Судьба, Православия в Эдесской Церкви, которая по значению города и кафедре Эдесской могла иметь влияние на всю Месопотамию, особенно обратила на себя заботы пламенного ревнителя чистой Христовой истины. Сильнее других сект были в Месопотамии и частью в Эдессе секты Вардесана и Ария. И св. Ефрем обличал отродия нечестия со всею ревностью. «Я нашел, писал он в одном из песнопений, книгу Вардесана, и смущен был на время скорбию, потому что она осквернила мой слух и сердце зловонием своих хулений. Я слышал в стихах его хулы и в его чтениях злословия.... Для рассеяния мрака заблуждений, – я обратился к Свящ. Писанию» 346 . Дерзость последователей Ария возбуждала в нем страх, и он не раз в подтверждение обличений своих указывал на современные грозные суды Божии – на опустошения Персов, как на казни Божии за внимание нечестию. Дело ясное, писал он, сами видите, как наказывает нас Бог посредством нечестивых. Вместо того, чтобы быть пшеницею, мы стали пылью: и вот внезапный ветр от востока развеял нас. Мы не искали убежища в едином убежище спасения и нас не спасли самые укрепленные города. Наши пастыри для суетной славы стремились к высшим степеням: и вот они лежат поверженные на земле, или отводятся в страну магов» 347 . Изумительная твердость в Православии, какую оказали жители Эдессы при Валенте после смерти св. Ерема, свидетельствует, что подвиги св. Ефрема за Православие принесли прекрасный плод Св. Церкви 348 . За то самому Ефрему эти подвиги стоили и трудов, и бед. Еретики столько раздражены были успехами св. Ефрема в подвигах за веру, что раз с каменьями и оружием напали на Ефрема и оставили его чуть живым. Это не ослабило ревности Ефрема: он удалился в свою любимую пещеру, но по временам опять являлся в Эдессу с мечем слова Божия 349 . Как ни были очевидны духовные дарования Ефрема, как ни были велики его иноческие подвиги, и его заслуги для Церкви: смиренный Ефрем считал себя меньшим всех и пожелал видеть великих пустынножителей Египта и знаменитых учителей веры. Взяв с собою ученика, умеющего говорить по-гречески, он достиг берегов Средиземного моря и сел на корабль, чтобы быть в Египте. Гора Нитрийская приняла его, как дорогого гостя. Сирский жизнеописатель говорит, что Ефрем виделся здесь с Богоизбранным иноком Паисием, а Иоанн Колов, описывая жизнь Паисия, описывает и беседы Паисия с «великим между сирийскими подвижниками отцом». «Был у нас здесь человек Божий Сириянин, старец Великий между отцами, просвещенный умом и сердцем», так говорит Колов 350 . Преподобный Ефрем посещал и других египетских подвижников и оставил по себе память в сердцах их, как о муже богопросвещенном 351 . Он написал для них и наставления 352 , вместе с тем, как получал от них уроки для себя 353 . И в Египте он обличал ариан и людей слабых в благочестии; и здесь, когда слово его оказалось безуспешным, действовала за о чудодейственная сила Божия 354 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

