Тот обнищал духом, кто душевное богатство выменял на телесное изобилие, кто земное богатство отряс с себя, как некую тяжесть, чтобы, став выспренним и воздухоносным, взойти горе вместе с Богом, как говорит Апостол, воспарив на облаке (см.: 1Сол. 4, 17 ). Золото есть тяжелое некое достояние, тяжело и всякое вещество вожделеваемое, как богатство; но легкая некая и горе несущаяся вещь – добродетель. А тяжесть и легкость между собою противоположны. Посему невозможно кому-либо стать легким, пригвоздив себя к тяжести вещества (свт. Григорий Нисский , 19, 373–374). Источник. ...Кто ради Бога обнищает, тот обретет неоскудевающие сокровища (прп. Исаак Сирин , 58, 295). Источник. Нищие... духом не имеют... никакого пристрастия к благам мира сего и не помышляют о них с услаждением, но ненавидят их и отвращаются от них (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 34). Источник. Что славнее нищенствования духом, доставляющего человеку Царствие Небесное, коему равноценного ничего нет и быть не может ни в настоящей, ни в будущей жизни? Но и то, что не имеет кто более томящей о себе заботы относительно земного и временного, какое, думаешь ты, приносит ему ангельское состояние и какие вечные уготовляет блага? И то опять, что презирает кто все временное и тленное, и все почти необходимое для тела его, так что никогда не заводит споров и ссор из-за них, но всегда хранит мир и любовь в невозмущаемой тем душе своей, какого не достойно воздаяния, каких венцов и дарований? Поистине выше естества заповедь сия и исполнение ее паче слова и разума, потому что Христос бывает для такового все, вместо всего того, что презирает он. Слыша: «Христос», – не на одно голое слово обращай внимание и не смотри на малость речения, но помышляй о славе Божества Его, превосходящего всякий ум и всякое слово, помышляй о красоте Его неизреченной, о милости безмерной, о богатстве недомыслимом, какое богатно со всякою щедростию подает Он таковым, и уразумеешь, что Его одного достаточно для них взамен всего прочего, так как они приемлют в себя Самого Бога, источника и подателя всякого блага. Посему-то никто из сподобившихся возыметь Христа не вожделевает уже ничего другого, и никто из насытившихся любовию Божиею не имеет уже позыва любить что-либо другое здесь на земле (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 177–178). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Чти матерь твою (игумению), как Матерь Господа, и не оскорбляй седин родившей тебя (по духу) (авва Евагрий, 89, 614). ...Кто посрамил свою честь, тот уже во всем будет бесполезен и себе не может приобрести ни в чем великой пользы, хотя бы он иногда и совершал великие дела... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 261). Источник. Когда непокорные люди пользуются одинаковою честию наравне с покорными, то они больше предаются злу и нелегко отстают от порока (свт. Иоанн Златоуст , 47, 741). Честь человека состоит в добродетели, в помышлении о будущем, в том, чтобы делать все для той жизни и презирать настоящее (свт. Иоанн Златоуст , 48, 242). Величие почести для нежелающих жить сообразно этой почести увеличивает казнь (свт. Иоанн Златоуст , 50, 44). Источник. Если честь приобретена не усилием воли, не доблестию душевной, то не ты пользуешься честью, а богатство: такая честь делает богача бесчестнее всех. Если бы ты, имея друга, пользовался общим уважением и все открыто говорили бы, что сам ты ничего не стоишь, что они принуждены уважать тебя из-за друга твоего, скажи мне: могли ли бы они чем-нибудь более бесчестить тебя? Следовательно, богатство, когда его чтут более, чем обладателей его, есть причина бесчестия нашего, свидетельство слабости, а не могущества. Не глупо ли, в самом деле, если нас не считают достойными этой земли и пепла, а таково золото, получать нам почтение из-за него? Подлинно лучше не пользоваться