Преподобный Антоний Великий о душевных страстях пишет: " Умный человек борим бывает страстьми душевными через чувства (телесные), кои есть у разумных тварей. Телесных чувств есть пять: зрение, обоняние, вкус и осязание. Через сии пять чувств подпадая четырем своим собственным страстям, бедная душа берется в плен. Эти четыре страсти душевные - тщеславие, жажда утех, гнев и страх " (цит. по 8:73). О проявлении греховности (после падения прародителей) можно сказать и другими словами. Человек уже с рождения стал склонен более к удовлетворению собственных похотей, чем к устремлению к Богу " Вместо любви к Богу в человеке победила любовь к миру и самому себе " (52:10). А как известно, " дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу " (Иак.4:4). " Плотские помышления суть вражда против Бога " (Рим.8:7). " Мудрость мира сего есть безумие пред Богом " (1Кор.3:19) " Кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего). И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек " (1Ин.2:15-17). " Мир есть жизнь человеков на земле единственно для земли, единственно с целью для удовлетворения своим греховным пожеланиям, с целью плотского наслаждения, с целью вещественного преуспеяния, с целью, вполне противоположною той высокой и всеблагой цели, с которою человек помещен Богом на земле " (32:176). " Мир - это совокупность человеческих страстей Где страсти прекращают свое течение, там мир умер " (Исаак Сирин. Цит. по 20:151). Дополним сказанное о соотношении связей человека с миром и Богом мыслями религиозного философа С.Л. Франка. " Вся человеческая жизнь, просветленная своей связью с Богом и утвержденная через нее, оправдана; вся она может совершаться во " славу Божию " , светло и осмысленно. Единственным условием этого является требование, чтобы человек не служил миру, " не любил мира и того, что в мире " как последних самодовлеющих благ, а чтобы он рассматривал свою мирскую жизнь и весь мир как средство и орудие Божьего дела, чтобы он употреблял их на служение абсолютному добру и подлинной жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

277 См.: Fitzmyer J. A. The Gospel according to Luke (X–XXIV). P. 1100–1101; Hultgren A. J. The Parables of Jesus. P. 150–151. 280 Некоторые комментаторы на основании использования термина κριος в словах И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил делают вывод, что эти слова являются авторским текстом Луки и относятся к Иисусу. См.: Jeremias J. The Parables of Jesus. P. 45–46; Ellis E. E. The Gospel of Luke. P. 199. Такое понимание, однако, не разделяет большинство исследователей. 289 Упомянем, однако, что в самой древней из сохранившихся рукописей Евангелия от Луки – папирусе III в. из Бодмеровской библиотеки (P 75 ) – богач назван именем «Невес» (Νευης), а в коптской версии (сахидский диалект) – Ниневес. 291 Во многих древних рукописях слово «крошки» отсутствует. Соответственно, текст читается: «…и желал напитаться тем, что падало со стола богача». 292 Bultmann R. History of the Synoptic Tradition. P. 196–197; Crossan J. D. In Parables. P. 66–67; Scott B. B. Hear then the Parable. P. 142–146. 312 Jeremias J. The Parables of Jesus. P. 142 (пример из Вавилонского Талмуда); Manson T. W. The Sayings of Jesus. P. 311 (пример из Палестинского Талмуда). Оба примера относятся к V в. 315 Вряд ли Златоуст исходит из того, что фарисей молился вслух; скорее всего, услышав это – риторическая фигура. 318 Тем не менее уже в IV в. эти слова воспринимались как часть канонического текста. См.: Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 64, 3 (PG 58, 612). Рус. пер.: С. 654. 324 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 64, 3–4 (PG 58, 613–614). Рус. пер.: С. 655–656. 328 Исаак Сирин. Слова подвижнические. 