Будем же веровать, что хладный и черный угль ума нашего, позже когда-нибудь или скорее, станет горячим и световидным от прикосновения Божественного огня (прп. Иоанн Карпафский , 91, 94). Как скорости колебания весов в ветреную бурю препятствует тяжесть взвешиваемого, так колебанию ума препятствуют стыд и страх. А по мере оскудения страха и стыда является причина к тому, чтобы ум непрестанно скитался; и тогда, по мере удаления из души страха, коромысло ума, как свободное, колеблется туда и сюда (прп. Исаак Сирин , 58, 12–13). Источник. ...Ум, под бременем страха Божия и стыда, с трудом совращается тем, что приводит его в колебание. А в какой мере оскудевает в уме страх, в такой же начинают преобладать им превратность и изменчивость (прп. Исаак Сирин , 58, 13). Источник. Чист умом не тот, кто не знает зла (ибо такой будет скотоподобным), не тот, кто по естеству находится в состоянии младенческом, не тот, кто лицемерит. Но вот чистота ума – просветление божественным, по деятельном упражнении в добродетелях (прп. Исаак Сирин , 58, 30). Источник. Ум, по благодати Божией, исполняя добродетельные деяния, и приблизившись к ведению, мало ощущает того, что составляет худую и неразумную часть души (прп. Исаак Сирин , 58, 213). Источник. ...Парения ума никто не может преодолеть, разве только изучением духовного ведения (прп. Исаак Сирин , 58, 362). Источник. ...Слава ума есть истинное умозрение о Боге (прп. Исаак Сирин , 58, 365). Источник. Ум не покоряется , если не покорится ему тело. Царство ума есть распятие тела: и ум Богу не покоряется, если свобода не покорена разуму (прп. Исаак Сирин , 58, 366). Печаль ума драгоценное Божие даяние. Кто переносит ее, как должно, тот подобен человеку, у которого члены его исполнены святости (прп. Исаак Сирин , 58, 411). Источник. Нельзя скрыть того, что понятие ума нашего весьма несовершенно и всячески исполнено неведения... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 18). Деятельный ум имеет многие делания: поучается любви к Богу, в памяти смертной, в памяти Божией, Царствия Небесного, ревности святых мучеников, вездеприсутствия Самого Бога... в памяти святых и Умных Сил, в памяти об исходе души, об истязании, мучении и вечном осуждении (прп. Иоанн Лествичник , 57, 73).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

 Он родился в окрестностях Низибии 333 от бедных родителей. «От предков я получил наставление о Христе, говорит сам Ефрем: родившие меня по плоти внушили мне страх Господень.... Предки мои исповедали Христа пред Судиею; я родственник мученикам» 334 . Лета юности не прошли для Ефрема без некоторых преткновений. От природы пламенный, он был, как говорит сам, раздражителен; «за маловажные дела вступал в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям.... Юность моя едва не уверила меня, что совершающееся с нами в жизни происходит случайно. Но Промысл Божий вразумил пылкую молодость». Ефрема обвинили в покраже овец и бросили в темницу; вслед за ним посажены были два других и также невинно как Ефрем. «Проведя семь дней, в восьмой вижу во сне, говорит Ефрем, что кто-то говорит мне: будь благочестив и уразумеешь Промысл; перебери в мыслях, о чем ты думал и что делал, и по себе дознаешь, что эти люди страждут не несправедливо, но не избегут наказания и виновные». Все это и увидел Ефрем, как рассказывает он подробно 335 . Эти события так поразили Ефрема, что он скоро оставил мир и удалился в горы к отшельникам, где стал учеником св. Иакова, впоследствии великого святителя Низибийского 336 . Св. Иаков брал его с собою на Вселенский Никейский Собор 337 . Под руководством Иакова Ефрем упражнялся подвигах благочестия, изучал слово Божие и учил других в училище 338 . Очищенный молитвою и трудами дух Ефрема участвовал в чудесной защите Низибии от Шапура 339 . Когда по смерти св. Иакова Низибия в 363 г. предана была во власть Персов, разрушивших в ней