70 Прп. Иоанн Кассиан Римлянин . Писания к десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне. Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности. Глава 10. Ответ: как приобретается истинная рассудительность. 71 Прп. Иоанн Кассиан Римлянин . Писания к десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне. Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности. Глава 15. О призвании апостола Павла. 72 Прп. Иоанн Кассиан Римлянин . Писания к семи другим, посланным к епископу Гонорату и Евхерию, собеседованиям отцов, живших в египетской пустыне Фиваиде. Шестнадцатое собеседование аввы Иосифа (первое). О дружестве. Глава 10. О наилучшем исследовании истины. 111 Прп. Иоанн Кассиан Римлянин . Писания к семи другим, посланным к епископу Гонорату и Евхерию, собеседованиям отцов, живших в египетской пустыне Фиваиде. Глава 7. О главном намерении Божием и ежедневном промышлении. Глава 9. О силе доброй воли и о благодати Божией. Глава 13. О том, что усилия человеческие не могут быть равны благодати Божией. 112 Прп. Макарий Великий Египетский. Духовные беседы. Беседа 15. Беседа сия содержит в себе пространное учение о том, как душе в святости, непорочности и чистоте надобно пребывать пред женихом своим – Иисусом Христом, и еще некоторые весьма поучительные вопросы – например, о том, все ли члены восстанут в воскресение, – и иные многие – о зле, о благодати, о свободном произволении, о достоинстве человеческого рода. 162 Преп. Иоанн Кассиан Римлянин . Писания к семи другим, посланным к епископу Гонорату и Евхерию, собеседованиям отцов, живших в египетской пустыне Фиваиде. Четырнадцатое собеседование аввы Нестероя (первое). О духовном знании. Глава 14. Нечистая душа не может ни преподать, ни перенять духовное знание; Глава 16. Ответ: злые не могут иметь истинного знания. 178 Прп. Ефрем Сирин . Творения. Слово на еретиков, в котором притчей о бисере (жемчужине) и другими столь же ясными указаниями доказывается необходимость верования, что Святая Богородица для спасения мира зачала и родила Господа и Бога нашего не по естественным законам.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Все, что ни приказывает старец, они без всякого исследования спешат исполнять, как Божие повеление, так что иногда с полным доверием, усердием, без всякого колебания принимаются за исполнение невозможных приказаний и из уважения к своему старцу не думают об их исполнимости. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин ( 53, 31 ). Послушание, самоотвержение и смирение есть те добродетели, на которых зиждется преуспеяние в молитве ( 108, 262 ). Ничто так не способствует молитве, как послушание, умерщвляющее нас для мира и для самих себя ( 109, 158 ). Совет и послушание чисты и угодны Богу только до тех пор, пока они не осквернены пристрастием ( 111, 519 ). Послушания должно проходить со всей тщательностью, со строгим хранением совести, веруя, что такое прохождение послушаний необходимо для нашего спасения ( 112, 8 ). Если ты не достиг меры духовной, а еще младенчествуешь умом, то смирись перед учителем, да накажет тебя милостью, и без совета ничего не делай ( 112, 46 ). Иноческое послушание, в том виде и характере, как оно проходилось в среде древнего монашества, есть высокое духовное таинство. Постижение его и полное подражание ему сделались для нас невозможными ( 112, 75 ). Оказывай послушание всем отцам и братиям в их приказаниях, не противных закону Божию, уставу и порядку монастыря... но никак не будь послушен на зло ( 112, 77 ). Скромное отношение советника к наставляемому совсем другое, чем отношение старца к безусловному послушнику, рабу о Господе. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 80 ). Иоанн [Колов] поселился к одному великому старцу, родом из Фиваиды, по имени Памво, и предал себя в услужение ему. Старец учил его послушанию, а Иоанн дал обет повиноваться старцу во всем... Однажды старец взял сухое дерево, воткнул его на горе и приказал Иоанну ежедневно поливать это сухое дерево ведром воды, пока дерево принесет плод. Вода была далеко: утром надо было идти за ней, чтобы принести к вечеру. Через три года дерево зазеленело и принесло плод. Старец взял его, принес в церковь к братии и сказал им: «Приидите, вкусите от плода послушания» ( 82, 286 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Держи в уме Крест, под знамением которого ты должен жить, ибо уже не ты живешь, но живет в тебе Распявшийся за Тебя Христос ( Гал. 2, 20 ). И как Он за нас висел на Кресте, так и мы, пригвоздив плоть к страху Господню, волю и все желания, не должны служить страстям, но постоянно умерщвлять их, чтобы таким образом исполнить заповедь Господню: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» ( Мф. 10, 38 ). Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин ( 53, 43 ). Мученики терпели напасти от людей... Чем разнообразнее и тяжелее был их подвиг... тем больше они получали дерзновения к Богу. Иноки терпят напасти от злых духов... Чем больше напастей наносит им диавол, тем большую славу они получат в будущем веке от Бога, тем большего утешения они сподобятся от Святого Духа... среди страданий своих ( 108, 352 ). Мученичество и монашество – один и тот же подвиг в разных видах, они основаны на одних и тех же изречениях Евангелия. То и другое отнюдь не изобретено людьми, но даровано человечеству Господом; то и другое иначе не может быть совершено, как всесильной помощью Божией ( 108, 471 ). Монашество – подвиг вышеестественный. Оно то же мученичество в сущности своей... ( 109, 346 ). Подвиг всякого инока – сверхъестественный; он непременно должен быть сопряжен с победой над скотоподобным телесным свойством, соделавшимся после падения принадлежностью каждого человека ( 109, 346 ). Евангельские заповеди научают инока смирению, а крест совершенствует его в смирении ( 112, 143 ). Вступающий в иноческую жизнь должен отдаться всецело воде и водительству Божию, благовременно приготовиться к терпению всех скорбей, какие угодно будет Промыслу Всевышнего попустить рабу Своему в его земном странствии ( 112, 124 ). Вступив в святую обитель, уклонимся произвольно от зависящего от нас наслаждения и претерпим великодушно те скорби, которые независимо от нас будут попущены нам Промыслом Божиим ( 112, 132 ). Скорби, по преимуществу, – удел современного монашества, удел, назначенный Самим Богом ( 112, 137 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Хорошо быть у ног ближних своих образом своих мыслей, тогда делается доступным для человека Евангелие Христово ( 111, 447 ). Дар духовного рассуждения ниспосылается от Бога исключительно инокам, шествующим путем смирения и смиренномудрия ( 112, 86 ). Истинное иноческое преуспеяние заключается в том, когда инок увидит себя самым грешным из всех людей ( 112, 103 ). Мы должны смириться извне и внутри себя, чтобы сделаться причастниками славы Христовой в этом и в Будущем Веке ( 112, 289 ). Господь возводит нас к высшему преуспеянию по тесному пути самоотвержения и смирения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 358 ). Смирение – основа всех добродетелей Все сокровища заключены в смирении. Все блага, все духовные богатства можно найти в нем. Сочти и перечисли их, если можешь; потому что в смирении есть все ( 28, 119 ). Любишь ты чистоту? смирением приобретешь чистое сердце; жаждешь ли святости? оно сделает тебя святым; желаешь ли стать совершенным? оно – путь совершенных ( 28, 119 ). Господь наш верхом всех добродетелей называет любовь, но кто же богат любовью, как не смиренный? Смирением приобретается как любовь, так и надежда и вера ( 28, 116 ). Смирение делает пост истинным постом, оно охраняет девственников, придает ценность милостыне, делает жертву угодной Богу ( 28, 116 ). Ты хочешь стоять высоко? Возлюби смирение: оно без усилий делает человека праведным. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 117 ). Как при наступлении света удаляется тьма, так смирение изгоняет всякий гнев и горечь. Святитель Иоанн Златоуст ( 45, 965 ). Смирение есть наставник всех добродетелей. Оно крепчайшее основание небесного здания. Оно – собственный и великий дар Спасителя. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (авва Нестерой 53, 445). За смиренномудрием следует скромность и собранность в себе, то есть целомудрие чувств... беспрестанное безмолвие и обвинение себя в неведении ( 55, 214 ). Кто в сердце своем приобрел смирение, тот стал мертв для мира и, умерев для мира, умер для страстей. Преподобный Исаак Сирин ( 55, 412 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Истинное благодатное внимание является от умерщвления сердца для мира ( 112, 115 ). Соединение ума с сердцем при молитве совершает Божия благодать в свое время, определяемое Богом ( 112, 114 ). ...Неопределенное указание в отеческих писаниях на сердце послужило причиной важного недоумения и ошибочного упражнения молитвой... ( 109, 298–299 ). Читая у отцов о сердечном месте, которое обретает ум молитвой, надо понимать словесную силу сердца, помещенную Творцом в верхней части сердца... ( 112, 115, 116 ). (Сердечное место) это – словесная сила или дух человека, присутствующий в верхней части сердца, против левого сосца, подобно тому как ум присутствует в головном мозге ( 108, 266 ). Не ищи сердечного места. Не усиливайся тщетно объяснять себе, что значит сердечное место: удовлетворительно объясняется это одним опытом ( 108, 274 ). Исполнено... гордости и безрассудства желание и стремление сердца насладиться ощущениями святыми, духовными. Божественными, когда оно еще вовсе неспособно для таких наслаждений ( 108, 245 ). Исполнение заповедей, предшествующее соединению ума с сердцем, отличается от исполнения заповедей, последующего соединению. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 117 ). Совесть – запечатленное в сердце знание Божественного закона Бог, сотворив человека, напечатлел в его природе знание закона – совесть. Если бы человек сохранил этот закон... не было бы необходимости позже давать другой, письменный. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (авва Серен 53, 319). Видишь, что совесть не дает согласия на греховные помыслы, но тотчас обличает их, ибо она не лжет, – обличая, она свидетельствует, что будет говорить пред лицом Божиим в день суда. Преподобный Макарий Египетский ( 33, 127 ). Если же не захотим повиноваться совести, то она умолкнет и оставит нас, и мы впадем в руки наших врагов, которые уже не пощадят нас... ( 34, 31 ). Кто попирает совесть, тот изгоняет из сердца добродетели. Преподобный авва Исаия ( 34, 94 ). Ища исцеления, заботься о совести – делай то, что она тебе говорит. Преподобный Марк Подвижник ( 54, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Главную причину нашего исправления и спокойствия надобно полагать не в произволе другого, который не подлежит нашей власти, а заключается она в нашем состоянии. Итак, чтобы нам не гневаться, это должно происходить не от совершенства другого, а от нашей добродетели, которая приобретается не чужим терпением, а нашим великодушием (прп. Иоанн Кассиан , 56, 109–110). ...