О, корабль – носитель бесчисленных зол... Там живут вражда, ссора, обман, сварливость, ругань, злословие, хула и всё, что только мы ни назовём и чего ни опустим злого, – всё это носит адский корабль зависти. Потоп не в силах был поглотить этот корабль, но Иисус потопил его силою Духа, источником Крещения. В этом корабле были и якоря, но они переплавлены в гвозди для Христа; в этом корабле была и мачта, но диавол вырубил из неё Крест; в этом корабле были и снасти, но ими удавился Иуда. В этом корабле иудеи наткнулись на скалу, потерпели крушение в вере и потому доныне плавают в глубине неведения. Впрочем, те из них, которые в силах ухватиться за Христово судно, спасаются; остальные погибают горькою смертью неведения» («Толкование нашего святого отца Иоанна Златоуста , архиепископа Константинополя на святого Матфея евангелиста – на слова: Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его ( Мф. 12:14 )». 166 – «Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали» ( Ин.12:4–6 ). 168 Ефрем Сирин (φραμ Σρος, ок. 306–373) – великий подвижник и учитель покаяния, отец Церкви, богослов, гимнотворец. С 363 г. Преподобный подвизался до своей кончины (ок. 373–379 гг.) в монастыре близ города Едессы в Сирии, отчего и именуется «Сирин». Св. Ефрем оставил после себя много богословских, истолковательных и нравоучительных сочинений, им написано много песнопений и молитв, обогативших Церковное богослужение. Количество его сочинений, по Фотию, простиралось до 1000, не считая богослужебных молитв и стихотворений Его покаянная молитва «Господи и Владыко живота моего» читается Великим постом. Память – 28 января по ст. ст. 169 Дорофей Газский в Палестине, авва Дорофей (Δωρθεος της Γζης, † VΙ в.) – христианский святой. По прошествии послушания в монастыре прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

В таинстве Покаяния, как и во всяком другом таинстве следует различать три стороны: нравственно-психологическую, благодатную и воспитательную. Жажда иной, лучшей жизни – психологическая основа появления в человеческой душе покаянного настроения. Греческое слово «метаниа» (покаяние) означает не только осознание своей греховности, но и изменение отношения к Богу, человеку и к самой жизни, являющееся началом покаянного делания и исправления. Но в духовной жизни тяжело сказывается «упорство в грехах» (епископ Феофан Затворник ), холодное равнодушие, потеря связи с Богом и отчуждение от людей. Путь возвращения к Богу и к духовному возрождению должен начаться с возвращения в свой внутренний мир. К себе восходи, человече... да обновляется в тебе всякаго жития путь (13 сентября, стихира на «Хвалитех»). В притче о блудном сыне это состояние выражено словами: В себя пришед ( Лк. 15:1 «Войди в себя, призывает преподобный Ефрем Сирин († 373), и обратись к Господу всем сердцем». Начальной ступенью покаяния, а тем самым и обновления человеческой души, и следует считать вхождение в сокровенную храмину своей души. «Войдя в нее, он увидит, – говорит преподобный Симеон Новый Богослов († 1032), – свое тяжелое внутреннее состояние, почувствует, что душою он болен, темен и страждет». Его внутреннему взору откроется необходимость единения с Богом, которое непременно приводит к духовной связи и с ближними. В свою очередь, сердечные, доброжелательные отношения с ближними приближают человека к Богу ( 1Ин. 4:20 ). В Молитве Господней прощение Господом грехов (долгов) наших ставится в зависимость от прощения нами долгов своим должникам ( Мф. 6:12 ). Мы должны руководствоваться словами Спасителя: Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнит, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой... и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой ( Мф. 5:23–24 ). На вопрос апостола Петра: Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус Христос ответил: до седмижды семидесяти раз ( Мф. 18:21–22 ), то есть прощать всегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вопрос иногда возникает о том, почему Аарон принял участие в этом мероприятии? Какого-то однозначного истолкования не существует. Некоторые его порицают, некоторые находят ему какие-то извинения. Преподобный Ефрем Сирин, в толкованиях которого приводится много древних преданий, обращает внимание на следующее: начиная с этой истории, мы больше нигде не встречаем упоминание об Оре. Предание говорит о том, что когда Ор попытался воспротивиться этому сооружению, он был убит, и Аарон, не желая последовать его участи, согласился на требование народа т. 6, с. 373]. По свидетельству самого Моисея, «и на Аарона весьма прогневался Господь [и хотел] погубить его; но я молился и за Аарона в то время» (Втор. 9:20). Также защищает Аарона и блаженный Феодорит Кирский: «Исследовав дело, найдем, что Аарон не совершенно лишен извинения. Когда брат его сорок дней пребыл на вершине горы, народ пришел в неистовство и стремился возвратиться в Египет. Аарон пытался сначала обуздать стремление их словом. Поелику же увидел их непокорными, то испросил у жен золотые вещи, против одной страсти восставляя другую, любовь к нарядам и любостяжательность – против безумного суеверия. Но и сия хитрость не угасила их неистовства. Посему принужден был сделать тельца» с. 110]. Почему Израильтяне изобразили Бога именно в виде тельца? Это был довольно распространенный у семитов способ изображения божества, символизировавший его могущество. В Египте тоже почитали священного тельца – бога Аписа. Поэтому здесь никакого изобретательства не было, избран был традиционный образ. Именно в виде золотых тельцов изобразил впоследствии Бога царь Иеровоам в Вефиле и Дане. Господь говорит Моисею отойти от этого народа, что он будет уничтожен, и от Моисея будет произведен новый благочестивый народ, так же, как это произошло с Авраамом. Моисей стал умолять Господа: «отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего» (Исх. 32:12) – что его известным образом характеризует. Он полон любви, необычной для своего времени, – такой любви, с какой апостол Павел говорит: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих... Израильтян» (Рим. 9:3).

