...Грехи разумной силы суть следующие: неверие, ересь, неблагоразумие, хула, неразборчивость, неблагодарность и соизволения на грехи, происходящие от страстной силы в душе. К уврачеванию же и исцелению от сих грехов служат несомненная вера в Бога, истинные, непогрешительные и православные догматы, постоянное изучение словес Духа, чистая молитва, непрерывное благодарение Богу (прп. Ефрем Сирин , 32, 389). Грехи раздражительной силы суть следующие: жестокосердие, ненависть, несострадательность, злопамятство, убийство и постоянное помышление о подобном сему. К уврачеванию же и исцелению от сих грехов служат человеколюбие, любовь, кротость, братолюбие, сострадание, терпеливость и доброта (прп. Ефрем Сирин , 32, 389–390). Грехи вожделевательной силы суть следующие: чревоугодие, прожорство, пьянство, блуд, прелюбодеяние, нечистота, распутство, корыстолюбие, вожделение пустой славы, золота, богатства и плотских удовольствий. К уврачеванию же и исцелению от оных служат пост, воздержание, злострадание, нестяжательность, расточение денег на бедных, стремление к будущим благам, желание Царства Божия, вожделение всыновления (прп. Ефрем Сирин , 32, 390). ...Грех – смертельный яд. Грех приносит с собою страх, и его не должно скрывать, как скоро совершен, потому что не хочет обнаруживать себя, как гнусный и губительный (прп. Ефрем Сирин , 33, 100). Источник. Поскольку грех гнусен, то скрывается; поскольку он – яд, то таится; а если бы не был так мерзок, то не искал бы скрытности, и если бы не был так ядовит, то не желал оставаться в тайне (прп. Ефрем Сирин , 33, 100). ...Если грех еще здесь ввергает грешника в... ужас, то какое мучение произведет в нем, когда предстанет он Судие? (прп. Ефрем Сирин , 33, 101). Источник. Кто обременен грехами и желает от них освободиться, тому нужно только приобрести смирение. Оно приблизит его к Богу, от Которого получит оставление грехов – залог новой жизни (прп. Ефрем Сирин , 33, 116). Источник. Лев нападает открыто, а грех – втайне, потому что он злее льва, ибо губит и душу, и тело (прп. Ефрем Сирин , 33, 128–129). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Враг не знал, что святые победят; иначе, как зложелательный, не вступил бы в борьбу с тем, кто будет увенчан. А если знал, то значит, что стал он доброжелательным. Если же стал доброжелательным, то для чего низлагает падающих? (прп. Ефрем Сирин , 32, 260). Источник. ...Воспротивимся и сотворим с ним брань, восприяв на себя сильные оружия нашего воздержания, т. е. прежде всего самую правую веру, упование будущих благ и нелицемерную любовь. Сими тремя духовными оружиями низложим три лукавые ухищрения врага, т. е. забвение, неведение и леность. Ибо это – три лукавые и тонкие его вымыслы; сими тремя силами ввергает он в пагубу род человеческий, особенно тех, которые внимают лукавым его советам. Сии три козни его зловреднее всех его вымыслов, потому что весьма тонки и неприметно вкрадываются в нас, и мы не думаем, что делаем худо, предаваясь сим порокам (прп. Ефрем Сирин , 32, 280). Ничто... так не одолевает и не низлагает , как покорность, послушание, смиренномудрие и искренняя любовь. Сии добродетели... – стрелы в сердце врагу (прп. Ефрем Сирин , 32, 292). ...Человекоубийца искони – диавол, за гордость лишен Царства Небесного и ею же низлагает превозносящихся (прп. Ефрем Сирин , 32, 292). Источник. Если любишь духов злобы и лукавства и услаждаешься ими, вскоре делаются они содейственниками твоими и прилепляются к тебе, потому что враг самый неотступный товарищ людям в грехе и равно рад он всякому (прп. Ефрем Сирин , 32, 316). ...