340 А – Пусть же выступит на средину испытаннейший Павел, громогласно говоря следующее: Мудрость мы проповедуем между совершенными, не мудрость века сего и не властей века сего преходящих, но премудрость Божию, в тайне сокровенную, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы ( 1Кор.2:6–8 ). Да и помимо этого он пишет: Сей, бу– —120— дучи сияние славы и отпечаток 341 ипостаси Его и держа всё словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную [престола] величия на высоте, будучи настолько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя ( Евр.1:2–4 ). Однако быть и именоваться «Господом славы» – разве не будет это неизмеримое превосходство находиться за пределами всего того, что рождено и приведено к становлению? Я пропускаю человеческое – ведь очевидно его крайнее ничтожество, – но скажу, что если назвать и ангелов, то перечислит ли кто-нибудь Власти, Престолы, Господства или упомянет о наивысших Серафимах, даже тогда он сможет согласиться, что всё это стоит позади настолько превыспренней славы, если, конечно, имеет 342 разум. Ведь таковая почесть, полагаю я, исключительна и должна быть относима только к 343 царствующей над всем природе. Тогда как мог стать Господом славы Распятый? Говорится же, что Тот, Кто есть сияние славы Отчей и отпечаток Его сущности, Кто держит все словом силы Своей, стал превосходнее ангелов скорее всего потому, думаю я, что Он воспринял худшее, когда явился как человек. В самом деле, написано: Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много в чём унижен пред Ангелами ( Евр.2:9 ). Станем ли мы исторгать Слово, явленное от Бога Отца, из свойственного Ему по сущности превосходства и точного сходства с Отцом, даже если увидим, что Он уступает славе ангелов из-за того уничижения, какое есть в Нём по домостроительству? В – Поистине, нет. Ведь не следует, думаю я, ни Слово от Бога совершенно отдалять от свойственного человечеству после соития с плотью, ни человеческое лишать подобающей Бо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Апостол Павел пишет коринфянам: Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно ( 1Кор.12:18 ). Блаженный Феофилакт Болгарский и святитель Иоанн Златоуст подробно развивают эту мысль апостола: «Бог восхотел, и каждому в частности члену определил свойственное место (ибо это значит расположил). Ни нога, занимающая низшее место, не должна скорбеть, ибо так угодно было Богу, и для неё полезно именно то, чтобы помещаться внизу; ни голова, находящаяся наверху, не должна превозноситься; ибо это от Бога, а не её дело» 340 . «Каждый поставлен так по Его воле; и ноге полезно быть на таком именно месте, а не одной только голове; и если бы (какой-нибудь член) переменил положение, оставил своё место и перешёл на другое, то хотя по-видимому занял бы лучшее место, но погубил бы и расстроил всё; он потерял бы своё место и не достигнул бы чужого» 341 . Так и в Церкви Бог поставил одного низко, что для него и полезно, а другого поставил высоко; первый же должен быть доволен, последний не должен превозноситься. Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки ( 1Кор.12:28 ). А.П. Лопухин комментирует эти слова апостола Павла: «Перечисляя разные дарования и должности, существующие в Церкви вселенской, Апостол хочет этим показать, что все эти дарования и должности имеют своё высокое значение, потому что они явились в жизнь по воле Божией» 342 . Так «Бог поставил: как же ты противишься Богу? На первом месте ставит апостолов, потому что они раздаятели всех благ; на втором – пророков не ветхозаветных (ибо они пророчествовали о пришествии Христовом до Иоанна: Мф.11:13 ), но тех, которые по пришествии Христовом пророчествовали в Новом Завете, каковы были дочери Филиппа, Агав и множество других. Ибо сия благодать Духа была обильна в каждой Церкви. Силы и больных исцеляли, и противников наказывали, а дарования исцелений только врачевали: посему первые он поставляет выше последних. А прежде обоих сих по справедливости поставлен учитель, который учит делом и словом» 343 . Дары вспоможения, управления ( 1Кор.12:28 ), по мнению блаженного Феофилакта Болгарского , для апостола Павла «есть вспоможение слабым и управление или распоряжение братским имуществом. Хотя это зависит и от нашего