Твор. его, т. VI, стр. 72—73.    Там же, т. IV, стр. 121. Изд. 1-е.    Там же, т. II, стр. 295. Изд. 1-е.    Там же, т. VI, стр. 79—80.    Там же, т. VI, 19—20.    Там же, т. II, 183.    Там же, т. VI, стр. 78. Ср. т. I, 23.     Евсевий. Жизнь Константина, кн. IV, гл. 48.    Творения Василия Великого. Том VI, стр. 199 (Письмо к италийским и галльским епископам). Изд. 3-е. Серг. Посад, 1892.    Творения его. Т. II, стр. 63 (Письмо к Непоциану).    Там же, т. I, стр. 114 (Письмо к Евстохию).    Там же, стр. 129.    Там же, т. II, 66, 63 (Письмо к Непоциану).    Там же, т. I, стр. 129 (Письмо к Евстохию).    Там же, т. II, стр. 63, 68 (Письмо к Непоциану).    Ut eorum convivia regales superent mensas. Op. cit., lib. XXVII, 3 (14), p. 100.    Творения Иеронима. Том II, стр. 69.    Там же, стр. 62.    Из творения Амвросия Медиоланского De officiis ministrorum. Op. cit., p. LIII.    Творения Иеронима. Том II, 65.    Там же, 64.    Historia sacra. Pars II, cap. 38.    Из творения Амвросия De officiis ministrorum, p. LV.    Epist. ad Valerium episcopum (относится к 391 г.): nihil esse in hac vita et maxime hoc tempore facilius et laetius episcopi et presbyteri aut diaconi officio...     Hefele. Conciliengesch. B. II, S. 90.    История этого собора подробно описана нами в статье «Собор при Дубе 403 года». См.: «Церковно-исторические повествования — из давних времен церкви», стр. 150—179. Изд. 2-е. СПб., 1903.     Migne. Patrologiae cursus. Gr. ser. Tom. 47: Palladii-Dialogus historicus (De vita loannis Chrysostomi), p. 20.     Тьерри. Св. Иоанн Златоуст и Евдоксия. Стр. 77. М., 1884.     Созомен. Церковная история, кн. VIII, гл. 9.     Migne. Gr. ser. Tom. 47: Palladii-dialogus historicus, p. 47—48.    Palladii, ibidem, p. 50.    Palladii, ibidem, p. 51.    Деян. Всел. соборов. Том III, 257. Казань, 1879. Изд. 2-е.    Там же, стр. 255, 257, 258.    Деян. Всел. соборов. Том IV, 93—95. Каз. изд. 2-е.    Творения св. Исидора Пелусиота. Том I, стр. 151, 196. М., 1859.    Там же, стр. 95, 182.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Лебедевым из актов Константинопольского собора 403 г. (собор под Дубом, составившийся против Иоанна Златоуста ), следствие о Диоскоре и Иве, митрополите Едесском, помещенное в актах Халкидонского собора, и свидетельства Исидора Пелусиота о современных ему высших и низших клириках рисуют такую картину морального упадка в духовном сословии, которая может вызвать только нравственное омерзение. На естественно возникающий вопрос о причинах столь глубокого упадка нравов среди сословия, на котором прежде всего лежала обязанность исполнять евангельские заповеди, автор отвечает прежде всего указанием на то, что с течением времени духовное звание сделалось выгодной профессией, а не служением по глубокому нравственному убеждению, и потому понятно, что смотревший на свое звание как на выгодное занятие, необходимо думал лишь о том, как бы побольше извлечь из него материальной пользы. Другая причина лежала в недостаточно внимательном выборе лиц, принимаемых в духовное сословие. С IV в., когда число христианских общин стало быстро умножаться, не для всякой общины или прихода можно было найти хорошего священника. Спрос на служителей Церкви превосходил предложение, и потому в духовное звание, по словам уже Епифания (IV в.), принимали всякий сброд. Но ничто, быть может, так не повлияло на упадок нравов духовенства, как испорченное византийское общество и, в частности, византийская придворная атмосфера. Духовенство носило на себе следы растления того общества, из которого оно выходило, и того государства, интересам которого оно служило. В общих чертах история материального быта древневселенского духовенства обрисовывается в анализируемом исследовании А.