Без обмана делай дело свое, брат, ибо так прилично верным, и обретешь благодать в трудах своих (прп. Ефрем Сирин , 30, 209–210). Источник. Если хочешь, чтоб ни в чем не обманул тебя противник, то веруй, что все, сделаешь ли что, или помыслишь, не сокрыто от Бога (прп. Ефрем Сирин , 30, 503). Источник. Если увидишь обман, не тотчас обличай (прп. Ефрем Сирин , 31, 631). Источник. Нетверд голос у обманщика, смутна речь его; непрестанно меняется цвет лица у того, кто строит козни и расставляет сети (прп. Ефрем Сирин , 34, 275). Источник. ложь свою слагает с истиною, чтоб обман его оставался прикровенным (прп. Ефрем Сирин , 34, 306). вовлекает нас в хитрословие, чтобы человек оправдывал себя, когда и виновен, извинял себя в грехе и беззаконии, а извинением и виновностью усугублял свое бедствие (прп. Ефрем Сирин , 34, 306–307). Если вознамерится пленить тебя неправдою, великий оплот тебе – правда (прп. Ефрем Сирин , 34, 354). ...И лжеапостолы страдали за Христа, и они благовествовали о Царстве Небесном... (прп. Макарий Египетский , 67, 264). Источник. ...Ложь есть какое-то рождающееся в уме представление о не сущем, будто бы существует то, чего нет... (свт. Григорий Нисский , 18, 266). Источник. Праздник Божий – истинное ведение, кто же внимает лжи и заблуждению, тот умрет дурною смертью (авва Евагрий, 89, 610). Ложь – гнусное бесчестие человека; избежим обвинения, вызываемого ложью; не делай себя в глазах друга не заслуживающим доверия, боясь не встретить к себе более веры даже и тогда, когда говоришь истину; тот, кто оказался лжецом в одном, уже не стоит того, чтоб ему верили, даже и в том случае, если бы когда он сказал правду... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 925). Обман благовременный и учиненный с добрым намерением такую приносит пользу, что многие, не воспользовавшись этим средством, часто терпели наказание (свт. Иоанн Златоуст , 46, 29). Источник. ...Когда увидишь, что кто-нибудь, увлекаясь собственными соображениями, станет противоречить Божественному Писанию, устранись от него, как от безумного... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 80). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

И видя Бог покаяние, уступил желанию, склонился на прошения... определил, чтобы покаяние предводительствовало немощным естеством и дал ему власть над немощью человеческою; определил срок суда и повелел покаянию не преступать своих пределов в день Суда, не изъявлять желания продолжить власть свою, а скорее стать обвинителем, что человек пренебрегал стольким терпением; не просить милости, чтоб срок был отложен, но с негодованием приступить к отмщению... Источник. И покаяние соглашается на сии повеления, и стремительность ангелов превращает в спокойствие. Бог прекратил угрозы, и ниневитяне спасены. Покаяние исходатайствовало, и город возвратил себе благоденствие. Под городом разумеется вся вселенная и под ниневитянами все человечество... пощада Ниневии распространилась на всех. Христос воскрес, и человечеству благовествуется воскресение. Определение Божие от одного простирается навесь род (прп. Ефрем Сирин , 32, 178–180). Источник. Велико покаяние на земле, потому что душам служит лествицею к восхождению туда, откуда свержены они грехом. Оно восстановляет естество и возвращает ему собственное его достоинство (прп. Ефрем Сирин , 32, 181). Источник. Покаяние проповедует оставление грехов, но не терпит, чтобы пренебрегали им. С обращающимися оно неразлучно и отвращается от пребывающих во грехе (прп. Ефрем Сирин , 32, 207). Источник. Покаяние, братия, есть ковчег милосердия. Устремимся же к сему другу человечества (прп. Ефрем Сирин , 33, 122). Источник. ...