Противник всегда препятствует прекрасному, обольщает или увлекает ум, чтобы при памятовании о прекрасном не возлюбил... горнего, но обольстил волю свою какими-нибудь земными мыслями и пожеланиями (прп. Ефрем Сирин , 32, 338). ...Все усилие и тщание противника... состоит в том, чтобы прийти ему в возможность отвлечь ум от памятования о Боге, от страха и любви ко Господу, употребив для сего земные приманки, или какими-нибудь благовидными мыслями отвратить ум к благам мнимым от блага истинного, т. с. от любви к Богу. Ибо все, что ни делает человек хорошего, лукавый хочет очернить и осквернить... (прп. Ефрем Сирин , 32, 339). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Если впадет в одни помыслы, то ... не оскверняет, потому что они не видят, но сам оскверняется и подпадает суду (прп. Ефрем Сирин , 30, 266). Не знаешь разве, что худые помыслы ежечасно перед тобой, как темное облако, и препятствуют тебе трезвиться перед Богом (прп. Ефрем Сирин , 30, 314). ...Занятие суетными мыслями рождает и дела суетные; а занятие добрыми мыслями приносит и добрый плод (прп. Ефрем Сирин , 30, 410). Источник. Питай в себе сильную ненависть к лености, к соперничеству, ко всякому злонравию и зависти... Ибо если вначале расслабят тебя помыслы, то потерпишь и утомление, и ущерб (прп. Ефрем Сирин , 31, 140–141). Как меч подсекает жилы коню и низлагает всадника, так и злонравная мысль утомляет душевные силы и предает душу печали; печаль же расстроивает впадших в нее (прп. Ефрем Сирин , 31, 316). Источник. Будем бегать недоброго помышления; потому что помышление судится наравне с поступком (прп. Ефрем Сирин , 31, 460). Источник. Как дева, обрученная мужу, если ее обольстят другие, делается мерзкою в очах мужа, так и душа, увлекаемая нечистыми помыслами и дающая на них согласие, мерзостна Небесному Жениху своему, Христу (прп. Ефрем Сирин , 32, 33). Источник. Не расслабляй тела своего винным воспламенением, чтобы не напали на тебя лукавые помыслы и самые худые мысли. Хотя и соблюдешь себя от телесного общения, но будешь участвовать в деле худой мыслью, приобщившись тени и идолу того же греха. А если занят ты сим идолом, сей тенью и мыслью, беседуя ли о чем, или делая что, то всякий раз будешь раскаиваться; всегда станешь созидать и всегда разорять. Идолы греха непрестанно стоят перед очами ума; человек мечтательно созерцает их, распространяет с ними беседу, услаждает мысль о них; помысл его ослабевает, и он побеждается невидимо, а грешит явно. Всякому зрителю кажется он явно исполненным благоговения; а сам, может быть, мучится внутренно своей совестью, всегда жалея, непрестанно огорчаясь тем, что имеет обличительницей совесть свою. Это обычное следствие худого пожелания; как скоро, увлекшись им, сделал грех, по следам за ним идет скорбь. По наружности человек показывает благоговейное лицо, а внутренно вовсе не имеет дерзновения пред Богом (прп. Ефрем Сирин , 32, 71–72). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Если внемлешь себе, то усмиришь гнев, как упрямого и не терпящего узды молодого коня, поражая его, как бичом, ударом сего слова ; удержишь и язык, не возложишь и рук на огорчившего (свт. Василий Великий , 8, 40–41). Если внемлешь себе и вспомнишь, что это, в настоящем для тебя сладостное, будет иметь горький конец, это ныне от удовольствия происходящее в нашем теле щекотание породит ядовитого червя, который будет бесконечно мучить нас в геенне, и что это разжжение плоти будет матерью вечного огня: , то удовольствия тотчас исчезнут, обратившись в бегство, и в душе произойдет какая-то чудная внутренняя тишина и безмолвие... (свт. Василий Великий , 8, 41). Трезвись во время юности своей... чтобы оказаться тебе достойным похвалы при кончине своей (прп. Ефрем Сирин , 31, 217). Источник. ...