Основан в 1414 г. прп. Павлом Обнорским. Постриженик Прилукского Христорождественского мон-ря близ Углича, прп. Павел по благословению игумена перешел к прп. Сергию Радонежскому и 15 лет жил в «отходной келии» близ его обители. Затем по благословению прп. Сергия он ушел в безлюдные заволжские леса. На прощание прп. Сергий дал прп. Павлу медный крест, который тот хранил всю жизнь. В поисках места для уединения он посещал различные пустыни. Согласно Житию прп. Дионисия Глушицкого, в 1393 г. прп. Павел поселился на Глушице, вскоре отправился в Комельский лес, где 3 года прожил в дупле липы на берегу р. Грязовицы, а затем на р. Нурме построил келью и выкопал колодец. Любимым собеседником и духовником прп. Павла был прп. Сергий Нуромский, основавший свою обитель ок. 1389 г. Место жительства преподобного стало известно, к нему потянулись желающие быть его учениками. Собравшееся братство сначала не имело своей церкви. Как следует из Жития прп. Сергия Нуромского († 1412), перед самой смертью прп. Сергия прп. Павел рассказал ему, что слышал колокольный звон. Прп. Сергий указал, что на том месте должен быть устроен мон-рь во имя Св. Троицы. Пасхальной ночью 1414 г. прп. Павел увидел «свет ярче солнечного» на месте буд. монастырского собора. Он отправился в Москву к митр. свт. Фотию просить благословение основать на этом месте ц. во имя Св. Троицы. Вместе с прп. Павлом в Москву пошел его ученик Алексий, постриженик прп. Сергия Нуромского, 1-й игумен Обнорского мон-ря. Митрополит принял его недоверчиво, но в ту же ночь получил откровение, что напрасно оскорбил «человека святого и избранника Божия». Святитель повелел отыскать его, испросил у него прощение и отпустил с благословенной грамотой и богатой милостыней (АИ. Т. 1. 257. С. 485-486). Т. о., на левом берегу Нурмы самим преподобным и его учениками был построен деревянный Троицкий собор и основан общежительный мон-рь. В память о встречах преподобных между П. О. м. и Сергиевым Нуромским в честь Преображения Господня мужским монастырем была выстроена часовня и в 1905 г. учреждены крестные ходы на престольные праздники Св. Троицы (в П. О. м.) и Происхождения Честных Древ Креста Господня (в Сергиевом Нуромском приходском храме упраздненного в 1764 мон-ря; ныне восстанавливается). Тогда же был учрежден и крестный ход в Грязовец.

http://pravenc.ru/text/2578610.html

Иоанн Русский , исповедник, прав. (27 мая/9 июня) Иоанн Рыльский , прп. (18/31 августа; 19 октября/1 ноября; 1/14 июля) Иоанн Солунский (Фессалоникийский), прп., ученик прп. Григория Декаполита (11/24 апреля; 18 апреля/1 мая) Иоанн Суздальский и Нижегородский , еп. (15/28 октября) Иоанн Тобольский и всея Сибири, митр. (10/23 июня) Иоанн Устюжский , прп., Христа ради юродивый (29 мая/11 июня) Иоанн Царскосельский , Петроградский, прот., сщмч. (31 октября/13 ноября; в воскресенье после 25 января [новомуч.]) Иоанн Яренгский , прп. (3/16 июля) Иоанникий Великий , прп. (4/17 ноября) Иоанникий Девиченский , прп. (26 апреля/9 мая) Иоасаф Белгородский , еп., чудотворец (4/17 сентября; 10/23 декабря) Иоасаф Индийский , царевич, прп. (19 ноября/2 декабря) Иоасаф Каменский (в миру Андрей Вологодский, князь), Спасокубенский, прп. (10/23 сентября) Иоасаф Сербский , Метеорский, прп. (20 апреля/3 мая) Иов Многострадальный , прав. (6/19 мая) Иов Московский и всея Руси, патр. (5/18 апреля; 19 июня/2 июля) Иов Почаевский , прп., игумен (28 августа/10 сентября; 28 октября/10 ноября; 6/19 мая) Иоиль , пророк, из 12-ти малых пророков (19 октября/1 ноября) Иона Великопермский , Устьвымский, еп. (29 января/11 февраля; 6/19 июня) Иона Климецкий (Клименецкий), Олонецкий, прп. (6/19 июня; 27 марта/9 апреля) Иона Московский и всея России, митр., чудотворец (31 марта/13 апреля; 15/28 июня; 5/18 октября свт.]; 27 мая/9 июня) Иона Новгородский , архиеп. (5/18 ноября) Иона Пертоминский , Соловецкий, прп. (5/18 июня; 12/25 июня) Иона Псково-Печерский , прп., чудотворец, (29 марта/11 апреля) Иона , пророк, из 12-ти малых пророков (22 сентября/5 октября) Иосиф Астраханский , митр., сщмч. (11/24 мая) Иосиф Волоцкий (Волоколамский), прп., игумен, чудотворец (9/22 сентября; 18/31 октября) Иосиф Заоникиевский (Вологодский), прп., Христа ради юродивый (21 сентября/4 октября; 23 июня/4 июля) Иосиф Многоболезненный , Печерский, прп. (4/17 апреля) Иосиф Персидский , пресвитер, сщмч. (3/16 ноября) Иосиф Песнописец , пресвитер (4/17 апреля)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   2 – мч. Георгия Афонского (+ 1794)    3 – прп. Исихия Хоривита, безмолвника (+ YI в.)    5 – прп. Евдокима  Ватопедского ( Афонского) ( +XYII в.)    6 – прп. Макария Нового, Кийского, Афонского (+1590)    7 – прп. Сергия Нуромского, Обнорского, Вологодского, ученика прп. Сергия        Радонежского ( +1412)  10 – 26-ти прмчч. Зографских – игумена Фомы и с ним 21-го  инока и 4-х         мирян   (+ 1276 –1280) 15 – прп. Евфимия Нового ( Фессалоникийского), Солунского, иеродиакона (+ 889) 20 – прп. Герасима Нового, Натараса, Кефалонита, Афонского, иеромонаха (+1579) 20 – прп. Игнатия Нового, Афонского, Константинопольского ( +1814) 21 – прп. Филофея Афонского  (+ ? ) 24 – свт. Афанасия I-ro, Патриарха Константинопольского (+1311) 26 – прмч. Иоасафа Афонского ( 1536) 28 – свт. Арсения I-ro, архиепископа Сербского ( +1266) 29 – прмч. Тимофея Есфигменского, Афонского ( +1820)     НОЯБРЬ         1 – прмчч. Иакова Костурского и двух учеников его: иеродиакона  Иакова             и Дионисия Дохиарских, монахов (+ 1520)       9 – прпп. Евфимия  и Неофита  Дохиарскх ( Афонских)  (Х в.)     12 – прп. Нила Мироточивого, Афонского, иеромонаха ( +1651)     13 – прмч. Дамаскина  Афонского, Константинопольского  ( +1681)     14 – свт. Григория