От прародительного греха освободились мы чрез св. крещение, от тех же грехов, на которые дерзали мы по крещении, освобождаемся не иначе, как посредством покаяния. Преп. Нил Синайский Осудим себя и Судья умилостивлен, ибо Он, как благой, радуется, видя, что грешник расточает бремя свое. Если сделано нами что-либо нечистое, омоем это покаянием, потому что образ Божий " " должны мы представить в себе чистым. Мудр тот человек, который прежде совершенного покаяния не перестает со скорбью памятовать о грехах своих и о праведном за них взыскании в вечном огне. Преп. Антоний Великий День и ночь боли о грехах своих. Не обращай в уме своем грехов, некогда совершенных тобою, чтобы они опять не возобновились. Будь уверен, что они прощены тебе в то время, когда ты предал себя Богу и покаянию, и нимало в том не сомневайся. Об удовольствиях и утехах, которым предавался ты во время нерадения своего, не вспоминай и речей о том не заводи, говоря: я то сделал или это нарушил, ибо это может послужить тебе в преткновение. О страстях, которым работал ты в мире, совсем не поминай, чтобы опять не возбудить похотения их и это не послужило бы тебе в соблазн. Преп. Иоанн Карпафский Содеянный грех почти тотчас сам гонит кающегося к Богу, как только он примет в чувство зловоние, тяготу и неистовство греха. Кто же не хочет преклониться на покаяние, того не гонит он к Богу, а удерживает при себе и вяжет его неразрешимыми узами, делая сильнейшими и лютейшими пагубные пожелания. Когда кто из крепко подвизающихся будет побежден, да не падает он духом и да не расслабляется нравом, но под действием слов Исаии, выпрямясь, да благодушествует, такую воспевая песнь: Могущии, покоряйтеся: о, лукавые бесы! Аще бо паки возможете, паки побеждени будете, и иже аще совет совещаете, разорит Господь... яко с нами Бог (Ис. 8, 9-10). Бог, восставляющий низверженных и заставляющий врагов наших раздираться скорбью и досадой, коль скоро покаемся. Как можем мы преодолеть укоренившийся прежде грех? Нужно самопринуждение. Ибо говорится: Муж в трудех труждается себе и изнуждает (насильно прогоняет) погибель свою (Притч. 16, 26), всегда любопряся возводить помыслы свои горе к святыне. Насилие насилием разрушать не воспрещено законами (насилие греха насилием добрых стремлений).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1885...

Преп. Григорий Синаит В мысленной силе души рождаются и действуют помыслы; в раздражительной зверские страсти; в вожделевательной скотские похоти; в уме мечтательные воображения, в рассудке мнения. Прпп. Каллист и Игнатий Отцы сказали: раздражительную часть души обуздай любовью; желательную воздержанием увядь; разумную молитвою окрыли. И свет ума никогда не помрачится в тебе. Гневу узда благовременное молчание; пожеланиям неразумным умеренная еда; неудержимости помыслов единомысленная молитва. НАШИ ЧУВСТВА Блаж. Диадох Что зрение и вкус, и прочие чувства рассеивают память сердца, когда пользуемся ими без меры, об этом первая возвещает нам Ева. Ибо, пока не взглянула она на заповеданное древо сластолюбно, дотоле тщательно помнила заповедь Божию; чего ради, как бы покрываемая крылами любви Божией, не ведала она и наготы своей. Когда же воззрела на древо сластолюбно, коснулась его с великим похотением и наконец вкусила от плода его с неудержимым вожделением, тотчас восприяла склонность к плотскому самоуслаждению; и, как обнаженная, сочетавшись с сею страстию, все свое вожделение предала взысканию вкушения настоящих утех, примесивши по действию видимой привлекательности плода к своему падению и падение Адама, вследствие чего уму человеческому стало затруднительно памятовать о Боге или о заповедях Его. Мы же, всегда с непрестанною памятью о Боге, взирая во глубину сердца своего, будем проводить сию падкую на прелести жизнь как слепые очами; ибо воистину духовному любомудрию не рассеянным свойственно сохранять не парительным (не рассеяным) присущий в нас позыв видеть красное, еже видети. Этому и многоопытнейший Иов научает нас, говоря: аще и вслед ока моего иде сердце мое (Иов. 31, 7). Также, действова-ние есть верный признак крайнего воздержания. (Сосредоточить все духовные силы: ум, чувство, волю в Боге едином.). Преп. Иоанн Карпафский Чтобы не парить нам и не рассеиваться, прельщаясь суетностью, хорошо внимать пророку, который говорит: Идите, людие мои, внидите во храмину вашу, в храмину сердца вашего, сокрытую от всякого чувственного впечатления, в оное обиталище безобразное, осеяваемое бесстрастием и осенением св. благодати, затворите двери своя от всего видимого, укройтеся мало елико, ибо и вся жизнь человеческая мала, и после сего прилагает: дондежи мимоидет гнев Господень (Ис. 26, 20). Ибо и беззаконие, а следовательно и бесы, и страсти, и грехи суть гнев Божий, как говорит к Богу Исаия: се, Ты разгневался есм, и мы согрешихом (Ис. 64, 5). СУЕТА

