239 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 4. Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. V, гл. 13, 14, 27. 240 Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 3-е. М., 1875. T. IV. Сокровище духовное, от мира собираемое. § 64. С. 129. 241 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 289—290. Ср. Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 33, преп. Исаак Сирин. Слово 58. С. 313—314. См. также: Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. 1. Гл. 17. С. 61—67. 242 Древний Патерик. Гл. 10, § 159. Ср.: Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 292. 243 Еп. Феофан. Путь ко спасению. Изд. 8-е. М., 1899. С. 194—195. Он же. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. Изд. 3-е. М., 1895. С. 3. 244 Преп. авва Дорофей. Поучение 5. О том, что не должно полагаться на свой разум. С. 70. 245 См. Преп. Петр Дамаскин. Творения. Изд. 3-е. Киев, 1905. Кн. 1. С. 6—7. 246 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 2, гл. 13. С. 196—197. 247 Преп. Нил Синайский. Творения. М., 1858. Ч. II. Слово подвижническое. Гл. 21. С. 31—32. 248 Преп. Нил Синайский. Творения. М., 1858. Ч. II. Слово подвижническое. Гл. 23. С. 33. 249 Там же. Гл. 24. С. 34—35. 250 Свт. Василий Великий. Творения. Т. 5. С. 45—50. 251 Еп. Феофан. Что потребно покаявшемуся. С. 16—18. 252 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 293—294. 253 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 294. 254 Еп. Феофан. Что потребно покаявшемуся. С. 19, 23. 255 Об этом предмете подробно пишет епископ Феофан в своей книге «Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь покаяния». 256 Прот. И. Сергиев. О пастырстве. Гельсингфорс, 1911. С. 6—7. 257 См. в книге. Скит св. Иоанна Предтечи при Оптиной Пустыни. Сост. И. Л. СПб., 1852. С. 154, 159—160, 184—185. 258 Блж. Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 199.//Душеполезное чтение. 1896, август. 259 Еп. Феофан. Что потребно покаявшемуся С. 59. 260 Преп. Нил Синайский. Творения. М., 1858. Ч. 2. С. 236. 261 Еп. Феофан. Что потребно покаявшемуся. С. 77. Ср. высказывание об этом преп. Нила Сорского в его Уставе скитской, жизни//Еп. Иустин. Преп. Нил Сорский и его Устав. Изд. 3-е. М., 1892. С. 22—23.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

227: «Вот, Я посылаю вас, как овец»: Матфей 10:16. 227: «Предаст же брат брата на смерть»: Матфей 10:21–22. 228: «Но Я истину говорю Вам: лучше для вас»: Иоанн 16:7. 228: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я»: Иоанн 17:18. 228: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет»: Иоанн 12:24. 229: «Не в сие ли время, Господи»: Деяния 1:6. 230: «Слушающий вас Меня слушает»: Лука 10:16. 231: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей»: Матфей 25:31–46. 232: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите»: Деяния 1:11. 235: «Не вы Меня избрали»: Иоанн 15:6. 235: «до конца возлюбил их»: Иоанн 13:1. 236: «Но сокровище сие мы носим»: 2 Коринфянам 4:7. Глава 13 241: «Достигло до вас Царствие Божие»: Матфей 12:28. 241: «Приблизилось Царство Небесное»: Матфей 3:2. 241: «Ибо сказываю вам, что многие пророки»: Лука 10:24. 241: «И вот, здесь больше Соломона»: Матфей 12:42. 244: «эта лисица»: Лука 13:32. 244: «чтобы нам не соблазнить их»: Матфей 17:27. 244: «Любите врагов ваших»: Матфей 5:44. 247: «если будете иметь любовь между собою»: Иоанн 13:35. 247: «Ибо так возлюбил Бог мир»: Иоанн 3:16. 247: «Царство Мое не от мира сего»: Иоанн 18:36. 248: «Не придет Царствие Божие приметным образом»: Лука 17:20. 248: «отдавайте кесарево кесарю»: Матфей 22:21. 249: «И смирится народ Мой»: 2 Паралипоменон 7:14. 251: «Да приидет Царствие Твое»: Матфей 6:10. 