Свт. Григорий Нисский. Об устроении человека. XII: PG. 44. Col. 157D (рус. пер.: Указ. изд. С. 45). См.: Свт. Григорий Нисский. Об устроении человека. XII: PG. 44. Col. 157D. Среди физических расстройств, которые могут повлечь психические нарушения, Палладий упоминает отсутствие сна, чрезмерную жару или холод (Лавсаик. 19). См.: Прпп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. 385. См.: Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников. 7.12. Как утверждают некоторые исследователи (см.: Canivet P. Le Monachisme syrien selon Theodoret de Cyr. Paris, 1977. P. 141–142), блж. Феодорит Кирский, упоминая в своей “Истории монахов Сирии” (XIII. 9, 13) о двух случаях безумия, вероятно, сам склонен допустить здесь органическую этиологию (в первом случае это “немощь тела”, без более точного указания; во втором — “болезнь мозга”). (В рус. пер. см.: Феодорит Кирский, блж. История боголюбцев с прибавлением “О Божественной любви”/Вступ. статья и новый пер. А. И. Сидорова. М., 1996. С. 220–222. — Ред.) Свт. Григорий Нисский. Об устроении человека. XII: PG. 44. Col. 157BC. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы о статуях. XI. 4//Он же. Творения. Т. 2. Кн. 1. 1899. С. 137. См.: Miller Т. S. The Birth of the Hospital in the Byzantine Empire. Baltimore, 1985. P. 163–166; Keenan M. E. St. Gregory of Nazianzus and Early Byzantine Medicine//Bulletin of the History of Medicine. 1941.9. P. 26–30; idem. St. Gregory of Nyssa and the Medical Profession//Bulletin of the History of Medicine. 1944. 15. P. 154–157. О влиянии Галена на христианские круги см.: WalzerR. Galen on Jews and Christians. Oxford, 1949. О византийской психиатрии, основные представители которой Оривасий (325–403), Аэций из Амиды (502575), Александр из Тралл (525–605) и Павел Эгинский (625–690), см. в библиографии к данному изданию работы следующих авторов: Brunei F.; Roccatagliata G. (Chap. 12. P. 293–311); Dols M. (P. 137–138); Flashar H. (рассматривает только меланхолию, см.: S. 118–133). Об античной медицине в общем см.: Trelat V.

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

При внимательном рассмотрении священной истории становится вполне очевидным тот факт, что аспект предведения грехопадения со стороны Бога пронизывает очень многие события, связанные с сотворением и жизнью человека в раю, начиная с самого Предвечного Совета (Быт. 1:26), включая, например, даже повеление нарекать имена животным (Быт. 2:19), о чем преподобный Ефрем Сирин пишет так: « Творец сам нарек имена другим тварям, а рабу предоставил наречь имена животных, чтобы помнил он, что сам нарек имя Еве, что сам дал имя змию, и потому не давался им в обман. Если бы возмечтали они о себе, что - выше Адама, и стали соблазнять его древом: то мог бы Адам обличить их именами их; потому что получили наименования от его мудрости и, будучи прежде как бы мертвыми, с именами приняли жизнь. » - Ефрем Сирин, преподобный . Адам и Ева//Творения. Т. 5. - М.: Отчий дом, 1995, с. 198. Флоренский П., свящ. На Маковце//У водоразделов мысли. Сочинения. Т. 3(1). - М.: Мысль, 1999. - С. 28-33. Кассиан (Безобразов), епископ . Принципы православного толкования Слова Божия//Православие и Библия сегодня: сборник статей. - Киев: Центр православной книги, 2006. - С. 194-216. Грилихес Л., прот . Шестоднев в контексте Священного Писания//Альфа и Омега. - М., 2005. - - С. 14-28. Цыпин Л., свящ . Так чем же являются Дни Творения? Центральная проблема экзегетики Шестоднева. - Киев: Пролог, 2005. - 142 с. Шмалий В., свящ . Космология святых Отцов Каппадокийцев: вклад в современный диалог науки и богословия//Альфа и Омега. - М., 2003. - - С. 152-170. Геронимус А., прот . Современное знание в свете антропологии преп. Максима Исповедника//Учение Церкви о человеке. Богословская конференция Русской Православной Церкви. Москва, 5-8 ноября 2001 года. Материалы. - М.: Синодальная Богословская комиссия, 2002. - С. 84-105.   Геронимус А., прот . Православное богословие и пути фундаментальной науки//Х международные Рождественские образовательные чтения. Христианство и наука. Сборник докладов. - М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 2003. - С. 208-256.

