139 Отрешение от души и плоти или, точнее, «отрицание» их (ρνησμενς σου τν σρκα κα τν ψυχν) опять же не говорит о «платоническом спиритуализме» Евагрия. Весьма показательно в этом аспекте одно место «Умозрительных глав»: «Продвигающийся к ведению приближается к славному преображению тела, а продвигающийся к неведению продвигается к дурному изменению его» (Les six centuries des «Kephalaia gnostica», p. 93). Поэтому жизнь «соответственно уму» (κατ νον) есть жизнь преображённой плоти и преображённой души, которые одухотворяются, утончаются и как бы «сосредоточиваются» в высшем духовном начале человека – уме. – 89. 140 Выражение ν ρμ συχζοντι указывает на отшельника. Но понятие «исихии» имеет два аспекта: «покой внешний» и «покой внутренний», которые, при неразрывной связи друг с другом, отнюдь не всегда совпадали. Поэтому в патристической письменности, начиная с Оригена , συχα и ρημα, с одной стороны, часто становились синонимами (как, например, у св. Григория Богослова , говорящего о своей любви к безмолвию и уединению: ρημαν σπζεσθαι... καθ’ συχαν), а с другой – различались (например, Псевдо- Ефрем Сирин отличал συχαστς как затворника от ρημτης – отшельника, но не затворника) (см.: Hausherr I. Hesychasme et priere. Roma, 1966, p. 163–169). Вообще для православных подвижников «исихия» была лишь средством, хотя и преимущественным, для достижения высшей цели человека – обожения и соединения с Богом (см.: Spidlik Th. La spiritualité de 1 " Orient chrétien, t. II, p. 324). – 89. 141 Поскольку молитва есть «собеседование с Богом», то общение с Ангелами – существами возвышенными, но всё же тварными – есть, несомненно, нечто «худшее». – 89. 142 Для Оригена граница, отделяющая мир человеческий от мира ангельского, была очень зыбкой и неопределённой, ибо духовный подвиг, нравственная чистота и ведение человека могут сделать его «сожителем Ангелов» (см.: Danielou J. Origène, p. 244). И св. Григорий Нисский также считал, что человек, подвизающийся в целомудрии, уже в здешней жизни собирает наилучшие плоды благ, уготованных нам при Воскресении, ибо он ведёт «равноангельскую жизнь» (см.: Gregoire de Nysse. Traité de la virginité, p. 440–443). Представление это, заложенное уже в Новом Завете ( Лк.20:36 ), получило распространение у многих раннехристианских авторов ( Климент Александрийский , св. Кирилл Иерусалимский , Василий Анкирский, Дидим Слепец и др.). Особый смысл оно приобрело в монашестве, ибо иноческая жизнь рассматривалась как «равноангельское житие» по преимуществу (см.: Bouyer L. Le sens de la vie monastique. P., 1950, p. 43–69). – 89.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Симеон и Моисей отпустили его, и именно в мире, ибо не по вражде произошло отпущение закона, но в любви и мире соделали его отменение. Говорит (затем): «ибо видели очи мои милосердие Твое, которое Ты уготовал пред... всеми народами» (ср. Лк.2:30–31 ), – что согласно с другим местом: «его будут... ожидать все язычники» (ср. Ис.11:10 ). И (далее): «се, стоит сей на падение и на восстание» (ср. Лк.2:34 ), – это есть то же самое, что говорит Писание в ином месте: " се полагаю в Сионе камень преткновения, и тот, кто верует в Него, не постыдится» (ср. Ис.8:14, 28:16 , Рим.9:33 ). Понимай так: или на падение и восстание народа и язычников, или на падение неправды и восстание правды. «И в знамение пререкания и Тебе... Самой душу» (ср. Лк.2:34–35 ), – так как различно думали о Нем многие еретики. Ибо некоторые говорили: тело бесстрастное Он принял; другие же говорили: не в истинном теле Он совершил Свое домостроительство. Иные говорят, что тело Его земное 39 , другие – небесное. Некоторые еще говорят: «Он существовал прежде земли»; другие же: «начало Его было в Марии». «Пройдет меч» (ср. Лк.2:35 ), – ибо тот меч, который из-за Евы ограждал рай, был устранен через Марию. Или: «пройдет меч», – то есть отрицание 40 . Но греческий текст ясно говорит: «да откроются помышления многих сердец» ( Лк.2:35 ). Именно: помышления тех, которые сомневались 41 . Ибо, говорят, Мария дивилась и о рождестве, и о зачатии Его, и другим рассказывала, как зачала и почему родила, и некоторые, удивляясь слову Ее, укреплялись; но были и такие, которые сомневались в том. Явилась звезда 42 , – ибо пророки прекратились 43 . Шла звезда, дабы показать, Кто был Тот, к Которому устремлялись вещания пророков. Ибо как ради Езекии солнце с запада пошло к востоку ( 4Цар.20 , 2Пар.32и Ис.38 , Ис.39 ), так и ради Младенца, Который был в яслях, звезда от востока пошла к западу. Итак, предки из-за знамения солнца подвергли Израиля осуждению 44 , потомки же пришли, чтобы тот же народ постыдить принесенными дарами. Волхвы пришли со своими знамениями как пророки, и засвидетельствовали о рождении Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

«для входа на данную ступень», стр. 38–39; – «выражает недовольство данным возницей», стр. 43 и т. д., – употребляет обороты речи в роде следующих: «если мы обратим внимание к настоящему времени» (стр. 1); – «при известном же участнике возобновления игр – Ифите, а, равным образом, как и в течении лет ста после него употреблялся несколько иной состав олимпиад» (стр. 53) и др.; жителей известной области Пелопоннеса Элиды (по греч. λις, – ιδος) называет «Илийцами» (ο λεοι), а самую область «Элидской» (стр. 32 и 33) и под. Но эти и некоторые другие недостатки сочинения г. Розанова , в самой большей своей части мелкие, искупаются несомненными достоинствами его. Сюда относится, ближе всего, весьма похвальная тщательность в собрании, рассмотрении и изучении материала для обработки темы, а также и в подборе из него нужного для цели. Автор воспользовался всем, возможным для него и в иностранной и в русской литературе как для второй, так и особенно для первой части своего исследования, которую он наиболее заботливо и обработал. Описание древнегреческих игр, всюду основывающееся на главном первоисточнике (Павзания, «Описание Греции») и не упускающее из виду новейших приобретений науки по части греческих древностей, составлено самостоятельно и представляет собой ценную часть исследования о греческих древностях в русской литературе даже при существовании таких трудов, как Страшкевича, Латышева и других, которыми также воспользовался г. Розанов . Вторая часть сочинения последнего хотя является и менее (быть —198— может, за недостатком времени) отделанною в научном отношении, однако также носит на себе явные следы большой тщательности и ученого трудолюбия автора. Здесь г. Розанов для своей цели в обилии пользовался не только новейшими толкователями св. Писания – русскими (напр. преосвящ. Феофаном) и иностранными (Лянге, Мейер) но и, – что особенно дорого, – св. Отцами церкви, – св. Иоанном Златоустом , блаж. Феодоритом и другими, всюду по преимуществу на толкованиях святоотеческих опирая свои мнения и изъяснения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

48 Origenes. De principiis II, 6, 6, PG 11, 213. Рус. пер. КДА, 1899, C. 132–133. Стоический образ железа и огня со времени Оригена становится обычным в патристической литературе для выяснения способа соединения двух природ во Христе. 49 Athanasius Alexandrinus Contra arianos oratio I, 51 и 60, PG 26, 117–119, 137. Рус. пер. Ч. 2. С. 243, 255. 50 Ibid., III, 31, PG 26, 389. Рус. пер. Ч.2. С. 409. Dionysius Areopagta. Epistula 4, PG 3, 1072. 51 Athanasius Alexandrinus. Oratio de incarnatione verbi, 44, PG 25, 173–176. Рус. пер. Ч. 1. C. 248–249. 52 Cyrillus Alexandrinus. De adoratione in sptritu et veritate IX, PG 68, 597. Рус. пер. МДА. M, 1880–1912. Ч.1. C. 131. 53 Athanasius Alexandrinus Contra arianos oratio III, 57, PG 26, 444. Рус. пер. Ч. 2. C. 440–441. Oratio dcincarnationcverbi, 31, PG25, 149. Рус. пер. Ч. 1. С. 231. 