Сокрушение Сокрушение... сердца есть истребление человеческих помыслов. Кто презрел настоящее, предал себя Слову Божию и владычественное в себе предоставил помышлениям превышечеловеческим и Божественным, тот будет иметь сокрушенное сердце и соделает его жертвою, не уничижаемою от Господа (свт. Василий Великий , 5, 265–266). Источник. ...Сокрушение есть дар Божий, подаваемый или для возбуждения вожделения, чтобы душа, вкусив сладость подобной скорби, старалась полюбить эту скорбь, или в доказательство того, что душа, при тщательнейшем попечении, может быть во всегдашнем сокрушении и что нимало не извинительны отвергшие его по нерадению. А если кто и принуждаемый не может прийти в сокрушение, сие служит обличением его небрежения в другое какое-нибудь время (потому что без размышления, без многого и непрерывного упражнения невозможно приступить к чему-нибудь вдруг и превозмочь сие), а вместе показывает, что душа обладает другими страстями, которые не дозволяют ей свободно действовать в том, чего она хочет... (свт. Василий Великий , 9, 188). Прекрасно сокрушение сердечное; оно врачует человеческие души (прп. Ефрем Сирин , 30, 510). Когда кто плачет, тогда никак не согрешит; и никто в сердечном сокрушении не замышляет зла. При сердечном сокрушении приходят слезы, а за слезами следуют умаление зла, удержание себя от худых дел (прп. Ефрем Сирин , 30, 510). Источник. Если хочешь, чтобы Бог даровал тебе слезы сокрушения и бесстрастие, непрестанно приводи себе на память смерть и гроб свой (прп. Ефрем Сирин , 31, 593). ...Где сокрушение, слезы и смиренномудрие, там нет нестроения и чего-либо худого, напротив же того, там благоустройство и все доброе (прп. Ефрем Сирин , 32, 232). Источник. Оплачьте наготу мою, возлюбленные братия мои; прогневал я Христа порочною своею жизнию. Как Благий, сотворил Он меня и дал мне свободу, а я, как достойный ненависти, воздал Ему злом, нечестивыми делами своими (прп. Ефрем Сирин , 33, 203). Источник. ...Дверь Божия отверста еще, и если кто ударяет в нее с сокрушением, то готовы для него щедроты; избавится он от мучения и не осужден будет в тот день, в который всякий приемлет мзду свою (прп. Ефрем Сирин , 33, 274–275). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Телесные страсти в нас сильны, когда ум бездействен, благопокорны же, когда ум управляет и владеет телом (свт. Василий Великий , 9, 329). Источник. ...Обуздание страстей – безмятежность и тишина души... (свт. Василий Великий , 9, 333). Источник. ...Будьте не ленивы к посту и молитве, чтобы прийти в состояние побеждать плотские страсти... (прп. Ефрем Сирин , 31, 232). Бегай вольности и смеха, ибо сие неприлично душе твоей. Кая часть верну с неверным ( 2Кор. 6, 15 ). Подобным образом чревоугодие обуздывай воздержанием, сребролюбие – подвигами и нестяжательностью, многоглаголание – молчанием, нетерпение сидеть на месте – пребыванием в келье, леность – памятованием будущих благ, непокорность – смиренномудрием (прп. Ефрем Сирин , 32, 257). Не учащай на городские улицы, чтобы не возвратиться оттуда преданным страсти (прп. Ефрем Сирин , 32, 631). Источник. Когда страсть высится, тогда да будет усилен божественный глад, но да соразмеряется оный с силами объемлемого страстью, потому что такую страсть исцелит только продолжительный труд (прп. Ефрем Сирин , 33, 404–405). Источник. ...Мудрые, когда восстают страсти, не слушаются их, а изъявляют гнев на злые пожелания и делаются врагами самих себя... (прп. Макарий Египетский , 68, 136). Источник. ...