251: «В мире будете иметь скорбь»: Иоанн 16:33. 251: «Также услышите о войнах и о военных слухах»: Матфей 24:6. 252: «Не в сие ли время, Господи»: Деяния 1:6. 252: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо»: Деяния 1:11. 252: «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено»: Филиппийцам 2:10–11. Глава 14 259: «Если праведность ваша»: Матфей 5:20. 261: «Я есмь путь»: Иоанн 14:6. 261: «Я посылаю»: Матфей 23:24. 262: «Я и Отец»: Иоанн 10:30. 262: «Прежде нежели»: Иоанн 8:58. 262: «Господи! Покажи»: Иоанн 14:8. 262: «Видевший Меня»: Иоанн 14:9. 262: «О том, что было»: Первое послание Иоанна: 1:1. 262: «Как солнце»: Откровение 1:16. 263: «Я есмь путь»: Иоанн 14:6

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

3Цар.8:3 .  И пришли все старейшины Израилевы; и подняли священники ковчег, 3Цар.8:4 .  и понесли ковчег Господень и скинию собрания и все священные вещи, которые были в скинии; и несли их священники и левиты. Принятый текст LXX здесь короче евр., Vulg., слав.-русск.: не имеет начала 3-го стиха и конца 4-го. Но другие греч. списки (Комплют., Алекс., 247 и др. у Гольмеса) имеют эти слова: первоначальность, видимо, на стороне текста еврейского. Ковчег завета при перенесении его в пустыне обыкновенно закрывался покрывалами, и несли его священники с левитами ( Чис.4:5, 15 ) или одни священники ( Нав.3:6,6:5 ). В данном случае священники несли Ковчег Завета (ст. 6), левиты – прочие священные принадлежности, сохранявшиеся в скинии. Последняя тоже была перенесена в храм; доселе она была в Гаваоне ( 2Пар.1:3–4 ). 3Цар.8:5 .  А царь Соломон и с ним все общество Израилево, собравшееся к нему, шли пред ковчегом, принося жертвы из мелкого и крупного скота, которых невозможно исчислить и определить, по множеству их. «Все общество Израилево» (евр.: кол-адат Исраел) – передано в принятом тексте LXX: πς Ισραηλ, но в Александр. списке и в тексте 247 у Гольмеса: πσα συναγω ´Ισραλ, откуда и слав.: «весь собор Израильский». 3Цар.8:6 .  И внесли священники ковчег завета Господня на место его, в давир храма, во Святое Святых, под крылья херувимов. 3Цар.8:7 .  Ибо херувимы простирали крылья над местом ковчега, и покрывали херувимы сверху ковчег и шесты его. «Под крылья херувимов»: Ковчег Завета с находящимися на нем 2-мя херувимами (малых размеров), ( Исх.25:18 ), был поставлен в Святом Святых храма – под крылья новой пары колоссальных херувимов ( 3Цар.6:23–28 ), осенявших своими крыльями не только самый Ковчег Завета, но и носильные шесты, вдевавшиеся в приделанные к нему кольца ( Исх.25:13–16 ; Чис.4:6 ). 3Цар.8:8 .  И выдвинулись шесты так, что головки шестов видны были из святилища пред давиром, но не выказывались наружу; они там и до сего дня. Направление носильных шестов, теперь уже неподвижно остававшихся при Ковчеге Завета, по мнению большинства исследователей, было от севера к югу, т. е. по широте Святого Святых, хотя естественнее, судя по данному месту, думать наоборот (от запада к востоку) ( А. А. Олесницкий , 172). Замечание «они (шесты) там и до сего дня», очевидно, не могло принадлежать самому свящ. писателю 3 и 4 кн. Царств, пережившему не только многократное опустошение храма и его сокровищ ( 3Цар.14:26 ; 4Цар.16:17,18:16 ), но и полное его разрушение и сожжение ( 4Цар.25:9–17 ), а могло принадлежать лишь современнику построения храма или недолго спустя после Соломона жившему лицу, составлявшему «книгу словес Соломона» ( 3Цар.11:41 ). См. проф. П.А. Юнгеров . Происхождение и историчность третьей и четвертой книг Царств («Правосл. Собеседн.» 1905, июль-август, с. 417).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