348. Т. е. семидесятая, в которую явится Христос и установит новый завет для многих (­ за многия изливаема – Матф. 26:28). 349. ως συντελεας καιρου συντλεια δοθσεται π τν ρμωσιν — буквально: и до конца времени конец дан (т. е. определен) на запустение, т. е. все последнее время существования святилища пройдет в запустении его, возстановления, хотя бы и временного, не последует. „До скончания века запустение пребудет без всякой перемены“. Феодорит. „Иерусалим будет предан забвению и запустению“. Ефрем Сир. Срав. Матф. 24:15. Мар. 13, 14. Под седьминами в 24 – 27 стт. толковники разумеют седмилетия и находят 490 лет от возстановления Иерусалима Неемиею до смерти Христа и полной отмены Ветхого Завета, его богослужения, храма, и замены Новым Заветом. Феодорит, Ефрем Сир., Иероним и др. См. о сем подробнее в сочинении: Рождественский. Откровение Даниилу о семидесяти седминах Спб. 1896 г. 350. Слав. слово открыся. 351. Λγος — слово. 352. Т. е. необычайная, чрезмерная проницательность в усвоении и раскрытии таинственных откровений и видений; срав. Дан. 4:15. 5, 11 – 12. 353. В который Израильтяне вышли из Египта, т. е. Нисана. Ефрем Сирин. 354. δδεκλ­, – наименование Еддекель толковники отождествляют с Тигром, неупоминаемым здесь в евр. тексте. 355. Гр. Βαδδν — льняная священная одежда. Слав. ризу лъняну. 356. Т. е. поясом, отделанным золотом. Слав. светлым соотв. в вулы. obrizo – высший сорт очищенного золота; а по гр. φζ­евр. — название страны Уфаз, обильной золотом (Иер. 10:9), вероятно находившейся в Аравии. Срав. Иов. 28:1 – 7. 357. Т. е. блестело, как топаз, драгоценный камень. 358. Срав. Иез. 1:24. 27. Апок. 1:14 – 15. 359. Слав. слава моя обратися на разсыпание. „Изменился цвет телесной наружности“ (Феодорит), т. е. весь телесный организм показывал удрученное состояние пророка. 360. Κατανενυγμνος — Слав. сокрушен, как бы проколот, пронзен; т. е. душевное волнение охватило и потрясло пророка. 361. См. прим. к 9, 23. 362. Κακωθναι — слав. трудитися, т. е. соблюдать упомянутый в 2 – 3 стт. пост, молитву и т. п., в древних слав. спп. Кирилло-Мефодиевского извода было более точное чтение: озлобитися, т. е. терпеть страдания, с симеон. спп. вошло перифр. чтение: трудитися.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

В Мясопустную субботу, когда совершается заупокойное богослужение за всех усопших православных христиан, после шестой песни канона читается Синаксарь (выражаясь простым языком – поучение на определенный день), в котором есть следующие интересные слова: «Надлежит знать и то, что младенцы крещеные вкушают по смерти наслаждение, а не просвещенные крещением и язычников дети ни наслаждения, ни геенны не достигнут» . Что это за место, где не достигают «ни наслаждения, ни геенны»? Здесь нам помогает преподобный Ефрем Сирин, который в своем труде «О Рае» пишет о неком «среднем» месте, которое располагается около Рая. Мы видим такие слова: «Незнающих и неразумных Благий поселит подле рая, и будут они питаться от райских крупиц» . Далее мы встречаем следующее: «Если в страну сию невозможно войти оскверненному, то дозволь мне при ограде ее обитать под тенью ее» . Уже в самом конце труда святой Ефрем пишет достаточно ясно: «Блажен который обретает помилование в нашей стране и удостаивается быть принятым в окрестности рая, чтобы по благодати пастись ему хотя вне рая» . Как мы можем понять, что место, где нет ни мучений, ни прославления, находится около Рая, потому и люди, находящиеся в этом месте, питаются райскими крупицами. Это место уготовано для тех, кто не знал Христа (то есть ничего о Нем никогда не слышал, как, например, некоторые далекие племена) или же по какой-то уважительной причине не смог принять Святого Крещения, как те же младенцы, не сподобившиеся очищения «в бане пакибытия». Представителем мнения о том, что некрещеные младенцы не могут быть спасены или хотя бы утешены, является блаженный Августин, епископ Иппонийский (354 – 430). Особенно ярко он выражает свое мнение, когда пишет о недоношенных детях, которые умерли, не успев во чреве матери оформиться (стать похожим на человека): «Прежде всего возникает вопрос о недоносках, которые, хотя и зародились уже во чреве матери, однако не смогли родиться. Если мы скажем, что они воскреснут, то это может быть приложимо только к тем, которые уже сформировались, бесформенные же выкидыши, как и неоплодотворенные семена, по общему мнению, более склонны к окончательной гибели» .