Покаяние распростирает крыла свои, чтобы с любовью объять всякого, кто ни придет к нему. О, покаяние, ты образ благодати; так же любишь грешников, как и Господь твой! (прп. Ефрем Сирин , 33, 123–124). Источник. Кто же смежит вежди свои пред зерцалом Писания и, при таком множестве покаявшихся, не приложит врачевства сего к язвам своим? (прп. Ефрем Сирин , 33, 127). Источник. Если самому тебе стали несносны расслабление твое, гнойные струпы и язвы твои, то есть у тебя весьма искусный Врач, Который находит для Себя славу в твоем исцелении (прп. Ефрем Сирин , 33, 154). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Тайное поучение и чтение (Священного Писания) есть дом души недоступный для врагов, столп неподвижный, пристанище тихое и безмятежное, верно спасающее душу (прп. авва Исаия , 59, 219). Когда заметишь в себе, что скучно для тебя чтение Божественных Писаний и неохотно слушаешь духовные наставления, тогда знай, что душа твоя впала в тяжкую болезнь. Ибо это – начало зломудрия, которым болевшие пожали плод смерти (прп. Ефрем Сирин , 30, 522). Источник. ...Будь трезвен, чтобы чтением доставить пользу и себе самому, и слушающим тебя (прп. Ефрем Сирин , 31, 219). Источник. Когда... начинаешь читать Божие Писание, старайся читать, как обязанный пересказать, что слышал (прп. Ефрем Сирин , 31, 632). Источник. ...Чтение Божественных Писаний приводит в собранность блуждающий ум и дарует ведение о Боге (прп. Ефрем Сирин , 32, 96). Источник. Когда же читаешь , читай с усердием и прилежно; с великим вниманием останавливайся на каждом стихе, и не листы только переворачивать старайся, но, если нужно, не поленись и дважды, и трижды, и несколько раз прочесть стих, чтобы уразуметь силу его (прп. Ефрем Сирин , 32, 99). Где священные книги и чтения, там веселие праведных и спасение душ (прп. Ефрем Сирин , 32, 401). Прилежно читай Писание, потому что в нем научишься мудрости (прп. Ефрем Сирин , 33, 354). Источник. Как только кто касается Евангелия, то тотчас благоустрояет ум свой, и при одном только взгляде на него отрешается от (всего) житейского. Если же присоединится и внимательное чтение, то душа, как бы вступая в таинственное святилище, очищается и делается лучшею, так как с нею беседует Бог через эти Писания... Даже если ты и не понимаешь содержащегося в них, от самого чтения бывает великое освящение. Впрочем, невозможно, чтобы ты одинаково не понимал всего; благодать Духа для того именно и устроила, что эти книги сложили мытари, рыбари, пастыри овец и коз, люди простые и неученые, чтобы никто из простых людей не мог прибегать к такой отговорке, чтобы всем было удобопонятно то, что говорится, чтобы и ремесленник, и слуга, и вдовая женщина, и необразованнейший из всех людей получили пользу и назидание... ибо не для суетной славы, как внешние (мудрецы), но для спасения слушателей сложили все это те, которые в начале удостоились благодати Духа (свт. Иоанн Златоуст , 44, 812–813). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Подвижник, жди Того, Кто прекрасно возвышает, и никак не малодушествуй ради настоящего. Ибо ты борец и делатель Христов, условившийся целый день провести в борьбе и претерпеть зной целого дня (см.: Мф. 20, 12 ). Почему же, не исполнив еще меры дня, домогаешься упокоения? Дождись вечера, предела здешней жизни, и тогда Домовладыка придет и отсчитает тебе плату (свт. Василий Великий , 9, 380–381). Источник. Не надобно желать себе лучшей одежды или обуви, а должно выбирать такую, которая похуже, дабы и в этом показать смиренномудрие, и не явиться любящими наряды, самолюбивыми и чуждыми братолюбия, потому что домогающийся первенства отпал от любви и смиренномудрия (свт. Василий Великий , 9, 386). ...