http://bogoslov.ru/article/565396

Далее он много рассуждает об оставлении своих хотений и разумений, и даже показывает признак, в каком случае мы должны оставлять их, и как познавать сие. И св. Симеон Новый Богослов (в книге 12 слов) в 6-м слове пишет на 116 странице: «от произволения кийждо, или умилителен и смирен, или жестокосерд и горд бывает» – и приводит в пример двух братий, одного исправившегося, а другого еще более расстроившегося. Посему какой бы мы ни проходили образ жизни, везде предлежит нам брань духовная от духов злобы, возмущающих наши страсти и понуждающих нас к действию греховному, чем и испытуется наше произволение и любовь к Богу – в борении нашем. И если мы не имеем сей борьбы, то не научимся искусству, и не познаем своей немощи, и не стяжем смирения; а оно так велико, что и кроме дел может нас спасти, как пишет св. Исаак в 46-м слове. Как же мы должны бороться со страстями, и против какой именно, очень просто и ясно пишет преподобный Нил Сорский , беседуя в малой своей книжице о восьми страстных помыслах; также и преподобный Кассиан (в 4 глав. Добротолюбия ) изъясняет действие этих помыслов и борьбу против их. И как в сообществе с людьми, так и уединенно живущим непременно должно бороться со страстями: но уединенная жизнь не всякому полезна, особенно же не победившему страстей: высокоумия, гнева, лукавства и подобных. Св. Иоанн Лествичник советует таковым: «ниже след безмолвия видети»; ибо им должно прежде в сообращении с людьми стараться побеждать эти страсти. И многие отцы согласуются с этим учением. Борющихся же с телесными страстями допускает (св. Иоанн) и уединенную жизнь проходить; а и теми и другими страстьми недугующим советует попеременно проходить оба пути жизни, по усмотрению настоятеля. Вы теперь, находясь на поприще служения по ученой части, и сами желаете продолжать оное для пользы других, а преподавая другим полезные наставления в христианской нравственности, кольми паче печетесь и о себе и о своем спасении; ибо в письме Вашем ясно выражается желание сего; а польза доставленная нами другим, есть собственная наша; только да будет все сие проникнуто смиренномудрием, и Бог , взирающий на намерения наши, приведет Вас к благой цели и устроит спасение Ваше, как Ему угодно, в ученом ли звании, или в уединенной келлии инока. Предоставьте Его святой воле, моля Его о сем: скажи мне Господи путь Твой, в оньже пойду ( Пс.142:8 ), и: настави мя, Господи, на истину Твою ( Пс.24:5 ). И тогда, если воля Божия будет на то, чтобы Вам сойти с ученого поприща, то Он покажет Вам и место, для прохождения другого рода жизни, уединенной или общежительной в каком-либо монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Преподобный Исаак Сирин. (13, с. 184) Со всякой немощью душевною следует тотчас обращаться с молитвой к Господу, прося Его исцелить. Затем, употребляя и от вас зависящие средства и собственные усилия, ждите помощь свыше, и Господь в свой час пошлет помощь и исцелит. Святитель Феофан Затворник. (11, с. 179.) В душе благочестивого, богобоящегося человека происходит невидимо духовное общение с Богом. Как отец, или как строгий наставник, Господь Бог, то одобряет, то осуждает наши мысли, желания и намерения; то говорит, что это – хорошо, а это – худо, и за добро награждает, а за зло наказывает: и все это так явно для души – тут же на месте. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. (15, с. 48.) Никто не может истинно благословлять Бога, если он не освятил тело добродетелями и душу не просветил истинными познаниями. Благорасположение в добродетели есть лицо умозрительствующего ума. Преподобный Максим Исповедник. (1, с. 188.) Что особенно важно и составляет жизнь какого-либо существа, то Творец положил, сокрыл далеко – в глубине, внутри того существа; это мы видим везде. Так и в человеке: душа находится в самой середине его существа – в сердце, почему и называется часто душа сердцем, а сердце – душою. Уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое (Пс. 142: 4). Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей (Пс. 50: 12). Святой праведный Иоанн Кронштадтский. (15, с. 38.) Блаженны очистившие себя от лукавых помыслов, ибо в них обитает Дух Святой. Преподобный Ефрем Сирин. (3, с. 360.) Ум не покорится Богу, если тело не покорено душе. Покорение же тела душе свидетельствуется постом, бдением, трудом и прочее. Авва Исаия. (13, с. 150.) Сребролюбие может быть побеждено только нестяжательностью. Преподобный Иоанн Кассиан. (16, с. 97.) Блаженны люди, которые с молитвою засыпают и встают и среди всех дел не расстаются с нею. Живот (жизнь) их сокровен есть со Христом в Боге. Святитель Феофан Затворник. (11, с. 223.) Один Христос, истинный Врач внутреннего человека, может уврачевать душу и украсить ее ризою благодати.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

