Они, идя к бесстрастию и любви, окрыляются к созерцанию творения и оттуда приемлют ведение сущего чрез сокровенную в Боге премудрость, одним тем даемую, которые стали выше тела уничиженного. Прешедши таким образом всякое чувство мирское и мыслью просвещенною став выше чувства, они светлы бывают разумом, и посреде церкви и многочисленного собрания верных отрыгают благие словеса из чистого сердца, и бывают для людей соль и свет, как и Господь изрек о них: " Вы есте свет мира; вы есте соль земли " (Мф.5:13-14) " Примечание 1. При написании данной статьи автор использовал материалы из своей книги " Смысл христианского подвига " . - Ред. 2. Царство Божие, конечно, берется в его проявлениях на земле в приложении к человеку. 3. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). - Ред. 4. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседование 1//Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Репринт. СТСЛ, 1993. Гл.13. С.176. - Ред. 5. Синоптические Евангелия - первые три Евангелия (от Матфея, Марка и Луки) близкие по своему содержанию, обобщенно повествующие о жизни и учении Господа Иисуса Христа (греч. σνοψις - общее обозрение). - Ред. 6. " Братья Карамазовы " Ф.М. Достоевского, глава о великом инквизиторе. 7. Нужно заметить, что у евангелиста Луки искушение на горе Господа царствами мира поставлено вторым искушением и понимается святыми отцами как искушение Господа сребролюбием в широком смысле этого слова - владения всем; как первое искушение хлебами понимается в смысле искушения похотью плоти - тела; а третье - броситься с храма - искушение тщеславием и гордостью, какой порядок искушений психологически более последователен (у евангелиста Матфея второе искушение - на кровле храма), ибо у святых отцов основными страстями считаются: чревоугодие, сребролюбие - стяжание вообще - и гордость, от сих уже и все прочие страсти. Первые две страсти полагают начало категорий страстей телесно-душевных, последняя - духовных. 8. Смиренномудрия потому, что Он имел достоинство, но смирился; святые отцы различают смиренномудрие и смирение: смиренномудрие есть сознание недостоинства при наличии достоинства. 9. " Если же Я о персте Божии изгоню бесы, убо постиже на вас Царствие Божие... " (Лк.11:20). " Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное " , - говорит Предтеча и Креститель Господень Иоанн (Мф.3:2). 10. Пред. Никита Стифат. Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума//Добротолюбие. Т.5. СТСЛ, 1992. С.112-114. - Ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/365/...

Иоанн Лествичник. (30 марта). Иоанн, преп. Раифский, по прошению коего пр. Иоанн Лествичник написал свою Лествицу. Иоанн, преп. Савваит, знаменитый послушанием, современник преп. Иоанна Лествичника . (Леств. ст. 4. гл. 110). Иосиф. Ученик Антония Великого , инок обители Ниспирийской. (Vitae patrum. I.15. n. 4). Иустин Великий, «гора разумная». (1 июня). Каллист. Карион, преп. скитский, отец преп. Захарии. (5 дек.) Кассиан. (29 февр.) Кастор. (Преп. Иоанн Кассиан Кастору, еп. Аптскому (apmensi),      nocbяmuл свои творения «О постановлениях общежительных» и «О восьми главных пороках»). Коприй, ученик преп. Патермуфия. (9 июля). Ксенофонт с двумя сынами. (26 янв.) Лаврентий, Египетский инок 6 века. О его необыкновенном смирении свидетельствует преп. Иоанн Лествичник в 1 ст. гл. 24. Леонтий, Каппадокианин, подвизавшийся в Ливийской пустыне Оазис, во второй половине 6 в. Искупив пожертвованием своей свободы трех плененных Мазиками иноков, скончался в неволе от меча варваров. (Baron. ad 586. n. 16, 17, 18. Другой преп. Леонтий настоятельствовал в Феодосиевой обители во времена Иоанна Мосха , гл. 4). Лонгин, подвизавшийся при девятом знамении от Александрии, современник преп. Зинона, 4 века. (Cotel. I. 522. Пролог 9 апр. о Луггине, жившим при море). Лот преп., подвизавшийся в Аренное, современник препп. Арсения Вел. и Агафона, 5 века. Пролог (4 дек.) Макарий Великий. (19 янв.) Макарий градский. (19 янв.) Максим. (21 янв.) Малх. (26 марта). Маркелл. (29 дек.) Маркиан. (10 янв.) Марк, отшельник Келлийский. (5 марта). Марк, «благопокорный и благопослушный ученик преп. Силвана, скончавшийся на Синае, в 4 веке. (Cotel. I. 562). Мпртиниан. (13 февр.) Матой, преп. Келлийский, пресвитер. (Comel. 1. 557. В каноне назван Далматоем). Милл, мертвецевоскреситель. Моисей Мурин, отшельник скитский. (28 авг.) Навкратий преп., Студит. Нафанинл, отшельник Нитрийский, ум. ок. 375. (Vitae patrum. L. 8. с. 18.) Никон, преп. Синайский. (Comel. I. 577). Нил постник. (12 ноября). Нисферой, ученик и друг Антония Вел. (Act SS. ian. II. 112.)

