...В совершении добродетели должно соединиться... и человеческое усердие, и помощь, по вере приходящая свыше (свт. Василий Великий , 9, 355). ...Приобретение добродетели и обогащение добрыми делами есть любостяжание похвальное, хищение, не доводящее до слез, ненасытность, достойная венца; и виновен тот, кто не делает таких насилий (свт. Василий Великий , 9, 360). Источник. Упражнение в добродетели – драгоценное достояние для того, кто имеет, и самое приятное зрелище для того, кто видит (свт. Василий Великий , 11, 238). Должно приобрести страх Господень и в высшей степени целомудрие, от которых рождаются любовь, радость, мир, послушание, великодушие, воздержание, терпение и все, что прилично христианам (прп. Ефрем Сирин , 30, 150). Источник. Вера рождает чистоту, смиренномудрие, послушание, долготерпение и воздержание; покаяние же – слезы, а любовь – терпение и надежду (прп. Ефрем Сирин , 30, 181). Источник. Человек деятельный – розга Христова. Как виноградная кисть, лежащая на земле, делается негодною, так и рассудок, развлекаемый земным, не способен к добродетели (прп. Ефрем Сирин , 30, 194). Источник. ...Украсим же ее постом, молитвами, бдениями и слезами, чтоб душа обрела несколько дерзновения пред престолом Страшного Судии... (прп. Ефрем Сирин , 31, 94). Как идущий со светильником светит тем, которые вместе с ним, так светит и добродетель, которая всегда носит с собою славу (прп. Ефрем Сирин , 31, 117). Источник. Храни чистоту тела своего. Любовь есть матерь добродетелей, а чистота – светильник и опора. Светильник также для них безмолвие, и стена для них страх Господень (прп. Ефрем Сирин , 31, 296). Когда стараешься научиться добродетели, тогда представляй скудость ума своего (прп. Ефрем Сирин , 31, 628). Источник. Оградись от того, что противоположно добродетелям, потому что утомляющегося покаянием сопровождает неразумие. Если ты постишься, безумно смеешься, то легко тебя запнуть. Если на молитве плачешь, а в обществе ведешь себя по-мирскому, то скоро уловят тебя в сети. Если при целомудренном поведении ты беспечен, то не умедлишь пасть (прп. Ефрем Сирин , 32, 183–184).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ближний Никого не порицайте, никого не осуждайте, не уничижайте ни словом, ни мыслию (прп. авва Исаия , 60, 8). Источник. Если позовет тебя брат твой в то время, когда ты занят своим рукоделием, поспеши узнать, чего он желает, и, оставив свое дело, помоги ему (прп. авва Исаия , 60, 15). Если помысл борет тебя уничижить ближнего, помысли, что Бог за сие предаст тебя в руки врагов твоих – и сей помысл отступит от тебя (прп. авва Исаия , 60, 97). Со всеми и во всяком деле должно в точности соблюдать глаголы Господни, ничего не делая по пристрастию (свт. Василий Великий , 7, 401). Источник. ...При старших молчать, мудрых слушать, к равным иметь любовь, низшим подавать исполненный любви совет (свт. Василий Великий , 9, 53). Источник. Крепкий пусть помогает немощным, усердный утешает малодушного, трезвенный возбуждает объятого сном, постоянный подает советы непостоянному, воздержанный вразумляет беспечного и бесчинного (прп. Ефрем Сирин , 30, 123). Источник. Если затрудняется делом брат твой, раздели с ним труд, чтобы сподобиться тебе в оный день услышать от Господа: что сделал ты для единого сих братий Моих меньших, то для Меня сделал (ср.: Мф. 25, 40 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 153). Источник. Не искушай брата своего, преследуя его насмешками, чтоб самого не выдали в нужде, ибо написано: иже. раздражает словесы, не спасется ( Притч. 