9 «Там искушали Меня отцы ваши, искушали Меня и видели деяния Мои. 10 Сорок лет негодовал Я на этот народ и сказал: непрестанно заблуждаются они сердцем, и не познали путей Моих; 11 Посему поклялся Я в гневе Моем, что не войдут они в покой Мой». Хвалебная песнь Давида, когда созидался дом после плена, не надписан у евреев, 95. 508 1 Воспойте Господу песнь новую! Воспой Господу, вся земля! 2 Воспойте Господу, благословляйте имя Его, возглашайте всяк день, что в Нем спасение наше! 3 Возвещайте племенам славу Его, всем народам чудеса Его! 4 Ибо велик Господь и прославлен Он, грозен для всех богов. 5 Ибо все боги язычников бесы; а Господь небеса сотворил. 6 Славословие и красота пред Ним, святость и великолепие во святилище Его. 7 509 Принесите Господу дары, отцы племен, воздайте Господу славу и честь! 8 510 Воздайте славу имени Господа! Возьмите жертвы и входите во дворы Его! 9 Поклоняйтесь Господу во дворе святом Его! Да поколеблется пред лицом Его вся земля! 10 511 Скажите народам, что Господь воцарился; ибо утвердил Он вселенную, и не поколеблется она; судить будет Он народы по правде Своей. 11 512 Да возвеселятся небеса, и да радуется земля! Да поколеблется море и все сущее в нем! 12 513 Возрадуются поля и все живущие на них; тогда возрадуются все деревья дубравные пред лицом Господним; 13 Ибо Он идет, идет судить землю, судить вселенную праведно и народы – по истине Своей. Псалом Давида, когда земля его устраивалась, не надписан у евреев, 96. 514 1 515 Господь воцарился, да радуется земля, да веселятся острова многие! 2 516 Облако и мрак окрест Него; правда и закон – основание Престола Его. 3 Огонь пред Ним воспылает, истребит всех врагов Его. 4 Осветили Его молнии вселенную; увидела и содрогнулась земля. 5 517 Горы, как воск, растаяли пред лицом Господним, пред лицом Господа всей земли. 6 Возвестили Небеса правду Его, и увидели все народы славу Его. 7 518 Да посрамятся все, кто кланяется истуканам и похваляется идолами своими! Поклонитесь Богу, все Ангелы Его! 8 519 Услышал и возвеселился Сион, и возрадовались дочери Иудейские о праведных судах Твоих, Господи;

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

II. Я опять спросил его: «Поскольку Господь удостоил меня того, чтобы ты всегда жил со мною, то дозволь мне еще несколько слов, потому что я ничего не понимаю, и сердце мое помрачилось от прежних дел моих; вразуми меня, так как я очень несмышлен и совершенно ничего не разумею». И он в ответ сказал мне: «Я приставник покаяния, и всем кающимся даю разум. Или самое покаяние, ты думаешь, не есть великий разум? Грешник кающийся уразумел, что он согрешил перед Господом, он вспомнил в сердце своем содеянные им дела, и раскаявшись, более уже не делает зла, но делает доброе и смиряет свою душу и мучит ее за то, что согрешила. Итак, видишь, что покаяние есть великий разум». Я сказал ему: «Потому-то, господин, я тщательно и расспрашиваю тебя обо всем, что я грешник, и желаю узнать, что мне делать, чтобы жить, ибо грехи мои многочисленны и разнообразны». «Ты будешь жив, – сказал он, – если сохранишь мои заповеди, и будешь поступать по ним; и всякий, кто только услышит и исполнит эти заповеди, будет жить с Богом». III. Я сказал ему: «Господин, я слышал от некоторых учителей, что нет иного покаяния, кроме того, когда сходим в воду 509 и получаем отпущение прежних грехов наших». «Справедливо, – говорит, – ты слышал. Ибо получившему отпущение грехов не должно более грешить, но жить в чистоте. И так как ты обо всем расспрашиваешь, объясню тебе это, не давая повода к заблуждению тем, которые имеют уверовать или только что уверовали в Господа. Те, которые только что уверовали или имеют уверовать, не имеют покаяния во грехах, но имеют отпущение прежних грехов своих 510 . Тем же, которые призваны прежде этих дней 511 , положил Господь покаяние, ибо Он сердцеведец, приводящий все, знал слабость людей и великую злобу диавола, но которой он будет вредить рабам Божиим и коварствовать над ними. Поэтому милосердый Господь сжалился над Своим созданием и положил такое покаяние, над которым и дана мне власть. Итак, я говорю тебе, что после этого великого и святого призвания 512 , если кто будучи искушен от диавола согрешил, – имеет одно покаяние. Если же часто будет грешить и творить покаяние, – не послужит это в пользу человеку, так делающему; ибо с трудом он будет жить в Боге». И я сказал: «Господин, я обновился, когда услышал об этом так обстоятельно. Ибо я знаю что спасусь, если еще не присовокуплю ничего к грехам своим». «Спасешься, – сказал он, – ты и все, которые сделают то же».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