честью, чем приобретать ее таким способом (свт. Иоанн Златоуст , 54, 414). Душа, жаждущая чести и прославлений, не увидит Царства Небесного (свт. Иоанн Златоуст , 54, 852). Источник. Одной только пречистой и божественной силе угодно украшать честью по достоинству; у нее одной и есть чем почтить, потому что хотению равносильно и могущество. Посему ее единую возлюбим, и как благоизволяющую нас почтить, и как имеющую чем почтить, не только по достоинству, но и сверх достоинства (прп. Исидор Пелусиот , 62, 373). Желающий себе чести не может иметь недостатка в причинах к печали (прп. Исаак Сирин , 58, 11). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Рассеянность ...Не можем преуспевать ни в соблюдении всякой... заповеди, ни в самой любви к Богу и в любви к ближнему, блуждая мыслями туда и сюда (свт. Василий Великий , 9, 90). Источник. Рассеянность происходит от праздности ума, не занимающегося необходимым. А ум остается в праздности и беспечности от неверия в присутствие Бога, испытующего сердца и утробы (свт. Василий Великий , 9, 191). Источник. Можно ли достигнуть нерассеянности во всем и во всякое время, и как сего достигают?.. – Для сего не должно давать душе времени быть праздною от размышлений о Боге и о Божиих делах и дарах, также от исповедания и благодарения за все (свт. Василий Великий , 9, 262). Человек рассеянный в праздник работает, и в рабочий день прислуживает (прп. Ефрем Сирин , 30, 173). Источник. ...Развлечения и парения мысли непрестанно возобновляют тайные язвы (прп. Ефрем Сирин , 30, 304). Источник. Многими молитвами должно собирать рассеянные мысли (прп. Ефрем Сирин , 37, 292). Источник. Блажен, кто, в общении со многими, не развлекается многим, но преселил к Богу всецелое сердце (свт. Григорий Богослов , 15, 273). Источник. ...Три средства рассеивающийся ум делают постоянным: бдение, размышление и молитва. Непрестанное упражнение в них и непрерывное внимание доставляют душе постоянную твердость (прп. авва Исаак, 56, 364). Источник. ...Парения ума никто не может преодолеть, разве только изучением духовного ведения (прп. Исаак Сирин , 58, 362). Источник. ...Если ты, пребывая в келье, рассеиваешься мыслями, укоряй себя во всем и повергни немощь твою перед Богом. Он поможет тебе и укрепит тебя преуспеть о Нем (прп. авва Дорофей , 29, 222–223). Источник. Рассеянность, столько вредная вообще, в особенности вредна в деле Божием, в даче спасения, требующем бдительности и внимания постоянных, напряженных (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 373). Рассеянность окрадывает молитву. Помолившийся с рассеянностью ощущает в себе безотчетливую пустоту и сухость. Постоянно молящийся с рассеянностью лишается всех плодов духовных, обыкновенно рождающихся от внимательной молитвы... (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 164–165). Источник. ...Лютая рассеянность и многопопечительность непременно соединены с глубоким неведением себя, а такое неведение всегда очень довольно, гордо собою (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 108). Когда при молитве мы подвергаемся постоянной рассеянности, это служит признаком, что сердце наше находится в плену у земных пристрастий и попечений, которые не допускают ему устремиться всецело к Богу и пребывать при Нем (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 257). Читать далее Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Иоанн Карпафский , 90, 94). Как железо делается неприкосновенным от проникновения его огнем, так частые молитвы мощнейшим делают ум на брань с врагом; почему бесы всеми силами и стараются леностью расслаблять нас на терпеливое пребывание в молитве, зная, что она к ним враждебна, и уму споборительна в брани (прп. Иоанн Карпафский , 90, 96). Удары, какие наносит нам враг, явно и не явно, мы часто замечаем и видим, мучения же и досаждения, какие он