19, 7 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 160). Источник. Оказывай честь брату пред знакомыми его, и будешь почтен пред Господом (прп. Ефрем Сирин , 30, 179). Источник. Кто огорчает ближнего, тот возбуждает его к раздражению, а миротворец – блажен, яко сын Божий наречется (ср.: Мф. 5, 9 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 180). Источник. Кто смеется над ближним, тот как бы клевещет на него, а клевета ненавистна Богу и людям (прп. Ефрем Сирин , 30, 180). Источник. Изреки слово утешения душе нерадивой, и Господь подкрепит сердце твое (прп. Ефрем Сирин , 30, 183). Источник. Не обременяй брата своего, ибо если на скота своего возложишь груз не по силам, станет он на половине пути (прп. Ефрем Сирин , 30. 185).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Люби доброе общество, от худого же сообщества удаляйся. И чародей, и разбойник, и разоритель гробов такими не родились, но научились сему от людей, у которых сатана растлил ум... (прп. Ефрем Сирин , 30, 497). Источник. Умно отдаляйся от вредных встреч, чтоб прекрасно покоился внутренний человек (прп. Ефрем Сирин , 30, 509). Источник. Не проводи время с лицедеями, чтоб не растлились мысли твои, потому что речи их весьма вредны. Стариков заставляют они поступать по-юношески, а молодых вовлекают в беззаконные дела (прп. Ефрем Сирин , 30, 510). Источник. Блудник не может любить гнушающегося страстию, и вор – удаляющегося от неправды; но подобному себе прилепится муж ( Сир. 13, 20 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 510). Источник. Всегда избегай вредных сходбищ, и душа твоя будет наслаждаться тишиною (прп. Ефрем Сирин , 31, 105). Источник. Живя с праведными, и сами будем жить праведно и преподобно. А если и с грешными живем, то постараемся не делам их подражать, но их при содействии благодати привлечь собою на путь спасения (прп. Ефрем Сирин , 31, 215). ...Горе тому, кто сближается с людьми злочестивыми и непокорными. Он увидит горькие дни, потому что самоуправство, разъединение со всеми и самоволие доводят человека до оскудения и совершенного лишения духовных плодов и дарований (прп. Ефрем Сирин , 32, 230). Источник. Доброго всегда предпочитай недоброму . Обращаясь с порочными, и сам непременно сделаешься порочным. От худого человека никогда не принимай милости, потому что он старается чрез это найти у тебя извинение своим делам (свт. Григорий Богослов , 16, 207). ...С какими людьми кто постоянно обращается, тем и уподобляется нравом (свт. Иоанн Златоуст , 44, 126). Если дружба с кем-нибудь вредит и влечет к участию в нечестии, то, хотя бы то были родители, удались от них... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 501). Источник. Как сообщество злых вредит имеющим сношение с ними, по слову блаженного Павла: тлят обычаи благи беседы злы ( 1Кор. 15, 33 ), так и сообщество добрых весьма полезно сближающимся с ними. Поэтому человеколюбивый Господь наш и попустил жить добрым вместе со злыми, чтобы эти получили пользу от сообщества тех, и не оставались навсегда в грехе, но, имея постоянно пред глазами пример их, извлекали из него себе назидание (свт. Иоанн Златоуст , 47, 34). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Правда есть способность воздавать за все по достоинству... (свт. Василий Великий , 8, 176). Человеку здравомыслящему более всего должно избегать того, чтобы жить для славы, сообразоваться с мнением большинства, а неправый разум ставить вождем жизни; но, хотя бы пришлось противоречить всем людям или за прекрасное навлечь на себя бесславие и опасности, и в таком случае не должно решаться на извращение правильно дознанного (свт. Василий Великий , 8, 312). ...Если возлюбишь путь правды, то обретешь вечную жизнь (прп. Ефрем Сирин , 30, 105). Источник. ...