Отчаяние Если можно исчислить множество щедрот Божиих и измерить великость милосердия Божия, то при сравнении с ними множества и важности грехов будет место отчаянию. А если грехи, как и естественно, и под меру подведены, и исчислены быть могут, а милосердия Божия измерить и щедрот Божиих исчислить невозможно, то не отчаянию время, а познанию милосердия и осуждению грехов, отпущение которых, по написанному, предлагается в Крови Христовой (см.: Еф. 1, 7 ) (свт. Василий Великий , 9, 186–187). Отчаиваться ли мне в своем спасении? Нимало. Ибо сего только и домогается противник. Как скоро доводит он кого до отчаяния, тотчас низлагает его (прп. Ефрем Сирин , 30, 35). ...Радость бывает на небесах... (ср.: Лк. 15, 10 ). Для чего предаешься нерадению, грешник? Для чего отчаиваешься? Если на небе бывает радость, когда каешься, то чего тебе страшиться? (прп. Ефрем Сирин , 30, 55). К мертвечине соберутся неясыти: и к душе, которая отчаялась в себе самой, соберутся бесы: идеже бо труп, тамо соберутся неясыти (ср.: Мф. 24, 28 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 170). Источник. Отчаяние да не заградит в тебе входа покаянию (прп. Ефрем Сирин , 30, 375). Смотрите, да никто не говорит: много нагрешил я, нет мне прощения. Кто говорит это, тот не знает, что Бог есть Бог кающихся, пришел на землю ради злостраждущих и сказал: радость бывает о единем грешнице кающемся (ср.: Лк. 15, 10 ); и еще: не приидох призвати праведных, но грешныя в покаяние ( Лк. 5, 32 ) (прп. Ефрем Сирин , 31, 346). Источник. Не должно, братия, отчаиваться в спасении, имея матерь – покаяние. Не должно, возлюбленные, терять надежду на спасение, когда утешает нас такая матерь. Уловлепных зверем вводило оно в рай к Богу, ужели отвратится от нас? Помиловало их, бывших вне Церкви, неужели не умилосердится к нам? Обращается с советами к неуверовавшим еще, ужели отвергнет нас, уже уверовавших? (при. Ефрем Сирин , 32, 161). Источник. Ни один грешник, братия мои, да не впадает в отчаяние, потому что впал в отчаяние Иуда, и изринут из сонма апостолов (прп. Ефрем Сирин , 33, 152). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Все они, по здраво понимаемому намерению Писания, состоят между собою в такой связи, что нарушением одной необходимо нарушаются все прочие... (свт. Василий Великий , 9, 75). Источник. ...Для исполнения... тех заповедей, какие даны нам от Бога, получили мы от Него и силы, чтобы невозможно было и негодовать на то, ... (свт. Василий Великий , 9, 83). ...Кто в деле своем нарушает точность заповеди, тот, очевидно, слабо памятует о Боге (свт. Василий Великий , 9, 92). Источник. ...Во всем должно нам остерегаться, чтобы под предлогом исполнения одной заповеди не оказаться нарушителями другой (свт. Василий Великий , 9, 104). Источник. ...Хотя бы и весьма был известен или чрезмерно славен препятствующий исполнять заповеданное Господом или советующий делать запрещенное им, всякий любящий Господа должен такового бегать и гнушаться им (свт. Василий Великий , 9, 228). Источник. Кто ревнует об исполнении заповеди, и делает не то, что приказывают, но чего сам хочет, тот какую получает награду? – Какая следует за самоугодие (свт. Василии Великий , 9, 229). Источник. ...Заботиться и работать ради заповеди – похвальный признак христолюбивого и братолюбивого расположения (свт. Василий Великий , 9, 295). Источник. Кто оставляет их , тот безумен, суетна надежда его... (прп. Ефрем Сирин , 30, 131). Кто по истине соблюдает их, тот переходит от смерти в живот (ср.: Ин. 5, 24 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 131). Кто знает все Писание и нерадит о заповедях Христовых, тот биен будет много ( Лк. 12, 47 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 132). ...