Среди последних – восемь гомилий «Против иудеев» (против иудействующих тенденций в Антиохийской церкви), двенадцать гомилий «Против аномеев» (ариан), и особенно знаменитые двадцать одна гомилия «О статуях», в которых проявилось его высшее ораторское искусство 2027 . Гомилии о статуях были произнесены им в Антиохии в 387 г. в период чрезвычайных широких волнений, когда народ, недовольный большими налогами, поднял бунт, сломал статуи императора Феодосия I, покойной императрицы Флакиллы и правителей Аркадия и Гонория, протащил их по улицам и навлек на себя гнев императора, который пригрозил уничтожить город, – но этого бедствия удалось избежать благодаря ходатайству епископа Флавиана. Другие труды Златоуста – это его юношеский трактат «О священстве», который мы уже упоминали, ряд доктринальных и моральных очерков в защиту христианской веры, о прославлении безбрачия и более благородных проявлений монашеского образа жизни 2028 , а также двести сорок два послания, почти все написанные во время его изгнания между 403 и 407 г. Наиболее важные из посланий – два письма к Римскому епископу Иннокентию I и его ответ, а также семнадцать длинных посланий к его подруге Олимпиаде, благочестивой вдове и диаконисе. Они проникнуты благородным христианским духом; Златоуст не желал, чтобы его возвращали из изгнания; убежденный, что существует только одно несчастье: удалиться с пути благочестия и добродетели. Письма наполнены также чувством сердечной дружбы, преданной заботы об интересах церкви, спокойным и радостным ожиданием славы небесной 2029 . Так называемая литургия Златоуста, которая до сих пор используется в Греческой и Русской церквях, уже упоминалась нами в соответствующем месте 2030 . Среди учеников и почитателей Златоуста мы упомянем как заслуживающих особого внимания двух аббатов первой половины V века: старшего Нила Синайского , который вместе со своим сыном удалился с одной из высших гражданских должностей империи в созерцательное уединение на горе Синай, а его жена и дочь отправились в монастырь в Египте 2031 ; и Исидора из Пелусия (или из Пелусиоты ), родом из Александрии, который возглавлял монастырь недалеко от устья Нила и симпатизировал Кириллу, выступавшему против Нестория, но предостерегал от разжигания чрезмерных страстей 2032 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Закончив свое образование, Кирилл отправился в Нитрийскую пустыню. Здесь под руководством Серапиона он отдался изучению богословия с таким неутомимым рвением, что в течение одной бессонной ночи прочел все четыре евангелия и послания 3147 . К Оригену он чувствовал отвращение, за то сочинения Климента и Дионисия, Афанасия и Василия беспрестанно были у него в руках. Изучая спорные вопросы и в теории, в на практике, он укрепил свою веру и на них изощрил свой ум. Кирилл молился и постился в пустыне, но его помыслы были обращены на здешний мир 3148 , и честолюбивый отшельник охотно исполнил желание дяди, пригласившего его в Александрию. С одобрения Феофила Кирилл принял на себя обязанности проповедника и скоро снискал себе популярность 3149 . В 403 году вместе со своим дядей он отправился в Константинополь и присутствовал на соборе π δρν против Златоуста 3150 , врагом которого он оставался до конца жизни. Согласившись около 417 г. вписать по настоянию Аттика константинопольского и Исидора Пелусиота 3151 имя Иоанна в церковные диптихи 3152 , Кирилл даже в последние годы своей жизни все еще нашептывал, что осуждение Иоанна Златоуста было основательно 3153 . Смерть Феофила 15 октября 412 г. открыла более широкое поле для честолюбивых желаний его племянника. Выборы прошли не без споров. Духовенство разделилось на партии. Администрация с военачальником Абунданцием во главе 3154 , опасаясь властолюбия Кирилла, высказалась за кандидатуру архидиакона Тимофея. Но народная толпа отстояла с помощью криков и насилия интересы своего любимца, и Кирилл вступил на архиепископскую кафедру 3155 . Опасения египетского начальства были небезосновательны. Кирилл «вступил на епископство, говорит Сократ 3156 , с большей властью, чем Феофил, ибо с его времени александрийское епископство выступило за пределы священного сана и начало самовольно распоряжаться делами». Сильный умом и мужественный духом Кирилл управлял подвижной, волнуемой пылкими страстями своей паствой твердой, властной рукой, внушая к себе уважение, смешанное со