Паламы, Солунского, архиепископа Фессалоникийского (+1360)     14 – мч. Константина Родосского (+1800)     17 – прп. Геннадия Ватопедского (Афонского), дохиара (+ ? )     22 – прп. Каллиста П-го, Патриарха Константинопольского (+ после 1397)       ДЕКАБРЬ   5 – прпмчч. Карейских (+1260 - 1281) 5 – прп. Нектария Карейского, Битольского, Афонского (+1500) 5 – прп. Филофея Карейского, Афонского ( + конец ХУ в.) 7 – прп. Григория Серба, Молчальника, Афонского, ктитора Григориата (+ 1406) 7 – прп. Герасима  Эвбейского (+ Х1У в.)   20 – свт. Даниила П-го,  архиепископа Сербского (+ 1338)   26 - свмч. Констанция  Русского, иеромонаха ( +1743)   28 – прп. Симона  Мироточивого, Симонопетрского ( Афонского) ( +1257)   30 – прмч. Гедеона Каракалльского, Афонского ( +1818)

http://isihazm.ru/1/?id=1818

Сцена причащения прп. Марии помещена рядом с единоличным изображением прп. Иоанна Лествичника на иконе 1596 г. из мон-ря Дечаны - прп. Мария придерживает в момент причащения белого цвета плат (см.: иконописна школа од XIV-XIX в.: Кат. Београд, 1955. Табл. XII, XIII). Очевидно, выбор святых на этой иконе был обусловлен минейным принципом (пам. прп. Иоанна Лествичника - 30 марта). На миниатюрах рукописей история З. и прп. Марии стала предметом для иллюстрации Псалтири; напр., в Киевской Псалтири 1397 г. соединены 2 события, разделенные годом,- первые 2 встречи З. и прп. Марии: встреча в скалах: З. отворачивается, протягивая Марии свою верхнюю одежду; ниже - на берегу З. причащает Марию (иллюстрация псалма 118 «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем») (изд.: Киевская Псалтирь 1397 г. из ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в С.-Петербурге [ОЛДП F 6]. М., 1978. Л. 175 об.). В минейных циклах изображение З. может помещаться в композиции «Причащение прп. Марии» под 1 апр., в день памяти прп. Марии Египетской, напр.: на миниатюре в Житиях святых за февр.- июнь по Метафрасту из мессинского мон-ря Сан-Сальваторе (Mess. Salvad. 27. XI в., К-поль), в настенном минологии ц. св. Апостолов [св. Спаса] в Пече, Косово и Метохия (1561). С XVII в. на Руси получили распространение житийные иконы прп. Марии Египетской, где З. представлен в неск. сценах: на московской иконе из собрания С. П. Рябушинского «Прп. Мария Египетская, с 12 клеймами жития» (1629, ГТГ) З. изображен в 5 клеймах, иллюстрирующих встречу прп. Марии с З. (клеймо 8); беседу прп. Марии и З. (клеймо 9); молитву прп. Марии и З. (клеймо 10); причащение прп. Марии З. (клеймо 11); погребение прп. Марии (клеймо 12); на иконе сев. писем «Житие преподобных Марии Египетской и Зосимы Палестинского» (1-я пол. XVII в., ГТГ) традиц. сюжеты Жития представлены не в клеймах, а объединены в общую композицию; на иконе «Прп. Мария Египетская, со сценами жития» (XVIII в., ГМИР) З. изображен подающим одежду прп. Марии и оплакивающим ее кончину (Рус.

