44. Иоанна Лествичника Лествица 1783 года. Рукопись 4 , 13+204 л., полууставом. Две разноцветныя заставки и два изображения лествицы в начале рукописи и изображение солнца в конце рукописи (сделаны весьма искусно. В начале рукописи запись: «Сия книга Лествица из книг Схимонаха Онуфриа, жившего 25 лет во пустыни, над потоком Вороною в Молдавии, идеже и преставися, и погребен бысть, 1789 года, марта 29 дня. Писана же сия книга учеником Схимонаха Онуфрия монахом Филимоном, в коем списании мало нечто потрудился и своеручно подписался схимонах Николай». В конце рукописи другая запись: «Сия книга Лествица, переведенная от елленногреческих печатной и рукописных; всечестным отцем иеросхимонахом Паисием, старцем монастырей Нямца, и Секуля, в Молдавии, с которой за благословением его святыни, преписано священномонахом Николаем, и монахом Филимоном, со Онуфрием Схимонахом, жившими в пустыни, над потоком Вороною, – 1783 года, Октоврия 6 дня». Пред Лествицей положены некоторые добавочные статьи: 1) 3 молитвы, 2) Житие вкратце аввы Иоанна игумена святыя горы Синайския... списано от Даниила монаха Раифского мужа честна и добродетельна, 3) Повесть о томжде авве Иоанне игумене Синайския горы, сиречь Лествичнике, 4) Месяца марта в 30 день память преподобного отца нашего Иоанна списателя Лествицы, 5) Послание святого Иоанна игумена Раифского к Иоанну Лествичнику , 6) Послание Иоанна Лествичника к Иоанну Раифскому, 7) Предисловие, 8) Оглавление, 9) Предразсмотрение святыя Лествицы. В конце «Слово к пастырю» – но надписано только заглавие. л. 1 (по другому счёту). Оглавление: «Иже во святых отца нашего Иоанна Лествица. Предисловие слова сего, егоже наименование есть, скрижали духовны. Слово постническое Аввы Иоанна Игумена иже в Синайстей горе монахов, еже и послано авве Иоанну игумену Раифскому, побужден быв от него сочинити». Всего 30 слов. Слово 1–0 отречении жития. Нач. Благого и преблагого и всеблагого Бога Нашего и Царя (добро бо есть от Бога к Божиим рабом начати) из всех от Него созданным словесных самовластия достоинством почтенных, ови убо суть Его друзи, ови же истинни раби, ови же неключими.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

" Богоносе отче наш Иоанне... " марта 2015 В день памяти преподобного Иоанна Лествичника митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Христа Спасителя В Неделю 4-ю Великого поста, день памяти преподобного Иоанна Лествичника, 22 марта, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий по благословению Святейшего Патриарха Кирилла совершил Божественную литургию в столичном храме Христа Спасителя. Его Высокопреосвященству  сослужили архиереи, прибывшие в Москву на курсы повышения квалификации, которые проводятся Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия. Среди сослуживших - епископы Балахнинский Илия,  Рыбинский и Угличский Вениамин, Петропавловский и Камчатский Артемий, Салехардский и Ново-Уренгойский Николай, Якутский и Ленский Роман, Россошанский и Острогожский Андрей, Магаданский и Синегорский Иоанн, Карасукский и Ордынский Филипп, Гатчинский и Лужский Митрофан, Великолукский и Невельский Сергий, Сердобский и Спасский Митрофан, Горноалтайский и Чемальский Каллистрат, Саянский и Нижнеудинский Алексий, Тихорецкий и Кореновский Стефан, Енисейский и Лесосибирский Никанор, Щигровский и Мантуровский Паисий, Глазовский и Игринский Виктор, Новокузнецкий и Таштагольский Владимир, Ливенский и Малоархангельский Нектарий, Череповецкий