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Сл.1,с.164 на об. в слав.изд.). Так например, Павел Препростой по приказанию Антония Великого плел и опять расплетал корзины; черпал воду из колодезя целый день, и, по-видимому, без нужды, без цели выливал на землю (Rufin. de vit. Patr.1.1. С.30. Паллад. Гл.28. apud Rosweid. de vitis Patrum Eremit.). Св. Иоанн Дамаскин показал высокий пример послушания своему наставнику, когда по его приказанию своими чистыми руками очистил все нечистые места в монастыре (Чет.Мин.4дек.). Послушник должен оказывать послушание своему отцу в делах не только удобоисполнимых, но и самых трудных (Кассиан. insmim.I.IV.c.26). Должно оказывать послушание даже и в таких делах, которые с первого взгляда представляются не совсем правильными, несогласными с доброй нравственностью, или, по словам св. Лествичника, противными нашему спасению, зная, что грех за это понесет авва, приказавший сделать (Леств.4:32); он отдаст отчет пред Богом за поступок послушника, говорит авва Дорофей (В вопр. и отв. С.112 в славян.изд.). Так, один брат рассказывал: ходил, дескать, я однажды к авве Иосифу. В монастыре его была прекрасная смоковница. Поутру он сказал мне: пойди, ешь. А была пятница; я не пошел ради поста. После того, умоляя, спрашивал я старца: ради Бога разреши мое недоумение: вот ты сказал мне: пойди, ешь; а я ради поста не пошел; и стыдясь за твое повеление, размышлял в себе, с каким бы намерением это сказал мне старец? Что мне должно было делать, когда ты сказал: пойди? Старец отвечал: отцы сначала говорят братиям не прямо, но более наоборот, и если видят, что братия исполняют такие приказания, тогда говорят прямо истину, уверившись, что братия послушны во всем (Достоп. сказ. о подв. св.отц. §5,с.114). Однажды авва ученику своему Муцию приказал бросить в реку сына своего, жившего с ним. Муций, тотчас схватив сына, понес в реку, чтобы исполнить приказание своего аввы. Но авва, видя его послушание, приказал ему возвратиться (Кассиан. insmim.1.IV.C.27). Послушник должен делать все, что ни прикажет авва, и делать так именно, как приказано, ничего не опуская и не прибавляя; иначе, если кто, говорит Василий Великий, прилежно исполняет приказанное, но делает нечто и сверх приказания аввы, как самому захочется, то он достоин мзды самоугодия и непокорности (Подвиж.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/421/...