П. Лебедева следующим образом. В век апостольский, когда к новой религии в большинстве случаев обращались бедняки, пастыри Церкви не могли рассчитывать на материальную поддержку со стороны общины и жили трудами своих рук, питаясь от тех профессий, какие они имели до избрания в иерархическую должность и каких они не оставляли во священстве; возможно также, что они избирались преимущественно из зажиточных классов, так как самая должность их требовала известной степени образованности, которую естественнее было встречать в более состоятельном классе, чем в простонародье.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Последующее время не дает ничего достопримечательного для истории вопроса о положении Апокалипсиса в новозаветном каноне. Пред отцами стояла дилемма: или последовать преданию церкви, или же своему личному вкусу, часто определяемому направлением школы. Поэтому далее и нельзя встретить каких-либо исследований о нашей книге, а просто приходится отмечать, какой церковный писатель признавал Апокалипсис или просто цитировал его и какой нет. Св. Кирилл Иерусалимский (315–386) в четвертом огласительном слове пересчитывал все священные книги нашего канона за исключением Апокалипсиса. Наоборот, св. Епифаний Кипрский († 403) принимает Апокалипсис, подробно опровергает возражения против него со стороны алогов. Иоанн Златоуст не цитирует Апокалипсис. Мнение о нем Феодора Мопсуестийского неизвестно. Точно так же и Феодорит нигде не цитирует Апокалипсиса. Юнилий, африканский епископ VI века, замечает, что относительно Апокалипсиса «между восточными христианами существует значительное сомнение». Св. Ефрем Сирин († 373) не цитирует его. Св. Иоанн Дамаскин († 750 г.) считает Апокалипсис среди канонических писаний. Св. Григорий Богослов употребляет его, равно как и Василий Великий и Григорий Нисский . Св. Амфилохий Икопийский говорит, что большинство считает эту книгу подложной. Но в самой Александрии ее принимает св. Афанасий Великий . Далее, она принимается Кириллом Александрийским , Дадимом Нилом, Исидором Пелусиотом . В V веке епископ Кесарийский Андрей пишет толкование на Апокалипсис; то же самое позднее делает другой епископ Кесарийский Арефа. В западной церкви Апокалипсис всеми церковными писателями считается произведением Апостола Иоанна и принимается в канон. Таковы, между прочим, Иларий Пиктавийский , Амвросий, донатист Тихоний, блаж. Августин и др. Отрицательные мнения относительно Апокалипсиса представителей богословской мысли с IV века не могли иметь никакого значения ввиду тех условий, в которых они высказаны. В самом деле они не являются ни плодом основательного изучении древнецерковного предания, ни плодом свободного критического исследования книги. Отношение к ней того или другого писателя, по-видимому, просто определялось личным вкусом или традициями школы. Ввиду же замечательных и согласных свидетельств более глубокой древности мы можем утверждать, что Апокалипсис блестяще удостоверен древнецерковным преданием, как писание св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Самосвидетельство Апокалипсиса о писателе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кирилл (ум. в 444 г.), племянник и преемник (с 412 г.) по кафедре Феофила. Под его руководством Кирилл получил отличное образование как в богословии, так и в светских науках и довершил свое воспитание в обществе монахов Нитрийской пустыни. В 403 г. он вместе с Феофилом был на соборе в Константинополе, осудившем Иоанна Златоуста . Свою епископскую деятельность Кирилл начал с гонений на новациан, которые были изгнаны из его епархии, и иудеев, которые были частью перебиты, частью изгнаны, с конфискацией имущества. Эта мера Кирилла вызвала крайнее неудовольствие александрийского префекта Ореста. Монахи Кирилла отвечали оскорблениями префекту, а один из них даже ранил его камнем, за что был казнен. Кирилл провозгласил его страдальцем за истину и похоронил с почетом. Когда Константинопольский епископ Аттик преложил Кириллу внести в церковные диптихи имя Иоанна Златоуста , тот отказался, и сделал это лишь в 418 г. благодаря уговорам Исидора Пелусиота . С 419 г. деятельность Кирилла посвящена борьбе с Несторием. Узнав от египетских монахов, что в монастырях его епархии циркулируют