и Белозерский Флавиан, Уржумский и Омутнинский Леонид, Югорский и Няганский Фотий, Нерчинский и Краснокаменский Димитрий. На богослужении причащались Святых Христовых Таин военачальники и 600 военнослужащих внутренних войск (ВВ) МВД России, отметивших в этот день 204-летие основания этого подразделения Вооруженных Сил России. Небесным покровителем ВВ является святой равноапостольный князь Владимир, Креститель Руси, 1000-летие преставления которого отмечается в этом году. После богослужения владыка Варсонофий поздравил военнослужащих. Заместитель главкома ВВ генерал-лейтенант Валерий Новожилов в ответной речи попросил передать Его Святейшеству благодарность и признательность всех военнослужащих ВВ за духовное попечение о них.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. I. С. 325—326.    Там же. С. 323. Примеры мужественной борьбы со страстью см. Древний Патерик. Гл. 5, §§ 15, 17. С. 71—72; § 25. С. 76; § 39.    Четьи-Минеи, 18 июля.    См. Лавсаик, § 23. Повесть об подвижнике Евагрии. С. 288.    Пролог, 13 марта.    Древний Патерик. Гл. 5, § 40. С. 85—87.    Четьи-Минеи, 19 января.    Житие преп. Антония, составленное преп. Афанасием Великим. Сергиев Посад, 1903. С. 7.    Лавсаик. § 27. С. 124—131.    Там же. § 21. С. 93—100.    Четьи-Минеи, 13 февраля.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 252 и далее.    Примеры усиленной брани с блудной страстью этими способами см.: Лавсаик, §§ 21, 90.    Четьи-Минеи, 13 июля. Древний Патерик. Гл. 5, §§ 13, 14. С. 71.    Четьи-Минеи, 25 июля.    Четьи-Минеи, 13 апреля.    Четьи-Минеи, 1 апреля. Случаи и примеры искушений блуда и борьбы с ним см. также: Блж. Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 3, 14, 19, 27, 39, 93, 154, 186, 189, 204, 205, 217.    Блж. Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 69.    Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 283. См. также: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 64.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 209.    Преп. Исаия. Слово 24//Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник §§ 533, 535. См. также: Еп. Феофан. Указ. соч, С. 203, Ср.: Преп. Исаак Сирин. Слово 46.    Преп. Исаия. Слово 24, § 531. С. 200.    Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 3, § 59, Добротолюбие. T. III. С. 206, преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 8; преп. авва Исаия. Слово 16, § 21.    Преп. Исаак Сирин. Слово 73. Ср.: Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 44 (О том, чтобы никогда не думать, что уже успели в чем-либо и ни под каким видом не позволять себе льгот)    Древний Патерик. Гл. 5, § 4. С. 69.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 666.    Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 19. С. 78.    Преп. авва Исаия//Еп. Игнатий Брянчанинов, Отечник. § 273. С. 168.    Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 283.    Там же. С. 283—284.    Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. 2, гл. 27. С. 293—294. Более подробно см. ч. 1, гл. 28. С. 125—129.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Append.: Il manoscritto musicale Sina 1477//Θεολογα. Αθναι, 1972. Τ. 41. Τεχη 1/2. Σ. 271-308; Schartau B. A Checklist of the Settings of George and John Plousiadenos in the Kalophonic Sticherarion Sinai gr. 1234//CIMAGL. 1993. Vol. 63. P. 297-308; Adsuara C. The Kalophonic Sticherarion Sinai gr. 1251//Ibid. 1995. Vol. 65. P. 15-58; Στθης Γ. Τ Σιν κα τ Σινατικ μουσικ χειργραφα//Σινατικ Ανλεκτα. 