РАССУЖДЕНИЕ Все наши действия недостаточны, если они не освещаются рассуждением, а рассуждение, по слову св. Кассиана Римлянина и св. Петра Дамаскина , рождается от смирения, смирение же от скорбей (III, 12, 56). Помаленьку начинай, себе не доверяй, на свой разум не полагайся, воли своей отвергайся, и Господь даст тебе истинный разум… (III, 104, 219). Истинный разум, или рассуждение, стяжавается от смирения, а смирение от скорбей, по слову св. Петра Дамаскина , и кто бегает скорбей, тот бегает своего спасения (V, 475, 642). Все дела наши надо совершать и предпринимать с рассуждением …Должен помнить, что во всех деланиях наших смотрит Бог на намерение и предложение наше, точно ли Его ради и пользы ради души своей что-либо делаем, а не по человекоугодию или самоугодию, будучи окрадываемы тщеславием или самомнением. И по-тому во всем потребен наш светильник рассуждения, которого матерь есть смирение. Где нет света, там все мрачно, и где нет смирения, там все дела наши суетны, говорят св. Кассиан, св. Иоанн Лествичник и св. Исаак Сирин (III, 44,117). …Говоришь, что не имеешь рассуждения; это оттого, что не имеешь смирения, а водишься самомнением (III, 134,256). Кто находится в брани, тот не может судить справедливо Разговор ваш с N. хотя и был правилен, но кто находится в брани, тот не может судить справедливо, а особливо когда еще нет самоукорения; что для одного легко, то другому бывает тягостно. Конечно, переход в другое место, без благословной вины, не принесет никакой пользы, а только переменит одну брань на другую; а может быть, и ту же встретит. В подобные материи не советую входить, и упорно удерживать свое слово. – 109 глава, в начале продолжения Слова о рассуждении благорассмотрительном (св. Иоанн Лествичник ) (IV, 107,268). Читать далее Источник: Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского/[Сост. архимандрит Иоанн (Захарченко)]. - Козельск : Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1997. – 831 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

1 . Действительно, хотя это сказано апостолом, однако это учение Господне. Ибо подобно тому, что в словах апостола обращено к христианам, в Евангелии сказал [Господь] от Себя иудеям: А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога. Ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня ( Ин.8:40, 42 ). Он возвещает, что Он несомненно и Бог, и человек. Человек – потому что проповедует о Себе, что человек, Бог – потому что утверждает, (314) что послан. 2 . Ибо Он должен быть с Тем, от Кого пришел, и Он пришел от Того, от Кого, как сказал, был послан. [Col. 116] Это было и когда Он говорящим Ему иудеям: Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама? ( Ин.8:57 ), – ответил речью, наиболее подобающей Его бессмертию и величию: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь ( Ин.8:58 ). Итак, я спрашиваю: чьи это, как ты полагаешь, выражения? Без сомнения, Христа. И каким образом Тот, Кто недавно родился, говорил, что Он был прежде Авраама? Чтобы все могли понять единство Христа и Бога – именно через Слово Божие, с Которым Он был совершенно един, поскольку что бы Бог ни сказал во Христе, Он уже усвоил Себе всецело единство божества. Вечность Христа по божеству 3 . Сознавая же хорошо Свою вечность, Он в теле теперь отвечает иудеям теми словами, которыми когда-то говорил Моисею в духе. Ибо он сказал: прежде нежели был Авраам, Я есмь ( Ин.8:58 ). Моисею же: Я есмь Сущий ( Исх.3:14 ). Он провозгласил удивительными великолепными словами вечность Божественной природы, [Col. 117] потому что никак нельзя сказать о Боге [что-либо] более подобающее, чем то, что Он – всегда Сущий, поскольку Он не имеет ни начала в прошлом, ни конца в будущем. И по этой причине это выражение наиболее ясно говорит о вечной природе Бога, поскольку оно очень точно выражает Его вечность. 4 . При этом Сам Господь Иисус Христос показал различие слов, [Col. 118] когда сказал об Аврааме, говоря: Прежде нежели был Авраам, Я есмь. Об Аврааме сказал: прежде нежели был, о Себе же: Я есмь – разумеется, потому, что то – временное, а Сущий – вечное. Итак, был он относит к человеческой недолговечности, [Col. 119] а есмь – к Своей природе. И все это Христос, Который через таинство соединения в Себе Бога и человека был всегда, говорил о том, что Он уже был прежде. [Col. 120] (315) Глава 9. Прообразования Христа в Ветхом Завете