сочинения Нестория, Кирилл написал послание «К пустынникам Египта», в котором кратко обличал учение Нестория, а когда последний обиделся на это, Кирилл прямо потребовал от него отречения от указанных мыслей. Несторий отвечал рядом новых проповедей. Тогда Кирилл обратился к Несторию со вторым посланием, в котором подробнее объяснял свою позицию. Несторий в ответ потребовал Кирилла, от имени и с согласия императора, к себе на суд по поводу жалоб на него нескольких александрийских клириков. Отказавшись явиться на суд личного врага, Кирилл согласился подчиниться приговору главных епископов диоцеза или избранных мирских сановников, и в то же время отправил императору и его сестрам 3 послания, в которых разъяснял еретичество Нестория. Сестра Феодосия Пульхерия приняла сторону Кирилла, но император был обижен тем, что в письме Пульхерии Кирилл писал иначе и подробнее, чем ему, как бы не признавая его способным войти в суть тонких религиозных вопросов. Опираясь на поддержку папы Целестина , Кирилл созвал собор в Александрии, который одобрил тезисы его учения. В результате появились на свет 12 анафематизмов, которые Кирилл послал Несторию с Epistola Synodica, и написал письма константинопольским монастырям. В столице началась смута, в которой император обвинил Кирилла. Монахи потребовали созыва Вселенского собора. В результате он был созван в 431 г. (см. прим. 129). В 432 г. Феодосий потребовал, чтобы Иоанн Антиохийский и Кирилл возвратились к единению церкви, и в 433 г. состоялась уния.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хотя последовательность жизни ап. Павла излагается примерно одинаково в его Посланиях и в Д. с. а., хронология отдельных событий не всегда совпадает (наиболее сложный вопрос для согласования - какому из событий, описанных в Д. с. а., соответствует то, о чем идет речь в Гал 2). В Посланиях ап. Павел почти не говорит о чудесах, им совершенных, и, наоборот, подчеркивает свою немощь (2 Кор 12. 10; ср.: 2 Кор 12. 12). В Посланиях он называет себя плохим оратором (1 Кор 2. 4; 2 Кор 10. 10), тогда как в Д. с. а. произносит неск. великолепных с т. зр. ораторского искусства речей. История толкования Д. с. а. От периода ранней Церкви и эпохи Вселенских Соборов толкования на греч. языке сохранились в основном во фрагментах. Их авторами были сщмч. Дионисий Александрийский († 264/5) (CPG, N 1584, 1590), Ориген († 254) (CPG, N 1456), Аполлинарий Лаодикийский († ок. 390) (CPG, N 3693), Дидим Александрийский († ок. 398) (CPG, N 2561), Григорий Эльвирский († ок. 392) (его сочинение долгое время приписывалось Оригену: Tractatus Origenis de libris SS. Scripturarum/Ed. P. Batiffol, A. Wilmart. P., 1900. P. 207-213), Аммоний Александрийский (V или VI в.) (CPG, N 5504), прп. Исихий Иерусалимский († после 450) (PG. 93. Col. 1387-1390), Севир Антиохийский († 538) (CPG, N 7080.15). Самое полное и лучше всех сохранившееся толкование - это 55 гомилий свт. Иоанна Златоуста († 407), к-рые составлены ок. 400 г. (CPG, N 4426) (им также написано неск. гомилий на начало Д. с. а.). Из крупных толкований также известны толкование, ошибочно приписанное Икумению (вероятно, VIII в.; CPG, N C151), и толкование блж. Феофилакта Болгарского († 1125) (CPG, N С152). Из схолий и толкований на отдельные перикопы Д. с. а. выделяются надписанные именами Феодора Ираклийского († ок. 355) (CPG, N 3565), Евсевия Эмесского († ок. 359) (PG. 86. Col. 557-562), свт. Афанасия Александрийского († 373) (CPG, N 2144.11), святителей Василия Великого († 379) (CPG, N 2907.10), Григория Богослова († ок. 390) (CPG, N 3052.11), Епифания Саламинского († 403) (CPG, N 3761.8), Кирилла Александрийского († 444) (CPG, N 5210), преподобных Арсения Великого († ок. 449) (CPG, N 5550) и Исидора Пелусиота († ок. 435) (CPG, N 5557), Севериана Габальского († после 408) (CPG, N 4218), Феодора Анкирского († 446) (CPG, N 6140), прп. Максима Исповедника († 662) (CPG, N 7711.9). Ряд рукописей с катенами надписан именем прп. Андрея Кесарийского († 614) (CPG, N C150).

