978 Соб. II, 2. Кассиан приводит пример гибели от недостатка рассудительности: два брата умерли от неразумного общения не принимать в пути п щи кроме той, которую им пошлет сам Господь (Coб.II, 2, 6–8). 990 Соб. XVII, 20, 23. Что касается собственно обязанности просвещения и наставления других, то Кассиан так смотри на дело, что сначала нужно самому заручиться своим спасением и усовершенствованием (Соб. XVII, 13, 14). 1010 Соб. XXIV, 26. Препод. Кассиан в данном случае очень сходен со Златоустом (См. речь Златоуста к враждующим против монахов) 1021 Изречение о девстве Св. Василия В. «я и женщин не знаю и не девственник» (Inst. VII, 19) Слова Вас. В. сенатору, который худо отрекся от мира: «ты и сенаторство потерял и монахом не сделался» (Inst. VII, 19). 1026 Твор. Вас. Вел. т. 5. Моск. 1858 г. «Правила простанно излож. в. вопрос. и ответ» «Прав. Кратко изложенные " … «Подвижнич. Уставы». 1045 Макар Вел. Бес. 15,46. Моск. 1852. Ср. И. Злат. «Слово к верующему отцу» стр. 109, т. 1. Изд. С.-П Д. Ак. и «О сокрушении» стр. 152 т. 1. 1048 Доброт. т. 1. Стр. 218 (§ 165). Ср. Стр. 193–194. Ср. Вас. Вел. т. V. Стр. 49–50; 1089 и т. 6 стр. 8. 1102 Учение об уме, как «владычественном», как руководителе к истинрой жизни, можно находить у всех «отцов: Мак. В. бес. 46; особенно Григ. Нисс. ч. 1 его творений; Нил Син. т. 2 стр. 282. Ант. Вел. Доброт. т. 1 стр. 66, 79, 81, 94–100 и др. 1109 Ант. В. Добр. т. 1 стр. 80, 82 (§ 89, 102) Мак. В. Добр. т. 1 стр. 219 Григ. Нисск. ч. 1, стр. 224–287, 394. И. Злат. Т. 1, стр. 41, 85. 1119 Само собой понятно, что подвижник приобстоятельствах может проявлять свою любовь к ближним в разного рода благодеяниях. Но здесь он, так сказать, только отзывается на вопросы совне, а не делает их прямой своей обязанностью. 1122 Для знакомства с вост. аскет. в ее общих чертах может служить пособием напечат. в «Хр. Чт.» за 1895 г. отчет проф. Г. Левицкого. 1124 Макар. В. Доброт. т. 1, стр. 212. (§ 152), Вас. Вел. т. V, 78 (слово о подвижнич.) Нил Син. т. 2, стр. 3. (Слово подвижнич.).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

1115 Кирилл Скифипольский (VI в.), Жизнь Евфимия, passim. Cotelerius , Eccles.graecae monum. II. 1116 КириллиСкифопольский, Жизнь Евфимия §§ 51. 95. 1117 Там же §27. 1118 Еп. феодосий . Палест. мон. 75—77. 1119 Bollandi , Acta Sanct. Mart. I, 586. 1120 Иерус. Типик. ркп. Московск. Румянц. Музея Сев. собр. 35491 (XIII в.). л. 19 об и др. ркп. 1121 Симеон Сол . О Божест. молитве. гл. 302—303. Migne Patrol. s. hr. t. 155. Рус. пер. в «Писаниях св. отцев и учителей церкви, относящихся к истолкованию правосл. богослужения». т. 2, Спб. 1856. 1122 Кассиан , Об устан. кинов. предисл. 1123 Там же III, 1. 1124 Там же III, 3. 1125 Изр. св. ст. Епиф. 3. 1126 См. выше стр. 21. 55. 96 и д. 1127 См. выше стр. 152 и д. 1128 См. выше стр. 160. 1129 Паломн. (Сильв.) 24. 25. См. выше стр. 152 и д. 1130 Кирилл Скифоп . Жизнь св. Саввы, § 31, 42 ( Cotelerius , Eccles. gr. mon. II, 262. 343). 1131 См. ниже «Константиноп. мон.». 1132 Дмитриевский А . Древнейшие патриаршие Типиконы – Святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской церкви. Киев 1907, стр. 86. 1133 См. там же 213. 1134 Лавс. 104 (89). 1135 Кассиан, Об уст. кин., предисл. и III, I. 1136 Иером. Анатолий . Сирийское монашество во втор. пол. IV в. Труды Киев. Дух. Ак. 1910, 6, 271. Начало подвижничеству в Сирии положил, по Созомену , некто Аон, современник имп. Валента (364—370): «говорят, что этот Аон в Сирии, подобно Антонию в Египте , прежде всех людей положил начало строгому любомудрию» (Церк. ист. III, 14). Но ныне доказывают, что еще ранее — до 325 г. – здесь подвизался Св. Иаков, еп. Низивийский, и даже существовали, по-видимому, целые монашеское общины под именем «сынов завета». Иером. Анатолий , О начале и происхождении сирийского монашества. Тр. Киев. Дух Ак. 1910, 4, 393. 1137 Так пр. Варадат «устроил из дерева небольшой и несоразмерный с телом своим ящик и жил в нем постоянно в согбенно положении». ( Бл. Феодорит , История Боголюбцев гл. 27 ( ψιλθεος στορα ). Migne Patrol. s. gr. t. 82. Рус. пер. Спб. 1853: Сочинение состоит из жизнеописаний всех известных автору и современных ему (†456 г.) сирийских подвижников). Тоже пр. Маркиан (там же, 3). Пр. Евсевий надел на шею железную цепь и соединил ее с таким же поясом, чтобы, «согбенный таким образом он, постоянно по необходимости смотрел в землю» (там же, 4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

   Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 1-я, §§ 1, 2, 15, 28, 36, 64—66, 94.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 4, § 71; Слово 25, § 11; см. Слово 25, § 36.    Он же. Слово 26, § 11; Слово 22, § 32.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 29, §§ 9—12.    Он же. Слово 29, § 1.    Он же. Слово 26, 82.    Арх. Ювеналий. Монашеская жизнь. Киев, 1885. Ч. 1. С. 86.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 29, § 14.    Он же. Слово 26, § 242.    Блж. Диадох. Подвижническое слово. Гл. 17, 54, 89, 74, 90.    К. Попов. Блж. Диадох и его творения. Киев, 1903. Т. I. С. 515. Ср. рассуждения свт. Иоанна Златоуста о невозможности человеку быть безгрешным, т. е. совершенно бесстрастным. Творения. T. I. С. 853—854.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения T. I. С. 853—854.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 29, § 6—8.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. СПб., 1886. T. III. С. 167.    Еп. Феофан. Письма о духовной жизни. М., 1892. Письмо 7. С. 70—73. Письмо 4. С. 32—39.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 853—854.    Еп. Феофан. Внутренняя жизнь. М., 1899. С. 104—105.    См. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Сост. архм. Серафимом Чичаговым. Изд. 2-е. С. 81—83.    Древний Патерик. Изд. 3-е. М., 1899. Гл. 9, § 18. См. также:·Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. Изд. 3-е СПб., 1891. § 4. С. 55.    Преп. авва Дорофей. Поучение 2. О смиренномудрии. С. 43—45.    Еп. Феофан. Внутренняя жизнь. Изд. 2-е. М., 1899. С. 105—106. Ср. Лавсаик. § 18: об авве Макарии Египетском и § 20 о преп. Марке.    Преп. Исаак Сирин. Творения. Изд. 3-е. Слово 36. С. 155.    Еп. Феофан. Письма//Душеполезное чтение. 1895. T. III. С. 625. См. Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. V, гл. 13, 14, 27.    Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 34. С. 130. Письмо 66. С. 221.    Древний Патерик. Гл. 10, § 119. С. 191. Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 15, § 41.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 4. Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. V, гл. 13, 14, 27.    Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 3-е. М., 1875. T. IV. Сокровище духовное, от мира собираемое. § 64. С. 129.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   Свт. Тихон Задонский. Творения. T. V. С. 228.    Еп. Петр. Указание пути ко спасению. Изд. 3-е. Троице-Сергиева Лавра. 1905. С. 43—44.    Преп. Ефрем Сирин//Добротолюбие. Т. II. § 277—278. С. 422; свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 6-е. T. I. С. 14; T. II. § 72. С. 188; T. V. Слово 22. С. 227—228; преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. 12, гл. 29; преп. Иоанн Лествичник. Слово 4, §§ 48, 44, 81—82, Слово 23, §§ 6, 7, 8, 11, 12, 16, 18, 20; Слово 25, §§ 54, 10, 51; Слово 26. С. 205.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. 12, гл. 29. С. 161//Добротолюбие. T. II, § 150. С. 90.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. X, II; преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, §§ 26, 29.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 34.    Он же. Слово 25, § 44.    Он же. Слово 25, §§ 12, 26, 83, 129.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 3.    См.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Изд. 3-е. 1855.    Ср. Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 14.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, 26, 37, 180. Ср. Преп. авва Дорофей. Поучение 2.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 9; Слово 27, § 80.    Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 17. С. 45.    Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. II, § 70. С. 157.    Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Мф.25.    См. об этом в «Лавсаике» повесть о подвижниках, впавших в прелесть и другие грехи через гордость (о Валенте, об Эроне, о Птолемее, об иерусалимской девственнице), под 29—32.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, §§ 4, 5, 38.    См.: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. XI. С. 576; V, 60, VI, 6 и I, 539; VII, 640, VIII, 159, 442; XI, 416, XI, 136; XII, 628 и др. О высокомерии и надменности — I, 533; II, 50, 320; IV, 38, 48; V, 522, VII, 31—32, 598; VI, 51—52, 116; VIII, 66; IX, 768; XII, 599.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 8, § 5.    Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. II, § 85. С. 163.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 8, § 14.    Свт. Тихон Задонский. Творения T. II, § 78—79. С. 160.    О зависти: Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 6-е. Т. II, гл. 2, § 78—83; гл. 3, §§ 84—90; T. V, письмо 112. С. 135—136, свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. I. С. 454, 825; II, 23; III, 59; IV, 516, 517; V, 562; VII, 124, 295, 433, 438, 640; VIII, 102, 224, 240, 316, 435; IX, 147, 557, 560; X, 312, 680, 702, 707; XI, 237, 453; XII, 605 и далее. О ненависти: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 49, 569, VII, 632, XII, 610, I, 599. О злобе: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IV. С. 203; VII, 74, 254, 275, 502, VIII, 338; IX, 104, XII, 1017. О злопамятстве: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. III. С. 14, 15; IV, 832; VI, 221; VII, 800; XI, 201; XII, 166, 733 и далее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

1579 Игум. Антоний. Письма, п. 250. С. 314. 1580 Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. VI, гл. 1—8. 1581 Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, п. 166. С. 95. 1582 Свт. Василий Великий. Творения. Ч. VII, М., 1854, п. 230. С. 178. 1583 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 31 на Деян. 1584 Свт. Григорий Двоеслов. Собес. Кн. IV, гл. 15. С. 286. Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 59 и 71. С. 130, 141; Старч. советы. С. 481. 1585 Прот. Гр. Дьяченко. Симфония. С. 474. 1586 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 109. 1587 Он же. Отв. 2, ср. отв. 108; авва Дорофей. Поуч. 13. С. 155—156. 1588 Преп. Исаак Сирин. Слово 78. С. 387—388. 1589 Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, п. 159. С. 307, ср. п. 189. С. 325. 1590 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 213. 1591 Преп. Симеон Новый Богослов. Деятельные и богословские главы, глава 105. 1592 Там же. Гл. 106. С. 38. 1593 Преп. Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы. Гл. 126. 1594 Преп. Исаак Сирин. Сл. 91. С. 433. 1595 Четьи-Минеи, 26 янв.; еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. С. 266—268. 1596 Преп. Исаак Сирин. Слово 21. С. 82. 1597 Он же. Слово 61. С. 336. 1598 Игум. Антоний. Письма. П. 116. С. 135. 1599 Преп. Марк Подвижник. Слово 2, § 169. 1600 Преп. Исаак Сирин. Слово 79. С. 392. 1601 Серафим, еп. Сухумский. Речь перед наречением во епископа. Прибавл. к Церковн. Ведом. 1905, 18. С. 759. 1602 Преп. Макарий Египетский. Слово 7, гл. 13; еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V, 128—130. 1603 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. III, 163—164, преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, п. 26. С. 204, 205. 1604 Преп. Исаак Сирин. Слово 1. С. 1. 1605 См. в «Отечнике» еп. Игнатия Брянчанинова повесть об Евлогии Каменотесе. 1606 Четьи-Минеи, 20 сент. 1607 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V. С. 290. 1608 Преп. Исаак Сирин. Слово 47. С. 204. 1609 Преп. Макарий Египетский. Слово 7, гл. 31. 1610 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 5-я на 2Кор. 1611 Преп. Исаак Сирин. Слово 57. 1612 Муч. Фомаида была умерщвлена женонеистовым своим свекром, посягавшим на ее целомудрие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

