ЗИНОВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. в честь Усекновения честной главы св. Иоанна Крестителя в с. Шевченко Винницкой обл. ЗИНОН (XIV в.?), постник, прп. (пам. 30 янв., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЗОСИМА Ворбозомский (XV в.), прп. (пам. 4 апр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЗОСИМА (Верховский Захария Васильевич (Богданович); 1768-1833), схим., старец, прп. (пам. 24 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых) ЗОСИМА И САВВАТИЙ Соловецкие († 17.04.1478) и († 27.09.1434 или 1435), преподобные (пам. 17 апр. (З.), 27 сент. (С.), 8 авг.- 1-е и 2-е перенесения мощей, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ИАКОВ Радонежский (XIV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), один из первых насельников Троице-Сергиева мон-ря ИАКОВ (XV в.?), прав. Боровичский, Новгородский (пам. 22 мая, 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИАКОВ И ИОАНН († ок. 1569 (?), прав. младенцы (пам. 24 июня, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИАКОВ ИЗ МАРКИ [мирское имя Доменико Гангала] (1394 - 1476), св. католич. Церкви (пам. 28 нояб.), монах-францисканец, проповедник, политический деятель, дипломат ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 12 февр., во вторник Светлой седмицы - обретение, 13 окт.- перенесение в Москву в 1648, в нек-рых календарях дополнительно 31 марта и 27 апр.) ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123208_10.html

Преобразование П. Г. м. в общежительный связано с пресечением рода его ктиторов - Ярцовых, один из представителей к-рого являлся родственником И. Овина. Это мог быть либо Иван (в постриге Иона) Ярцов, в духовной грамоте завещавший мон-рю свои вотчины, либо (по Житию) бездетный Димитрий Ярцов, ок. 1440 г. завещавший вотчины обители при условии смены особножительного устава на общежительный. Точная дата кончины прп. Паисия неизвестна: во всех списках Жития место для года смерти оставлено пустым. Традиционно считается, что он почил 23 мая 1460 или 1462 г. и был погребен в Успенском храме обители. Вскоре началось его местное почитание: уже во 2-й пол. XV в. мон-рь именовался как Успенский Паисиев. Впервые так он назван в указной грамоте 1483-1485 гг. вел. кн. Иоанна Иоанновича, выданной галичскому наместнику Тимофею Михайловичу (Плещееву), в к-рой упоминается «старец Онфилофей ис Паисена монастыря от Пречистые Успения» ( Маштафаров. 1998. С. 44). В 1488 г. в связи с происшествием в Москве, в к-рое был вовлечен «чернец… галичанин из Паисиева монастыря» (ПСРЛ. Т. 6. С. 238), в ряде летописей мон-рь впервые был упомянут как «Паисиев». Среди насельников мон-ря в 1-й пол. XV в. был прп. Иаков Галичский, вероятно, родственник прп. Паисия. В Житии прп. Паисия рассказывается о том, как во время пожара в П. Г. м. иером. Иаков спас Овиновскую икону: загоревшийся Успенский храм был заперт, и тогда «священник тояже же обители Иаков... взем бревно и разбив двери церковныя, сквозе пламени вниде в церковь, и чюдотворную... Пречистыя Богородицы икону взем, изнесе из церкве сквозе пламень». Огонь в храме был настолько сильным, что «сребро и злато, иже бе у чудотворного образа - венец, и цата, и гривны, от нестерпимого пламени все разлияшася в малыя части», однако Иаков «изыде... из пламени ничем же неврежден ( Авдеев. 2009. С. 309-310). В 50-х гг. XV в. прп. Иаков отправился искать место для собственной обители. Близ «староторжья» (на месте старого торга (рынка), рядом с древним городищем Столбище или Старое городище) он основал галичский Староторжский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2578641.html