http://bogoslov.ru/article/5953902

59 Селище – Богородицкий монастырь, стоявший на месте нынешнего села Богородицкое к юго-востоку от Смоленска. 60 «Еще читал святого Златоуста книги, и Ефрема Сирина ...» – святой Иоанн Златоуст (344 или 354–407) – один из самых известных и популярных отцов Восточной Церкви. Родом из образованной греческой семьи из Антиохии. В 397 г. был избран епископом Константинопольским. Обличал роскошь и распущенность императорского двора, чем восстановил против себя императрицу Евдоксию. В 403 г. был осужден и выслан из Константинополя. Неожиданное землетрясение возбудило народ, и он потребовал вернуть святителя Иоанна. Но в 404 г. он был вновь арестован и выслан на Кавказ. Не доехав до места ссылки, ныне город Пицунда, он скончался в местечке Команы 14 сентября 407 г. Оставил после себя множество произведений: проповеди, толкования, письма. В Древней Руси его произведения были необычайно популярны. Преподобный Ефрем Сирин (306–373) – родом из малазийского города Нисивина, который в 363 г. отошел к Персии. Преподобный Ефрем переселился в город Эдессу. По-видимому, именно здесь он основал библейскую школу и преподавал в ней. Создал толкования почти на все библейские книги, сохранились его проповеди, толкования на Новый Завет . Проповеди, написанные на сирийском языке, напоминают скорее гимны. Почти все его творения, имея поэтическую форму, были весьма популярны на Руси. 61 «...князя смоленского Мстислава» – Мстислав (Борис) Романович – смоленский князь с 1197 по 1214. Убит в сражении на Калке (1223). 62 «...повторяя слова первомученика» – речь идет о первомученике архидиаконе Стефане, убитом разъяренной толпой иудеев вскоре после смерти Иисуса Христа. 63 Смоленский епископ Лазарь наследовал епископскую кафедру после смерти епископа Игнатия в 1205 г. Умер до 1226 г. 64 «Потом епископ Игнатий выстроил храм во имя Пресвятой Богородицы и монастырь...» – сначала храм в память Положения ризы и пояса Богородицы во Влахерне. Позднее был построен монастырь, названный в память первого игумена – Авраамиевым (начало XIII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

иером. Никон (Скарга) Аннотация В статье исследуются параллели между учением Феодора Мопсуестийского и прп. Исаака Сирина в контексте Первого собрания. Благодаря сравнительному анализу удалось выявить сильное расхождение в богословских темах этих двух авторов. Недостаточно изученный контекст поучений прп. Исаака Сирина при более тщательном исследовании обнаруживает в себе скрытый пласт неожиданного фактологического материала, который требует дальнейшего осмысления и вызывает немало открытых вопросов. В настоящей статье предпринимается попытка с помощью святоотеческой православной методологии исследовать корпус сочинений, приписываемых прп. Исааку Сирину, и ответить на ряд априорных вопросов, связанных с данной проблематикой. Об авторе: Иеромонах Никон (Скарга Денис Сергеевич). Насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь. E-mail: ptr@optina.ru Введение Учение Феодора Мопсуестийского стало основным базисом, благодаря которому Церковь Востока приобрела свою специфическую богословскую линию. В то время как учение Феодора было осуждено на Пятом Вселенском Соборе, ряд соборов Церкви Востока утвердил его и сделал непререкаемым авторитетом. Учение Феодора Мопсуестийского повсеместно было принято в церковных учебных заведениях и монастырях, принадлежащих восточно-сирийской традиции, где его книги заняли важнейшее место в частом чтении всех монахов (см.: [Заболотный, 2020, 290]). Основной целью нашей статьи является ответ на следующий вопрос: насколько писания Феодора Мопсуестийского повлияли на прп. Исаака Сирина . При решении этого вопроса представим некоторые богословские мнения Феодора Мопсуестийского в его экзегетических сочинениях и сопоставим их с учением прп. Исаака Сирина . 1. Экзегеза Священного Писания у Феодора Мопсуестийского В Антиохийской школе Феодор Мопсуестийский был столь значительным экзегетом, что его авторитет практически вытеснил влияние таких выдающихся и всемирно известных учителей антиохийского богословия, как прп. Ефрем Сирин и свт. Иоанн Златоуст . Его влияние доходило до крайностей: подвергались анафеме все те лица, которые пытались толковать Священное Писание вопреки Феодору, ссылаясь на вышеупомянутых учителей [Гурьев, 1890, 354].