Будем трезвиться, пока есть время, будем целомудренны, пока мы на свободе, чтобы не пришел этот ужасный и мучительный час... (прп. Ефрем Сирин , 31, 229). Источник. ...Не будьте нерадивы и не расслабевайтесь, ибо много нужно труда, чтобы обуздывать юность и телесные стремления (прп. Ефрем Сирин , 31, 230). Источник. Трезвись ежечасно, потому что в час, в который не ждешь, пошлет Господь за тобой, чтобы взять тебя в житницу жизни, в сонм праведных и чтобы, наконец, упокоился и не имел ты попечений гам, где нет ни брани, ни противника (прп. Ефрем Сирин , 31, 347). Источник. ...Стой как цветоносное дерево, охраняя плоды добродетелей своих, чтобы не подкрался червь гордыни и не подточил в тебе плода смиренномудрия... (прп. Ефрем Сирин , 31, 373). Источник. Блаженны трезвящиеся всегда по Богу, потому что в день Суда будут защищены Богом и, став сынами Брачного Чертога, в радован и и и веселии увидят Жениха (прп. Ефрем Сирин , 31, 531). Соблюдай себя от вольности, чтобы тебе не поработиться многословию и бесстыдству, не соделаться радованием бесов (прп. Ефрем Сирин , 32, 153). Блажен, кто, от всего отрешившись, внимает себе и дни свои проводит к слезах! (прп. Ефрем Сирин , 34, 200). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Принимай... покаяние от брата, как от посланного Богом, чтоб, уничижив Пославшего, не подвигнуть Его на гнев против себя (прп. Ефрем Сирин , 30, 208). Источник. Научай брата своего не тому пути, который отводит в мир, но тому, который вводит в Царство Небесное (прп. Ефрем Сирин , 30, 219). Источник. Не желай начальства над душами, чтоб, не пришедши еще в меру бесстрастия, не сделать вреда и себе, и последующим за тобою. А если невольно привлечен, то заботься исполнять не свою волю, но волю , вверившего тебе попечение о словесных овцах (прп. Ефрем Сирин , 30, 504). ...Игумену надлежит быть самым сведущим и бдительным о спасении подчиненных, у каждого наблюдать его походку, телодвижения и одежду; неприличное обличать, руководить же к лучшему. Учители показывают ученикам очертания не букв только, но и едва заметных знаков препинания, и каждому знаку назначают его место. Подобно и настоятель должен внушать братиям даже до малости все, относящееся ко спасению... В таком случае волки, видя попечительность пастыря, побегут от стада словесных овец (прп. Ефрем Сирин , 30, 505–506). Источник. Настоятели должны иметь в виду силы каждого из подчиненных, помня Господа, Который говорит: иже убо плод приносит, и творит ово сто, ово же шестьдесят, ово тридесять ( Мф. 13, 23 ), чтоб каждый в своем чине благоугождал Господу (прп. Ефрем Сирин , 30, 561). Источник. Тебе... вверена душа? Препояшь чресла свои, как муж; потому что немалый совершаешь подвиг; ты принял ни себя дело душ совершенных. Потому весьма трезвись; великого внимания требует дело; не пренебрегай им... (при. Ефрем Сирин , 31, 145). Не вовсе порицай людей худых, и не всегда хвали добрых. Будь не очень открыт с теми и другими, но и не несведущ в образе их мыслей (прп. Ефрем Сирин , 31, 630). Источник. Совершая память святых, воспоминай и тех, которые в немощи, вдов, сирот, странников, бедных, увечных, хромых, слепых, как заповедал Господь наш; и будешь блажен, потому что у них нет, чем воздать тебе, воздастся же тебе в воскресение праведных (прп. Ефрем Сирин , 32, 23). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Превозношение Возношение и неразумие ослепляет тех, которые не хотят в упразднении себя видеть свою немощь и неразумие (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 207). ...