Не слушай советов у людей худых, потому что они сделали себя рабами чрева и плотских страстей (прп. Ефрем Сирин , 30, 510). Источник. Кто, не посоветовавшись, делает дело, тот подобен человеку, который на своих ногах гонится за пернатыми, не подумав наперед, станет ли у него сил догнать (прп. Ефрем Сирин , 31, 185). Подавая совет, не произноси решительного приговора, потому что не знаешь тайн Божиих (прп. Ефрем Сирин , 31, 628–629). Источник. Лукавый совет для приемлющих оный может стать смертоносным ядом (прп. Ефрем Сирин , 34, 352). Источник. Глаз другое видит, а себя не видит, даже и другого не видит, если очень слеп. Посему надобно во всяком деле иметь советника. И руке нужна рука, и ноге – нога. Источник. Ежели следуешь советам добродетельных, то не стыдись, когда станут осмеивать тебя порочные (свт. Григорий Богослов , 16, 207). Источник. ...Не отваживайся, как учитель, подавать советы слушателям, если великою и продолжительною попечительностию не укрепил для этого сил своих (свт. Григорий Нисский , 18, 276). Источник. ...Достоин одобрения исполняющий свою обязанность, порицания же и осуждения достоин не убеждающийся добрыми советами. А кто вину убеждаемого обращает на неубедившего, тот мал осмыслен, как незнающий свойства вещей Божественных и человеческих (прп. Исидор Пелусиот , 62, 155). Источник. ...Пока еще зелены и не приобрели мы зрелого грозда, не пожелаем давать советы и учить других, чтобы не сделаться нам игрушкою демонов (прп. Нил Синайский , 73, 52). Источник. Ни один советник не достоин такого доверия, как человеколюбец Бог... (прп. Нил Синайский , 73, 321). Источник. Неподчиненного тебе не обличай в проступке, ибо это есть более дело власти, чем совета (прп. Марк Подвижник , 69, 48). Источник. Глупый советник – слепой страж (прп. Исаак Сирин , 58, 414). Неприемлющий совета не правыми путями шествует, но всегда носится по стремнинам и пропастям (прп. авва Фалассий , 91, 313). Советник благочестивый, но неопытный скорее может смутить, нежели принести пользу (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 454). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Не будем впадать в уныние, когда она скрывается; не будем нерадивыми искушаемые, когда она вразумляет (прп. Ефрем Сирин , 31, 638). знает, что полезно , и природа наша известна ей; знает меру каждого и столько дает к наслаждению (прп. Ефрем Сирин , 31, 639). При всяком случае и всеми возможными способами призывает нас к себе благодать Твоя, Господи; милосердие Твое употребляет все побуждения и средства, желая даровать нам жизнь (прп. Ефрем Сирин , 33, 137). Источник. Сколько блаженны мы, грешники, потому, что самая благодать восстает на помощь нашу! Если принесем одну каплю слез, она изгладит и уничтожит все рукописание наших долгов (прп. Ефрем Сирин , 33, 212–213). Источник. Что от благодати, в том есть радость, есть мир, есть любовь, есть истина (прп. Макарий Египетский , 66, 65). Источник. Духовное действие Божией благодати в душе совершается великим долготерпением, премудростью и таинственным смотрением ума, когда и человек с великим терпением подвизается в продолжении времени и целых лет (прп. Макарий Египетский , 66, 72). Источник. ...Когда благодать овладевает пажитями сердца, тогда царствует она над всеми членами и помыслами: ибо там ум и все помыслы, и чаяние души (прп. Макарий Египетский , 66, 120). Источник. ...Имеющие благодать Божию должны... быть смиренномудрыми, исповедовать нищету свою (прп. Макарий Египетский , 66, 123). Источник. ...Если... имеющие благодать превознесутся и станут надмеваться сердца их, то Господь отъемлет у них благодать Свою... (прп. Макарий Египетский , 66, 123–124). Источник. ...Огонь сей прогоняет бесов, истребляет грех, он есть сила Воскресения, действенность бессмертия, просвещение святых душ, утверждение умных сил (прп. Макарий Египетский , 66, 190). Невещественный и Божественный огонь освещает души и искушает их, как неподдельное золото в горниле, а порок попаляет, как терние и солому... (прп. Макарий Египетский , 66, 190). Источник. ...Если не явятся свыше небесные облака и благодатные дожди, ни в чем не успеет трудящийся земледелатель (прп. Макарий Египетский , 66, 197).