Кто исполняет волю Господню, тот будет признан мужем совершенным (прп. Ефрем Сирин , 30, 132). Источник. Кто соблюдает заповеди, тот любит себя, а кто пренебрегает ими, тот вредит душе своей (прп. Ефрем Сирин , 30, 177). Источник. Втайне, возлюбленный, исполняй заповеди Господни, и Господь воздаст тебе явно (прп. Ефрем Сирин , 30, 192). Источник. Убивает душу свою, кто уклоняется от заповедей Господних; неизглаголанную же радость наследует всякий, кто в действительности их соблюдает (прп. Ефрем Сирин , 30, 200–201). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Не соревнуй делам небогобоязненности. Ибо что лучше? роскошествовать ли несколько дней и выполнять по хоти плоти, но лишиться жизни вечной? Или ненадолго потерпеть тесноту, но избежать вечного осуждения и скрежета зубов, и достигнуть Вечной жизни? (прп. Ефрем Сирин , 31, 153). ...Если с юности будешь ходить стезею правды, и исшествие твое будет в мире (прп. Ефрем Сирин , 31, 153). ...Если порабощен ты земному мудрованию, то дело твое обратится в суету. Никтоже может двема господинома работати ( Мф. 6, 24 ) (прп. Ефрем Сирин , 31, 157). Источник. Горе тебе, душа, что пребываешь бесчувственною в настоящей жизни, каждый день предаваясь роскоши, смеху, рассеянности и живя распутно; в будущий век будешь плакать, подобно богачу, мучимая в пламени вечного огня (прп. Ефрем Сирин , 31, 597). Источник. Жизнь нашу надобно сберегать, как вино. Не как случится должна проходить она, не смеху надобно посвящать ее, не многословию, хотя бы и невинному, не частым изворотам, хотя бы и не хитрым, не рассматриванию различных вещей, хотя бы и не напоминающих об удовольствии, не многолюдству, хотя бы упрашивали окружающие. Ибо кто предан сему, тот, хотя не потерпит вреда, однако же не насладится и выгодами (прп. Ефрем Сирин , 31, 614–615). Источник. Предусматривай будущее, как человек разумный, наблюдай настоящее, как человек смертный (прп. Ефрем Сирин , 31, 630). Источник. Нередко за ничтожную вещь проливается кровь, а чрез несколько времени человек оставляет ее и выходит из этой жизни нагим и жалким, ничего не приобретши здесь, и не улучив вечных благ. Какое суетное стремление! Как душевредна жизнь сия! Как издевается она над человеком! Итак, размысли, человек, что имеет в себе эта жизнь? В ней зловоние, скорбь, труд, мука, непрестанные хлопоты, неправда, любостяжательность, ложь, татьбы, отравы, недоброжелательства, пленения, кораблекрушения, вдовство, сиротство, неплодство, укоризны, клеветы, посрамления, убытки, грабежи, стенания, войны, ненависть, зависть, убийства, и старость, и болезни, и грех, и смерть (прп. Ефрем Сирин , 32, 18–19). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

И видя Бог покаяние, уступил желанию, склонился на прошения... определил, чтобы покаяние предводительствовало немощным естеством и дал ему власть над немощью человеческою; определил срок суда и повелел покаянию не преступать своих пределов в день Суда, не изъявлять желания продолжить власть свою, а скорее стать обвинителем, что человек пренебрегал стольким терпением; не просить милости, чтоб срок был отложен, но с негодованием приступить к отмщению... Источник. И покаяние соглашается на сии повеления, и стремительность ангелов превращает в спокойствие. Бог прекратил угрозы, и ниневитяне спасены. Покаяние исходатайствовало, и город возвратил себе благоденствие. Под городом разумеется вся вселенная и под ниневитянами все человечество... пощада Ниневии распространилась на всех. Христос