212 Преп. авва Дорофей. Поучение 12. См. Поучение 1. 213 См.: Преп. Исаия. Слово 21, § 18//Добротолюбие T. I. Изд. 3-е. М., 1895. С. 38. Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 29, § 13. 214 Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 1-я, §§ 1, 2, 15, 28, 36, 64—66, 94. 215 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 4, § 71; Слово 25, § 11; см. Слово 25, § 36. 216 Он же. Слово 26, § 11; Слово 22, § 32. 217 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 29, §§ 9—12. 218 Он же. Слово 29, § 1. 219 Он же. Слово 26, 82. 220 Арх. Ювеналий. Монашеская жизнь. Киев, 1885. Ч. 1. С. 86. 221 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 29, § 14. 222 Он же. Слово 26, § 242. 223 Блж. Диадох. Подвижническое слово. Гл. 17, 54, 89, 74, 90. 224 К. Попов. Блж. Диадох и его творения. Киев, 1903. Т. I. С. 515. Ср. рассуждения свт. Иоанна Златоуста о невозможности человеку быть безгрешным, т. е. совершенно бесстрастным. Творения. T. I. С. 853—854. 225 Свт. Иоанн Златоуст. Творения T. I. С. 853—854. 226 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 29, § 6—8. 227 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. СПб., 1886. T. III. С. 167. 228 Еп. Феофан. Письма о духовной жизни. М., 1892. Письмо 7. С. 70—73. Письмо 4. С. 32—39. 229 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 853—854. 230 Еп. Феофан. Внутренняя жизнь. М., 1899. С. 104—105. 231 См. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Сост. архм. Серафимом Чичаговым. Изд. 2-е. С. 81—83. 232 Древний Патерик. Изд. 3-е. М., 1899. Гл. 9, § 18. См. также:·Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. Изд. 3-е СПб., 1891. § 4. С. 55. 233 Преп. авва Дорофей. Поучение 2. О смиренномудрии. С. 43—45. 234 Еп. Феофан. Внутренняя жизнь. Изд. 2-е. М., 1899. С. 105—106. Ср. Лавсаик. § 18: об авве Макарии Египетском и § 20 о преп. Марке. 235 Преп. Исаак Сирин. Творения. Изд. 3-е. Слово 36. С. 155. 236 Еп. Феофан. Письма//Душеполезное чтение. 1895. T. III. С. 625. См. Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. V, гл. 13, 14, 27. 237 Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 34. С. 130. Письмо 66. С. 221. 238 Древний Патерик. Гл. 10, § 119. С. 191. Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 15, § 41.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

3024 ibid., c. XV, col. 1190: elaborandum est enim ut virtutes illae quae vere bonae sunt, jejuniis acquirantur, non ut ad jejuniorum terminum tendant illarum gestae virtutum. 3025 ibid, col. 1190–1191 A: ob hoc ergo est utilis carnis afflictio, ob hoc ei adhibenda est mediae medicina, ut per illam ad charitatem, in qua immobile ac sine ulla temporis exceptione perpetuum bonum est, pervenire possimus. 3026 Collat. XXI, c, XVII, col. 1192B: ita illud (jejunium) totis viribus animi appetamus... ut per ipsum ad puritatem cordis et apostolicam charitatem pervejnive possimus. 3029 Василий Β. Homil. I de jejunio, c. I. T. XXXI, col. 164B–165A. Cp, Бл. Феодорит. Relig.» Histor. Praefatio T. LLXXII, col. 1288C. 3031 Ефрем С. Подражание притчам Τ. I, ρ. 91F. В духе раскрытого святоотеческого толкования религиозно-нравственного смысла поста, в полном соответствии с ним, определяет сущность поста Е. Игнатий (Брянчанинов). По его достопримечательным словам, – «закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума». О посте. Соч. Τ. I, стр. 181; ср. поучение во вторую неделю Вел. Поста. Τ. IV, стр. 86. 3033 И. Златоуст. In cap. I Genes. Hom. X. c. I, T. LIII, col. 82. И. Кассиан. De coenobior. institut. lib. V, c. 5. T. XLIX, col. 216 cp. Иоапн Л. Gr. XIV, col. 86SA. Исаак C. Λ. XXVII, σ. 175. 3036 По словам, напр., Бл. Феодорита, подвижники, благодаря применению подвига поста, усыпили страсти, укротили их порывы и, таким образом, заставали тело подчиниться душе, водворив между душою И телом мир. Rel. Hist. Praefatio, co). 