http://sedmitza.ru/lib/text/430943/

Образ святого пророка рассматривался еще в пророчествах книг Ветхого Завета, что вызывает интерес. Слова о Крестителе Господнем, произнесенные до его рождества угодниками Божьими, нашли отражение не только в Священном Писании Нового Завета, но и в толкованиях святых отцов, в литургической жизни нашей Православной Церкви и даже в иконописи. Пророчество о святом Иоанне в Книге пророка Исаии и его святоотеческое толкование Служение святого пророка Исаии проходило в царствование Озии, Иоатама, Ахаза и Езекии, царей Иудейских, то есть между 829 и 716 гг. до Рождества Христова . Именно его пророчество, помещенное в начале сороковой главы, мы рассмотрим первым. Мы находим такие удивительные слова: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими» (Ис. 40:3-4). Святые отцы толкуют это место Священного Писания по-разному. Например, святитель Иоанн Златоуст (347-407), комментируя Книгу пророка Исаии, пишет: «“Глас вопиющего в пустыне”. Это – благовестие в оставленной земле иудеев после возвращения из плена» . Здесь мы можем вспомнить святого Иоанна, который нес свое благовестие иудеям, проповедуя о скором пришествии Господа. Хотя сначала толкователь об этом не пишет прямо. Далее, толкуя «пустыню» как заблудшую душу человеческую, святитель Иоанн вновь возвращается к мысли, что перед Мессией должен был быть Предтеча, поэтому пишет: «Подобно тому как во время прибытия в какой-либо город царя приготовляется выравнивается и делается удобным путь для его шествия, хотя бы такой путь был непроходимым, неутоптанным, почти не посещаемым, зарос терновниками и колючками, так должно было делать и тогда. И он (глас вопиющего) пришел прежде затем, чтобы приготовить путь Христу» . Преподобный Ефрем Сирин (306-373), комментируя это же пророческое место, пишет: «Здесь Пророк говорит о Господе нашем и возвещает Его пришествие, как и Иоанн говорил: “Аз глас вопиющаго в пустыни: исправите путь Господень” (Ин. 1:23), да воздается Господу то поклонение, которого не воздавали Ему язычники. Ибо ради сего пришел Господь во плоти» . В этом толковании святого Ефрема мы видим, что он говорит о пришествии Господа в мир и о Его миссии на земле, а Крестителя Господня преподобный упоминает лишь вскользь.