воскрес, и человечеству благовествуется воскресение. Определение Божие от одного простирается навесь род (прп. Ефрем Сирин , 32, 178–180). Источник. Велико покаяние на земле, потому что душам служит лествицею к восхождению туда, откуда свержены они грехом. Оно восстановляет естество и возвращает ему собственное его достоинство (прп. Ефрем Сирин , 32, 181). Источник. Покаяние проповедует оставление грехов, но не терпит, чтобы пренебрегали им. С обращающимися оно неразлучно и отвращается от пребывающих во грехе (прп. Ефрем Сирин , 32, 207). Источник. Покаяние, братия, есть ковчег милосердия. Устремимся же к сему другу человечества (прп. Ефрем Сирин , 33, 122). Источник. ...Покаяние распростирает крыла свои, чтобы с любовью объять всякого, кто ни придет к нему. О, покаяние, ты образ благодати; так же любишь грешников, как и Господь твой! (прп. Ефрем Сирин , 33, 123–124). Источник. Кто же смежит вежди свои пред зерцалом Писания и, при таком множестве покаявшихся, не приложит врачевства сего к язвам своим? (прп. Ефрем Сирин , 33, 127). Источник. Если самому тебе стали несносны расслабление твое, гнойные струпы и язвы твои, то есть у тебя весьма искусный Врач, Который находит для Себя славу в твоем исцелении (прп. Ефрем Сирин , 33, 154). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Славолюбие – душевный недуг, лукавая страсть (прп. Ефрем Сирин , 30, 178). Источник. Если видишь, что человек на земле достиг великого достоинства, не дивись этому; но дивись тому, кто возненавидел земную славу (прп. Ефрем Сирин , 30, 195). Источник. ...Не люби человеческой славы, ибо она не останется при тебе вовек... (прп. Ефрем Сирин , 31, 156). Горе тебе, душа, что любишь славу человеческую, и почести, и нарядные одежды, и приобретение вещественного; посему в день Суда будешь мерзка перед Богом, и отринута от лица Его, и сопричислена к надменным бесам (прп. Ефрем Сирин , 31, 598). Источник. Если пренебрежешь тленною славой, то сделаешь себя славным перед Единым Богом, и тем приведешь в бездействие змия, потому что прародителям внушил он пожелание славы Божества (прп. Ефрем Сирин , 32, 197). Источник. Когда человек далек от памятования о Боге и от страха Божия, тогда необходимо ищет он славы и домогается похвалы от тех, кому служит. Такого же человека Господь обличает, что он неверный... (прп. Ефрем Сирин , 32, 337). Источник. Славные и могущественные – до двери только гроба; и хищники и грабители – до двери так же гроба (прп. Ефрем Сирин , 33, 389). Источник. Смотрите, чтобы не уловила тебя в обман суетная слава, – это западня для людей, не далеких умом (свт. Григорий Богослов , 15, 364). Источник. ...Здешняя слава – ветер, ничтожная милость ничтожных. Если она и справедлива, то ничего не прибавляет. А если не истинна, обращается даже во вред... (свт. Григорий Богослов , 16, 135). Источник. ...Не за всякою славою гонись, и гонись не слишком; лучше быть, нежели считаться добрым. А если не можешь себя умерить, лови славу, но не суетную и не новую. Что пользы обезьяне, если примут ее за льва? (свт. Григорий Богослов , 16, 203). Источник. Если же любишь ты человеческую славу, хочешь, чтобы кланялись тебе, ищешь себе покоя, то совратился ты с пути (прп. Макарий Египетский , 67, 95). Источник. ...Кто имеет в виду высшую жизнь, для кого красота есть чистота души, богатство – нищета, отечество – добродетель, город – самые царственные обители Божии, тот земную славу будет считать позором (свт. Григорий Нисский , 25, 131). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Похоть плоти есть насыщение чрева множеством разных яств, за которыми следует нечистота блудная (прп. Антоний Великий , 89, 112). Источник. Похоть очес имеет предметом своим вещественные блага, при обладании коими око или возносится, или влагает в сердце нечистые виды (прп. Антоний Великий , 89, 112). Источник. ...Не возможешь соблюсти себя от греха и очиститься от плотских похотей, если не получишь божественной помощи (прп. авва Исаия , 59, 86). Возненавидь похоть яств, чтобы Амалик не преградил тебе путь (прп. авва Исаия , 89, 548). Похоть не перестает жалить и мучить невоздержанного, пока не произведет в душе греховного струпа, который, при воспоминании гнусных дел, издает зловоние (свт. Василий Великий , 6, 266). Источник. Сокруши похоть прежде, нежели похоть сокрушит тебя (прп. Ефрем Сирин , 30, 148). Источник. Кто занимается красотою женщины, тот в душе своей насаждает пожелание красоты ее, а кто замедляет у дверей дома ее, тот уподобляется идущему по льду; потому что недалеко от него поползновение (прп. Ефрем Сирин , 30, 181). Источник. Если беспокоит тебя дух блуда, запрети ему, говоря: «Господь да потребит тебя, исполненный зловония, бес нечистоты!» Ибо знаем сказавшего: мудрование плотское вражда на Бога ( Рим. 8, 7 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 185). Источник. Подавляй в себе похоть, возлюбленный, пока она не подавила тебя; потому что покоряющихся ей приводит она во дно адово (прп. Ефрем Сирин , 30, 206). Источник. Внимательность ума и ожидание суда уничтожат внутреннее щекотание и иссушат усиливающуюся похоть; и в таковой душе произойдет тишина (прп. Ефрем Сирин , 30, 511). Источник. ...Будем бегать всякой юношеской похоти, чтобы... не быть отсеченными, уподобившись согнившему члену и отсекаемому благотворно для прочих членов тела. Господь сказал: се, здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет ( Ин. 5, 14 ) (прп. Ефрем Сирин , 31, 194). Источник. ...Зверь, если привык к плотоядству, чаще удовлетворяет сей страсти. А ты хочешь меня уверить: если однажды удовлетворишь похоти, не будет она более тревожить (прп. Ефрем Сирин , 31, 221).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Раздражительность Не говори с раздражением, но да будут слова твои с мудростью и разумом, равно как и молчание твое... (прп. Антоний Великий , 89, 103). Источник. Раздражение есть упоение души, оно так же выводит душу из ума, как и вино (свт. Василий Великий , 8, 17). Источник. ...Раздражение есть какое-то воспламенение и скорое испарение страсти... (свт. Василий Великий , 8, 152). Источник. ...Если в состоянии будешь целомудренным рассудком подсечь горький корень раздражительности, то сим уничтожишь много страстей в самом их начале (свт. Василий Великий , 8, 153). Источник. Лучше улыбкою пресечь раздражение, нежели свирепствовать неукротимо (прп. Ефрем Сирин , 30, 175). Источник. Раздражительность в человеке – ров для него; а кто преодолел в себе раздражительность, тот миновал этот ров (прп. Ефрем Сирин , 30, 191). Источник. Что же такое раздражительность? Это страсть наглая и бесстыдная, за которой следует печаль и раскаяние... (прп. Ефрем Сирин , 30, 193). Источник. Человек раздражительный и шумливый щедр на клятвы, а безмолвствующий разумен (прп. Ефрем Сирин , 30, 193). Источник. Что яд аспидов, то раздражительность и памятозлобие; потому что они и лицо изменяют, и мысль возмущают, и жилы расслабляют, и производят в человеке недостаток сил к совершению дел, а кротость и любовь отдаляют все это (прп. Ефрем Сирин , 30, 194). Источник. Пища для огня – дрова, а пища для раздражительности – высокоумие (прп. Ефрем Сирин , 30, 198). Источник. Хочешь ли укротить раздражительность? Возьмись за