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

1 . Итак, Писание гласит: ибо Ты – Бог наш, а мы не знали ( Ис.45:15 ). Как ты полагаешь, на кого указывает это изречение [Col. 95] и к кому более подходит – к иудеям или к язычникам? Если к иудеям – то ведь иудеи не ведали Христа согласно данному слову: Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет ( Ис. 1:3 ). И еще: В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли ( Ин.1:10–11 ). 2 . Если о язычниках – то очевидно, что язычество, охваченное идолопоклонством, не ведало Христа, как, впрочем, не ведало и Отца. Но если язычники сейчас и ведают Его, то не иначе, как через Христа 42 . Итак, как ты теперь видишь, составлен ли верующий народ из язычников или из иудеев, каждый из них верно говорит о себе: ибо Ты – Бог наш, а мы не знали ( Ис.45:15 ). Ибо и язычники, ранее поклонявшиеся идолам, не знали Бога, и иудеи, отвергая Спасителя, не знали Сына Божиего. Итак, и первые, и вторые могли бы вполне верно сказать о Христе: (301) ибо Ты – Бог наш, а мы не знали. Ведь не ведали Бога как те, которые не имели веры, так и те, которые отвергали Сына Божия. 3 . Следовательно, следует верить во Христа, как то повелевает истина, как то свидетельствует Божество, как предписывает Сам Христос, Который есть и то и другое [то есть Бог и человек]. [Col. 96] Несчастный безумец, зачем тебе пытаться разделять Христа и Бога? Зачем ты стремишься отделить от Сына Божия Его Тело? Зачем желаешь разделить Бога в Нем Самом? Ты разрываешь единое, разделяешь соединенное. Ради Бога поверь слову Божию, ведь ты не сможешь найти лучшего средства исповедовать божество Бога, кроме как те слова, которые Он Сам сказал о Себе. Научись у пророка, что Господь есть Сам Бог, Который нашел вс кий путь премудрости ( Вар.3:37 ), Который после того явился на землю и обращался между людьми ( Вар.3:38 ). Это Он принес в мир чистоту веры, Он явил свет спасения. Ибо Бог Господь, и осиял нас ( Пс.117:27 ). В Него следует тебе верить, Его любить, Его исповедовать, ибо пред Ним, согласно Писанию, преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Флп.2:10–11 ). Итак, хочешь ты того или нет, ты не сможешь отрицать, что Господь Иисус Христос во славе Бога Отца. Ведь именно такова совершенная сила совершенного исповедания – исповедовать Бога и Господа нашего Иисуса Христа всегда пребывающим в славе Бога Отца. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Одежда, изъеденная молью, уже не может иметь никакой цены или достойного употребления; и дерево, испорченное червями, не годится для украшения... здания, а годно только к сожжению огнем. Так и душа, съеденная едкой печалью, как одежда, будет бесполезна и для той первосвященнической одежды, которая обыкновенно принимает елей Святого Духа. ...Она не может быть пригодной и для построения и украшения того духовного храма, основание которого положил мудрый строитель Павел, говоря: «...вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» ( 1Кор. 3, 16 ). О том, какие нужны для этого храма деревья, говорит невеста в Песне Песней: «Кровли домов наших – кедры, потолки наши – кипарисы» ( Песн. 1, 16 ). Такие-то деревья требуются для храма Божия – благовонные и крепкие ( 53, 114 ). Нам предстоит подвиг – притупить жало едкой печали. Если она при каждом нападении в несчастных случаях будет обладать нашей душой, то всякий раз будет лишать нас способности к Божественному созерцанию. Низринув дух из состояния чистоты, она совершенно расслабляет и угнетает, не позволяет ни совершать молитвы с обычной ревностью сердца, ни с пользой заняться священным чтением, не позволяет быть спокойным и кротким с братьями. Во всех обязанностях или в богослужении она делает нетерпеливым и неспособным, погубив всякий спасительный совет и возмутив постоянство сердца, делает безумным, опьяняет чувство, сокрушает и подавляет мучительным отчаянием ( 53, 114 ). Кроме этой печали, которая происходит от спасительного покаяния, или от ревности к совершенству, или от желания будущих благ, всякая печаль, как мирская и причиняющая смерть, должна быть отвергаема, изгоняема из наших сердец, подобно духу блуда, или сребролюбия, или гнева ( 53, 117 ). ...От печали рождаются недовольство, малодушие, раздражительность, отчаяние. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин ( 53, 254 ). Два брата, будучи побеждены блудною похотью, согрешили с женщинами. После же стали говорить друг другу: что пользы для нас в том, что мы, оставив ангельский чин, впали в нечистоту и должны будем идти в огонь и мучение? Пойдем опять в пустыню. Придя в нее, они просили отцов назначить им покаяние, исповедав то, что сделали. Старцы оставили их в затворе на год, и обоим поровну давали хлеб и воду. Когда исполнилось время покаяния, они вышли из заключения, и отцы увидели одного из них печальным и совершенно бледным, а другого – с веселым и светлым лицом и подивились этому. Они спросили печального брата: «Какими мыслями ты был занят в келлии своей?» – «Я думал, – отвечал он, – о том зле, которое я сделал, и о муке, в которую я должен идти, и от страха «кости мои прильпнули к плоти моей» ( Пс. 101, 6 ). Спросили они другого: о чем ты размышлял? Он ответил: «Я благодарил Бога, что Он исторг меня от нечистоты мира сего и от будущего мучения и возвратил меня к этому ангельскому житию, и я радовался». Старцы сказали: покаяние того и другого равно перед Богом. Древний Патерик ( 73, 17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

У писателей же IV и Vb.b. термин «beatus» всегда прилагается к умершим. «beatus Paulus», «beatus Petrus», «beati arostoli». См. Wiggers. op. t. II s. 37 примеч. 115 Предисловие к «Собес.» См. русск. перев. стр. 166. Предостережение и предупреждение преп. Кассиана действительно оказалось далеко не лишним: жаль что на него не обратил внимания автор сочинения « Нил Сорский и Вассиан Патрик». – Архангельский, который так говорит о литературном вкусе преп. Кассиана: «читая сочинения Кассиана, мы очень не редко чувствуем себя в легендарной области восточного монашества " … стр. 151. Вероятно, автор не стал бы себя так чувствовать, если бы принял во внимание совет преп. Кассиана в предисловии к «Собеседованиям». 117 Далее мы будем иметь случай рассмотреть воззрения И. Кассиана по этому вопросу более подробно. 118 Предисл к Соб. I-X См. русск. перев. стр. 166. Некоторые, впрочем думают, что Кассиан написал свои сочинения на греческом языке, но это мнение едва-ли заслуживает вероятности. Невероятно, чтобы Кассиан для латинских монахов стал писать по-гречески. Кассиан, напр. Приводит в Соб. III, 15 слова апостола, sufficientia nostra ex Deo и замечает: «quod minus latine, sed expressius dicipotest», «idoneitas nostra ex Deo est». Если бы Кассиан писал по-гречески, то и взял бы греческое выражение апостола. Здесь же он приводит слова Псалмоневца по лат. Перев.: «Dominus illuminat caecos», замечая при этом: quod Graece: «Кùроς oφoι ιûφoûς», id est: Dominus sapientes facit caecos. В Соб. IV, 6 Кассиан говорит… «peto ne me usquequaque deseras, quod Graece dicitur μεγpι ñpoς γανιειoν, id est nsque ad minietatem». Так он не мог бы писать, если бы писал свои сочинения на греческом, а не на латинском языке. Эти выражения Кассиана, а особенно его замечание в предисл. к I-X Соб. «se latino disputants eloquio patres indixicce» ясно указывает, что он писал свои сочинения на латинском языке. 119 В подробностях можно познакомится с этим вопросом по указанному сочинению Проспера. См. Migne.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

