Но, каждый в своей мере, озаряется единым мысленным Солнцем, и, по степени достоинства, почерпает радость и веселие, как бы, в одном воздухе и месте, седалище, созерцании и образе» 331 . Подобным образом, об этих многих и разных блаженных обителях небесных учил и св. Григорий Богослов , утверждая, что к той или иной из сих обителей, разделяемых и назначаемых каждому по его достоинству, приводит тот или иной род христианских добродетелей 332 , и к сему, по своему смиренномудрию присовокупляя личное желание, чтобы ему за свою скромную жизнь сподобиться хоть малой обители 333 . Златоуст же, относительно ап. Павла, замечает, что «поскольку явил он великую любовь ко Христу, то взошел превыше небес и занял место с ангелами» 334 . А бл. Августин, касаясь загробной участи душ мучеников, учит, что «из умерших, царствуют (со Христом), по преимуществу, те, которые сражались за истину даже до смерти» 335 . Совместно же с сим, как сейчас увидим, существовала в Церкви и живая вера, как в возможность, так и в действительность благодатного, пред Богом, за живых предстательства, благоугодивших Богу, и Им прославленных душ святых. Св. Ефрем Сирин , напр., в похвальном слове мученикам, с несомненностью выражает свою веру в то, что они, как, «добровольно претерпевшие скорби из любви к Богу и Спасителю, и имеющие дерзновение пред Самим Владыкою», могут не вотще ходатайствовать пред Ним о ниспослании слабым и немощным людям высшей силы и помощи 336 . То же самое, с особенной силой, выражает и Василий Великий в своей беседе на сорок мучеников, которые, по его словам, единодушно о живых молятся, делая, такого рода к ним, молитвенное обращение: «Вы – святый лик! Священная дружина! непоколебимый полк! Общие хранители человеческого рода! Добрые сообщники в заботах; споспешники в молитве и самые сильные ходатаи» 337 . Григорий же Богослов, в надгробном слове своему отцу, вот что, между прочим, говорит о нем: «Я уверен, что теперь он молитвами произведет больше, нежели прежде учением, поскольку стал ближе к Богу, сложив с себя телесные оковы, освободившись от брения, омрачающего ум, непокровенным представ к непокровенному первому и чистейшему Уму, сподобившись (если могу так смело выразиться) ангельского чина и дерзновения» 338 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Глава 11 И сказал Бог: «Да испросит кийждо у соседа своего... сосуды сребряны и златы» ( Исх.11:2 ), потому что в полночь умрут первенцы Египетские и первенцы скотов. «И будет вопль... по всей земли Египетстей» ( Исх.11:6 ), подобный воплю, какой был в домах евреев, когда младенцев их бросали в «И рече Моисей: сия глаголет Господь: в полунощи Аз вниду в Египет, и измрет всяк первенец в земли Египетстей. И приидут... отроцы твои... ко Мне и скажут Мне: отыди Ты, и... людие... сии и по сих отыду» ( Исх.11:4–5, 8 ). Поскольку казнь, подобная той, какой подвергнут был фараоном народ еврейский, была не вначале, то по сему самому Бог поставил фараона в противление. Читать далее Источник: Творения/Святой Ефрем Сирин. - [Репринт. воспр. изд. 1901 г.] : Свято-Троицкой Сергиевой Лавры : в 8 том. - Москва, 1993-1995./Т. 6. - Изд. «Отчий дом» - 1995. – 481 с./Толкования на Книгу Исход. 