P. 81, 117. 441 Основные замечания относительно того, что движение к спасению от начала и до конца является действием благодати, содержатся в 3-м Собеседовании, то есть в первой группе собеседований. См., например, Coll., 3. 4, 5, 10–12, особенно 3. 10, 16, 19. Предположительно, эти тексты были написаны до того, как трактат De correptione et gratia достиг Южной Галлии, то есть до начала споров. 454 De Letter P. Introduction//Prosper of Aquitaine: Defense of St. Augustine. Westminster, 1963. P. 7. Этот ответ Проспер облек в форму небольшого трактата Responsiones pro Augustino ad excerpta Genuensium («Ответы в защиту Августина ответы на избранные вопросы генуэзцев»). – Прим. ред. 463 Seeberg R The History of Doctrine. Vol. 1. Grand Rapids, 1977. P. 264–265. Именно папа Целестин обеспечил осуждение пелагианства на Эфесском соборе 431 г. Он поручил своим легатам поддержать свт. Кирилла против Нестория. См. также Chadwick. John Cassian. P. 130–132, 141–143. Представление Целестина о Нестории было сформировано или, по крайней мере, укреплено преп. Иоанном Кассианом , который по просьбе архидиакона Льва написал трактат против Нестория. Чедвик считает, что Кассиану нужно было не советовать, но «подтвердить уже сложившееся мнение, что Несторий неправ». Как бы то ни было, Кассиан в трактате De incarnatione (ок. 430 г.) связал несторианство с пелагианством, осудив и то и другое; таким образом, Кассиан со всей очевидностью был врагом пелагианства. В связи с этим весьма знаменательно, что, обращаясь к Целестину за поддержкой в борьбе против полупелагиан, Проспер и Иларий апеллировали к человеку, который открыто противостоял пелагианству, но столь же явно был обязан полупелагианину, который был для него авторитетом в противостоянии несторианам. 464 См. Wallace-Hadrill. The Frankish Church. P. 110–112 (о посреднической роли, которую епископ Рима играл в основных спорах, особенно касающихся ортодоксии). 466 Каппюин (Cappuyns. Le premier représentant. P. 321) считает, что Проспер мог не знать всей полупелагианской литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Для преуспевших и призванных к тому Богом иноков невещественная милостыня заключается в преподавании ближним слова Божия. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 280 ). О духовной брани монаха Так как хитрейший змей не перестает подстерегать нашу пяту, то есть ждет исхода нашего и до конца жизни нашей старается нас запнуть и уязвить, то ты не получишь никакой пользы от того, что хорошо начнешь и покажешь ревность при начале отречения от мира, если конец не будет соответствовать началу; если не сохранишь до конца и нищеты, и смирения Христова, согласно обещанию своему. А чтобы сохранить их, ты всегда блюди главу змия, то есть первые помыслы, внушаемые им, и не медля открывай своему старцу. Ибо если не будешь стыдиться открывать их старцу, то научишься сокрушать вредоносную главу змия. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин ( 53, 45 ). Но горе тому монаху, который лжет своему обету и, попирая свою совесть, подает руку диаволу. Преподобный Исаак Сирин ( 55, 43 ). Враг влагает иноку излишнюю скорбь и молву при недостатке в необходимом. Тебе известно, какую имеешь естественную силу, потому не ищи для себя, по причине лености и сластолюбия, всякого рода брашен; будучи здоров, не доставляй себе всего, чего ни пожелаешь. Вкушая посылаемое тебе Богом, воздавай Ему хвалу на всякий час, говоря: пищу употребляю не монашескую, имею всякий покой, дел же монашеских не совершаю. Считай себя недостойным иночества, укоряй себя, что носишь чуждый себе образ, и имей непрестанно в сердце твоем печаль и смирение. Изречения безымянных старцев ( 82, 380–381 ). Демоны поражают инока, пребывающего в молитве, болезнями телесными, угнетают нищетой, недостатком внимания и помощи человеческой ( 108, 158 ). При многоразличных столкновениях с ближними для инока обнаруживаются его страсти, таящиеся от него самого в сокровенностях сердца, и исцеляются всесильным врачевством – учением Христовым ( 110, 314 ). Падший ангел старается обмануть и вовлечь в погибель иноков, предлагая им не только грех в разных видах его, но и несвойственные им возвышеннейшие добродетели ( 112, 54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Он возглавлял И. В. м. в 1522-1543 гг. (согласно «Выписке», на протяжении 16 лет). В период его настоятельства И. В. м. получил земельные пожалования от вел. кн. Василия III (АФЗХ. Ч. 2. 87), от удельного кн. Юрия Дмитровского (Там же. 95), от удельного кн. Андрея Старицкого (Там же. 108, 129), широкие податные льготы и привилегии на владения (Там же. 101, 103, 107, 111, 112) и беспошлинный проезд (Там же. 102). Все пожалования подтвердил вел. кн. Иоанн Васильевич (Там же. 130-137). При игум. Нифонте важную роль в управлении И. В. м. играли келари Селиван, Феодосий, Савва (Слепушкин), Иларион Высокий, Исаак (Зайцев), казначеи Варсонофий (Болтин), Герасим и Тихон (Ленковы), Памва Зубатой, старцы Кассиан Босой, Гурий Старый, Дионисий (Звенигородский Лупа), Кассиан Клишан, Савва (Чёрный), Афанасий (Воротынец), Алексий и Трифон (Ступишины), Феогност (Ленков), Иларион Высокий, Герман (Слепушкин). В 1542-1551 гг., при игум. Гурии (Руготине) (из «Выписки» следует, что он принадлежал к семейству Ленковых (РГБ. Вол. 564. Л. 73)), земельные владения И. В. м. продолжали расти за счет вкладов (АФЗХ. Ч. 2. 173, 185, 186, 192, 193, 199-203, 206, 209, 211, 219, 220, 222-224) и покупок (Там же. 181, 196, 205, 212, 213, 215, 216, 218). Все новоприобретенные владения обители получали широкий судебный иммунитет (Там же. 171, 221, 226, 231, 232). При пересмотре жалованных грамот в мае 1551 г. мон-рь сохранил свои привилегии. В 1558-1561 гг., при игум. Пимене (Садыкове), И. В. м. получил в качестве вкладов «по душе» земельные вотчины во Владимирском (Там же. 276, 279), в Дмитровском (Там же. 275, 278), Рузском (Там же. 270, 282, 283), Старицком (Там же. 281) и Тверском (Там же. 269) уездах. В марте 1558 г. по приказу царя Иоанна IV состоялся обмен землями, в результате к-рого обитель получила 6 деревень в Волоцком у. за 3 деревни в Рузском у. В авг. 1558 г. было произведено размежевание земель И. В. м. и Возмицкого в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря (Там же. 272, 273). В 1561-1562 гг.