Потребовалось бы множество страниц, чтобы во всей полноте показать преемственную связь «первого исихастского возрождения» со «вторым», наступившим во второй половине XVIII – нач. XIX века. Здесь достаточно будет упомянуть лишь некоторых из тех святых, которые являются «звеньями» этой преемственной связи. Это прп. Филофей из Карейского Скита и ученик его прп. Нектарий (†1500), подвизавшийся в келлии «Иагари» близ Карей; свт. Нифонт (†1508), подвизавшийся в монастыре св. Дионисия, а впоследствии ставший патриархом Константинопольским; преподобномученик Иаков (†1519) из Иверского Скита и его ученик свт. Феона († 1541) из монастыря Пантократора, ставший затем архиепископом Солу нским; прп. Дионисий Олимпийский († 1541) из монастыря прп. Филофея; прп. Феофил Мироточивый († 1548) из монастыря Пантократора; прп. Симеон († 1594) из монастыря прп. Филофея; прп. Дионисий Ритор († 1606) и ученик его прп. Митрофан из Скита Малой Анны; прп. Иерофей († 1745) из Иверского монастыря; прп. Акакий († 1730) из Кавсокаливийского Скита и др. Все эти преподобные отцы жили идеалами исихазма в неизвестности и уединении, и нет ничего странного в том, что они не знали друг о друге. Поэтому, когда в 1746 году на Святую Гору пришел преподобный Паисий Величковский , он, как повествуется в его Житии, был в затруднении, не находя духовного старца, которому мог бы отдать себя в послушание. Хотя, как он сам писал впоследствии, монахи, переписчики рукописей, рассказывали ему, что были святогорские отцы, которые посвящали много времени изучению аскетических исихастских писаний. Более того, известно, что в конце XVIII века на Святой Горе подвизалось множество монахов, которые жили «в исихии», упражняясь в суровых аскетических подвигах и возделывая в своем сердце умную молитву. К этим-то святым мужам пришел в 1775 году преподобный Никодим Святогорец , с именем которого и связывается «второе исихастское возрождение», получившее еще наименование «филокализма». Это возрождение, конечно, не имело той богословской глубины, какая отличала возрождение XIV века, но по своему влиянию на судьбы православного монашества оно ничуть не уступает ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Ист.: Описание о российских святых. С. 172; Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление... прп. отец Соловецких: Агиологические очерки. СПб., 1900. С. 17, 66-67. Лит.: Досифей (Немчинов), архим. Географическое, ист. и статистическое описание Соловецкого мон-ря. СПб., 1836; Никодим (Кононов), иером. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 32-39; Соловецкий правосл. церк. календарь/Изд. Соловецкой обители. 1999. С. 107-108. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: ИАКОВ Соловецкий, Костромской († после 1607), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. † 1632), прп., пустынник (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ (2-я пол. XV в.), инок, прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, Христа ради юродивый ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)

http://pravenc.ru/text/115868.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИАКОВ ПЕРСЯНИН [Персиянин, Перс, Перский; греч. Ικωβος Πρσης; Иаков Рассеченный - сир.    ] (20-е гг. V в.), вмч. Персидский (пам. 27 нояб.). Источники Вмч. Иаков Персянин. Фрагмент иконы «Минея годовая». 2-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингаузен) Вмч. Иаков Персянин. Фрагмент иконы «Минея годовая». 2-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингаузен) Первоначальное Мученичество И. П., написанное на сир. языке, не сохранилось; дошедшая до нас версия (BHO, N 394) представляет собой позднюю переработку (VII в.), к-рая легла в основу почти дословного арм. перевода (BHO, N 395). Ранняя греч. версия также была основана на сир. оригинале и впосл. утрачена. К ней восходят 4 дометафрастовские греч. редакции Мученичества (BHG, N 772-772b, 773d). Четвертая редакция (BHG, N 773d), сохранившаяся в рукописи Vat. gr. 1190, озаглавлена как Мученичество Парамона и Филумена. Здесь И. П. называется то Иаковом, то Анастасием. Мученичество, составленное прп. Симеоном Метафрастом (BHG, N 773), не издано. К первоначальной греч. версии восходят лат. версия (BHL, N 4100) и 2 коптские - на саидском и бохайрском диалектах. Саидская версия сохранилась лишь во фрагментах (BHO, N 396) и была опубликована А. А. Гиорги после рассказа о мученической кончине Калуфа ( Giorgi A. A. De miraculis sancti Coluthi et reliquiis Actorum sancti Panesniv martyrum thebaica fragmenta duo. R., 1793). Бохайрская (BHO, N 397) зависит от греч. текста либо напрямую, либо через посредство саидской. В 1906 г. она была издана фрагментарно О. Э. фон Леммом , в 1950 г.- полностью Дж. Балестри и А. Иверна. Бохайрская версия была переработана для заметки в копто-арабском Александрийском Синаксаре (XIII-XIV вв.). Груз. и слав. версии восходят к более позднему Мученичеству, составленному прп. Симеоном Метафрастом (X в.). Несмотря на расхождения в передаче географических и хронологических подробностей, в описании страданий святого все версии в общем дают одну нарративную канву.