училище, и многие из христиан оставили Низибию: св. Ефрем удалился в Эдессу; в городе, который, как говорит он, «благословен был живыми устами Спасите чрез ученика Его»; первым делом его было здесь поклониться мощам апостола Фаддея 340 и Нерукотворному лику Спасителя 341 . Для пропитания своего он нанялся трудиться у содержателя бани и употреблял свободное время для проповеди слова Божия язычникам; потом по совету св. старца Иулиана, удалился в пустынную эдесскую гору для подвигов: вскоре видение открыло старцу в Ефреме мужа, которому одному из современных соотечественников вручена была книга для вразумления людей 342 . Ефрем начал писать толкование на Пятикнижие 343 . Этот первый опыт толкования Писания на сирском языке привлек к Ефрему многих эдессян, и Ефрем хотел убежать от людей. «Ефрем! куда бежишь ты?» спросил явившийся Ангел. «Хочу жить в безмолвии и бегу от молвы и обольщений света», отвечал Ефрем. Ангел сказал: «Убойся, чтобы не исполнилось на тебе слово Писания: Ефрем подобен молодой корове, которая хочет освободить шею от ярма». Ефрем возвратился к званию, к которому призван 344 . С сего времени он начал устно и на письме поучать вере и благочестию. Для успеха в своем благочестивом деле он открыл училище в Эдессе, из которого в последствии вышли знаменитые учители Сирской Церкви 345 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Любовь к простору (нестеснению себя лишениями) изгоняет ведение (прп. авва Исаия , 89, 350). Ведущий же есть тот, кто постигает необходимость умозрений, ведущих к блаженству, поскольку уже постоянно и твердо содержит их в себе (свт. Василий Великий , 6, 202). Источник. Ведение есть состояние, самое в себе твердое и не изменяемое разумом (свт. Василий Великий , 6, 202). Источник. Ведение Бога – соблюдение заповедей Его (свт. Василий Великий , 8, 320). ...Истинное ведение сопряжено со смиренномудрием (прп. Ефрем Сирин , 30, 43). Источник. Без терпения не построишь башни и без ведения не преуспеешь в добродетели (прп. Ефрем Сирин , 30, 140). Источник. Ведение есть сила Божией благодати (прп. Ефрем Сирин , 30, 254). Утвердись в ведении... и предохранит тебя от многих преткновений: ибо не попустит любителю своему сказать или сделать что-нибудь ко вреду слушающих (прп. Ефрем Сирин , 31, 112). Человеку в жизни наибольшая слава – ведение, но и оно вредит употребляющему его во зло (свт. Григорий Богослов , 15, 364). Источник. Кто любит деньги, не узрит ведения... (авва Евагрий, 89, 609). ...Высшее украшение сердца – ведение Бога (авва Евагрий, 89, 610). Без памятования о Боге не может быть истинного ведения. Ибо без первого второе ложно (прп. Марк Подвижник , 69, 21). Источник. Ведение без дел, соответствующих ему, еще нетвердо, хотя бы и истинно, ибо всякую вещь подтверждает дело (прп. Марк Подвижник , 69, 28). Источник. Истинное ведение состоит в терпении скорбей и в том, чтобы не обвинять людей в своих бедствиях (прп. Марк Подвижник , 69, 33). Источник. Ведение вещей получается по мере исполнения заповедей; ведение же истины по мере надежды на Христа (прп. Марк Подвижник , 69, 43). Источник. Ум, забывающий истинное ведение, ведет с людьми войну за вредное себе, как за полезное (прп. Марк Подвижник , 89, 545). Ведение каждого настолько бывает истинным, насколько подтверждает его кротость, смиренномудрие и любовь (прп. Марк Подвижник , 89, 546). Свет истинного ведения непогрешительно различать добро от зла (блж.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Терпение нужно потому, что искушения для нас нужны... Никто без искушений не может войти в Царствие Небесное; не будь искушений, никто бы и не спасся (прп. Антоний Великий , 90, 133). Источник. ...Постарайся приобрести терпение... ибо терпением побеждается гнев... (прп. авва Исаия , 60, 83). Научись... по причине нищеты не приниматься за худые дела и в самых тяжких злостраданиях не терять надежды, и не сидеть в праздности и бездействии, но прибегать к Богу, Который... подаст тому, кто возопиет к Нему от всего сердца (свт. Василий Великий , 5, 129). ...