Язык дан для того, чтобы ты песнословил и восхвалял Создателя, но, если ты недостаточно наблюдаешь за собой, он становится для тебя причиной богохульства и сквернословия (свт. Иоанн Златоуст , 55, 551). Источник. ...Злые болтают языком, не сознавая значения своих слов, а мудрые связывают уста сознанием (свт. Иоанн Златоуст , 55, 1116). Источник. Язык – царский конь. Если вложишь в него удила и выучишь ходить ровно, то доверится ему и сядет царь. А если оставишь необузданным (и позволишь) нестись и скакать, то будет колесницей диавола и демонов (свт. Иоанн Златоуст , 55, 1323). Источник. ...Бежал ты жизни тленной, вступив на поприще монахов, но язык у тебя неудержим, и говоришь, не подумав. Это не иное что значит, как построить крепкую, неприступную для врагов стену и для входа им оставить врата. Если хочешь и стену соблюсти в безопасности, и перед врагами оказаться сильным, то всеми силами сдерживай язык, от которого приключаются мгновенные и великие падения (прп. Исидор Пелусиот , 60, 179). Источник. ...Обуздай скорость языка, потому что язык важнее всех земных членов – так как всего труднее его удерживать (прп. Исидор Пелусиот , 60, 189). Источник. Щади язык; он часто произносит то, что лучше было бы утаить (прп. Нил Синайский , 72, 235). Источник. ...Для того даны нам два уха, а один язык, чтобы для спасения более мы слушали, нежели говорили, взывая паче добрыми делами и божественными преспеяниями (прп. Нил Синайский , 72, 379). Источник. ...Язык многих тщеславных довел до гибели (прп. Нил Синайский , 73, 334). Источник. ...Язык злоречивый – диавольское ложе (прп. Нил Синайский , 73, 378). ...Злоречивые и суесловные заключают для себя Царствие Небесное (прп. Иоанн Карпафский , 91, 100). Бегай же необученных владеть языком, сеятелей раздоров и мятущихся внутри и вовне (прп. Иоанн Карпафский , 91, 100). ...Лучше упасть с высоты на землю, нежели от языка (прп. Иоанн Карпафский , 91, 100). Наблюдающий за языком своим вовек не будет им окраден. Уста молчаливые истолковывают тайны Божии, а скорый на слова удаляется от Создателя своего (прп. Исаак Сирин , 58, 45). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Объяснения церковных и домашних молитв. Наставления преподобного Иоанна Карпафского ПРАВОСЛАВИЕ.RU ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА         ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ОБЪЯСНЕНИЯ ЦЕРКОВНЫХ И ДОМАШНИХ МОЛИТВ НАСТАВЛЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА КАРПАФСКОГО 6. Как железо, соприкасаясь с огнем, делается неприкосновенным, так и частые молитвы укрепляют ум на борьбу с врагом. Поэтому бесы и стараются всеми силами ослабить наше стремление к молитве, зная, что молитва побеждает их. 30. Сначала апостолу Петру вручаются ключи [Царства Небесного], а потом допускается ему отречься от Христа Господа, чтобы таким падением уцеломудрить его мнение о себе. Так и ты, если, получив ключи ведения и разумения, подпадешь разным искушениям, не дивись этому, но прославляй единого премудрого Господа, твоим падением обуздывающего твое самомнение. Потому что искушение — это узда, обуздываю-щая по Божьему промыслу самомнение людей. 51. С угрозой и бранью дьявол дерзко нападает на душу, только что вышедшую из тела, являясь горьким и страшным обличителем ее падений. Но можно видеть и то, как душа, любящая Бога и верная Ему, хотя многократно прежде была уязвлена грехами, не боится его нападений и угроз, но является все более сильной в Господе, окрыляется радостью, воодушевляется мудростью, видя сопровождающие ее небесные силы; и как стеной ограждающий ее свет веры, и с великим дерзновением взывает против злого дьявола: " Что тебе и нам, чуждый Богу? Что тебе и нам, сверженный с Неба лукавый раб? Не имеешь ты власти над нами. Власть над нами и всем в мире имеет Христос, Сын Божий; Ему мы согрешили, Ему и ответ дадим, имея ручатель-ством Его милосердие к нам и спасения в Нем Его честный крест. Ты же беги дальше от нас, окаянный!     ОГЛАВЛЕНИЕ           © ПРАВОСЛАВИЕ.RU    

http://pravoslavie.ru/put/biblio/molitva...