http://pravenc.ru/text/171799.html

Закончив свое образование, Кирилл отправился в Нитрийскую пустыню. Здесь под руководством Серапиона он отдался изучению богословия с таким неутомимым рвением, что в течение одной бессонной ночи прочел все четыре евангелия и послания 3147 . К Оригену он чувствовал отвращение, за то сочинения Климента и Дионисия, Афанасия и Василия беспрестанно были у него в руках. Изучая спорные вопросы и в теории, в на практике, он укрепил свою веру и на них изощрил свой ум. Кирилл молился и постился в пустыне, но его помыслы были обращены на здешний мир 3148 , и честолюбивый отшельник охотно исполнил желание дяди, пригласившего его в Александрию. С одобрения Феофила Кирилл принял на себя обязанности проповедника и скоро снискал себе популярность 3149 . В 403 году вместе со своим дядей он отправился в Константинополь и присутствовал на соборе π δρν против Златоуста 3150 , врагом которого он оставался до конца жизни. Согласившись около 417 г. вписать по настоянию Аттика константинопольского и Исидора Пелусиота 3151 имя Иоанна в церковные диптихи 3152 , Кирилл даже в последние годы своей жизни все еще нашептывал, что осуждение Иоанна Златоуста было основательно 3153 . Смерть Феофила 15 октября 412 г. открыла более широкое поле для честолюбивых желаний его племянника. Выборы прошли не без споров. Духовенство разделилось на партии. Администрация с военачальником Абунданцием во главе 3154 , опасаясь властолюбия Кирилла, высказалась за кандидатуру архидиакона Тимофея. Но народная толпа отстояла с помощью криков и насилия интересы своего любимца, и Кирилл вступил на архиепископскую кафедру 3155 . Опасения египетского начальства были небезосновательны. Кирилл «вступил на епископство, говорит Сократ 3156 , с большей властью, чем Феофил, ибо с его времени александрийское епископство выступило за пределы священного сана и начало самовольно распоряжаться делами». Сильный умом и мужественный духом Кирилл управлял подвижной, волнуемой пылкими страстями своей паствой твердой, властной рукой, внушая к себе уважение, смешанное со страхом 3157 . При всяком удобном случае, он желал показать гражданской администрации, кто владыка Египта. И общественная, и частная благотворительность подчинялась его произволу. Его голос или воспламенял или укрощал страсть народной толпы; его приказания слепо исполнялись подчиненными ему параваланами 3158 , освоившимися при ежедневном исполнении своих обязанностей со сценами убийства 3159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Елевферий Византианин, муч. при Максимиане. 4 авг. Елевферий и Леонид мучч. 8 авг. Елезвой блаж., царь Ефиопский 6 века. 24 окт. Елена муч., с Аверкием. 26 мая. Елена царица, сконч. около 326 г., с сыном своим, царем Константином Великим. 21 мая. Еликонида Селунская, муч. Коринфская при Гордиане и Филиппе (238–244). 28 мая. Елима, пресв. Вавилонский, муч. Кордувский ок. 251 г., с Полихронием еписк. 30 июля. Елисавета праведная, мать Иоанна Предтечи, с Захарией. 5 сент. Елисавефа муч.. с Александром еписк. 22 окт. Елисавефа преп. чудотворица. 24 апр. Елиссей пророк. 14 июня. Елладий муч. с Феофилом диаконом. 8 янв. Елладий, муч. Аназарвский при Диоклетиане, с Феодулией и др. 5 февр. Елладий священномуч. 28 мая. Елладий, преп. Египетский. В субб. с. Еллий, преп. Египетский. 14 июля. Елпидифор, муч. Персидский ок. 345 г., с Акиндином и др. 2 ноября. Елпидифор, Дий, Вифоний и Галик, мучч. 3 апр. Елпидий, еп. Херсонский, муч. в начале 4 в. 7 марта. Елпидий, Маркелл, и Евстохий, мучч. при Иулиане. 15 ноября. Емилиан, еписк. Тревийский и др. мучч. при Диоклетиане. 18 авг. Емилиан муч. Доростольский при Иулиане. 18 июля. Емилиан еписк. Кизический, исповедник при Льне Армянине. 8 авг. Емилиан преп., испов. 