Не тот терпелив, у кого нет необходимого, но тот, кто, не имея недостатка в наслаждении, продолжает терпеть бедствие (свт. Василий Великий , 8, 260). Как будет упражнять себя в долготерпении, когда нет противящегося его желаниям? (свт. Василий Великий , 9, 98). Подлинно блажен человек, который приобрел долготерпение, потому что и Священное Писание хвалит его, говоря: долготерпелив муж мног в разуме ( Притч. 14, 29 )... (прп. Ефрем Сирин , 31, 10). Источник. Долготерпеливый всегда в радости, в веселии, в восхищении; потому что надеется на Господа (прп. Ефрем Сирин , 31, 10). Источник. Долготерпеливый далек от гнева, потому что все терпит (прп. Ефрем Сирин , 31, 10). Источник. Долготерпеливый не скоро воспламеняется гневом, не прибегает к оскорблениям, не легко трогается пустыми речами; если обижен, не огорчается; сопротивляющимся не противится; во всяком деле тверд; не скоро вдается в обман, не склонен к раздражению, в скорбях радуется, свыкается со всяким добрым делом; людям, ничем не довольным, во всем угождает; когда приказывают ему, не противоречит; когда делают выговор, не хмурит лица; во всяком случае находит для себя врачевство в долготерпении (прп. Ефрем Сирин , 31, 10). Источник. У кого нет долготерпения, тот далек и от терпения, потому что не долготерпеливый удобно совращается с пути, готов к раздражению, скоро разгорячается и начинает ссору; если оскорблен, сам оскорбляет, если обижен, воздает обидой же, спорит о вещах, ни к чему не служащих; дела его и произведения его взвиваются, как листья ветром, он не тверд в словах, быстро перескакивает от одного к другому (прп. Ефрем Сирин , 31, 11). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

слава мучеников, настоящее украшение преподобных, гавань спасения,  ты даруешь миру великую милость. Песнопения: Тропарь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных Еще одной особенностью грядущей воскресной службы станет отсутствие традиционного великопостного песнопения «Покаяния отверзи ми двери». Мы привыкли уже, что в субботу вечером после чтения Евангелия в храме гасится свет и поют это покаянное песнопение, однако сегодня – особый случай. Вслушайтесь в Евангельское чтение: оно будет не о воскресении Христа, как бывает обычно, а о Божией Матери. Поэтому вместо покаянного пения будет также стихира в честь Матери Божией. Проповеди и статьи на неделе Крестопоклонной Св. отцы о Кресте Господнем Ношение креста есть упразднение всякого греха, откуда рождается любовь, без которой не может быть ношения креста (прп. авва Исайя, 59, 127). …С явлением Креста уничтожено всякое идолослужение, и крестным знамением прогоняется всякое бесовское мечтание… (свт. Афанасий Великий, 1, 126). …Крестом стали явны для всех дела боговедения (свт. Афанасий Великий, 1, 126). Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от вос­тока и запада, севера и юга, и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение (прп. Ефрем Сирин, 31, 357). Царь понес на Себе Крест – этот ключ от райских дверей, и им без отказа отверзает двери сии разбойникам и убийцам (прп. Ефрем Сирин, 33, 126). Смерть побеждена Крестом, Адам возвращен в рай, соделан наследником Царства, а диавол посрамлен (прп. Ефрем Сирин, 33, 476). Древом умерщвлены мы, древом и спасены… (прп. Ефрем Сирин, 34, 167). …Крест – для нас победный венец… (прп. Ефрем Сирин, 34, 230). Взирать на крест значит всю жизнь свою соделать как бы мертвою и распятою для мира, пребывать неподвиж­ным на всякий грех… (свт. Григорий Нисский, 18, 360). Достославный крест справедливо наречь опорою и укра­шением не только земли, но и неба, потому что им поддер­жана вся тварь, когда премирным доставил он радость, а земным свободу, и сочетал разъединенное (прп. Исидор Пелусиот, 61, 421).