111 Ср. Bernard , op. cit. 112 Ср. Hoskyns , op. cit. 113 Римско-католическое filioque («и от Сына») неприемлемо для православного сознания, поскольку оно утверждает в лице Сына второе начало в Божестве. 114 В славянском и в прежних русских переводах стоит «не о всем мире». Эта форма, не оправданная никакими рукописными данными, должна быть исключена как недоразумение. Богу и Христу мир противостоит как некое единство. 115 Сознательно открытым остается вопрос об иссопе. Его употребление входило в Пасхальный ритуал. Но положить губку на травянистое растение было неудобно, и потому еще в XVII веке возникло предположение, что σσπω περιθντες получилось (путем удвоения буквы ωπ ) из υπεριθντες , «наткнуть на копье». Предположение это получило и слабое рукописное подтверждение. 116 Мнение Hoskyns " a, что παρδωκεν to πνεμα («предал дух») относится к божественному лицу Святого Дух, представляется в контексте Ин. совершенно невероятным. 117 На полях добавлено: Подчинение темы о Петре в связи с Возлюбленным. 118 Ср. Archim. Cassien (Bisobrasoff) . La Pentecote Johannique (Jo. XX. 19—23). Valence-sur-Rhone. 1939. 119 Ср. мою статью John ΧΧ (John XXi/New Testament Studies, vol. 3, n. 2, i9i> " i) , а также: Mgr Cassien . Saint Pierre dans le Nouveau Testament в «Istina» и «Смерть Пастыря» в «Православной Мысли». (Епископ Кассиан . Смерть Пастыря [К пониманию Ин. XXI:18—19] 120 Ср.: Archimandrite Cassien . La Pentecote Johannique, p. 180 et passim. 121 По Б, С, Α : πρωας δε δη γινομνης , «когда утро наступило». 122 Комментарий на книгу пр. Иезекииля, гл. XLVIII (PL 25 col. 474). 123 Ε рукописи добавлено: Мы видим, что опыт Павла и стольких других до нашего времени эту возможность утверждать. 124 β рукописи добавлено: даже на удивление. 125 См. Archim. Cassien . La Pentecote Johannique, p.. 156—157. 126 См. Archim. Cassien . La Pentecote Johannique, p. 163. 127 В рукописи над строкой добавлено: преимущество в смысле другого. 128 Речь архимандрита Кассиана (ныне епископа Катанского и ректора Института) перед защитой диссертации на ту же тему, представленной на соискание степени доктора церковных наук (произнесена 16 29 июня 1947 г. на публичном заседании Совета Православного Богословского института).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3487...

V); о бедствиях постигающих праведников по-видимому совершенно не заслуженно, как на это смотреть, чтобы идея промысла Всеблагого Бога не могла колебаться в сознании христианства (соб. VI); о непостоянстве души и о злых духах, особенно в их влиянии на человека (соб. 7–8). Последнему предмету – демонологии – преп. Кассиан отводил довольно обширное место в «Собеседованиях» (часть 7-го и 8-е) и потому конечно, что для подвижника, жизнь которого есть борьба со злом, необходимо иметь правильное понятие о деятельности этих представителей злого начала. «Собеседования» IX-e и Х-е посвящены вопросу о качестве и видах молитвы сообразно с душевным расположением молящегося и разными степенями духовного совершенства подвижника. «Собеседование» XI-e рассуждает специально о высшем проявлении духовного совершенства, которое характеризуется как всеобъемлющая любовь к Богу, и о степенях восхождения к нему. Как бы дополнением к нему (XI-мy соб.) служить следующее XII-e «о чистоте» в смысле совершеннейшего целомудрия, которое понимается преп. Кассианом не как только воздержание, при котором может быть еще услаждение пороком в мыслях, а как совершенная невинность расположения души. Предмет XIII-ro соб. «о