http://pravenc.ru/text/673721.html

112 По объяснению преп. Пимена Великого, помещенному в Алфавитном Патерике 113 «Уста смиренномудрого глаголют истину», — сказал пр. Марк Подвижник. См. Слово о Законе Духовном, гл. 9 114 Преподобный Пимен Великий говорил: «На одном только месте дозволено было израильтянам приносить жертвы и отправлять общественное богослужение. В духовном смысле это место — смирение». Алфавитный Патерик 115 (Гал. 5:4) (Гал. 2:16, 21); Слово о спасении. См. Аскетические опыты, ч. 2 116 Преподобный Макарий Великий. Беседа 20-я 117 Преподобный Макарий Великий. Беседа 37-я, гл. 2, 3 118 Преп. Нил Сорский. Слово 3-е 119 Св. Петр Дамаскин. О еже, како может кто стяжати истинную веру. Кн. 1, Доброт., ч. 3 120 Слово 84-е 121 Святой Димитрий Ростовский, митрополит. Летопись. Святитель заимствует объяснение этих слов Писания у святых Иоанна Златоустого, Григория Двоеслова, Исидора Пилусиотского и Пимена Великого 122 См. речи Цицерона против Антония 123 «Душа не смирится, если не будет лишена хлеба», — сказал преподобный Пимен Великий. Алфавитный Патерик 124 Святому Аврааму, патриарху и пророку 125 Святой Димитрий. Летопись 126 Святой Димитрий. Летопись 127 Телесные наказания были в общем употреблении у древних. Не изъяты были от них первейшие сановники Римской империи и патриархи. Так, например, подверглись тяжкому телесному наказанию константинопольский патриарх святой Флавиан, Римский папа святой Мартин и другие 128 Житие святого Иоанна Милостивого. Четьи-Минеи, 12 ноября 129 Святой Исаак Сирский. Слово 89-е. О вреде ревности безрассудной 130 Преподобный Кассиан Римлянин. Collatio secunda, de discretione 131 Преподобный Кассиан. Collatio secunda, de discretione 132 Паписты 133 Протестанты 134 Пр. Исаак Сирский. Слово 28-е 135 По переводу с еврейского 136 Св. Симеон Новый Богослов говорит: «Кое намерение есть смотрения воплощения Бога-Слова, во всем Божественном Писании проповедуемое и от нас прочитываемое, но не познаваемое? Точию, да приобщився нашего естества причастники сотворит ны Своего: Сын бо Божий сего ради Сын человечь бысть, да сыны Божия сотворит ны человеки, еже по естеству бысть Той, к сему по благодати возводя род наш». Доброт., ч. I, гл. 108