от нас терпит, когда мы или преуспеваем в добродетели, или каемся в прегрешениях, или переносим оскорбления, или благодушествуем в несчастиях, или пребываем в молитвах, или другие какие совершаем дела благочестия, от которых он раздирается, мучается, плачет и расседается, – этого всего мы, по смотрению Божиею, не видим, чтоб не надмиться (прп. Иоанн Карпафский , 90, 97). Как Господь хочет, чтоб человек чрез человека спасаем был, так диавол усиливается, чтоб человек чрез человека погубляем был (прп. Иоанн Карпафский , 90, 106). У кого помышление всегда о Боге, тот прогоняет от себя демонов и искореняет семя их злобы (прп. Исаак Сирин , 58, 44). Источник. Демоны принимают на себя подобие и показывают душе мечтания, приводящие ее в ужас, а более посредствующие к тому дневным памятованием (прп. Исаак Сирин , 58, 141). Источник. Сам диавол умышляет сделать человеку вред и понуждает его взыскать желаемого, когда не достиг еще он соответствующего тому жития (прп. Исаак Сирин , 58, 153). Источник. ...Диавол всяким способом, как бы под личиною доброго дела, или смущает человека, или наносит вред его телу, или скрывает сети в уме его (прп. Исаак Сирин , 58, 153). Источник. ...Враг днем и ночью стоит у нас перед глазами, примечает, выжидает и высматривает, каким отверстым входом чувств наших войти ему (прп. Исаак Сирин , 58, 373). Источник. Смиренномудрием... сокрушаются все оружия врага и противника. Ибо поистине велико смиренномудрие, и каждый из святых шествовал его путем и трудом сокращал путь свой... (прп. авва Дорофей , 29, 40). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Если сердце для каждого из нас есть домашняя церковь , то в нем должны мы совершать и церковные службы (прп. Нил Синайский , 90, 293). Разумно в сердце молящийся переносит находящие скорби, а злопамятный еще не молился чисто (прп. Марк Подвижник , 89, 530). Когда диавол увидит, что ум начал молиться из сердца, тогда наводит великие и злохитрые искушения (прп. Марк Подвижник , 89, 546). Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души (прп. Исаак Сирин , 58, 59). Источник. ...Движение языка и сердца в молитве суть ключи; а что после сего, то уже есть вход в сокровенные клети (прп. Исаак Сирин , 58, 68). ...Диавол усиливается сначала сделать, чтобы оставлена была непрестанная сердечная молитва; а потом внушает пренебрежение к установленным временам молитвы и правила, совершаемого телесно (прп. Исаак Сирин , 58, 372–373). Источник. ...Мысленные разбойники не легко могут окрадывать того, кто совокупил молитву с сердцем (прп. Иоанн Лествичник , 57, 212). Источник. Много потребно времени и труда, более мысленного, чем телесного, на то, чтобы сначала научиться молиться как должно, а потом, научившись, продолжать молиться. Почему и Апостол заповедует нам воспевать и петь Богу всегда сердцем, а не устами одними (см.: Еф. 5, 19 ). Поскольку уста говорят от избытка сердца, то надобно так устроиться, чтобы и молитва, устами произносимая, произносима была от избытка сердца. А это бывает, когда в нас сердце чистое созидается. Кто не делает таким образом, тот ничего как должно не понимает из читаемого, не чувствует сладости от того и никакой не получает пользы (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 76). ...Только молитва и становится победоносным орудием и невидимой брани, как сделается настоящею, т. е. внедрится в сердце и станет непрестанно в нем действовать. С сего момента она делается непроницаемою, непреодолимою и непереходимою оградою души, не допускающею к пей ни стрел вражеских, ни страстных нападков плоти, ни обольщений со стороны мира прелестного. Самим присутствием своим в сердце она пресекает брань невидимую. Почему и внушалось тебе: поспеши привить к сердцу действо молитвы и попекись о том, чтоб она была там в непрестанном движении. Ибо это то же, что сказать: сделай так, и без борьбы будешь являться победителем. Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Заповеди не тяжелы для любящих истину (прп. Исаак Сирин , 58, 244). Источник. ...Душа, не сохранившая заповедей, не есть здравая (прп. Исаак Сирин , 58, 244). Источник. Что врачевство для больного тела, то заповеди для страстной души (прп. Исаак Сирин , 58, 244). Источник. ...Без делания заповедей, пока прежде всего не пойдем оным путем, ведущим к душевной чистоте, не должно нам и желать и надеяться душевного очищения (прп. Исаак Сирин , 58, 245). Источник. ...Душа не в состоянии будет соделаться чистою, если не будет хранить их (прп. Исаак Сирин , 58, 245). ...Если любишь чистоту сердца и... духовное мудрование, то прилепись к Владычним заповедям... из любви к Давшему их, а не из страха, или за воздаяние награды (прп. Исаак Сирин , 58, 246). Источник. ...Вожделевающим совершенства надлежит сохранять все заповеди, потому что сокровенное делание заповедей врачует душевную силу (прп. Исаак Сирин , 58, 259). Источник. ...За сохранение заповедей ум сподобляется благодати таинственного созерцания и откровений духовного ведения... (прп. Исаак Сирин , 58, 265). Источник. Если зрение ума не будет очищено деланием заповедей, делами безмолвного жития, не приобретет в совершенстве света любви, не преуспеет возрастом в обновлении Христовом... то не возможет соделаться истинным зрителем Божественного созерцания (прп. Исаак Сирин , 58, 268–269). Источник. Кто вожделевает исполнения воли Божией, тот небесных Ангелов будет иметь путеводителями (прп. Исаак Сирин , 58, 291). Источник. Заповеди Божии выше всех сокровищ мира (прп. Исаак Сирин , 58, 291). Источник. Кто стяжал их , тот внутри себя обретает Бога (прп. Исаак Сирин , 58, 291). ...Сохранением заповедей... очищается душа и, так сказать, очищается и ум, и прозревает, и приходит в естественное (состояние); ибо заповедь Господня светла, просвещающая очи ( Пс. 18, 9 ) (прп. авва Дорофей , 29, 27–28). Источник. Заповеди (Христовы) даны всем христианам, и всякий христианин обязан исполнять их; они, так сказать, дань, должная царю. И кто, отрекающийся давать дани царю, избег бы наказания? Но есть в мире великие и знатные люди, которые не только дают дани царю, но приносят ему и дары: таковые сподобляются великой чести, великих наград и достоинств. Так и отцы: они не только сохранили заповеди, но и принесли Богу дары. Дары же сии суть: девство и нестяжание (прп. авва Дорофей , 29, 28). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Естественное состояние души есть ведение Божиих тварей, чувственных и мысленных (прп. Исаак Сирин , 58, 26). Источник. ...Если добродетель естественным образом есть здравие души, то недугом души будут уже страсти, нечто случайное, прившедшее в естество души, и выводящее ее из собственного здравия (прп. Исаак Сирин , 58, 28). Источник. ...Когда душа возвысится над попечением о теле, тогда вся всецело цветет духом в движениях своих и среди неба носится в непостижимом (прп. Исаак Сирин , 58, 30). Источник. Душа доброго сияет паче солнца и ежечасно возвеселяется видением Божественных откровений (прп. Исаак Сирин , 58, 45). Источник. ...Кто оставил все и заботится о благоустройстве души своей, тот друг Божий (прп. Исаак Сирин , 58, 63). Чистота души есть первоначальное дарование естества нашего. Без чистоты от страстей душа не врачуется от духовных недугов и не приобретает славы, утраченной преступлением (прп. Исаак Сирин , 58, 242). Источник. Удерживайся от многого, и заботься об одной душе своей, чтобы спасти ее от расточения внутренней тишины (прп. Исаак Сирин , 58, 279). Источник. Всегдашнее занятие писаниями святых исполняет душу непостижимым удивлением и божественным веселием (прп. Исаак Сирин , 58, 338). Источник. Очищение души есть освобождение от тайных страстей, возникающих в уме (прп. Исаак Сирин , 58, 389). Источник. ...