2002. Τ. 1. Σ. 145-164. Г. Статис Лицевые рукописи греческого собрания В обширном собрании греч. рукописей Е. в. м. неск. десятков - лицевые. Наиболее ранние относятся к IX в.- это в основном богослужебные книги со скромным орнаментальным декором, возможно созданные на Синае. От X в. сохранилось неск. иллюстрированных рукописей разного происхождения: Лествица прп. Иоанна Лествичника (Sinait. gr. 417, сер. X в.) с орнаментальным декором и портретом прп. Иоанна Лествичника в заставке; рукопись Деяний и посланий апостолов (Sinait. gr. 283), вероятно к-польского происхождения, со вставленными позднее миниатюрами с изображениями апостолов; Евангелие-лекционарий (Sinait. gr. 213, 967 г.), в орнаментах к-рого много вост. мотивов. К рубежу X и XI вв. относится, несомненно, созданное в К-поле Евангелие-лекционарий (Sinait. gr. 204). Оно полностью написано золотом и украшено полностраничными миниатюрами с изображением Иисуса Христа, Богоматери, прп. Петра Моноватского и 4 евангелистов. Миниатюры этой рукописи знаменуют поворот от классицистической живописи Македонского ренессанса к ориентированному на более строгие идеалы духовной жизни искусству XI в. Период расцвета книжной миниатюры в Византии в XI-XII вв. в собрании Е. в. м. представлен мн. замечательными произведениями. Среди них - подробно иллюстрированный список Христианской топографии Космы Индикоплова (Sinait. gr. 1186, нач. XI в.- датировка К. Вайцмана); список Толкований свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от ап. Матфея (Sinait. gr. 364, 1042-1050 гг.), украшенный изображениями этих святых, имп. Константина IX Мономаха, императриц Зои и Феодоры; 2 тома Минология прп.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

карающего и гневного, Бога с новозаветным Откровением о Боге, несущем любовь (1 Ин. 4, 8) и радость в мир. Недаром же и благая весть о грядущем явлении Спасителя в мир начинается этим знаменательным словом: « Ангел же, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою... » (Лк. 1, 28). В мир вошёл Бог радости, но не печали. Неверная основа понуждает подвергать сомнению и иные духовные ценности. Так, отвергается Некрасовым «незлобивый поэт»— о незлобии же преподобный Иоанн Лествичник писал: «Незлобие есть тихое устроение души, свободной от всякого ухищрения» 202 . Месть и печаль, которые поэт усвояет собственной музе, есть следствие именно не-устроения души. «Христианская победа— в терпении, а не в отмщении состоит» 203 ,— писал святитель Тихон Задонский. Он же разъяснил истинное следствие печали, когда она не о грехах собственных, но от ощущения бессилия побороть внешнее зло (то, что и было у Некрасова): «Когда печалишься, что находишься в немощи, то тем самым немощь не умаляется, но умножается, как сам сие можешь чувствовать; и самая бо печаль есть немощь. И тако печаль в немощи большую соделывает немощь, яко немощь с немощью совокупляется» 204 . Только не читали передовые россияне святителя Тихона. «А кстати: многие ли знают про Тихона Задонского?— вопрошал соотечественников Достоевский (в «Дневнике писателя» за 1876 год).— Зачем это так совсем не знать и совсем дать себе слово не читать? Некогда, что ли? Поверьте, господа, что вы, к удивлению вашему узнали бы прекрасные вещи» 205 . Можно было бы и просто у Апостола прочитать: « ...