„Не насилием и самоуправством, но убеждением и добродушием уготовляется спасение человека. Посему всякий полновластен в собственном спасении» 304 . И это не в том только смысле, что он страдательно воспринимает воздействие благодати, так сказать, представляет себя благодати, но в том, что он встречает предлагаемое ему спасение самым горячим желанием, что он „ревностно устремляет свои очи к свету (Божью)» 305 . „Подвигоположник, говорит преп. Ефрем Сирин , всегда готов подать тебе Свою десницу, и восставит тебя от падения. Ибо, как скоро ты первый протянешь к Нему руку,Он подаст тебе десницу Свою, чтобы восставить тебя» 306 . А эта решимость принять благодатную помощь необходимо предполагает, что и в последующий момент, в момент самого воздействия благодати человек не остается праздным, не ощущает только свое спасение, но „действующей в нем благодати содействует» 307 . Всякое добро, совершающееся в человеке, всякий его нравственный рост, всякий перелом, происходящий в его душе, необходимо совершаются не вне сознания и свободы, так что не другой кто-нибудь, а „сам человек изменяет себя, из ветхого превращаясь в нового» 308 . Спасение не может быть каким-нибудь внешне-судебным или физическим событием, а необходимо есть действие нравственное; и, как такое, оно необходимо предполагает, в качестве неизбежнейшего условия и закона, что человек сам совершает это действие, хотя и с помощью благодати. Благодать, хотя и действует, хотя и совершает все, но непременно внутри свободы и сознания. Это – основное православное начало, и его не нужно забывать, чтобы понять учение православной церкви о самом способе спасения человека. Правовая точка зрения предлагает две несообразности в учении о том, каким способом человек спасается: она, во-первых, учит, что Бог не вменяет человеку греха и провозглашает его праведным, тогда как человек в душе остается все тем же грешником; и, во-вторых, самое спасение, точнее освящение человека представляет в виде сверхъестественного помимоводного пересоздания, почти вещественного превращения совершаемого в душе благодатно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Ефрем Сирин , 37, 298). Источник. За то, что возвеселил их сладким Своим вином, они подали Ему уксус, за желчь же великая Его щедрость сделала горечь язычников сладкою (прп. Ефрем Сирин , 37, 306). Хитон Его не был раздран, потому что он был образом Божества Его, Которое не разделяется... (прп. Ефрем Сирии, 37, 306), ...Одежда Его была разделена на четыре части (см.: Ин. 19, 23 )... это обозначает Евангелие, исшедшее в четыре части мира (прп. Ефрем Сирин , 37, 306). ...Тело страдало своим естеством вместе со страстной душой, поскольку душа есть то, что чувствует скорби. Значит, человеческое Его естество страдало по причине тела, а скорби чувствовало по причине души (прп. Ефрем Сирин , 37, 318). Умер Своим телом для нашего мира, чтобы Своим телом оживить нас для Своего мира (прп. Ефрем Сирин , 37, 327). ...Ему надлежало и испытать свойственное человеку. Что именно? То, чтобы, приближаясь к распятию на Кресте, страшиться, и скорбеть, и не без скорби лишаться настоящей жизни, потому что в природу вложена любовь к настоящей жизни (свт. Иоанн Златоуст , 46, 24). ...Он был пригвожден ко Кресту, подвергался оплеваниям и заушениям, Его били по щеке, и издевались над Ним... и все это Он потерпел для тебя, ради попечения о тебе, дабы уничтожить тиранию греха, дабы разрушить твердыню диавола, порвать узы смерти, открыть нам врата неба, освободить от тяготевшего на тебе проклятия, отменить первородное осуждение, научить терпению и воспитать в силе, дабы ничто не огорчало тебя в настоящей жизни, ни оскорбления, ни обиды, ни позор, ни бичи, ни нарекания врагов, ни невзгоды, ни нападения, ни клеветы, ни злые подозрения и ничто другое подобное (свт. Иоанн Златоуст , 46, 516). ... подвергся бичеванию, чтобы избавить нас от уз и бичей диавола; Он носил венец из терний, чтобы разрешить тяготевшее на нас проклятие. Терния и волчцы повелено было производить земле за преступление; она приносит терновый венец на главу, чтобы разрешить тяготевшее на нас проклятие... (свт. Иоанн Златоуст , 54, 911–912).