106 . Ничто из совершаемого нами добра не соделывает ум столь страшным для бесов, как постоянная и упорная молитва: удостаивая его близости к Богу (ибо говорит [псалмопевец]: «Близ Господь всем призывающым Его» [ Пс.144:18 ]), она делает его трудноприступным для врагов. 107 . Таким же образом, как соприкосновение с огнем делает железо недотрагиваемым, частые молитвы производят большую крепость ума. Поэтому бесы изо всех сил стараются внушить нам косность к усидчивой молитве, зная, что молитва замышляет против них и поборает уму. 108 . Мы научены Божественным Писанием, что молитва является добродетелью [из] добродетелей, ибо она, ближе всех добродетелей предстоя Богу, просит помочь им в строю стоящих против страстей и бесов. Пусть убедит тебя [в этом] Моисей, молитвой укрепивший воинов Израиля и воздеянием рук обративший вспять Амалика (ср. Исх.17:8–16 ). 109 . Поучение изречениям Святого Духа истребляет вещество худых помыслов, порождая умный огонь, по написанному: «В поучении моем разгорится огнь» ( Пс.38:4 ). Этот огонь, согревая ум, вызывает в нем напряжение к молитве и разумное познавание своих прошений к Богу. 110 . Тот, кто утруждает себя поучением Божественных Писаний ради голого научного знания (λογομαθεας ψιλς νεκα), дает помыслу тщеславия повод войти в него. А кто подвизается с благоговением в изучении священных речений ради уразумения и исполнения воли Божией, тот привлекает к себе силу Святого Духа, которая дает ему крепость претворить познанные слова в дела и, кроме того, являет его знатоком неписаных речений и божественнейших тайн Бога. 111 . Любой доказывает подлинность поучения в божественных речениях тогда, когда при наступлении искушения он из памяти, словно из колчана, мечет вперед, наподобие стрел, выученные им слова, бросает копья против бесов и страстей и отражает противоречием бездейственные помыслы, внушаемые теми против добродетелей. 112 . Как отличие солдата в войнах доказывает трудолюбивую учебу в стрельбе из лука в мирное время, так отсутствие страха у монахов при искушениях свидетельствует об упражнении в поучении Писаниям ради угождения Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Karpafsk...

«Настоящею грамотою заявляем, – говорилось здесь, – чтобы епископ синайский снова имел прежнее наименование и почетный титул... и назывался, всеми признавался и подписывался архиепископом, подчиняясь одному патриаршему престолу иерусалимскому, подобно архиепископам подчиненным патриаршим престолам, каковы у престола константинопольского архиепископы приконисский, касандрийский, карпафский, самосский и архиепископы Цикладских островов, признавая в патриархе начало своего архиерейства, обязательно поминая его каноническое имя, как повелевают божественные каноны, и относясь к нему по делам и будучи подсудным ему» 213 . Таким образом действия патриарха Досифея и прежде и после 1690 года решительно не позволяют допустить подлинность приведенной Кириллом грамоты; она была бы крайнею непоследовательностию со стороны ученого и энергичного патриарха, весьма близко знавшего дела Синая и не в личных конечно интересах строго проводившего свою идею о подчинении синайского архиепископа патриарху иерусалимскому. Если бы же такая непоследовательность была почему либо допущена, то о ней было бы упомянуто в грамотах изданных после 1690 г.; между тем, ни в грамотах Досифея, ни в грамотах других позднейших патриархов нет и намека на какую нибудь прежнюю уступку синаитам в пользу автокефальности их игумена-архиепископа. То, что выдано Кириллом за грамоту Досифея, если не есть чистый и грубый подлог, явившийся в позднейшее время, то может быть признано не более как разве проектом или просьбою некоторых