139 О том, что «время седмерично», видимо, в силу общепринятых седмичных циклов дней, определявшихся традиционным лунным календарем, а «природа пятерично», из-за пяти чувств, посредством которых воспринимается доступная чувственному восприятию природа, неоднократно писал прп. Максим Исповедник . См.: Прп. Максим Исповедник . Вопросы и недоумения. М., 2010. С. 100, 252. 141 Буква ι («йота»), первая буква имени «Иисус» (ησος), в греческом языке используется для обозначения числа десять. 142 В обеих рукописях Маттеи это помещено на полях. Источник толкования не указан, и нами не обнаружен. 147 φανερλληλον. В другой рукописи Маттеи вариант: φερλληλον. Если принять такой вариант, окончание будет: «… и то, что Они носят друг друга». Маттеи считает оба варианта допустимыми. В первом случае выражается мысль, что Святая Троица только Сама открывает Себя людям; во втором – что Она в полноте Своих Лиц самодостаточна и ни в чем не нуждается. 153 ο ενεκεν. Ср.: «егоже ради» (Елизав.). Русские переводы: «ибо» (Син., еп. Кассиан) неточны. 154 Союз «и», появляющийся здесь в синодальном переводе, отсутствует в греческом тексте. Надо думать, его появление связано с отмеченной выше неточностью. Согласно синодальному переводу текст читается так: «Ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем». Такое же понимание отражено и в пунктуации научных изданий греческого Нового Завета (NA, RP). Но очевидно, что Евфимий Зигабен связывает «благовествовать нищим» с глаголом «послал». В традиционном церковном издании греческого Нового Завета, в полном согласии с пониманием Евфимия Зигабена , пунктуация такая: «Он помазал Меня, благовествовать нищим послал Меня» (см. напр.: Καιν Διαθκη. θναι, 1976. Σ. 146; γα Γρφ. Παλαι Διαθκη κα Καιν Διαθκη. θναι, 2008. Σ. 914). 159 + в Твоем отечестве (Син.; еп. Кассиан; Елизав.). Эти слова есть также в греческих печатных изданиях Нового Завета, но по указанию Маттеи, их не было в тех двух рукописях с толкованием на Евангелие от Луки Евфимия Зигабена , которыми он пользовался.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Девятый желчный грозд – гнев Божий: пиянствуяй бо, преступая заповеди Божия, подвяжет на гнев Бога грехами своими» 195 ... Св. Василий Великий в толковании на пророка Исаию, пишет: «Молодые гуслисты, на беду встретившиеся опьяневшим глазам, играющие на свирелях и цевницах ( Ис.5:12 ), торгующие своею красотою, лики поющих, и согласное пение людей порочных, погружая тело в негу и расстраивая души, общим благозвучием возбуждают опьяневших ко «всякой срамной и беззаконной забаве. И что же выходнт из этого? То, что “На дела Господня не взирают и дел руку Его не помышляют” ( Ис.5:12 .)·.. Что значит сказанное? То, что пьянство есть начало безбожия, как омрачение разума, которым... познается Бог» 196 . Наконец, «десятый прегорчайший грозд пьянственного винограда есть известная души пагуба. «Иные бо грешники, аще приближатся к часу смерти своея, каятися могут и жалети о гресех, трезвен имущи разум: пьяный же, умираяй, како покаятися может, не памятствуя о себе, ниже зная нашедшия нань кончины нечаянныя?» 