Если хотим получить ту высшую божественную награду, о которой говорится: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят ( Мф. 5,8 ), то не только в наших действиях надобно подавлять гнев, но с корнем должен быть извергнут он и из сокровенности души. Ибо немного пользы будет сдерживать пыл гнева в словах, не обнаруживать в деле, если Бог, пред Которым не скрыты тайны сердечные, увидит его в сокровенности нашего сердца. Ибо евангельское учение заповедует пресекать более корни пороков, нежели плоды, которые, по истреблении корней, без сомнения, никак уже более не будут произрастать; а таким образом дух постоянно может пребывать в терпении и святости, когда гнев будет подавлен не только в наружных действиях и поступках, но и в сокровенности помышлений... Всякий, ненавидящий врата своего, есть человекоубийца ( 1Ин. 3, 15 ), именно потому, что сердцем желает убить его. Люди не видят, чтобы кровь его пролита была рукою или мечом, а по страсти гнева он человекоубийцею почитается от Господа, Который не только за дела, но и за желания воли и намерения воздаст каждому или награду, или наказание, как Он Сам говорит чрез пророка: Аз дела их и помышление их вем, и гряду собрати вся народы... ( Ис. 66, 18 ). И Апостол говорит: мысли их то обвиняют, то оправдывают одна другую, в день, когда Бог будет судить тайные дела человеков (ср.: Рим. 2, 15 –16 ) (прп. Иоанн Кассиан , 56, 111 – 112). Источник. ...Подвижнику Христову, законно подвизающемуся, надобно с корнем истреблять гнев. Совершенное уврачевание этой болезни состоит в том, чтобы, во-первых, быть уверенным, что нам никак нельзя сердиться ни по справедливым, ни по несправедливым причинам, зная, что мы тотчас лишимся света рассудительности, твердости правильного совета, даже самой честности и направления правды, если начальный свет нашего сердца будет помрачен тьмою гнева. Потом, чистота нашего духа тотчас будет возмущена, и он вовсе не может быть храмом Святаго Духа, когда дух гнева овладеет нами. Наконец, мы должны размышлять, что нам разгневанным никак нельзя будет молиться, изливать моления Богу. И особенно имея в виду непрочное состояние человеческого положения (т. е. неизвестность смерти), мы должны думать, что в каждый день можем переселиться из тела, и нам не доставят никакой пользы ни воздержание целомудрия, ни отречение от всех имуществ, ни презрение богатства, ни труды поста и бдения, когда нам Судия вселенной угрожает вечным наказанием за один гнев и ненависть (прп. Иоанн Кассиан , 56, 113).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Указатель, стр. 177–237), что в монастырской б-ке, в разрозненном или отрывочном виде, находились творения всех писателей аскетов, на которых ссылается устав преп. Нила о скитском житии; (См. Отчет профессорск. стипендиата Георгия Левицкого. Христианск. Чтен. 1895 г. Март-Апрель. Приложение, стр. 229) примечательно, что в описании не встречаем произведений с именем Кассиана Римлянина , как не встречаем имени этого отца и в уставе преп. Нила, хотя влияние Кассиана на устав несомненно. 1276 Проф. Н. К. Никольский, Общинная и келейная жизнь в Кирилло-Белозерском м-ре. Христианск. Чтен. 1907 г. Август, стр. 165–166, 170. Кассиан был игуменом Кирилло-Белозерского м-ря 1448–1469 г.г. Павел Строев, Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПБ. 1877 г., стр. 55. 1279 Паисий Ярославич составил «Сказание известно о каменном монастыре и о первоначальниках каменного монастыря». Православн. Собес. 1861 г., I, стр. 199–214. Кассиан был одно время игуменом Спасокаменного м-ря, ibid., стр. 210. 1280 Первым игуменом Спасокаменной обители был Афонский постриженик Дионисий, который ввел в Спасокаменном монастыре «устав святыя горы», ibid., стр. 201–202. О другом игумене обители Кассиан (см. предыдущ. примеч.) известно, что он, по поручению в. кн. Василия Васильевича и митрополита Ионы, ездил «во царьград о церковном исправлении к патриарху» и после путешествия снова возвратился «в пострижение свое на каменной», ibid., стр. 210. 