смиренномудрие, и ходи путем кротких и смиренных (прп. Ефрем Сирин , 30, 198). Источник. Раздражительность, когда не преступает меры, служит оружием соревнованию. Без сильного желания неудобопостижим Бог. Но знаю и наставника в добре; это – рассудок. Если же все это обращено будет на худшее, то раздражительность произведет оскорбления и злодеяния, пожелание распалит нас к гнусному сластолюбию, а рассудок не только не подавит сего, но еще поможет своими ухищрениями. Так добрые дарования отдаются во власть нашему растлителю! Но нехорошо Божий дар мешать со злом (свт. Григорий Богослов , 16, 166). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Бывает слово праздным, именно когда человек исповедуется и не исправляется, когда говорит, что кается, и снова грешит (прп. Ефрем Сирин , 30, 281). ...Худой отзыв о другом есть праздное слово; потому что, как скоро видит очерняемого, умолкает (при. Ефрем Сирин , 30, 281). Источник. ...Кто от себя сложил ложь, тот предается празднословию; потому что пересказывал, что не было сделано и чего не видал (прп. Ефрем Сирин , 30, 281). Источник. ...Что такое праздное слово? – Обещание веры, не исполненное на деле. Человек верует и исповедует Христа, но остается праздным, не делая того, что повелел Христос (прп. Ефрем Сирин , 30, 281). То , которое... учит делать доброе, а само не делает (прп. Ефрем Сирин , 30, 282). ...Только проходящие духовную жизнь услаждаются такими речами, предмет которых добродетель; склонные же к жизни, преданной страстям, не терпят слушать о духовном, но смеются над этим, и кто говорит, того гонят от себя прочь. Беседуя же о страстях и удовольствиях, не знают сытости и согласны лучше лишиться пищи и сна, нежели положить конец такому пустословию (прп. Ефрем Сирин , 30, 492). Источник. Кто празднословит во время Божией службы, тот подвергнется сугубому порицанию за то, что отвлекает от молитвы и псалмопения как того, с кем разговаривает, так вместе и тех, которые стоят близ него (прп. Ефрем Сирин , 31, 294–295). Источник. ...Как в детях напечатлеваешь первые правила нравственности для того, чтобы они впоследствии избегали пороков, так и в отношении к слову не должно сказывать дерзости и необузданности даже в суждениях о вещах маловажных, чтобы не приучиться к такому злоупотреблению в суждениях о важнейшем. Ибо легче не поддаться пороку вначале и избежать его, когда он только к нам близок, нежели пресечь и стать выше его, когда он уже сделал в нас успехи; как и камень легче подпереть и удержать в начале, нежели поднять вверх во время его падения (свт. Григорий Богослов , 14, 169). Лучше спать, чем проводить время в пустословии (прп. авва Евагрий, 89, 611).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Враг не знал, что святые победят; иначе, как зложелательный, не вступил бы в борьбу с тем, кто будет увенчан. А если знал, то значит, что стал он доброжелательным. Если же стал доброжелательным, то для чего низлагает падающих? (прп. Ефрем Сирин , 32, 260). Источник. ...Воспротивимся и сотворим с ним брань, восприяв на себя сильные оружия нашего воздержания, т. е. прежде всего самую правую веру, упование будущих благ и нелицемерную любовь. Сими тремя духовными оружиями низложим три лукавые ухищрения врага, т. е. забвение, неведение и леность. Ибо это – три лукавые и тонкие его вымыслы; сими тремя силами ввергает он в пагубу род человеческий, особенно тех, которые внимают лукавым его советам. Сии три козни его зловреднее всех его вымыслов, потому что весьма тонки и неприметно вкрадываются в нас, и мы не думаем, что делаем худо, предаваясь сим порокам (прп. Ефрем Сирин , 32, 280). Ничто... так не одолевает и не низлагает , как покорность, послушание, смиренномудрие и искренняя любовь. Сии добродетели... – стрелы в сердце врагу (прп. Ефрем Сирин , 32, 292). ...