http://pravenc.ru/text/200017.html

Весьма интересной представляется вологодская агиографическая традиция. И не только в силу многочисленности житий святых, подвизавшихся на Вологодской земле, но и благодаря тому, что важнейшие из этих житий обладают удивительной текстуальной связанностью. Определение круга житий вологодских святых сложилось в науке достаточно давно (И. Верюжский, Н. Коноплёв), хотя представляется условным в значительно большей степени, чем выделение др. региональных житийных традиций. Епископская кафедра была перенесена в Вологду в 1589 г. (до этого епархия существовала как Пермская с кафедрой в Усть-Выми, в 1492 переименована в Вологодскую, но центр ее остался там же; см.: ПЭ. Т. 9. С. 240). Первые вологодские жития, преподобнические по типу, посвященные прп. Димитрию Прилуцкому (2-я пол. XV в.) и прп. Дионисию Глушицкому (1495), в качестве образца используют Житие прп. Сергия Радонежского. Житие прп. Дионисия Глушицкого стало источником Жития прп. Амфилохия Глушицкого (его ученика) и Жития прп. Александра Куштского, к-рое в свою очередь явилось источником Жития, одновременно посвященного 2 святым - преподобным Александру Куштскому и Евфимию Сянжемскому (часть данного Жития, не зависящая от Жития прп. Александра Куштского, по наблюдениям Карбасовой, восходит к Житию прп. Кирилла Новоезерского). Жития преподобных Димитрия Прилуцкого и Дионисия Глушицкого послужили источниками Житий преподобных Григория Пельшемского и Корнилия Комельского. Хотя в Житии прп. Дионисия Глушицкого говорится и о прп. Павле Обнорском , Житие последнего возникло независимо от Жития прп. Дионисия Глушицкого, однако в свою очередь оказало влияние на Житие прп. Корнилия Комельского. Среди источников Жития прп. Корнилия было и Житие прп. Кирилла Белозерского, рассматриваемое нек-рыми исследователями в числе вологодских, а другими - вместе с Житиями преподобных Мартиниана и Ферапонта Белозерских и Кирилла Новоезерского выделенное в группу белозерских житий. Житие прп. Иоасафа Каменского, восходящее к невологодским житиям через посредство Жития прп. Евфросина Псковского, включило в себя большие фрагменты Жития прп. Дионисия Глушицкого.

http://pravenc.ru/text/182317.html

В Троице-Сергиевской лавре почивают следующие мощи: в соборном Троицком храма под серебряной сенью, в драгоценной серебряной раке открыто почивают мощи прп. Сергия. В Никоновской церкви – мощи ученика его, прп. Никона, под спудом; над ними серебряная рака. В Михеевской церкви под спудом покоятся мощи Св. Михея. В Серапионовской палатке, кроме вышеупомянутых мощей угодников Божиих, почивают еще честные останки прп. Максима Грека . Кроме этих святынь, в соборном Троицком храме находится древний чудотворный образ Св. Троицы, украшенный золотом и драгоценными камнями, принесенными в дар в 1600 году Борисом Годуновым. Кроме престольных праздников, в Троицкой лавре совершаются торжественные богослужения и крестные ходы в следующие дни года Январь: 6 – крестный ход и водоосвящение у бассейна в лавре; 12 – крестный ход в память освобождения обители от поляков в 1610 году; 21 – память прп. Максима Грека . Февраль: 2 – крестный ход вокруг трапезной церкви. Март: 16 – память Св. Серапиона; 25 – крестный ход вокруг Успенского собора. Май: 1 – панихида по Годуновым; 6 – память прп. Михея; 12 – память прп. Дионисия; Июль; 5 – обретение мощей прп. Сергия; 27 – память Св. Иоасафа. Август: 1 – водоосвящение у бассейна; 6 – крестный ход вокруг Вифанского монастыря; 14 – крестный ход вокруг Успенского собора; 15 –крестный ход вокруг всей лавры с плащаницей Богоматери; 17 – крестный ход внутри Гефсиманского скита. Сентябрь: 1 – первое чудо от Черниговской иконы Богоматери, что в пещерах; 25 – преставление