6 (De perfectione religiosa. P. 86–87). Рус. пер.: С. 311 (Слово 58). 330 Исаак Сирин. Слова подвижнические. 50 (De perfectione religiosa. P. 357). Рус. пер.: С. 431–432 (Слово 90). 333 Davies W. D., Allison D. C. A Critical and Exegetical Commentary on the Gospel according to Saint Matthew. Vol. I. P. 70. 334 Матфей – единственный из евангелистов, кто использует это причастие, происходящее от глагола μεταμλομαι («раскаиваться»). Второй раз он употребит его по отношению к Иуде ( Мф. 27:3 ). См.: Nave G. D. The Role and Function of Repentance in Luke–Acts. P. 135.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

—819— имена патриархальной эпохи – Иаков, Иосиф, Симеон, Иуда, Мариам, Иисус... Такая любовь к прошедшему и стремление его перенести в настоящее, без сомнения, всеми силами охраняя его, сами по себе прекрасны, и нам следовало бы вообще поучиться у сынов Израиля их уважению к старине, пока мы не научены, подобно им, горьким опытом. А мы к тому же вправе считать себя наследственными хранителями Еврейских имён. «Ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля и не все дети Авраама, которые от семени его... Не плотские дети суть дети Божии, но дети Обетования признаются за семя» ( Рим.9:6–8 )! Иеромонах Николай Журналы собраний Совета Московской Духовной Академии за 1911 год//Богословский вестник 1912. Т. 2. 4. С. 369–432 (4-я пагин.) —369— 49) О сочинении студента священника Четверухина Ильи на тему: «Аскетическое мировоззрение преп. Исаака Сирина ». а) Ректора Академии Епископа Феодора: «Сочинение производит весьма хорошее впечатление удачным сочетанием научности с простотой, качества обычно весьма редкого в студенческих работах. Под первым мы разумеем весьма основательное изучение автором творений преп. Исаака Сирина как по русскому переводу его в разных изданиях (т. е. Московской Академии и Петербургской), так и по славянскому и по имеющимся иностранным изданиям. Под последними мы главным образом разумеем книжку французского ученого сириолога аббата Chabot, под заглавием „De s. Jsaaci Ninivitae vita, scriptis et doctrina“ которая дала, вместе с другим изданием этого ученого француза (издание творения сирского историка VIII в. Иезудены, еп. Басры), автору богатый материал как для биографии преподобного, так и для изучения текста его творений. Достаточно упомянуть или вернее отметить в сочинении автора хотя то весьма ценное качество, что многие места творений преп. Исаака в русском переводе сравнены и исправлены по Chabot, таковы на стр.: 112, 142, 144, 147, 150, 151, 158, 170, 185, 188, 194, 199. К крупным научным достоинствам работы свящ. Четверухина нужно особенно отнести прекрасно составленную биографию преп. Исаака. У нас в русской богословской литературе почти совсем нет трудов об Исааке Сирине , за исключением небольшой книжки Еп. Иустина под заглавием: „Нравственное учение св. отца нашего Исаака Сирина “; а биографии этого преп. отца, более или менее полно и научно составленной, и совсем нет; его даже смешивают с другим Исааком. Автор прекрасно восполнил этот пробел и дает биографию, основанную на серьезном изучении западной литературы об Исааке Сирине. Несомненно весьма и весьма многие даже не знают, что в отношении к личности преп. Исаака может быть поставлен вопрос даже об его православии. На Западе так и решен вопрос о православии преп. Исаака в отрицательном смысле. На основании сведений, которые дает Сирский историк Иезудена у Chabot, там окончательно решено, что преп. Исаак Сирин – несториа-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Искушения . Без попущения искушений невозможно познать нам истины (1:27). – Не должно бояться искушений, и почему (5:57). – Об отвращении каких искушений должно молиться? (5:57–60) – К искушениям телесным должно