   Благослови вас, Господи!    О. архимандриту поклон. Ольга Ст. Бурачек больна очень, уже более месяца.    Спасайтесь!     Ваш богомолец Е. Феофан. 23 июля 86 г. Письмо 999. О своих делах и о разных предметах. Рецепт от нетерпения    Милость Божия буди с вами!    С праздником!    Прежде слово оправдания. Одну почту пропустил, ожидая посылку, другую — по получении посылки, потому что нечаянно собрались в город. Конечно, тут и леность имела свою часть. Но и то не без влияния было, что ваших писем неотвеченных нет. Видите, какой ряд аргументов. Потому не извольте укорять меня за неписание.    А вы же что молчите?! Уж не занемогли ли вы опять, и посильнее прежнего? Боже вас упаси!    Иконку получил. Благодарствую. Обе ваши иконки — умиленны. Очень утешают!    Беру ваше молчание, как основание уверенности, что у вас все добре, и снаружи и свнутри, и говорю с вами: слава Богу!    И у меня все добре обстоит. И здоровье исправно, и леность моя удовлетворяется, — и молчит. Потому что дело, которое на руках, делаю очень не быстро. Диадоха, однако ж, кончил. Кончаю главы Иоанна Карпафского. Пойдет и далее.    Вот и нечего более написать! А кто виновата?! — Не Выша, не Выша!    Что матушка говорила о сиротах елецких, то и мне показалось. Но это, кажется, уже прошло.    Теперь, кажется, они ощутили потерю и сердцем. Да хранит их Господь! Они не будут иметь недостатка.    Не знаю только, как там устроилась охрана?    Будьте здоровы, — покойны, и се, вам!    «Грех — гнев Божий. Избегает же сего гнева человек, непрестанно внимая сердцу в молитве, и усердно борясь быть внутрь, — во внутреннейшей своей, неприступной храмине. Ибо привлеки, говорит некто, премудрость во внутреннейщая твоя (сличи Прит.8:12; Сир.45:31, 51:18); потому что вся слава дщере царевы внутрь (Пс.44:14), говорит другой, — прилагая: сие труд есть предо мною, дондеже вниду во святило Божие (Пс.72:17), — в гору достояния, в готовое жилище, которое соделал Господь, — во святыню, которую уготовали руки Его». — Это из Иоанна Карпафского — гл.91, только что сейчас переведенная.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Преп. Иоанн Карпафский. Увещательные главы. § 76//Добротолюбие. T. III. С. 96.    Преп. Исаак Сирин. Творения. Изд. 3-е. Слово 57. С. 292.    Преп. авва Дорофей. Поучение 11. О том, что должно стараться отсекать страсти прежде, нежели они обратятся в злой навык души. Ср.: Поучение 8. См.: Поучение 17 и 19.    Преп. авва Дорофей. Поучение 13. О том, что должно переносить искушение (от страстей) с благодарностью и смирением.    Сказания о св. Филимоне, § 12//Добротолюбие. Т. III.    Преп. авва Дорофей. Поучение 11—12.    Еп. Феофан. Путь ко спасению.    Термин «сердце» здесь понимается не как физиологический орган, а в нравственно-психологическом смысле как центр физической и духовной жизни.    Еп. Феофан. Начертание христианского вероучения. С. 319.    Он же. Что есть духовная жизнь. Письмо 39. С. 129—130.    Преп. Пахомий Великий. Подвижнический устав//Древние иноческие уставы. М., 1892. С. 464—467.    Еп. Феофан. Внутренняя жизнь (из слов к Тамбовской и Владимирской паствам). М., 1899. См.: Блж. Диадох. Подвижническое слово. Гл. 96.    «Помысл» (с греч. — логисмос) означает размышление, рассуждение, обсуждение, взвешивание, обдумывание в душе, т. е., главным образом, деятельность человеческого ума и сердца.    Преп. Исаак Сирин. Творения. Изд. 3-е. Слово 60. С. 329—330. Ср.: Преп. Иоанн Карпафский. Увещательные главы, § 31.    Свт. Феодор Едесский. Увещательные главы, § 14//Добротолюбие. Т. III. С. 322.    Преп. Ефрем Сирин. О добродетелях и страстях//Добротолюбие. Т. II, § 10. С. 374.    Древний Патерик. Гл. 7. § 56.    Преп. Исаак Сирин. — Цит. по кн.: Зарин С. Аскетизм. T. I. Кн. 2-я. С. 245.    Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послания и слова. Изд. 4-е. Троице-Сергиева Лавра. 1904. Слово 7, гл. 4. С. 443—444.    Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 285—289.    Излагается по учению преп. Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина, Филофея Синайского, Иоанна Дамаскина, Марка Подвижника, Нила Сорского и др.    Преп. Нил Сорский. Скитский Устав. Архимандрит Иустин. Преп. Нил Сорский и его Устав. Изд. 3-е. М., 1892. С. 30. Ср.: то же о страсти у преп. Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, свт. Григория Богослова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

В 1418 г. пришедший в запустение Касос был заселен, как и о-в Астипалея, албанцами. В этот период остров стал независимым от Карпатоса в церковном отношении, получив статус патриаршей экзархии. Касос снова был оставлен жителями в 1577-1599 гг. и в 1622 г. опять заселен и объединен с Карпафской архиепископией. В 1622 г. архиеп. Иерофей описал К-польскому патриарху Кириллу I Лукарису бедственное материальное положение епархии. В XVIII в. благодаря морской торговле начался экономический расцвет Касоса, к-рый получил от турок нек-рые привилегии и внутреннее самоуправление. Моряки Касоса участвовали в национально-освободительной борьбе, за что остров был разорен в мае 1824 г. В 1869 г. Карпафская архиепископия преобразована в К. и К. м. В 1912 г. Карпатос и Касос вместе с др. Додеканесскими о-вами отошли к Италии (в 1922-1924 генерал Амелио сослал митр. Германа на Кастелоризон), в 1943 г. были оккупированы немцами, в 1944 г. заняты британскими войсками, 31 марта 1947 г. освобождены греками, с 7 марта 1948 г. официально считаются частью гос-ва Греция. Управляющий епархией с 1983 г. митр. Амвросий (Лавриот, Панайотидис) ведет активную общественную и просветительскую деятельность, в т. ч. открыл 9 лекционных аудиторий в приходах, музей церковного искусства, собрал богатую церковную б-ку. В настоящее время строится духовно-просветительский центр «Святой Иоанн Карпафийский» в г. Карпатос. В епархии действуют приходские молодежные центры, касса помощи неимущим, школа изготовления ковров, 5 маслобоен. В наст. время в епархии насчитывается 20 приходских храмов, 318 парекклисионов, 25 экзоклиссионов, 17 кладбищенских храмов, 4 монастырских храма (Δπτυχα. 2013. Σ. 990). Действуют 5 муж. мон-рей: на Карпатосе - вмч. Георгия Победоносца в местности Васес (ставропигиальный и патриарший, основан в 1-й пол. XVII в., собор построен в 1857, обитель возрождена в 1985), Кира-Панагия (основан в XVII в.), исихастирий Пресв. Богородицы близ с. Миртонас (основан в 1978); на Касосе - вмч. Георгия Победоносца (основан в 1690, отремонтирован в 1902) и мч. Маманта (основан в нач. XVII в.).