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1885...

Преп. Иоанн Карпафский Отчаяться бедственнее, чем согрешать. Иуда-предатель был малодушен и не искусен в брани, почему впал в отчаяние; и враг, набежав, набросил на него петлю. Петр же сей камень твердый, подвергшись страшному падению, как искусный в брани, не упал духом и не отчаялся в крайней скорби своей, но, вскочив, излил горчайшие слезы от сердца сокрушенного и смиренного; и супостат наш, видя сие, как сильнейшим пламенем палимый в лицо, тотчас отскочил и убежал далеко, лютые испуская вопли. Авва Фалассий Печалится непохвальною печалью не улучивший плотских утех; презревший же их беспечален пребывает. Илия Екдик Не бывает без печали ни грешный ни праведный; но первый печалится о том, что еще не совсем отстал от греха, а второй о том, что еще не овладел всем добром. Не падай духом, взирая на трудность душевной болезни своей; но употребляя действеннейшие против нее врачевства претрудных подвигов, удаляй себя от нее, если искреннее имеешь попечение о здравии души своей. Преп. Симеон Новый Богослов Не только безмолвник или послушник, но и игумен, настоятель над многими, и он, все устрояя, должен быть беспечален, то есть свободен от печальной заботы о житейских потребностях. Ибо если печемся, то оказываемся преступниками заповеди Божией: не пецытеся душою вашею, что ясте, или что пиете: ни телом нашим, во что облечетеся... всех бо сих языцы ищут (Мф. 6, 25, 32). Преп. Нил Синайский Опечаленный монах не знает духовного наслаждения. Печаль же есть унылость души и бывает следствием гневных помыслов; ибо гнев желает отмщения; неуспех в отмщении порождает печаль. Опечаленный монах не подвигнет ум к созерцанию и никогда не восшлет чистой молитвы, ибо печаль всему доброму полагает препону. Опечаленный не знает духовной радости, как страждущий сильною горячкою, вкуса в меду. Печаль по Богу слезами обновляет душу, вселяет заботливое попечение о приближающейся смерти и суде и мало-помалу научает ожидать их с желанием. Печаль бывает болезнью души и тела; душу берет она пленницею, а плоть иссушает, оставляя на месте.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1885...