Истина горька для старающихся быть скрытными, и обличение кажется жестоким особенно для людей, которые хотят, чтобы о них хорошо думали другие (прп. Ефрем Сирин , 30, 278). Если кто и справедливо употребит злоречие, то правда его исполнена неправды (прп. Ефрем Сирин , 31, 448–449). Источник. Избери себе делание правды – этот полезный для тебя труд. Воспользуйся сею скоротечною жизнью и имей непрестанно перед глазами тот страх и ужас, какой ожидает тебя в день испытания (прп. Ефрем Сирин , 33, 302). Источник. ...Приобретем себе правду, и тогда Царство будет наше; потому что соблюдается оно праведным. Будем же делать правду (прп. Ефрем Сирин , 33, 334). Источник. Делание правды ни для кого не затруднительно. Пусть каждый делает, сколько может; правда и не требует от него большего. Пусть всякий по силам своим несет на себе возлагаемое на него правдою; потому что иго Божие легко и для всякого удобоносимо (прп. Ефрем Сирин , 33, 334). Источник. Труд правды подает только случай Подателю за малое наградить великим богатством; потому что не укоряется и за малое приумножение правды, кто приумножает (прп. Ефрем Сирин , 34, 280). Источник. Господь, преподав многие заповеди о любви, повелел искать правды Божией; ибо знал, что она матерь любви (прп. Макарий Египетский , 67, 258). Источник. Делай правду, совершаемую во внутреннем человеке, где поставлен Христов алтарь вместе с нескверным святилищем, да свидетельство совести твоей похвалится Крестом Христа, очищающего совесть твою от мертвых дел, и послужишь Богу духом своим, узнаешь, Кому поклоняешься, по сказанному: мы поклоняемся, егоже вемы (ср.: Ин. 4, 22 ) (прп. Макарий Египетский , 89, 249).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Богородица ...Дева, силою Пребывающего в Ней, родила естественно, но ничего не потерпела. Печать девства не нарушена ни зачатием Христовым, ни рождением (прп. Ефрем Сирин , 31, 424). Источник. Как купина на Хориве во пламени вмещала Бога, так Мария носила Христа во чреве (прп. Ефрем Сирин , 34, 223). ...Мария соделалась для нас небом – Божиим престолом, потому что в Нее низошло и в Ней вселилось высочайшее Божество. Чтобы нас возвеличить, умалилось в Ней Божество, не умаляясь, впрочем, в естестве Своем. В Ней облеклось Оно в ризу для нас же, чтобы нам доставить Ею спасение (прп. Ефрем Сирин , 34, 226). Источник. Она – также новое небо, потому что в ней обитал Царь царей. В Ней воссиял Он, и пришел в мир, у Нее заимствовал образ, в Ее облекшись подобие. Она – виноградная лоза, произрастившая Гроздь. Не по чину естества дала она Плод сей; в Ее облекшись образ, явился Плод из Нее. Она – источник, потому что живая Вода истекла из Нее жаждущим, и вкусившие пития сего дают стократные плоды (прп. Ефрем Сирин , 34, 227). ...Мария – есть дщерь Света, потому что чрез Нее озарились светом и мир, и обитатели его, омраченные чрез Еву, виновницу всех зол (прп. Ефрем Сирин , 34, 287). Источник. ...Необходимо нам исповедовать, что Святая Приснодевственная Мария действительно есть Богородица, чтобы не впасть в их злохуление. Ибо отрицающие, что Святая Дева действительно есть Богородица, не суть уже верные, но ученики фарисеев и саддукеев; напитанные их закваскою, ослепили они очи ума своего, хуля Господа... (прп. Ефрем Сирин , 35, 471). Если кто не признает Марию Богородицею, то он отлучен от Божества (свт. Григорий Богослов , 15, 197). Источник. ...О Нерастленной и Неискусобрачной невозможно в собственном смысле употребить слово «зачатие», потому что именования девство и плотское зачатие не соединимы в Одной и Той же. Но как Сын дан нам без отца, так и Отроча рождается без плотского зачатия. Дева как не познала, каким образом в теле Ее составилось богоприемное тело, так не ощутила рождения, потому что, по свидетельству пророчества, без болезней рождения было у Нее рождение. Исаия говорит: прежде неже приити труду, чревоболения избеже, и породи мужеск пол (ср.: Ис. 66, 7 ) (свт. Григорий Нисский , 20, 336). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Подвижник, жди Того, Кто прекрасно возвышает, и никак не малодушествуй ради настоящего. Ибо ты борец и делатель Христов, условившийся целый день провести в борьбе и претерпеть зной целого дня (см.: Мф. 20, 12 ). Почему же, не исполнив еще меры дня, домогаешься упокоения? Дождись вечера, предела здешней жизни, и тогда Домовладыка придет и отсчитает тебе плату (свт. Василий Великий , 9, 380–381). Источник. Не надобно желать себе лучшей одежды или обуви, а должно выбирать такую, которая похуже, дабы и в этом показать смиренномудрие, и не явиться любящими наряды, самолюбивыми и чуждыми братолюбия, потому что домогающийся первенства отпал от любви и смиренномудрия (свт. Василий Великий , 9, 386). ...Если и женщины желают жить по-евангельски, предпочитают девство браку, порабощают мудрование плотское и живут в ублажаемом плаче; то они блаженны за сие избрание, в какой бы земле ни находились (свт. Василий Великий , 11, 69). Подвиг ваш временный, а воздаяние и похвала вечные; труд ваш краток, а упокоение и совершенство нестареющие (прп. Ефрем Сирин , 30, 109). Источник. Один течет поприщем и подвизается из любви ко Христу, а другой из тщеславия (прп. Ефрем Сирин , 30, 133). Источник. Велик и начавший, но не как продолживший; велик и первый, но не как совершивший (прп. Ефрем Сирин , 30, 158). Дом, построенный на песке, не устоит; и подвижничество, к которому примешано что-нибудь, непродолжительно (прп. Ефрем Сирин , 30, 170). Источник. Выгоду будем оценивать, смотря по удовлетворительности; и узнаем, какая польза от нашего подвига (прп. Ефрем Сирин , 31, 626). Источник. Неизбежный подвиг уже при дверях. Все восприимем на себя щит веры; с любовью почерпнем из Божественного Источника спасительные для души нашей надежды. Разумею же, возлюбленные братия, несозданную Единосущную Троицу, сей Источник, источающий жизнь (прп. Ефрем Сирин , 32, 137). ...Сперва должно упражняться в трудах и приобрести венец в подвиге, чтобы таким образом вкусить и Божественной благодати. Горечь подвига заменяется сладостию упокоения, и суровость жизни заменяется благодатию (прп. Ефрем Сирин , 32, 261). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Горе нам, что грехи умножаются в нас от злых и нечистых помыслов, а мы не внимаем, что это удаляет нас от Бога и подвергает нападению злобных духов (прп. авва Исаия , 59, 191). Когда некие будут говорить о помыслах, борющих тебя, не желай слушать их, чтобы не было это тебе поводом к брани (прп. авва Исаия , 89, 292). Лукавые помыслы, начавшись в душе, остановившись же в сердце, не ограничиваются им; но выходят из сердца и как бы вырастают из него, пронзая плоть и являясь наружу (свт. Василий Великий , 6, 28). Источник. ...Два способа, которыми непристойные мысли приводят в смущение здравый рассудок: или душа по собственному нерадению блуждает около того, что для нее неприлично, и от одних мечтаний переходит к другим самым бессмысленным; или бывает сие по злоумышлению диавола, который старается представлять уму предметы непристойные и отводить его от созерцания и внимательного рассматривания предметов похвальных (свт. Василий Великий , 9, 356). Источник. Если хочешь узнать сердечные помышления, обрати внимание на уста; от них узнаешь, о чем заботится и старается сердце – о земном или о небесном, о духовном или о плотском... (прп. Ефрем Сирин , 30, 87). Источник. ...Отчего же иногда душа побеждается помыслами? Оттого, что душа не противится помыслам, но дозволяет входить им внутрь, и они, находя там себе пищу, понемногу расстроивают душу (прп. Ефрем Сирин , 30, 168). Кто увлекается своими пожеланиями и приятностью помыслов, тот легко сделается пленником, а воздерживающийся спасется (прп. Ефрем Сирин , 30, 169). Источник. Как желуди питают свиней, так злые помыслы питают злые вожделения (прп. Ефрем Сирин , 30, 194). Источник. ...