http://pravenc.ru/text/1681137.html

  ПРЕПОДОБНЫЙ ОТЕЦ НАШ ИОАНН КАРПАФСКИЙ КРАТКОЕ СВЕДЕНИЕ О СВ. ИОАННЕ КАРПАФСКОМ. О Св. Отце нашем Иоанне Карпафском, кто он был, в какое время процветал, где совершал течение подвижничества, и все прочее, касающееся его, ничего неизвестно. Вот только что свидетельствует о нем блаженный Фотий, в 201–м чтении: «Прочитал книгу, в коей, после десяти определений главных добродетелей и ста глав Диадоха, Епископа Фотики, что в Епире, и нескольких писаний Нила Преподобнаго содержится и писание Иоанна Карпафскаго, которому он дает такое оглавление: утешительное слово к монахам, обратившимся к нему за утешением из Индии. И это слово состоит также из ста глав». — Судя по сему сопоставлению Св. Иоанна с Диадохом и Пилом, можно заключить, что он почитался современником их и жил в пятом веке. Карпаф — большой остров между Родоссом и Критом. Св. Иоанн был или родом оттуда или там подвизался. — Сим словом Св. Отец отечески намащает читающих мужеством к перенесению скорбей и претерпению находящих искушений.   ПРЕПОДОБНАГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА КАРПАФСКАГО К монахам, находившимся в Индии, писавшим к нему, сто увещательных глав. Земным царям весенние цветы преподнося, некие из просителей не только не бывали отвергаемы, но иной раз сподоблялись и особенных даров. Так и я, по вашему желанию, заимствованную негде сотницу благих словес принося вам, жительство на небесах имущим, да буду благосклонно принят и дара молитв от вас да сподоблюсь. 1) Поколику присносущен есть Царь всяческих, не имея ни начала ни конца царствию Своему: потолику сердечнейшему подобает быть тщанию у тех, кои положили поработать ради Его и ради добродетелей, — благоугодных Ему. Ибо почести настоящей жизни, как не будь оне блестящи, пресекаются вместе с настоящею жизнию, те же, какия Бог разделяет достойным, пребывают во веки, так как даются вместе с безсмертием. 5) Когда возстанет на тебя мысленно рой вражеских воображений, и ты поддавшись им, побежден будешь, ведай, что ты на время отделился от божественной благодати; почему по праведному суду и предан в руки падения своего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРПАФСКАЯ И КАСОССКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Καρπθου κα Κσου], епархия Константинопольской Православной Церкви, одна из Додеканесских митрополий, охватывает острова юж. части архипелага Додеканес - Карпатос, Касос, Сарья, Сирна и неск. небольших островков. Кафедра находится в Апери (до 1892 адм. центр о-ва Карпатос). Митрополичий собор, построенный в 1780 г., освящен в честь Успения Пресв. Богородицы. Базилика св. Фотинии. Кон. V — нач. VI в. Базилика св. Фотинии. Кон. V — нач. VI в. Первые поселения на Карпатосе (Карпафе) относятся к концу неолитической эпохи (4000-3000 гг. до Р. Х.). Древнейшее население скорее всего было родственным карийцам из М. Азии, но не исключено и их происхождение с догреческого Крита. В период «новых дворцов» (ок. 1700-1450 гг. до Р. Х.) остров испытал сильное влияние минойской культуры. Впоследствии на Карпатосе появились колонисты-микенцы, возглавляемые Иоклом, сыном Демолеонта, из Аргоса ( Diodor. Sic. Bibliotheca. V 54 4). Карпатос и Касос впервые упоминаются Гомером ( Homer. Il. II 676). После дорийского вторжения в Грецию на Карпатосе преобладает дорийское население. В архаический период на Карпатосе существовало 4 города ( Strabo. Geogr. Х 5 17) - Нисир, Брикунт (Βρυκος), Аркесия (близ совр. Аркасы) и Посейдоний (Потидей). После рим. завоевания (42 г. до Р. Х.) оба острова были включены в пров. Асия, при рим. имп. Диоклетиане (284-305) - в состав Островной пров. (Provincia Insularum), при визант. имп. Ираклии (610-641) - в фему Крит. Пол базилики св. Анастасии из Аркассы. V, VI вв. (Археологический музей, Родос) Пол базилики св. Анастасии из Аркассы. V, VI вв. (Археологический музей, Родос) На Карпатосе рано распространилось христианство, 1-й известный по имени Карпафский епископ Васс участвовал в Сардикийском Соборе (347). Карпатос и Касос входили в состав Родосской митрополии. На Карпатосе сохранились руины 18 раннехрист. базилик, наиболее известными из к-рых являются 3 базилики V-VI вв. на месте древнего Брикунта, базилика VI в. с баптистерием в г. Карпатос, базилика св. Фотинии кон. V - нач. VI в. к северу от Карпатоса, базилики св. Анастасии (V в., восстановлена в VI в. еп. Киром), пресв. Евхариста и арх. Михаила близ Аркасы, базилики Эфтамбатуса и Панагии Ялохорафитиссы (V-VI вв.) в центре острова. На Касосе в г. Эмборьо под ц. Панагии сохранился фундамент базилики с баптистерием и фрагменты мозаичного пола, а между Фри и Эмборьо близ парекклисиона арх. Михаила - остатки мозаичного пола базилики. На о-ве Сарья, который в древности был частью о-ва Карпатос, в местности Палатья обнаружены руины базилики V в., а в ц. Св. Софии находится раннехрист. синтрон.