синаитов какому-нибудь патриарху, проектом, которому дана подложная форма грамоты. Стараясь доказать свою автокефальность и неподсудность патриарху иерусалимскому, Кирилл однако же с некоторою непоследовательностию утверждает, что столкновения между игуменом-архиепископом синайским и братством подобные настоящему, должны подлежать суду константинопольского патриарха 214 . Основания для этого мнения Кирилл думает найти в вышеизложенной грамоте Досифея 1690 г. и в предшествующей практике, особенно XVII в., когда синайские дела решались синодами в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С глубоким почтением. Административный совет (подписи)». За Нила, бывшего митрополита Казосского и Карпафского, его земляками и влиятельными жителями Аркадии вскоре подано было особое прошение министру церковных дел. Уведомив адресата, что наслышаны о сильнейшей поддержке, κοторой пользуется Нектарий Пентапольский, они пространно описали достоинства владыки Нила и просили «предложить Его Величеству королю назначить сего иерарха директором Ризарийской Духовной семинарии» 177 . За Пентапольца хлопотали, судя по всему, митрополит Афинский Герман 178 и бывший министр церковных дел Евтаксиас. Действующий министр церковных дел и народного просвещения Д. Каллифронас пристально изучал достоинства всех кандидатов 179 и, похоже, постепенно склонялся в пользу одного из архиереев. Сведения о Высокопреосвященном Ниле он запрашивал через Министерство иностранных дел у греческого посла в Константинополе Евгения Залокостаса. Тот ответил письмом от 20 февраля 1894 года, где, в частности, сообщал: «Получены достоверные сведения от самого Вселенского Патриарха и членов Синода... Прибыв в независимую 180 епископию Казосскую и Карпафскую, [митрополит Нил] исправно пас ее и оставил по себе благодарные воспоминания. Не желая взыскивать с местных жителей, за бедностью их, законно причитающийся ему сбор, он попросился на покой и ушел на Святую Гору, чтобы предаться безмолвию, откуда несколько лет назад, с разрешения Великой Церкви, по причинам личного свойства отбыл в Грецию. Не отличаясь особыми дарованиями, имеет открытый и добрый нрав. [К такому отзыву о нем] Патриархия не прибавила ничего укоризненного». Сведения о митрополите Пентапольском, помимо прочих каналов, добывались и через Министерство иностранных дел у дипломатического агента Греческого королевства в Александрии И. Грипариса. Письменный его ответ (уже цитированный нами 181 ) примечателен своей заключительной частью, откуда следовало, что все, в том числе должностные лица Александрийской Патриархии, находят Высокопреосвященного Пентапольского «образцовым, деятельным и энергичным клириком».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Г) никогда не позволяй себе смело судить о ближнем, никого не суди и не осуждай, и особенно за этот самый плотской грех, хотя бы кто явно впал в него, но поимей к нему сострадание и жалость; ни негодуй на него и не смейся над ним, но от его примера позаимствуй себе урок смирения, и, зная, что и сам ты крайне слаб и на худое подвижен, как прах на пути, говори себе: ныне пал он, а завтра паду я. Ведай, что если ты скор на осуждение и презрение к другим, то Бог больно накажет тебя за это, попустив самому тебе впасть в тот же грех, за который осуждаешь других. Не судите, да не судими будете (Мф. 7, 1) и на то же не будете осуждены. Д) внимай себе и бодрствуй над собой. Если стяжал ты какой дар Божий или находишься в добром состоянии духовном, не воспринимай в самомнении суетного и мечтательного о себе помышления, будто бы ты нечто и лучше других. Как только так подумаешь, падешь легко, как осенний лист с дерева. СМЕХ Преп. Иоанн Карпафский Ничто так не