56 Ефрем Сирин. Слово 32. Рус. пер. МДА. Изд. 5-е. Сергиев Посад 1907–1914. Ч. 2. С. 52. На этой идее построено всё богослужение на Преображение: «Очерневшее Адамово естество, преображся, облистати паки сотворил еси, претворив е в Твоего Божества славу же и светлость...» (2 стихира на стиховне). Что свет, который был ввден на Фаворе, есть проявление самой природы Божества, это ясно выражено в третьей песни канона Косьмы: «Бог слово сый, весь землен бысть, всему Божеству смесив человечество во ипостаси Своей, юже во двою существу Моисей и Илия видеша на горе Фаворсте». 57 Athanasius Alexandrinus. Contra arianos oratio 1, 42, PG 26, 97–99. Рус пер. Ч. 2. С 231–232; Ibid III, 38, PG 26, 405. Рус. пер. Ч. 2. С. 418; Ibid., III, 40, PG 26, 409. Рус. пер. Ч. 2. С. 420–421; Ibid., III, 43, PG 26, 416. Рус. пер. Ч. 2. С. 424; Ibid., III, 48, PG 26, 424–425. Рус. пер. Ч. 2. С. 429–430. 61 Harnack Ad. Lehrbuch der Dogmengeschichte. 3 Aufl. Leipzig, 1894. Bd. II, S. 386–387; Junglas Job. Leontius von Byzanz. Studien zu seinen Schriften, Quellen und Anschauungen. Paderborn, 1908, S. 102–103; Троицкий И. Изложение веры церкви армянской. СПб. 1875. С. 139–164; Gieseler D. Commentationis, qua Monophysitarum variae de Christi persona opiniones inprimis ex ipsorum effatis recens editis illustrantur, particulae I et II. Gottingae, 1835, 1838.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Здесь же Бог повелел Моисею и Елиазару сделать вновь счисление народа от 20 лет и выше, и найдено число их 601730; левитов же 23000. Сей осмотр был в Аравофе Моавском, против Иерихона, и в их числе сосчитанных не было ни одного из тех, которые были исчисляемы прежде, потому что они умерли, кроме Халева и Иисуса Навина. Описал Моисей в сей книге, по повелению Божию, и стены Израильтян, в которых они, по исходе из Египта, на некоторое время останавливались, всего 43 стана. После того, как евреи победили и умертвили Сиона, царя Аморейского и Ога, царя Васанского, повелевается Моисею отдать земли Рувиму, Гаду и половине колена Монассиина, дать города для жительства левитам и предместья городов, а также учредить города убежищ, три за Иорданом и три в земле Ханаанской " (синопсис Афанасия). " Целью описанных в книге исчислений народа было показать, как колена израильские размножались по благословению Божьему и в продолжение 220 лет от 70 душ возросли до 600000, владеющих оружием " (Ефрем Сирин. Толк. на Числа, в начале). В историческом порядке книга Числ обнимает время 38 лет и 9 месяцев странствования в пустыне. Св. Кирилл Алекс. в " Глафирах на кн. Числ " " избранными местами книги, на которую он пишет беседы, считает следующие: повествование о поражении проказой негодовавшей на Моисея Мариамны, знаменовавшей все еврейское общество (Числ.12), о 12 соглядавших обетованную землю, десяти неверовавших и двух веровавших (гл.13), о принесении начатков хлеба (гл.15:17), об очистительном пепле юницы (19), о медном змее (21). Равно и во всем описанном в книге Числ странствовании народа Божия в пустыне святые отцы видят образ человека-христианина в его земном странствовании к небесному обетованному отечеству под водительством Христа. Читай, например, сочинение бл. Иеронима " Книга истолковательная Фабиоле о 42 станах израильтян в пустыне " . §13. " Пятая и последняя книга Моисея Второзаконие называется так по двум причинам: во-первых потому, что книга сия повторялась или перечитывалась народу в каждый седьмой год, в день отпущения, почему Моисей и повелел сию книгу положить подле ковчега, во свидетельство, между тем как первые книги закона, данного на Хориве, были положены в самом ковчеге; во-вторых потому, что в книге Второзаконие Моисей повторяет прежде изложенное в книгах Исход, Левит и Числ " (Синопсис Афанасий ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