http://pravenc.ru/text/1681137.html

Милость Божия буди с вами! С праздником! Прежде слово оправдания. Одну почту пропустил, ожидая посылку, другую – по получении посылки, потому что нечаянно собрались в город. Конечно, тут и леность имела свою часть. Но и то не без влияния было, что ваших писем неотвеченных нет. Видите, какой ряд аргументов. Потому не извольте укорять меня за неписание. А вы же что молчите?! Уж не занемогли ли вы опять, и посильнее прежнего? Боже вас упаси! Иконку получил. Благодарствую. Обе ваши иконки – умиленны. Очень утешают! Беру ваше молчание, как основание уверенности, что у вас все добре, и снаружи и свнутри, и говорю с вами: слава Богу! И у меня все добре обстоит. И здоровье исправно, и леность моя удовлетворяется, – и молчит. Потому что дело, которое на руках, делаю очень не быстро. Диадоха, однако ж, кончил. Кончаю главы Иоанна Карпафского . Пойдет и далее. Вот и нечего более написать! А кто виновата?! – Не Выша, не Выша! Что матушка говорила о сиротах елецких, то и мне показалось. Но это, кажется, уже прошло. Теперь, кажется, они ощутили потерю и сердцем. Да хранит их Господь! Они не будут иметь недостатка. Не знаю только, как там устроилась охрана? Будьте здоровы, – покойны, и се, вам! «Грех – гнев Божий. Избегает же сего гнева человек, непрестанно внимая сердцу в молитве, и усердно борясь быть внутрь, – во внутреннейшей своей, неприступной храмине. Ибо привлеки, говорит некто, премудрость во внутреннейщая твоя (сличи Прит.8:12 ; Сир.45:31:51:18 ); потому что вся слава дщере царевы внутрь ( Пс.44:14 ), говорит другой, – прилагая: сие труд есть предо мною, дóндеже вниду во святило Божие ( Пс.72:17 ), – в гору достояния, в готовое жилище, которое соделал Господь, – во святыню, которую уготовали руки Его». – Это из Иоанна Карпафского – гл.91, только что сейчас переведенная. Извольте иссосать сию конфетку, на здоровье. Затем, спасайтесь! Благослови вас, Господи! Ваш богомолец Е. Феофан. Что такое сделалось с афонцами, что не шлют «Невидимую брань». Верно нечего делать, как прописать себе: «Терпения – сколько то, смирения – столько, уважения к делам других – столько-то. Столочь все – в ступе благоразумия, – всыпать в стакан слез, и принимать по чайной ложке, как только покажется ропотливость нетерпения. Вот и рецепт.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

149 См. молитвы ко причащению. 150 Преп. Иоанн Карпафский. Увещательные главы. § 76//Добротолюбие. T. III. С. 96. 151 Преп. Исаак Сирин. Творения. Изд. 3-е. Слово 57. С. 292. 152 Преп. авва Дорофей. Поучение 11. О том, что должно стараться отсекать страсти прежде, нежели они обратятся в злой навык души. Ср.: Поучение 8. См.: Поучение 17 и 19. 153 Преп. авва Дорофей. Поучение 13. О том, что должно переносить искушение (от страстей) с благодарностью и смирением. 154 Сказания о св. Филимоне, § 12//Добротолюбие. Т. III. 155 Преп. авва Дорофей. Поучение 11—12. 156 Еп. Феофан. Путь ко спасению. 157 Термин «сердце» здесь понимается не как физиологический орган, а в нравственно-психологическом смысле как центр физической и духовной жизни. 158 Еп. Феофан. Начертание христианского вероучения. С. 319. 159 Он же. Что есть духовная жизнь. Письмо 39. С. 129—130. 160 Преп. Пахомий Великий. Подвижнический устав//Древние иноческие уставы. М., 1892. С. 464—467. 161 Еп. Феофан. Внутренняя жизнь (из слов к Тамбовской и Владимирской паствам). М., 1899. См.: Блж. Диадох. Подвижническое слово. Гл. 96. 