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3167...

При этом и А. де Любак, и Ж. Даниелу считали «морально-аллегорические» толкования филоновского типа, используемые Оригеном, чужеродным и излишним элементом, нарушающим стройность иерархии смыслов Писания. 123 Например, в его комментарии к IV книге трактата «О началах»: «[...] эта доктрина трёх смыслов плохо согласуется с оригеновской практикой и носит скорее умозрительный, нежели реальный характер», Origène. Traité des Principes. Т. IV: Commentaire et fragments/Par H. Crouzel et M. Simonetti. 34. Paris, 1980. P. 182 [SCh 269]. 125 Ibid. Нельзя не заметить, что А. Крузель фактически воспроизводит ту интерпретацию оригеновского учения о трёх смыслах Писания, которую некогда предложил Иоанн Кассиан , противопоставлявший «буквальному» смыслу Писания «духовный» смысл, в свою очередь подразделяемый на «аллегорический» (или христологический), «тропологический» (или моральный) и «анагогический» (или эсхатологический) смыслы. (Collat. patr. 14, 8). Однако у нас нет оснований полагать, что Иоанн Кассиан понимал смысл оригеновской теории трёх смыслов лучше, нежели сам Ориген , и отдавать предпочтение не первоисточнику, а явно модернизирующей этот первоисточник интерпретации. 126 Crouzel Н. La distinction de la «typologie» et de l " " allegorie»//Bulletin de Littérature Ecclésiastique. T. 65. Toulouse, 1964. P. 161–174; Idem. Origène et la «connaissance mystique». Toulouse, 1961. P. 247–248; Idem. Origène. Paris, 1984. P 112–117. Следует заметить, что саму идею противопоставления историической «горизонтальной» типологии и «вертикального» экземпляризма в качестве двух взаимодополняющих аспектов христианской аллегории, берущей свои истоки в экзегезе апостола Павла, А. Крузель заимствовал у Ж. Гийе, который в статье, посвящённой экзегетическим методам, практиковавшимся в антиохийской и в александрийской школе, утверждал, что представители обеих названных школ опирались на общие принципы библейской экзегезы, однако первые делали больший акцент на профетическом аспекте новозаветного «типизма» (то есть на исторической типологии), тогда как вторые ставили во главу угла его «христологический» и «символический» аспект.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