   Понятно, после сего, в каком смысле преимущественно должно разуметь слово – церковь, когда речь идет о непогрешимости ее в деле учения. Непогрешима, без сомнения, вообще вся церковь Христова, состоящая из пастырей и пасомых. Но так как блюсти, проповедовать и истолковывать людям Божественное откровение предоставлено собственно сословию пастырей; так как пасомые обязаны неуклонно последовать в сем святом деле гласу своих богопоставленных наставников (Еф. IV:11 – 15; Деян. XX:38; Евр. V:4, 13 и 17): то очевидно, что при раскрытии учения о непогрешимости церкви, преимущественно надобно иметь в виду церковь учащую, соединенную, впрочем, нераздельно с церковию учимою. „Учит Дух Святый церковь, – говорят святейшие патриархи восточные, – чрез святых отцов и учителей кафолической церкви... церковь научается от живоначального Духа, но не иначе, как чрез посредство св. отцов и учителей... Кафолическая церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины: ибо Дух Святой, всегда действующий чрез вернослужащих отцов и учителей церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения» (Из „Введ. в прав. Богосл.» митр. Макария, стр. 511 – 525).   53. Суд церкви    Господь сказал: если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата своего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви: а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь (Мф. XVIII, 15 – 17). В этих словах содержится учение Господа о суде церкви. Объясним эти слова.    Согрешит против тебя: поступит несправедливо в отношении к тебе на словах ли то, или на деле, причинит, напр., без вины обиду, нанесет оскорбление, что похитит и т. под.    Брат твой: по вере. Христиане называются братьями, потому что принадлежат к одному великому семейству искупленных и спасаемых, потому что имеют одного Отца небесного и одну матерь – церковь, соединены.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

§ 510. Хотя мир этот, драгоценный для всех, на землю принес от Отца Небесного Сын Божий, Князь и Начальник мира, и, придя, благовествовал мир дальним и близким то Сам, исполняя на земле великое Небесного Своего Отца посольство, то через апостолов Своих, Духом Святым умудренных, однако не сподобляются того небесного дара те, которые Благовестителя мира верою не принимают. Также христиане, которые, хотя и думают, что веруют в великого того Посланника, но жизнь вере противную имеют, говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу (Тит. 1:16). Ибо мир этот в совести и сердце имеет место свое, но совесть, пороками оскверненная и беззакониями раздраженная, не иное что грешнику возвещает, как Бога, законопреступлением огорченного, и гнев Божий, клятву Божию и осуждение вечное, почему там и мир этот места не имеет, но вместо того червь злой, смущение и всякое беспокойство. А имеют дорогое это и небесное сокровище те только, которые верою очистив сердца, творят достойные плоды покаяния (Мф. 3:8), распинают плоть со страстями и похотями (Гал. 5:24), как Христовы рабы попечения о плоти не превращают в похоти (Рим. 13:14), и любовью служат друг другу (Гал. 5:13), и мир друг с другом о Христе имеют (2 Кор. 13:11). И хотя часто и их колеблет страх и ужас праведного суда Божия и вечного осуждения, как случается в великом духовном искушении, но надеждой благости Божией и верой в Примирителя и Ходатая Иисуса Христа, Сына Божия, побеждают то волнение, и так сладко утешаются, помня апостольское утешительное слово: Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу (Рим. 8:1). Глава 13. О беседе христиан с Богом   Господи, кто будет обитать в жилище Твоем?или кто поселится на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, говорит истину от сердца своего, и прочее. (Пс. 14:1-2)   § 511. О, сколь великое утешение христиане верою черпают от того, что с Богом удостаиваются беседовать, изъяснить невозможно! За великое счастье почитает человек с Монархом своим, или князем, или каким высоким лицом дружески разговаривать, хотя Царь, князь, вельможа и всякий высокий человек такой же человек, как и прочие, та же земля и пепел, как и прочие, и такие же немощи имеет, как и прочие, такой же грешник, как и прочие, и ничем от простых не отличается, кроме одного временного и скоро отходящего титула, однако за блаженство от всех почитается с таким лицом разговор дружеский. Как несравненно блаженнее, утешительнее и любезнее перед Богом живым, бессмертным, вечным, великим и непостижимым, Творцом неба и земли, и все в руке Своей содержащим, Который есть Царь царствующих и Господь господствующих, Господь Вседержитель, верою предстоять, верою на пресвятое Его лицо смотреть, и советы сердечные, которые Он и прежде предложения нашего знает, предлагать, и от Него взаимно ответствующей милости ожидать!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