http://bogoslov.ru/article/6167241

Первосвященники, книжники и иные вожди иудейского народа вынудили Понтия Пилата казнить Христа только по одной причине: они ужасно завидовали Его авторитету в народе и очень боялись лишиться власти. Но все их попытки спровоцировать Спасителя на какой-то неблаговидный поступок или резкое высказывание потерпели неудачу. Такими же беспомощными оказались их попытки уличить Его на суде хоть в чем-нибудь, заслуживающем наказания: пришлось звать лжесвидетелей, но и те с задачей не справились (ср.: Мк 14:55-59). Осудили Христа в итоге за «богохульство»: Он называл Себя Сыном Божиим, то есть говорил чистую правду. Самые праведные люди, попадая в тяжелые обстоятельства, соглашались, подобно одному из распятых со Христом разбойников , что достойное по делам своим приемлют (ср. Лк 23:41). Преподобный Ефрем Сирин (306-373) оказался в тюрьме по ошибке, но ему было открыто, что страдает он не безвинно: много раз вспыльчивый характер мог довести его до преступления. Ростовский митрополит Арсений (Мацеевич), прославленный как священномученик (1697-1772), написал на стене камеры, в которой окончил жизнь: «Благословен Смиривый мя». А Христос претерпел казнь, о которой страшно даже читать, абсолютно безвинно. Он принес Себя в жертву за чужие грехи. И это делает Его страдания ни на что не похожими. Тезис 4. Вся земная жизнь Иисуса Христа была страданием и самопожертвованием. И страдания эти имели смысл! В Послании апостола Павла к Филиппийцам есть место потрясающей глубины и внутренней силы. Апостол говорит о Христе: Он… уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2:6-8). Сын Божий предельно смирил и унизил Себя — пришел на землю как человек и принял на Себя все последствия воплощения, вплоть до смерти, причем смерти самой страшной; так толкуют это место все отцы Церкви. Богословие сообщает нам, что Бог ни в чем не нуждается, что Он вседоволен и всеблажен… Но родившись на земле как Сын Человеческий, Сын Божий с первых же минут жизни стал нуждаться буквально во всем: в человеческой заботе, в пище, в крове, в безопасности, в тепле… И уже в младенчестве Он имел далеко не все из перечисленного. На свет Младенец Иисус явился буквально в «походных» условиях, в помещении, которое обычно использовали как загон для скота. Вскоре после Его рождения Мать и отчим, праведный Иосиф, были вынуждены бежать с Малышом в Египет, чтобы избежать гибели от меча воинов царя Ирода. А позже, уже повзрослев, Христос говорил: даже лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф 8:20).

http://foma.ru/v-chem-unikalnost-stradan...

Между тем святой Ефрем Сирин скончался в 372 или 373 г. (по сирийским источникам). Но это возражение против отнесения начала столпничества к V в., ко времени жизни преподобного Симеона Столпника устраняется, если принять во внимание, что указанное сирийское житие святого Ефрема Сирина написано далеко не современным ему писателем, быть может, в VI или VII в 6 . А если так, то составитель жития мог перенести на описываемое им событие IV в. представления своего времени (VI–VII вв.), когда столпники составляли целый особый класс подвижников и когда они в чрезвычайных, исключительных случаях сходили порой со своих столпов. Правда, можно указать другое место уже в самых сочинениях святого Ефрема Сирина , свидетельствующее, по-видимому, с непререкаемою ясностью о существовании столпничества раньше преподобного Симеона Столпника. Ублажая праведных и святых мужей, святой Ефрем Сирин говорит: «Одни смирили себя вретищем и железом; другие в затворе и посте поработали Господу; иные на столпах неукоризненно совершили подвиг» 7 . Вопрос о сочинениях святого Ефрема Сирина – вопрос еще не разработанный, но, не касаясь его в целом, можно, кажется, упоминание в данном месте о столпниках признать интерполяцией. В противном случае оно стояло бы в резком противоречии со всем тем, что мы знаем о начале столпничества. Наконец, указывают еще на два письма известного синайского подвижника Нила († 430 г.), в которых он обличает некоего столпника Никандра 8 , как на доказательство, что уже в первые десятилетия V в. столпничество было широко распространено, а некоторые столпники даже заслуживали порицания. Но, по отзывам патрологов 9 , сборник писем преподобного Нила Синайского , изданный впервые в 1668 г. Львом Алляцием, представляет еще много неразрешимых загадок. Быть может, и названные письма с именем Нила принадлежат более позднему времени 10 . Слава первого столпника несомненно исторически должна принадлежать преподобному Симеону Столпнику. Можно говорить только, что в предшествующее ему время встречаются явления, которые в некоторых отношениях сходны или параллельны с подвигом, предпринятым этим славным сирийским подвижником.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisy...