http://pravmir.ru/nedelya-krestopoklonna...

  Библиография Буфеев К., прот. Православное учение о Сотворении и теория эволюции. М.: Русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2014. Гоманьков А. В. Библия и природа: Эволюция, креационизм и православное вероучение. М.: ГЕОС, 2014. (Библиотека журнала «Lethaea rossica. Российский палеоботанический журнал»; вып. 5). Ефрем Сирин . Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия// Ефрем Сирин, прп . Творения. Т. 6. [Б. м.]: Отчий Дом, 1995. С. 205–337. Цыпин Л., свящ. Так чем же являются Дни Творения? Центральная проблема экзегетики Шестоднева. Киев: Пролог, 2005. Шень А. Космография. М.: изд-во МЦНМО, 2009.   Цыпин Л., свящ. Так чем же являются Дни Творения? Центральная проблема экзегетики Шестоднева. Киев: Пролог, 2005. Буфеев К., прот. Православное учение о Сотворении и теория эволюции. М.: Русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2014. Гоманьков А. В. Библия и природа: Эволюция, креационизм и православное вероучение. М.: ГЕОС, 2014. (Библиотека журнала «Lethae rossica. Российский палеоботанический журнал»; вып. 5). Шень А. Космография. М.: изд-во МЦНМО, 2009. Ефрем Сирин . Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия// Ефрем Сирин, прп . Творения. Т. 6. [Б. м.]: Отчий Дом, 1995. С. 205–337. Там же, с. 211. Там же. Там же, с. 219. Там же, с. 222. Там же, с. 213. Там же, с. 214. Там же, с. 215; курсив мой. – А.Г. Там же, с. 221. Там же, с. 223.   Источник: Богослов.Ru Комментарии ( 19): Николай Колчуринский, Москва 01 марта 2024г. 12:42 «Утром» четвёртого «дня» были созданы светила: солнце, луна и звёзды, и с этого момента всякое измерение времени должно осуществляться исключительно по ним: «Бог сказал: “да будут для знамений”, то есть часов…». Но откуда следует, что время не могло измеряться после этого момента иными методами? «Таким образом, прп. Ефрем Сирин, несмотря на свои космографические представления, которые могут нам сейчас показаться довольно фантастическими, ясно понимал, что по крайней мере три первых «дня» Творения не могли измеряться так же, как современные астрономические сутки (по положению солнца на небосводе), были с ними несоизмеримы.

http://bogoslov.ru/article/6195093

Ефрем Сирин , 37, 298). Источник. За то, что возвеселил их сладким Своим вином, они подали Ему уксус, за желчь же великая Его щедрость сделала горечь язычников сладкою (прп. Ефрем Сирин , 37, 306). Хитон Его не был раздран, потому что он был образом Божества Его, Которое не разделяется... (прп. Ефрем Сирии, 37, 306), ...Одежда Его была разделена на четыре части (см.: Ин. 19, 23 )... это обозначает Евангелие, исшедшее в четыре части мира (прп. Ефрем Сирин , 37, 306). ...Тело страдало своим естеством вместе со страстной душой, поскольку душа есть то, что чувствует скорби. Значит, человеческое Его естество страдало по причине тела, а скорби чувствовало по причине души (прп. Ефрем Сирин , 37, 318). Умер Своим телом для нашего мира, чтобы Своим телом оживить нас для Своего мира (прп. Ефрем Сирин , 37, 327). ...Ему надлежало и испытать свойственное человеку. Что именно? То, чтобы, приближаясь к распятию на Кресте, страшиться, и скорбеть, и не без скорби лишаться настоящей жизни, потому что в природу вложена любовь к настоящей жизни (свт. Иоанн Златоуст , 46, 24). ...