Если и женщины желают жить по-евангельски, предпочитают девство браку, порабощают мудрование плотское и живут в ублажаемом плаче; то они блаженны за сие избрание, в какой бы земле ни находились (свт. Василий Великий , 11, 69). Подвиг ваш временный, а воздаяние и похвала вечные; труд ваш краток, а упокоение и совершенство нестареющие (прп. Ефрем Сирин , 30, 109). Источник. Один течет поприщем и подвизается из любви ко Христу, а другой из тщеславия (прп. Ефрем Сирин , 30, 133). Источник. Велик и начавший, но не как продолживший; велик и первый, но не как совершивший (прп. Ефрем Сирин , 30, 158). Дом, построенный на песке, не устоит; и подвижничество, к которому примешано что-нибудь, непродолжительно (прп. Ефрем Сирин , 30, 170). Источник. Выгоду будем оценивать, смотря по удовлетворительности; и узнаем, какая польза от нашего подвига (прп. Ефрем Сирин , 31, 626). Источник. Неизбежный подвиг уже при дверях. Все восприимем на себя щит веры; с любовью почерпнем из Божественного Источника спасительные для души нашей надежды. Разумею же, возлюбленные братия, несозданную Единосущную Троицу, сей Источник, источающий жизнь (прп. Ефрем Сирин , 32, 137). ...Сперва должно упражняться в трудах и приобрести венец в подвиге, чтобы таким образом вкусить и Божественной благодати. Горечь подвига заменяется сладостию упокоения, и суровость жизни заменяется благодатию (прп. Ефрем Сирин , 32, 261). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Сотериология Путь ко спасению ...Пусть и не воображают, что можно наследовать жизнь и спасение, не повинуясь епископам и священникам... (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 107). Будем ревновать о доброй и боголюбивой жизни не ради человеческой похвалы, но изберем добродетельную жизнь ради спасения души; ибо каждодневно видится смерть перед глазами нашими, – и все человеческое ненадежно (прп. Антоний Великий , 89, 77). Источник. Началом же спасения и Царствия Небесного бывает для души любовь (прп. Антоний Великий , 89, 89). Источник. ...Не одно странничество спасает человека, но исполнение заповедей... (прп. авва Исаия , 89, 358). В покаянии – спасение, а неразумие – смерть покаяния. Скрывай себя от людей суетных; обнаруживай же себя, всего чаще, перед Богом (свт. Василий Великий , 9, 44). Источник. ...Кто хочет спастись, тот старайся, и кто желает войти в Царство, тот не будь нерадив... (прп. Ефрем Сирин , 30, 83). Человек благоразумный соблюдет заповеди, а кто соблюдет их, тот приобрел рай вечных утех (прп. Ефрем Сирин , 30, 182). Источник. Начало и конец для верных – вера, надежда и любовь... (прп. Ефрем Сирин , 30, 201). Источник. Ничто не приводит так душу ко спасению и не делает ее столько бодрою к трудам, как если найдется учитель, который проповедует добродетель самим делом... (прп. Ефрем Сирин , 30, 506). Желает ли кто быть небесным? Питай всегдашнюю ненависть к тому, что на земле, и, гнушаясь этим, подвизайся как совершенный, и желай Небесного Царства (прп. Ефрем Сирин , 30, 543). ...Кто действительно желает бессмертной жизни и вожделевает Небесного Царства, тому надобно стать выше и больше всего, что есть в веке сем, простираться далее всех пределов, полагаемых миром, и выше всякой земной славы, расторгнуть все узы вещества, возлюбить небесную славу Христову, и к любви сей не примешивать ничего иного, и ничего не любить в сем веке, или в сей жизни (прп. Ефрем Сирин , 32, 37). В какой мере предается каждый телесному и душевному подвигу со всяким услаждением добрыми делами, в такой же мере приобретает он причастие Святаго Духа к духовному возрастанию в обновлении ума; по благодати и туне получая спасение, а по вере, любви и подвигу свободного произволения входя в преспеяние и меру, чтобы как по благодати, так и по правде стать наследником вечной жизни и не всецело Божиею силою и благодатию, без собственного человеческого содействия и старания, возрастая в преспеяние, и не всецело собственною силою и крепостию, без содействия и помощи Духа, имея возможность прийти в совершенную волю Божию и в меру чистоты (прп. Ефрем Сирин , 32, 321–322). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Славолюбие – душевный недуг, лукавая страсть (прп. Ефрем Сирин , 30, 178). Источник. Если видишь, что человек на земле достиг великого достоинства, не дивись этому; но дивись тому, кто возненавидел земную славу (прп. Ефрем Сирин , 30, 195). Источник. ...Не люби человеческой славы, ибо она не останется при тебе вовек... (прп. Ефрем Сирин , 31, 156). Горе тебе, душа, что любишь славу человеческую, и почести, и нарядные одежды, и приобретение вещественного; посему в день Суда будешь мерзка перед Богом, и отринута от лица Его, и сопричислена к надменным бесам (прп. Ефрем Сирин , 31, 598). Источник. Если пренебрежешь тленною славой, то сделаешь себя славным перед Единым Богом, и тем приведешь в бездействие змия, потому что прародителям внушил он пожелание славы Божества (прп. Ефрем Сирин , 32, 197). Источник. Когда человек далек от памятования о Боге и от страха Божия, тогда необходимо ищет он славы и домогается похвалы от тех, кому служит. Такого же человека Господь обличает, что он неверный... (прп. Ефрем Сирин , 32, 337). Источник. Славные и могущественные – до двери только гроба; и хищники и грабители – до двери так же гроба (прп. Ефрем Сирин , 33, 389). Источник. Смотрите, чтобы не уловила тебя в обман суетная слава, – это западня для людей, не далеких умом (свт. Григорий Богослов , 15, 364). Источник. ...Здешняя слава – ветер, ничтожная милость ничтожных. Если она и справедлива, то ничего не прибавляет. А если не истинна, обращается даже во вред... (свт. Григорий Богослов , 16, 135). Источник. ...Не за всякою славою гонись, и гонись не слишком; лучше быть, нежели считаться добрым. А если не можешь себя умерить, лови славу, но не суетную и не новую. Что пользы обезьяне, если примут ее за льва? (свт. Григорий Богослов , 16, 203). Источник. Если же любишь ты человеческую славу, хочешь, чтобы кланялись тебе, ищешь себе покоя, то совратился ты с пути (прп. Макарий Египетский , 67, 95). Источник. ...Кто имеет в виду высшую жизнь, для кого красота есть чистота души, богатство – нищета, отечество – добродетель, город – самые царственные обители Божии, тот земную славу будет считать позором (свт. Григорий Нисский , 25, 131). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Если бы не было покаяния, давно бы погиб род человеческий. Если бы не оно вскоре простерло руку защиты, не стоял бы доныне мир (прп. Ефрем Сирин , 32, 159). Источник. Видишь ли, как покаяние без ущерба сохраняет все Богу? Видишь ли, что сперва представляется оно грешникам не суровым, но снисходительным и легким. Не предложило оно поста, не потребовало ни воздержания, ни бдения, но пригласило начать исповеданием. С легчайшего полагает начало, зная, что совесть благосознательна. Она берет душу на свое попечение и старается, чтобы долг ее был взыскан (прп. Ефрем Сирин , 32, 159–160). Источник. Никто, желая получить, чего не имел, не губит того, что имеет. Как же Богу и Отцу уступить обладание теми, которых стяжал Кровью Сына Своего! Никто не расточает охотно того, что собрал с трудом. Как же Богу без сожаления отвергнуть тех, которых приобрел из язычников трудами апостольскими! Ужели напрасно предопределил Он пришествие Сына Своего, или ни во что вменил излияние Крови Его, или хочет уничтожить домостроительство смерти Его, или нимало не почтил славы Воскресения Его, так что легко отвратится от нас, спасенных сими таинствами. Он послал Духа Святаго и освятил Церковь ... Мы – стадо Его, и Он – наш Пастырь и ныне, как и в раю. Он дал покаяние, как очистительную воду. Если в чем прегрешим, им омываемся... Если в чем согрешим, омывшись покаянием, делаемся чистыми (прп. Ефрем Сирин , 32, 161). В Церкви же и грешники кающиеся делаются иереями, потому что самих себя приносят в жертву