И отныне надеюсь, укрепляемый благодатью Твоей, позаботиться о своем спасении. Ныне припадаю к Тебе, умоляя, – помоги мне, уклонившемуся с пути правды! Излей на меня множество щедрот Твоих, как на блудного сына, потому что осрамил я жизнь свою, расточив богатство благодати Твоей! Помилуй меня, не будь памятозлобен по причине моей негодной жизни; помилуй меня, как грешницу, как мытаря, ущедри меня, как разбойника. Он на земле отвержен был всеми, но Ты принял его и сделал жителем Рая сладости. Прими покаяние и от меня, неключимого раба Твоего, потому что и я отвержен всеми. Ты, Господи, пришел не праведников спасти, но грешников призвать к покаянию!» Молись, исповедуйся; молитве же и исповеданию да содействуют и дела: «Да исправится молитва» твоя, «яко кадило» пред Богом ( Пс.140:2 ), – и услышишь от Господа: «Велия вера твоя: буди тебе, якоже хощеши» ( Мф.15:28 ). Бог же, путеводящий заблуждающихся и восстанавливающий низложенных, да даст нам окончить жизнь неосужденно, чтобы в оный день одесную Себя поставил нас праведный Судия. Ибо Ему, Отцу и Сыну и Святому Духу подобает слава, честь и поклонение во все роды века! Аминь. Поучение 43. О том, что не должно клясться и говорить хулу Господь и Спаситель наш Иисус Христос сказал: «Паки слышасте, яко речено бысть древним: не во лжу кленешися, восдаси же Господеви клятвы твоя. Аз же глаголю вам, не клятися всяко: ни небом, яко Престол есть Божий: ни землею, яко подножие есть ногама Его: ни Иерусалимом, яко град есть Великаго Царя. Ниже главою твоею кленися, яко не можеши власа единаго бела или черна сотворити. Буди же слово ваше, ей, ей: ни, ни: лишше же сею, от неприязни есть» ( Мф.5:33–37 ). Как же осмеливаемся мы преступать заповеди Сотворившего нас, по слову сказавшего: «Положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли» ( Пс.72:9 ). И ты осмеливаешься небоязненно отверзать уста для клятвы и хулы? Или не боишься, что огненный серп, виденный пророком, вселится в доме твоем ( Зах.5:4 )? Что не потребит тебя в поднебесной за то, что на Бога Вседержителя, на Которого не смеют взирать Ангелы, Архангелы, Херувимы и Серафимы, предстоя же Ему со страхом и трепетом, песнословя страшное, славное и досточтимое имя Его, – осмеливаешься ты отверзать уста, как написано: «продерзателе, себе угодницы, славы не трепещут хуляще: идеже Ангелы крепостию и силою болши суще», не произносят «на ся от Господа укоризнен суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/po...

Бдение и пост, милостыня и подвиги и все прочие блага диавол губит из-за ненавистного тщеславия и высокомерия. Преподобный Ефрем Сирин ( 27, 333 ). Не губи своих трудов тщеславием, не делай, чтобы пот был пролит напрасно, и ты, пробежав тысячи поприщ, лишился всякой награды. Господь гораздо лучше знает твои заслуги ( 41, 31 ). Тщеславие везде пагубно, но особенно в делах человеколюбия, так как здесь оно является крайней жестокостью, извлекая себе похвалу из чужих бед ( 41, 724 ). Таков дух тщеславия, что оно ослепляет разум людей даже в отношении к самым очевидным предметам, побуждает протироречить даже самым признанным истинам, а других, и очень хорошо знающих истину, и уверенных в ней, заставляет лицемерно противиться ей ( 42, 29 ). Подверженный болезни тщеславия не знает дружбы, нисколько не желает никого уважать; напротив, извергнув все доброе из души, непостоянен, неспособен к любви, против всех вооружается ( 42, 32 ). Эта страсть все извратила: она породила любостяжание, зависть, клевету, наветы; она вооружает и ожесточает людей ( 42, 32 ). Нет ничего столь смешного и унизительного, как страсть тщеславия ( 42, 32 ). Страшно тщеславие: оно может ослепить и мудрых людей, если они не станут бодрствовать ( 42, 59 ). Зараженный тщеславием – постится ли, молится ли, творит ли милостыню – лишается своей награды. Какое же несчастье может быть больше того, чем, изнуряя себя, подвергнуться осмеянию и – лишиться горней славы? ( 42, 183 ). Причина всех зол – тщеславие. Оно-то наиболее разжигает огонь; оно всюду простирает свою власть и, как мучитель, обладает всяким возрастом и всяким званием... оно разоряет дома, города, целые народы... ( 42, 189 ). Как червь поедает деревья, в которых зарождается, ржавчина съедает железо и моль – ткань, так и тщеславие губит