Превозношение всего чаще производит в нас гнев (свт. Василий Великий , 9, 11). Источник. Если подвижник будет возноситься, то есть у него тяжкий и сильный Смиритель , который может низвести до ада (свт. Василий Великий , 9, 380). Для чего сами себя обманываем, как знатные какие в мире люди, превозносясь друг над другом и уничижая тех, кто скромнее? Знаем, что, по учению Господа, еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом ( Лк. 16, 15 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 44). Превозноситься значит то же почти, что укорять Бога собственными своими заслугами (прп. Ефрем Сирин , 30, 48). Источник. ...Если кто даст ближнему дар, но начнет над ним превозноситься, то милости его обратятся в ничто, и истребит он приязнь в ближнем (прп. Ефрем Сирин , 30, 48). Источник. Превозношение ослепляет умные очи; а смирение просвещает их любовью, ибо научит кроткия путем Своим ( Пс. 24, 9 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 157). Источник. Если хорошо у тебя сложены члены, то не надмевайся телесной крепостью; но рассуди, какими и сколькими  опасностями окружено тело... и вчера еще бывший цветущим возраст сегодня увядает, обезображенный с трудом излечимыми болезнями (прп. Ефрем Сирин , 30, 514). Не возвеличивай себя прежде искушения; потому что постигшее искушение нередко пристыждает, по-видимому стоявших твердо (прп. Ефрем Сирин , 30, 517). Источник. Не превозносись в славе – и не впадешь в отчаяние (прп. Ефрем Сирин , 31, 628). Источник. ...Никто да не превозносится суетной мудростью, или силой, или богатством, потому что все посохнет, как трава... Что же есть у ... такого, что не Богом дано? Не сам ли Господь сотворил небо, и землю, и все, что на них? ...Кто же сотворил сие, кто размножает живых тварей через чадородие и обилие потребного, которым пользуется? ...Не Сам ли Господь, животворящий все? Кто рудокопам в рудокопнях запасает руды? ...Кто взором приводит в колебание; землю, как лист или прут, плавающий на воде? Не Сам ли Господь? ...Итак, справедливо будет признаться, что никто ничего не имеет у себя, но все принадлежит Создателю (прп. Ефрем Сирин , 32, 121).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...В совершении добродетели должно соединиться... и человеческое усердие, и помощь, по вере приходящая свыше (свт. Василий Великий , 9, 355). ...Приобретение добродетели и обогащение добрыми делами есть любостяжание похвальное, хищение, не доводящее до слез, ненасытность, достойная венца; и виновен тот, кто не делает таких насилий (свт. Василий Великий , 9, 360). Источник. Упражнение в добродетели – драгоценное достояние для того, кто имеет, и самое приятное зрелище для того, кто видит (свт. Василий Великий , 11, 238). Должно приобрести страх Господень и в высшей степени целомудрие, от которых рождаются любовь, радость, мир, послушание, великодушие, воздержание, терпение и все, что прилично христианам (прп. Ефрем Сирин , 30, 150). Источник. Вера рождает чистоту, смиренномудрие, послушание, долготерпение и воздержание; покаяние же – слезы, а любовь – терпение и надежду (прп. Ефрем Сирин , 30, 181). Источник. Человек деятельный – розга Христова. Как виноградная кисть, лежащая на земле, делается негодною, так и рассудок, развлекаемый земным, не способен к добродетели (прп. Ефрем Сирин , 30, 194). Источник. ...Украсим же ее постом, молитвами, бдениями и слезами, чтоб душа обрела несколько дерзновения пред престолом Страшного Судии... (прп. Ефрем Сирин , 31, 94). Как идущий со светильником светит тем, которые вместе с ним, так светит и добродетель, которая всегда носит с собою славу (прп. Ефрем Сирин , 31, 117). Источник. Храни чистоту тела своего. Любовь есть матерь добродетелей, а чистота – светильник и опора. Светильник также для них безмолвие, и стена для них страх Господень (прп. Ефрем Сирин , 31, 296). Когда стараешься научиться добродетели, тогда представляй скудость ума своего (прп. Ефрем Сирин , 31, 628). Источник. Оградись от того, что противоположно добродетелям, потому что утомляющегося покаянием сопровождает неразумие. Если ты постишься, безумно смеешься, то легко тебя запнуть. Если на молитве плачешь, а в обществе ведешь себя по-мирскому, то скоро уловят тебя в сети. Если при целомудренном поведении ты беспечен, то не умедлишь пасть (прп. Ефрем Сирин , 32, 183–184).