расстраивает обычно доброго настроения, как смех, шутки и празднословие. И опять, ничто так не обновляет обветшавшую душу и не уготовляет к сближению с Богом, как страх Божий, доброе внимание, непрестанное поучение в словесах Божиих, вооружение себя молитвою и взыскание доброплодного делания. Смех и дерзость (вольность) Преп. Ефрем Сирин Начало душевного развращения в монахе смех и вольность. Когда увидишь в себе это что пришел ты в глубину зол, не переставай молить Бога, да избавит тебя от этой смерти. Смех и вольность ввергают в постыдные страсти не только юных монахов, но и старцев. О вольности сказал некто из старцев: вольность подобна знойному ветру; она губит плоды монаха. Смех лишает человека блаженства, обещанного плачущим (Мф. 5, 4), разоряет доброе устроение внутреннее, оскорбляет Духа Святого, вредит душе, растлевает тело. Смех изгоняет добродетели, не имеет памятования о смерти, ни помышления о мучениях. Бегай вольности, которая, по моему разумению, есть начало всех зол. Если ты не обуздаешь ее, она сделает тебя бесстыдным. Авва Дорофей Дерзость бывает многообразна: можно быть дерзким и словом, и движением, и взором. От дерзости иной впадает в празднословие, говорит мирское, делает смешное и побуждает других к непристойному смеху. Дерзость и то, когда кто коснется другого без нужды, протянет руку на кого (смеющагося), толкнет кого, вырвет что из рук у него, бесстыдно смотрит на кого все это делает дерзость, все это происходит оттого, что в душе нет страха Божия, и от сего человек приходит мало-помалу и в совершенную небрежность. Посему-то Бог, когда давал заповеди закона, сказал: благоговейны сотворите сыны Израилевы (Лев. 15, 31), ибо без благоговения и скромной стыдливости (несмелости) человек не чтит и Самого Бога и не хранит ни одной заповеди. Потому нет ничего вреднее дерзости, потому-то она и есть матерь всех страстей, что изгоняет благоговение, отгоняет страх Божий от души и рождает небрежность. Преп. Исаак Сирин

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1885...

На Афоне отмечают 100 лет со дня освобождения Святой Горы от османского владычества 16 ноября, 2012. Новостная служба 24 ноября в рамках торжеств по случаю столетнего юбилея со дня освобождения Афона состоится панихида, которую отслужит митрополит Солунский Анфим. А c 23 по 25 ноября в Салониках пройдёт международная конференция ‘Освобождение Святой Горы Афон’. 16 ноября. ПРАВМИР. На Афоне отмечают столетие со дня освобождения Святой Горы от османского владычества. Праздничные мероприятия начались в среду 14 ноября, сообщае Agionoros.ru . В этот день в афонский порт Дафни прибыл фрегат ВМФ Греции «Саламис». Моряков встречал протоэпистат Святой Горы Афон и члены Священной Эпистасии. Вечером в среду в Соборном храме Святой Горы Афон – Протате началось торжественное Всенощное бдение. Утром 15 ноября в Протатском храме состоялась Божественная Литургия. На ней сослужили митрополит Карпафский и Касский Амвросий (представлявший Вселенскую Патриархию), митрополит Элассонский Василий и митрополит Драмский Павел. После этого в зале заседаний Священной Эпистасии состоялось торжественное собрание игуменов всех афонских монастырей. 24 ноября в рамках торжеств по случаю столетнего юбилея со дня освобождения Афона состоится панихида, которую отслужит митрополит Солунский Анфим. А c 23 по 25 ноября в Салониках пройдёт международная конференция «Освобождение Святой Горы Афон». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 13 ноября, 2021 10 марта, 2019 28 декабря, 2018 27 декабря, 2018 22 октября, 2018 24 июля, 2018 18 мая, 2016 17 мая, 2016 16 октября, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/na-afone-otmechayut-10...

