердит сие Павел, который говорит: кийждо свою мзду приимет по своему труду ( 1Кор. 3, 8 ), а не по следствию трудов. Кто не опустил ничего такого, что должно ему было сделать, тот по справедливости достоин венцов (прп. Исидор Пелусиот , 62, 191–192). Хотя грехопадение подлинно велико, однако же не превышает меру прощения; почему надлежит наказать поспешность, но уделить и прощение. Болезнь, может быть, пойдет, как ни есть, и к уврачеванию, потому что и искусные врачи, когда покрыт кто многими ранами, употребляют врачевание не какого требует точность искусства, но какое переносят силы больного, чтобы, уврачевав раны, не уморить самого больного (прп. Исидор Пелусиот , 62, 320). Спрашивающим будем давать не околичные, косвенные и принужденные ответы, но прямые и свободные, потому что священные глаголы указуют ясные врачевства от всех грехов. Как врачи, предлагая больным одно лекарство за другим, не окажут им пользы, но сделают вред, так и неумеющие против каждого грехопадения употребить верных способов врачевания и во врачебном искусстве неопытные, увеличивают страдания, потому что, намереваясь быть премудрее Божиих словес и уча тому, что им представляется истинным не только себя самих, но и прибегавших к ним, как к пристани, обманывают ложною надеждою, ввергая их в море вопросов (прп. Исидор Пелусиот , 62, 376–377).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Дивись не дерзости Евсевия, не на наглость Зосимы, но долготерпению Бога, Который столько времени ожидает от нас покаяния, и от нечистой руки приемлет фимиам. Ибо, если кто, возросши во грехах, запятнав себя всякими сквернами и грехопадениями, касается алтарей Божиих, и в нечистоте простирает руки к святому, то сам подвергается осуждению, но Божественный жертвенник не оскверняется его делами (прп. Исидор Пелусиот , 60, 81). Источник. ...Епископ, как образ Христов, исполняет дело Христово, и облачением своим показывает всем, что он уподобляется благому и великому Пастырю, будучи поставлен нести на себе немощи паствы (прп. Исидор Пелусиот , 60, 91). Источник. Управление делами и народами, высота престолов, строгость судилищ, если сопряжены с благолюбивым расположением сердца, составляют в подлинном смысле истинное начальство, уподобляющееся горнему чину. А если соединяются с лукавыми намерениями, то справедливее назвать это самоуправством, которое распоряжается другими против их воли, и вместо покорности порождает раздоры и мятежи (прп. Исидор Пелусиот , 60, 101). Источник. ...На него возложены все нужды подчиненных. Какие же именно? Испытание посвящаемых, пропитание алчущих, утоление жажды томимых оною, одеяние нагих, заступление за обиженных, попечение об оплакивающих сиротство, защита вдов, наказание обидчиков, обличение покушающихся начальствовать беззаконно, хождение за недужными, охлаждение пламени в соблазняемых, освобождение заключенных в темницах, утешение бедствующих, уцеломудрение согрешающих (прп. Исидор Пелусиот , 61, 247). ...Епископ должен быть украшен всеми добродетелями, и своими признавать чужие бедствия; не для себя, но для подчиненных живет он, и его жизнь испытуется тысячами глаз и языков (прп. Исидор Пелусиот , 62, 134). Святитель – это епископ, угодивший Богу и прославленный. Иной раз так называют и живых архиереев, заслуживших уважение (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 16). Источник. ...Если он истинно строг по Богу, то не может не быть вместе с тем и благим... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 132).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