покровительстве Божием» (или о том, как благодать Божия содействует совершению добрых дел), где И. Кассиан высказывает свои взгляды на взаимоотношение свободы человека и благодати Божией в деле спасения человека, и в настоящее время представляет собой живой интерес для богословской мысли. В то же время, когда появились эти сочинения, высказанные им по этому вопросу суждения как, нельзя более соответствовали духу и потребностям времени. Но он же и подвергает критике Проспера Аквитанского. который подверг их рассмотрению в сочинении «Contra collatorem» и нашел их пелагианскими 117 . Собеседование XIV-e рассуждает «о духовном знании», т. е. лучшем способе как богопознания, так и уразумения вообще духовных предметов и истин откровения; указываются виды герменевтики, при чем нравственный опыт жизни по И.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

1185 H. I, c. IX, col. 460С. H. XV, c. XX, col. 589В. Григорий H. De perfecta Christiani forma. T. XLVI, col. 285B. Исаак C. Λ. I, σ. 8. «Достодолжные помыслы называются иногда «помыслами десными» logismoì de_ksioi’. Исаак C. Λ. XII, σ. 68). И. Кассиан такие помыслы называет «духовными и святыми» (cogitationes... sanctae et spiritates. Coll. I, c. XVII, col. 507AB. Cp. Verba Sen. X, 86, col. 928C. (Патерик § 117, col. 233). Из других названий встречаются ρθος λογισμο’ς. Василий В. Const. monast. c. XVII.T. XXXI, col. 1380A; γαθο’ς λογισμο’ς. Василий B. Regul. brev. tract. Interr. LXXX. T. XXXI, col. 1137C; καθαρος λογισμο’ς. Исаак C. Λ. XXX, σ. 189; οι’ ψυσικο λογισμοι’. Макорий Е. H. VI, C. III, col. 520CD. 1188 И по учению Евангелия, «злые помыслы», исходящие из сердца, служат не только исходным психологическим моментом, но и главным, существенным содержанием злого, противного воле Божией, направления жизнедеятельности человека. Мф.15:19 ; ср. Мк.7:21–22 . Ср. Ориген. Т. XIII, col. 952. Кирилл И. Т. ХХХШ, col. 656D – 657А. По своему специфическому нравственно-психологическому содержанию оказывается очень близким к понятию πα’θος, каковое, совсем не встречаясь в Евангелии, только три раза употребляется в Апостольских Посланиях. Рим.1:26 : « предал их (язычников) Бог постыдным страстям». Исаак С. Λ. LXXXV, σ. 492. Λ. XXXV. σ. 226. Λ. LXI, σ. 368. Λ. LXVHI, σ. 398. Λ. LXXXV, σ. 505. См. и Suicerus. T. II, cot. 542. Cp. 1Фесс.4:5. В посл. Кол.3 – πα’θος упоминается в числе других проявлений нечестия, как один из видов нравственного зла. Ср. Grimm, р. 329. Cremer. (Biblisch-theologisches Wörterbuch der Neutestamentlichen Gräcität. S.S. 798–799. Επιθυμι’αι означает внутреннее стремление к предмету, но особенно связанное с физическою природою человека и из нее вырастающее, когда, напр., речь идет о пище и питье и половой потребности. Επιθυμι’αι особенно направлены к δοναι’. Schmidt. III.B. 5. 594–595. В Посланиях Апостольских основным, исходным моментом безнравственного, злого дела, которое самым своим проявлением констатирует господство в сфере внутренней личности человека религиозно-нравственного уклонение его от Бога, – представляется уже не logismo’_s, а именно πιθυμι’αι.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

98 См. ниже. Но вообще надо сказать, что если и в древнее-то время бесстрастных в том смысле, какой придается этому понятию на последних страницах моей книги, немного было, и во всяком случае, не в миру их надо искать, то что говорить о наших временах. 100 Так, одних чревосечений знаменитый гинеколог проф. В. Снегирев сделал (с 1875 г. по 1900 г.) более 2000! (Нива. 1901. 1.) При известном акушере и гинекологе проф. А. Лебедеве за 25 лет в приютах, где он служил, было принято 10000 родильниц (там же. 16). Иные профессора за всю жизнь вскрывали до 20000 трупов!.. 104 Μαφοριον – епанечка, монашеская короткая мантия, в виде капюшона или фелони, покрывавшая только шею и плечи у древних монахов. См.: преп. Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. М., 1892. С. 11. О постановлениях киновитян. Кн. 1. Гл. 7: Об одеянии монашеском. 108 См.: Косман Р. Внебрачные половые отношения/Мужчина и женщина. Т. 2. СПб.: Просвещение, 1911. С. 383–385; Реклю Э. Человек и земля. Т. 4. СПб., 1909. С. 484–489. 110 Страницы, на которых описываются рост, расшатывание и утрата веры, особенно интересны. См.: там же. С. 95–112. Гл. IV. Исповедь современного молодого человека. § 2. Идеи, в которых я вырос. 112 Фонвизин Д. Полное собрание сочинений. М., 1888. С. 855. Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях. 115 Чего не мог не отметить даже Бредт Е. В. (Нравственность и безнравственность в искусстве. С. 19.) 116 Нилус С. Дух Божий, явно почивший на о. Серафиме Саровском в беседе его о цели христианской жизни с симбирским помещиком и совестным судьей, Николаем Алексеевичем Мотовиловым. Из рукописных воспоминаний Н. А. Мотовилова. М., 1903. С. 18. (См. также: Нилус С. Великое в малом. Царское Село, 1905. С. 188.) 117 Вот их полный отзыв и сведения о картине: «Giulio Cesare Procaccini, abilissimo se non sempre molto originale, raggiunse un elevato grado di dolcezza specialmente quando – come nelle Nozze mistiche di Santa Caterina delia pinacoteca di Breza – rivela lo studio sulle ориге del Corregio e del Parmigianino» «Джулио Чезаре Прокаччини, будучи очень искусным, хотя и не всегда очень оригинальным , достиг высокой степени нежности, особенно когда-как в «Мистической свадьбе св. Екатерины» из пинакотеки Брезы – обнаруживает изучение произведений Корреджо и Пармиджанино» (итал.)) (Collezione di monografie illustrate. Serie Iä Italia artistica. 26. Milano. Bergamo, 1906. P. 113, 116. Part. lia.)

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

«аминь» удваивается. «Удвоение идет от еврейской богослужебной практики; подтверждающие примеры (только для ответного Amen!) можно найти в Ветхом Завете, в кумранских рукописях, у Псевдо-Филона, в Талмуде, в молитвах, надписях и магических текстах». – Иеремиас И. С. 53, прим.36. 105 Славянский перевод, как и греческий, сохраняет «аминь» без перевода («аминь глаголю вам»), тогда как русский Синодальный перевод дает «истинно (говорю вам)», что, конечно, оправданно с точки зрения миссионерско-катехизаторских задач, но все-таки является отклонением от оригинальной специфики евангельского текста. 107 О том, что выражение «Царство Небесное» вторично по отношению к «Царствие Божие». см. Иеремиас И. С. 118. 109 Об этом нужно особенно помнить, так как именно пространственное понимание самого слова «царство» невольно провоцирует нас так же пространственно воспринимать и весть о Царстве Божием в Евангелии. Для более адекватного восприятия не мешает сопровождать буквальный перевод евангельских слов смысловой передачей. Например, слова разбойника: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» следует понимать так: «Помяни (вспомни) меня, Господи, когды Ты будешь царствовать!» – см. Иеремиас И.С. 119. 117 В истории изгнания легиона бесов из одержимого ( Мк. 5:2–13 ) могла вкрасться филологическая неточность, которой способствовала двусмысленность арамейского слова legjona, означающего: 1) легион; 2) легионер. Ответ одержимого, кроме приводимого в Евангелии, мог означать и: «Меня зовут Солдат (легионер), потому что, таких как я, много». – см. Иеремиас И. С. 107. 129 Еп. Кассиан предлагает и второй вариант перевода фразы «Царствие Божие внутрь вас есть»: «Царство Божие среди вас». Более того, «ни в древнем иудаизме, ни в других местах Нового Завета – нигде мы не находим представления о Царстве Божьем как о чем-то хранящемся в сердцах людей; подобное спиритуалистическое понимание как для Иисуса, так и для первохристианского предания совершенно исключено» – Иеремиас И. С. 122.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010