Святые с Небесными Силами воспарят на высоту в сретение Господу нашему, когда придет Он; с Ним войдут они в Брачный Чертог – приять награды свои в стране жизни, которая выше всякого страха (прп. Ефрем Сирин , 33, 506). Источник. По гласу Сына распадутся гробы, восстанут мертвые и воспоют хвалу. Новое солнце воссияет над умершими, и из гробов своих вознесут они хвалу Христу. Христос, снисходивший для нашего искупления, приидет и для нашего Воскресения (прп. Ефрем Сирин , 33, 513). Источник. Как солнце не чужим светом рассеивает тьму... так в день Воскресения просветятся праведники, ризою их будет свет, покровом их – сияние, и сами для себя соделаются они светозарными звездами. В тот же день... нечестивые облекутся в одежду всякой скверны, покроются всякою нечистотою, и сами из себя источат для себя тьму и мучение, подобно тому, как тело, одержимое недугом, из себя производит жар и другие припадки – эту узду для удержания безрассудства, этот жезл для наказания (прп. Ефрем Сирин , 34, 286). Источник. И небо, и землю обновит Бог при нашем Воскресении, и тварь освободит и возвеселит вместе с нами (прп. Ефрем Сирин , 34, 393). Источник. ...Хотя только праведники воскресают в обновление славы, но и тела грешников обновляются, так как восстают не с тою же скорбью и радостью своею (прп. Ефрем Сирин , 36, 108). ...В Воскресении ни отцы к детям, ни дети к отцам не обратятся, но все к тому Одному, чтобы, если окажутся достойными, изойти по милосердию к Отцу (прп. Ефрем Сирин , 37, 836). Источник. ...Если душа предпрославлена ныне и вступила к единение с Духом, то и тела сподобятся части в Воскресении (прп. Макарий Египетский , 67, 6). Источник. ...Что имеет теперь душа в себе, то обнаружится тогда в теле (прп. Макарий Египетский , 67, 55). Источник. ...Воскрешенные тела в Воскресение покроются иною Божественною ризою и будут питаться небесною снедию (прп. Макарий Египетский , 67, 100). Источник. ...В Воскресение мертвых различною славою будут прославлены и отличены воскресшие, по достоинству заслуг, по причастию здесь еще обитавшего в них Божия Духа (прп. Макарий Египетский , 67, 389). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Источник. От множества дров увеличивается пламень; и в сердце человека страх Божий умножает ведение, а деятельность усиливает оное (прп. Ефрем Сирин , 31, 130). Источник. Пещь искушает серебро и золото (ср.: Притч. 17, 3 ), а страх Господень – помыслы любящих Господа (прп. Ефрем Сирин , 31, 130). Источник. Как художник, сидя у наковальни, отделывает благопотребные сосуды, так страх Божий истребляет в сердце всякую лукавую мысль и заменяет ее разумным словом (прп. Ефрем Сирин , 31, 130–131). Источник. Бойся Господа, и обретешь благодать, ибо страх Господень производит такие нравы и обычаи, которыми образуются в нас добродетели, а бесстрашие порождает горькое соперничество, происки и тому подобное. Страх Господень – источник жизни. Страх Господень – твердыня души. Страх Господень приводит в порядок духовную мысль. Страх Господень – хранилище души. Страх Господень во всяком занятии подает благодать боящемуся Господа. Страх Господень – кормчий души. Страх Господень просвещает душу. Страх Господень истребляет лукавство. Страх Господень ослабляет страсти. Страх Господень возращает любовь. Страх Господень умерщвляет всякое худое пожелание. Страх Господень отсекает сластолюбие. Страх Господень – училище души, и возвещает ей благие надежды. Страх Господень вознаграждает миром. Страх Господень наполняет душу святыми мыслями и вручает ей скипетр Небесного Царства. Никто из людей так не высок, как боящийся Господа. Кто боится Господа, тот подобен свету, указывающему многим путь спасения. Кто боится Господа, тот подобен укрепленному граду, стоящему на горе, и перед лицом его трепещут лукавые бесы. Весьма блаженна душа, боящаяся Господа, потому что всегда перед собою видит Праведного Судию (прп. Ефрем Сирин , 31, 132–133). Источник. Бесстрашие рождает юношеский помысл, а страх Господень и юных делает старцами (прп. Ефрем Сирин , 31, 140). Источник. Приобрети страх Божий, чтобы и бесы боялись тебя; одно наружное всегда суетно (прп. Ефрем Сирин , 31, 142). Источник. Боящемуся Господа достаточно свидетельства совести...