усиливая свою зрелость, старается стать юнее и самоуправнее себя самой. Ибо не с другими только страстями, но и с собою ведет состязание, и усиливается сама себя препобедить. Скорее иной достигнет недостижимого, нежели она ощутит сытость; потому-то приращение, не знаю почему, почитая убавлением и умалением, больший и больший возжигает огонь, который, говорят иные, и твоей коснулся души. Поэтому угаси его скорее, а если не угасишь, то и здесь будешь вести жизнь, не похожую на жизнь, и там подвергнешься тяжкой ответственности (прп. Исидор Пелусиот , 61, 208–209). Источник. ...Желающий большего, хотя бы у него были тьмы сокровищ, никогда не почувствует удовольствия, потому что не знает сытости. А кто соблюдает себя в пределах потребности, тот никогда не подвергнется этой неисцельной болезни, но будет в благодушии и радости и останется недоступным для других страстей, которым подвергается постоянно желающий богатства (прп. Исидор Пелусиот , 62, 183). Источник. ...Страшная, неудобоизлечимая... болезнь любостяжательности не кончится иначе, разве когда одержимый ею отступится от мысли найти выгоду, в чем думает... потому что в действительности найдет весьма великий ущерб. Если же кто не верит сему, то справедливо будет поверить Божественному Судии, изрекшему: кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит ( Мф. 16, 26 ). Если мало-помалу перестанет собирать и начнет раздавать другим, то возвратится в совершенное здравие (прп. Исидор Пелусиот , 62, 225–226). Источник. ...Если хочешь угасить в себе пещь любостяжательности, будь надежен, удобно успеешь в этом отнятием, а не прибавлением у нее пищи; к угашению же сребролюбия служат милостыня и благотворение нуждающимся (прп. Исидор Пелусиот , 62, 251). Поскольку впадшему в любостяжательность трудно, т. е. нелегко изникнуть из этой страсти (такой делается не скажу неисправимым, но трудно исправимым), то надлежит сделать все, чтобы не быть улов лену этим злом. Ибо удобнее избежать плена, нежели плененному освободить себя (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Постоянно побеждающий неистовые телесные страсти, восторгаясь сими победами, в радостном восхищении не чувствует и трудов (прп. Исидор Пелусиот , 62, 47). Источник. ...Мы, очами веры ясно прозирающие в жизнь будущую, по справедливости пренебрегаем и войны , и победные памятники, и провозглашение, как прекращающиеся вместе с настоящей жизнью; ведем же ту брань, в которой препираемся с лукавыми демонами и с плотскими страстями, и кто с неусыпным искусством преодолевает их, того и называем победоносцем, хотя бы, по-видимому, и бесславно отошел он из этой жизни; потому что здешнее бесславие порождает бессмертную славу, и добровольная нищета доставляет небесное богатство (прп. Исидор Пелусиот , 62, 238). Поскольку Бог-Слово соблаговолил вочеловечиться, укротил волновавшиеся прежде человеческие страсти, плоть соделал убежищем добродетели и лукавые полчища поверг под ноги Своих учеников, и справедливо установил подвиги труднейшие, приуготовил же награды небесные и премирные; то справедливость требует, чтобы побеждаемые себе самим вменяли свои поражения. Ибо если победа, которая уже уготована нам, не находит потом умеющих побеждать и в немногих оказывает свою силу, то причина поражений – в нежелающих приобрести победу трудами (прп. Исидор Пелусиот , 62, 454). Раз или два победив раздражительность и похотливость, эти страсти из всех мучительнейшие, не давай себе покоя и не думай, что победил ты совершенно и стал свободен от всякой борьбы. Но и после самой великой победы бодрствуй и заботься, чтобы не утратили славы прежние победные памятники. Ибо многие, не говорю, трижды, но тысячекратно одержав победу, впоследствии стали добычею врагов, и после многих победных торжеств, отводимые в плен, представляли из себя жалкое зрелище (прп. Исидор Пелусиот , 63, 226–227). Источник. ...Воин, если не будет обучен прежде долговременным упражнением и испытан в трудах и битвах, показав на опыте, что одерживает победу над врагами, не прославляется. Тем паче у Небесного Истинного Царя никто не удостоивается принять небесные дары Святаго Духа, если не будет предварительно упражняться в изучении святых заповедей, и таким образом не приимет небесного орудия самой благодати и не вступит в борьбу с духами злобы (прп. Нил Синайский , 90, 295).