Ηó 1398 не доверяет им, находя их не соответствующими с высоким положением Вардесана при дворе. По его мнению, св. Ефрем Сирин (306–373) – первый противник вардесанитов, тогда всемогущих в Едессе. Весь будто бы разсказ об уклонении Вардесана к валентинианству выдуман, «чтобы найти здесь происхождение последующей ереси вардесанитов“.– Деятельность Вардесана в Едессе была прервана в 216–217, когда сюда вступил Каракалла. Вероятно к этому времени нужно относить известие Епифания 1399 , что Вардесан едва не сделался исповедником, вследствие разрыва с другом Антонина, Аполлонием 1400 , безуспешно склонявшим его к отречению от христианства. Вардесан бежал в Армению, где выступил с христианскою проповедью, и, хотя успеха не имел, всё-таки пребывание его в Армении не было безплодным: Вардесан, воспользовавшись храмовыми архивами и присоединивши свои личные наблюдения, написал историю Армении 1401 . Быть может в следующем году, т.е. в 218, Вардесан возвратился на родину, ибо он интервьюирует индийских послов, очевидно, посещавших Антонина из Емессы, т.е. Елагабала, по поводу его воцарения (218–222). Услышанное от индийского посольства Вардесан записал в особое сочинение 1402 .– После этого Вардесан не долго жил. Смерть его относится к 222 году 1403 . 08. Дать полную систему религиозных воззрений и учения Вардесана нет возможности; даже нельзя представить их в положениях ясных, безспорных, не возбуждающих разногласий. Причина этого заключается, разумеется, прежде всего в скудости или даже отсутствии прямых источников – т.е. сочинений самого Вардесана. С другой стороны, по-видимому, и в подлинном учении самого Вардесана далеко не было полной ясности. Уже древнейший наш свидетель св. Ефрем Сирин отмечает это. Он говорит: «Вардесан признаёт вместе с Маркионом дуализм, хотя хочет (и) отвергнуть“ 1410 . Несколько ниже св. Ефрем продолжает: «Вардесан, который спорит, что не существует многих богов, тем не менее учит о многих эонах, т.е. субстанциях вечных,– таким образом, тотчас признаёт, чтó отвергал“ 1411 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