По той причине, что стал ты выше сластолюбия, не имеешь уже права безотчетно предаваться другому роду страсти. Всякая страсть, пока будет страстью, есть падение; в замене же страстей одной другою нет никакой разности падений. Кто поползнулся от скользкости удовольствий, тот пал; и кто запнулся по гордости, также пал. Ни одного же рода падений не изберет для себя имеющий ум, но равно должен избегать всякого падения, пока оно будет падением (свт. Григорий Нисский , 18, 362–363). Источник. ...Поскольку жизнь человеческая вещественна, а страсти из-за веществ, всякая же страсть имеет быстрый и неудержимый порыв к исполнению желания (потому что вещество тяжело и стремится вниз), то Господь не тех посему ублажает, которые живут вне действия на них страстей (в жизни вещественной невозможно всецело преуспеть в житии невещественном и бесстрастном); но возможным пределом добродетели в жизни человеческой называет кротость и говорит, что быть кротким достаточно для блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Признак прилежного покаяния заключается в том, что человек почитает себя достойным всех случающихся ему видимых и невидимых скорбей, и еще больших (прп. Иоанн Лествичник , 57, 70). ...Истинное покаяние с исповедаю и слезами, как некими пластырями и лекарствами, омывает и очищает рану сердца, и самую язвину, какую до сердца открыло жало мысленной смерти, – потом извлекает вон червя, который сделал себе внутри нору и жил там, и убивает его, – наконец залечивает рану и место ее делает совершенно здоровым, так что даже и следа ее не остается. Это... знают... только те, которые имеют сердце, ищущее здравия притрудно, со слезами и покаянием (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 339). Источник. ...Бог не забудет прежних твоих трудов и потов, коль скоро ты сокрушенное о падениях своих носишь сердце... (прп. Никита Стифат , 93, 96). Истинная молитва есть голос истинного покаяния. Когда молитва не одушевлена покаянием, тогда она не исполняет своего назначения, тогда не благоволит о ней Бог (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 161). Источник. Явный грешник – грешник, впавший в смертные грехи... способнее к покаянию того мнимого праведника, который по наружному поведению неукоризнен, но в тайне души своей удовлетворен собою (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 278). Источник. ...Нет греха, который бы противостоять мог действию покаяния искреннего... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 232). Слезное покаяние Подлинно блаженное дело – не грешить, а согрешающим – не отчаиваться, но плакать о том, в чем согрешили, чтобы слезами опять улучить блаженство (прп. Ефрем Сирин , 32, 12). Источник. Прекрасный и богоугодный праздник – покаяние со слезами. Это праздник, на котором сопразднует Господь (прп. Ефрем Сирин , 32, 23). Источник. Если один обычай влечет тебя ко Врачу, то не получишь здравия. Слезами только и сокрушением врачуется болезнь твоя (прп. Ефрем Сирин , 33, 155). Источник. Вошла она в слезную купель, чтобы очиститься в ней; а если бы устыдилась Света, то вышла бы из купели без оставления грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Афанасий Великий , 1, 231). Источник. ... научил вселенную ведению Отца, упразднил смерть и всем даровал нетление обетованием Воскресения, в начаток сего Воскресения воскресив собственное Свое тело и памятник победы над смертию и ее разрушительностию показав в крестном знамении (свт. Афанасий Великий , 1, 232). ...Сошел Он телесно, воскрес же, потому что в теле был Бог (свт. Афанасий Великий , 2, 233–234). Источник. ...