Он был пригвожден ко Кресту, подвергался оплеваниям и заушениям, Его били по щеке, и издевались над Ним... и все это Он потерпел для тебя, ради попечения о тебе, дабы уничтожить тиранию греха, дабы разрушить твердыню диавола, порвать узы смерти, открыть нам врата неба, освободить от тяготевшего на тебе проклятия, отменить первородное осуждение, научить терпению и воспитать в силе, дабы ничто не огорчало тебя в настоящей жизни, ни оскорбления, ни обиды, ни позор, ни бичи, ни нарекания врагов, ни невзгоды, ни нападения, ни клеветы, ни злые подозрения и ничто другое подобное (свт. Иоанн Златоуст , 46, 516). ... подвергся бичеванию, чтобы избавить нас от уз и бичей диавола; Он носил венец из терний, чтобы разрешить тяготевшее на нас проклятие. Терния и волчцы повелено было производить земле за преступление; она приносит терновый венец на главу, чтобы разрешить тяготевшее на нас проклятие... (свт. Иоанн Златоуст , 54, 911–912).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Чувства целомудренные и собранные воедино порождают в душе мир, и не попускают ей входить в испытание вещей (прп. Исаак Сирин , 58, 32). Источник. ...Когда душа не приемлет в себя ощущения вещей, тогда победа совершается без борьбы (прп. Исаак Сирин , 58, 32). Источник. ...Всякому человеку надлежит с осторожностию соблюдать всегда чувства свои и ум от приражений (прп. Исаак Сирин , 58, 33). Источник. Чувство духовное такого качества, что принимает в себя созерцательную силу, подобно зенице телесных очей, имеющих в себе чувственный свет... (прп. Исаак Сирин , 58, 43). Источник. ...Чувства способны принимать в себя случайное без участия воли (прп. Исаак Сирин , 58, 79). Когда ум увлекается чувствами, тогда и он ест с ними звериную пищу. А когда чувства увлечены умом, тогда они приобщаются с ним ангельской пищи (прп. Исаак Сирин , 58, 280). Кто скорбит сердцем и дает свободу чувствам своим, тот подобен больному, который страждет телесно и у которого уста отверсты для всякой вредной ему снеди (прп. Исаак Сирин , 58, 411). Источник. Каждый, давший волю чувствам, дал волю и сердцу. Делание сердца служит узами для внешних чувств (прп. Исаак Сирин , 58, 419–420). Источник. Нечувствие, как телесное, так и душевное, есть омертвение чувства от долговременного недуга и нерадения... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 134). Источник. Безболезненность есть обратившееся в природу нерадение, оцепенение мысли... сеть усердию, силок мужеству, незнание умиления, дверь отчаяния, матерь забвения, которая, родив дщерь свою, снова бывает ее же дщерию; это отвержение страха Божия (прп. Иоанн Лествичник , 57, 134). Бесчувственный есть безумный мудрец, учитель, осуждающий себя самого, любослов, который говорит против себя, слепец, учащий видеть; беседует о врачевании язвы, а между тем беспрестанно чешет и растравляет ее; жалуется на болезнь и не отстает от вредных для него снедей; молится о своем избавлении от страсти и тотчас исполняет ее на самом деле; за совершение ее гневается сам на себя, и не стыдится слов своих, окаянный...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Диадох, 91, 13). ...Если сердце не занято ведением, то не можешь стерпеть мятежности телесного устремления (прп. Исаак Сирин , 59, 12). Духовное ведение, по природе своей, позднее делания добродетелей (прп. Исаак Сирин , 59, 53). Источник. Ведение есть ступень, по которой человек восходит на высоту веры, и как скоро достигает оной, более уже не пользуется им (прп. Исаак Сирин , 59, 129). Источник. ...