Милостивейший Архипастырь и Отец. Зная, что Его Высокопреосвященство патриарх Софроний извещал Святейший Синод мирным посланием о своем вступлении на Вселенский Престол (на которое и ожидал ответа), и найдя в печати греческой ответ Священного Синода Элладского на такое же послание патриаршее, я уместным счел представить оный Вашему Высокопреосвященству в переводе для сведения Святейшего Синода. Употребленная в сем ответе Св. Синодом Эллады приветственная форма есть наиболее соответствующая древнему чинопочтению греческой церкви. Патриаршее приветствие Синоду не отличается верностию принятому образцу. К удивлению, оно не отличается даже синтаксическою правильностию 22 . Послание само почти не разнится от писанного Его Всесвятостию к Святейшему Синоду Всероссийскому. Ответ Вашего Высокопреосвященства обществу любителей духовного просвещения 23 , напечатанной в переводе в одной из здешних газет греческих (Βυzαντς ε. 758), произвел на православную публику Константинополя благое впечатление своим глубоко мирным характером, и вместе – тягостное – намеком Вашего Высокопреосвященства на невозможность более со стороны Вашей удовлетворительного содействия обществу. Еще недавно, при появлении известной книги Е. Ренана, здесь составилось общее убеждение, что Ваше Высокопреосвященство не преминете опровергнуть злочестивого писателя, «ибо никто другой не может взять на себя подобного дела». Так говорили тогда. С 25 числа текущего месяца, согласно с новым уставом, 6 членов патриаршего Синода (эфесский, митилинский, артский, раско-призненский, велеградский и карпафский) возвращаются в свои епархии. Их место должны занять (на два года) митрополиты – никомидийский, энский, критский, скопийский, боснийский и могленский. Первые 4 уже прибыли в столицу. Последний отказался за старостию лет, и будет замещен дебрским. Критский будет председательствовать в народном совете. 4 члена сего совета – из светских лиц – также сменяются другими. Ученая комиссия из духовных и светских греков, составленная для обсуждения болгарского вопроса, доселе не огласила плодов своих занятий, и дело болгар считается в прежнем положении. Они не согласны ни на умножение болгарских епархий, ни на разделение патриархата на 6 округов.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

62 . Соразмерно пристрастию к материи разумное [начало] причастно отступничеству от Бога, однако оно сможет возвратиться как бы по некой стезе к Тому, от Кого отошло, шествуя путем Его заповедей. Путем называются заповеди, повеления, свидетельства и любое другое установление закона, о котором говорится в Писании, как то: «Путь заповедей Твоих текох» ( Пс.118:32 ); «На пути свидений Твоих насладихся» ( Пс.118:14 ); «Путь оправданий Твоих вразуми ми» ( Пс.118:27 ). Межевыми знаками этого пути являются догматы , подвигающие нас в путешествие по названной дороге, благодаря которым можно узнать, сколь отстоим мы от конца сей благой стези. 63 . Деланием называется не телесное делание приличного монаху, но как делает это ум посредством тела. Ведь можно многоразлично воспользоваться одним и тем же необходимым деланием: например, поститься из-за страха восстания плоти, а не по ненависти к лакомству снедью; и опять, из-за опасения нарушить привычное монахам воздержание от пищи, а не по мысли о добродетели неприязни к пище (τς μισοτρφου ρετς). Должно есть в силу [необходимости] поддерживать жизнь в теле, а не для того чтобы льстить телу страстным вожделением получить часть предлежащих [яств]. 64 . Желание старательно сдобрить приправами яства, дозволенные к вкушению монаху, свидетельствует о посте, совершаемом по принуждению человеческому: оно – уличение в любви к телу, а не стремление к подвизанию. 65 . Пост – это не только поздноядение, но и малоядение. И подвижничество – это не принятие пищи через день, но отказ от разноядения. Ведь подвизанием является краткая трапеза, [состоящая] в однообразной пище, гнушающаяся как неприятной легкостью всеядения. 66 . Неразумен пост, дожидающийся положенного срока, а во время еды необузданно устремляющийся к трапезе и приковывающий вместе с плотью и ум к наслаждению предлежащими [яствами]. 67 . Плотью и кровью назвал апостол плотские страсти и мудрование, призывающее к ним ум, сказав: «Плоть и кровь царствия Божия наследити не могут» ( 1Кор.15:50 ). Эта плоть есть пища бесов, как [говорит псалмопевец]: «Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя» ( Пс.26:2 ). Итак, изнуряющий сию плоть добродетелями, изматывает бесов и делает их немощнее ко брани против него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Karpafsk...