Соизволение на оные признается за самое дело (прп. Ефрем Сирин , 30, 263). ...Если же помыслами соглашаешься на дело, то оскверняешься самою нечистотою (прп. Ефрем Сирин , 30, 265). Источник. ...Господь сказал, что соизволение на помыслы сквернит человека (см.: Мф. 15, 18–20 ), ибо известно Ему, что в теле действует душа (прп. Ефрем Сирин , 30, 265).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Василий Великий , 5, 337). Источник. Как человек, в которого вонзены вещественные гвозди, будучи удерживаем болью, остается бездейственным, так и пригвожденный страхом Божиим, ожиданием угрожающих наказаний пронзаемый как бы некоторою болью, не может и глаз употреблять, на что не должно, и рук простирать на дела непозволенные, и вообще, ни в малом, ни в великом поступать вопреки своему долгу (свт. Василий Великий , 8, 171). Где обитает страх, там пребывает всякая душевная чистота; потому что оттуда бежит всякий порок и всякий нечестивый поступок... (свт. Василий Великий , 8, 171). Источник. ...Страх Божий преодолевает всякого рода душевные недостатки... (свт. Василий Великий , 9, 106). Источник. ...В ком ясно напечатлено ожидание угрожающего, тому живущий в нем страх не дает времени впадать в поступки или помышления необдуманные (свт. Василий Великий , 10, 303). Блажен тот человек, который имеет в себе страх Божий. Он явно ублажается и Святым Духом. Блажен муж бояйся Господа ( Пс. 111, 1 ) (прп. Ефрем Сирин , 31, 5). Источник. Кто не имеет в себе страха Божия, тот открыт нападениям диавольским (прп. Ефрем Сирин , 31, 6). Источник. В ком есть страх Божий, тот не бывает беспечен, потому что всегда трезвится (прп. Ефрем Сирин , 31, 6). Источник. Кто боится, тот не парит умом туда и сюда, потому что ждет своего Владыку, да не приидет внезапу и обрящет его ленивым, и растешет его полма (ср.: Лк. 12, 46 ) (прп. Ефрем Сирин , 31, 6). Источник. В ком есть страх Божий, тот удобно спасается от умыслов злокозненного врага. Враг ни в чем не уловляет его; потому что он из страха не допускает до себя плотских удовольствий (прп. Ефрем Сирин , 31, 6). Источник. Кто не имеет у себя страха Божия, тот парит умом и равнодушен к добру, спит без меры и нерадит о делах своих... (прп. Ефрем Сирин , 31, 6–7). Источник. ...Кто всегда в себе имеет страх Божий, и у кого сердце чистое, тот не любит злословить других, не услаждается чужими тайнами, не ищет себе отрады в падении других (прп. Ефрем Сирин , 31, 27).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Сотериология Путь ко спасению ...Пусть и не воображают, что можно наследовать жизнь и спасение, не повинуясь епископам и священникам... (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 107). Будем ревновать о доброй и боголюбивой жизни не ради человеческой похвалы, но изберем добродетельную жизнь ради спасения души; ибо каждодневно видится смерть перед глазами нашими, – и все человеческое ненадежно (прп. Антоний Великий , 89, 77). Источник. Началом же спасения и Царствия Небесного бывает для души любовь (прп. Антоний Великий , 89, 89). Источник. ...Не одно странничество спасает человека, но исполнение заповедей... (прп. авва Исаия , 89, 358). В покаянии – спасение, а неразумие – смерть покаяния. Скрывай себя от людей суетных; обнаруживай же себя, всего чаще, перед Богом (свт. Василий Великий , 9, 44). Источник. ...