Омрачение души происходит от беспорядочности в житии (прп. Исаак Сирин , 58, 401). Источник. Душа корыстная лишается премудрости, а душа милосердная умудрена будет Духом (прп. Исаак Сирин , 58, 401). Источник. Покой и праздность – гибель душе, и больше демонов могут повредить ей (прп. Исаак Сирин , 58, 403). Источник. ...Кто вредит душе, тот содействует и помогает демо нам, а кто приносит ей пользу, тот помогает святым Ангелам (прп. авва Дорофей , 29, 85). Источник. Есть три устроения (души) в человеке: он или действует по страсти, или сопротивляется ей, или искореняет ее. Действует по страсти тот, кто приводит ее в исполнение, удовлетворяет ей. Сопротивляется ей тот, кто не действует по ней и не отсекает ее, но любомудрствуя (в греч.: борясь), как бы минует страсть, однако имеет ее в себе. А искореняет страсть тот, кто подвизается и делает противное страсти. Но эти три устроения имеют великую обширность (прп. авва Дорофей , 29, 119). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

«Пресвятая Богородица, всесильная Заступница за весь человеческий род пред престолом Божиим, изволила чтобы и Бессарабия возрадовалась об особом Её попечении и избрала местом для своей чудотворной иконы Успенский Гербовецкий монастырь, где непрестанно изливает множество чудес и знамений всем с верою к Её святой Иконе притекающим. Изначально икона была писана на холсте, а затем, уже в монастыре, холст был наклеен на липовую доску. (размер иконы 65х98 см.) Предание повествует, что эта святая икона со времени появления в монастыре до 1812 г. трижды обреталась нетронутой огнём после великих пожаров, производимых турками, и каждый раз, хранимую Божией силой, её находили среди пепла, лежащей ликом вниз. Престольные праздники [ править править код ] Вознесение Господне - 40-й день после Пасхи Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря Воздвижение Животворящего Креста Господня - 27 сентября Паисий Величковский, преподобный - 28 ноября Как добраться [ править править код ] Адрес: ул. Ленина 2, с. Кицканы, Приднестровье, Молдова, 3300 Электронная почта: noulneamt@yandex.ru Контактные телефоны: Наместник монастыря архимандрит Паисий (Чекан): (+373) 691 55 271 ; (+373)777 19 19 6 Канцелярия: (+373)557-40033 ; (+373)77532477 ; (+373)69924055 Экономская служба (иером. Варнава): (+373) 694 00 719 ; (+373)777- 30 978 Церковная Лавка: (+373) 790 70 950 ; (+373) 60488898 - игумен Трифон; (+373) 77777034 ; (+373) 60926893 - Тамара Экскурсионная служба, библиотека: (+373) 694 70 658 ; (779) 6 15 46 - иерод. Алексий (электронная почта: m.alexios@mail.ru ); (+373) 60267934 ; (777) 90814 - иерод. Игнатий Иконописная мастерская, мастерская «Резьба по дереву»: (+373) 694 70658 ; (779) 6 15 46 - иерод. Алексий; (+373) 694 05 019 (777) 56 780 Издательство: (+373) 69270639 ; (+373)-779 53 861 - монах Герман; (+373) 557415 86 (Fax) Гостиница и трапезная: (+373) 69 388 200 - архим. Косьма Паломнику [ править править код ] Где остановиться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Вознесен...

Заслуги всех... добродетелей, хотя сами по себе хороши и ценны, однако же в сравнении со славным созерцанием они затмеваются. Ибо многих святых, занятых упражнением хотя в добрых делах, однако же земных, отвлекают от созерцания высочайшего блага (Бога) и замедляют в стремлении к Богу (прп. авва Феона, 56, 587). Источник. Созерцание есть ощущение Божественных тайн, сокровенных в вещах и в их причинах (прп. Исаак Сирин , 58, 21). Источник. Мысленное созерцание есть естественное ведение, присоединенное к естественному состоянию; и оно называется естественным светом (прп. Исаак Сирин , 58, 186). Источник. Духовное созерцание действует в нас в области чистоты (прп. Исаак Сирин , 58, 263). Источник. ...Созерцание же есть духовное воззрение ума для того, чтобы постигать, что было и будет, и от всего приходить в изумление (прп. Исаак Сирин , 58, 263–264). ...