страхом 3157 . При всяком удобном случае, он желал показать гражданской администрации, кто владыка Египта. И общественная, и частная благотворительность подчинялась его произволу. Его голос или воспламенял или укрощал страсть народной толпы; его приказания слепо исполнялись подчиненными ему параваланами 3158 , освоившимися при ежедневном исполнении своих обязанностей со сценами убийства 3159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Писание; сохранились три книги о Св. Троице и книга о Св. Духе. Еп. Арсений, отмечая в «Летописи», что Дидим в свое время считался знаменитейшим ритором, философом, математиком и богословом, пишет: «Преп. Антоний Великий , посетив его в Александрии, сказал ему: «Не печалься, Дидим, о потере телесного зрения; ты лишился очей, какие есть и у мух, и у блох. Радуйся, что имеешь глаза, которыми видишь ангелов, Бога и Его свет». Св. Кирилл Александрийский был видным представителем школы в 5 веке. Он был племянником архиепископа Александрийского Феофила и, с 412 г., преемником его на кафедре. Под его руководством, он получил отличное образование, как в богословии, так и в прочих науках, особенно в античной литературе, и довершил свое воспитание у монахов Нитрийской пустыни. В 403 г. он вместе с Феофилом был на соборе под Константинополем, осудившем св. Иоанна Златоуста . Когда, после преставления святителя, константинопольский первосвятитель Аттик предложил Кириллу внести имя Златоуста в церковные диптихи, св. Кирилл отказался, что объясняют убеждением его в законности низвержения святителя Иоанна. Лишь в 418 г., благодаря убеждению своего друга, святого Исидора Пелусиота , смягчавшего суровый характер святого Кирилла, он исполнил предложение Аттика. С 419 г. деятельность св. Кирилла почти всецело посвящена борьбе с Несторием. Несмотря на то, что последнего поддерживал император Феодосий, и его сторону держали патриархаты Антиохийский и (отчасти) Иерусалимский, св. Кирилл, в конце концов, одержал полную победу над ним. В своих сочинениях он защитил и обосновал «веру Церкви» по спорному вопросу, и настолько полно и ясно, что его учение стало учением всей Церкви. Напомним, что он, опираясь на папу Целестина , созвал собор в Александрии, который одобрил выработанные им тезисы его учения и изрек анафему Несторию (почему эти тезисы известны под именем анафематствований Кирилла). Третий Вселенский Собор в Ефесе в 431 г., при видном участии св. Кирилла, осудил Нестория и его ересь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Лебедевым из актов Константинопольского собора 403 г. (собор под Дубом, составившийся против Иоанна Златоуста ), следствие о Диоскоре и Иве, митрополите Едесском, помещенное в актах Халкидонского собора, и свидетельства Исидора Пелусиота о современных ему высших и низших клириках рисуют такую картину морального упадка в духовном сословии, которая может вызвать только нравственное омерзение. На естественно возникающий вопрос о причинах столь глубокого упадка нравов среди сословия, на котором прежде всего лежала обязанность исполнять евангельские заповеди, автор отвечает прежде всего указанием на то, что с течением времени духовное звание сделалось выгодной профессией, а не служением по глубокому нравственному убеждению, и потому понятно, что смотревший на свое звание как на выгодное занятие, необходимо думал лишь о том, как бы побольше извлечь из него материальной пользы. Другая причина лежала в недостаточно внимательном выборе лиц, принимаемых в духовное сословие. С IV в., когда число христианских общин стало быстро умножаться, не для всякой общины или прихода можно было найти хорошего священника. Спрос на служителей Церкви превосходил предложение, и потому в духовное звание, по словам уже Епифания (IV в.), принимали всякий сброд. Но ничто, быть может, так не повлияло на упадок нравов духовенства, как испорченное византийское общество и, в частности, византийская придворная атмосфера. Духовенство носило на себе следы растления того общества, из которого оно выходило, и того государства, интересам которого оно служило. В общих чертах история материального быта древневселенского духовенства обрисовывается в анализируемом исследовании А.