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Надежда делает, что радость обитает в душе добродетельного (свт. Василий Великий , 8, 48). Источник. Всего более уповай на руку Великого Царя, которая, едва только покажется, приводит в страх и обращает в бегство сопротивных... (свт. Василий Великий , 9, 33–34). Источник. Всем сердцем своим уповай на Господа, и удобно избежишь злодейских козней. Ибо Господь не оставит без призрения работающих Ему (прп. Ефрем Сирин , 31, 109). Источник. Будем надеяться на Бога, брат, будем надеяться, хотя видим, что не вдруг и не легко получаем просимое, даже не знаем, что еще воспоследует с нами (прп. Ефрем Сирин , 31, 278). Есть у меня надежда: потому что покаяние сводит большие струпы и благость покрывает всякую гнусную и отвратительную скверну (прп. Ефрем Сирин , 33, 126). Источник. Дивлюсь, что доселе еще не исправился я; а между тем каждый день приношу покаяние, поддерживаюсь надеждой, пока не умер (прп. Ефрем Сирин , 33, 185). Источник. На Тебя только вся надежда наша, ибо Ты врачуешь язвы наши. Ты источил кровь Свою на струпы грешников, чтобы Тобою исцелились они (прп. Ефрем Сирин , 33, 340). Всякому правому намерению пусть предшествует надежда, она помогает иногда и в худом, и потому не справедливо ли, чтобы еще более содействовала в добре (свт. Григорий Богослов , 16, 288). ...Когда кто имеет непрестанную надежду на Бога, – зло как бы истончавается и воденеет в нем (прп. Макарий Египетский , 67, 141). Источник. ...Великие победные награды требуют и великих трудов, и злоба таковым подвижникам наипаче всюду строит козни... (прп. Макарий Египетский , 67, 339). Источник. Должно христианину иметь упование, радость и чаяние будущего царства и избавления... (прп. Макарий Египетский , 89, 213). Источник. Жизнь телесная ограничивается одним настоящим; а жизнь, предоставляемая надежде, есть собственность души. Но человеческое неразумие погрешает в употреблении той и другой, думая телесную жизнь продлить надеждами, а жизнь душевную тратя в наслаждениях настоящим. Посему-то душа, занимаясь видимым, по необходимости делается чуждою надежды существенной и действительной, по надежде опираясь на непрочное, и сим не овладевает, и чего надеялась, того не имеет (свт. Григорий Нисский , 18, 449). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Плач ...Без плача не бывает очищения, а плача нет во всегдашнем развлечении. И без очищения души не бывает извещения (в спасении); без извещения же – разлучение души от тела бедственно... (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 208). ...Оплакивание грехов своих доставляет мир и спокойствие (прп. авва Исаия , 59, 47–48). Плач изгоняет все худости без тревог (прп. авва Исаия , 89, 350). ...Плачущие о злых делах и о злых своих помышлениях не снизойдут и не внидут в преисподняя земли, но будут восходить, как бы руководством к возвышению в горняя, употребляя печаль по Бозе (свт. Василий Великий , 6, 353). Источник. ...Кто производит в других скорбь о проступках, допущенных в жизни, или в познании, так что иные начинают блаженно плакать, тот творит покров плача (свт. Василий Великий , 6, 359). ...Человеку мудрому плач усладительнее смеха (прп. Ефрем Сирин , 30, 175). Источник. ...Будем плакать со страхом и трепетом, чтобы за нерадение здешней жизни не оказаться там под гневом Царя Славы и не быть отосланными во тьму кромешную (прп. Ефрем Сирин , 32, 235). Источник. Всегда, во всякое время преисполнен Он щедрот, посему плачь, как она плакала, и так же, как она, будешь исцелен (прп. Ефрем Сирин , 33, 181). Как скорбен день грешника, любезные и дорогие мои братья! Никакие уста, никакой язык не в состоянии выразить, какой суд ожидает его. Но если пробудится он, обратит взор на самого себя и с воздыханиями, скорбя и болезнуя, станет плакать, то насладится блаженством в чертоге радости и не подвергнется осуждению (прп. Ефрем Сирин , 33, 258). Источник. С сокрушением и слезно всякий должен плакать и рыдать о прегрешениях своих; но безмерно более всех нужно плакать и рыдать мне (прп. Ефрем Сирин , 33, 300). Источник. ...Очи наши да проливают слезы, прежде нежели отойдем туда, где наши слезы будут жечь тела наши (прп. Макарий Египетский , 67, 21). ...Плач есть скорбное некое ощущение утраты того, что увеселяет. Если же понят нами плач человеческий, то пусть очевидное послужит некоторым путеуказанием к незнаемому, и сделается явным, что такое плач ублажаемый, за которым следует утешение. Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Мучения вечные ...