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Пропустившие благоприятное для дел время не получат искомых ими благ. Ибо кто одобрит земледельца, который, когда нужно пахать и сеять, чтобы иметь обильную жатву, предается праздности и сидит сложа руки? Кто одобрит садовника, который, когда должно ухаживать за виноградом, чтобы принес он добрые грозди, и за упояющим точилом, посматривает только на труды других? Кто одобрит пловца, который, когда настало время плыть, чтобы промышлять торговлею, остается в пристани и проводит время в корчмах? Конечно, никто. Посему, если это действительно так, кто одобрит христианина, который во время подвигов требует венцов. Здесь место подвигам, а не венцам, там же – наградам и почестям. Поэтому не будем упускать времени благоприятного для дел, чтобы там не каяться без пользы (при. Исидор Пелусиот , 62, 118). Источник. Премирный жребий, изобилующий всеми благами, недоступный всему горестному, не порождающий уныния и матерь всякой радости, превосходящий и язык, и слух, и ум, уготованный собственно подвизавшимся в настоящей жизни законно, не позволяет даже и ощущать здешних печалей. Почему и Первоверховный из подвизавшихся так взывает: недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас ( Рим. 8, 18 ). Ибо если Подвигоположник в воздаянии наград с великим преизбытком превышает труды и сообщает столько веселия, сколько свойственно иметь в удел приявшим небесный жребий, то не удивительно, если они в ничто вменяли все горестное в мире (прп. Исидор Пелусиот , 62, 239). ...Каждый получит мзду свою по мере труда своего, а не по следствиям труда. Сие содержа в мыслях, наставники и ученики да стремятся к добродетели, не давая места никакой отговорке (прп. Исидор Пелусиот , 62, 487). Источник. Если преспевала одна душа, то пусть она одна и будет увенчана. Если же и тело разделяло с нею подвиги, то с ним да будет и увенчана. Сие и справедливо, и основательно, и разумно, и весьма прилично (прп. Исидор Пелусиот , 63, 111). Источник. В конце же всего, в каком состоянии застигнута будет душа смертью, сообразно с тем получит и воздаяние (прп. Никита Стифат , 93, 91).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Всякий, думаю, знает, что священство гораздо выше царства и больше имеет трудов; потому что с окончанием одного труда возникает новый труд, и угрожает опасность в том, что более необходимо, и потому что одному вверено Божественное, а другому смертное. Но всякому, думаю, известно и то, что многие, неосмотрительно признав для всякого человека возможным начальствовать или над душами, или над телами, вторглись в это, и тысячи зол причинив и себе, и подчиненным, впоследствии с бесславием низринулись в бездну погибели. Посему после всего этого крайне дивлюсь, почему некоторые, и в этом самом не благоустроив всего до них касающегося, но обременяясь тысячами хлопот, когда не должно было бы оставлять их даже и в чине подчиненных... отважились приступить к священству, которое столько выше царства... Но, может быть, не зная своего положения, не следуя в точности изречению мудрецов языческих: «Познай себя самого», – а также не зная и о достоинстве священства, что при высоте имеет оно и опасности, думая, что оно – несудимая власть, а не служение, подлежащее ответственности, взялись они за дело, которое должно было бы для них оставаться недоступным (прп. Исидор Пелусиот , 61, 175–176). Источник. Не одинаковое... понесем наказание, если согрешим, и прежде нежели сподобились священства, и сподобившись оного; в последнем случае наказание будет гораздо тягчайшее. Ибо тем, которые, сподобившись такового сана, не сделались лучшими, справедливо подвергнутся строжайшему наказанию. Величие сана естественным образом делается напутаем к большему наказанию (прп. Исидор Пелусиот , 62, 343). ...