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Богородица ...Дева, силою Пребывающего в Ней, родила естественно, но ничего не потерпела. Печать девства не нарушена ни зачатием Христовым, ни рождением (прп. Ефрем Сирин , 31, 424). Источник. Как купина на Хориве во пламени вмещала Бога, так Мария носила Христа во чреве (прп. Ефрем Сирин , 34, 223). ...Мария соделалась для нас небом – Божиим престолом, потому что в Нее низошло и в Ней вселилось высочайшее Божество. Чтобы нас возвеличить, умалилось в Ней Божество, не умаляясь, впрочем, в естестве Своем. В Ней облеклось Оно в ризу для нас же, чтобы нам доставить Ею спасение (прп. Ефрем Сирин , 34, 226). Источник. Она – также новое небо, потому что в ней обитал Царь царей. В Ней воссиял Он, и пришел в мир, у Нее заимствовал образ, в Ее облекшись подобие. Она – виноградная лоза, произрастившая Гроздь. Не по чину естества дала она Плод сей; в Ее облекшись образ, явился Плод из Нее. Она – источник, потому что живая Вода истекла из Нее жаждущим, и вкусившие пития сего дают стократные плоды (прп. Ефрем Сирин , 34, 227). ...Мария – есть дщерь Света, потому что чрез Нее озарились светом и мир, и обитатели его, омраченные чрез Еву, виновницу всех зол (прп. Ефрем Сирин , 34, 287). Источник. ...Необходимо нам исповедовать, что Святая Приснодевственная Мария действительно есть Богородица, чтобы не впасть в их злохуление. Ибо отрицающие, что Святая Дева действительно есть Богородица, не суть уже верные, но ученики фарисеев и саддукеев; напитанные их закваскою, ослепили они очи ума своего, хуля Господа... (прп. Ефрем Сирин , 35, 471). Если кто не признает Марию Богородицею, то он отлучен от Божества (свт. Григорий Богослов , 15, 197). Источник. ...О Нерастленной и Неискусобрачной невозможно в собственном смысле употребить слово «зачатие», потому что именования девство и плотское зачатие не соединимы в Одной и Той же. Но как Сын дан нам без отца, так и Отроча рождается без плотского зачатия. Дева как не познала, каким образом в теле Ее составилось богоприемное тело, так не ощутила рождения, потому что, по свидетельству пророчества, без болезней рождения было у Нее рождение. Исаия говорит: прежде неже приити труду, чревоболения избеже, и породи мужеск пол (ср.: Ис. 66, 7 ) (свт. Григорий Нисский , 20, 336). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Господь всяческих сотворил меня совершенным и соделал орудием славы Своей, чтобы я служил Ему и святил имя Его, а я, несчастный, соделал члены свои орудиями греха и творил ими неправду. Увы мне, потому что будет Он судить меня! (прп. Ефрем Сирин , 33, 204). Источник. Ты сотворил меня, Господи, наименовал меня образом Твоим по благости Твоей, создал меня по подобию Твоему. Ты научил меня знать путь в обитель жизни и показал мне путь в геенну. Лукавый, по зависти своей, поставил мне скрытные засады, совлек меня с пути Твоего, и погряз я в мерзостях (прп. Ефрем Сирин , 33, 233). Источник. В двух мирах рождается человек, две носят его утробы – матернее чрево и гроб; матернее чрево рождает его на труд и болезнь, а гроб – на суд и воздаяние. И один мир преходит, другой пребывает вечно. Блажен, кто умудрился! (прп. Ефрем Сирин , 33, 240). Источник. Любовь Твоя, Боже, подвигла Тебя, по благости Твоей, сотворить меня из персти. Ты украсил меня небесными Твоими красотами, а я забыл Тебя, послушался сатаны и из великого вожделенного блаженства ниспал в бездну зловония и в греховную тину. Горе мне! Не умел я оценить славы своей, и вот блюдусь для тьмы кромешной (прп. Ефрем Сирин , 33, 260). Источник. Даруй нам, Господи наш, принести Тебе три избранные дара. Даруй нам, Господи наш, воскурить