б) Далее апостол даёт наставление христианам свидетельствовать своё общение с Богом любовью к братьям своим (2:3–11). Во-первых, апостол говорит, что наше общение с Богом, знание Его и любовь к Нему, как совершенное познание Его, свидетельствуется нашим исполнением заповедей Его, исполнением Слова Его, как полного откровения воли Его (2:3–6). 3. И 501 по тому мы узнаем, что мы познали (и знаем) 502 Его (и пребываем в общении с Ним), выставляет апостол, прежде всего, общее положение, если заповеди Его соблюдаем 503 . 4. Если кто говорит: я познал Его, и заповедей Его не соблюдает, тот лжец есть, и в нём истины Божьей 504 нет. 5. Если же кто 505 соблюдает слово (заповеди) Его, в том истинно 506 любовь Божья, познание Его через исполнение Его заповедей совершилась, достигла совершенства (Слав.: совершенна). По сему, по такому исполнению слова Божьего мы (и) узнаем, что мы в Нём (в Боге): 6. Кто говорит, что пребывает в Нём, тот, заключает апостол, должен, обязан поступать так, как Он (κενος), Иисус Христос, Сын Его, в Котором Он открыл нам Себя, поступал 507 . В 7–11 ст. апостол детальнее определяет, в чём заключается воля Божия, которую выполнил Иисус Христос, которую должны и мы исполнять. Все заповеди Его заключаются в одной: в заповеди о любви к ближним (в ней – осуществляется и любовь к Богу – ср. 4:20). Но в виду важности следующего наставления апостол, прежде всего, обращается к христианам с сердечным и трогательным воззванием (7–8). 7. Возлюбленные! 508 пишу вам не новую заповедь, которой бы вы ещё не слыхали, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала: эта древняя заповедь есть слово, которое вы слышали (от начала – по Sin. АВСР не читается) от первых проповедников у вас евангелия, это слово Господа Иисуса Христа (Ср. 2Ин. 5:6 ) 509 . 8. Опять (с другой стороны) пишу вам заповедь новую, – как её назвал Господь, сказав: заповедь новую даю вам: да любите друг друга ( Ин. 13:34 ), – что есть истинно в Нём и в вас (чрез Него и в вас) 510 , потому что тьма проходит, и сей истинный свет любви Божией, принесённой Им на землю, исполненной Им и исполняемой в Нём и вами, уже светит 511 , разгоняя тьму (πγεται страдательный залог).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Будучи, впрочем, невидимым по внутренней стороне своей, оно есть в то же время и видимо: ибо все принявшие Царство Его образуют из себя тесный общественный союз, который и есть Церковь . На этом основании члены Царства Его всегда изображаются Им в состоянии взаимного единения. Они то же, что гости на брачной вечере ( Мф.22:14 ), что работники в винограднике одного Домохозяина ( Мф.20:1–16 ), что стадо под управлением одного пастыря ( Ин.10:16 ), что ветви на одной лозе ( Ин.15:5 ). Царство Божие и Церковь составляют, таким образом, только две стороны одного и того же учреждения 511 . Это учреждение, будучи Божественным по внутренней стороне своей, Божественно и по самой внешней. Не самим членам Царства Божия, как думают лютеране 512 , предоставил Господь учреждение Церкви Своей. Нет, и самое видимое устройство ее есть Его дело. Создам Церковь Мою, говорит Он, и врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). Что касается прибавления – на сем камне создам Церковь , то под камнем разумеется в нем не апостол Петр, как думают римско-католики, а то исповедание Его Сыном Божиим, какое высказал апостол Петр от лица всех апостолов. За справедливость такого объяснения ручается, как авторитет большинства толкователей 513 , так равно и то, что основным краеугольным камнем называл Христос Спаситель только Себя. Камень, говорит Он о Себе словами псалма 117, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших ( Мф.21:42 )? Цель этой устроенной Христом Спасителем Церкви, есть, как свидетельствует данная им молитва, та, чтобы чрез нее святилось имя Божие, распространялось Царство Божие и воля Божия исполнялась бы и на земле, как на небе ( Мф.6:9–13 ). Для достижения Церковью такой цели Он обещал ей не только постоянное Свое присутствие в ней ( Мф.28:20 ), но и общение чрез Него и с Богом Отцом и с Богом Духом Святым. Да будут все едино, взывает Он в Своей молитве о верующих, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня ( Ин.17:21:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