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Смирение Смирение – великая добродетель Святое смирение превыше естества, и неверный не может его иметь, и считает противоестественным... (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 110). ...Как гордость и возношение ума низвергли диавола с высоты небесной в бездну, так смирение и кротость возвышают человека от земли на небо (прп. Антоний Великий , 89, 135). Источник. Без смирения, хотя бы кто много постился, или удручал себя тяжкими подвигами, или старался исполнить заповеди – все труды такого тщетны (прп. авва Исаия , 59, 56). Смиренномудрие – сокровище-хранительница добродетелей (свт. Василий Великий , 9, 355). Без смиренномудрия напрасны всякий подвиг, всякое воздержание, всякое подчинение, всякая нестяжательность, всякая многоученость (прп. Ефрем Сирин , 30, 43). ...Как начало и конец доброго – смиренномудрие, так начало и конец худого – высокоумие (прп. Ефрем Сирин , 30, 43). Источник. ...Великий дар – смиренномудрие; велика слава, велик успех и велика честь приобретших оное. С ним непреткновенное течение, в нем всесовершенная мудрость (прп. Ефрем Сирин , 30, 52–53). Источник. Велико преспеяние и велика слава – смиренномудрие, и нет в нем падения (прп. Ефрем Сирин , 30, 175). Источник. ...Как тело имеет нужду в одежде и когда тепло, и когда настает стужа, так и душа имеет всегдашнюю нужду в облечении себя смиренномудрием (прп. Ефрем Сирин , 30, 515). Источник. Прекрасное и превосходное приобретение – смиренномудрие; об этом знают все, непостыдно носившие на себе иго его. Предпочти лучше ходить нагим и необутым, нежели быть обнаженным смиренномудрия; потому что любящих оное покрывает Господь (прп. Ефрем Сирин , 30, 515–516). Источник. Все сокровища заключены в смирении; все блага, все духовные богатства можно найти в нем. Сочти и перечисли их, если можешь, потому что в смирении есть все (прп. Ефрем Сирин , 33, 119). Источник. Смирение – стезя к Царству, дверь небесная, сад райский, трапеза сладостей, начало благ, источник благословений, упование, не посрамляющее никого из притекающих к нему (прп. Ефрем Сирин , 33, 119). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Велик страх в этот день Суда, когда каждый даст отчет в делах своих, в помыслах и даже в мановении очей (прп. Ефрем Сирин , 34, 222). Источник. Терзаться и беспредельно мучиться будет сердце наше, когда прейдет все, возбуждавшее в нас похотения, когда всякий предстанет обнаженным и поведен будет к ответу. Тогда горе тому, кто, подобно мне, сделал множество беззаконий, кто грешил и скрывал свои грехи, чтобы не быть посрамленным здесь! Там, в день Суда, будут указывать на него перстами (прп. Ефрем Сирин , 34, 222). Источник. Все люди вострепещут в тот день, когда каждый... сам собою или оправдается, или осудится (прп. Ефрем Сирин , 34, 222). Источник. Мир преходит, как ничто, но последний Суд останется непреложным. Не влеки меня на праведный Суд Твой, потому что не оправдится перед Тобою всяк живый ( Пс. 142, 2 ) (прп. Ефрем Сирин , 34, 229). Источник. Все облекутся там в душевное сокрушение, кроме одних совершенных. Восскорбят нечестивые, потому что не думали о конце, – грешники, потому