Как на корабле, когда сделает ошибку пловец, небольшой это делает вред плывущим с ним; а когда кормчий – это уготовляет общую погибель; так грехопадения подчиненных не столько вредят обществу, сколько им самим, а грехи имеющих священный сан распространяют вредоносность на всех... (прп. Исидор Пелусиот , 62, 343–344). Страшно и крайне страшно вступать ныне в священство. Одно из двух приключится с вступающим: или живя по древним и апостольским правилам, будет ненавидим и злокозненно преследуем теми, которые вкравшийся ныне вредный и беззаконный обычай хранят, как божественный закон, и живущих право осуждают на изгнание; или сам, подклонясь под иго, и своего не пощадит спасения, и соблазнит других многих, за которых понесет жестокие наказания. Посему блаженное дело – не быть когда-либо пленену таковою любовию. Если же кто и не плененный будет рукоположен; то да держится первоначальной цели, и с дерзновением да обновит древние и апостольские порядки, не содействуя в грехопадениях тем, которые изменяют ныне священству, и думают о себе, что им возможно все говорить и делать (прп. Исидор Пелусиот , 62, 435–436).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Читаемое в Божественном Писании о звезде: пришедши ста верху, идеже бе Отроча ( Мф. 2, 9 ), – яснее покажет тебе, что сия звезда – благовестница Божественного рождения, не как обычно звездам совершала течение, потому что дальнее отстояние звезд в высоте не соделало бы удобным обретение искомого, напротив того, течение ее было какое-то иное и новое и необычайным своим шествием, как перстом, указывала она и святую пещеру, и в ней досточтимые, вмещавшие в себе Господа, ясли (прп. Исидор Пелусиот , 61, 215). Источник. Пришествие Сына Божия во плоти, соделавшееся целебным для грехов человеческих, устрашило всех: и людей, и демонов, одних уверив в пощаде их естества, как вступившего в единение с Богом, а других, понудив отказаться от злоумышления против сего естества, как соделавшегося, наконец, безгрешным (прп. Исидор Пелусиот , 61, 244–245). Источник. Когда Солнце Правды к облагодетельствованию людей явилось здесь с Неба, тогда именно, как бы в приливе каком, преобразилось все в святость. Что лишено было торжественного благолепия и величаемое именем торжества оскорбляемо было зрелищами порока, то превратилось в божественное и премирное торжество; и люди научились истинным празднеством признавать благочестие, когда наипаче совершается служение добродетелью, как благоговейною священнотаинницею (прп. Исидор Пелусиот , 62, 305). ...Приходит на землю Тот, Кто и в естество вложил семена добродетели, и научал законом, и проповедовал чрез пророков. Посему с пришествием Небесного Царя необходимо стало, чтобы узаконены были догматы , приличные Небу, и в Священных Евангелиях, как бы в Царских постановлениях, предписан был образ жизни, соответственный и угодный более Ангелам, нежели людям (прп. Исидор Пелусиот , 62, 438). Источник. ...Бог, сделавшись ради нас Человеком, освободил человека от мучительства вражия. Ибо Бог низложил всю силу врага, сокрушил самую крепость его, и избавил нас от владычества его, и освободил нас от повиновения и рабства ему, если только мы сами не захотим согрешать произвольно (прп. авва Дорофей , 29, 22). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Почему, хотя имею что сказать, но не могу говорить о сем вам, а лучше посоветую воздержаться от порока и придерживаться добродетели (прп. Исидор Пелусиот , 62, 39). Источник. Надобно знать и веровать, что Бог есть, а не входить в пытливое исследование о том, что такое Бог. Посему, учение о сущности оставив, как недоступное и вовсе неуловимое, превышающее всякое исследование, упорядочим жизнь свою и нрав свой, как несомненно обязанные дать в сем отчет (прп. Исидор Пелусиот , 62, 74). ...