В сущности же он был «высотою», как его и назвал писатель кн. Паралипоменон 508 , с того момента, как ковчег Завета был перенесен в Иерусалим Давидом. Кроме Гаваона было, без сомнения, много других «высот», не имевших его достоинства. Сила предания, связанного с местами древних богооткровений, привычка, произвол и, может быть, стремление отдельных частей народа к самостоятельности и особности, присущее не только коленам, но и отдельным родам, наконец, увлечение примером хананейского богослужения, не лишенного особой натуралистической прелести, на высоких холмах, под тенью вековых густолиственных деревьев, – все это дало начало многочисленным «высотам», поддерживало их авторитет и мешало осуществлению мысли законодателя сосредоточить богослужение при одной скинии. Богослужение на этих «высотах» с построением храма в Иерусалиме мыслилось людьми благочестивыми уже совершенно незаконным и, очевидно, приобрело языческий характер, потому что писатель кн. Паралипоменон упоминает о «высотах» наряду с жертвенниками чужих богов, посвященными деревами и статуями солнца 509 . Получив подробный чертеж храма от Давида, Соломон не был, однако, связан относительно богатства и роскоши построек. Между тем, в последнем отношении замыслы Соломона были обширны, и средствами одной своей страны он не мог их выполнить. Так как Хирам, царь тирский, вскоре по воцарении Соломона присылал к нему поздравительное посольство и тем обнаружил дружественное расположение к нему, то Соломон и решился воспользоваться теперь этим расположением 511 . Финикия изобиловала в то время древесным строевым материалом и людьми, умевшими обращаться с ним, и даже настоящими художниками. Поэтому Соломон послал к Хираму сказать: «как поступал ты с Давидом, отцом моим, и присылал ему кедры на построение дома для его жительства, так поступи и со мной. Вот, я строю дом имени Господа Бога моего... И дом, который я строю, велик, потому что велик Бог наш, выше всех богов... Итак, пришли мне человека, умеющего делать изделия из золота, и из серебра, и из меди, и из железа, и из пряжи пурпурового, багряного и яхонтового цвета и знающего вырезывать резную работу...

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

В то время как язычник – равно, как и отступник – бросался на землю перед идолами 511 и тщетно простирал руки к «богу чужому» 512 , поскольку это немое изделие рук его могло помочь ему меньше, чем любой другой человек, верующий простирал руки «во имя» Бога 513 , Который «сотворил небо и землю», и «творит все, что хочет» 514 . Так он делал и «ночью», и когда «в день скорби» своей «искал Господа» 515 . Он не только «подымает» руки свои, но и «простирает» их 516 , когда душа его, «как жаждущая земля» 517 жаждет живой воды от Господа. И так как Бог целиком открылся человеку в Своем Слове, в Своих заповедях, то молящийся – молясь, умоляя – как бы простирает руки свои к этим выражениям божественной воли, которые он «возлюбил» 518 . Жест воздевания рук во время молитвы с древних времен 519 был обычным для человека Библии и потому Христос и апостолы молились, следуя этому обычаю. Так, Павел, например, желает, «чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» 520 . Подобная молитва уже в Ветхом Завете заменяла все материальные жертвы. Она «направлялась как фимиам» к Богу и «воздеяние рук» расценивалось как «жертва вечерняя» 521 . Как и возведение глаз к небу, о чем мы будем говорить позднее, так и простирание рук служит выражением доверительного и глубоко личностного отношения твари к своему Творцу. Кроме того, этот жест как бы задает определенное направление молитве, ибо молящийся простирает руки «к небу» как к символическому «месту» Божию, или же к храму, как к месту Его исторически спасительного присутствия среди Своего народа 522 . Христиане, как мы уже видели, сделали еще один шаг вперед, обращаясь не только к небу, но и к «востоку». Древние отцы хорошо сознавали символическое значение этого жеста, столь трогательного и с человеческой точки зрения. Вот что писал, например, Климент Александрийский в начале третьего века: Поэтому/во время молитвы/мы поднимаем голову, простираем руки к небу и встаем на цыпочки при произнесении заключительных слов молитвы, следуя порыву духа, который устремляется к горнему миру. После того, как мы пламенным желанием вознесли «крылатую душу» 523 , мы стремимся произносимыми словами освободить тело от земли и изо всех сил устремляемся к «святилищу» 524 , пренебрегая оковами плоти 525 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