Взаимные посещения На всем протяжении 1960-х – в начале 1970-х годов личные встречи и контакты предстоятелей Русской и Константинопольской Церквей воспринимались как действенные механизмы продвижения по пути решения наболевших проблем. В декабре 1960 года Святейший Патриарх Алексий во главе церковной делегации совершил поездку на Фанар. Темами его встречи и общения с Патриархом Константинопольским Афинагором стали проблематика юрисдикционной принадлежности православных приходов русской традиции в Западной Европе, установление канонической связи Константинопольского Патриархата с Албанской Православной Церковью и Православной Церковью в Чехословакии, а также автокефальный статус Грузинской Православной Церкви. Позже на эти темы последовала переписка предстоятелей двух Церквей, в том числе с передачей справочного материала об истории становления и развития Православия в Грузии, Албании и Чехословакии, каноническом статусе Церквей. Представитель Константинопольского Патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве в 1961 году епископ Мелойский Емилиан (Тимиадис) оценивал константинопольский визит Патриарха Алексия как имеющий «исключительную важность» и «большое историческое значение» . Обмен делегациями двух Церквей, поездки отдельных иерархов способствовали установлению личных контактов, дружеских отношений, что являлось вкладом в укрепление связей между Московским и Константинопольским Патриархатами. Так, в конце июля – начале августа 1965 года по приглашению председателя ОВЦС митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима пределы Русской Церкви посещали митрополиты Родосский Спиридон (Синодинос) и Карпафский и Касский Апостол (Папаиоанну). Состоялись их встреча со Святейшим Патриархом Алексием и совместные богослужения с митрополитом Никодимом. В феврале-марте 1966 года состоялся визит в Москву митрополита Гелиопольского и Фирского Мелитона (Хадзиса). Активный участник экуменического движения, он в 1965 году в составе делегации Константинопольской Церкви посещал Рим, Лондон и Утрехт с целью донесения до глав Римско-Католической, Англиканской и Старокатолической Церквей решений III Bcenpabocлabhoro совещания на о. Родос (1–15 ноября 1964 года).

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/91...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте. Все мы знаем слова Апостола Павла: “Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене”. Так нет ли опасности быть женатым? Не противоречит ли это духовной жизни? Если мужчина должен завоевать сердце своей избранницы. Показать себя с лучшей стороны. Потакать её желаниям, тешить её самолюбие, дарить подарки, говорить комплименты по типу: «Ты самая лучшая на свете», «Ты особенная» и т.д. Потворствовать её самомнению. Посвящать стихи в её честь и т.п(походы в ресторан, совместный отдых и многое другое) Получается, что женатый выделяет свою супругу и любит её больше других женщин. Ставит её на пьедестал. Так какой любовью должен любить муж свою супругу и чем эта любовь отличается от любви к другим людям? И какие грехи могут быть между супругами? Святой Иоанн Карпафский писал: «Никогда не думай, что человек, живущий в миру ( kosmikos ), тот, у кого есть жена и дети, кто живет так, как ему хочется – выше монаха, потому что у него есть возможность творить добро и давать милостыню. Даже если монах – очень большой грешник, тем не менее, его душевные муки и претерпеваемые им лишения намного ценней в глазах Бога, чем даже исключительная добродетельность мирянина». А также вспоминаются слова святителя Игнатия Брянчанинова : “Оставаться в мире и желать спастись-это всё равно, что стоять в огне и желать не сгореть”. Но есть и слова святителя Николая Сербского : “Благодари Господа, что, кроме тесного монашеского пути, Он указал тебе более просторный путь ко спасению и вечной жизни. Иди же, чадо, по этому просторному пути, который более отвечает твоим склонностям”. Вопрос закрыт для новых ответов. 3 Ответа Здравствуйте! Рассуждение, которое Вы привели, является весьма наивным взглядом на реальные отношения супругов в браке. Период сильной влюбленности длится недолго и способен отвернуть человека от Бога, только если он сам этого захочет. Я убежден, что не следует принимать окончательное решение о вступлении в брак на эмоциях влюбленности, нужно переждать пока эта волна спадет у обоих.

http://azbyka.ru/vopros/net-li-opasnosti...