1282 Епифаний в своем «Слове похвальном» преп. Сергию (написанном в XV в. В. Ключевский, Древнерусские жития., стр. 111–112) почитает необычным явлением, что преп. Сергий «не взыска царствующаго града, ни святыя горы». Житие преп. Сергия. Памятн. Древн. Письменн. 1885 г., 159. А. И. Соболевский, Переводная литература Московской Руси XIV–XVII в. СПБ. 1903 г., стр. 9–13. 1283 Ф. Успенский, Очерки по истории византийской образованности, СПБ. 1891 г., стр. 258, 267, 269, 271, 349–354. 1284 Н. К. Никольский, Материалы для истории Древнерусской духовной письменности, СПБ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

л. 112 разуме; и все положенные молитвы совершили ему причастные. И когда пришел священник с Божественными дарами, то Кассиан встретил святыню в сенях и Божественных тайн причастился со страхом и радостью. И потом с пятницы на субботу Сырной вновь причастился Божественных тайн, и после этого он поправился; и некоторые из братии начали к нему приходить, желая получить от него благословение и прощение; и он с ними беседовал кротко, с радостным видом каждого из нас от скорбей утешая. И во время воскресного сбора на вечерню повелел у себя совершать вечерню, а потом велел начать чтение обычных молитв на исход души. И на втором каноне третьей песни отдал Богу душу. И я тебе, государь, со священниками и с братиею все соборно челом бьем, и должны мы Бога // л. 112 об. молить о твоем здравии и спасении, и о твоей благоверной великой княгине и о вашем сыне и нашем государе, благоверном князе Иване Васильевиче. В 1532 год, 11 февраля, на память святого священномученика в неделю Сыропустную, в десятый час преставился старец Кассиан Босой, восприемник от святой купели в святом крещении царя, государя, великого князя Ивана Васильевича, всея Руси самодержца. Житие Фотия волоцкого. Текст л. 172 Преставися раб Божий старец Фатей, ученик великаго старьца Касиана Босово 433 , в лето 7062-го, месяца марта 9, на паметь святых великомученик 40, иже в Севастии 434 , на 6-м часе дьни 435 , в пяток, на 5 недели святаго поста. А того же дни, на 5-м часе, его перед преставлением и причащали пречистых и животворящих Христовыих тайн. И по причастии святыих тайн на преставлении и образ пресвятые Богородици 1 c Превечным Младенцем 2 поцеловав, душу свою в руце Богу предаст. Сей честный старец родом града Киева, от православных и благородныих родителей, Феодор бе имя ему. И егда князь Богдан Путивльскый 436 жил на своей вотчине, во граде Путивле, и в те време на сей Феодор служил князю Богдану Пути // вльскому; л. 172 об. и добродетелнаго ради его нрава князь Богдан у своего сына, князя Владимера 437 , повелел дяткою ему быти.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иноку надо весьма остерегаться плотской и душевной ревности, представляющейся по наружности благочестивой, в сущности – безрассудной и вредной для души ( 112, 275–278 ). Жизнь инока есть ничто иное, как деятельное и непрестанное покаяние. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, З66 ). О перемене обители и выходе из монастыря Брат пришел в лавру аввы Герасима и сказал игумену ее Александру: «Хочу оставить место жительства моего». Александр отвечал ему: «Сын мой! В твоем уме не запечатлелось памятование ни Царства Небесного, ни вечной муки. Если бы это памятование присутствовало в тебе, ты не захотел бы выйти даже из келлии твоей» ( 82, 73 ). Новоначальный монах, переходящий из монастыря в монастырь, подобен коню, который без узды мечется в разные стороны ( 82, 151 ). Может случиться, что, живя с братией, ты захочешь оставить их, не обретя покоя в сожительстве с ними по какой-нибудь причине... Смотри, не делай это опрометчиво, не уйди о огорчением, как бы свергая иго рабства, не убеги тайно в скорби, не удались из среды размолвки, чтобы не унести