Скачать epub pdf (сотница вторая) 1 . Все доброе произошло от благого [источника], и в сущем нет никакого зла, ибо ничто лукавое не может произойти от благого по сущности. 2 . Благое по сущности есть собственно сущее, и присно сущее, и тождественно сущее, а именно – безначальное Начало всего, неизреченная Монада, триипостасная Единица: неисточный Отец, вечный Родитель Сына и сущностно Источник Святого Духа. 3 . Все созданное создано из не-сущего, то есть получив бытие по воле Сущего. Ибо если несозданное – Сущее, то созданное – несущее, но называется сущим, потому что приобрело бытие от Сущего. Если же оно владеет приобретенным бытием, то не извечно сосуществует с Богом, поскольку началом и концом имеет Самого Бога, а Он не имеет ни начала, ни конца, Сам будучи конечной причиной всего. 4 . Несозданное бесконечно, а созданное конечно. Как же конечное будет извечно сосуществующим с бесконечным? Ведь ум, созерцая созданное как получившее начало бытия, поскольку оно создано, проходит мимо него и достигает несозданного безначального Начала, конца Которого не находя, созерцает Его не сосуществующим с Им созданным, но, скорее, неуразумеваемо предсуществующим Ему и предоставляющим бытие не имеющему бытия. Посему, смирившись (συσταλες), охваченный созерцанием не постижимого и не охватываемого умом, он заставляет умолкнуть мысль, что извечно сосуществует с Богом созданное Им, оставляя Ему ведать, каким образом произошло первоначально созданное Им. 5 . Хранящий законы Сущего познает логосы [сотворенного] из не-сущего, а уразумевший логосы [созданного] из не-сущего, продвигаясь, приходит к знанию Сущего. 6 . Как чувственное солнце показывает здравым очам красоты видимых [вещей], так умопостигаемое солнце восходит явить чистому уму их логосы. 7 . Одержимые одними и теми же страстями лишены единства, а подвизающиеся в одной и той же добродетели достигают мира. Ведь гневливый, общаясь с гневливым, сребролюбец – с причастным той же страсти, чревоугодник – с упражняющимся в подобном зле, возымеет смятение и печаль, посредствующую между ним самим и сообщником, потому что самолюбие всегда убеждает превзойти другого в стяжании вожделеваемого, вследствие чего другой лишается этих удовольствий, откуда рождается печаль и возникает гнев, отчего разрывается красота единства. Стремящиеся же к одним и тем же добродетелям вместе направляются одинаково вожделеваемыми ими благами к превосходящему всякую мысль миру. Ибо воздержный – с воздержным, и целомудренный – с целомудренным, и несребролюбивый, и кроткий, и, короче говоря, всякий, украшенный этими и остальными видами добродетели, имеет безмятежное жительство с подобным [ему] по нравам, потому что только добро дружественно себе, зло же себе враждебно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Karpafsk...