печаль мирская производит смерть » (2 Кор. 7, 10). Так ведь и Апостола не читали. Печаль— в соединении с мстительным чувством рождает ненависть. Некрасов приписал эту греховную страсть Гоголю— погрешивши сам против истины. Странное, заметим ещё раз, было у многих современников отношение к Гоголю: одни видели в нём безумца, другие прислужника власти, третьи кипящего ненавистью обличителя социального зла. Почему бы не увидеть просто православного христианина, ищущего света? Но мы часто приписываем ближнему то, что несём в себе: так проще. Некрасов не мыслил любви без опоры на ненависть:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Опреснок и горькое зелье означают отсечение воли и жестокость поста. 14: 10. Похвала пастырю, к которому Иоанн Лествичник пишет, где уподобляет его Моисею, путеводившему Израильтян в обетованную землю. 15: 1. Павел Павел Препростый простотою в краткое время приобрел духовное преуспеяние. 24: 30. Памятозлобие Памятозлобие рождается от ярости (гнева). 9: 1. Что есть памятозлобие? 9: 2. 3. Иногда памятозлобие расторгает узы блудной страсти. 9: 7. Должно иметь памятозлобие против бесов и вражду против своего тела. 9: 9. Памятозлобный и Священное Писание толкует лукаво, к своему оправданию. 9: 10. При сей страсти мы не можем произносить молитвы Господней. 9: 10. Как поступать при памя-тозлобии для примирения с ближним? 9: 11. Признак, когда избавляемся от памятозлобия на ближнего? 9: 12. Кому подобен памятозлоб-ный безмолвник? 9: 13. Чем особенно врачуется страсть памятозлобия? 9: 14. В каких людях находит себе место памятозлобие? 9: 14. Памятозлобный лишается милосердия Божия в получении прощения грехов. 9: 14. Непомнящий зла в получении прощения грехов превосходит подвижника. 9: 15. Кому подобен имеющий памятозлобие и думающий, что он приносит покаяние? 9: 16. Каким образом некоторые оставили памятозлобие? 9: 17. Памятозлобие не должно считать маловажною страстию. 9: 18. От памятозлобия и ненависти рождается злословие. 10: 1. Признак памятозлобных и завистливых людей. 10: 12. Печаль Возненавидевший мир избавился печали. 2: 7. По падении в грех должно ополчаться против духа печали. 5: 29. Чем отражать безрассудную печаль и огорчение при начальниковом выговоре, досаде и бесчестии? 7:19. Убийцы печали: псалмопение, милосердие и нестяжание. 26: 195. Какой делает вред чрезмерная печаль? 26: 204. Священное Писание Непрестанное поучение днем в слове Божием служит к отвращению сонных худых мечтаний. 20: 20. Более трудами, а не нагим словом должно поучаться Божественному. 26: 37. 38. 78. Слушание повествований о подвигах святых отцев и учение их возбуждает душу к ревности и подражанию. 26: 135.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/938/...

Б. М. С. Т. Архив XVIII в. кн. 204, лл. 514, 515, 508, 516. 264 Указом Св. Синода от 29 февраля 1736 г. велено было архимандриту Симонова монастыря Луке Канашевичу «в Московской типографии и Синодальной домовой библиотеках осмотреть: имеющиеся как на славенском, так греческом, латинском и протчих диалектах всякие книги, что оные по надлежащему ли приличию убраны порядошно и в добром ли хранении и смотрении находятся и каталоги им учинены ль, и исправные ль. И ежели что по усмотрению ево востребуется к лучшему учреждению, то устроить общим согласием в Синодальной с казначеем и ризничим, в Типографской библиотеках с директором Ив. Беляевым. И всегда ль те библиотеки так будут содержаны, как учреждаются, наблюдать ему архимандриту Луке всеприлежно; и когда он в те библиотеки возжелает для чтения книг приходить, и то ему позволяется». Этим же указом разрешено было продать библиотечные дублеты. Б. М. С. Т. Архив XIII в., кн. 352, л. 569. 