Богу. О, как действенна благодать покаяния! Она и согрешивших рукополагает во иереи (прп. Ефрем Сирин , 32, 163). Источник. Покаяние праздник творит Богу, потому что и небо призывает на пир. Ангелы радуются, когда покаяние приглашает их на вечерю. Все небесные чины пиршествуют, возбуждаемые к веселию покаянием (прп. Ефрем Сирин , 32, 167). Источник. И Закон и Евангелие три дня объявляют грешникам на покаяние. Почему же это? Потому что отпущение грехов по чрезвычайной благости подает благодать Троицы... Потому что Единосущной Троицей совлечено с человечества осуждение смерти... Чрез три дня уничтожена смерть; чрез три дня дается отпущение, потому что чрез три дня совершилось и воскресение. Все могло бы совершиться во мгновение, но по причине таинства Троицы в три дня связала врага благодать... чтобы показана была тайна Божества (прп. Ефрем Сирин , 32, 177). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

О, какой коварный умысл лукавого и князя мира сего! Он останавливает всех на временном и тленном и ввергает в забвение вечных благ; и никто того не разумеет (прп. Ефрем Сирин , 32, 19). ...Сопротивник употребляет тысячи средств, желая ослабить произволение, отвлечь от упования и любви ко Господу, различно нападая на душу, или посредством духов злобы причиняя ей внутренние скорби, или всевая в нее лукавые, суетные, непозволительные и скверные помыслы, приводя ей на память прежние грехи, даже осуждая душу, чтоб произволение ее пришло в расслабление, при мысли, что невозможно получить спасение (а чрез это душа ввергается в безнадежность, рассуждая, что из нее самой рождаются в сердце сии нелепости суетных и лукавых помыслов, а не всеваются в нее чуждым духом, вносящим внутрь ее грех, между тем как мысль сию внушает злоба врага, которая, чтоб довести душу до отчаяния, не хочет сделать известным, что при душе есть чуждый Богу дух мирского заблуждения)... (прп. Ефрем Сирин , 32, 34). ...По мере сил своих принуждай себя, как можно чаще, читать Писание, чтобы оно собрало твои помыслы, которые враг рассевает своим злоухищрением, влагая в тебя лукавые мысли, между тем как или наносит тебе частые скорби, или доставляет тебе много успехов и житейских удобств; потому что делает он сие по своей злокозненности с намерением удалить человека от Бога (прп. Ефрем Сирин , 32, 95). Господь называет брашном Своим – творить волю Отца Своего (ср.: Ин. 4, 34 ), так и враг питается исполняющим волю его (прп. Ефрем Сирин , 32, 252). Враг ставит нам сети в самых наших делах, потому что навык наш обращает как бы в клей, которым по привычке к маловажной страсти слепляем крылья свои, разумею добродетели, от чего терпят вред не только крылья, но тело и душа (прп. Ефрем Сирин , 32, 258). Источник. Змий любит делаться мухою, чтобы услаждаться гнойною кровью нечестия. В лукавых живет он, как змий, а в распутных делается мухою... в почитающих себя безопасными бывает беспокойным комаром (прп. Ефрем Сирин , 32, 259). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Псалмопение Псалом – тишина души, он вознаграждает миром. Псалом – посредник дружбы, единение разъединенных, примирение враждующих. Псалом – привлечение ангельской помощи; оружие против страха нощного, успокоение от дневных трудов, безопасность младенцев, украшение пожилым, утешение старцам, самое приличное убранство женщинам (прп. Ефрем Сирин , 32, 10). Источник. ...Хотя к делу простираешь руку, уста да поют, а ум да молится. Псалом да будет непрестанно в устах твоих. Призываемое имя Божие прогоняет бесов, освящает псалмопевца (прп. Ефрем Сирин , 32, 10). Источник. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами. А где песни чуждого, там гнев Божий и горевоздаяние за смех (прп. Ефрем Сирин , 32, 11). Источник. Псалом – радость боголюбцев, он отгоняет празднословие, прекращает смех, напоминает суд, возбуждает душу к Богу, сликовствует с Ангелами (прп. Ефрем Сирин , 32, 11). Источник. ... делает светлыми праздники, он производит печаль по Богу. Псалом и из каменного сердца вызывает слезы. Псалом – дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Псалом – просвещение душ, освящение тел (прп. Ефрем Сирин , 32, 11). ...Псалмопение и молитва при смиренном помысле возвышают ум над недозволенными страстями и душу делают более мужественною к вожделению небесных благ (прп. Ефрем Сирин , 32, 230). Источник. ...Поскольку все, что согласно с естеством, любезно естеству, а музыка... согласна с нашим естеством, то посему великий Давид к любомудрому учению о добродетелях присоединил и сладкопение, в высокие догматы влив как бы некую сладость меда, при помощи которой естество наше некоторым образом изучает и врачует само себя. А врачевством естеству нашему служит стройность жизни, какая, по моему мнению, прикровенно внушается сладкопением. Ибо, может быть, сие самое служит призванием к высокому состоянию жизни, к тому, что живущих добродетельно нрав не должен быть грубым, странным, со всеми разногласным, не издавать, как и струна, сверх меры высокого звука, потому что стройность струны, будучи доводима до излишества, непременно нарушается; но и, напротив того, не должен ослаблять своей силы до непомерности сластолюбием, потому что душа, расслабленная таковыми страстями, делается глухою и немою; и все прочее также должно при времени повышать и понижать, имея в виду, чтобы у нас в нравах сохранялись всегда стройность и добрый лад, без непомерной распущенности и чрезмерной натянутости (свт. Григорий Нисский , 19, 13–14). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Отважному юноше и старцу не придавай смелости делать неприличное, ибо боящийся Господа попечется о людях своих (прп. Ефрем Сирин , 30, 140–141). Кроткого юношу да возлюбит душа твоя, и не возлагай на него бремени ему не по силам, чтоб спасти тебе душу его о Господе, и получить неувядающий венец славы в явление Архипастыря (прп. Ефрем Сирин , 30, 144). Источник. Умный настоятель укрепляет души братии своей вразумлением и учением Господним, а пренебрегающий ими потерпит вред (прп. Ефрем Сирин , 30, 145). Источник. Если посещаешь больного, то смотри, чтоб враг не внушил вам мысли заняться празднословием или пересудами, и тем не лишил тебя награды; ибо у дьявола в обычае это – одному вредить слухом, другому языком; напротив того, надобно утешать болящего Божественным Писанием и страданиями Спасителя (прп. Ефрем Сирин , 30, 566). Источник. ...Приими того, кто заблуждался и кается, восстал ил мертвых, из глубины небогобоязненности и нерадения... Утвердите к нему любовь, да не како многою скорбию пожерт будет таковый (ср.: 2Кор. 2, 7–8 ) (прп. Ефрем Сирин , 31, 191). Равнодушием своим не будем причинять вреда мирянам, но делами научим их уважать благочестие (прп. Ефрем Сирин , 31, 625). Источник. ...Вы, настоятели-подвижники, не по страсти гнева или высокоумия наказывайте необразованных и младенствующих братий, но по Христову человеколюбию, с целью духовной пользы, в надежде оказать помощь руководимым вами к Небесному Царствию (прп. Ефрем Сирин , 32, 335). Источник. ...Как телам неодинаковые даются лекарства и пища – иное пригодно здоровому, иное больному; так и души врачуются различным образом и способом. Свидетели такового врачевания сами болящие. Одних назидает слово, другие исправляются примером. Для иных нужен бич, а для других узда; ибо одни ленивы и неудобоподвижны к добру, и таких должно возбуждать ударами слова; другие сверх меры горячи духом и неудержимы в стремлениях, подобно молодым, сильным коням, бегущим далее цели, и таких может исправить обуздывающее и сдерживающее слово.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010