338-385 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Глава 18 «И прииде Иофор, тесть Моисеов... Изыде же Моисей во сретение и, – по обычаю, – поклонися ему», как кланялся ему, когда был у него пришельцем, хотя уже рукой его совершены были все чудеса. «И поведа... тестю своему вся чудеса, елика сотвори Бог» рукой его, желая тем научить его. И кто в продолжение сорока лет, проведенных с Моисеем, не был научен словом его, тот научен теперь повествованием его о чудесах и говорит: «Ныне уведех, яко велик Господь, сотворивший вам сие паче всех богов», которые не могут соделать того для почитателей ( Исх.18:5, 7–8, 11 ). Сказал же это Иофор, разумея те замыслы, какие египтянами составлены были против евреев, когда убивали младенцев, чтобы уменьшить число народа их, или когда отказали евреям в плевах, чтобы возбудить их против Моисея, или когда умышляли истребить их в пустыне и вместе со своим отнять у них и не свое. «И принес Иофор... жертвы Богу» ( Исх.18:12 ), то есть или действительно принес через Моисея, или только отделил назначенное в жертву, чтобы сие принесено было в жертву Богу на месте, какое угодно будет избрать Богу. По совету Иофора Моисей поставил тысяченачальников, стоначальников, пятидесятиначальников и десятиначальников, чтобы они судили народ и облегчали труды Моисея. После сего Иофор " оты де в землю свою» ( Исх.18:27 ). Читать далее Источник: Творения/Святой Ефрем Сирин. - [Репринт. воспр. изд. 1901 г.] : Свято-Троицкой Сергиевой Лавры : в 8 том. - Москва, 1993-1995./Т. 6. - Изд. «Отчий дом» - 1995. – 481 с./Толкования на Книгу Исход. 338-385 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Глава 24 «И... Моисей... созда олтарь... и посла юношы сынов Израилевых» ( Исх.24:4 ), то есть сынов Аароновых, приготовить тельцов на всесожжение. Ибо для священнодействия не были они еще помазаны. И когда Моисей «книгу завета... прочте, – перед ними, – и рекоша: вся, елика глагола Господь, сотворим»; тогда «окропи люди кровью и рече: се, кровь завета, в который вы вступили, ...глаголюще: вся... яже глагола Господь, сотворим и послушаем» ( Исх.24:7–8, 3 ). Этой кровью завета предызображена тайна Евангелия, которое смертью Христовой даруется всем народам. «И взыде Моисей и Аарон с двумя сынами ...и седмьдесят от старец... и видеша Бога и под ногама Его яко дело плинфы сапфира, и яко видение неба чистотою» ( Исх.24:9–10 ). Плинфа напоминал евреям о рабстве Египетском; сапфир напоминал о разделении моря; цвет ясного неба напоминал о сказанном им – не принимать на себя похотливого вида блудницы. «И на старцев не простер руки Своей», потому что призваны были для видения, а не для пророчества, хотя впоследствии и пророчество было им вверено. «И дам ти скрижали каменныя». Дал же им скрижали, написанные перстом Божиим, чтобы чтили они заповеди Божии, хотя бы ради того, что написаны они Богом. «И... Моисей и Иисус... взыдоша на гору... И воззва Господь Моисеа в день седмый из среды облака» ( Исх.24:11–12, 13, 16 ). И весь дом Израилев видел славу Господню. Читать далее Источник: Творения/Святой Ефрем Сирин. - [Репринт. воспр. изд. 1901 г.] : Свято-Троицкой Сергиевой Лавры : в 8 том. - Москва, 1993-1995./Т. 6. - Изд. «Отчий дом» - 1995. – 481 с./Толкования на Книгу Исход. 