прп. Сергия; 28 – панихида по роде прп. Сергия. Октябрь: 1 – крестный ход по ограде лавры в память освобождения ее от французов; 7 – тезоименитство прп. Сергия. Ноябрь: 17 – память прп. Никона. В Неделю Ваий – крестный ход по стенам лавры; в Великий Пяток – омовение святых мощей. В понедельник на Светлой седмице – крестный ход по ограде лавры. В десятую пятницу по Пасхе –торжественная служба Пресвятой Троице и прп. Сергию. В ризнице лавры обращают на себя внимание: золотой крест с камнями, присланный прп. Сергию цареградским патриархом Филофеем; деревянные священные сосуды, покрытые красной краской, с изображениями Спасителя, Богоматери, Иоанна Крестителя, а на дискосе Агнца – Иисуса Христа и англов, – все они были в богослужебном употреблении у самого прп. Сергия; здесь же такие сосуды преемника его прп. Никона и ризы обоих преподобных из бумажной материи: прп. Сергия из темной, а прп. Никона – из белой. Здесь же хранится множество драгоценных сосудов и облачений, принесенных лавре в дар не от русских только, но и от иноземных правителей и знатных лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

1-й. Евангелие на александрийской бумаге, в лист, издания 1872 г., по обрезу вызолоченное, обе доски сребропозлащенные, чеканной работы, украшены эмалью. На верхней доске, посредине Воскресение Христово, вверху Господь Вседержитель, по углам Евангелисты, между коими три Ангела. На нижней доске, посредине – Рождество Христово, по бокам, крестообразно, четыре Херувима. Застежки сребропозлащенные. Серебро 84 пробы. Весу с книгой 1 пуд. 21 фун. 13 золот. Работы Хлебникова в Москве. Евангелие это, вместе с напрестольным крестом, потиром, дискосом и пр. пожертвовано Московской купчихой Беляевой и ценится до 5 тыс. руб. 2-й. Евангелие в лист, издания 1872 года, золотообрезное, обе доски и корешок на шарнирах, с финифтяными изображениями, сребропозлащенное. На верхней доске, посредине – Воскресение Христово, по углам 4 Евангелиста; на нижней доске, посредине изображение святого великомученика Никиты, чеканной работы; по углам точеные, серебряные ножки. Застежки тоже серебряные 84 пр. Ценность его 200 руб. 5 Евангелий, употребляемых при ежедневном служении. Остальные же, имеющие значение по древности издания, помещены в отделе библиотеки, хранящейся в ризнице монастыря. Напрестольных крестов всех – серебряных и позлащенных – до 12-ти. Замечательнейший из них крест под 1 серебряный, густо вызолоченный, чеканной работы, с эмалью, в византийском стиле, с изображениями: посредине Распятие Господня, вверху – Господа Саваофа, по сторонам – Божией Матери и Иоанна Богослова; на нижней стороне надпись: «Кресту Твоему покланяемся Владыко»; на рукоятке написано: «О упокоении раба Феодора и отрока Феодора». Весу 4 фун. 13 зол. Серебро 84 пробы. Работы Хлебникова. Дар Беляевой. Святых сосудов (потиров) с принадлежностями к ним, сребропозлащенных 7. В том числе, под 1 потир чеканной работы, в византийском стиле, украшенный эмалью, с рельефными изображениями на нем: Несения Креста, Божией Матери, Благословляющего Спасителя и святого Иоанна Крестителя, с надписью из эмали: «Тело Христово приимите, Источника бессмертного вкусите». Ниже, рельефные изображения четырех Евангелистов; еще ниже, по ободочку, надпись: «О упокоении Феодора, отрока Феодора, Илии и сродников их». Серебро 84 пр. Весу 6 фун. 18 зол. При нем дискос такой же работы, с изображением Рождества Христова с надписью на полях: «Се Агнец Божий вземляй грехи мира». Серебро 84 пробы. Весу 2 фун. 28 зол. Звездица такой же работы, с изображением вверху Господа Саваофа. Весу 62 зол. Лжица такая же. Весу 20 зол. Два блюдечка 84 пробы, с изображениями: на одном – Знамения Божией Матери, с надписью на полях: «Достойно есть яко воистину», а на другом – восьмиконечного Креста с тростью и губкой, с надписью на полях: «Кресту Твоему покланяемся Владыко». Весу в обоих 1 фун. 58 золот. Ковш такой же, 84 пробы, с надписью вокруг: «Теплота веры исполнь Духа Святаго». Весу 58 зол. Копия стальные с рукоятками и крестиками на конце, в сребропозлащенной оправе. Весу серебра 21 зол., 84 пробы. Дароносицы