Хотя и смирил Себя, дозволив собственному Своему телу приять даже смерть, потому что доступно было оно смерти, однако же превознесен от земли, потому что в теле был Сам Сын Божий (свт. Афанасий Великий , 2, 234). Источник. Благодарение Отцу, из недр Своих родившему и пославшему к нам Сына, Который низшел, вкусил нашей смерти и в Своем Воскресении показал наше воскресение! (прп. Ефрем Сирин , 33, 486). Источник. Все горние и дольние поклоняются Тебе, Спаситель наш, потому что воскресением Своим избавил Ты нас от рабства греху (прп. Ефрем Сирин , 33, 524). Источник. В сей день Великий Христос воззван от мертвецов, к которым приложился. В сей день отразил Он жало смерти, сокрушил мрачные затворы унылого ада, даровал свободу душам. В сей день, воспрянув из гроба, явился Он людям, для которых родился, умер и возбужден из мертвых, чтобы мы, возрожденные и избежавшие смерти, восхищены были с Тобою восходящим. В сей день светозарный и великий ангельский лик исполнился радости, воспевая победную песнь... (свт. Григорий Богослов , 15, 358–359). ... , соделавшись выкупом нашей смерти, собственным Воскресением разрешил узы смерти и Своим Воскресением проложил путь всякой плоти и, будучи сопрестольным и равночестным Своему Отцу, в день Суда по достоинству жизни произнесет приговор над судимым (свт. Григорий Нисский , 23, 18). ... Своим пришествием воскресил нас, умерших от грехов, и оживотворил, разрушив двоякую смерть, смерть греха и смерть плоти (свт. Иоанн Златоуст , 44, 739). ...День Воскресения Господа нашего Иисуса Христа основание мира, начало примирения, прекращение враждебных действий, разрушение смерти, поражение диавола (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Если рассмотришь... камень, то и он служит некоторым указанием силы Создавшего. А то же найдешь, если рассмотришь муравья, или комара, или пчелу; часто и в самых малых вещах видна мудрость Зиждителя. Ибо, Кто распростер небо и наполнил неизмеримую величину морей, Тот и самое тонкое жало пчелы соделал пустым, как свирель, чтобы чрез него выливался яд (свт. Василий Великий , 5, 231–232). ...Чем кто более углубляется в законы, по которым устроена и по которым управляется вселенная, тем яснее созерцает велелепоту Господню, и по мере сил возвеличивает Господа (свт. Василий Великий , 5, 250). Источник. ...Кто из устройства мира уразумевает Зиждителя, тот познает также Бога из премудрости, видимой в мире (свт. Василий Великий , 8, 169). Источник. Поскольку развлекаемся земным и не в состоянии умом своим, даже при помощи веры и озарения ведением, проницать в невидимое, то, хотя от видимого заключая о неизреченной силе нетленного Бога, убоимся Его (прп. Ефрем Сирин , 32, 77). ...Премудростию Всеустрояющий распорядил все, что ни сделал, чтобы посредством всего, что соделано Им, всех привести к познанию Его (прп. Ефрем Сирин , 33, 396). ...Чрез видимое ведет к тому, что выше видимою и что дает видимому бытие. Ибо чем приведены в устройство небесное и земное, заключающееся в воздухе и под водою, лучше же сказать, то, что и сего первоначальнее, – небо, земля, воздух и водное естество? Кто смешал и разделил это? Кто содержит во взаимном общении, сродстве и согласии?.. Кто привел сие в движение и ведет в непрерывном и беспрепятственном течении? Не Художник ли всего, не Тот ли, Кто во все вложил закон, по которому все движется и управляется? Кто же Художник сего? Не Тот ли, Кто сотворил и привел в бытие? Ибо не случаю должно приписывать такую силу. Положим, что бытие от случая; от кого же порядок? Если угодно, и то уступим случаю; кто же блюдет и сохраняет те законы, по которым произошло все первоначально? Другой ли кто, или случай? Конечно, другой, а не случай. Кто же сей другой, кроме Бога? Так от видимого возвел нас к Богу богодарованный и всем врожденный разум – сей первоначальный в нас и всем данный закон! (свт. Григорий Богослов , 14, 32–33).