338-385 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Глава 27 «И да возмут тебе елей от масличия... для возжжения светильников». Этим изображается учение Распятого, ибо всякий другой елей, не «от масличия», означает учения чуждые. А что «Аарон и сынове его» возжигали светильники вне завесы «от вечера даже до утра» ( Исх.27:20–21 ), – это изображает Израильских священников, приносивших жертвы вне Церкви Христовой, а также пророков, бывших до явления Солнца правды, ибо когда воссияло утро с пришествием Господа нашего, тогда прекратилось и кончилось служение светильников. Сказанное же: «агнца единаго да сотвориши рано, и втораго агнца да сотворшии в вечер» ( Исх.29:39 ), – указывает на закланного за нас Агнца Божия. Кроме того, агнец, заколаемый утром, означает праведников, а агнец, заколаемый вечером, кающихся грешников, за которых и умер Христос. И еще, Бог сказал Моисею о составе мира: «и ты возми ароматы самые лучшие: смирны избранной и киннамома..., касии... и елеа от маслин» ( Исх.30:23–24 ). Эти четыре вида ароматов означают четыре стихии, из которых сложилось тело Бога Слова. Читать далее Источник: Творения/Святой Ефрем Сирин. - [Репринт. воспр. изд. 1901 г.] : Свято-Троицкой Сергиевой Лавры : в 8 том. - Москва, 1993-1995./Т. 6. - Изд. «Отчий дом» - 1995. – 481 с./Толкования на Книгу Исход. 338-385 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Глава 37 «И сотвори Веселеил... кивот... из древа негниющаго» ( Исх.36:1, 25:10 ). Это – тайна Еммануиловой Плоти, Которая не подлежит истлению и не повреждена грехом. Золото, покрывавшее кивот «внутрьуду и внеуду» ( Исх.37:2 ), означает Божеское естество Слова, Которое неизреченно соединилось со всеми частями души и тела, потому что человечество наше помазало оно Божеством Своим. Еще сказано: " сотвори кивоту злат обвод... и слия ему четыри колца» ( Исх.37:2–3 ). В этом можем усматривать Едем и четыре реки его, или силу чувствования и ощущение всего разумеваемого; стороны кивота указывают на мир видимый и на мир умопредставляемый. «Очистилище над кивотом от злата чиста» ( Исх.37:6 ) означает Еммануила; херувимы над очистилищем суть пророки и апостолы. В трапезе представляются пять умосозерцаний: Творец и разумные твари. Два обвода на трапезе указывают нам на мир горний и дольний. Пространство между двумя обводами изображает Еммануила, через Которого имеют между собой общение небесные и земные. Хлеб предложения на трапезе представляет собой тайну жертвы сынов Церкви. Золотой светильник изображает и показывает нам тайну Креста; шесть ветвей светильника означают власть Распятого, простирающуюся во все шесть стран. В яблоках на светильнике таинственно познаем пророков и апостолов; в цветах – ангельские силы; в семи светилах – семь светильников Евангелия; кроме того, «седмь... очес... Господних ...призирающих на всю землю» ( Зах.4:10 ). Читать далее Источник: Творения/Святой Ефрем Сирин. - [Репринт. воспр. изд. 1901 г.] : Свято-Троицкой Сергиевой Лавры : в 8 том. - Москва, 1993-1995./Т. 6. - Изд. «Отчий дом» - 1995. – 481 с./Толкования на Книгу Исход. 