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Сосуд сребропозлащенный с прибором 84-й пробы, украшен по сторонам стразами и вокруг св. изображениями из финифти: Спасителя в терновом венце, Божией Матери, св. Иоанна Предтечи и проч. Вышина – 5 вершков (ок. 22 см. – прим. редакции), вес – 1 фунт 30 золотников (ок. 500 гр – прим. Редакции). Сосуд сребропозлащенный с прибором, 84-й пробы, изящной работы. III Кивотов или дарохранительниц сребропозлащенных 84-й пробы – три. Кивот сребропозлащенный большой, 84-й пробы, очень изящной работы; куплен на монастырские средства. Этот кивот постоянно находится в главном, среднем алтаре, на престоле Пресвятой Богородицы Знамения. Ковчег в виде кувуклии, сребропозлащенный, небольшой, 84-й пробы; находится в правом пределе на престоле святителя Христова Димитрия Ростовского . Пожертвован в монастырь монахиней Тавифой. Ковчег серебряный, небольшой, филигранной работы; находится на левом пределе на престоле преп. Варлаама Хутынского и святителя Христова Тихона Задонского . IV Напрестольные кресты Крест сребропозлащенный 84-й пробы – большой, с изображением распятия на финифти; вышины – 10 вершков (ок. 45 см. – прим. Редакции), ширины – 6 вершков (ок. 27 см. – прим. Редакции). Крест сребропозлащенный 84-й пробы, большой, с выпуклым распятием, украшен стразами; вышина 9 вершков (ок. 40 см. – прим. Редакции), ширина – 5½ вершков (ок. 25 см. – прим. Редакции). Крест перламутровый большой, отделанный в серебро и укреплённый в большую жемчужную раковину, представляющую вид Голгофы. Пожертвованный елецкой купчихой Е. А. Кожуховой. Большой пасхальный крест сребропозлащенный 84-й пробы, с тремя шандалами для свечей. Всех напрестольных крестов – 6. V Напрестольные евангелия Напрестольное праздничное евангелие большое в лист, в серебряном вызолоченном чеканном окладе, вышины в 3 четверти и ширины 9 вершков (ок. 53 см. и 40 см. – прим. Редакции). Московской печати 1830 года. Не передней доске по главному полю наложены круглые финифтовые образа, украшенные стразами, в середине – Воскресение Христово, а по углам – евангелисты. Пожертвовано сие евангелие в монастырь Знаменский елецким купцом Михаилом Михайловичем Лавровым.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

2) Евангелие в лист большого формата, печат. 1775 г., обложено ?? новым бархатом. 3) Евангелие в лист малого формата; печатано в Москве 7141 (163?? обложено зеленым бархатом. На лицевой стороне накладные серебряные старинной чеканки изображения: по средине – Воскресения Христова (в кр ?? по углам – четырех евангелистов (в наугольниках). На обратной стороне такие же серебряные украшения: по средине, в продолговатом круге, изображен крест на Голгофе; по углам – наугольники. Мера евангелия в длину 7 и в ширину 4½ вершка. Пожертвовано блаженныя памяти благочестивейшим государем царем Алексием Михайловичем в 1637 году. б) Крестов напрестольных – 6. Из них более замечательны значившиеся под 5 и 6. 1) Крест сребропозлащенный, гладкой чеканки. Длина креста 7½ в ??в поперечнике 5 верш. Весь серебра 84 пробы 1 ф. 51 зол. 2) Крест сребропозлащенный, гладкой чеканки; мерой 7 верш, для ?? 4 в поперечнике; весом 1 ф. 5 зол. 84 пробы. 3) Крест сребропозлащенный 84 пробы, мерой 8 верш, длины и 4 ?? поперечнике. 