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Лукавый не видит во мне зла, которое бы не от него было, ибо от него стал я зол, впрочем, побежден им по собственной своей воле; опутал меня лукавый, потому что сам я научил его тому (прп. Ефрем Сирин , 33, 232). Источник. Разбойник, похититель душ, злокозненно отнял у меня свободу мою, обольстил меня и наругался надо мною. Взором очей прельстил и пленил он меня, и вложил греховные мысли. Взглянул я, и пожелал; посмотрел с любопытством, и согрешил (прп. Ефрем Сирин , 33. 233). Источник. Поскольку вожделел я мира и нечистот его, то возобладал мною князь мира, поверг и низложил меня, наругался надо мною, как над Адамом в раю (прп. Ефрем Сирин , 33, 300). Источник. Отрекся я губителя, и козней его, и губительных дел его, потому что неутомимо трудится он уловить меня коварством своим. Если сила Твоя не подкрепит меня, и крест Твой не спасет меня, то, конечно, впаду в одну из сетей его; потому что весьма много у него козней. Да не одолевает он меня в брани, после того как побежден в брани с Тобою, Господи, ибо великий стыд тому, кто бывает побежден побежденным (прп. Ефрем Сирин , 33, 309). Вместо одной бдительности... сатана учит нас другой, чтобы спали мы для добрых дел, были же бдительны и бодрственны для дел мерзких (прп. Ефрем Сирин , 34, 148). Источник. ...Демоны, хотя и нечисты, ничем не пользуются от жертв. Они не чувствуют голода и не имеют нужды в пище; потому что природа их – выше алкания пищи. Алчут же они того, чтобы человека – владыку своего – соделать рабом своим (прп. Ефрем Сирин , 34, 247). Если не знаешь всего бесстыдства сатаны, то заключай о сем по бесстыдству его служителей (прп. Ефрем Сирин , 34, 304). Источник. Влагает в нас дерзость, чтобы без стыда продолжая грешить, тем больше потерпели мы вреда. Ожесточает он сердце наше, чтобы чрез это все худое сделалось нашим приобретением. поселяет в нас леность, чтобы терпеливо дали мы ему окончить в нас дело свое (прп. Ефрем Сирин , 34, 306). дерзкого грешника учит укорять других, а обличителя – бояться, чтобы, по боязливости его, был не уврачеван порочный.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Praeparatio evangel. IX. 17. Мнения, что Авраам у халдеев научился знанию о звездах и считал звезды богами, пока не был призван Богом на служение Себе, держится и Филон см. De Abrahamo р. 359. Св. Кирилл в кн. 10 «Прот. Юлиана» опровергает Юлиана, доказывавшего на осн. 5 ст XV гл. кн. Быт., что Авраам был посвящен в тайны астрологии, что служит, по мнению Юлиана, явным доказательством покровительства Божия этой науке. Приведенные свидетельства ясно показывают, насколько в древности было распространено мнение об астрологических познаниях Авраама, которыми, по мнению св. отцов, он и воспользовался для прославления имени Божия, доказав несостоятельность языческого поклонения звездам, как богам. 45 Liber Hebr. quaest. in Genesim, cap. XI, vers. 528. cp. Ibid cap. XII, vers. 4, см. у Mign’я ser. lat. t. II– III. 55 См. св. Иоан. Злат. Беседы на кн. Быт. т. II, 202, 218, 232, 244; 301–312: бл. Феодорит его твор. т. V, 363–304: св. Епиф. Кипр, его твор. т. И. 33–34. 58 Указание на такую причину переселения Фарры из Халдеи есть и у Иронима в словах: «совершенно верно, что после преследования (post persecumionem) Фарра пришел в Харран» см. IeЬr. quaest. in Genes., cap. XII, vers. 4. 61 Ibidem. И по мнению св. Ефрема Сирина , Авраам вышел из Харрана еще при жизни своего отца, а не но смерти его. Ефрем Сирин говорит: «Авраам оставил родителей своих, потому что не хотел с ним идти, но взял с собою Лота, потому что он поверил обетованию, какое дано было Аврааму» (твор. Ефрема т. 8, Толк, на кн. Бытия, стр. 327). Эта мысль св. Ефрема дает право признать его вполне солидарным в решении вопроса о времени выхода Авраама из Харрана с блаж. Августином. 