197 . О страсти корыстолюбия § 141. Переход к настоящей главе и понятие о корыстолюбии и любостяжании. «Не вино зло, как говорят, а пьянство: так точно не богатство зло, а любостяжание и сребролюбие» 198 . «Как для упивающихся прибавление вина служит побуждением к тому, чтоб пить: так... разбогатевшие, приобретя много, желают еще большего постоянным приращением богатства питая свою болезнь» 199 . «Не думай – говорит св. Исаак Сирин , – что любостяжание состоит только в приобретении золота и серебра, но во всем, к чему провязывается твоя воля» 200 . «Многие, – повествует препод. Иоанн Кассиан , – со всем усердием отрекшись от мира, охотно оставляли множество житейских вещей, большие стяжания и сокровища мирские и вступала в монастыри; но потом здесь так пристращались к немногим и малозначительным вещам, без которых, нельзя уже обойтись, что забота о них гораздо превышала их прежнюю страсть к богатству мира... Не имея возможности питать любостяжание и скупость вещами драгоценными, они удерживают их около вещей маловажных, и таким образом, очевидно, не отсекают страсти, а как бы переносят только в другое место. Связываясь заботой о корзинке, мешечке, книге, рогожке и других подобных вещах, как они ни маловажны, они такой же облагаемы бывают страстью, какой и прежде. Хранять их и защищают с таким рачением, что не стыдятся ради их гневаться на брата и, что еще хуже, заводить·споры. Как будто вся сила о различии металлов, а не в самой страсти... И какое различие в том, обладается ли кто страстью к стяжаниям обширным и величественным, или к чему-нибудь неважному; кроме разве того, что тем большего достоин осуждения, чем кто, презрев большее прилепляется к меньшему» 201 ? § 142. Свойства корыстолюбия.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Из этих Слов составлены отдельные Жития, с соответствующими шаблонными вступлениями и заключениями того же чисто риторического характера, что и в славянском печатном издании. 1) Житие преп. Дамиана, пресвитера и целебника различными недуги страждущих. (Л. 184–5). Нач. «Блаженный ко воистинну и досточудныи муж именемъ и саном презвитер»... 2) Житие преп. Никона, игумена монастыря Печерского. (Л. 187–189 об.) Нач. «Егда восхот Господь водружену втвь въ многоплодну сотворите»... 3) Житие преп. отец Варлаама, игумена Печерского, посем святого игумена Печерского, посем святого Димитрия мученика, бывшего игумена монастыря Изяславля, иже на Клове, и Ефрема скопца, епископа Переславского, вкупе совозрастших телесною светлостию и духовною добродетелию. (Л. 190 об.– 196). Нач. «Сей блаженный Варлаамъ бысть отъ благоврну и христолюбиву родителю»... 4) Житие вократце иже во святых отца нашего Исаия (чудотворца), игумена бывшего монастыря святого Димитрия, иже на Клове, последи же епископа Ростовского, Российского чюдотворца. (Л. 196 об.–199 об.). Нач. «Сей блаженный бяше отъ земли отъ области отъ благородну родителю рожденъ и воспитанъ»... Далее (л. 142 об.) читаем Слово о моще ста прпбнаго оца нше Феодосия печерскаго . (Нач. С похвалами бывающа памти прпбны возвеселятс людие рече Солом.. Кон.: «и тако праздноваша свтло той дни»), о проречении святого (л. 145: «И се же достои не молчание прити, но повм вамъ мало нчто»), раце прпбнаго оца ншего федосия печерскаго» (л. 147: «В лто 6638 восхот снъ Симоновъ, внукъ Африкановъ, оковати раку прпбнаго оца ншего едоси»...) 278 За рассказом о вписании имени Феодосия в Синодик (л. 149 об.: В лто 6616 блговоли бгъ прослави своего угодника... вложи бгъ въ срце блженному еоктисту»...), более подробным, чем текст Кассиан. II, и Похвалой препод. отцу нашему Феодосию (л. 150 об.: «Похвалему праведнику возвеселтся людие радости бо есть днь и весели»...) следует несколько летописных статей и мелких известий: о самодержств великаго князя Ярослава владимеровича и всея и о богоугодномъ его и (л. 157 об.), о начал рославича в Киеве «В лто 6563. кругъ слнцу. а луны .. индикта изславъ къ киеву»... 279 , о различныхъ небесныхъ и о волсвхъ явльшихся (л. 164. Ср. летоп. рассказ под 6579 г.), о игумена стаго иже на Клов, – епископом Ростову граду в лто 6580 280 , и стыхъ мчнкъ Глба и Бориса, первомъ и второмъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Изображения иконы Кассиан Комельский, прп. Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображения иконы, именуемой Кассиан Комельский, прп. Основная страница об этой иконе Добавить новое изображение этой иконы в каталог: с компьютера с другого сайта . Страницы: Всего изображений: 1 . Сортировка: в обычном порядке. Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 7277.jpg:   Размер: 1018x525, 0.53 MPix, 91 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (142) , (1) . Страницы: Всего изображений: 1 . Сортировка: в обычном порядке. Основная страница об этой иконе Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/icon-2128-photo