старания, но он называет дарования Божиими, убеждая нас быть благодарными, и к Нему взирать, а не превозноситься. Дар языков поставил последним, дабы смирить тех, которые тщеславились им» 344 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Почти то же повторяет Матфей Властарь (Синтагма, литера К, гл. В), и такое же объяснение дает нам в начале XIV века Матфей Ангел Панарет Николай Кавасила переходит уже к чистому символизму. Для него " теплота " есть аллегория схождения Духа Святаго на Церковь Симеон Солунский (XV век) говорит: " Теплота свидетельствует, что Господне Тело, хотя и умерло после отделения от Души, осталось все же животворящим (ζωοποιν) и не отделено ни от Божества, ни от всякого действия Святого Духа " То же он повторяет и в ответ на 58-й вопрос епископу Пентапольскому Гавриилу. Как мы видели, в последующих кодексах формула благословения теплоты меняется. Вместо " теплота Святаго Духа " устанавливается " Теплота веры исполнь Духа Святаго " . Тем не менее этот оригинальный литургический обычай свидетельствует об учении Церкви о нетленности Тела Господа. P. Lagrange. «Un eveque syrien du V s». in: «Melanges d’histoire religieuse». Paris, 1915, p. Grondijs, op. cit., pp. 83-87, 96. LEW, p. 341. А. Дмитриевский. «Описание литург. рукописей», т. II, стр. 170. Ibid., стр. 150. Ibid., 262. Ibid., 612. Ibid., 475. Ibid., 817. Op. cit., p. 57. ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. «Святый Грааль» в: «Путь», N 32, 1932, стр. 4. Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. M. P. Gr. T. 119, col. 667; 126, col. 61. Grondijs, op. cit., pp. 118-119. Grondijs. op. cit., pp. 81-82. Grondijs, op. cit., pp. 123-124. M. P. Gr. T. 150, col. 449 D - 452 A. Expositio de divino Templo, cap. 94. Причащение Одной из самых любопытных подробностей византийского чина литургии является вливание " теплоты " , т.е. горячей воды, после раздробления Агнца и вложения частицы IC в Потир, т.е. после освящения Даров. Это действие интересно по разным причинам. Во-первых, эта подробность есть достояние одного только византийского чина, неповторяющаяся более ни в одной другой части христианского мира. Во-вторых, это явление вошло в литургию сравнительно поздно и, во всяком случае, не сразу и не всюду принято было с одинаковым единодушием. В-третьих, толкование этого акта разными литургистами древности не вполне согласованно. Это действие представляет собой настолько значительный момент не только в литургическом обиходе, но и в литургическом богословии, что оно заслуживает полного внимания исследователя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Кроме того, небо продолжает оставаться образом того духовного пространства, в котором человек общается с Богом, а Бог с человеком. Поднимая глаза к небу в молитве, человек устремляет мысль к Богу. При этом он понимает, что Бог есть дух ( Ин. 4:24 ) и Его бытие не связано с каким бы то ни было пространством в материальном мире. Бог пребывает в духовном мире, существующем параллельно материальному. Соприкосновение с этим духовным миром происходит через богообщение, молитву. Будучи иноприроден материальному миру, Бог в то же время присутствует в нем. Бесконечно далекий от человека по Своей природе, Бог в то же время бесконечно близок к нему: Он видит и слышит его, когда тот, поднимая глаза к небу, обращается к Нему в молитве. 2. «Да святится имя твое» Смысл первого прошения молитвы Господней невозможно понять вне связи с библейским богословием имени 341 . В Библии присутствует мысль о том, что Бог неименуем, что Его имя человеку недоступно ( Быт. 32:29 ; Суд. 13:17–18 ). В то же время в Ветхом Завете Бог постоянно обозначается какими-то именами. Всего их более ста. Среди них такие имена, как Бог ( ’lhîm 342 ), Господь мой ( ’nay 343 ), Всевышний ( ’l Šadday, букв. «Тот, Кто на горе» 344 ), Саваоф ( ’ô, «[Господь] воинств»). Наиболее характерное имя Бога в Библии – Yahw (Яхве, Иегова); это то имя Бога, которое Он Сам открыл людям 345 . Культ этого священного имени занимает в Библии исключительное место. Книга Исход связывает откровение этого имени с Моисеем, которого Бог избрал для того, чтобы вывести народ израильский из Египта. Моисей спрашивает Бога: И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий ( Yahw) послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь ( Yahw), Бог отцов наших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование Мое в род и род ( Исх. 3:13–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вместе же с ним не стало и добра, в этой его относительности. И в Царстве Божием остается только одно древо жизни, победившей смерть, вместе с водою жизни, как бы восстановляющей реку, которая выходила из Эдема для орошения рая ( Быт. 2, 9–10 ). «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его; и по ту, и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающие на каждый месяц плод свой, и листья дерева для исцеления народов». Этот образ означает, что миновало проклятие земли вместе с хозяйственным пленением ей человека. Однако, хотя бессмертная жизнь не зависит уже от пищи и чрева, тем не менее сохраняется благостная связь человека с природным миром и чрез вкушение плодов его. Человек не только не изъемлется из природного мира, но в нем увековечивается. Со стороны своего душевно-телесного состава, он остается, как был и по сотворении своему, «землей». 341 При этом в кратких и сильных образах дается ответ и на вопрошание о безответном человеческом страдании, как бы о бессилии пред ним самого Бога. 342 Ответ этот (как и в книге Иова) дается самим Богом: «и отрет Бог всякую слезу с очей их (человеков), и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (21, 4). Как и в каком смысле это совершится, есть тайна будущего века, но здесь дается обетование всяческой полноты теодицеи, жизненно удовлетворяющего и умиряющего ответа на «мировую скорбь» и «проклятые вопросы». Мировой процесс в истории человечества достигает такой зрелости, что уже становится возможен таковой ответ. Он дается Богом, однако достигает сознания человеческого, и есть потому богочеловеческий. Утешение миру подается Утешителем, – уже не будет «ни плача, ни вопля», и «отрет Бог всякую слезу». К этому надо еще прибавить, что образ нового града дается, так сказать, в схематическом разрезе, взятый в неподвижности. Но неподвижности вообще не существует для живого человеческого духа, и здесь намечается лишь начало мета-истории, которая имеет свои, для нас ныне неведомые, « веки веков ».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Будем стараться с Божией помощью не оказаться среди тех лжепастырей, которых обвиняет пророк, говоря: Так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! Не стадо ли должны пасти пастыри? Вы питались молоком и волною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому ( Иез. 34:2–5 ). Горе значит здесь у пророка проклятие, пастырями обозначены епископы, принявшие на себя заботу о стадах Господних, то есть о пастве верных народов. Но они пасут самих себя, потому что заботятся не о спасении народов, а о своих желаниях. Молоко и волну 341 овец Христовых они принимают в виде ежедневных приношений и десятины от верных, а заботу о стаде Господнем оставляют. Они не врачуют духовным советом больного грехами, не укрепляют священнической помощью сломленных разнообразными невзгодами, не возвращают заблуждающегося на путь спасения, не взыскивают заботливой пастырской милостью погибших от отчаяния и не защищают обиженных наглостью сильных мира сего, которые свирепствуют против них подобно диким зверям, а богатых и сильных не только не обличают, если те грешат, но и почитают. За это грозно поражает гордыню их Божественное слово: Горе пастырям Израилевым ( Иез. 34:2 ), и еще: За то, пастыри, выслушайте слово Господне. Так говорит Господь Бог: вот, Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя ( Иез. 34:9–10 ). А это значит не что иное, как: «Пастырей, которые пасут себя самих, а не стада, свергну Я с высоты чести их и повергну среди негодных и среди осужденных». Кто не вострепещет при таких словах? Разве что тот, кто не верит, что они сбудутся. Все, что велит соблюдать Бог, пророк столь ясно сказал и утвердил авторитетом своего имени, что нам легче пренебречь этим (страшно даже сказать), чем притвориться, что мы не понимаем столь ясного и Божественного.