душу, воспитавшую эту страсть в себе. Поэтому много нужно старания, чтобы истребить в себе эту страсть ( 42, 190 ). В том и несчастье, что есть болезнь – тщеславие; она вредит тебе не только, когда ты грешишь, но и тогда, когда имеешь заслуги; в этом случае она подвергает тебя бесчисленным укоризнам, в другом – лишает всякой награды ( 43, 717 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Ин.5:43 ). Поскольку многие последовали за Ним, посему изъяснил, что Его пришествие наступит открыто и торжественно, не так, как произошло рождество Его. «Если скажут вам: вот Он,.. не верьте... Как молния, что блещет» (ср. Мф.24:26–27 ). Как в то время, когда был рожден, явились воры 248 , так и во время пришествия Его явятся разбойники и усилятся слухи. Итак, не выходите искать Его, чтобы по доброй воле не последовать за тем бунтовщиком и самим не поддаться увлечению. Итак, поскольку Он есть Господь Царства, то Ему угодно было в Себе Самом очистить страны вышние и небесные и вместе с тем очистить и преисподнюю. Слова же: «очистит дом Царства Своего от всякого соблазна» (ср. Мф.13:41 ), – понимай о земле и тварях, которые Он обновит, и там соберет праведных Своих. «Горе вам, законники, которые скрываете ключи» (ср. Лк.11:52 ), так как они скрыли разумение откровения Господа, явленного в пророках. Ведь если Господь, как и Сам Он свидетельствует, есть дверь, то ясно, что существуют и ключи к познанию Его. Но входить этой дверью жизни книжники и фарисеи не хотели, как и говорил (Господь): «вот, Царствие Божие внутри вашего сердца» (ср. Лк.17:21 ), что сказал о Самом Себе, так как стоял среди них. Грех, коварно пользуясь своими сосудами, встал у источника, ведущего к дому жизни, дабы души и духи 249 не нашли себе покоя в нем. «Сокрыли, – говорит, – ключи» (ср. Лк.11:52 ). «Придет вся кровь праведников» (ср. Лк.11:50 ), поскольку именно они убили Отмстителя за убитых праведников, то также и наказание за них взыскивается от рук их. Ведь, кто убивает судью, тот – друг человекоубийц, потому что вместе с ним (судьей) он удаляет возмездие и облегчает путь убийцам. «От крови Авеля праведного до крови Захарии» (ср. Лк.11:51 ), но не только, – говорит, – до того времени, а даже и до сего дня. Так как Сам Он стоял среди них, то не потребовал от них возмездия за кровь Свою, пока они не убили Его, дабы не сказали, что это произошло по предопределению. Посему приговор над ними произнес за прежде убитых праведников, дабы убедить их не убивать последующих, и дал возможность покаяния в Его смерти, чего закон не допускал для виновных в убиении пророков. Ибо закон говорит: «кто убивает, да умрет» (ср. Мф.5:38 ), а не так: «смотри, не обратился ли он 250 , и тогда отпустится ему». Но раскаяние в убиении Его, если пожелают, Господь дозволил им. Но народ убийством последующих (праведников) засвидетельствовал, что он сочувствовал и в убийстве прежних (праведников), и чрез исповедание собственных уст отпал от голоса истины 251 , ибо не постыдился отцов своих обвинить в убийстве пророков ( Мф.23:29–30 ). И как народ еще не рожденных детей своих сделал участниками и совместниками убиения Спасителя 252 , так и Христос злую волю их, хотя они и не знали бы (об этом), сделал участницей и совместницей убийства пророков, поскольку они узнали, что Сын есть Господин виноградника, и знали, что Он есть Отмститель, и все-таки убили Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