2 Чтобы видеть во всей полноте учение Отцов подвижников о том, как благодать совершает наше спасение, для этого нужно читать сами творения их; наше же сочинение будет только кратким извлечением главных их мыслей об этом предмете. 41 Обличен. самому себе и исповедь в Тв. 0. Ц. 1848. Кн. 3. Срав. Антой. В. 15-е письмо к монах. 71 Нил. подв. 271 письмо. Макар. Бес. XIX; §2. Слово о хранен сердц §13. 14. Бес. 1 § 3. Слово о любв. § 11. и пр. 81 Ефр. Сир. Слов. Подвиж. Сравн. Вас. Вел. Правила кратко излож вопр. 204. Макарий Слово о своб. ума. § 6. 83 Бес XXVII. § 20. Сравн. пр. Антон. Вел. 19-е письмо к монах., где он говорит о видении пр. Иезекииля (Гл. 1) и о серафимах, из коих каждый имел четыре лица – человека, вола, льва и орла, и прилагает это к четырем степеням духовной жизни человека. 97 Неисчислимые пути сии св. подвижники приводят однако же к трем главным видам. Первое призывание – непосредственно от Бога, через некоторое вышнее вдохновение; второе через человека – примерами и увещаниями святых; третье – по необходимости, через неожиданные бедствия. Кассиан. Собес. с Ав. Пафнут. § 4, 5. Антон. Вел. 1-е письмо к Монах. 142 Бес. IX. § 9. Сравн. Бес. IV § 14. Твор. Ефр. Сир, издан. 1836. отд. 2. стр. 18. Леств. стр. 172. 156 Бес. XVIII. § 10. Как и самое тело сих людей освящается благодатию, можно видеть у смирен Никиты Доброт. Ч. 3. стр 66. § 38 и Леств стр. 172 наоб. 200 Его же толков. на 1 Гл. Пр. Ис. стр. 35. Сравн. Исаак Сир. Слово 75, стр. 150. Макар. Вел.. Слово о любви. § 16. Доброт. Ч. 4. стр. 40, § 57. Исаак. Сир. Слово 23 в Хр. Чт. 1822 Ч. 7, стр. 134. 208 Дост. Предан. об Арсен. Вел. § 1, 2. Сравн. Дост. пред. о Макар. Вел. § 13. Исаак Сир. Слово 91. стр. 172. наоб. Кассиан. о правил. общеж. монаст. Кн. 4. Гл. 13. 227 Ефр. Сир. в подр. притч. Нил Подв. 260 письмо. Сравн. Ефр. Сир. Слово о приоб. смир. Гл 8 и 87. 229 Нил Подв. 155 письмо. Сравн. Исаак. Сир. Слово 56; стр. 116. Васил. Вел. Правил. кратко излож. § 306. 238 Слово о любв. § 29. Сравн. Доброт Ч. 3. стр. 3; § 15. Ч. 4 стр. 56; §25. Исаак. Сир. Слово 60; стр. 130. Ефр. Сир. Слово. 19; стр. 13.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/uch...

У Mign , я стр. 854 А. словами: sed ad istamhumilis poenitentiae… начинается новая восьмая глава XI-ro Соб., в манускриптах же текст так не разбивается, и указанные слова составляют продолжение одной главы 140 . Можно и еще указать в издании Mign , я много таких мест, которые отступают в чтении от манускриптов, напр.: 857 стр. «per hanc itaque caritatem quisquis, а манускрипты (ΣΠY) – quisque: и последнее гораздо чаще употребляется в сочинениях I. Кассиана вместо quisquis; на стр. 890 А «In Israel autem, id est, in eo, qui videt Deum, sive ut quidam interpretantum rectissimus Dei est, но более правильное чтение предлагают манускрипты (ΣΠ) videns Deum 141 .Подобного рода отступления не имеют однако большого значения и достаточно ограничиться указанными примерами, хотя и их может быть гораздо больше. Подобное же отступление замечается и в цитации библейских мест; на 887 стр. Mign , я стоит: et nox illuminatio mea in deliciis meis… (nc 138); в манускриптах же слово mea опущено и справедливо, так как у LXX-mu читаем: α γûξ φωτoμóζ ν τ τνφ μoν. Страница 1026 А.: si quod solatium caritatis, si qua viscera miserationes… ( Филип. 2, 1 ), манускрипты же (Σ. Π.): viscera et miserationes=σπλγχνα α oτoμo… 142 . Манускрипты, как было замечено, распадаются на два класса: один защищается кодексом Sessorianus, а другой – Petropolitanus и Sangallensis и вот, хотя издания и отступают от них в некоторых местах, но в общем они почти всюду следуют второму классу манускриптов и повсюду почти согласны с ним 143 . Различие классов рукописей выступает всего заметнее в отношении к XVII-мy Соб. «об определении». Рассуждая в этом собеседовании о «collision officiorum», Кассиан советует никогда не давать обещаний и клятв, особенно неосмотрительно, при этом высказывает мысль, что иногда не только полезно, но и похвально изменять клятвы и обещания. Выходит, таким образом, что преп. Кассиан допускает не только дозволительность лжи, но и похвальность ее, и доказывает это многими примерами из Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010