1288C. 3044 Vita Pachomii n. 35 (c. V). Acta Sanctorum. Maji. T. III, p. 34B. Cp. вообще ο строгости жизни Пахомия и его учеников Regula Pachomii n., 127. M.S.L. T. XXIII, col. 77. Бл. Иеронима Epist. ad Rustic. monach. 125 n. 14. T. XXII, col. 1080. Vita Pachomii. parall. c. V, n. 28. Acta Sanctorum, Maji. T. III, p. 59C. Vita Pachomii c. IV, n. 35Acta, p. 34BE. Hist. Laus. c. XXII, col. 1065– 1068. 3048 См. напр. Бл. Феодорит Hist, relig. col. 1305D–1308A (об Иулиане); col. 1325BC (o Маркиане); col. 1344C (об Евсевии); cp. c. IV, col. 1349B; c. XVII, col. 1420C (об Аврааме); cp. col. 1421D, c. XVIII, col. 1425CD (об Евсевии); c. XXI, col. 1437C (ο Полихронии); c. XXVI, col. 1468C, 1469BD (o Симеоне); c. XXIX, col. 1492B (o подвижницах Марине и Кире); cp. Apophthegm., col. 92С, col. 268C (conir. De vitis Patrum, lib. V. Verba Senior, lib. IV. De continentia, col. 864D–873C. Василий B. Epist. 45 (ab. 4), c. I. T. XXXU, col. 365 sqq. И. Златоуст. De verbis Apostoli, Habentes eumdem Spiritum. II, 9. T. LT, col. 279. Нил C. Nar. III, col. 616C–617B. In Albianum Or. col. 708B. Исаак C. Λ. LXXV, σ. 435; Λ. LIV, σ. 321–322.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

430 «Сидел вместе с ним на рогоже» – отмечено потому, что это величайшая честь, по понятиям подвижников, – сидеть рядом со своим духовным отцом и старцем. (Ср.: у нас было бы неприлично горничной при гостях сесть рядом на диван с барыней, и если бы та ее посадила, то что она должна была бы чувствовать, если имеет скромность? Так же странно бы было, если свободно и дерзко кто сел рядом с архиереем в обществе, даже из лиц духовных, но не равных ему по сану.) 435 Ср.: преп. Варсонофий Великий, преп. Иоанн. Руководство к духовной жизни. СПб., 1905. С. 176. Ответ 234. 437 Там же. С. 40–41. Но из предыдущих примеров не следует, что клеветать и наговаривать на себя нужно, например, на исповеди в такой форме: «Всем грешен, всем грешна». О. Амвросий Оптинский одну такую грешницу спросил: «А лошадь крала?» – «Нет». Это – духовная неряшливость. Надо говорить только то, что есть, точнее сказать, только то, что мы за собой замечаем. Ведь когда равноангельный авва Агафон сознавался в блуде, то не расспрашивал, в какой форме этот блуд ему приписывают, а признавал, поскольку сам себя судил в мыслях, ибо в помыслах, особенно в молодости, никто не может не грешить, хотя и в разной степени. Известно изречение про себя божественного Василия Великого : «Я, говорит, и женщины не знаю, и не девственник» (преп. Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. М., 1892. С. 82–83. О постановлениях киновитян. Кн. 6. Гл. 19). А сей муж был уподоблен Самим Богом (в видении преп. Ефрему Сирину ) огненному столпу от земли до неба, и был глас при этом: «Таков есть Василий!» (Четьи-Минеи, 1 января). Это только показывает, что чем выше человек поднимается к Богу, тем больше нечистоты в себе видит. Мы же только тогда блуд за собой замечаем, когда творим его уже на деле. Так и в других случаях святые, когда их обвиняли в чем-либо, не говорили, что они во всем грешны, но говорили, что вообще грешны (ср. ответы в вышеуказанных примерах), а это не одно и то же. И то, в чем именно обвиняли их, принимали на себя, имея в виду, что хотя обвинение не соответствует в точности их собственным грехам, но они должны понести этот срам взамен других грехов того же рода, по нашим бы понятиям, может быть, ничтожных, а по их собственным – великих. Так что никакой лжи тут нет. Впрочем, Бог всегда смотрит на намерение, и если человек принимает на себя несуществующую вину ради спасения ближнего, например, и других благих целей, то воздает ему сторицею.