5. Заключение. Как мы постарались показать, преп. Иоанн Кассиан в своем учении об аскетическом делании и мистическом созерцании объединил лучшие элементы восточно-христианской аскетической традиции в целостную систему, подобную системе Евагрия Понтийского, но не ограниченную рамками оригеновского интеллектуализма и обогащенную благодаря введению в нее элементов как западного аскетического богословия с его упором на руководящей роли Божественной благодати, так и восточной «мистики любви», которая впоследствии получила продолжение у таких западных мистических писателей, как папа св. Григорий Великий, св. Бернард Клервоский, Гуго и Ришар Сен-Викторские. В связи с этим преп. Иоанна Кассиана по праву можно считать одним из важнейших западных аскетических писателей IV–V вв., чье мистико-аскетическое богословие стало фундаментальным не только для католического Запада, но и для православного Востока. Этот титул засвидетельствован уже у патриарха Фотия, полагавшего, что родиной Иоанна Кассиана был Рим (Ρωμην λαχοντος πατριδα, Phot. Bibl. Cod. 197). Выдвигалась также гипотеза, что этот титул связан с происхождением Кассиана из Малой Скифии, которая была частью церковного диоцеза Фракии и находилась в юрисдикции патриарха К-поля Нового Рима (см.: Cuper C. De sancto Joanne Cassiano abbate Massiliae in Gallia//Acta Sanctorum Iulii. Paris, 1868. Vol. 5. P. 463–464). Однако наиболее вероятным представляется предположение, что титул «Римлянин» означает только то, что Кассиан был не грекоязычным, а латиноязычным автором (см.: Stewart C. Cassian the Monk. Oxford, 1998. P. 5). См.: Hamman A. John Cassian//Patrotogy. Vol. iv: The Golden Age of Latin Patristic literature/ed. A. di Berardino. Westminster, MD, 1986. P. 518. CPL, N 513; PL. 49. Col. 53–476; CSEL. 17. P. 3–231; рус. пер.: Писания преподобного отца Иоанна Кассиана Римлянина/Пер. с лат. еп. Петра. М., 1877; 1892 2 (репринт: СТСЛ, 1993). С. 7–164. См.: Guy J.-C. Institutions//Sources chrétiennes. Vol. 109/Texte latin revue, introd., trad. et notes par J.-C. Guy. Paris, 1965. P. 11; Уивер Р. Х. Божественная благодать и человеческое действие: исследование полупелагианских споров. М., 2006. С. 112.

http://bogoslov.ru/article/1243158

Дионисия), Иустин Философ, Ириней Лионский, Ипполит Римский, Киприан Карфагенский, Григорий Чудотворец, Дионисий Александрийский, Мефодий Патарский) и «Церковные писатели» (Мелитон, Афинагор, Феофил, Татиан, Ермий, Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген, Минуций Феликс, Арнобий; также имеется глава «о церковных писателях первого периода, чьи сочинения не дошли до нас»). Период второй - «от Никейского Первого Вселенского до Шестого Вселенского Собора». Эта глава также включает 2 отдела: «Отцы Церкви» (святые Афанасий Великий, Кирилл Иерусалимский, Епифаний Кипрский, Ефрем Сирин, Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Августин, Исидор Пелусиот, Кирилл Александрийский, Анастасий Синаит, Софроний Иерусалимский, Иоанн Лествичник, Григорий Великий, Максим Исповедник) и «Церковные писатели» (Евсевий Кесарийский, Лактанций, Серапион, Иларий Пиктавийский, Луцифер Каралитанский, Пациан, Оптат, Тит Бострийский, Дидим Александрийский, Филастрий, Тимофей Александрийский, Евагрий Понтийский, Палладий, Руфин, Сульпиций Север, Синесий, Петр Хрисолог, Евхерий, Иоанн Кассиан, Феодот Анкирский, Сократ, Созомен, Феодорит, Сальвиан, Марий, Проспер, Вигилий Тапийский, Арнобий Младший, Клавдиан Мамерт, Юлиан Померий, Геннадий Марсельский, Фульгенций, Боэций). Сохранились также записи отдельных лекций Аскоченского, посвященных святым Василию Великому, Иоанну Дамаскину и Косме Маюмскому (НБУВ ИР. Ф. 160. Ед. хр. 388. Л. 169-182 об.; Ед. хр. 2647. Л. 79-82 об., 85-91 об., 101-112 об.). В «Дневнике» Аскоченский рассказал о том, как он подходил к преподаванию патрологии. Прежде всего он «решился оторваться от той мысли», что читает лекции о подвижниках, причисленных к лику святых: «Что мне за надобность, думал я, пиша… свои лекции, до святости такого-то… Передо мной пусть он станет человеком, с своей разумной речью, с своими сердечными убеждениями, даже с своими человеческими взглядами и ошибками… Я читаю его сочинения, разбираю их, как критик, а не безответный поклонник прославленной Богом и людьми святыни».

http://pravenc.ru/text/1684525.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010