В то время, когда Иоанн находился дома, занимаясь рыбной ловлей, Спаситель проповедовал в южной Галилее. Отвергнутый и изгнанный своими согражданами Назаретянами, Спаситель оставил свой родной город Назарет 505 . Через горы, минуя Кану и равнину Эль-Батуф, Он направился к берегам Геннисаретского озера, где жили Его первые ученики 506 . Весть о возвращении Христа на берега Геннисаретского озера скоро облетела города и селения, которые ютились здесь в большом количестве 507 . Жители их тоже знали, что это не простой, обыкновенный человек 508 . Поэтому нисколько не удивительно, если около Него быстро начали собираться большие толпы слушателей. Однажды Спаситель проходил по берегу Геннисаретского озера. Как и всегда, за Ним следовало множество народа. Все желали послушать Учителя, слово Которого наполняло душу каждого каким-то неизъяснимым миром и чудным восторгом, будило в душе лучшие чувства и думы. Многие из слушателей могли сказать относительно учения Христа вместе с Лукою и Клеопою: „не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге, и когда объяснял нам Писания“ 509 ? Вот почему и теперь, как замечает Евангелист, „народ теснился к Нему“ 510 , каждый хотел стоять рядом с Учителем, чтобы можно было не только слышать каждое Его слово, но и видеть выражение Его лица, от которого веяло неземным величием, каждое Его движение. Мало-помалу народ оттеснил Спасителя к самому озеру. Здесь стояли две лодки. Одна из них принадлежала Петру, а другая Иоанну и Иакову, сыновьям Зеведея. Чтобы дать возможность каждому видеть Себя и слышать Свое учение, Спаситель взошел в лодку Петра и просил его отплыть несколько от берега 511 . Это было тотчас же исполнено и Спаситель, седши, учил народ из лодки 512 . Спаситель окончил Свою проповедь. Нет сомнения, что каждое слово её так же глубоко западало и в душу учеников Его, как и в души многочисленных слушателей. Было достаточно и этой проповеди для того, чтобы те, которых теперь намеревался призвать Спаситель, по одному Его слову оставили все и последовали за Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

В христианской модели мира человек пребывает не во власти языческого «слепого случая» или античного «фатума», но во власти Божественного Провидения. Героиня принимает Божью волю со смирением, с благодарением и молитвой: «– А то я молитвы читаю, – продолжала, отдохнув немного, Лукерья. – Только немного я знаю их, этих самых молитв. Да и на что я стану Господу Богу наскучать? О чём я Его просить могу? Он лучше меня знает, чего мне надобно» (3, 332). Страдалица-крестьянка, едва ли это сознавая, в точности следует заповеди Господа о немногословной молитве: «молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6: 7–8). Случившееся с ней Лукерья понимает как данный Богом спасительный крест: «Послал Он мне крест – значит, меня Он любит. Так нам велено это понимать» (3, 332) – по слову Христа: «кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня». Она почти не может спать, и тем исполняет заповедь: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26: 41). «Бодрствующая» героиня приучила себя не размышлять, а молитвенно созерцать «мир Божий, который превыше всякого ума» (Фил. 4: 7): «Прочту Отче наш, Богородицу, акафист Всем скорбящим – да и опять полёживаю себе безо всякой думочки. И ничего!» (3, 332). В народе поговаривают, что испытание тяжёлой болезнью послано Лукерье в искупление за какой-то тайный грех: «Богом убитая, – стало быть, за грехи; но мы в это не входим. А чтобы, например, осуждать её – нет, мы её не осуждаем. Пущай её!» (3, 338). Готовя рассказ к печати, Тургенев в письме к Полонскому вспоминал о страшном времени голода 1841 года, когда «чуть не вымерли поголовно» Тульская и смежные с ней губернии (Орловская – в том числе). Писатель воспроизводит народный отзыв, показывающий отношение простого человека к бедствию как ниспосланному свыше испытанию – во оставление грехов: «Ты и так Богом наказан, а тут ты ещё грешить станешь?» (3, 511).

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/16/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010