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Прп. Иоанн Кассиан ( 360 - 435 ), дал Пелагию другой ответ. Вместо метафизического рассуждения о заслугах, достоинстве и предопределении прп. Иоанн Кассиан говорит, что когда Бог видит самое малое движение души к Богу, происходит ли оно от усилий самого человека или же от Бога, то тогда Он дает душе Свою сопутствующую благодать. В отличие от Августина, Иоанн Кассиан не считает, что последствием первородного греха явилась полная неспособность человека направить свою волю к добру. Благодать понимается им не как нарушающая свободную волю человека, а как живое и зачастую педагогическое взаимодействие человека и Бога. Например, в комментарии на стих «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, из родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую я укажу тебе» (Быт. 12, 1) Иоанн Кассиан пишет: «что значит: пойди из земли твоей? Это значит, что Господь предлагает спасение; [пойди] в землю – выражает труд того, кто подвизается; а что означает землю, которую я укажу тебе? Речь идет о не только о земле, которую ты не можешь найти, несмотря на все свое умение, землю, которую ты не только не знаешь, но и не ищешь» . Таким образом, роль благодати по Иоанну Кассиану состоит в том, что она показывает путь в неизведанное, без проводника недоступное, обучая и подводя к новым смыслам, подобно тому, как отец учит своих детей. Иоанн Кассиан указывает также, что на вопрос, что же первично: свободная воля или благодать , не может быть однозначного ответа, т.к. благодать сотрудничает со свободной волей, укрепляя ее и побуждая ко все большим усилиям; в то же время он делает необходимый акцент на том, что без помощи благодати человек не может придти к Богу, поэтому она сущностно необходима для спасения. С философской точки зрения принципиальным здесь является то обстоятельство, что Иоанн Кассиан удержался от соблазна подменить этику метафизикой. Как отмечает В.Н. Лосский , это произошло не в малой степени потому, что, в отличие от Августина, Иоанн Кассиан не принял пелагиевой постановки вопроса, отказавшись рассуждать о спасении в терминах «заслуг».

http://drevo-info.ru/articles/1771.html

Затем преподобный Иоанн Кассиан напоминает и толкует 4263 пример, который во Втором послании к Фессалоникийцам приводит святой апостол Павел из своего собственного поведения: Вы сами знаете, как должны вы подражать нам, ибо мы не бесчинствовали у вас... но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас ( 2Фес. 3:7–8 ). И процитировав продолжение этого отрывка, в котором святой апостол Павел вспоминает о тех, которые поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся ( 2Фес. 3:11 ), преподобный Иоанн Кассиан отмечает, что апостол «спешит сей же час внести подобающее исправление... Он вновь обнаруживает себя как... сострадательный врач и... приносит им исцеление спасительным советом: Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб ( 2Фес. 3:12 ). Единственным спасительным предписанием трудиться он, как очень опытный врач, исцеляет причину всех этих язв, которые развиваются от праздности, зная, что все болезни, которые плодятся на одной и той же почве, исчезнут вскоре после того, как будет устранена причина главной болезни» 4264 . Подчеркивая врачевательную ценность наставлений апостола относительно физического труда, преподобный Иоанн Кассиан при этом указывает и на их профилактическую значимость: «Тем не менее он, как очень рассудительный и способный к предвидению врач, не довольствуется исцелением ран больных, но также дает рекомендации здоровым, чтобы они могли постоянно сохранять свое здоровье» 4265 . Завершая наставление, преподобный Иоанн Кассиан приводит пример аввы Павла, который, хотя и жил очень далеко от тех населенных мест, где мог продавать плоды своего рукоделия, тем не менее заставлял себя каждый день проделывать определенное количество работы «и, когда его пещера наполнялась плодами трудов, раз в год сжигал всё, что ему стоило таких усилий». Заключает преподобный Иоанн Кассиан следующим образом: «Так, дабы убедительно доказать, что без ручного труда монах не может ни пребывать постоянным, ни подняться однажды на вершину совершенства, он работал, хотя и не нуждался в этом ради пропитания, но делал это только для того, чтобы очистить сердце, воспрепятствовать рассеянию помыслов, оставаться в своей келье и одержать полную победу над самим унынием» 4266 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010