8 янв. Емилиан преп., РимлянИн.7 марта. Еннафа, Валентина и Павла девы, мученицы Палестинские, при Максимиане. 10 февр. Енос праотец. В нед. праотец. Енох праотец. В нед. праотец. Епафрас, ап. из 70. 4 янв. Епафродит, ап. из 70, с Сосфеном и др. 8 дек. Епекет, ап. из 70. с Силой и др. 30 июля. Епиктет пресв., и Астион монах, мучч. Алмиридские, около времен Диоклетиана. 7 июля. Епимах, муч. Пелусийский ок. 250 года. 31 окт. Епистима, муч. Едесская при Декии от Урса, с Галактионом. 5 ноября. Епифаний, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Епифанй, архиеписк. Кипрский, ум. ок. 403. 12 мая. Епихария, муч. Римская при Диоклетиане от Кесария. 27 сент. Еполлоний отрок, муч. Антиохийский при Нумериане, с Вавилой еписк. 4 сент. Еразм, еп. Формийский, муч. ок. 303 года. 4 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Собственно в Александрии замечательным представителем Александрийской школы после Афанасия Великого был слепец Дидим. Он еще на четвертом году жизни ослеп, но, несмотря на это, достиг громадной учености, так что сделался катехером Александрийской школы. Умер в 395 г. Дидим был жарким почитателем Оригена и даже разделял некоторые из его оригинальных мнений, но в богословких вопросах, занимавших тогда общество, напр., в учении о Сыне Божием и Св. Духе он строго держался православного учения. Дидим составил комментарии почти на все св. Писание; сохранились три книги о Св. Троице и книга о Св. Духе. Еп. Арсений, отмечая в " Летописи " , что Дидим в свое время считался знаменитейшим ритором, философом, математиком и богословом, пишет: " Преп. Антоний Великий, посетив его в Александрии, сказал ему: " Не печалься, Дидим, о потере телесного зрения; ты лишился очей, какие есть и у мух, и у блох. Радуйся, что имеешь глаза, которыми видишь ангелов, Бога и Его свет " . Св. Кирилл Александрийский был видным представителем школы в 5 веке. Он был племянником архиепископа Александрийского Феофила и, с 412 г., преемником его на кафедре. Под его руководством, он получил отличное образование, как в богословии, так и в прочих науках, особенно в античной литературе, и довершил свое воспитание у монахов Нитрийской пустыни. В 403 г. он вместе с Феофилом был на соборе под Константинополем, осудившем св. Иоанна Златоуста. Когда, после преставления святителя, константинопольский первосвятитель Аттик предложил Кириллу внести имя Златоуста в церковные диптихи, св. Кирилл отказался, что объясняют убеждением его в законности низвержения святителя Иоанна. Лишь в 418 г., благодаря убеждению своего друга, святого Исидора Пелусиота, смягчавшего суровый характер святого Кирилла, он исполнил предложение Аттика. С 419 г. деятельность св. Кирилла почти всецело посвящена борьбе с Несторием. Несмотря на то, что последнего поддерживал император Феодосий, и его сторону держали патриархаты Антиохийский и (отчасти) Иерусалимский, св. Кирилл, в конце концов, одержал полную победу над ним. В своих сочинениях он защитил и обосновал " веру Церкви " по спорному вопросу, и настолько полно и ясно, что его учение стало учением всей Церкви. Напомним, что он, опираясь на папу Целестина, созвал собор в Александрии, который одобрил выработанные им тезисы его учения и изрек анафему Несторию (почему эти тезисы известны под именем анафематствований Кирилла). Третий Вселенский Собор в Ефесе в 431 г., при видном участии св. Кирилла, осудил Нестория и его ересь. Святитель умер в 444 г. Кроме труда о Юлиане Отступнике и 12 анафемствований, св. Кирилл написал сочинения о Святой и Единосущной Троице, пять книг против Нестория. По изъяснению св. Писания, он написал толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна, послания к евреям, коринфянам и другие. В своих толкованиях он придерживался приемов Александрийской школы, т.е. аллегоризма.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2187...