пред Тобою три благоуханных кадила. Источник. Даруй нам, Господи наш, возжечь Тебе три ясногорящие светильника: дух, душу и тело – сии три дара Единой Троице. Источник. Дух посвятим Отцу, душу посвятим Сыну, тело посвятим Духу Святому, Который вновь восставит его из праха. Отче, освяти Себе дух наш! Сыне, освяти Себе душу нашу! Душе Святый, освяти Себе тело наше, изнемогающее от язв! Даруй нам, Господи наш, возрадоваться о Тебе, и Ты возрадуйся о нас в последний день. Хвала Тебе от духа, тела и души! А нам щедроты Твои! (прп. Ефрем Сирин , 33, 308). Источник. Хвала Всеблагому, Который по любви Своей открыл славу Свою сынам человеческим! Из персти создал Он бессловесное естество и украсил его душой, обладательницей сокровищ. Перстные уста соделал способными величать Его, чтобы вся тварь воспевала Ему хвалу (прп. Ефрем Сирин , 33, 316). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Невозможно, чтобы истинно боящимися Господа возобладал диавол. Он усиливается поколебать их, но искоренить не в силах (прп. Ефрем Сирин , 31, 201). ...Прежде нежели совершено беззаконие, враг весьма умаляет оное в глазах ... по совершении же греха, лукавый до крайности увеличивает беззакония в глазах того, кто впал в оное. Воздвигает при этом на него волны отчаяния... (при. Ефрем Сирин , 31, 210). Когда враг хочет связать человека пожеланиями, связывает его теми, которыми человек услаждается, чтоб, услаждаясь узами, не захотел он когда-нибудь развязать себя, потому что связывающий нас хитр, хорошо знает, чем и как связать нас. Если свяжет кого невольными узами, ум тотчас разорвет узы и скоро побежит прочь. Поэтому связывает каждого, чем он услаждается и прохлаждается, ибо во власти нашего ума снять с себя сии узы. А теперь мы, связанные, радуемся тому, и уловленные, кичимся тем, потому что связанный завистью, как скоро не связан прелюбодеянием, почитает себя ничем не связанным, и связанный ябедничеством, как скоро не связан воровством, думает о себе, что никогда не был связанным. Каждый не знает своих уз и не ведает сетей, разложенных ему. Таковые люди страждут неведением упившихся. Связанный, как упоенный, не знает, что он связан. От вина забывает об узах и в упоении не видит сетей около себя (прп. Ефрем Сирин , 31, 447). Источник. Лукавый может и молчащего предать смерти чрез другого говорящего, и кому невозможно умереть от уст, того убивает чрез слух, и невинного делами умерщвляет помыслами (прп. Ефрем Сирин , 31, 452). Источник. Принимающий на себя всякие виды имеет обычай терпеливо слушающих его даже истиною вводить в обольщение. Посему-то Спаситель не принимал от бесов речи, в которой была и правда... Ибо Истинному угодно было, чтобы не чрез них уверовали в Него, но чтоб истинная проповедь проповедана была истинными проповедниками (прп. Ефрем Сирин , 31, 453). Как сильный ветер гонит пыль, так соперник наш, диавол, прогоняется гласом славословия Богу, молитв и слез. Посему никто не ленись и не бойся (прп. Ефрем Сирин , 31, 584).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Из всех толкований преп. Ефрема выделяется толкование на книгу Бытия, особенно на ее первые главы. Оно представляет собой тщательно обработанный последовательный комментарий на эту книгу. Остальные толкования — это краткие и разнообразные по содержанию заметки на тот или другой стих толкуемой книги. Многие стихи и иногда даже главы остаются без объяснения, отчего толкование носит отрывочный характер. Толкование некоторых книг преп. Ефрем начинает с сообщения общих сведений о книге, ее содержании или о личности пророка. Глубина экзегетических трудов Ефрема Сирина во многом объясняется хорошим знанием еврейского языка и восточных обычаев. Также он был знаком с трудами еврейских толкователей, с которыми он иногда соглашался, а иногда нет. Например, объясняя Втор 26:14, Ефрем Сирин пишет: «Сим указывается на обычай язычников — уготовлять трапезы мертвым» (Толкование на Втор, XXVI). В то