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Ефрем Сирин, преподобный (ок. 306 – ок. 373) – богослов, мыслитель, поэт, один из величайших Отцов Церкви и безусловно центральный среди сирийских. Ефрем Сирин Был близок со св. Иаковым Нисибийским. Творчество Ефрема Сирина отличается семитским стилем мышления: поэтичностью, образностью. Ефрема Сирина называют «пророком покаяния». По-видимому Ефрем Сирин служил катехизатором, был «сыном Завета» («сыны Завета» — сирийская форма протомонашества). Всю жизнь (кроме последних десяти лет) Ефрем Сирин провел в Нисибисе. Был вынужден эмигрировать в Эдессу, после захвата персами родного города. В результате деятельности Ефрема Сирина Эдесса становиться крупнейшим христианским культурным центром (в частности сирийского аристотелизма). Особенно важны у Ефрема Сирина библейские толкования. Все его творения проникнуты духом Писания, как бы, продолжая его (интересно, что его творения читались в свое время в церквях). Сочинял стихи: одни для чтения вслух, другие для хорового пения под арфу, покаянные и погребальные гимны. Писал на догматические темы. Флоровский писал о Ефреме Сирине: «Он оставался лириком и в своем богословии, певчем и певучем. Это сообщает его творениям особую интимность и проникновенность. Лириком он оставался и как проповедник. Он всегда скорее пел, нежели говорил. Яркие, иногда слишком сложные образы легко слагались у него, и часто развертывались в драматические картины… И прежде всего у преп. Ефрема был великий дар слез, — «плакать для Ефрема было тоже, что для других дышать воздухом, — день и ночь проливал он слезы»… Слезы умиления скорее, чем слезы страха или горя… Суровая личная аскеза не делала преп. Ефрема суровым к ближним, — и даже как проповедник покаяния он не столько обличал, сколько стремился смягчить и тронуть душу.» Мышлению Ефрема Сирина абсолютно чужд дуализм (чем грешили греческие Отцы): грех не в плоти, а в воле. Ефрем Сирин всячески подчеркивал необходимость участия тела в духовной жизни (тело должна «одеться в красоту души»). Отсюда и акцент Ефрема Сирина на аскезе — не как борьбе с телом, но как усилии включить тело в духовную жизнь. Важное место в мысли Ефрема Сирина занимает проблема свободы воли. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/efr...

Преподобный Ефрем Сирин: житие, икона Подобно апостолам, святой не имел ничего. Днем он боролся c голодом, а ночью со сном. И его действия, и его слова были облечены в святое Христово смирение. Преподобный Ефрем получил от Господа дар сердечного сокрушения и постоянных слез, так что даже в лике святых он прославляется особым именованием – учитель сокрушения. 10 февраля, 2012 Подобно апостолам, святой не имел ничего. Днем он боролся c голодом, а ночью со сном. И его действия, и его слова были облечены в святое Христово смирение. Преподобный Ефрем получил от Господа дар сердечного сокрушения и постоянных слез, так что даже в лике святых он прославляется особым именованием – учитель сокрушения. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви — суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской — 27 янв.; в Церкви Востока — пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) Преподобный Ефрем Сирин: икона Эта сияющая звезда Церкви явилась на Востоке в далеком Нисибине, в Месопотамии, около 306 года. Отец преподобного Ефрема был языческим жрецом. Он выгнал сына из родного дома за сочувствие христианской вере. Тогда юношу принял святой епископ Иаков (память 13 января) и наставил его в любви к добродетелям и постоянному усердному размышлению над словом Божиим. Изучение Священного Писания зажгло в преподобном Ефреме огонь, заставлявший его презирать суету и заботы мира сего и возноситься душой к наслаждению небесными блаженствами. Вера и упование на Господа, неколебимые, как гора Сион, сделали его жизнь достойной восхищения. Преподобный Ефрем Сирин обладал такой чистотой тела и души, которые превосходили возможности человеческой природы. Они позволяли ему быть владыкой всех движений своего духа, и ни один дурной помысел не появлялся даже на самом дне его души. В конце жизни преподобный Ефрем признавался, что никогда ни о ком не говорил плохо и никогда c его уст не слетало необдуманного слова. Подобно апостолам, святой не имел ничего. Днем он боролся c голодом, а ночью со сном.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-efrem-siri...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕФРЕМ СИРИН [сир.      ,       греч. Εφραμ Σρος] (ок. 306-373, Эдесса, ныне Шанлыурфа, Турция), прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)), богослов, поэт, самый известный из сир. отцов Церкви. Жизнь Источники Прп. Ефрем Сирин. Фрагмент иконы «Ап. Фаддей, царь Авгарь, с избранными святыми». Сер. X в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Прп. Ефрем Сирин. Фрагмент иконы «Ап. Фаддей, царь Авгарь, с избранными святыми». Сер. X в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Многочисленные источники биографии Е. С. сравнительно поздние и не всегда надежные (подробнее см.: Lamy. 1902. Vol. 4. P. IX-XLI; Vööbus. 1958; Idem. 1960. P. 70-110; Outtier. 1973; Griffith. 1989; Amar. 1992; Brock. 1990). I. Предположительно автобиографические. Не сохранилось бесспорно принадлежащих Е. С. автобиографических произведений, а в подлинных работах свидетельств о его жизни немного. 2 отрывка (Гимны против ересей. 26. 10; О девстве. 37. 10) позволяют предположить, что родители Е. С. были христианами; это противоречит данным сирийского Жития Е. С., согласно которому его отец был языческим жрецом. Хотя 1-я часть мадрашей о Нисибине (ныне Нусайбин, Турция) посвящена периоду жизни Е. С. в этом городе, прямых автобиографических сведений она не содержит. Существуют также приписываемые Е. С. тексты автобиографического характера, подлинность к-рых сомнительна (хотя нек-рые исследователи, напр. А. Выыбус , считают их подлинными): 1. Сирийские. 1) Завещание Ефрема (BHO, N 271; BHG, N 589-90; CPG, N 3947). Это произведение неоднократно издавалось (посл. изд. в: CSCO. Vol. 334-335). Е. С. говорит в нем от 1-го лица. Некоторые части являются поздними добавлениями. Сохранились греч. и арм. переводы. Начальные разделы Завещания, написанные в стихах, представляют собой указания Е. С. об организации его погребения, к-рое должно быть скромным. В др. частях говорится о его учениках (названных по именам), содержатся рассуждения о Моисее и чародеях (не во всех рукописях) и рассказывается о встрече Е. С. со знатной женщиной по имени Лампротата (отсутствует в наиболее ранних рукописях). Строки 843-857 являются явным заимствованием из сир. перевода «Лавсаика» (разд. 40), к-рый в свою очередь восходит к греч. апофтегме (PG. 165. Col. 168). Высказывались предположения, что в своей основе эта работа, содержащая многочисленные более поздние интерполяции, могла принадлежать самому Е. С.

http://pravenc.ru/text/376984.html

Несмотря на все это именно свят. Епифаний может считаться основателем ересеологии, как дисциплины научного богословия. «Панарион», бесспорно, являлся для того времени фундаментальной ереселогической энциклопедией. 2. Сочинение свят. Епифания «Анкорат» излагает православное учение о Троице, особенно о Божестве Святого Духа, о Воплощении и воскресении мертвых, в контексте полемики с арианами, полуарианами, македонянами и аполлинаристами. Это сочинение еще в большей степени чем «Панарион» отличается начетническим характером, так что местами скорее более походит на цитатник из Священного Писания, чем на самостоятельное произведение. 3. Как экзегет, свят. Епифаний склонялся скорее к аллегоризму, чем к буквализму. Глава десятая. Преподобный Ефрем Сирин Преп. Ефрем родился в начале IV столетия (около 306 г.), в Низибии, в главном городе северной части Месопотамии, или в окрестностях его. Как он сам говорит, предки его были нищие, питавшиеся милостынею; деды и родители занимались земледелием. «От предков я получил наставление о Христе, – говорит преп. Ефрем, – родившие меня по плоти внушили мне страх Господень... Предки мои исповедали Христа пред судьею; я родственник мученикам» (Цит. по «Конспекту патрологии», ч. II, Джорданвилль, 1993 г., стр. 18). В молодости преп. Ефрем много занимался самообразованием. Из его сочинений видно, что он был хорошо знаком не только с произведениями христианских ученых, но и с эллинской философией, мифологией и естествознанием. Годы юности не прошли для преп. Ефрема без некоторых преткновений. Пылкий по природе, он был раздражительным, и в юности своей, как сам говорит, нередко ссорился, препирался с соседями, к старшим был бесчеловечен, с друзьями жесток и сомневался даже в Промысле Божием. Господь вразумил юношу следующим образом. Преп. Ефрем был ложно обвинен в преступлении. В темнице он во сне услышал голос, призвавший его обдумать прежнюю греховную жизнь. Пересмотрев прошедшее, преп. Ефрем нашел, что действительно им были сделаны недобрые дела, которые в свое время прошли безнаказанно. Через некоторое время судья оправдал преп. Ефрема, как и было ему опять заранее открыто в сонном видении (Преп. Ефрем, «Обличение себе»).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