приготовляться, и какая от них польза (5:59). – Должно молиться и относительно телесных искушений, и почему (6:60). – Подвергшиеся искушениям, должны мужественно противостоять им, пренебрегая телом и предавая душу Богу (6, 60–61; 60:406). – Тело, боящееся искушений (скорбей и лишений), делается другом греха (22:151). – Чем утешать себя в искушениях пустынножителю? (22:152–153) – В искушениях твоих будь исполнен радости, и почему (31:186). – Какое бывает преуспеяние от покорного претерпения искушений? (31:187–188) – Бог нередко попускает добродетельным впадать в телесные искушения (35:198). – Идущий путем правды и впадающий в искушения телесные, должен радоваться этому и благодарить Бога (35:199). – Иначе нельзя быть и облагодетельствованным от Бога, как через ниспослание Им искушений за истину (35:199). – Пребывающим в искушениях, промысл никогда не попускает впасть в руки демонов (35:200). – Для чего Бог попускает искушения на любящих Его? (37:205) – Всякому человеку полезны искушения (37:206). – Какую пользу приносят искушения подвижникам и какую – духовно слабым и спящим? (37:206) – Всякому человеку время искушений бывает горько (37:207). – Без помощи Божией нельзя выдержать искушений (37:207). – Рассуждение об искушениях, претерпеваемых подвижниками (45:242). – Что должно делать, когда приосеняет благодать и отступает искушение? (46:251) – Искушения попускаются на нас, чтобы мы не превозносились (47:256–257). – Искушения, постигавшие апостола Павла, расширяли в нем вселение Божие (47:257–258). – Если апостолу Павлу нужны и полезны были скорби и искушения, то тем более необходимы они нам (47:258). – Когда Божественная благодать утвердит человека в уповании на Бога, то попускаются на него искушения по мере сил его (49:276). – Когда благодать усмотрит в человеке самомнение, то попускает на него сильные искушения, чтобы смирить его (49:276).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

– Простота и непытливый нрав ведут к Царствию (58:390). – Кому присуща великая простота? (89:507) Псалмопение . Псалмопение – корень безмолвнического жития (40:217). Пустыня . Пустыня усыпляет страсти (1, 26; 55:307). – С упованием на Бога удалившийся в пустыню, находится под смотрением промысла (21:150–151). – В пустыне нет соблазнов (75:458–459). – (См.: Безмолвие ). Путь Божий . Путь Божий – ежедневный крест, и стезя его от века и от родов крестом и смертью пролагается (35:200). Р Радость . Радость о Боге крепче здешней жизни (38:208). – Признаки и действие духовной радости (45:244–245). – Радость праведных в будущем веке будет различна по силе (58:381–382). Раздражительность . Терпение скорбей плоти производится действием раздражительной части души (2:38). – Похотение и раздражительность суть естественные страсти души, независимо от телесного естества (4:47). – Сердце раздраженное не вмещает в себе тайн Божиих (8:68). – При безмолвии и утишении раздражительности и гнева в море сердечном, носятся в нем тайны и откровения божественные (8:68). – Каково состояние человека раздражительного? (8:70) – Когда обнаружит свою деятельность естественная раздражительность, то телесная жизнь бывает пренебрегаема паче уметов (49:280). – Чему подобна сила раздражительности, когда найдет она себе доступ в наш ум? (89:507) – (См.: Гнев ). Рассудительность . Всякую вещь красит мера. Без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным (1:31). – Рассудительность выше всех добродетелей (9:76). – Какая польза от хранения трезвенности и рассудительности? (38:210–211) – О тонкой рассудительности в отношении искушений и страстей (45, 242–247 и след.). – В чем состоит рассудительность, свойственная естественному ведению? (84:483–484) – Содеваемое без рассуждения, суетно, и почему (89:510). – Хранение рассудительности лучше всякого жития (90:518). Сердце . Сердце не имеет тишины при деятельности внешних чувств (1:26). – При служении чувствам, сердце отвлекается от услаждения Богом (1:27). – Сомнение сердца приводит в душу боязнь (1:27).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