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«? Вероятно, комментатор подразумевал следующий фрагмент из Второго послания апостола Павла к коринфянам: «Неполезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, – в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, – только не энаю – в теле, или вне тела: Бог знает,– что оз восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. XIII. 1–4), ® Описание кончины старца Василиска Туринского было хорошо известно в монашсской среде Одно из свидетельств этому содержится в жизиеописапии старца Амвросия Оптинского : «Однажды рассматривали портрет старца Василиска, приложенный к его житию Кто-то и сказал, что-де вот у пего уж уста очень светлы как-то. Вероятно, это потому, что он умер с молитвой Иисусовой па устах «Да, это очень может быть, – сказал батюшка – А вот в Глинской пустыни умер один старец, так у него часа три спустя после смерти рука все перебирала четочки« " « (Иеромонах Григорий, Сказание о житии Оптинского старца отца иеромонаха Амвросия//Душеполезное чтение М. 1892, кн 2, с. 46). »’ Туринский Николаевский 3-го класса общежительный женский монастырь (г. Туринск, Тобольской губернии, основан в 1624 году, был предназначен к упразднению, 1822 году обращен в женский монастырь 3-го класса ЛИ Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих 875 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерйеских домов и женских общин. М. 1908, с. 864). " » Описание молитвенной практики суфизма восходит к книге Н. Ханыковл, с. 196–197 ‘Описание подвигов древних пустынников восходит к известному слову Ефрема Сирина +о отцех скончавшихся, иже в посте просиявших», которое читалось, в соответствии с Типиконом, на утрене субботы сыропустной (Поучения Ефрема Сирина и Аввы Дорофея , М., 1652, л. 341–344 об; Книга преподобного отца нашего фрема Сирина, М, 1701, л 304–306 об). 2 в оригинале здесь и далее текст оглавления совпадает с соответствующим фрагментом основного текста Поэтому в Оглавлении исключены из публикуемого текста все повторения основного текста, а на их месте находится знак

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Стиль и содержание указанного добавления, несомненно, говорят об апокрифичности и позднем происхождении этого фрагмента, который поэтому и не включен в канонический текст, но в текстологической науке он получил наименование «расширенное пространное окончание». И в этой связи встает еще один серьезный вопрос… Раскроем Священное Писание и внимательно прочтем последние двенадцать стихов Евангелия от Марка, так называемое «пространное окончание»: «(9) Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. (10) Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; (11) но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили. (12) После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. (13) И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. (14) Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. (15) И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. (16) Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. (17) Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; (18) будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. (19) И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. (20) А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь». ( Мк.16:9-20 ). Как апостол Марк закончил Благовестие? К сожалению, у нас есть четыре варианта, встречающиеся в рукописях разных веков. Эти четыре чтения могут быть названы: «кратким», «промежуточным», «пространным» и «расширенным пространным» окончаниями. Вопрос очень непростой сам по себе! «Краткое окончание» Евангелия от Марка завершается строчкой: «и, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись» ( Мк.16:8 ) 341 , то есть последние двенадцать стихов ( Мк. 16:9-20 ) отсутствуют в двух ранних пергаменных кодексах IV beka – Ватиканском и Синайском 342 , в Старолатинской рукописи «k», в Синайском древнесирийском переводе, во многих рукописях староармянского, старогрузинского и в некоторых списках эфиопского перевода, Климент Александрийский (до 217 г. н. э.), Ориген (182–215 гг. н. э.) и Аммоний (175–242 гг. н. э.) не знали о существовании этих стихов. Евсевий Кесарийский в начале IV beka разработал замечательную систему, позволяющую быстро находить фрагменты евангельского текста. Так вот, первоначальная форма деления Евсевия не распространяет нумерацию после строки Мк. 16, 8 .