306 г. (дата восстанавливается предположительно). До 60 лет он жил в Нисибине. В V в. знаменитый поэт и монофизитский богослов Иаков Серугский составил панегирик (мимру, т. е. беседу) прп. Ефрему, в котором писал: Чюдесен вития, превзошедый риторствы греки, Могий тысящу вещей во единем вместити словеси. Божествен псалмопевец, строки в стихи преложший, Да сотворит в удивлении радостны гласы. Из этого произведения мы узнаем, что прп. Ефрем был руководителем (по-народному головщиком) хора дев (т. н. «дочерей Завета»), Виде блаженный жены молчаще, Егда песнь хвалы певается. Мудрый суди, яко право есть, Пети и сим «алилуиа» 27 ! Знаменитый Бар-Хадбшабба Халванский, автор трактата Причина возникновения школ 28 , посвящает прп. Ефрему несколько строк в связи со школой в Эдессе. При этом он говорит, что Иаков Нисибинский дал Ефрему ту же должность, что знаменитый архиепископ Александр Александрийский пожаловал своему племяннику Афанасию (будущему архиепископу и святому Отцу) на соборе 325 г. в Никее. Тот же писатель сообщает, что прп. Ефрем носил особый титул толкователя () Священного Писания в эдесской школе. Здесь необходимо отметить, что пансхолизм халванского писателя заставлял его иногда несколько «редактировать» историю в интересах своей концепции: прп. Ефрем никогда не был ни схолархом, ни учителем экзегезы, хотя и был признанным мастером по этой части. Можно с уверенностью утверждать, что и монахом-отшельником в позднем смысле (« чьрноризецъ») Ефрем также не был. В сирийском мире того времени монашество в этом смысле только начиналось, и отшельники () заселили окрестности Эдессы лишь в последние годы жизни Мар Афрема, о чем мы узнаем из цикла Песнопений об Иулиане Старце. Аскетизм же свой прп. Ефрем практиковал «в миру», помогая епископам Иакову, Бабую и Валгашу, которые фактически несли светские обязанности управления Нисибином, а во время нескольких персидских осад даже возглавляли оборону города. Хотя Житие и вышепоименованные греческие источники свидетельствуют о том, что Ефрем носил сан дьякона, никаких положительных данных относительно его сана у нас не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/yu...

преподобный Ефрем Сирин Современные переводы Нравственно-аскетические труды Гимнография Священное Писание Ветхого Завета Священное Писание Нового Завета Сборники Симфонии или указатели Собрание сочинений Аудиокниги Труды на иностранных языках преподобный Ефрем Сирин Один из великих учителей Церкви, автор множества сочинений, богослов, подвижник, поэт, гимнограф. Детские и юношеские годы Отдаленные предки Ефрема Сирина принадлежали к беднейшим социальным слоям и жили на подаяние милостыни. А его деды и родители были земледельцами, сумевшими достичь некоторого материального достатка. Время рождения преподобного Ефрема приблизительно определяется 306 годом, а место рождения более точно — городом Низибия, располагавшимся в северо-восточной области Месопотамии. Начатки христианского воспитания Ефрем получил от родителей. Помимо родителей нравственному становлению способствовало и его окружение. Впоследствии святой вспоминал, что пример благочестия и страха Божия он имел не только в лице отца и матери, но и в лице соседей и родственников, и даже отмечал, что является родственником мучеников. Несмотря на обилие внешних наставлений и примеров, в юношеские годы у Ефрема обнаруживались все же такие черты, как горячность, нестойкость, несдержанность и порывистость. А однажды он совершил столь неблаговидный поступок, что впоследствии долго о нем сожалел. Как-то раз, то ли из шалости, то ли из молодецкой удали, он выпустил из загона корову, принадлежавшую бедняку. В результате ее, обессилившую от голода, настиг и растерзал хищный зверь. Этот случай какое-то время оставался неизвестным для окружающих, но не для Бога. Немного спустя Господь преподал Ефрему по этому поводу незабываемый урок. Однажды, когда он по просьбе родителей отправился за город, ему пришлось заночевать в лесу совместно с пастырем овец. Ночью, когда оба спали, стадо по недосмотру сделалось добычей волков. Владельцы овец, узнав о случившемся, не поверили объяснениям и поспешили обвинить Ефрема в том, что он привел воров, которые и расхитили скот.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/