время как аллегористы терялись в фантастических догадках, комментируя странный способ заключения Завета между Богом и Авраамом (Быт 15:9-11), Ефрем Сирин дает разъяснение, построенное на собственно опыте жизни на Востоке. «Изъяснения на сие место, — пишет он, — надобно искать в обычаях халдеев . У них было в обычае при совершении клятв проходить между рассеченными трупами со светильниками в руках». Непонятный обряд, описанный в 1 Цар 7:6 Ефрем Сирин истолковывает через известные ему иудейские обычаи. Нередко Ефрем Сирин указывал на ошибки греческих переводчиков Библии, бывшие следствием плохого знания ими еврейского языка. Следует отметить, что еврейский текст Писания, имевшийся у Ефрема Сирина, отличался от масоретского текста. Однако, несмотря на склонность к буквальному пониманию текста, Мессианские места св. Ефрем толкует прообразовательно, вплоть до отдельных мелких черт. Для преп. Ефрема вообще характерно неметодическое соединение толковательного буквализма с поэтическим символизмом, когда Библия из книги истории превращается в книгу притч. Нужно прибавить, что преп. Ефрему приходилось подчеркивать органическую цельность обоих Заветов, как «единого тела истины». Это единый глагол, «изреченный одними устами для разных родов», —слабые лучи и полный свет, —подобие и исполнение. Или еще: две арфы, на которых играет единый Художник. Единый путь домостроительства, но тройственный: от рая до Сиона, от Сиона до Церкви, от Церкви до Царства небесного.

http://bible.predanie.ru/prepodobnyj-efr...

Из всех толкований прп. Ефрема выделяется толкование на Книгу Бытия, особенно на ее первые главы. Оно представляет собой тщательно обработанный последовательный комментарий на эту книгу. Остальные толкования — это краткие и разнообразные по содержанию заметки на тот или другой стих толкуемой книги. Многие стихи и иногда даже главы остаются без объяснения, отчего толкование носит отрывочный характер. Толкование некоторых книг прп. Ефрем начинает с сообщения общих сведений о книге, ее содержании или о личности пророка. Глубина экзегетических трудов прп. Ефрема Сирина во многом объясняется хорошим знанием еврейского языка и восточных обычаев. Также он был знаком с трудами еврейских толкователей, с которыми он иногда соглашался, а иногда нет. Например, объясняя Втор 26:14, прп. Ефрем Сирин пишет: «Сим указывается на обычай язычников — уготовлять трапезы мертвым» (Толкование на Втор, XXVI). В то время как аллегористы терялись в фантастических догадках, комментируя странный способ заключения Завета между Богом и Авраамом (Быт 15:9–11), прп. Ефрем Сирин дает разъяснение, построенное на собственно опыте жизни на Востоке. «Изъяснения на сие место, — пишет он, — надобно искать в обычаях халдеев . У них было в обычае при совершении клятв проходить между рассеченными трупами со светильниками в руках». Непонятный обряд, описанный в 1 Цар 7:6, прп. Ефрем Сирин истолковывает через известные ему иудейские обычаи. Нередко прп. Ефрем Сирин указывал на ошибки греческих переводчиков Библии, бывшие следствием плохого знания ими еврейского языка. Следует отметить, что еврейский текст Писания, имевшийся у прп. Ефрема Сирина, отличался от масоретского текста. Однако, несмотря на склонность к буквальному пониманию текста, мессианские места св. Ефрем толкует прообразовательно, вплоть до отдельных мелких черт. Для прп. Ефрема вообще характерно неметодическое соединение толковательного буквализма с поэтическим символизмом, когда Библия из книги истории превращается в книгу притч. Нужно прибавить, что прп. Ефрему приходилось подчеркивать органическую цельность обоих Заветов, как «единого тела истины». Это единый глагол, «изреченный одними устами для разных родов», — слабые лучи и полный свет, — подобие и исполнение. Или еще: две арфы, на которых играет единый Художник. Единый путь домостроительства, но тройственный: от рая до Сиона, от Сиона до Церкви, от Церкви до Царства Небесного.