266 Иноязычных книг 127. Между ними относительно латинской рукописи 2 и 3) Apocrifa in libros propheticos отмечено: «вместо книги оказалось несколько дестей переплетенной разлиневанной бумаги». Греческая рукопись 16 « Иоанна Лествичника » – «в полдесть без начала и конца». Ср. Б. М. С. Т. Архив XVIII в., кн. 499, л. 619. 267 В особом «реестре книгам и листам печатным чистым, кавычным и письменным оригиналам» значится 176 названий книг, из коих одне, судя по сделанным здесь отметкам, были отосланы в Петербург, другие находились в Типографской библиотеке, а иные «отданы на обертку книг». Под каждым названием – книги разных выходов; книги исключительно русские; рукописи – оригиналы печатных изданий. 268 В 1743 г. взята была в Чудов монастырь вместе с другими книгами из Типографской библиотеки «Библия греческая в полдесть», но после смерти Иосифа архиеп. московского ее велено было возвратить в Типографскую библиотеку. Б. М. С. Т. Архив XVIII в., кн. 506, л. 56. 269 Был отправлен в Синод 31 июня 1735 г. вследствие его требования прислать оригиналы, с которых была переведена Кормчая, именно Вальсамона, Зонару, Матвея Властаря и книгу Критополь и б.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

200 Ин. 8:12. 201 Ср. Пс. 118:19. 202 Ср. Лк. 7и Лк. 18:13. 203 Ср. Ин. 19:34. 204 Букв. “отцом слов”. 205 Гимн написан анакреонтическим восьмисложником. Гимн отсутствует и в издании Дионисия Загорейского, и в русском переводе иеромонаха Пантелеимона. В гимне много аллюзий не только на библейские тексты, но и на высказывания некоторых античных авторов, особенно в той части, где говорится о природе человека и его месте в космосе. Называя человека zoon logikon (разумное живое существо), или anthropos diplous (человек двойной), Бог в гимне преп. Симеона как бы говорит языком Платона и Аристотеля. 206 Ср. Ин. 8:12. 207 Ср. 2 Тим. 4:8. 208 Ср. Иов 38:2. 209 Букв. “среди одушевленных и неодушевленных, бесчувственных и чувственных”. 210 Ср. Быт. 2:7. 211 Учение о теле как доме души заимствовано из античной философии и достаточно широко распространено в патристике. Ср. Послание к Диогнету: “Бессмертная душа обитает в смертном жилище”. 212 Учение о теле как инструменте души тоже имеет античное происхождение: см. Платон. Федон 85e-86b (сравнение тела с лирой). 213 Букв. “разумным живым существом”, “животным разумным”. Термин zoon logikon (“животное разумное”) заимствован у Пифагора и Секта Эмпирика; он часто встречается в ранней патристике. 214 Тело бесчувственно само по себе, т.е. без души. 215 Ср. Быт. 1:26—27. 216 Букв. “о вещественных и невещественных (материальных и нематериальных)”. 217 Т.е. созерцания Бога и собеседования с Ним. 218 Ср. Быт. 3:8—10. 219 Ср. Быт. 3:12. 220 Ср. Быт. 3:13. 221 Учение о том, что тело не имеет своего движения, но приводится в движение душой, подобно изложено Аристотелем (О душе 406ab). В патристической традиции это учение утвердилось довольно прочно. 222 Ср. Ин. 1:14. 223 Ср. Быт. 3:19. 224 Т.е. проказой. В Древней Греции “священной болезнью” называли эпилепсию, однако Отцы Церкви (св. Григорий Богослов, преп. Иоанн Лествичник и др.) употребляют это выражение применительно к проказе. 225 Ср. Иоиль 2:28. 226 Гимн написан политическим пятнадцатисложником.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3922...