162 «Помысл» (с греч. — логисмос ) означает размышление, рассуждение, обсуждение, взвешивание, обдумывание в душе, т. е., главным образом, деятельность человеческого ума и сердца. 163 Преп. Исаак Сирин. Творения. Изд. 3-е. Слово 60. С. 329—330. Ср.: Преп. Иоанн Карпафский. Увещательные главы, § 31. 164 Свт. Феодор Едесский. Увещательные главы, § 14//Добротолюбие. Т. III. С. 322. 165 Преп. Ефрем Сирин. О добродетелях и страстях//Добротолюбие. Т. II, § 10. С. 374. 166 Древний Патерик. Гл. 7. § 56. 167 Преп. Исаак Сирин. — Цит. по кн.: Зарин С. Аскетизм. T. I. Кн. 2-я. С. 245. 168 Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послания и слова. Изд. 4-е. Троице-Сергиева Лавра. 1904. Слово 7, гл. 4. С. 443—444. 169 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 285—289. 170 Излагается по учению преп. Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина, Филофея Синайского, Иоанна Дамаскина, Марка Подвижника, Нила Сорского и др. 171 Преп. Нил Сорский. Скитский Устав. Архимандрит Иустин. Преп. Нил Сорский и его Устав. Изд. 3-е. М., 1892. С. 30. Ср.: то же о страсти у преп. Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, свт. Григория Богослова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Когда молитвенники мужественно переносят искушения, каются в своих грехах, благодушно переносят оскорбления, пребывают в молитвах, то бесы мучатся, терзаются и плачут, но людям это не дано видеть, чтобы не надмились (прп. Иоанн Карпафский ). Св. Феодор Эдесский говорит, что «из противоборствующих нам демонов первыми вступают в брань те, коим вверены чревоугодливые желания, кои внушают сребролюбие и склоняют к тщеславию; другие же все, идя позади их, собирают пораненных ими». Подвижники замечали, что демон тщеславия противоположен демону блуда (у них нет согласия). Отцы, кстати, заметили, что демон блуда не мешает преуспевать в познании Бога (Евагрий монах). Много козней строят демоны в своей борьбе с христианами. Прп. Исаак Сирин , хорошо изучивший невидимую брань, даже указывает способы, какими демоны ведут борьбу. Так, на ленивых и малодушных демон в начале их добродетельной жизни воздвигает сильнейшие искушения, чтобы устрашить их трудностью подвига спасения и лишить венца. Второй прием у диавола заключается в том, что он на набожных не нападает до тех пор, пока не заметит, что подвижник начинает охладевать в ревности. Тогда уже при холодности сердца нещадно устремляется на брань. Так же много старается сатана отгонять от человека Ангела Хранителя путем внушения помыслов гордыни, будто бы он сам своей силой хранит себя от противника и убийцы, тогда отходит Божия помощь и он попадает в руки врага. Еще сатана борет помыслами мечтаний о женщинах и сокровищах земных. Во всех искушениях отцы учат всегда со смирением обращаться к Богу, надеяться и ждать помощи от Него. Вообще же, по словам Евагрия монаха, «кто хочет испытывать злобных демонов и приобрести навык к распознанию их козней, пусть наблюдает за помыслами и замечает: на чем настаивают они и в чем послабляют, при каком стечении обстоятельств и в какое время какой из них особенно действует, какой за каким следует и какой с каким не сходятся – и ищет у Христа Господа разрешения всему этому. Демоны очень злятся на тех, которые деятельно проходят добродетели со знанием дела (и приводят в ярость все), желая состреляти во мраце правыя сердцем ( Пс.10:2 )».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010