17 . Яко рех: да не когда порадуютмися врази мои и проч. Другая причина терпения Давидова. Т.е. потому я так терплю, что с твердою уверенностию в спасении рех, т.е. просил, молил Тебя, Господи, дабы не злорадствовали враги мои, дабы не сделаться мне их посмешищем; и внегда подвижатися ногам моим, – когда колебались ноги мои на пути добродетели на мя велеречеваша, – по бл. Феодориту, «чтобы поражение мое не обратилось для врагов в повод к их высокомерию». Св. Афанасий: «надмеваться надо мною подал им повод грех, поколебавший ноги мои». С Евр.: «И я сказал: да не восторжествуют надо мною (враги мои); когда поколеблется нога моя, они величаются надо мною». 18 . Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну. Раны 250 – наказания, болезнь – страдание 251 , скорбь. Третия причина терпения. Т.е. потому я терплю злоречия врагов, что всецело предал себя воле Божией, врачующей меня несчастиями, а решимость эта во мне от того, что болезнь моя предо мною есть выну, – т.е. чувство скорби о грехе моем всегда присуще мне. – «Грех соделал меня достойным ран. Посему подвергаю себя наказаниям, ибо желаю уврачевания от болезней, которыми мучит меня грех» (Бл. Феод.). «Исповедует, что с готовностию приемлет наказание, обращающее на добрый путь» (Афанасий). 19 . Попекуся о гресе моем, т.е. позабочусь, постараюсь загладить грех мой. Св. Афанасий: «Для сего-то и делаюсь обвинителем самого себя, и приложу все попечение – возвратить себе здравие». С Евр.: «Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем». 20 . С Евр.: «А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящии меня безвинно». 21 . Оболгаху мя, зане гонях благостыню. Т.е. за то и позорят меня, клевещут на меня, что я преследовал, т.е. старался делать одно добро. С Евр.: «И воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру». 22 . С Евр.: «Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня». 23 . С Евр.: «Поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой»! 247 Лядвия φυαι – чресла. Vulg: lumbi. Так в Комплютен. издании LXX; но в других изданиях тех же LXX, напр. в Римском: ψυχη – душа. Так читают: Симмах, св. Амвросий Медиол., бл. Августин. Так в древних Латинских и Ефиопских Псалтирях. См. у Калм.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

1, с. 480 – 481]. Как ясно из цитаты, архипастырь не только не отрицает, но и называет первым аспектом (пункт номер «один») целесообразности страданий Мессии освящение природы человека. Этим он (в какой-то степени) сближается со сторонниками теории об искуплении как об уврачевании, освящении человеческого естества. Однако, в отличие от них архиерей не замыкается на таком объяснении страданий как на исключительно единственном, а смотрит шире. Плюс к тому, митрополит настаивает и на необходимости (в деле спасения) духовного (а не только природного) единства верующих со Христом и друг с другом. Он подчёркивает, что «Господь за несколько мгновений до указанной преестественной молитвы, как она именуется в наших богослужебных книгах, молился вслух за Своих учеников», и приводит слова молитвы. Они таковы: «И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едины, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино; да уверует мир, что Ты послал Меня ( Ин. 17, 19 – 21 )» т. 1, с. 479]. Мысль же о необходимости страданий как демонстрации (жертвенной) любви Христа к роду человеческому находится в рассматриваемой цитате всего лишь на втором месте (напомним, что по соображению иерея Давыденкова, митрополит Антоний сужал целесообразность Крестных страданий до простого обнаружения страданий духовных, перенесенных Господом во время Гефсиманского моления). А сейчас – о самой Гефсиманской молитве. «Должно думать, – пишет владыка, – что