338-385 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Глава 40 В то время, когда сооружена была скиния, облако, осенявшее Евреев, низошло на скинию и в самую скинию, «и славы Господни исполнися скиния, и не можаше Моисей внити в скинию... яко осеняше над нею облак» ( Исх.40:34–35 ), то есть облако так наполнило собой скинию, что не оставалось там воздуха, необходимого для дыхания. «Аще же не взыде облак, не воздвизахуся... до дне, в оньже взыдет облак»; то есть когда облако восходило над скинией, тогда сыны Израилевы уготовлялись в путь и облако было для них путеводителем; а когда облако останавливалось, тогда всякий ставил шатер свой под сенью его. «Облак бо Господень бяше над скиниею в день, и огнь бяше над нею в нощь пред всеми сынами Израилевыми во всех путешествиих их» ( Исх.40:37–38 ). Огненный столп, бывший над скинией, ночью освещал и внутренность скинии. Читать далее Источник: Творения/Святой Ефрем Сирин. - [Репринт. воспр. изд. 1901 г.] : Свято-Троицкой Сергиевой Лавры : в 8 том. - Москва, 1993-1995./Т. 6. - Изд. «Отчий дом» - 1995. – 481 с./Толкования на Книгу Исход. 338-385 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

18. Гимны, сохранившиеся только в арм. переводе ( Biesen. N 18); собрание из 51 гимна; возможно, подлинные; опубл. с лат. переводом: PO. 1961. T. 30. Fasc. 1. III. Поэтические гомилии (мемры). 1. Мемры о вере (Sermones de Fide) ( Biesen. N 64); 6 гомилий; переизд. в CSCO. Vol. 212-213. Syr. T. 88-89; более раннее изд. в: Assemani. T. 3. 2. Мемра о Никомидии ( Biesen. N 78); сохранилось лишь неск. отрывков сир. оригинала гомилий о разрушении Никомидии во время землетрясения 358 г., намного больше сохранилось в арм. переводе; арм. и сир. тексты изд. с франц. переводом: PO. 1975. Т. 37. Fasc. 2-3. 3. Мемра против Бардесана ( Biesen. N 169); изд. с англ. переводом: Mitchell. 1921. Vol. 2. P. 143-169 (текст), LXVI-LXXIX (перевод); отрывки из др. мемры о том же предмете: Overbeck. 1865. P. 131-136; еще один стихотворный текст против Бардесана ( Biesen. N 54), авторство к-рого приписывается Е. С., издан с англ. переводом: Duncan Jones A. S. A Homily of St Ephrem//JThSt. 1904. Vol. 5. N 20. P. 546-552; поскольку это произведение имеет стихотворный размер из 12 слогов, более нигде Е. С. не используемый, маловероятно, чтобы оно было подлинным. 4. Мемры, изд. в CSCO (Sermones. I-IV); 21 текст из 4 собраний гомилий изд. с нем. переводом; несомненно, далеко не все принадлежат Е. С.: Sermones. I. CSCO. Vol. 305-306. Syr. T. 130-131 - только первые 3 и 8-я мемры могут быть подлинными; 3-я мемра «Об укорении» ( Biesen. N 90) опубл. впервые, все остальные являются переизданиями; более ранние изд.: N 1= Lamy. Т. 2. Col. 335-362: Об укорении ( Biesen. N 88); N 2= Assemani. T. 6. P. 654-687 (N 18); Lamy. Т. 4. Col. 265-356: Об укорении ( Biesen. N 89); N 4= Assemani. T. 5. P. 338-344: О словах Екклесиаста «Все суета» ( Biesen. N 87); мемра переизд. с нем. переводом: Deppe K., hrsg. Kohelet in der syrischen Dichtung. Wiesbaden, 1975, а также: Tlotho Mimre ‘al Ktobo d-Qohelet. Losser, 1981. P. 3-15; N 5= Assemani. T. 5. P. 350-359: O предостережении ( Biesen. N 49); N 6= Assemani. T. 5. P. 344-350. Об Ис 26. 10 ( Biesen. N 72); N 7= Assemani. T. 6. P. 369-379 (N 2): О покаянии ( Biesen. N 36); N 8= Assemani. T. 6. P. 379-387 (N 3): О покаянии ( Biesen. N 36).