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/pr...

Екатерина Медичи 307 Елена, юродивая 341 Елизавета, английская королева 92 Елизавета Петровна 291, 317, 354 Елладий, мученик 430 Енукидзе 432, 442, 443 Епифаний, старец 45–46 Епифаний Славинецкий 21, 47, 61, 211–214, 229 Еремин И. П. 330, 331 Ермак Тимофеевич 371 Ерофей, самозванец 28 Есенин С. А. 304, 305 Ефимовские 200 Ефрем Давыдов, скоморох 95 Ефрем Сирин 217–219, 226 Жанна д’Арк 26 Жуковский В. А. 223, 285, 304 Забелин И. Е. 349 Замятин Е. Н. 439 Зарубин Чика, пугачевец 32–33 Зебжидовский М. 30 Зеленский 432 Зотов Н. 154, 161, 162, 163, 171, 365 Зощенко Μ. М. 436 Зубов П. 200 Иван, поп 93 Иван III 28, 50, 372, 374 Иван Александр, болгарский царь 138 Иван Алексеевич, царь 20, 32, 164, 234 Иван Грозный 23–28, 35, 37, 85, 91, 92, 97, 107–110, 112–116, 127, 134, 135, 142, 189–193, 306, 307, 345, 350–353, 373, 406, 422, 447 Иван Иванович, царевич 28, 92 Иван Калита 26, 207, 372 Иван Михайлович, царевич 376 Иван Федоров 13, 14, 291 Иван–Август, самозванец 28 Иванов А. 285 Ивашка, чумак 22 Игнатий, дьякон 386 Игнатий (Брянчанинов), епископ 285 Игорь, князь киевский 323, 329 Иезекииль, библ. 346 Иеремия, библ. 341 Изяслав Ярославин, князь киевский 332, 333 Иисус Навин, библ. 26, 327 Иларион, митрополит киевский 118, 119, 325, 330, 332, 333 Иларион Рязанский 46 Инглинги, шведская династия 323 Иннокентий, архимандрит 286–288 Иоаким, патриарх 46, 86, 172, 194, 212, 215, 226, 235, 300, 311, 378 Иоанн II, митрополит 322 Иоанн Антонович 427 Иоанн Дамаскин 331 Иоанн Златоуст 69, 71, 86, 119, 219, 220, 221, 317, 342, 391 Иоанн Креститель 405 Иоанн Экзарх 14 Иоанникий Галятовский 241 Иов, митрополит 77 Иов, монах 20 Иов, патриарх 37 Иона, митрополит 94, 404 Иона Пертоминский, святой 391 Иосиф, патриарх 35, 37, 89, 142 Иосиф II, австрийский император 412, 415, 417, 418, 420, 424 Иосиф Волоцкий 25 Ирина, царевна 211 Исаак Масса 25, 341 Исайя, библ. 71 Исидор Севильский 125, 177 Истомин Карион 48, 60, 62, 127, 207, 249 Иуда Искариот 346, 429 Каин, библ. 327 Калинин М. И. 426, 427 Каменев 427