в ту Гефсиманскую ночь мысль и чувство Богочеловека объяли всех падших людей, в числе их многих миллиардов, и оплакали с любовною скорбью всякого в отдельности, что, конечно, было допустимо только сердцу Божественному, всеведущему. В этом и состояло наше искупление». «Перестрадав в Своей любящей душе наше несовершенство, нашу порочную волю, Господь влил в нашу природу источник живительных новых сил» [цит. по: 16, с. 247]. «…Сострадательная любовь таинственно объединила Его дух с нашими душами, и мы почерпаем для них от Духа Христова как бы источник святости и тем побеждаем грех» т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

226. …Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание (Евр. 13:12–13). 227. Ср.: сын мой! не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12:5–6). 228. …Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2:21). 229. …если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны (1 Пет. 2:20–21). 230. 1 Пет. 4:12. 231. 1 Пет. 4:13. 232. 1 Пет. 4:17. 233. 1 Пет. 4:18. 234. 1 Пет. 4:17. 235. 1 Пет. 4:18. 236. 1 Пет. 5:5. 237. …смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (1 Пет. 5:6–7). 238. 1 Пет. 5:9. 239. Евр. 12:8. 240. 2 Кор. 12:7. 241. С особенною ясностию видно это из книги Иова. Праведник сперва исчислял свои добродетели и представил их в прекрасной, живописной картине; когда же он очистился и усовершился скорбями, тогда изменилось в нем понятие о себе: он увидел себя как бы исчезнувшим пред величием Божества, признал себя землею и пеплом. 242. Знаю, Господи, что суды Твои праведны и по справедливости Ты наказал меня (Пс. 118:75). 243. …суды Твои благи (Пс. 118:39). 244. Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим (Пс. 118:71). 245. Я избрал путь истины, поставил пред собою суды Твои (Пс. 118:30). 246. …от судов Твоих не уклонюсь (Пс. 118:102). 247. Вспоминал суды Твои, Господи, от века, и утешался (Пс. 118:52). 248. …я уповаю на суды Твои (Пс. 118:43). 249. …суды Твои да помогут мне (Пс. 118:175). 250. Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей (Пс. 118:164). 251. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1 Кор. 11:32). 252. …земля и вся дела на ней сгорят (2 Пет. 3:10). 253. Каллиста Катафигиота. Добротолюбие. Ч. 4, гл. 3. 254. Брат просил преподобного Сисоя Великого сказать ему слово на пользу. Старец отвечал ему, что монах должен быть ниже идолов. На вопрос же брата, что бы значило «быть ниже идолов», старец сказал: «Писание говорит об идолах, что они уста имут и не глаголют, очи имут и не видят, уши имут и не слышат: таковым должен быть и монах. И как идолы суть мерзость, так и монах да помышляет о себе, что он — мерзость». Патерик Скитский, буква С.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

229.  …если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны (1 Пет. 2. 20–21). 230. 1 Пет. 4. 12. 231. 1 Пет. 4. 13. 232. 1 Пет. 4. 17. 233. 1 Пет. 4. 18. 234. 1 Пет. 4. 17. 235. 1 Пет. 4. 18. 236. 1 Пет. 5. 5. 237.  …смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (1 Пет. 5. 6–7). 238. 1 Пет. 5. 9. 239. Евр. 12. 8. 240. 2 Кор. 12. 7. 241. С особенною ясностию видно это из книги Иова. Праведник сперва исчислял свои добродетели и представил их в прекрасной, живописной картине; когда же он очистился и усовершился скорбями, тогда изменилось в нем понятие о себе: он увидел себя как бы исчезнувшим пред величием Божества, признал себя землею и пеплом. 242.  Знаю, Господи, что суды Твои праведны и по справедливости Ты наказал меня (Пс. 118. 75). 243.  …суды Твои благи (Пс. 118. 39). 244.  Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим (Пс. 118. 71). 245. Я избрал путь истины, поставил пред собою суды Твои (Пс. 118. 