текстам (как правило, рукописным), рус. «Д.» свт. Феофана Затворника нередко отступает от оригинала и по сравнению с ним значительно расширено, хотя и не в той мере, в какой планировалось изначально (см.: Van Paris. 1991). Необходимость создания рус. перевода «Д.» была обусловлена недостатками печатного слав. текста, к-рые свт. Феофан наряду с достоинствами представлял себе очень ясно: «Сейчас кончил Диадоха... Какой ясновидящий! А между тем в славянском переводе он очень темен. Теперь начинаю Иоанна Карпафского» (Письмо 998 от 23.07.1886// Феофан (Говоров), свт. Собрание писем. М., 1899. Вып. 6. С. 134). Как и составители греч. «Д.», свт. Феофан отказался от указания своего участия в составлении книги: «Что касается до подписи составителя, то ее не должно быть ни под каким видом» (Письмо 1110 от 22 нояб. 1876//Там же. 1900. Вып. 7. С. 97). Свт. Феофан Затворник. Литография. 1860 г. (ГИМ) Свт. Феофан Затворник. Литография. 1860 г. (ГИМ) Рус. перевод «Д.» был осуществлен свт. Феофаном во время пребывания в Вышенском мон-ре. Перевод был начат в 1866 г. на Воздвижение, в тот самый день, когда свт. Феофан решил удалиться в полный затвор и отказаться от управления мон-рем (Письмо 1066//Там же. С. 29). В 1875 г. 1-й т. был полностью завершен и отдан в печать, а в 1877 г.- издан в С.-Петербурге; остальные тома печатались в Москве (5-й, последний,- в 1890). Перед сдачей в типографию тома «Д.» должны были пройти духовную цензуру (Письмо 1021 от 27 янв. 1888//Там же. Вып. 6. С. 171). Рус. перевод «Д.» был окончен свт. Феофаном в 1889 г. «У меня на душе - засуха,- писал он в одном из писем.- Ничего делать не хочется со времени окончания Добротолюбия. Это скучное время!» (Письмо 1038 от 1 июня 1889//Там же. С. 199-200). Общий объем рус. «Д.» составил ок. 3 тыс. страниц. Черновики и чистовики каждого тома направлялись в Русский вмч. Пантелеимона мон-рь на Афоне, старцы к-рого осуществляли «переписку» (переписывание) для типографии (Письмо 1008 от 19 марта 1887//Там же. Вып. 6. С.

http://pravenc.ru/text/178682.html

И эта только любовь дает силы старцу вести терпеливо ученика по трудному и тернистому пути совершенства и переносить из-за него скорби. Ибо «бывает иной раз, что учитель предается безчестию и подвергается искушениям за получивших от него духовную пользу. Ибо, говорит, мы безчестны и немощны: вы же славны и крепки в Христе» ( 1Кор.4:10 ; преподобный Иоанн Карпафский , 35 увещательн. гл., Добротолюбие, т. 3). Своею самоотверженною любовию старец воспитывает к себе любовь послушника, и послушник, когда знает, что около него есть человек, желающий ему блага душевного столько же, сколько он сам себе желает, и даже более его самого, самоотверженно и безкорыстно любящий его, то невольно стремится оправдать это благожелание другого. Помимо желания самого блага и угождения Богу, у него, помимо его воли и сознания, является желание не оскорбить любящего его наставника. Своим светильником — любовью и примером — старец возжигает и раздувает в ученике искру любви к себе и Богу, насаждает и возращает у послушника зерно веры, на котором растет древо безпрекословного послушания, спасающее и ученика и старца. К воспитанию любви и веры в послушнике и должно быть, собственно, направлено все старческое окормление, и старец тщательно должен охранять любовь и веру в послушнике самоподдержанием и себя на высоте. «Насколько настоятель видит к себе веру, как послушников, так и мирских посетителей, на столько он обязан со всяким опасением блюсти себя во всем, что делает и говорит, зная, что все смотрят на него как на главный образец, и все от него принимают за правило и закон»: чтобы не подорвать веру эту, предстоятель не объявляет свои недостатки (Лествица, Слово к пастырю, гл. 5 и 2 и гл. 8, 2). Чтобы не отвратить от себя немощных послушников, старец хранит при себе и их откровения. «Если брат придет к тебе и откроет свои помыслы, — смотри, никому их не пересказывай, но молись о себе и о нем, да спасет вас Господь обоих» (Святой Антоний Великий, Добротолюбие. т. 1, стр. 101). «Нигде не видно, чтобы Бог, приняв исповедь, обнаружил грехи кающегося: ибо Он отвратил бы этим грешников от исповеди и недужных сделал бы неисцельными. Итак, хотя бы мы имели дар прозорливости, не должны предупреждать согрешивших изъявлением их грехов, но побуждать их к исповеданию гадательными выражениями. По исповедании же должны мы удостоивать большею, нежели прежде, попечения и свободнейшего к нам доступа: ибо чрез это они более преуспевают в вере и любви к нам» (Лествица, Сл. к наст., гл. 13).