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

Комментарии Назначение Предания в древней церкви Впервые (на английском языке): The Function of Tradition in the Ancient Church//The Greek Orthodox Theological Review. – Vol. 9. – 2. – Winter, 1963, p. 181–200. Русский перевод с английского А. А. Почекунина впервые в: Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии Перевод выполнен по изданию: The Collected Works; Vol. 1,1972, p. 73–92. Мы публикуем новую редакцию этого перевода. . 1 . Блаженный Августин , Августин Аврелий (лат. Augustinus Aurelius) (354–430) – философ и богослов эпохи патристики, епископ Гиппонский (395), учитель Церкви, признанный в Православии блаженным. Один из четырех западных «великих отцов Церкви» (вместе с Амвросием, Иеронимом и Григорием Великим ). Блестящее владение стилем позволяет поставить его в один ряд с Цицероном и Сенекой. К его наследию обращаются представители различных философских направлений от экзистенциалистов до феноменологов. См. два последних заметных исследования современных французских философов о блж. Августине: Chrétien J-L, Saint Augustin et les actes de parole, Paris, P.U.F., 2002 и Marion J-L. Au lieu de soi, lapproche de saint Augustin, PUF, 2008. 2 . Викентий Леринский (Лиринский; лат. Vincentius Lirinensis) (до 450) – латинский богослов, церковный писатель, монах на острове Лерин (совр. Лерен, Франция). Святой неразделенной Церкви. Ему принадлежит известный трактат «Commonitorium» (Памятные записки), написанные под псевдонимом «Peregrinus» («Паломник»). Сочинения Викентия Леринского имеют большое значение для учения о церковном Предании. Известно его утверждение о критерии истинности этого Предания: «Во что верили повсюду, всегда, все». В своих сочинениях он пытался ответить на вопрос, каким образом можно отличить истинное учение от ереси. 3 . Ириней Лионский (греч. Ερηναος Λουγδονου; лат. Irenaeus Lugdunensis; ок. 130 – ок. 200) – священномученик, раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви доникейского периода. Самое важное сочинение Иринея «Против ересей» – большой труд в 5-ти книгах, направленный против гностических учений. В этом сочинении он затрагивает все важнейшие разделы христианского вероучения и впервые в истории христианской мысли строит в полемике с гностиками систему церковного богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

   Преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. III. М., 1849. С. 127.    Тертуллиан. Творения. Ч. I. С. 116—117.    Тацит. Анналы XV, 44; Светоний. О Нероне, 16; Плиний, 92.    Тацит. Анналы XV, 44.    Фаррар. Первые дни христианства. Изд 2-е. СПб., 1892. С. 75.    Имеются в виду преступления, в которых обвиняла их народная молва, например, преступные заговоры, распутные оргии и противоестественные пиршества.    Тертуллиан. Сочинения. Ч. I. Киев, 1910. С. 169.    Там же. С. 101—102.    Евсевий. Церковн. история. T. III. С. 4, 15.    Св. Ириней Лионский. Против ересей. T. III. Стр. 3.    Там же.    Св. Климент, еп. Римский. Первое послание к Коринфянам, гл. 2.    См.: Послание св. Поликарпа Смирнского к Филиппийцам; Евсевий. Церк. история. Кн. III, гл. 16; св. Епифаний Кипрский. Против ересей. Гл. XXX, 15; блаж. Иероним. Каталог Св. Церквей, § 15.    Св. Симеон был родственником Иисуса Христа — сыном Марии, жены Клеоповой, сестры Пресвятой Богородицы.    Свт. Иоанн Златоуст. Поуч. о св. Игнатии.    Мученические акты о св. Игнатии, гл. 3.    Мученические акты о св. Игнатии, гл. 1.    Св. Игнатий Богоносец. Послан. к Ефесянам. Гл. XI.    Писания мужей апостольских. С. 353—354.    Св. Игнатий. Послан. к Рим., гл. V.    По дороге в Рим св. Игнатий Богоносец написал семь посланий, сохранившихся до наших дней. См. Писания мужей апостольских.    Св. Игнатий. Посл. к Тралл. Гл. I.    Он же. Послан. к Смирн. Гл. IV.    Он же. Послан. к Ефес. Гл. XXI.    Он же. Посл. к Ефес. Гл. IV.    Он же. Посл. к Ефес. Гл. XIV.    Он же. Посл. к Ефес. Гл. XIV.    Он же. Посл. к Ефес. Гл. XII.    Он же. Магнезийц. Гл. I.    Там же. Гл. V.    Там же. Гл. VI.    Св. Игнатий Богоносец. Магнезийц. Гл. XI.    Он же. Посл. к Ефес. Гл. X.    Там же. Гл. I.    Т. е. ревности, не свободной от страстного увлечения и помыслов тщеславия.    Св. Игнатий Богоносец. Посл. к Тралл. Гл. IV.    Св. Игнатий Богоносец. Посл. к Рим. Гл. I.    Св. Игнатий. К Рим. Гл. I-VIII.    Св. Игнатий. К Поликарпу. Гл. VII.    Мученические акты о св. Игнатии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. I, п. 48. С. 219.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. С. 129.    Там же. Творения. T. IV. С. 625.    Там же. Творения. T. III. С. 642.    Свт. Амвросий Медиоланский. О должностях. Киев, 1875. Кн. 11. Гл. 4—5. С. 114.    Фаррар. Указ. соч. С. 134.    Четьи-Минеи, 7 июня и 7 мая.    Евсевий Памфил Кесарийский. Церковная история. Кн. V. Гл. 5, 6.    Свт. Амвросий Медиоланский. Указ. соч. С. 94.    Свт. Иоанн Златоуст. Похвальное слово свв. мученикам.    Там же.    Минуций Феликс. Октавий. Гл. 37. С. 365—366.    Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. I, п. 8. С. 40.    Там же. С. 354—355, 225.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 734.    Св. Иустин Философ. Сочинения. Отд. II. М., 1864. С. 17—18.    Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. I, п. 48. С. 217—219.    Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. I, п. 26. С. 95—96.    Фаррар. Первые дни христианства. С. 93.    Фаррар. Первые дни христианства. С. 106.    Там же.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. III. С. 300, 302.    Тертуллиан. Апология. Гл. 9; Минуций Феликс. Октавий. Гл. 30; свт. Климент Александрийский. Педагог. Кн. III, 8.    Тертуллиан. Апология. Гл. 31, 35; Минуций Феликс. Октавий. Гл. 18.    Фаррар. Указ. соч. С. 107—108.    Совсем Церковь не запрещала государственной и военной службы. «Позволительно заниматься государством», — пишет свт. Климент Александрийский. Хотя и не одобрялось, например, в египетской церкви, когда кто добровольно нанимался в солдаты. Взгляд древних на начальственную и военную службу — см.: Тертуллиан. О идолах. Гл. 17, 18 и 19; Апология. Гл. 38.    Фаррар. Указ. соч. С. 108—109.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. III. С. 301.    Преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. III. М., 1849. С. 129, 130.    Тертуллиан. Послание к Скапуле. Гл. 4.    Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. II. С. 231—232, 237—238.    Евсевий. Церковная история. Кн. V. Гл. 2.    Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. I. С. 72—73.    Там же. С. 53.    Он же. Творения. Ч. II. С. 145—146.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Бегство Святого Семейства в Египет – также черта историческая: Египет являлся римским императорским доменом и в нем все-таки существовало некое подобие законности, Ироду не так легко было бы в нем убить Младенца. И то, что по смерти Ирода святой Иосиф не захотел вернуться в Иудею, убоявшись сына Ирода, Архелая, также соответствует историческим реалиям. После смерти отца Архелай развязал гражданскую войну и убил в Иерусалиме три тысячи человек, завалив Храм трупами. Соответственно, у нас есть все основания доверять сообщениям евангелиста Матфея. Песни праздника Празднование Рождества Христова вошло в церковную жизнь не сразу. Первоначально оно сливалось с появившимся в III веке праздником Богоявления, или Крещения Господня (19 января сейчас, или 6 января по старому стилю), поскольку такие отцы Церкви, как святой Ефрем Сирин , основываясь на словах Евангелия от Луки Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати ( Лк.3:23 ), считали, что дата Рождества Христова совпадает с днем Его Крещения. В Армянской Церкви до сих пор существует единый праздник Рождества Богоявления. Впервые Рождество начинает выделяться на Западе в середине IV века. В древнем римском месяцеслове, датируемом 354 годом, под 25 декабря мы уже находим упоминание – «день рождения Христа». Многие светские историки считают, что появление празднования Рождества в Риме именно 25 декабря (то есть 7 января по новому стилю) было связано с необходимостью борьбы против языческого празднества «Непобедимого Солнца», приходившегося на этот же день. Однако из переписки святого Кирилла Иерусалимского с римским папой Юлием следует, что разделение праздников Рождества и Богоявления обусловлено развитием внутрицерковных богослужебных традиций. В завершение – несколько слов о двух песнопениях праздника. Тропарь, или основной праздничный гимн Рождества, мог быть создан уже в IV веке. Приведем его церковнославянский текст: Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

http://azbyka.ru/rozhdestvo-hristovo-v-e...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010