Ефрем Сирин Ефрем, преподобный (также именуемый Ефрем Сирин ) – сирийский христианский поэт и богослов: род. в Низибии, Месопотамия, в 306 г. н.э.; ум. в Эдессе в 373 г. Он жил в Низибии до 363 г., когда вся эта римская провинция была завоевана персами. Он сыграл выдающуюся роль в жизни поместной церкви, но отказался от повышения по иерархической лестнице и оставался в сане дьякона. В Эдессе он открыл школу, известную под названием «Школа персов», предназначенную для беженцев из завоеванных провинций. Он был человеком строгой аскетической выправки и убеждений. Церковный историк Созомен говорит, что «он посвятил свою жизнь монашеской философии». Еще при жизни он снискал высокую репутацию вдохновенного поэта и защитника правой веры от различных ересей в Сирии. Еще при жизни его работы были переведены на греческий и армянский языки. Версия на латыни уже существовала во времена святого Иеронима (ок. 400 г.), который указывал, что сочинения преподобного Ефрема высоко ценились и даже читались во время церковных богослужений. Он оставил обширное и богатое литературное наследие – превосходную поэзию и прозу. В прозе он написал толкования к обоим Заветам, из которых полностью сохранились лишь немногие. Как толкователь он использовал, в основном, историко-грамматический метод и старательно избегал аллегории, хотя подчеркивал мессианскую типологию Ветхого Завета. Более известна его поэзия, обычно подразделяемая на две категории: memre – своеобразные проповеди, предназначенные для мелодекламации или «чтения нараспев»; и madrasche – или гимны, предназначенные для пения. В качестве аккомпанемента, по-видимому, использовалась арфа. Все его поэмы имеют дидактическую направленность, но отличаются подлинным драматизмом и сложной системой образов. Его поэмы оказали серьезное влияние на дальнейшее развитие византийской религиозной и богослужебной гимнографии. Великий византийский литургический поэт Роман Сладкопевец неукоснительно следовал его примеру в отношении формы и содержания гимнов.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Аскетические традиции Сирии нашли свое отражение в церковной литературе того времени. Из всех древнесирийских церковных писателей наиболее известным и прославленным во всем христианском мире стал прп. Ефрем Сирин (ок. 306–373, память 28 января). В жизнеописании прп. Ефрема сложно отделить историю от легенды. Достоверно можно установить только немногие факты. Родом он был из Низибии и происходил, скорее всего, от христианских родителей. С самых ранних лет вел аскетический образ жизни и был близок к знаменитому Иакову Низибийскому . Святой Ефрем имел степень диакона и играл видную роль в жизни своего города. Когда в 363 году Нйзибия отошла к Персии, св. Ефрем переселился в Эдессу. Очевидно, именно он был основателем знаменитого впоследствии богословского училища в этом городе. В Эдессе прп. Ефрем занимался литературными трудами и преподаванием. Пожалуй, это все, что можно рассказать о нем с достоверностью. Преподобный Ефрем был человеком аскетического склада и имел великий дар слез. Но суровая личная аскеза не сделала его суровым к ближним. Даже проповедуя покаяние, он не столько обличал, сколько стремился смягчить и тронуть душу. В то же время прп. Ефрем обладал незаурядным лирическим дарованием, которое придает его сочинениям особую проникновенность. Поэтический дар и высота личного подвига послужили причиной исключительного влияния прп. Ефрема на Востоке и широкого распространения его творений во всем христианском мире. Еще при жизни преподобного его сочинения были переведены на греческий язык. В храмах Востока их читали за богослужением 520 . Вот как отзываются о прп. Ефреме древние церковные писатели. Созомен отмечает, что прп. Ефрем «служит особенным украшением кафолической церкви... Проводя жизнь в монашеском любомудрии, не учившись и не подавая надежды, что будет таким, он вдруг показал столь великую ученость на языке сирийском, что постигал высшие умозрения философии, а легкостью и блеском слова, также обилием и мудростью мыслей, превзошел знаменитейших греческих писателей: ибо если сочинения последних перевести на сирийский, или какой другой язык, и лишить их, так сказать, приправы греческих оборотов речи, то они тотчас же разоблачатся и потеряют прежнюю приятность; а сочинения Ефрема не таковы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010