30). 246.  …от судов Твоих не уклонюсь (Пс. 118. 102). 247.  Вспоминал суды Твои, Господи, от века, и утешался (Пс. 118. 52). 248. …я уповаю на суды Твои (Пс. 118. 43). 249.  …суды Твои да помогут мне (Пс. 118. 175). 250.  Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей (Пс. 118. 164). 251.  Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1 Кор. 11. 32). 252.  …земля и вся дела на ней сгорят (2 Пет. 3. 10). 253. Каллиста Катафигиота. Добротолюбие. Ч. 4, гл. 3. 254. Брат просил преподобного Сисоя Великого сказать ему слово на пользу. Старец отвечал ему, что монах должен быть ниже идолов. На вопрос же брата, что бы значило «быть ниже идолов», старец сказал: «Писание говорит об идолах, что они уста имут и не глаголют, очи имут и не видят, уши имут и не слышат: таковым должен быть и монах. И как идолы суть мерзость, так и монах да помышляет о себе, что он — мерзость». Патерик Скитский, буква С. 255.  …какие странные слова! кто может это слушать? (Ин. 6. 60).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

231.  Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50. 18, 19). 232. Слово 55. 233.  …не оправдится пред Тобой ни один из живущих (Пс. 142. 2). 234.  …чист в суде Твоем (Пс. 50. 6). 235.  …не входи в суд с рабом Твоим (Пс. 142. 2). 236. Лествица. Слово 28, гл. 1. 237.  Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением (Кол. 4. 2); сличи: Флп. 4. 6. 238.  Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Сол. 5. 17, 18). 239.  Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением (Кол. 2. 6, 7). Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом (Флп. 4. 4–6). 240. Слово 28, гл. 17. 241.  …меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6. 17). 242. Заимствовано из Лествицы. Слово 28, гл. 1. 243. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания о авве Агафоне, гл. 9. 244. Святые Отцы говорят: «Никогда не прими, если б ты увидел что-либо чувственное или мысленное, вне или внутри тебя: будет ли это вид Христа, или Ангела, или какого святого, или мечтательное изображение света в уме. Пребывай не веруя этому и не благоволя о этом. Непрестанно блюди ум твой необразным, незапечатленным чем-либо при посредстве воображения, безвидным, внимая единственно словам молитвы». Добротолюбие. Ч. 2. Каллиста и Игнатия Ксанфопулов о безмолвии и молитве, гл. 75. 245. Алфавитный патерик. 246.  Призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои (Пс. 24. 18). 247. Каноник. Издание святой Киево-Печерской Лавры. 248. Преподобный Симеон Новый Богослов. О трех образах молитвы. Добротолюбие. Ч. 1. 249. Слово 27, гл. 33. 250. Слово 27, гл. 77. 251. В Слове о трех образах молитвы, о третьем образе. Добротолюбие. Ч. 1. «Да упражняется в псалмопении, сиречь, да молится усты».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

234 Перевод сделан по изданию: Pselli Miscellanea, Paris, 1876 (Bibliotheca graeca medii aevi, ed. C. Sathas v. 5), p. 444 и sg. 238 Речь идет, по-видимому, о философе-неоплатонике IV в. н. э., авторе комментариев к логическим сочинениям Аристотеля и учителе императора Юлиана. 239 Перевод выполнен по изданию: «Cecaumeni strategicon et incerti scriptoris de officiis regiis libellus», ed. B. Wassiliewski V. Jernstedt Petropoli, 1896. (записки историко-филологического факультета императорского С.-Петербургского Университета, ч. XXXVIII). 240 Ср. «Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова», 31, 26: «Во всех делах твоих будь осмотрителен, и никакая болезнь не приключится тебе». 241 Акрит – командир пограничного гарнизона; топарх – независимый властитель в местностях, соседних с византийской империей. 