http://pravenc.ru/text/200345.html

Икона Иаков Кармильский, Палестинский, Постник, прп. - обсуждение в форуме Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Иаков Кармильский, Палестинский, Постник, прп. - обсуждение в форуме Notice : Undefined variable: what in on line 65 Эта страничка относится к разделу Иаков Кармильский, Палестинский, Постник, прп. Обсуждений этой иконы в нашем форуме не найдено. Для создания новой темы зайдите в форум " Обсуждение икон, опубликованных на сайте " и создайте тему, начинающуюся со строки " [icon-1852] " (в квадратных скобках без кавычек). Внимание!!! Строго запрещается соединять темы форума с этим сайтом вышеуказанным образом, если они попадают в одну из следующих категорий: - Сообщения, связанные с куплей, продажей, оценкой икон, либо иные какие сообщения, нацеленные на получение личной выгоды. - Сообщения, явной или скрытой целью которых является реклама сайтов или какого-то товара. - Сообщения, распространяющие сомнительную неправославную/раскольническую информацию об иконе. Подобные темы будут удаляться без предупреждения вместе с учетными записями наглых пользователей. Если Вы не уверены, что Ваше сообщение в форуме полезно не только Вам, лучше не соединяйте его с этим сайтом указанным образом, но просто создайте тему с обычным заголовком (без квадратных скобок и номера иконы). Примеры тем, которые полезно соединить с сайтом: вопросы об истории иконы, спорные и противоречивые факты; исправление ошибок, замеченных в опубликованном на сайте житии и обновление устаревшей информации; обсуждение различий в иконографии, каноничность иконы и особенности написания, различия в написании; иные подобные темы. В основной раздел " Иаков Кармильский, Палестинский, Постник, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/icon-1852-forum

Прп. Иаков Железноборовский. Икона. Кон. XX - нач. XXI в. (Богоявленский собор Богоявленско-Анастасиина мон-ря в Костроме Прп. Иаков Железноборовский. Икона. Кон. XX - нач. XXI в. (Богоявленский собор Богоявленско-Анастасиина мон-ря в Костроме Прп. Иаков Железноборовский. Икона. 3-я четв. XVIII в. (Богоявленско-Анастасии мон-рь в Костроме) Прп. Иаков Железноборовский. Икона. 3-я четв. XVIII в. (Богоявленско-Анастасии мон-рь в Костроме) В 1919 г. Железноборовский монастырь был преобразован в сельскохозяйственную артель. 16 июня 1929 г., в ходе суда над игум. мон-ря Серафимом (Гусевым) и др. насельниками, были вскрыты надгробие и склеп-захоронение И. в ц. Рождества Богородицы. Мощей в гробнице не оказалось. Вероятно, монахи накануне тайно извлекли их и, возможно, перезахоронили на территории мон-ря. В окт. 1929 г. мон-рь был закрыт, в 30-х гг. его храмы использовались для хранения зерна, в 1947 г. в обители разместилась машинно-тракторная станция, в 60-90-х гг. строения мон-ря стояли заброшенными. 1 мая 1995 г. указом Костромского и Галичского архиеп. Александра (Могилёва) в мон-ре было организовано подворье Ипатиевского во имя Св. Троицы мон-ря , в 2004 г. подворье преобразовано в мон-рь. Вериги преподобного ныне находятся в Буйском краеведческом музее, куда они поступили от жительницы с. Борок, хранившей их с 1929 г. Почитание В надписях в рукописных Минеях 1536 и 1541 гг. (ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. 430), а также в Евангелии 1570 г. И. назван «преподобным», «преподобным... чудотворцем» ( Бередников Я. О нек-рых рукописях, хранящихся в монастырских и др. б-ках//ЖМНП. 1853. Ч. 48. Июнь. Отд. 2. С. 86-87, 90). Основываясь на том, что в 1628 г. в костромской ц. Успения, что на Волге, имелся придел во имя «Якова, Боровского чюдотворца», Е. Е. Голубинский считал, что установление местной памяти И. совершалось до 1628 г. Посвященный И. придел существовал в 1635 г. в Борисоглебской ц. в Галиче. Память И. под 21 марта и под 6 мая (2-й день указан как день преставления святого) приведена в месяцеслове РНБ. Погод. 1962, XVII в.; проложная память имеется в святцах РНБ. Погод. 650. Л. 147 об., XVII в. Святой упоминается в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.) и в «Повести о российских святых угодниках» (РНБ. Q.I.382. Л. 48, XVIII в.). Видимо, в нач. XVII в. была составлена служба преподобному, наиболее ранний список к-рой представлен в составе Трефолоя рус. святым РГБ. Ф. 304/1. 625. Л. 90-104, XVII в. Отдельный список службы: РНБ. Колоб. 160, XIX в. Тропарь и кондак И. приведены в месяцесловах XVII в. РНБ. Солов. 553/572. Л. 155; РНБ. Погод. 650. Л. 147 об.