ЛИТЕРАТУРА I-XII. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиеписко­па Константинопольского, в русском переводе. тт. I-XII. С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1894-1911. 1. Свт. Климент Александрийский. Кто из богатых спасется? Православный приход Храма иконы Казанской Божией Матери в Ясенево при участии ООО «Синтагма». М.: 2000. - с.64. 2. Архиеп. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. - с.240. 3. В.И.Экземплярский. Учение древней Церкви о собственности и милостыне. Киев, 1910. 4.А.Амман. Путь отцов. Краткое введение в патристику. - Милан- Москва .: «Христианская Россия». 1994. - с.239. 5. И.Зейпель. Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви. М., 1913. 6. Д.Миртов. Нравственное учение Климента Александрийского. СПб., 1900. - с.230. 7. Эме Пюш. Св. Иоанн Златоуст и нравы его времени. Пер. с фр. А.А. Измайлова. Спб., 1897. 8. Евсевий Памфил. Церковная история. М,:1993. 9. И. Зейпель. Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви. М., 1913. 10. В. Экземплярский. За что меня осудили? Киев., 1912. 11. М. Олесницкий. Нравственное богословие или христианское учение о нравственности. Учебное пособие для дух. семинарий. СПб., 1907 г., 4-е изд. - с.281. 12. Блаженный Феодорит епископ Кирский. Десять слов о промыс­ле. Сергиев Посад, Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907. 13. Св. Иоанн Лествичник. Лествица. Сергиев-Посад. 1908г. 14. Василий Великий. К обогащающимся. Творения, часть IV,M., 1993. 15. Писания мужей апостольских. Латвийское Библейское Общест­во. Рига, 1994. 16. Тертуллиан. Избранные сочинения. М., «Прогресс», 1994. 17. Св. Василий Великий. Беседа 25. «О милости и суде». Творе­ния, ч.4, М., 1993. 18. Творения св. Василия Великого, Часть IV. Беседа 6 «На сло­ва из Евангелия от Луки (12,18): разорю житницы моя, и большия со­зижду ; и о любостяжательности». М., 1993. 19. Св. Василий Великий, Беседа во время голода и засухи. Тво­рения, ч.4, М., 1993. 20. Прот. И.Фаворов. Очерки нравственного православно-христианского учения. Киев. 1868. - с.204.

http://ruskline.ru/analitika/2011/01/05/...

37 Иоанн Лественник, (общепринято: Лествичник; ум. между 650 и 680) – один из «отцов церкви», был настоятелем монастыря на Синае. Автор трактата о ступенях на пути самоусовершенствования – «Лествица, возводящая к небесам», или «Лествица райская», представляющего собой руководство к иноческой жизни и являющегося результатом глубокого самонаблюдения и самоанализа. Трактат пользовался популярностью в Древней Руси. 40 Сергий Радонежский (до принятия монашества Варфоломей Кириллович; 1321 – 1391) – выдающийся деятель русской церкви, основатель Троице -Сергиевой лавры. Оказал поддержку Дмитрию Донскому в подготовке Куликовской битвы. Канонизирован, является одним из самых чтимых святых русского православного пантеона. 42 К. Леонтьев не раз и в других своих высказываниях- подчеркивал свое несогласие с изображением монашества у Достоевского. См., например: Из переписки К. Н. Леонтьева /С предисл. и примеч. В. В. Розанова /PB. 1903. 4. С. 632 – 652; К. Леонтьев о Владимире Соловьеве и эстетике жизни: (по двум письмам). М., 1912. С. 29 – 30. Ср.: 3анде? Л. Монашество в творениях Достоевского (Идеал и действительность)/Записки русской академической группы в США. Т. XIV. С. 169 – 186. 45 Паскевич Иван Федорович (1782 – 1856) – генерал-фельдмаршал, командующий русской армией во время русско-турецкой войны 1828 – 1829 гг. Упоминается Пушкиным в «Путешествии в Арзрум». 46 Победоносцев Константин Петрович (1827 – 1907) – крупный деятель государства и церкви, обер- прокурор Синода. 9 июня 1890 г. на выпуске воспитанниц Училища для дочерей священно-и церковнослужителей Победоносцев произнес напутственное слово которое было опубликовано газетой «Московские ведомости» (1880. 21 июня . 170). Достоевский в письме к Победоносцеву от 25 июля 1880 г. назвал эту речь «великолепной» (Т. 30 (1). С. 204). 48 Пий IX (в миру граф Д. М. Мастаи-Ферретти; 1792 – 1878) – папа римский (с 1846 г.). В первый период своего правления поддерживал национально-освободительное движение против Австрии, однако в период революции 1848 – 1849 гг. изменил свою политику в сторону реакции. С именем Пия IX связано провозглашение догмата о «непогрешимости папы» (1870).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010