П. Лебедева следующим образом. В век апостольский, когда к новой религии в большинстве случаев обращались бедняки, пастыри Церкви не могли рассчитывать на материальную поддержку со стороны общины и жили трудами своих рук, питаясь от тех профессий, какие они имели до избрания в иерархическую должность и каких они не оставляли во священстве; возможно также, что они избирались преимущественно из зажиточных классов, так как самая должность их требовала известной степени образованности, которую естественнее было встречать в более состоятельном классе, чем в простонародье.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Последующее время не дает ничего достопримечательного для истории вопроса о положении Апокалипсиса в новозаветном каноне. Пред отцами стояла дилемма: или последовать преданию церкви, или же своему личному вкусу, часто определяемому направлением школы. Поэтому далее и нельзя встретить каких-либо исследований о нашей книге, а просто приходится отмечать, какой церковный писатель признавал Апокалипсис или просто цитировал его и какой нет. Св. Кирилл Иерусалимский (315–386) в четвертом огласительном слове пересчитывал все священные книги нашего канона за исключением Апокалипсиса. Наоборот, св. Епифаний Кипрский († 403) принимает Апокалипсис, подробно опровергает возражения против него со стороны алогов. Иоанн Златоуст не цитирует Апокалипсис. Мнение о нем Феодора Мопсуестийского неизвестно. Точно так же и Феодорит нигде не цитирует Апокалипсиса. Юнилий, африканский епископ VI века, замечает, что относительно Апокалипсиса «между восточными христианами существует значительное сомнение». Св. Ефрем Сирин († 373) не цитирует его. Св. Иоанн Дамаскин († 750 г.) считает Апокалипсис среди канонических писаний. Св. Григорий Богослов употребляет его, равно как и Василий Великий и Григорий Нисский . Св. Амфилохий Икопийский говорит, что большинство считает эту книгу подложной. Но в самой Александрии ее принимает св. Афанасий Великий . Далее, она принимается Кириллом Александрийским , Дадимом Нилом, Исидором Пелусиотом . В V веке епископ Кесарийский Андрей пишет толкование на Апокалипсис; то же самое позднее делает другой епископ Кесарийский Арефа. В западной церкви Апокалипсис всеми церковными писателями считается произведением Апостола Иоанна и принимается в канон. Таковы, между прочим, Иларий Пиктавийский , Амвросий, донатист Тихоний, блаж. Августин и др. Отрицательные мнения относительно Апокалипсиса представителей богословской мысли с IV века не могли иметь никакого значения ввиду тех условий, в которых они высказаны. В самом деле они не являются ни плодом основательного изучении древнецерковного предания, ни плодом свободного критического исследования книги. Отношение к ней того или другого писателя, по-видимому, просто определялось личным вкусом или традициями школы. Ввиду же замечательных и согласных свидетельств более глубокой древности мы можем утверждать, что Апокалипсис блестяще удостоверен древнецерковным преданием, как писание св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Самосвидетельство Апокалипсиса о писателе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мы разумеем отношение св. Кирилла к памяти с в . Иоанна Златоустаг о. Считая все, что ни делали его александрийские предшественники- архиепископы – столпы веры и православия (напр. св. Афанасий Великий : h. р. 8, р. 572, Феофил: h. р. 1, β, р. 405), – законным и вполне справедливым, по крайней мере согласным с церковно – каноническими правилами, и стараясь быть достойным их преемником и продолжателем их традиций, Кирилл долгое время держался образа действий и политики своего предшественника по кафедре и дяди архиепископа Феофила, осудившего, как известно (epist. 33, р. 159), и низложившего св. Иоанна Златоуста в 403 году. Посему св. Кирилл до 419 года не соглашался внести имя сего великого святителя в свои церковные диптихи, что сделали римский и восточные представители церквей. Только по настоянию и увещанию Исидора Пелусиота он согласился на это, и потому только тогда папою Зосимой был принят в общение с римской церковью, именно в 419 году 39 , между тем как ранее был отлучен от общения 40 Период несторианской борьбы Церковно-богословская деятельность св. Кирилла со времени христологических споров до примирения с «восточными», и остальные годы жизни Кирилла. C 429 года деятельность св. Кирилла Александрийского выступает за пределы александрийского патриархата: она направлена на защиту и охрану учения церкви Вселенской от вновь появившегося лжеучения Нестория. «На ниве церкви Божией, среди пшеницы, появился горький и зловредный плевел диавола – Несторий“ (h. d. 16, р. 1096). Вступив на Константинопольскую архиепископию 10 апреля 428 года из пресвитеров антиохийского клира, Несторий в том же году обнаружил свой еретический образ мыслей относительно пресвятой Девы Марии и лица Иисуса Христа. Христос, по учению Нестория (ер. 2, р. 41), не был Богом, но только органом, или орудием Божества и человеком богоносцем ( ρϒ ανον δ μλλον χα ρϒ αλεον θεοτητος, νθρωπος θεορος); в человеке, рождфнном от жены, только обитало ( χατχηχεν ν νθρπ...) Слово, сущее из Бога Отца (ер.