242 Тивий – в рукописи Τοβον. Это название отождествляют, обычно, с крепостью Двином (в верхнем течении Аракса) или с Дегиком, лежавшим намного западнее Двина. 243 Идрунта (Отранто) – приморская крепость на юге Италии, описываемое здесь событие произошло, по-видимому, в 1064 г. 247 Ср. в «Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова», XII, 10–11: «Не верь врагу твоему вовек: ибо, как ржавеет медь, так и злоба его. Хотя бы он и смирился, и ходил согнувшись, будь внимателен душою твоею и остерегайся его, и будешь пред ним, как чистое зеркало, и узнаешь, что он не до конца очистился от ржавчины». 248 Ср. «Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова», VII, 29–30: «Всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей. Помни, что ты рожден от них, и что можешь ты воздать им, как они тебе?» 250 Перевод приведен по изданию: «Советы и рассказы византийского боярина XI века». – ЖМНП, 1881, ч. 216, стр. 347 сл. 251 Речь идет о Михаиле V Калафате (1041–1042 гг.). Этот эпизод описан Пселлом. См. выше стр. 143. 254 Тельмесс – город в малоазийской области Карии, расположенный недалеко от Галикарнасса и известный в античной литературе как город прорицателей (Цицерон «О гадании», I, 91). Дафид (Дафит) – грамматик (вероятно, III в. до н. э.), который изображается античной литературной традицией как тип хулителя, как автор бранного сочинения «О Гомере», колкого дистиха на пергамского царя Аттала и насмешливых эпиграмм. Сочинения его не сохранились. Упоминания о нем встречаются у Цицерона, Страбона и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Диоскурия (Диоскуры, Диоскуриада, Диоскориада) – греч. город на кавказском берегу Черного моря (совр. г. Сухум) 105, 122, 147, 228, 247 Дия – город в Восточном Крыму 244 Додона – общегреческий религиозный центр в Эпире 44 Дори – город в Крыму 278 Доски – меотское племя в низовьях Кубани 120 Дурия – второе название реки Мар 241 Евпатория (Евпаторий) – город в Северо-Западном Крыму 115, 188 Европа – один из трех известных в античности континентов 19, 23, 32, 72, 79, 80, 95, 97, 102, 105, 112, 114, 116, 144,      147, 152, 153, 208, 230, 244, 245, 246, 247, 261, 267, 270, 276, 277 Египет – страна на северо-востоке Африки 33,      45, 145, 158, 161, 196, 197, 221, 256, 257 Закаты – народ Азиатской Сарматии 194 Замерзшее море см. Северный океан Заргидава – город в Северо-Западном Причерноморье 190 Зела – река в Малой Азии 197 Зенонов Херсонес – город в Северо-Восточном Крыму 187 Зефирий – город в Восточном Крыму 244 Зиги (зихи, зигии, зинхи, зилхи) – народ на северо-восточном побережье Черного моря 116, 121, 122, 145, 147, 194, 247, 277 Иамы – народ в Скифии 25 Иберия – страна в Закавказье 122, 156, 192, 193, 194, 270 Иберы – жители Иберии, государства в Закавказье 104, 105, 134, 214 Игиллионы – народ в Европейской Сарматии 186 Идры – народ в Европейской Сарматии 187 Иирки (тирки, турки) – народ в Северном Причерноморье 41, 229, 247 Икар – река в Северо-Восточном Причерноморье 247 Иксоматы (иксаматы, иксибаты, эксоматы, возможно==язаматы и язабаты) – народ сарматского или меотского происхождения на восточном берегу Азовского моря 25, 179 Иллирик – страна южнее среднего течения Дуная 256, 257, 258 Илурат – город в Крыму 189 Имнискары – народ в Восточной Европе 272 Инаунксы – народ в Восточной Европе 272 Ингвеоны – германский народ на севере Европы 246 Индия – страна в Азии 123, 239 Инды – жители Индии 239, 276 Ионийцы – жители Ионии 20, 66, 67 Иония – местность в Малой Азии 32, 119 Ипакар (Пакирис) – река в Северном Причерноморье 242 Ипимолги см. гиппемолги Иподы – народ в Северо-Восточном Причерноморье 277

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010