http://pravenc.ru/text/200169.html

В своей гомилии мар Иаков символически называет души усопших «прахом» () и «костями» (), которые, услышав голос Христа (), приходят в движение и «в могиле» устремляются к себе подобным. Как и мар Иаков Саругский, прп. Ефрем Сирин также склонен сопоставлять шеол с могилой, а его обитателей — с костями, характерным примером чего может быть формулировка 36-го гимна «О девстве», где преподобный Ефрем говорит о том, что в ответ на зов Господа Иисуса Христа в шеоле не останется ни единой кости . Наконец, образ шеола в представлении мар Иакова венчается скрытым зооморфизмом, поскольку поражённая Господом Иисусом Христом обитель мёртвых «изблевывает» () своих обитателей. Похожее сопоставление мы встречаем и у более ранних православных отцов Церкви. Например, свт. Кирилл Иерусалимский сравнивает шеол с китом, некогда поглотившим пророка Иону. Святитель пишет о том, что Христос добровольно сходит в шеол с тем, чтобы смерть «изблевала» всех, кого она когда-либо поглотила . Зооморфизм шеола свойственен и гимнографии прп. Ефрема Сирина, который, обращаясь ко Гробу Господнему, восклицает следующее: «Блаженно твое лоно, в котором Жизнь навеки преградила ту пасть, что ненасытно пожирала всякого» . Рождение Церкви Поскольку ночь Великой Субботы начинается уже вечером Великой Пятницы, закономерно, что композиция гомилии выстраивается вокруг Распятия. Среди разнообразных тем, затрагиваемых здесь мар Иаковом, особого внимания заслуживают его рассуждения о Церкви. В гимнографии Иакова Саругского точкой отсчёта в бытии Церкви является не день Пятидесятницы, а сразу два разных события — Крещение в водах Иордана и Распятие Господа на кресте . Здесь можно усмотреть уже упомянутое нами таинство рождения водою и кровью, которое осмысляется мар Иаковом в контексте истолкования Ин. 19:34. Поэтому неудивительно, что сам день Великой Пятницы называется мар Иаковом «Пятницей страданий, госпожой образов, вместилищем тайн». В системе мар Иакова рождению Новозаветной Церкви предшествует символическая измена законной Невесты Христовой — Ветхозаветной Церкви, избранной из еврейского народа. Распятие обнажило её неверность и стало непреодолимым препятствием для заключения законного брака. В самом начале гомилии мар Иаков называет Ветхозаветную Церковь прелюбодейкой (), в чём идейно следует за прп. Ефремом Сирином, который в гимнах «О Распятии» неоднократно обращается к теме супружеской неверности и распутства Ветхозаветной Церкви. Схожесть формулировок прп. Ефрема и мар Иакова прекрасно видна ниже:

http://bogoslov.ru/article/6172491

Прп. Иаков Галичский. Фрагемент дверей. XIX в. (?), кон. XX - нач. XXI в. (Паисиев Галичский мон-рь) Прп. Иаков Галичский. Фрагемент дверей. XIX в. (?), кон. XX - нач. XXI в. (Паисиев Галичский мон-рь) Вероятно, И. был прославлен как местночтимый святой после общерус. канонизации прп. Паисия Галичского, состоявшейся ок. 1682 г. «Описание о российских святых» (по списку Савваитова, XVIII в.) называет И. «новым чудотворцем»: «На посаде на Староторжи, под церковию Бориса и Глеба, под олтарем. Подобием аки Зосима Соловецкий. Положен на правой стране, на гробе его образ, а в церкви другой. Схима на плечах» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 236). И. изображен вместе с прп. Паисием Галичским на вост. вратах ограды Паисиева мон-ря (кон. XVIII в.). Описание образа святого помещено под 4 апр. в Строгановском иконописном подлиннике (БАН. Строг. 66. Л. 94, кон. XVIII в.) и в «Сводном иконописном подлиннике» XVIII в., изданном Г. Д. Филимоновым ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 50). В сб. РНБ. Колоб. 578. Л. 137-143 об., XVIII в., включены посвященные И. канон («Канон Иякову праведному») и тропарь («Отечество и род оставил еси...») (см.: ИРЛИ. Электр. каталог «Источники русской агиографии»). В 1668 г. Староторжский мон-рь был преобразован в женский. По штатам 1764 г. он был отнесен к числу третьеклассных. В 1766 г. Костромской и Галичский еп. Дамаскин (Аскаронский) сообщил в Святейший Синод, что при Староторжском жен. мон-ре существует ветхая деревянная Борисоглебская ц., в к-рой под алтарем «от давних лет» устроена гробница с написанным на ней образом И. Еп. Дамаскин выразил мнение, что церковь следует сломать, а образ хранить в приличном месте. Синод согласился с этим предложением, и в 1770 г. Борисоглебскую ц. разобрали. В 1824-1833 гг. над местом погребения И. на территории Староторжского мон-ря был возведен небольшой 2-этажный каменный храм. В 1833 г. верхний храм освятили в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», нижний храм, где была устроена гробница И., в 1858 г. был освящен во имя первомч. Стефана. В 1857 г., незадолго до освящения нижнего храма, жители Галича обратились к Костромскому и Галичскому еп. Платону (Фивейскому) с ходатайством о разрешении церковного чествования И. В прошении говорилось, что ранее над ракой святого служили молебны и 30 мая (память прп. Паисия Галичского) праздновалась память И. Еп. Платон наложил на прошение резолюцию: «Не вижу в настоящее время возможности заняться исследованием по сему прошению... Может быть, некогда Сам Господь укажет время сему делу» (цит. по: Орлов. 1913. С. 9). До закрытия Староторжского мон-ря у гробницы И. служились панихиды. В 1884 г. в нижнем храме был освящен еще один престол - во имя прп. Исаакия Далматского, память которого празднуется 30 мая. К нач. XX в. в Староторжском мон-ре имелись 2 почитаемые иконы И.: одна находилась на гробнице святого, а вторая - в медно-посеребренной ризе с серебряным венчиком - в Никольском приделе Троицкого собора.

http://pravenc.ru/text/200167.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ [греч. Ικωβος] († между 821 и 826), прп. Студийский, исп. (пам. 24 марта). Основные сведения об И. содержатся в послании прп. Феодора Студита к мон. Ипатию, повествующем о кончине И. Изд. Г. Фатурос отнес послание к периоду между 821 и 826 гг., а кончину И. датировал предположительно 824 г. И. является адресатом 2 посланий прп. Феодора, упомянут в его Житии, в ряде писем и «Малом катехизисе», а также в Житии исп. Фаддея Студийского, сохранившемся лишь в составе слав. Четьих-Миней. И. был незнатного происхождения, в юном возрасте удалился в Студийский мон-рь , где принял монашеский постриг и вел суровую жизнь в трудах, посте и молитвах. Его наставником был вестиарий Лукиан, прп. Феодор Студит хорошо знал И. лично. В кон. весны или нач. лета 816 г. И. вместе с 7 студийскими монахами (исп. Фаддеем , Еводием, Титом, Филоном, Вассианом, Дорофеем и Виссарионом) был заключен в тюрьму. К ним были присоединены наставник И. Лукиан и мон. Ипатий; за этой группой закрепилось название «десять студитов». Зимой 816 или 817 г. по приказу имп. Льва V Армянина 9 из них (за исключением Вассиана) были приведены из темницы к причастию у клириков-иконоборцев. После отказа И., Виссарион и Дорофей были подвергнуты бичеванию. Они получили соответственно 200, 110 и 108 ударов, после чего полуживыми были возвращены в темницу. И. в мучениях скончался от полученных ран, заранее предсказав свою смерть. Свт. Димитрий Ростовский в составленных им Минеях-Четьих поместил под 24 марта сведения об И. (в т. ч. перевод послания прп. Феодора Студита к Ипатию), хотя в визант. рукописях под этим числом указывалась память прп. Иакова Нового . Благодаря авторитету этого издания празднование памяти И. 24 марта утвердилось в совр. календаре РПЦ. Отождествление болландистами И. с прп. Иаковом Новым является малоубедительным, т. к. прп. Феодор Студит, подробно повествуя об И., ни разу не называет его епископом. Ист.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 357-359; Vita sancti Theodori praepositi Studitarum//PG. 99. Col. 205, 301; Theod. Stud. Serm. catech. 115, 133; ЖСв. Март. С. 453-456; Theodori Studitae Epistulae/Ed. G. Fatouros. B.; N. Y., 1991. Bd. 1. Ep. 186, 189, 190, 195, 199, 328, 441; S. Anm. 446; S. Anm. 814. (CFHB; 31).

http://pravenc.ru/text/200183.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010