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Как при постройке здания не все камни получают одно назначение, но один годится для угла, а не для основания, другой для основания, а не для угла, так, без сомнения, и в теле Церкви. Равным образом и в нашем теле каждый может увидеть то же самое, однако же один член терпит другого, и мы не требуем всего от каждого из них, потому что из совокупности разнообразного состоит и тело, и здание... Исполняйте все вместе совокупными силами, терпя недостатки один другого. Так, например, тот вспыльчив, а ты сонлив: сноси же в таком случае его бурные порывы, чтобы и он сносил твою вялость. Таким образом, и он не согрешит, когда встретит снисхождение к себе с твоей стороны, да и ты не погрешишь, раз брат твой терпит в тебе то, что для него тяжело. Итак, подавая друг другу руку помощи, когда угрожает опасность падения, исполняйте закон общими силами, восполняя каждый недостатки ближнего своим терпением. Если же не будете так поступать, а всякий станет судить дела ближнего, то вы никогда не достигнете того, чего должны достигать. Подобно тому как и по отношению к телу, если кто станет требовать от всех членов его одинакового служения, тело ни в каком случае не устоит, так и между братиями произойдет великая вражда, если мы от каждого будем требовать всего (свт. Иоанн Златоуст , 53, 808). Источник. ...Ничто так не оскорбляет Бога, как разделения в Церкви. Хотя бы мы совершили тысячу добрых дел, подвергнемся осуждению не меньше тех, которые терзали тело Его, если будем расторгать целость Церкви. Первое совершено было для пользы всего мира, хотя и не с тем намерением; а последнее не доставляет никому никакой пользы, напротив, составляет великий вред (свт. Иоанн Златоуст , 54, 102). Вратами адовыми Слово Божие (см.: Мф. 16, 18 ) назвало мучительство безбожников и хулы еретические, так как, всему этому противовосстав, Божия Церковь с одними борется, а другими не преодолевается (прп. Исидор Пелусиот , 60, 146). Источник. ... Церковь есть собрание святых, совокупленное правою верою и доблестным житием. Церковь составляется из непорочных душ... (прп. Исидор Пелусиот , 61, 34).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Но божественный не послушался его, видимо, не желая осудить бывший при Феофиле Собор против Златоуста. Затем обратился к подвижнику и святой Исидор Пелусит – его родственник и старший по возрасту. Он дерзновенно и с великой смелостью обличал Кирилла за несправедливый и неразумный гнев на несогрешившего Иоанна Златоуста . «Не должно осуждать человека, – писал Пелусит, – прежде чем подробно не исследована его вина и прегрешение, ведь и Бог, Который хотя все знает прежде, чем это совершится, и предвидит будущее как настоящее, согласно Священному Писанию , сошел с Неба на города Содомские посмотреть, правда ли, что содомиты согрешили, или нет: «вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» ( Быт. 18: 20–21 ). Все это сделал Господь дабы показать нам пример: не стоит сразу же верить словам обвинителей, но вначале нужно самим изучить все обстоятельства и проверить слухи». – Вот так и ты, – говорил он божественному Кириллу, – должен сначала думать, а потом, если найдешь разумное основание для гнева, гневаться, потому что многие из тех, кто был с тобой на Соборе в Ефесе, открыто обвиняют тебя, что ты несправедливо выступаешь против невинного Иоанна, и что, будучи родственником Феофила, во всем ему подражаешь. И как он всенародно показал свое безумие, прогнав с престола несогрешившего, святого и возлюбленного Богом Иоанна, так поступаешь и ты, обвиняя и клевеща на гонимого, хотя тот уже умер. Примеры из Священного Писания устрашают меня и побуждают писать к тебе. Если я для тебя отец, как ты сам называешь меня, то боюсь я осуждения, которое принял священник Илий при Ветхом Законе, за то, что не вразумил согрешивших сыновей своих, как должно. Если же я твой сын, что я и сам знаю, то боюсь, как бы не настигло меня наказание Ионафана, сына Саулова, который мог помешать отцу своему, обращавшемуся к волшебнице, но не удержал его от греха. Потому тот и был убит первым на войне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