с собой памятозлобия на братство. Избери для отшествия твоего время общего спокойствия, и после ухода твоего сердце твое пребудет в мире. Преподобный авва Исаия ( 82, 182 ). Как дерево, часто пересаживаемое с места на место, не может принести плода, так и инок, часто переходящий с места на место ( 82, 388 ). Если кто живет в каком-либо месте и не приносит плода, свойственного этому месту, то само место изгонит его вон, как не приносящего плода, требуемого местом. Изречения безымянных старцев ( 82, 388 ). Инок, чувствующий влечение к частым выходам из монастыря в мир, ранен стрелой диавола. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 22 ). «Много званых, мало избранных» (Мф. 22, 14) Знай, что ты в числе немногих избранных, и, глядя на пример и холодность многих, не охладевай, но живи так, как немногие, чтобы с этими немногими удостоиться тебе и Царствия Небесного. «Ибо много званых, а мало избранных» ( Мф. 22, 14 ), и мало то стадо, которому Отец благоволил дать Царство ( Лк. 12, 32 ). Знай, что тяжко грешит кто, обещав быть совершенным, делается несовершенным. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин ( 53, 45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

632.  Иоанн Златоуст. Бес. о непостиж. В согласии с этим Трул. соб. пр. повелевает начинать празднование воскрес. дня с вечера в субботу и оканчивать при наступлении вечера воскресного. 633. См. выше, стр. 112–113. 634. Апостольские Постановления II, 59. См. выше, стр. 113. 635. Апостольские Постановления V, 20. 636. Апостольские Постановления VII, 23. 637. Апостольские Постановления VIII, 33. 638.  Сократ. Церк. ист. VI, 8. См. выше стр. 263. 639.  Василий Великий Пис. 89. Иоанн Златоуст. на Тим бес. 5. Тимофей Александрийский. Пр. 13. 640.  Сократ. Церк. ист. V, 22. Ср. выше, стр. 191, 195, 196, 201 — суббота у отшельников и в монастырях. 641.  Кассиан. Об установлении киновий. III, 8, 9. См. выше, стр. 148. 642.  Zahn, Geschichte des Sonntags, Hannov. 1878, 75. Рыбинский В. Древне-еврейская суббота, Киев 1892, 253. 643. До ныне сохранившееся в Абиссинской церкви, где суббота празднуется наравне с воскресеньем (там же). 644. Лаодик. Соб. Пр. 29. 645.  Кассиан, Об установлении киновий. III, 10. 646. Апостольские Постановления VII, 24. 647. Прав. св. ап., 69. 648.  Епифаний Кипрский. Изл. веры, 22. 649. См. выше, стр. 119. 650.  Евсевий. Жизнь Конст. IV, 18. Созомен. Церк. ист. I, 8. 651.  Василий Великий Письмо к Кесарию, см. выше, стр. 164. Амвр. На Пс. 118 бес. 8. 652.  Сократ. Церк. ист. V, 21. 653.  Maji, Spicilegium Romanum, IV, 32. Renaudotii, Liturg. orient. collect. I, 79. 654. Ник. Соб. Пр. 5. 655.  Евсевий. О праздн. Пасхи. гл. 4. 5. 656.  Афанасий Великий. Окруж. посл. к еписк. гл. 4. Апология на Конст. гл. 15. 657.  Кирилл Иерусалимский. Огласит. сл. 4. Тайновод. 4. 658. Лаод. Соб. пр. 49, 51. 659.  Епифаний Кипрский. Излож. веры. Гл. 21. 660.  Амвросий. О Ное и ковч. гл. 4. Об Илии и посте. гл. 10. 661.  Сократ. Церк. ист V, 22. 662.  Созомен. Церк. ист. VII, 19. 663. Автор «Исторического рассуждения о постах православной, восточной, кафолической Церкви (Москва 1837 г.)» (иеромон. Алексий Соловьев) заподозривает свидетельства Сократа и Созомена о различной продолжительности и времени предпасхального поста в неточности и даже в намеренном искажении истины, объясняя последнее расположением к новацианству: «им не могли нравиться положительные уставы Церкви; отсюда-то конечно произошло, что сочтено нужным намеренно и с усилием изыскивать различие в обрядах Церкви и при сем мешать полуистину с правдою или с ложью» (стр. 17). Но из установлений Церкви новацианам, тогдашним ригористам христианства, меньше всего мог не нравиться сорокадневный пост.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010