http://blog.predanie.ru/article/prepodob...

...Надежда делает, что радость обитает в душе добродетельного (свт. Василий Великий , 8, 48). Источник. Всего более уповай на руку Великого Царя, которая, едва только покажется, приводит в страх и обращает в бегство сопротивных... (свт. Василий Великий , 9, 33–34). Источник. Всем сердцем своим уповай на Господа, и удобно избежишь злодейских козней. Ибо Господь не оставит без призрения работающих Ему (прп. Ефрем Сирин , 31, 109). Источник. Будем надеяться на Бога, брат, будем надеяться, хотя видим, что не вдруг и не легко получаем просимое, даже не знаем, что еще воспоследует с нами (прп. Ефрем Сирин , 31, 278). Есть у меня надежда: потому что покаяние сводит большие струпы и благость покрывает всякую гнусную и отвратительную скверну (прп. Ефрем Сирин , 33, 126). Источник. Дивлюсь, что доселе еще не исправился я; а между тем каждый день приношу покаяние, поддерживаюсь надеждой, пока не умер (прп. Ефрем Сирин , 33, 185). Источник. На Тебя только вся надежда наша, ибо Ты врачуешь язвы наши. Ты источил кровь Свою на струпы грешников, чтобы Тобою исцелились они (прп. Ефрем Сирин , 33, 340). Всякому правому намерению пусть предшествует надежда, она помогает иногда и в худом, и потому не справедливо ли, чтобы еще более содействовала в добре (свт. Григорий Богослов , 16, 288). ...Когда кто имеет непрестанную надежду на Бога, – зло как бы истончавается и воденеет в нем (прп. Макарий Египетский , 67, 141). Источник. ...Великие победные награды требуют и великих трудов, и злоба таковым подвижникам наипаче всюду строит козни... (прп. Макарий Египетский , 67, 339). Источник. Должно христианину иметь упование, радость и чаяние будущего царства и избавления... (прп. Макарий Египетский , 89, 213). Источник. Жизнь телесная ограничивается одним настоящим; а жизнь, предоставляемая надежде, есть собственность души. Но человеческое неразумие погрешает в употреблении той и другой, думая телесную жизнь продлить надеждами, а жизнь душевную тратя в наслаждениях настоящим. Посему-то душа, занимаясь видимым, по необходимости делается чуждою надежды существенной и действительной, по надежде опираясь на непрочное, и сим не овладевает, и чего надеялась, того не имеет (свт. Григорий Нисский , 18, 449). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

1. Преп. Ефрем Сирин . Родился в Сирии в бедной семье в эпоху правления императора Константина Великого . Свою раннюю юность провел довольно бурно, но однажды в его душе наступил перелом, и он начал весь пламенеть любовью ко Господу Иисусу. Был учеником святого Иакова Низибийского (память 13 января). От преизбытка Божией благодати с его языка мудрость истекала, как медовый поток, а из его очей постоянно источались слезы. Трудолюбивый, как пчела, преподобный Ефрем неустанно либо писал книги, либо устно поучал иноков в монастыре и народ в городе Едесса, либо сам предавался молитве и размышлению. Многочисленны его сочинения, прекрасны его молитвы. Самая известная из них – читаемая Великим Постом: «Господи и Владыко живота моего...». Когда хотели насильно поставить его епископом, он притворился безумным и начал бегать по Едессе, влача за собой свою тунику. Увидев это, люди оставили его в покое. Был он современником и другом святителя Василия Великого . Преподобный Ефрем – это, главным образом, Апостол покаяния. Его труды и по сей день умягчают многие застывшие во грехе сердца, возвращая их ко Христу. Упокоился он в глубокой старости в 378 году. У Ефрема сердце тает От любови ко Христу, Мудрость глас его вещает, Евангельскую чистоту. Ефрем – пчела медоточная, Ефрем – дождь плодоносный, Покаяньем Ефрем дышит, Покаянный плач являет. «Кайтесь, люди! – Ефрем пишет, Бог смиренных прославляет!» Дивный светоч и учитель Жизнью всей своей и книгами, Для скорбящих