6 )  содержание православного собеседника 1884 июль      (742) – Записки Василия Лужинского архиепископа полоцкого   (253–277). – Типы духовенства в русской художественной литературе за последнее 12-летие. А. Попова .    (278–331). – К вопросу о пессимизме. (Жизнь стоит ли того, чтобы ее жить?). А. Волкова   (332–371). 7 )  содержание православного собеседника 1884 август      (864) – Настоящее положение и современная деятельность православной духовной миссии в Китае. И. Н. А.    (373–390).          (866–883) – Раскол донатистов. Н. Кутепова. (391–453).                    (884–946) – Объявление.              (947) 8 )  содержание православного собеседника 1884 сентябрь      (950) – Раскол донатистов.  Н. Кутепова   (3–33). – Отношения древнего иудейства к греческой образованности. В. Плотникова    (34–62). -История молебного пения при начатии учения отроков. И. Ильминского .   (63–102). – Еще несколько слов о настоящем положении и современной деятельности православной духовной миссии в Китае.  И.Н.А .    (103–108). 9 )  содержание православного собеседника 1884 октябрь      (1060) – Записки Василия Лужинского архиепископа полоцкого    (109–142).              (1062–1095) – примечания к евангелию от Матфея. А. Некрасова     (143–159).                  (1096–1112) – История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. В. Плотникова    (160–191).      (1113–1144) – Объявления                (1145) 10) содержание православного собеседника 1884 ноябрь  (1146) – История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. В. Плотникова    (193–219).      (1148–1174) – Св. Ефрем Сирин . Выдержки из библиографического труда. С. Терновского (220–242).              (1175–1197) – Соломон вне-библейский. Я. Богородского    (243–271).                (1198–1226) – Объявления  (I-XVII).                  (1227–1243) 11) содержание православного собеседника 1884 декабрь  (1244) – История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. В. Плотникова     (273–299).             (1246–1272)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Знаю, что все Ты можешь, и нет ничего невозможнаго для Тебя. Не ожидай растленнаго моего произволения, потому что нет у меня усердия исправить себя. Всякое видимое и невидимое естество да плачет о мне, состаревшемся во грехах и страстях. Плачьте о мне, который напоказ видящим меня целомудрен, а внутренне всегда любодействует. 122. Пора, наконец, познать обман врага и опомниться (2, 373). Займись, наконец, грешник, своим спасением и, уединясь, собери свои помыслы и скажи себе: сколько времени исполнял ты похоти плоти и помышлений своих, какую же получил ты пользу и что приобрел себе, делая это? Увы, душа моя, до какого дошли мы с тобою состояния, до какого расстройства! Смотри – вон все вокруг украшены добродетелями и поистине боятся Бога, а я один хожу во тьме. С ранняго утра раскаяваюсь в том, что делаю, а немного спустя поступаю еще хуже. Господь дал мне силу и здоровье – и вот, полагаясь на то, прогневляю я Создателя своего. Зачем же так нерадива ты, душа моя? Зачем так безпечна? Не всегда же тебе оставаться здесь. Пошлет, наконец, Господь Ангела Своего по тебя, – и должна будешь, нехотя идти отсюда. Тогда что?! Познай же, наконец, крайнюю беду свою, человек, и перестань прекословить Создавшему тебя и противиться повелениям Его. Врагу же, обольщающему тебя, с дерзновением скажи: Позором для Ангелов и человеков сделал ты меня, диавол, когда я послушался злочестиваго совета твоего. Ты внушил мне мысль: однажды удовлетвори похотению своему, – и вот малое это дело стало для меня великою пропастью, и я предался срамным твоим вожделениям. Вода нашла малую скважину и сделала из нея большое отверстие. Ты омрачил ум мой нечистыми помыслами и ввергал меня из греха в грех; уничтожил во мне воздержание, под предлогом немощей чрева моего; сделал меня чуждым для молитвеннаго бдения; насадил во мне сребролюбие, под предлогом продолжительной старости; изсушал мои слезы; ожесточил сердце мое; отвлек меня от подчинения во Христе; умножил для меня развлечения; сделал меня непокорным; довел до того, что я не трудился над должным, а занимался суетами; научил меня зависти и злословию; сделал меня высокомерным, раздражительным и гневливым; научил меня объядению, пьянству и сластолюбию; приучил разсеяваться во время чтения и псалмопения, так что молюсь – и не знаю, о чем, читаю псалмы, а между тем отдаюсь в плен неудержному блужданию помыслов.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/ps...

Коренного русского определяют общие места словесности и расстановка ударения в словах. Помните у М. Булгакова: о большевиках и болезнях за столом не говорят . Русский язык - древний, в нём нет фиксированного ударения. У всех древних языков ударение - силлабо-тоническое - чередование ударных и безударных слогов, доставляющее говорящему и слушающему радостное удовольствие. А уж речь-то говорит, словно реченька журчит ! А если не знаете, где ударение поставить найдите ряд по аналогии, например, обеспечЕние находится в ряду с отглагольными существительными: обучЕние, поручЕние... попробуйте теперь сказать попЕчение, обеспЕчение, как дикторы на Радио в программе «Вести» говорят. Хорошо бы саунд-продюсерам также различать определения - просветительная и просветительская. В школах есть учительские , в тюрьмах были посетительские , куда Нехлюдов ходил на свидания с Катюшей Масловой, а деятельность и литература были - просветительная, благотворительная, учительная. Также следует различать - понятие о чем-либо и жаргонное - по понятиям . К.П. Зеленецкий - автор Учебника Русского языка для мальчиков Реальных училищ учил, что понятия могут быть: ясными - неясными, слитными - раздельными - понятия о чем-либо , а не по понятиям ... Экономия выходов - упрощение языка порой бывает доведено до глупости. Так Википедия и другие справочники, а также современные православные перестали различать Ефрема Сирина (Афрема Нисибинского ок. 306 - 373) и Исаака Сирианина (Епископа Ниневийского VI век), поэтому сейчас у них одна фамилия - Сирин даже в православных изданиях. А ещё у русскоговорящих на «Радио России» мы услышали неразличение и повальную замену всех местоимений у одушевленных и неодушевлённых предметов на - который. Только Гл. редактор «Литературной газеты» Юрий Михайлович Поляков остаётся пока единственным, возвысившим свой голос против этого повального явления неразличения смыслов. Услышали также на «Радио России»: где-то в 90-ые, где-то в августе, где-то в 6 часов - неправильное употребление местоимения места для обозначения - времени.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/29/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010