– О различных видах добродетелей (74:450–453). – В чем состоит добродетель? (76:463) – Добродетели одна другой преемственны, и какова эта преемственность (78:467–468). – В чем состоят телесная и душевная добродетели, и какую каждая из них приносит пользу? (80:475–476) – От добродетелей, совершаемых между людьми, совесть не получает правоты, и почему (86:497). Доброе и злое. Доброе насаждено в природе нашей, а злое – нет (18:109). – Ум наш и без посредства ангелов может возбуждаться к доброму, познание же зла чувства не приемлют без посредства демонов (18:109). – Чем удерживается сердце человеческое от стремления ко злу? (21:118) – Как действует на человека памятование доброго и худого? (30:179) – Всякая добрая мысль бывает в нас от Божественной благодати, а лукавые помыслы попускаются для искушения и испытания нашего (85:487). Древо жизни. Оно есть любовь Божия (83:481). Дух Святой. Дух Святой научает стезям правым и святым (1:25). – Царствие Божие в нас есть умное действие Святого Духа (2:36). – Вне искушений невозможно научиться премудрости Духа (5:59). – Кто зрение ума своего сосредоточивает внутри себя самого, тот зрит в себе зарю Духа (8:67). – В какой мере отсекает от себя человек утешение мира сего, в такой удостаивается радости о Духе Святом (8:69). – Воздух, которым дышит чистый душой, есть Утешительный и Всесвятой Дух (8:69). – Когда душа озаряется светом Святого Духа? (8:69). – Словеса Духа должно произносить целомудренно (8:71). – Что больше всего охлаждает в сердце огонь Святого Духа? (8:72–73). – Ум святых в будущем веке поглощается Духом, и что происходит от сего (16:98). – На Божественной литургии Дух Святой нисходит на хлеб и вино (16:100). – Чистая молитва ниспосылается Духом Святым (16:102). – Дух Святой извел Спасителя в пустыню (21:128). – Пост стяжавшему его напоминает заповеди Духа (21:129). – Когда человек соделывается обителью Святого Духа? (21:144) – Уразумение того, что в будущем веке, дается только силой Святого Духа (21:145). – В чем состоит совершенство плодов Духа? (21:146–147) – Дух Святой понуждает тело умереть ради победы над грехом (22:151).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

143 Лествица, Сл. 28, гл. 16, 21 и 27. 144 См. статью под заглавием: «О еже како подобает пети».//Доброт., ч. 1. 145 Там же. 146 Св. Исаак Сирин, Слово 55. 147 Мф. 13. 44. 148 Письменный Отечник. 149 Слово 2. 150 Еккл. 11:6. 151 О безмолвии в 15 главах, гл. 2 и 8. 152 Ведение известное о безмолвии и молитве. О еже како обрести действо. 153 О безмолвии. О еже како подобает глаголати молитву. 154 Кол. 4:2. 155 Иер. 8:21. 156 Мф. 11:12. 157 О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитвы. 158 Св. Исаак Сирин, Слово 89. 159 Мф. 11:12. 160 Лествица, Слово 7. 161 Ис. 21:3. 162 О безмолвии и о двух образах молитвы, в 15 главах, гл. 14. 163 Пс. 37:7—9. 164 Св. Исаак Сирин, Слово 78. 165 Прп. Нил Синайский. О молитве.//Доброт., ч. 4, гл. 61. 166 Доброт. ч. 2. 167 Главы 19 и 45. 168 Глава 38. 169 Глава 53. 170 Техническое монашеское слово. 171 Глава 24. 172 Заглавие 24 главы. 173 Притч. 22:28. 174 Еккл. 4:10. 175 Глава 14. 176 Слово 55 177 Патерик Алфавитный и Достопамятные Сказания об Арсении Великом. 178 Слово 41. 179 2 Кор. 13:5. Глава 52. 180 Лествица, Слово 4, Гл. 121. 181 Слово 74. 182 Мф. 9:17. 183 Доброт., ч.1. 184 Мк. 10. 47. 185 Иов. 2:8. 186 Мк. 2:4. 187 Преподобный авва Дорофей. Поучение 10, О еже ити в путь Божий. 188 Святейший Каллист, патриарх Константинопольский. Образ внимания молитве. Доброт., ч. 4. 