Сперва должно приобрести любовь, которая есть первоначальное созерцание Святой Троицы; а после того и без даяния, естественно, будет... созерцание духовного (прп. Исаак Сирин , 58, 267). Источник. Если же созерцание истинно, то обретается свет, и созерцаемое усматривается близким к действительности (прп. Исаак Сирин , 58, 268). Источник. ...Созерцание нового мира духом откровения, которым ум услаждается духовно, есть действие благодати, а не тень ведения... (прп. Исаак Сирин , 58, 270). Источник. иногда дается по благодати за горячность веры, а иногда за делание заповедей и за чистоту (прп. Исаак Сирин , 58, 270). ...Все созерцания, какие язык в состоянии обнаружить в телесной области, суть мечтания душевных помыслов, а не действие благодати (прп. Исаак Сирин , 58, 272–273). Источник. ... бывает следствием истинного безмолвия (прп. Исаак Сирин , 58, 408). Ум, устремляясь к созерцанию духовных предметов, имеет от того неотступную сладость (авва Фалассий, 91, 299). Если, отсекши на время причины страстей, займемся мы духовными созерцаниями, но не всегда в них будем проводить время, имея это одно себе дело, то легко опять обращаемся на плотские страсти, не получив от того другого плода, кроме простого знания с самомнением, коего конец есть самого познания мало-помалу помрачение и всеконечное ума к предметам вещественным уклонение (прп. Максим Исповедник , 91, 207).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Добродетель есть матерь печали , а от печали рождается смирение, а смирению дается благодать (прп. Исаак Сирин , 58, 154). Кто без скорби пребывает в добродетели своей, тому отверста дверь гордости (прп. Исаак Сирин , 58, 155). Источник. ...Добродетелью не почитается та, совершение которой не сопровождается трудностью дела (прп. Исаак Сирин , 58, 222). Источник. ...Прежде всех добродетелей – пренебрежение покоем (прп. Исаак Сирин , 58, 228). Источник. ...Если не будешь приуготовлен к сретению искушений, то удержись от делания добродетелей (прп. Исаак Сирин , 58, 291). Источник. Всякую добродетель, совершенную без телесного труда, почитай преждевременным и неодушевленным плодом чрева (прп. Исаак Сирин , 58, 313). Никто не видит солнца во мраке, и добродетели – в естестве души при продолжающемся мятеже страстей (прп. Исаак Сирин , 58, 363). Телесная добродетель в безмолвии очищает тело от вещественного в нем... (прп. Исаак Сирин , 58, 386). ...Добродетель ума смиряет душу и очищает ее от грубых губительных мыслей, чтобы не ими занималась она страстно, но паче пребывала в созерцании своем (прп. Исаак Сирин , 58, 386). ...Если кто хочет приобрести добродетель, то он не должен быть нерадивым и рассеянным (прп. авва Дорофей , 29, 116). Источник. ...Как в добродетели, так и в пороке, от частого в оных упражнения, душа получает некоторый навык, и потом тот навык или мучит, или покоит ее (прп. авва Дорофей , 29, 133). Источник. ...Должны мы потрудиться не только изгнать страсти, но и воспринять добродетели и водворить их на своем месте, потому что мы естественно имеем добродетели, данные нам от Бога (прп. авва Дорофей , 29, 143–144). Источник. ...Каждую добродетель человек должен совершать так разумно, чтобы усвоить ее себе и обратить в навык, и (таковой) оказывается... искусным художником, зодчим, могущим прочно строить свой дом (прп. авва Дорофей , 29, 162). Источник. ...Человек (сам собою) не может ни приобрести добродетели, ни сделать что-нибудь благое... хотя бы он стал стараться о сем, по страху Божию, но ничто не совершается без помощи Божией; итак, непременно нужны и наше старание, и помощь Божия. Поэтому человек всегда должен молиться Богу и просить Его помочь ему и споспешествовать ему во всяком деле (прп. авва Дорофей , 29, 187–188). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010