4) Крест серебряный, гладкой чеканки 84 пробы; мера 4½ верш, ?? и 2½ в поперечнике; весом 27 зол. 5) Крест вырезанный из доски гроба императора Александра Бла?? венного с живописным Распятием и прочими св. изображениями по о?? ностям; обложен серебром 84 пробы; весом (вместе с деревом ?? 58 зол.; мерой 7½ верш, длины и 4 в поперечнике. Позлащенные ве?? украшены каменьями, из коих один аметист, два хризолита и два ??девять топазов. Пожертвован в 1829 г. ключарем С. – Петербургского ?? павловского собора Петром Виноградовым. 6) Крест серебряно-золоченный; весом 3 ф.; утроен в 1861 году игуменьей Дионисией, в память усопшей рабы Божией Магдалины, урожденной баронессы фон-Раден, проживавшей на богомолении в Успенском монастыре. в) Священнослужебных сосудов с принадлежностями 8. 1) Потир, дискос, звездица, два блюдца и лжица сребропозлащенные 84 пробы; весом 4 ф. 29 зол. 2) Потир, дискос, звездица, два блюдца и лжица сребропозлащенные 84 пробы; весом 3 ф. 27 зол. 3) Потир, дискос, звездица, два блюдца и лжица сребропозлащенные 84 пробы; весом 2 ф. 31 зол.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Предел смиренномудрия – решительное забвение своих добрых дел (блж. Диадох, 91, 7). Как душа непознаваема и невидима телесными очами, так и смиренномудрый не познается среди людей (прп. Исаак Сирин , 58, 214). Источник. Не всякий безмолвник смиренномудр, но всякий смиренномудрый – безмолвник (прп. Исаак Сирин , 58, 215). Источник. ...Истинно смиренномудр, кто имеет в сокровенности нечто достойное гордости, но не гордится, и в помысле своем вменяет это в прах (прп. Исаак Сирин , 58, 237). Источник. Совершенство смирения в том, чтобы с радостью сносить ложные обвинения (прп. Исаак Сирин , 58, 307). Источник. Если хочешь узнать, смиренномудр ли ты, то испытай себя... не приходишь ли ты в смятение, когда тебя обвиняют (прп. Исаак Сирин , 58, 308). Источник. Истинное смирение есть порождение ведения, а истинное ведение есть порождение искушений (прп. Исаак Сирин , 58, 367). Источник. Человек, достигший того, чтобы познать меру своей немощи, достиг совершенства смирения (прп. Исаак Сирин , 58, 396). Источник. Кто в сердце своем приобрел смирение, тот мертв стал для мира и, омертвевший для мира, омертвел для страстей (прп. Исаак Сирин , 58, 412). Источник. Кто несмыслен, тот не имеет смирения. И кто не имеет смирения, тот не будет смыслен. Не смиренномудр, кто не мирен; и немирный не смиренномудр... (прп. Исаак Сирин , 58, 416). Источник. ...Не презирать даяния ближнего есть (дело) смиренномудрия; и должно принимать оное (даяние) с благодарностью, хотя бы оно и было мало и незначительно (прп. авва Дорофей , 29, 189). Источник. ...Кто соединяет смирение с трудом, тот скоро достигает (цели). Имеющий смирение с самоуничижением также достигнет, ибо самоуничижение заменяет труд. А кто имеет одно только смирение, тот хотя и успевает, но не так скоро. Желающий приобрести истинное смирение отнюдь ни в каком случае не должен почитать себя чем-нибудь. В сем состоит истинное смирение (прп. Варсануфий, 29, 234). Смирение состоит в том, чтобы ни в каком случае не почитать себя за нечто, во всем отсекать свою волю, повиноваться всем и без смущения переносить то, что постигает нас отвне. Таково истинное смирение, в котором не находит себе места тщеславие. Смиренномудрый не должен стараться выказывать свое смирение на словах, но довольно для него говорить: «прости меня» или «помолись о мне». Не должно также самому собою вызываться на исполнение низких дел, ибо и то и другое ведет к тщеславию, препятствует преуспеянию и более делает вреда, нежели пользы; но когда повелят что-либо, не противоречить, а исполнять с послушанием – вот что приводит к преуспеянию (прп. Варсануфий, 29, 235–236). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010