189 Там же. 190 Там же. 191 Доброт., ч. 1. 192 О законе духовном.//Доброт., ч. 1, гл. 4. 193 Предисловие на главы блаженного Филофея Синайского. Письмо старца Паисия к старцу Феодосию, стр. 231. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г. 194 Слово 1, гл. 3. Слово 2, гл. 15. 195 О молитве, гл. 139. Доброт., ч. 4. 196 Там же, гл. 9, 10 и проч. 197 Там же, гл. 91, 100. Ксанфопулов гл. 73.//Доброт., ч. 2. 198 Гл. 13. Доброт., ч. 1. 199 1 Тим. 1:7. Прп. Марк Подвижник. Слово о законе духовном, гл. 34. 200 Ис. 8:12, 13. Наставление 29. 201 Часть 2. Раскол Варлаамов. 202  Toм VI, khura 95, rл. 9. 203 Dictionnare Theologique par Bergier, Tome 4, Hesichistes. 204 Гл. 4, 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

172 См.: Еп. Феофан. Путь ко спасению. Изд. 8-е. С. 247. 173 См. Еп. Феофан. Письма. Душеполезное чтение. 1896. Т. III. С. 304. Он же. Начертание христианского нравоучения. С. 158—159. 174 Ср. Преп. Пимен Великий//Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. § 61; преп. Варсонофий. Руководство к духовной жизни. Отв. 253. 175 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 276. Ср.: Преп. Исаак Сирин. Слово 30. 176 Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 58. С. 209. 177 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 21, § 7. Преп. Симеон Новый Богослов. Слово о трех образах молитвы//Добротолюбие. Т. 2. М., 1889. С. 509. 178 См. Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. 1, гл. 18—19. 179 Преп. Исихий. Слово о трезвении и молитве. §§ 20, 29, 105 и др. 180 Преп. Исаак Сирин. Творения. Слово 58. С. 313—314. 181 Преп. Нил Сорский. Скитский Устав. Слово 5; преп. авва Дорофей. Поучение 9, 17. 182 Преп. Варсонофий. Руководство к духовной жизни. Отв. 177. С. 143. 183 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Изд. 3-е. СПб., 1908. T. V. Гл. 45. С. 344—345. 184 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Изречения преп. Пимена Великого. § 59. 185 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 277—278. Он же. Что есть духовная жизнь. Письмо 61; Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 16. 186 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 278—280. 187 Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 15. О том, что брань надо вести непрестанно и мужественно. 188 Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 3-я, § 53; преп. Исаак Сирин. Слово 73. Ср. Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 44. О том, чтобы никогда не думать, что уже успели в чем-либо и ни под каким видом не позволять себе льгот. 189 Преп. авва Аполлос//Древний Патерик. Гл. 5, § 4. С. 69. 190 Св. Марк Подвижник. Наставления к тем, которые думают оправдаться делами. §§ 151—153//Добротолюбие. Т. I. С. 553. 191 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 283. См. также: Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 60. Как вести себя после победы над врагами. С. 138—141.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   Свт. Василий Великий. Творения. Т. I. М., 1853. С. 340—341.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. Размышл. IV, 4. С. 190.    Он же. Творения. Т. II, § 27, ХСИХ. С. 54, сравн.·СХИХ. С. 79—80.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. Размышл. IV, 2. С. 189—190. Творения. T. II. О истинном христианстве, § 231. С. 297—298.    Там же. T. II. С. 297.    Там же. T. I. С. 190.    Игум. Антоний. Письма, п. 22. С. 24.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II, п. 272. С. 32—33.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир , п. 87. С. 181.    Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. II, гл. 6.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 184. С. 353; п. 42. С. 80.    