Кто хочет спастись, тот старайся, и кто желает войти в Царство, тот не будь нерадив... (прп. Ефрем Сирин , 30, 83). Человек благоразумный соблюдет заповеди, а кто соблюдет их, тот приобрел рай вечных утех (прп. Ефрем Сирин , 30, 182). Источник. Начало и конец для верных – вера, надежда и любовь... (прп. Ефрем Сирин , 30, 201). Источник. Ничто не приводит так душу ко спасению и не делает ее столько бодрою к трудам, как если найдется учитель, который проповедует добродетель самим делом... (прп. Ефрем Сирин , 30, 506). Желает ли кто быть небесным? Питай всегдашнюю ненависть к тому, что на земле, и, гнушаясь этим, подвизайся как совершенный, и желай Небесного Царства (прп. Ефрем Сирин , 30, 543). ...Кто действительно желает бессмертной жизни и вожделевает Небесного Царства, тому надобно стать выше и больше всего, что есть в веке сем, простираться далее всех пределов, полагаемых миром, и выше всякой земной славы, расторгнуть все узы вещества, возлюбить небесную славу Христову, и к любви сей не примешивать ничего иного, и ничего не любить в сем веке, или в сей жизни (прп. Ефрем Сирин , 32, 37). В какой мере предается каждый телесному и душевному подвигу со всяким услаждением добрыми делами, в такой же мере приобретает он причастие Святаго Духа к духовному возрастанию в обновлении ума; по благодати и туне получая спасение, а по вере, любви и подвигу свободного произволения входя в преспеяние и меру, чтобы как по благодати, так и по правде стать наследником вечной жизни и не всецело Божиею силою и благодатию, без собственного человеческого содействия и старания, возрастая в преспеяние, и не всецело собственною силою и крепостию, без содействия и помощи Духа, имея возможность прийти в совершенную волю Божию и в меру чистоты (прп. Ефрем Сирин , 32, 321–322). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Отважному юноше и старцу не придавай смелости делать неприличное, ибо боящийся Господа попечется о людях своих (прп. Ефрем Сирин , 30, 140–141). Кроткого юношу да возлюбит душа твоя, и не возлагай на него бремени ему не по силам, чтоб спасти тебе душу его о Господе, и получить неувядающий венец славы в явление Архипастыря (прп. Ефрем Сирин , 30, 144). Источник. Умный настоятель укрепляет души братии своей вразумлением и учением Господним, а пренебрегающий ими потерпит вред (прп. Ефрем Сирин , 30, 145). Источник. Если посещаешь больного, то смотри, чтоб враг не внушил вам мысли заняться празднословием или пересудами, и тем не лишил тебя награды; ибо у дьявола в обычае это – одному вредить слухом, другому языком; напротив того, надобно утешать болящего Божественным Писанием и страданиями Спасителя (прп. Ефрем Сирин , 30, 566). Источник. ...Приими того, кто заблуждался и кается, восстал ил мертвых, из глубины небогобоязненности и нерадения... Утвердите к нему любовь, да не како многою скорбию пожерт будет таковый (ср.: 2Кор. 2, 7–8 ) (прп. Ефрем Сирин , 31, 191). Равнодушием своим не будем причинять вреда мирянам, но делами научим их уважать благочестие (прп. Ефрем Сирин , 31, 625). Источник. ...Вы, настоятели-подвижники, не по страсти гнева или высокоумия наказывайте необразованных и младенствующих братий, но по Христову человеколюбию, с целью духовной пользы, в надежде оказать помощь руководимым вами к Небесному Царствию (прп. Ефрем Сирин , 32, 335). Источник. ...Как телам неодинаковые даются лекарства и пища – иное пригодно здоровому, иное больному; так и души врачуются различным образом и способом. Свидетели такового врачевания сами болящие. Одних назидает слово, другие исправляются примером. Для иных нужен бич, а для других узда; ибо одни ленивы и неудобоподвижны к добру, и таких должно возбуждать ударами слова; другие сверх меры горячи духом и неудержимы в стремлениях, подобно молодым, сильным коням, бегущим далее цели, и таких может исправить обуздывающее и сдерживающее слово.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010