Церковь Св. Софии на развалинах раннехрист. базилики в Аркасе Церковь Св. Софии на развалинах раннехрист. базилики в Аркасе С VI в. в источниках фигурирует Карпафская архиепископия, непосредственно подчиненная К-польскому патриарху. Согласно одной из гипотез, церковный писатель прп. Иоанн Карпафийский (живший между V и VII вв.) отождествляется с участником Вселенского VI Собора (680-681) Иоанном, архиеп. Карпафским. Об истории Карпатоса и Касоса в средневизантийский период известно крайне мало. Вероятно, эти острова были захвачены арабами после завоевания Крита (824). Приморские города были разрушены арабами (так, напр., жители Брикунта переселились на место нынешнего с. Олимбос). В 961 г., во время военной кампании по освобождению Крита, на Карпатосе останавливался полководец Никифор Фока (впосл. визант. имп. Никифор II Фока). На острове сохранились визант. церкви мч. Маманта X-XI вв. с фрагментами фресок 1300 г. близ с. Менетес, прп. Онуфрия Великого, прав. Анны (Кафолики) и 40 мучеников близ с. Олимбос XIII в., ап. Луки с фресками 2-й пол. XIII в. близ Апелы, прп. Антония Великого XIII-XIV вв. в с. Менетес, Панагии Мармарини и вмч. Георгия в окрестностях Аркасы; на Касосе - прп. Онуфрия Великого XII в. в с. Поли. Фрески апсиды ц. св. Апостолов (XIV в.) в Месохори на о-ве Карпатос перемещены в Археологический музей Карпатоса. После захвата К-поля крестоносцами (1204) Карпатос и Касос вошли во владения правителя Киклад и Родоса Льва Гавалы и затем его брата Иоанна, а в 1249 г.- в состав Никейской империи (с 1261 восстановленной Византийской империи). В 1304 г. Родос, Карпатос и Касос были пожалованы имп. Андроником II находившимся у него на службе генуэзцам братьям Андреа и Лодовико Мореско, но в 1306 г. 2 последних острова были захвачены венецианцем Андреа Корнаро. Семья Корнаро правила ими до завоевания турками в 1537 г. (кроме 1312-1316, когда этими островами овладели рыцари-иоанниты). В XIII-XV вв. Карпафская кафедра или не замещалась, или была упразднена. Сохранились лишь отрывочные сведения, что в XIV в. Карпатосом управлял Феофилакт, митр. Атталийский, а в 1460 г.- Матфей, митр. Мирликийский. Карпафская архиепископия снова упоминается в источниках с 1562 г.

http://pravenc.ru/text/1681137.html

Иоанн Карпафский , 90, 94). Как железо делается неприкосновенным от проникновения его огнем, так частые молитвы мощнейшим делают ум на брань с врагом; почему бесы всеми силами и стараются леностью расслаблять нас на терпеливое пребывание в молитве, зная, что она к ним враждебна, и уму споборительна в брани (прп. Иоанн Карпафский , 90, 96). Удары, какие наносит нам враг, явно и не явно, мы часто замечаем и видим, мучения же и досаждения, какие он от нас терпит, когда мы или преуспеваем в добродетели, или каемся в прегрешениях, или переносим оскорбления, или благодушествуем в несчастиях, или пребываем в молитвах, или другие какие совершаем дела благочестия, от которых он раздирается, мучается, плачет и расседается, – этого всего мы, по смотрению Божиею, не видим, чтоб не надмиться (прп. Иоанн Карпафский , 90, 97). Как Господь хочет, чтоб человек чрез человека спасаем был, так диавол усиливается, чтоб человек чрез человека погубляем был (прп. Иоанн Карпафский , 90, 106). У кого помышление всегда о Боге, тот прогоняет от себя демонов и искореняет семя их злобы (прп. Исаак Сирин , 58, 44). Источник. Демоны принимают на себя подобие и показывают душе мечтания, приводящие ее в ужас, а более посредствующие к тому дневным памятованием (прп. Исаак Сирин , 58, 141). Источник. Сам диавол умышляет сделать человеку вред и понуждает его взыскать желаемого, когда не достиг еще он соответствующего тому жития (прп. Исаак Сирин , 58, 153). Источник. ...Диавол всяким способом, как бы под личиною доброго дела, или смущает человека, или наносит вред его телу, или скрывает сети в уме его (прп. Исаак Сирин , 58, 153). Источник. ...Враг днем и ночью стоит у нас перед глазами, примечает, выжидает и высматривает, каким отверстым входом чувств наших войти ему (прп. Исаак Сирин , 58, 373). Источник. Смиренномудрием... сокрушаются все оружия врага и противника. Ибо поистине велико смиренномудрие, и каждый из святых шествовал его путем и трудом сокращал путь свой... (прп. авва Дорофей , 29, 40). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010