Священномуч. Киприан, еп. Карфагенский. Творения. Ч. II. С. 102    Игум. Антоний. Письма, п. 17. С. 212.    Иеросхм. Макарий. Письма к мир., п. 370. С. 636.    Там же, п. 6. С. 28; п. 339. С. 601.    Иеросхм. Макарий. Письма к монашествующим. С. 279. «Во время смущения не следует вдруг предаваться сильным порывам, а надо с пожданием просить воли Божией» (С. 206).    Игум. Антоний. Письма, п. 45. С. 41.    Ср.: Свт. Василий Великий. Творения. Ч. II. М., 1853. С. 349.    Преп. Марк Подвижник. Слово 2, § 162.    Еп. Петр, Наставление и утешение в скорби. С. 9—10.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 53. С. 115.    Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2, § 42; ср.: иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 119. С. 233.    Преп. Марк Подвижник. Слово 1, §§ 114 и 44.    Иеросхм. Амвросий. Письма. Вып. II, п. 335. С. 74.    Странник, 1861. Март. С. 130.    Преп. Максим Исповедник. О любви, Сот. 2, § 46.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 216. С. 399—400; п. 149, С. 293—294. См.: Преп. Исаак Сирин. Слово 51; иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II, п. 338. С. 74.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I. С. 70.    Иеросхм. Макарий. Там же, п. 254. С. 486; п. 260. С. 496—497; п. 151. С. 300.    Наставления елецкой мон. Магдалины//Странник. 1876, T. III. С. 31.    Преп. Исаак Сирин. Слово 61. С. 337—338.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Из русских авторов наиболее подробный анализ второго дополнения сделали П. А. Юнгеров 169 и еп. Филарет (Филаретов) 170 . 2.3.6. Использование в богослужении . Иов. 2:9 читается на паремии, на вечерне в среду Страстной седмицы. Дополнение вместе с Иов.41:12–17 читается как паремия на вечерне Страстной Пятницы. Иов является невинным страдальцем и в христианской экзегезе понимается, как прообраз Христа. Иов, во время своих страданий, верил, что они прекратятся, и своё выздоровление понимал, как надежду на воскресение: «А я знаю, искупитель мой жив, и он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят его» ( Иов.19:25–26 ). Так же и Господь наш Иисус Христос предсказывал не только Свои страдания и смерть, но и тридневное воскресение: «Сын человеческий предан будет архиереям и книжникам, и осудят его на смерть, и поругаются ему, и уязвят его, и убиют его, и в третий день воскреснет» ( Мк.10:33–34 ). Иов, когда страдал, был, как заживо погребенный, его выздоровление стало похожим на воскресение из мертвых, и, тем самым, стало прообразом воскресения Христа. Можно увидеть связь между благополучным состоянием Иова – после тяжких испытаний и спасительными дарами – после страданий и крестной смерти Христовой 171 . Псалом 151 2.4. Псалом 151 . Канонический текст Псалтири в еврейской и христианской Библии состоит из 150 псалмов. Однако, православные издания Библии добавляют 151-й псалом, который считается иудеями, католиками и протестантами апокрифом. В церковнославянском переводе надписания указано, что «сей псалом особ писан, Давидов, и вне числа 150 псалмов, внегда единоборствоваше на Голиафа». Выбор из множества других неканонических псалмов и его место может говорить о его важности в сравнении с другими. То, что этот псалом стоит в конце Псалтири и написан «отдельно» (διγραφος), «вне числа», делает его своеобразным эпилогом всей книги 172 . 2.4.1. Содержание . По своему содержанию 151-й псалом – это автобиографическое повествование от имени Давида. Псалом предполагает знакомство читателя с библейским текстом, из которого черпаются идеи и фразы (напр., 1Цар.16–17 ; Пс.77:70–72; 88:20 ; Ср. 2Цар. 6:5 ; Деян.13:22 ). Как и многие псалмы, он написан с использованием параллелизмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010