http://pravenc.ru/text/376984.html

2109 Розночт.: και или οτι и εστιν вм.: εσται, нек. опуск., – και пред ειρηνην опуск. нек. и Кир. (но Ват. Син. Итал. др.: чит.), – αναστηναι Алекс. Grabe и Кир. изд. Aub., но у Migne αναστησαι, как Ват. Син. др. – Кир. Aub. прибавл. в начале: ζω εγω λεγει Κυριος οτι… Алекс. Grabe опуск: και εν τω τοπω... παντοκρατωρ, а следующие слова ставить под знаком. Последних слов нечит: Евр. Халд. Пир. (Вальт. и у Ефр.) Вульг., – чит: Син. Ват. др. Феод. Мопс. Итал. Араб. (Вальт.), Иерон. LXX (1404–1405) 2110 Смотр. «Книгу о знаменитых мужах, написанную к Декстру, преториальному префекту», CXV, стр. 338 – в русском переводе при «Трудах Киевской Духовной Академии», – Авг. 1879 г. Ср. S. Greg. Nyss. ep. op. t. III, in laudem Ephr. Syr. col. 597, 601 и 616; равно – «Истор. уч. об отцах церкви» – Арх. Чернигов. Филарета, ч. II, §§ 127–133, стр. 98–127; «Прибавл. к твор. св. отцов», 1848 г., чм., стр. 24–106. св. Ефрем Сирин . 2112 Немногие исследователи касаются собственно учения св. Ефрема об евхаристии и между ними нет согласия. Так Штайтц (Jahrbücher für Deutsche Theologie, 1865, – Die Abendmahlehre der griechischen Kirche. § 18, S. 429–433) приходит к заключению, что, по его взгляду, настоящий объект евхаристического вкушения не материален, именно Дух Святый, и что никакого реального присутствия Христа в евхаристии он не признавал между тем Селье (Histoire générale auteurs sacres et éccles. t. VIII, col. 101–105), Ассеман (Bibliotheca orientalis, t. 1–5 Ephr. Syr. opera, graece et latine, t. I–III), Колий (Kollii – introductio in historiam et rem histor. Slavorum) автор статьи: «Некоторые черты из учения св. Ефрема Сирина » (Приб. к твор св. отец, 1849 г. ч. VIII, стр. 125–127) находят у него последнее. 2113 S. Ephraem. Syr. opera omnia, ed. Ios. Assemani, Romae, 1746; Sermo adversus sckrutatores, t. III, col. 424. 2115 Ibidem – Πρσεκε, πς ρτον ελογν, κλνει ατν ν τπ το σματος το δου κρντου κα τ ποτριον πλιν πς ν τπ αματος ελογε, κα δδωσι τος αυτο μαθητας – κα γενο σιμμτεκος τυ αυτο μιστηρων.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

333 «Хр. Чт.» 1834. Ч. 3. С. 14 (святитель Иоанн Златоуст). 334 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 168. (преподобный Иоанн Лествичник). 335 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцев. М., 1846. С. 65, § 6. 336 Там же. С. 139, § 10. 337 Творения. Ч. 5. М., 1850. С. 185. (О покаянии 2). 338 Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 210. 339 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 57. 340 Там же. С. 142. 341 Цит. по: Феофан, святитель. Начертание хри-стианского нравоучения. М., 1895. С. 87. 342 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 376. 343 Там же. С. 60. 344 Там же. С. 342. 345 Творения. Слово 39. Сергиев Посад, 1911. С. 166. 346 Творения. Т. 2. М., 1899. С. 324, § 236. 347 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 62. 348 Там же. С. 234—235. 349 Добротолюбие. Т. 2. Указ. изд. С. 617, § 42. 350 Творения. Т. 2. Указ. изд. С. 348. 351 Творения. Т. 2. Слово о молитве I. СПб., 1896. С. 836. 352 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. Слово о молитве I. С. 831. Ср.: Т. 3. Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий. СПб., 1897. С. 369. 353 Геннадий, святитель. Правила о вере и жизни христианской. «Прибавления к творениям святых отцов». Год третий. 1845, прав. 45. С. 7—8. 354 Творения. Т. 2. Слово о молитве 2. СПб., 1896. С. 838. 355 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 243. 356 Кирилл Иерусалимский, святитель. Творения. Слово предогласительное. Гл. 6. Указ. изд. С. 11. 357 Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 4. М., 1850. Слово 97. С. 132. 358 Там же. Слово 80. С. 13. 359 Нил Синайский, преподобный. Творения. Ч. 1. М., 1858. Слово о молитве. Гл. 12. С. 176. 360 Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 241. (Сл. 28, гл. 60). 361 Творения. Сергиев Посад, 1911. Слово 4. С. 24. 362 Ср.: Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 9. Беседа 26. СПб., 1903. С. 250.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010