что не искали спасения в покаянии; восскорбят любившие правду, если не пребыли постоянными, – и каявшиеся, если не исправились благовременно. Когда увидят они там венцы победителей, тогда тысячи из них приведут себе на память жизнь свою, узнают полноту блаженства труждающихся и обремененных, узнают, как превосходна была жизнь их, сколько благ и милостив Господь к чтущим Его (прп. Ефрем Сирин , 34, 239–240). Источник. Правда отверзет... уста свои на укоризну, а всякие другие уста заградятся и будут осуждены. На всякого изольется правда, а благость отнимется. Такое воздаяние ожидает сынов человеческих, о каком и не помышляли они (прп. Ефрем Сирин , 34, 240). Страшен и ужасен день суда Твоего, Спаситель наш, когда откроются греховные тайны. Посему трепещу, Господи, и объемлюсь ужасом, ибо грехи мои превзошли меру. Будь ко мне милостив по щедротам Твоим, о Благий и Благосердый! (прп. Ефрем Сирин , 34, 242). Источник. Великое горе ленивому, который зарыл в землю и сребро свое, и лихву! Трепет обымет душу, когда вопросят ее о сделанном ею. Взыщет она взорами на Суде братьев и друзей своих, пришли ли они и помогают ли ей. Не помыслит уже о богатстве, об имени, о роскоши, о забавах. Несчастным назовет того, кто в мире сем приобретал себе больше потребного. Как жестоко... то разлучение, какое произведет Бог в день испытания! Куда бежать мне от скорби? Где искать прибежища и помощи? (прп. Ефрем Сирин , 34, 267). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ближний Никого не порицайте, никого не осуждайте, не уничижайте ни словом, ни мыслию (прп. авва Исаия , 60, 8). Источник. Если позовет тебя брат твой в то время, когда ты занят своим рукоделием, поспеши узнать, чего он желает, и, оставив свое дело, помоги ему (прп. авва Исаия , 60, 15). Если помысл борет тебя уничижить ближнего, помысли, что Бог за сие предаст тебя в руки врагов твоих – и сей помысл отступит от тебя (прп. авва Исаия , 60, 97). Со всеми и во всяком деле должно в точности соблюдать глаголы Господни, ничего не делая по пристрастию (свт. Василий Великий , 7, 401). Источник. ...При старших молчать, мудрых слушать, к равным иметь любовь, низшим подавать исполненный любви совет (свт. Василий Великий , 9, 53). Источник. Крепкий пусть помогает немощным, усердный утешает малодушного, трезвенный возбуждает объятого сном, постоянный подает советы непостоянному, воздержанный вразумляет беспечного и бесчинного (прп. Ефрем Сирин , 30, 123). Источник. Если затрудняется делом брат твой, раздели с ним труд, чтобы сподобиться тебе в оный день услышать от Господа: что сделал ты для единого сих братий Моих меньших, то для Меня сделал (ср.: Мф. 25, 40 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 153). Источник. Не искушай брата своего, преследуя его насмешками, чтоб самого не выдали в нужде, ибо написано: иже. раздражает словесы, не спасется ( Притч. 19, 7 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 160). Источник. Оказывай честь брату пред знакомыми его, и будешь почтен пред Господом (прп. Ефрем Сирин , 30, 179). Источник. Кто огорчает ближнего, тот возбуждает его к раздражению, а миротворец – блажен, яко сын Божий наречется (ср.: Мф. 5, 9 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 180). Источник. Кто смеется над ближним, тот как бы клевещет на него, а клевета ненавистна Богу и людям (прп. Ефрем Сирин , 30, 180). Источник. Изреки слово утешения душе нерадивой, и Господь подкрепит сердце твое (прп. Ефрем Сирин , 30, 183). Источник. Не обременяй брата своего, ибо если на скота своего возложишь груз не по силам, станет он на половине пути (прп. Ефрем Сирин , 30. 185).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010