Человекоубийца искони – диавол, за гордость лишен Царства Небесного и ею же низлагает превозносящихся (прп. Ефрем Сирин , 32, 292). Источник. Если любишь духов злобы и лукавства и услаждаешься ими, вскоре делаются они содейственниками твоими и прилепляются к тебе, потому что враг самый неотступный товарищ людям в грехе и равно рад он всякому (прп. Ефрем Сирин , 32, 316). ...Противник всегда препятствует прекрасному, обольщает или увлекает ум, чтобы при памятовании о прекрасном не возлюбил... горнего, но обольстил волю свою какими-нибудь земными мыслями и пожеланиями (прп. Ефрем Сирин , 32, 338). ...Все усилие и тщание противника... состоит в том, чтобы прийти ему в возможность отвлечь ум от памятования о Боге, от страха и любви ко Господу, употребив для сего земные приманки, или какими-нибудь благовидными мыслями отвратить ум к благам мнимым от блага истинного, т. с. от любви к Богу. Ибо все, что ни делает человек хорошего, лукавый хочет очернить и осквернить... (прп. Ефрем Сирин , 32, 339). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Тайное поучение и чтение (Священного Писания) есть дом души недоступный для врагов, столп неподвижный, пристанище тихое и безмятежное, верно спасающее душу (прп. авва Исаия , 59, 219). Когда заметишь в себе, что скучно для тебя чтение Божественных Писаний и неохотно слушаешь духовные наставления, тогда знай, что душа твоя впала в тяжкую болезнь. Ибо это – начало зломудрия, которым болевшие пожали плод смерти (прп. Ефрем Сирин , 30, 522). Источник. ...Будь трезвен, чтобы чтением доставить пользу и себе самому, и слушающим тебя (прп. Ефрем Сирин , 31, 219). Источник. Когда... начинаешь читать Божие Писание, старайся читать, как обязанный пересказать, что слышал (прп. Ефрем Сирин , 31, 632). Источник. ...Чтение Божественных Писаний приводит в собранность блуждающий ум и дарует ведение о Боге (прп. Ефрем Сирин , 32, 96). Источник. Когда же читаешь , читай с усердием и прилежно; с великим вниманием останавливайся на каждом стихе, и не листы только переворачивать старайся, но, если нужно, не поленись и дважды, и трижды, и несколько раз прочесть стих, чтобы уразуметь силу его (прп. Ефрем Сирин , 32, 99). Где священные книги и чтения, там веселие праведных и спасение душ (прп. Ефрем Сирин , 32, 401). Прилежно читай Писание, потому что в нем научишься мудрости (прп. Ефрем Сирин , 33, 354). Источник. Как только кто касается Евангелия, то тотчас благоустрояет ум свой, и при одном только взгляде на него отрешается от (всего) житейского. Если же присоединится и внимательное чтение, то душа, как бы вступая в таинственное святилище, очищается и делается лучшею, так как с нею беседует Бог через эти Писания... Даже если ты и не понимаешь содержащегося в них, от самого чтения бывает великое освящение. Впрочем, невозможно, чтобы ты одинаково не понимал всего; благодать Духа для того именно и устроила, что эти книги сложили мытари, рыбари, пастыри овец и коз, люди простые и неученые, чтобы никто из простых людей не мог прибегать к такой отговорке, чтобы всем было удобопонятно то, что говорится, чтобы и ремесленник, и слуга, и вдовая женщина, и необразованнейший из всех людей получили пользу и назидание... ибо не для суетной славы, как внешние (мудрецы), но для спасения слушателей сложили все это те, которые в начале удостоились благодати Духа (свт. Иоанн Златоуст , 44, 812–813). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010