73 Так объясняет причину переселения Авраама из населенного места – Лузы в пустыню Св. Иоан. Златоуст. Бес. на кн. Быт. ч. II стр. 210, Бес. 32. 78 В латинском тексте слово «душа» в данном месте переводится – mens. Такая терминология объясняется взглядом св. Амвросия и большинства св. отцов на состав человека. По его мнению, человек состоит из тела – corpus, души – anima, и духа – mens. Anima – это нечто среднее между телом и чисто духовным началом. Духовное начало mens, это высшая часть человека, образ Бога. В переводе на русский язык нет надобности держаться строго этой терминологии и потому как anima, так и mens мы будем переводить словом душа. 79 Представленный общий взгляд Амвросия на историю Авраама в связи с предшествовавшей историей человечества мы изложили по его соч. «De Abraham», lib II, cap. И, сравн: с его же «De paradiso».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евфросиния Муромская, 255. Евфросиния Сузд-ская (Полоцкая), св., 251, 252, 255. Екатерина Сиенская св., 254. Елена равноапост. царица, 14, 64. Елисавета Венгерская, 254. Енифаний Кипрский св., 300. Епифаний Премудрый , 15, 86, 98, 110–113. Ефрем, 54, 55, 56. Ефрем Переяславск. святит., 75. Ефрем Сирин св., 58, 300, 349. Ефросин open., 134. Зосима св., 132–133. Зосима Московский Митр,, 162, 176. Иаков, 64. Иаков Железноборовский, 119. Иаков монах 22. Игнатий св., 57. Игнатий Лойола св., 26, 43, 320, 337, 413. Иероним блаж., 271, 300. Иларион инок, 34. Иннокентий Иркутский святит, 79, 115. Иннокентий Комельский св., 225. Иоанн Большой Колпак юрод., 245, 248 Иоанн Властный юрод, 245. Иоанн Дамаскин св., 14, 219, 300. Иоанн Коломбини блаж., 249. Иоанн Златоуст св., 14, 33, 55, 76, 82, 145, 191, 211, 300, 303, 349. Иоанн Затворник, 48. Иоанн Лествичник св., 38, 191, 227, 300, 303, 350 362. Иоанн Многотерпеливый, 50. Иоанн Тобольский , 79, 115. Иоанн Угличский, 27. Иона Московский митрп. св., 79, 81, 82, 127, 147. Иосиф Волоколамский, 16, 158, 159– 168, 189, 194–222, 228, 229, 234, 261, 227, 281, 290, 411. Исаакий, 48, 49, 99, 242. Исаак Сирин, 191. Исаия Ростовский свят., 78, 115. Исидор Пелусиот св., 300., Исидор Московский митрп., 81. Исидор блаж. юрод., 244. Иулиания Вяземская св., 255. Иулиания Лазаревская св. прав., 254, 257, 258–264. Кассиан игумен, 132, 225. Киприан св., 300. Киприан Московск. митр. 167. Кирилл Александрийск., 217. Кирилл Белозерский, 16, 120–127, 135, 169,  189, 190, 199, 209, 214, 228229, 234, 348. Кирилл Новгородский, 232. Кирилл Туровский , 78. Кирилл Скифопольский , 55. Константин царь. св. равноап., 64. Константин Ярославович Муромский с сыновьями Михаилом и Феодором, 166. Корнилий Комельский преп., 127, 266–232. Ксения блаж. юрод., 247–248, 250, 255. Кукша св., 52, 115. Лаврентий игумен, 231. Лев папа св., 300. Леонтий Ростовский святит., 78, 115. Леонид Оптинский, 365–369. Лука Новгородский, 78.. Макарий Египтск., 37. Макарий Колязинский, 133.       

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf ПОМОЩЬ БОЖИЯ «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5) Всякий человек имеет нужду в постоянной помощи, потому что из-за его природной немощи с ним случается много горестного и трудного. Поэтому, ища убежища от всех бедствий или как бы укрываясь от нашествия врагов в крепости на вершине горы, он прибегает к Богу: только пребывая в Боге, он может быть спокоен ( 4, 291 ). Тот получает помощь в скорби, кто человеческую помощь презирает как суетную и утверждается в надежде на Могущего нас спасти – утверждается во Христе Иисусе, Господе нашем. Святитель Василий Великий ( 4, 327 ). Без покровительства Божия человек – ничто. Велико коварство наших врагов, но еще