http://azbyka.ru/starchestvo

Пс.56:2. Помилуй мя, Боже, помилуй мя: яко на Тя упова душа моя, и на сень крилу Твоею надеюся, дондеже прейдет беззаконие. Пс.56:3. Воззову к Богу Вышнему, Богу, благодеявшему мне.    Давид произносит песнопение от лица человечества. Двукратное испрашивание «помилования» указывает на чрезмерность опасности. «Беззаконие» — есть досаждение (докучание) греха. И то, что оно проходит, показывает, что оно временно. Ибо «беззаконие», а следовательно и страсти, и бесы, и грехи есть гнев Божий на человека, как говорит к Богу Исаиа: «се Ты разгневался, и мы согрешихом» (Ис. 64:5). Избегнуть же этого гнева человек может непрестанным вниманием сердца в молитве (Феодорит, Дидим, Иоанн Карпафский). Пс.56:4. Посла с Небесе и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя: посла Бог милость Свою и истину Свою,     «Посла с небесе Бог силу свою»: Единородного Сына Своего («милость» и ипостасную «истину» Свою), Который посредством Святаго Духа спас род человеческий от злодейства «скимнов» (демонских сопротивных сил) (Афанасий, Григорий Нисский, Дидим, Евсевий). Пс.56:5. И избави душу мою от среды скимнов, поспах смущен: сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их меч остр.     Мы не имеем от природы этих чувственных «стрел», которые были бы во устах человеческих, кроме зубов; но когда кто принимает на себя подобие страсти и преобразуется по виду господствующего в нем зла, тогда, потеряв естественный образ, становится зверем. Поэтому-то «скимнами» (молодыми львами) называет «сынов человеческих», имеющих «зубы» и «язык» наподобие военных оружий, чем означает клеветников (Григорий Нисский, Афанасий). Пс.56:6. Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя.    Пророк просит Бога «вознестися на небеса» с тем, чтобы показать врагам могущество Своей державы, крепость и великолепие «славы» (Феодорит). Пс.56:7. Сеть уготоваша ногам моим, и слякоша душу мою: ископаша пред лицем моим яму, и впадоша в ню.    Душе более всего необходимо иметь предусмотрительность, чтобы и на самое короткое время не уловила ее сила противника. Как животное, когда и один его член запутывается в сеть, теряет свободу и отдается в руки ловцам, подобно этому терпит и душа от врагов. «Слякоша» — наклонили вниз, скорчили «душу» демоны. И каждый мыслящий низко имеет душу согбенную, не способную к горнему, доколе она находится в таком положении (Макарий В., Дидим).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Аллилуиа, 106    Псалом с одной стороны предсказывает освобождение иудеев, а с другой — спасение всех людей, по неизреченному человеколюбию Божию, почему и надписан «аллилуиа», т.е. «хвалите Бога». А поскольку все псалмы в образах сени говорят о том, что принадлежит нам, то и в этом псалме поищем предсказаний о нашем спасении, потому что существенное в пророчестве больше относится к нам, чем к тем (Златоуст). Пс.106:1. Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его.    Должно «исповедоваться» Господеви исповеданием своих грехов — как Врачу, и благодарениям за благодеяния Его как Благодетелю: ибо Он «Благ» и «Милостив» и «Человеколюбец» (Евсевий). Пс.106:2. Да рекут избавлении Господем, ихже избави из руки врага. Пс.106:3. И от стран собра их: от восток и запад, и севера, и моря. Пс.106:4. Заблудиша в пустыни безводней, пути града обительнаго не обретоша. Пс.106:5. Алчуще и жаждуще, душа их в них исчезе. Пс.106:6. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их избави я.    Пророк описывает падение людей во зло. От недостатка духовной пищи оскудела их сила и зло достигло высшей степени. Но один только глас, обращенный к Богу — претворил все в добро. Вот подлинное чудо! Не одним воздержанием от яств (пощением), но и «воплем» к Богу из сердца можем избавиться от диавола и страстей (Григорий Нисский, Иоанн Карпафский). Пс.106:7. И настави я на путь прав, внити во град обительный.    Христос «наставил» людей к вере в Него и привел их во «град обительный» — Церковь (Афанасий). Пс.106:8. Да исповедятся Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим. Пс.106:9. Яко насытил есть душу тщу, и душу алчущу исполни благ.    Тело и Кровь Христова голод и жажду верных душ утоляет (Григорий Нисский). Пс.106:10. Седящыя во тьме и сени смертней, окованныя нищетою и железом.    Все земное божественный Давид называет «сению смертною», так как оно удаляет душу от истинной жизни. «Окованные нищетою» в добродетелях и «железом» от грехов. Как говорит и приточник: «каждый связывается узами своих грехов» (Притч. 5:22) (Григорий Богослов).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Аллилуиа, Аггево и Захарьино, 111    Псалом является в неразрывной связи с предыдущими и предлагает учение благочестия. Аггей и Захария не есть составители псалма, но Давид. Они впоследствии уже, после Давида, наставляли людей израильских от этого псалма (Златоуст, Феодорит). Пс.111:1.   Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело.    В этом заключается истинное «блаженство» , а все прочее — суета, и тень, и тление. Трудность происходит не от свойства заповедей, но от лености многих, а усердие делает и трудное легким. Словом «восхощет» — выражает усердие и любовь к «заповедям» ради Установившего их. «Блажен муж бояйся Господа» . — Почему? — Потому что «в заповедях Его восхощет зело» . Следовательно, боящимся не свойственно оставлять без исполнения какое-нибудь приказание или исполнять небрежно (Златоуст, Василий В.). Пс.111:2.   Сильно на земли будет семя его, род правых благословится. Пс.111:3.   Слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века.    Это плоды «страха Божьего» : «сильно» не золотом, но верою, правдою, любовью к Богу и ближнему. «Богатство и слава» не маловременные и земные, но богатство духовных дарований и «слава» , ниспосылаемая свыше преподобным угодникам Божиим (Максим Грек). Пс.111:4.   Возсия во тме свет правым: милостив и щедр, и праведен.    Почему «возсия свет правым» ? — Потому что делающие злые дела ненавидят свет, как обличаемые им, и не хотят обратить к нему очей. «Правым» , живущим праведно, «воссияла» радость Господня в скорби и опасности. Это — признак божественной силы: попустить, чтобы и к праведным, для упражнения их, приразилось скорбное, но рассеять эту тучу, и даровать благоведрие. Определяет же это, водясь неизреченным Своим человеколюбием: попускает подвиги, чтобы увенчать праведных. За постоянство и ревность враги отмщают, заушая душу различными и несказанными искушениями. Но мужайся! Этим великими и неисчетными скорбями сплетается тебе венец. К тому же «в немощех... сила Христова... совершается» (2 Кор. 12:9) и в печальнейших обстоятельствах навыкла процветать благодать Духа, как уверяет Пророк: «возсия во тме свет правым» (Златоуст, Феодорит, Иоанн Карпафский).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010