...По достоинству и усердию слушающих благодать Господня внушает слово говорящим (прп. авва Моисей, 56, 187). Не решайся учить кого-либо словами, чего прежде ты не сделал делом (прп. авва Нестерой, 56, 428). ...Избегай со всею осторожностью, сколько можешь, чтобы не увлекаться любовью к суетной славе, чтобы ты мог быть участником того, кого восхваляет Пророк, кто серебра своего не отдает в рост ( Пс. 14, 5 ). Ибо всякий, кто слова Божии, о которых говорится: слова Господни – слова чистые, серебро очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное ( Пс. 11, 7 ), преподает по любви к людской похвале, серебро свое отдает в рост, и за эту похвалу не только не заслужит никакой награды, но еще подвергнется наказанию. Ибо он для того хотел расточать серебро Господне, чтобы от этого получить себе временную награду, а не для того, чтобы Господь, как написано (ср.: Лк. 19, 23 ), пришедши, получил Свое с прибылью (прп. авва Нестерой, 56, 438). Источник. ...Бездейственным бывает учение о духовных предметах по двум причинам: или от того, что учащий, предлагая то, чего сам не испытал, старается пустым звуком слов научить слушателя, или от того, что слушатель негодный, подвержен порокам, спасительного, святого учения духовного мужа не воспринимает ожесточенным сердцем... Впрочем, по милостивой щедрости нашего раздаятеля Бога, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим. 2, 4 ), иногда допускается и то, что тот, кто укоризненным поведением сделал себя недостойным евангельской проповеди, для спасения многих получает благодать духовного учения (прп. авва Нестерой, 56, 439). Источник. Прекрасный у тебя дар... говорить сильно. Но путь духовного жития совершается гораздо благоуспешнее деятельностью, нежели красноглаголанием. Посему, если заботишься о наградах негибнущих, то, говорить красно признав за маловажное, старайся делать доброе (прп. Исидор Пелусиот , 60, 9). Источник. Слово, произносимое на пользу слышащим, есть слово сильное, по праву называемое словом, и оно богоподобно. Слово же, имеющее последствием одно услаждение и рукоплескание, есть бряцание меди, оглашающей слух громкими звуками. Поэтому, или веди слово свое степенно, предпочитая пышности скромность, или знай, что ты – кимвал, пригодный для народных зрелищ (прп. Исидор Пелусиот , 60, 43). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 3.9. Благословения, данные патриархом Иаковом своим сыновьям Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Прежде своей кончины Иаков преподал детям благословение. Первым он призвал Иосифа и дал ему двойное благословение. Он благословляет и усыновляет его сыновей: Ефрема и Манассию, причем делает это символическим образом. Подведенные отцом таким образом, чтобы правая рука легла на старшего, а левая на младшего, они благословляются наоборот: Иаков крестообразно возлагает на них руки, выделяя, тем самым, младшего и давая ему большее благословение, выделяя Ефрема по сравнению с Манассией. По толкованию преподобного Исидора Пелусиота и других святых отцов, «Сопровождаемое благожеланиями благословение патриарха, какое дал он сынам Иосифовым, не на них одних исполнилось, но служило прообразованием более важного. Ибо пременение рук (Быт. 48:14) предызображало спасительный Крест и предпочтение меньшего сына указывало на новый народ, как бы провозглашая чрез этот образ: когда на благословение явится Крест, тогда возвеличится народ меньший и смиряяйся вознесется (Лк.14:11)» ч. 1, с. 151]. Когда Иаков перед смертью собрал своих сыновей, он стал благословлять их по очереди. Но первых трех – Рувима, Симеона и Левия, он лишил благословения за разные прегрешения. Таким образом, право первенства переходит к Иуде. И одновременно с этим, благословение, которое он получает, становится мессианским пророчеством. «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды, и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов.

http://sedmitza.ru/lib/text/430904/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010