утешитель, Бич свистящий для греха. Ко всем прочим – елей милости, А к себе – так меч суровости. Ефремом Церковь дивно хвалится, Братом Ангелов он нарицается, Подобает ему эта честь, Яко богослову умиленья – В немже льсти и несть ! Славит Церковь своего Сирина, Божьего прославившего Сына. Ефрем – пчела медоточная, Ефрем – дождь плодоносный, Молитвенник денно-нощный, Ефрем – монах многомощный! К себе – меч строгости, К другим же – мед милости! Славит Церковь своего Сирина, Божьего прославившего Сына. 2. Преп. Исаак Сирин . Родился в Ниневии, в молодости подвизался в обители Мар-Матфейской близ родного города. Когда люди узнали о святости его жизни и многих чудесах, он был избран епископом Ниневийским и наперекор себе принял этот сан. Однако всего спустя пять месяцев оставил кафедру и тайком удалился в монастырь Раббан-Шабур. Составил много трудов, из которых до нас дошло около 100 бесед о духовной жизни и подвижничестве, написанных, в основном, по собственным переживаниям. Несравним как психолог и наставник в духовном жительстве. Даже такие святые, каким был преподобный Симеон Дивногорец, просили у него совета. Упокоился в глубокой старости в конце VII столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Отец Ефрем: Что я чувствую в отношении вас? Чувствую... Позвольте мне это сделать, так мне хочется... (поднимается и горячо обнимает владыку). Здесь присутствуют и другие, но пусть поймут нас правильно, владыка. Теперь понимаете, что я чувствую!.. Митрополит: Батюшка, ты меня очень успокоил. Начатое продолжу всеми своими силами. Тем более, что ты согласен со мной. Отец Ефрем: Согласен ли я? Какое это имеет значение? Да и как я могу быть не согласен? Продолжайте, владыка, с тем же, и даже с большим напряжением, с болью и со смирением. Новомученики этого требуют. Господь и Церковь вместе с вами. Результат только Он знает, а вы святое дело совершаете. Митрополит: Батюшка, ты дал мне радость. Говорю тебе, ты дал мне крылья, успокоил меня, и я чувствую огромную силу. Отец Ефрем: И я очень рад, владыка. Митрополит: Однако мы вас утомили и нарушили ваш распорядок. Отец Ефрем: Ну, что вы говорите, мы получили великое благословение, радость такая, что и представить себе не могли. Видите, один и тот же дух у нас, он нас объединяет. Есть и... взаимо... как это сказать. Забыл это слово... В молчании и тишине нашей пустыни забываем и язык наш. Митрополит: Взаимопонимание? Отец Ефрем: Да, взаимопонимание, вот это слово. Поэтому и день сегодня для нас значительный. Редко мы имеем такие благословения. Сердце мое трепещет от радости и благодарности. Митрополит: Мы дадим вам и некоторые книги, которые издаем. Отец Ефрем (смотрит обложку книги «Распятый северный Эпир»): Вот такой он сейчас, распинание и кровь. (Смотрит книгу «Трагедия одного народа»). Живут в тюрьме. Страдают! Продолжайте свое дело, владыка. Бог вас просветит и даст вам силы. И мученичество даст, как уже сказали, в скором времени. Митрополит: Благослови меня, батюшка. Чувствую нужду в этом. Отец Ефрем: Ну, зачем это? Так тебе хочется? Митрополит: Благослови, уйду наполненный. Отец Ефрем: Ну, если настаиваешь... (с чувством): Бог да благословит вас, владыка, и меня не забывайте в вашей молитве. В 1981 году старец Ефрем по причине болезни на короткое время оказался вне Святой Горы, и его посетила одна супружеская пара. Что-то у них случилось, и ближайшие родственники, желая им помочь, говорили одни – одно, другие – другое, так что произошло у молодоженов смущение. Отец Ефрем ответил им со свойственной ему категоричностью: «Послушайте, что я вам скажу. Идите к себе домой, выставите всех вон и закройте дверь». Проблема разрешилась, все успокоились. Прозорливый?

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Katunaks...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010