Ведение, подаваемое Божественною силою, именуется сверхъестественным; и оно паче неведомо и выше ведения (прп. Исаак Сирин , 59, 138). Ведение есть ощущение бессмертной жизни (прп. Исаак Сирин , 59, 166). Источник. Пока разум не освободится от помыслов многих и не придет в единую простоту чистоты, дотоле не возможет ощутить духовного ведения (прп. Исаак Сирин , 59, 219). Источник. Ведение, предшествующее вере, есть ведение естественное, а порождаемое верою есть ведение духовное (прп. Исаак Сирин , 59, 392–393). Источник. Как елей нужен для свечения светильника, так милостыня питает в душе ведение (прп. Исаак Сирин , 59, 402). Источник. Кому дано ведение, дан свет умный, но кто, получив, обесчестит его, тот увидит тьму (авва Фалассий, 91, 321). Сподобившийся Божественного ведения и любовью стяжавший его просвещения никогда не надмевается духом тщеславия; а не сподобившийся оного весьма легко им кружим бывает (прп. Максим Исповедник , 91, 168). Пока кто в этой жизни находится, дотоле, сколько бы ни был совершен, по здешнему состоянию, в деятельности и умозрении, отчасти только имеет и ведение, и пророчество, и залог Святаго Духа, но не во всей полноте, – имея некогда прийти в совершенное состояние, которое достойным показывает истину лицом к лицу, как она есть сама в себе: так что он не часть только полноты будет иметь, но самую полноту всю будет носить в себе по причастию (прп. Максим Исповедник , 91, 245). Кто показывает в себе ведение, отелесяемым деятельностью, и деятельность, одушевляемую ведением, тот обрел точный способ истинного в нас богодействия. Кто же имеет какую-либо из сих черт разъединенную с другою, тот или ведение сделал пустою фантазиею...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

По моему мнению, смиренномудрие – порождение души высокой и парящей к небу, а гордость – души низкой и весьма худой... (прп. Исидор Пелусиот , 61, 224–225). Источник. Люби смирение, от него великая высота, которая и пасть не может (прп. Нил Синайский , 72, 237). Источник. Если бы мы старались о смиренномудрии, то не было бы нужды в наказании нас... (прп. Марк Подвижник , 89, 535). Источник. Смиренный сердцем из силачей силач (прп. Марк Подвижник , 89, 548). Сокровище смиренномудрого внутри Его, а это – Господь (прп. Исаак Сирин , 58, 45). ...Без смирения напрасны все дела наши, всякие добродетели и всякое делание (прп. Исаак Сирин , 58, 202). Источник. ...Оно может сокрушить крепость многих грехов (прп. Исаак Сирин , 58, 202). ...Без смирения и дела бесполезны, даже уготовляют нам много худого (прп. Исаак Сирин , 58, 202). Источник. Смиренномудрие есть риза Божества. В него облеклось вочеловечевшееся Слово и через него беседовало с нами в теле нашем (прп. Исаак Сирин , 58, 234). Источник. Смирение есть некая таинственная сила, которую, по совершении всего Божественного жития, восприемлют совершенные святые (прп. Исаак Сирин , 58, 237). Источник. Смирение велико... и сильно привлечь в душу благодать Божию (прп. авва Дорофей , 29, 40). Источник. ...Поистине нет ничего крепче смиренномудрия, ничто не побеждает его. Если со смиренным случится что-либо скорбное, он тотчас обращается к себе, тотчас осуждает себя, что он достоин (того), и не станет укорять никого, не будет на другого возлагать вину и таким образом переносит (случившееся) без смущения, без скорби, с совершенным спокойствием, а потому и не гневается, и никого не прогневляет (прп. авва Дорофей , 29, 41). Источник. ...Что такое... смирение и как оно рождается в душе, никто не может выразить словами, если человек не научится сему из опыта; из одних же слов нельзя сему научиться (прп. авва Дорофей , 29, 45). Источник. Не бросай орудия, без которого нельзя возделать плодоносную землю. Орудие это, соделанное великим Богом, есть смирение: оно искореняет все плевелы с поля Владыки и подает благодать обитающим на нем. Смирение не падает, но воздвигает от падения тех, которые имеют его. Возлюби всем сердцем плач, ибо и он соучастник благого сего делания (прп. авва Дорофей , 29, 215). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010