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

Больший из вас да будет вам слуга: ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится 341 . Апостолы считали себя слугами верующих людей и служили им своим словом. Так они сами говорили: Нехорошо нам оставлять служение слова 342 , то есть воспринимали свою проповедь как служение. Они действительно исполнили эту заповедь. А если человек желает, чтобы ему служили, хотя бы он избегал этих наименований – «учитель», «наставник», «отец», то он на самом деле стремится к тому, чтобы быть большим, чем другие, а не их слугой. Человек – существо лукавое, он может изобрести много красивых смиренных слов, но эти слова будут только прикрытием его гордости и тщеславия. Поэтому суть состоит не в словах, а в сердечном чувстве. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение 343 . Здесь Спаситель обличает книжников и фарисеев. Почему обличает? Потому что человек, который много знает, который изучает закон, но не исполняет его, достоин большего осуждения. Такие люди своим лицемерным поведением, своим желанием славы человеческой соблазняют других. И сами не входят в Царство Небесное, и других не допускают, препятствуют им приступить к покаянию. Что значит поедаете домы вдов? Может быть, здесь имеется в виду насильственное отъятие имущества у бедных людей. А может быть, подразумевается такое поведение фарисеев, которое заставляло нуждающихся людей жертвовать деньги на содержание этих лжемолитвенников, и то, что они прикрывали этот свой тихий, «приличный» грабеж долгой молитвой. Поэтому не всегда долгая молитва – признак благочестия. Конечно, нельзя сказать и то, что это обязательно признак лицемерия. Нужно смотреть и на другие дела человека. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас 344 . Лицемер, хотя бы ему и удалось кого-то обратить к вере, своим соблазнительным поведением делает этого человека еще худшим, еще большим циником, чем сам этот проповедник, и тот погибает. Не всегда активная проповедь является признаком благочестия. Часто люди проповедуют ради выгоды, а еще чаще – ради славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

1Кор.7:7, 32–33, 38 ). Сами апостолы предоставили себе свободу, пребывать ли в брачном состоянии (апостол Петр – ср. Мф.8:14 ; 1Кор.9:5 и др. апостолы) или оставаться девственниками (апостол Павел, Иоанн Богослов, Иаков Заведеев). «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж. Говорит это (апостол)», – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «не поставляя в качестве закона, будто без этого ему нельзя было сделаться епископом, а только полагая предел неумеренности, потому что у иудеев позволено было вступать во второй брак и одновременно иметь две жены». 277 – «Проповедь», – говорит блаженный Феодорит , – «была вначале. Язычники не упражнялись в девстве, иудеи не дозволяли его, потому что многочадие почитали благословением. Итак, поскольку в то время невозможно было без труда найти соблюдающих плотскую чистоту, апостол повелевает рукополагать из бывших в брачном состоянии тех, кто чтил целомудрие». 278 7) Епископ должен «иметь доброе свидетельство от внешних» ( 1Тим.3:7 ). Апостол требует от кандидатов на епископство такой внутренней чистоты, чтобы и враги христиан – «внешние» (язычники – ср. 1Кор.5:12 ; Кол.4:5 ; 1Фес.4:12 ) – давали о нем добрый отзыв. В православной Церкви о нравственных качествах кандидатов на священные степени требуется обязательно доброе свидетельство от соответствующих учреждений и лиц. 8) У православных, кроме епископов, пресвитеров и диаконов, есть патриархи, митрополиты, архиепископы, протопресвитеры и проч. Эти наименования означают особые заслуги и достоинства иерархических лиц, но не степени священства. Ср. «Иаков и Кифа, и Иоанн, почитаемые столпами» ( Гал.2:9 ), «знаменитые» ( Гал.2:6 ), «знаменитейшие» ( Гал.2:2 ). 1 Вселенские соборы: Никейский (в 325 г.), Константинопольский (в 381 г.), Ефесский (в 431 г.), Халкидонскиий (в 451 г.), Константинопольский (в 551 г.), Константинопольский (в 680 г.) и Никейский (в 787 г.). Поместные соборы: Анкирский (в 314 г.), Неокесарийский (между 314 и 325 г.), Гангрский (в 340 г.), Антиохийский (в 341 г), Лаодикийский (в 343 г.), Сердикский (в Сердике, ныне Софии, в 343 г.), Карфагенский (в 419 г.), Констатитинопольский (в 861г.) и Константинопольский (в 879 г.). Никодим еп. Правила правосл. Церкви с толкованиями. Том 1-й. Перев. с серб. 1911 г., стр. 8–32. 10 О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники». 23 Секта баптистов. Основателем секты баптистов, которые вначале назывались анабаптистами (перекрещенцами), был ученик Мартина Лютера Николай Шторк, который с своим другом Фомою Мюнцером произвел религиозно-политическую революцию в Германии, известную под именем «Великой крестьянской войны» и стоившей человечеству более ста тысяч жертв. Мюнцер, взятый в плен, был обезглавлен в 1525 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010