По таинственным уставам непристойно, лучше же сказать, безрассудно, проникать во святилища недостойным еще и преддверий (прп. Исидор Пелусиот , 62, 427). Источник. ...Превозносящийся не знает себя самого, ибо если бы он видел свое безумие и немощь, то не превозносился бы, а не знающий себя как может познать Бога? Если он не мог познать своего безумия, в котором пребывает, то как возможет познать премудрость Божию, от которой он далек и которой чужд? Знающий Бога созерцает величие Его и, укоряя себя, говорит подобно блаженному Иову: даже до глуха слышал Тя первее, ныне же око мое виде Тя. Темже укорих себе сам и истаях: и мню себе землю и пепел ( Иов. 42, 5, 6 ). Итак, подражающие Иову знают Его. Посему, если и мы возжелаем видеть Бога, будем укорять себя и смиренномудрствовать, чтобы нам не только видеть Его пред собою, но, имея Его живущим и почивающим в нас, наслаждаться Им; ибо таким образом безумие паше Его премудростью упремудрится и немощь наша Его силою укрепится о Господе нашем Иисусе Христе (прп. Марк Подвижник , 89, 515). Источник. Писание для того внушает нам познавать Бога разумом, чтоб право служить Ему делами (прп. Марк Подвижник , 89, 539). ...Нет ничего подобного сладости познания Божия (прп. Исаак Сирин , 59, 166). Источник. ...Никогда человек не познает силы Божией в покое и свободе... (прп. Исаак Сирин , 59, 222). Источник. ...С наполненным чревом невозможно ведение тайн Божиих (прп. Исаак Сирин , 59, 282). ...Когда наполнишь чрево, не входи с бесстыдством в исследование каких-либо предметов и понятий Божественных, чтобы тебе не раскаиваться (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Исидор Пелусиот , 61, 214). Источник. ...Тщеславным того, кто готов хвалиться и тем, чего не делает... (прп. Исидор Пелусиот , 62, 369). ...Тщеславие порождает душа низкая и ничтожная, а презрение и пренебрежение похвал – душа великая и возвышенная. Первая удивляется людской похвале, которая, подобно траве, увядает, а последняя отвращается ее. Одна ошибочный и нетвердый приговор многих признает весьма важным, а другая – вовсе ничего нестоящим (прп. Исидор Пелусиот , 63, 352–353). Божественно – делающему что-либо доброе не искать славы человеческой. Но если кто делая ищет ее, то и таковой славолюбив, а не тщеславен. Ибо не имеющий добрых дел, но ищущий неподобающей славы тщеславен, гордясь тем, чего не делает, и надмеваясь собою в чужом лице. Не славу одну надлежит называть тщетною (если согласиться на это, то и славолюбивого справедливо будет назвать тщеславным); но если взять слово в собственном его значении, кто не имеет добрых дел, желает же славы, того справедливо назвать тщеславным (прп. Исидор Пелусиот , 63, 396–397). .... Поступок тогда бывает тщеславным, когда сердце имеет в виду сделать это напоказ (прп. Нил Синайский , 72, 12). Источник. Сливается и черта, проведенная на воде, и добродетельный труд – в душе тщеславной (прп. Нил Синайский , 72, 217). Источник. Дырявый мешок не сохраняет в себе того, что вложено, и тщеславие губит мзду добродетелей (прп. Нил Синайский , 73, 218). Источник. Нередко от тщеславия происходит помысл блуда... (прп. Нил Синайский , 73, 53). Источник. Тщеславие принуждает расславлять дело, желая угождать более людям, нежели Богу, и в ничто обращая труды...Дырявый мешок не(прп. Нил Синайский , 73, 184). Источник. Зная же, что тщеславие есть бесполезный призрак, убегают оного, как убеждающего трудиться для добродетели и обращающего труды сии в ничто... (прп. Нил Синайский , 73, 193). Источник. ...Ничто не оземленилось столько, как на земле пресмыкающееся тщеславие (прп. Нил Синайский , 74, 57). Если же начнешь тщеславиться и гордиться, отступит от тебя Господь, не восхощет помогать тебе;...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010