После пяти лет пустыннической жизни архиеп. Феофил причислил свят. Кирилла к клиру, поручив ему проповедование. В 403 году Кирилл в качестве диакона, вместе с архиеп. Феофилом, был в Константинополе на «Соборе под дубом», неправедно осудившем свят. Иоанна Златоуста . В отношении к свят. Иоанну, свят. Кирилл долго оставался типичным александрийцем своего времени. Когда в 417 году мощи свят. Иоанна Златоуста перенесли в Константинополь, свят. Кирилл писал: «Если Иоанн епископ, то почему Иуда не апостол?». Однако, недоверие свят. Кирилла к константинопольской кафедре неожиданно сыграло положительную роль в его борьбе с действительным еретиком, архиеп. Несторием. В 412 году умер архиеп. Феофил, и на Александрийскую кафедру был избран свят. Кирилл. Тогда в Александрии еще сильны были язычники и иудеи. Свят. Кирилл повел решительную борьбу и с теми, и с другими. К описываемому периоду архипастырской деятельности свят. Кирилла относится перемена в лучшую сторону его отношения к свят. Иоанну Златоусту , случившаяся около 418 года под влиянием бывшего ему видения, а также благодаря преп. Исидору Пелусиоту . С 428 года заботы свят. Кирилла были устремлены на охранение Вселенской Церкви от несторианства. В тот год император Феодосий II пригласил на константинопольский престол из Антиохии пресвитера Нестория, надеясь найти в нем второго Златоуста. Несторий был подвижником строгой жизни, но отличался самонадеянностью. Вслед за пресвитером Анастасием, которого он взял с собою из Антиохии, Несторий начал распространять мысль, что не должно называть Пресвятую Деву Марию «Богородицею», а только «Христородицею». Он не признавал ипостасного соединения естеств в Иисусе Христе, по которому человеческие свойства усвояются в Нем Божеству и Божеские свойства усвояются естеству человеческому. Несторий допускал такой их союз, какой бывает между двумя совершенно отдельными лицами, по единству нравственного достоинства или могущества и власти (например, между двумя друзьями). В столице поднялось волнение, но Несторий начал гонение против несогласных. Когда свят. Кирилл узнал, что в монастырях его епархии распространяются несториевы проповеди, то написал «Послание к монахам египетским», в котором, не называя имени Нестория, обличал его учение. Послание достигло Константинополя и оказало поддержку защитникам Православия. Несторий чувствовал себя оскорбленным.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Должно вразумить вас: которые тратите на зрелища целый день, подвергаете посмеянию честное супружество, посрамляете великое Таинство. Скажи мне, какими глазами потом будешь смотреть дома на жену, видевший ее, опозоренной в театре? Как, не покраснев, представишь себе супругу, когда ты видел весь пол ее обесчещенным? Не говори мне, что, представляемое в театре, есть одно лицедейство. Ибо это лицедейство многих сделало прелюбодеями и многие дома расстроило. Как будет смотреть на тебя жена, когда ты возвратишься с такого беззаконного зрелища? Как примет тебя? Как будет говорить с тобою после того, как ты, столь бесчестно посрамил весь женский пол, пленился таким зрелищем и сделался (в душе) рабом блудницы. Я не препятствую веселиться, но хочу, чтобы это происходило не без целомудрия, не с бесстыдством и бесчисленными пороками. Святитель Кирилл Александрийский Самое обширное влияние на церковные события V века, особенно, на Востоке, предназначено было оказать святителю Кириллу, архиепископу Александрийскому. О первых годах жизни Кирилла до нас дошли очень скудные сведения. Известно только, что он был племянником (по матери) Феофила, архиепископа Александрийского (известного врага святителя Иоанна Златоуста ) и, получив образование под надзором своего дяди, как бы, унаследовал от него и его характер – довольно надменный, раздражительный и суровый. По собственным словам Кирилла, он изучал истины христианской веры из Священного Писания, которое почти все знал на память, из писаний древних учителей Церкви (Ерр. 35 и 57 ad Lupum) и, с особенным усердием и наслаждением, читал творения Дионисия и Афанасия Александрийских , Василия Великого и, позднее, также, Иоанна Златоуста и других; сочинение же Кирилла «Против Юлиана» показывает, что он много читал и языческих писателей. Около пяти лет провел Кирилл в Нитрийской пустыне, в скиту преподобного Макария Александрийского , откуда Феофил брал его с собой в Константинополь (в 403 г.) судить святителя Иоанна Златоуста . Кирилл сохранял некоторое время и, впоследствии перенятое им от дяди, предубеждение против святителя Иоанна, имени которого он не хотел вносить в церковные диптихи (помянники) и, только уступив убеждению Исидора Пелусиота , которого уважал, как отца, Кирилл согласился, наконец, после совещания с Собором Египетских епископов около 418 г. чтить память великого святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010