могущественнее ограждающая человека помощь Божия. Только мы не даем видеть это своим очам ( 26, 300 ). Спаситель наш отовсюду подает надежду и помощь всякому, кто хочет приблизиться к Нему и исповедать Его Сыном Божиим ( 28, 166 ). К Тебе прибегаю. Господи Иисусе Христе, в Кресте Твоем ищу защиты, потому что снял Ты с меня сатанинское иго, чтобы стать мне делателем в винограднике Твоем, прославлять, чтить и величать Тебя, и Отца Твоего, и Духа Святого ( 28, 310 ). От Тебя всякая сила. Господи, Тобою побеждают доблестные, Ты возводишь их на высоту доброй жизни. Твоя любовь укрепляет немощных и робких. И мое время, Господи, да не пройдет бесполезно. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 232 ). Божией силой (христианин) низлагает мир и силы порока... которые в пучине мира опутывают душу сетями желаний ( 33, 49 ). Богу легко все совершить в одно мгновение, только бы ты имел любовь к Нему. Преподобный Макарий Египетский ( 33, 201 ). Человек велик, когда ему помогает Бог, а оставленный Богом он познает немощь своего естества. Будем непрестанно прибегать к Богу и во всякой печали искать Его утешения, во всяком несчастии – Его избавления. Его милости, во всяком искушении – Его помощи ( 36, 341 ). Мановению Божию все повинуется и покоряется, и тогда трудное становится легким и невозможное – возможным. Только бы мы имели твердую веру в Него и, взирая на величие силы Его, становились выше всего человеческого ( 38, 510 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

29 . Гельвеций. О человеке//Соч. В 2-хтт. Т. 2. Сост. и общ. ред. Х.Н. Момджана. – М.: Мысль, 1974. – 688 с. («Философское наследие»). 30 . Гельвеций. Счастье. Сост. и коммент. А.В. Серегина. Вст.ст. Х.Н.Момджана. – М.: Советская Россия, 1997. – 480 с. 31 . Грачев А., свящ. Когда болеют дети. Советы врача-священника. – М.: Даниловский благовестник, 2003. – 88 с. 32 . Григорий Нисский . О блаженствах. – М.: Изд-во святителя Игнатия Ставропольского, 1997. – 127 с. 33 . Григорий Нисский . Об устроении человека. – М., 2000. 34 . Григорий Палама . Триады в защиту священнобез-молвстующих./Перевод, послесловие и комментарии В. Вениаминова. – М.: Канон †, 2003. – 384 с. – (История христианской мысли в памятниках). 35 . Гусейнов А.А., Апресян А. Этика. – М.: Гардарики, 2002. 36 . Давыденков О. , свящ. Догматическое богословие. Курс лекций в 2-х тт. – М.: ПСТБИ, 2001. Т. 1 – 160 с. Т. 2 – 292 с. 37 . Давыденков О. , иерей. Катихизис. Курс лекций. – М.: ПСТБИ, 2000. – 232 с. 38 . Давыденков О. , свящ. Тайна велия сия. Бог явися во плоти. – М.: ПСТБИ, 2002. – 120 с. 39 . Догматическое богословие. Учебное пособие. Под ред. М.В.Бахтина. – М.: Московский институт духовной культуры, 2006. – 100 с. 40 . Дорофей авва, преп. Душеполезные поучения. М., 2000. 41 . Духовная жизнь. Аскетические творения святых Отцов. – М., 2000. 42 . Емельянов А., иерей. Введение в Новый Завет . – М.: ПСТБИ, 1999. – 48 с. 43 . Еротич Владета. Психологическое и религиозное бытие человека. (Серия «богословие и наука»). – М.: Библейско-богословский иститут святого апостола Андрея, 2004. – 212 с. 44 . Ершова Г.Г., Черносвитов П.Ю. Наука и религия: новый симбиоз? Моделирование картины мира: исторический, психологический, системный и информационный аспекты. – СПб.: Алетейя, 2003. – 368с. 45 . Ефрем Сирин , преп. О свободе воли человека//Творения в 8-ми тт. Т. V. М.: Изд. отдел Мос. Патриархии, 1993. – С. 24 – 33. 46 . Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению. – СПб., 1907. 47 . Зеньковский В., прот. На пороге зрелости. Беседы с юношеством по вопросам пола. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004 – 64 с.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010