" Так глаголет Господь: за три нечестия Дамаска и за четыри не отвращу от них, – то есть руку Мою, – понеже... железными гвоздями растроша... Галаад» ( Ам.1:3 ), то есть жители Дамаска потоптали Галаад, который в колене Ефремовом, железными гвоздями на своей обуви. Поскольку сыны Израилевы были в заблуждении и говорили, что окрестные чуждые им народы содействием своих идолов охраняют царства свои, а Израильтяне, как лишенные такой помощи, подверглись великим бедствиям, повторяя то же, что написано у Иеремии: «И егда престахом кадити царице небесней и возливати возлияния, оскудехом хлебы вси мы, и мечем и гладом скончахомся» ( Иер.44:18 ), то пророк, чтобы искоренить из их сердец такую лукавую мысль, предсказывает гибель этих языческих народов и, с особенной силой слова удостоверяя в этом, убеждает позаботиться о душах своих, чтобы их самих за нечестие их не постигли бедствия гораздо более тяжкие, чем те бедствия, каким подвергнутся иные народы, потому что Израильтяне знают истинного Бога и презирают Его. Конечно же, главная цель пророка, какую имели и другие пророки, когда пророчествовали о народах соседних и предрекали их истребление, состояла в том, чтобы удостоверить их в истине слова Божия и доказать непреложность тех обетований, какие Бог через Моисея даровал народу праведных, говоря: «Мне отмщение, Аз воздам» ( Рим.12:19 ; Втор.32:35 ); и еще: «яко кровь сынов Своих отмщает... и воздаст месть... ненавидящым Его» ( Втор.32:43 ). Впрочем, кроме этой пророк имел и иные четыре причины. Нужно было, во-первых, посрамить прорицателей, которые не могли своему народу предвозвестить бедствий уже близких и почти уже их постигших; во-вторых, показать, что народы эти терпят наказание не без причины; в-третьих, предсказанием будущих несчастий привести их в страх, сделать более внимательными к себе и расположить к покаянию; в-четвертых, пророки, водимые тем же Духом, Каким водим был Моисей, внушали соседним народам, что Сам Бог отмстит врагам Своим, то есть народам языческим. Слова же, употребляемые Моисеем при угрозах: «до третияго и четвертаго рода» ( Чис.14:18 ), – означают, что наказание, постигающее отцов, прострется и на сыновей их до третьего и до четвертого рода их потомков. В этом же смысле и Амос определенное число трех и четырех нечестий употребляет здесь вместо числа неопределенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Расскажу еще об одном случае. Человек долгое время интересовался цветоводством. Увлечение его было устойчивым: каждый год он старался развести еще один сорт декоративных растений. Если узнавали, что ему подарить на праздник, не раз он просил родных купить ему определенный сорт цветов. Как-то у знакомых он увидел пышные светлые пионы, признался, что давно мечтал о таких, и попросил поделиться с ним. Ему отделили два отростка, но очень небольших и некрепких. Цветовод поспешил на участок и посадил их на разные клумбы. Несмотря на тщательный уход, они не хотели приживаться в новых условиях: вроде бы не засохли, но и, казалось, не прижились. Уверенности, что растения выживут, практически не было. Следующей весной цветовод не обнаружил пионов ни на одной из клумб. Он все надеялся и время от времени подходил посмотреть, не показались ли из земли ростки. Но они не появлялись. Было досадно, но ничего не поделаешь. За теплый сезон цветовод приобрел еще два сорта растений, а о тех почти забыл. Прошел очередной год, и весной на месте одного из, как казалось, погибших пионов пробились молодые ростки. Ждать цветения в новом году было бы слишком оптимистично, но куст был. Он все же выжил. Подобно тому, как заботливый цветовод регулярно проверяет клумбы, подкармливает растения, так и внимательный христианин постоянно следит за собственной духовной жизнью. Но нередко случаются моменты, когда на человека нападает отчаяние. Кажется, что все его усилия тщетны, он становится только хуже, и ему нет прощения. Греховная мысль! Ведь таким образом человек сомневается в милосердии Божием. И тут возникает вопрос: «Отчаиваться ли мне в своем спасении? Нет. Ибо сего только и домогается противник», — говорит преподобный Ефрем Сирин. Враг вводит человека в состояние уныния, желая погубить. Но стоит вспомнить, что говорит Господь: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11). Надежда есть всегда. Даже у разбойника, который уже умирал на кресте, но не отчаялся, а обратился к Спасителю (см. Лк. 23:40–43).

http://pravoslavie.ru/132909.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010