Если будет когда-нибудь конец вечному мучению, то и вечная жизнь, без сомнения, должна иметь конец. А если не позволяем себе помыслить сего о жизни, то какое основание – полагать конец вечному мучению, когда при том и другом одинаково находится приложение: вечный (свт. Василий Великий , 9, 291). Приидет страшный оный день, когда не престанешь плакать и взывать в огне от претерпеваемых мучений, и никто не даст тебе ответа, никто не сжалится над твоею душою (прп. Ефрем Сирин , 32, 222). Источник. Отшедшим туда невозможно уже избавиться от мучений. Заключенному за грехи нет возможности освободиться от неразрешимых уз (прп. Ефрем Сирин , 32, 235). Источник. Там огонь неугасимый, там червь неумирающий, и темное дно адово, и бессмертный вопль, и плач, и скрежет зубов. Нет конца сим страданиям. Нет освобождения по смерти. Никакой вымысл, никакое искусство не избавят от страшных мучений. Теперь можно избежать сего, если послушаем гласа Господа и Бога нашего, Который, по преизбытку Своего человеколюбия, Сам проповедал, Сам научал сынов человеческих совершенству во всяком слове и во всяком деле, чтобы мы, сделавшись Ему послушными, избавились от мучений и сподобились благ. Итак, необходимо с великим смиренномудрием сохранять словеса Господни, потому что соблюдение заповедей Господних есть совершенство, и соделавшиеся ревнителями заповедей Божиих твердо восходили к совершенству, в правоте сердца ожидая Господа и ежедневно представляя себе славное Его пришествие и сидение на Престоле славы Его, когда отлучит Он праведных от грешных и каждому воздаст по делам его (прп. Ефрем Сирин , 32, 235). Источник. Здесь благодетельно смиряться и плакать, а там, отшедшим отсюда, бесполезны будут слезы; будем горько вздыхать и скрежетать зубами, и не будет милующего нас (прп. Ефрем Сирин , 32, 264). Источник. Когда грешник будет изгнан от лица Божия, тогда вопля и плача его не вынесут основания вселенной (прп. Ефрем Сирии, 32, 412). Горе тому, кто ввержен будет в геенну, потому что мучение его продолжается век и веки веков (прп. Ефрем Сирин , 33, 113).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Целомудренный из человекоугодия – не целомудрен; он не за добродетелию гонится, но уловляет славу добродетели (свт. Василий Великий , 6, 372). Источник. Целомудрие в старости – уже не целомудрие, а невозможность предаваться невоздержанию (свт. Василий Великий , 8, 201). Источник. ...Надобно упражняться в воздержании, которое служит надежным стражем целомудрия, и вождю – уму не позволяет порываться туда и сюда (свт. Василий Великий , 9, 363). Источник. Всякий, кто любит чистоту и целомудрие, делается храмом Божиим (прп. Ефрем Сирин , 30, 200). Источник. Усердно молись Господу, чтобы даровал тебе дух совершенного целомудрия. Чтобы и в ночных мечтаниях убегать тебе козней лукавого... (прп. Ефрем Сирин , 31, 109). Источник. Возлюби целомудрие до крайней степени, чтобы вселился в тебя Дух Божий (прп. Ефрем Сирин , 31, 128). Если видишь человека, который растлевает свое целомудрие, а между тем притворно показывает себя добронравным, то берегись его, потому что в нем лесть. Что пользы в дереве, под которым скрывается змий? (прп. Ефрем Сирин , 32, 54). Источник. ...Целомудрие состоит не в том только, чтобы воздерживаться от блуда и от плотских удовольствий, но чтобы свободным быть и от прочих страстей (прп. Ефрем Сирин , 32, 389). Источник. Истинно целомудрен, кто не целое только тело хранит от блуда, но и каждый член телесный; когда, например, глаз и язык соблюдает целомудрие, каждый в собственной его деятельности, и во внутреннем человеке душевные помышления не входят в сочетание с порочными мыслями (прп. Ефрем Сирии, 32, 399). ...Сохраняя телесное целомудрие, не любодействуй душевно. Не заставляй заключать, что ты невольно соблюдаешь целомудрие плотское; потому что не целомудрен в том, в чем имеешь возможность быть блудником (свт. Григорий Богослов , 14, 229–230). Источник. Отсеки телесные страсти, отсеки и душевные; ибо чем душа честнее тела, тем честнее очищать душу, нежели тело. Если и очищение тела есть одно из похвальных дел, то смотри, сколь важнее и выше очищение души (свт. Григорий Богослов , 14, 232). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ужасом объята будет смерть, и изблюет всю свою добычу, и не оставит ни одного мертвеца, не представив его в судилище. Земной персти повелено будет отделить прах умерших, и не останется ни одной пылинки, которая бы не явилась пред Судию (прп. Ефрем Сирин , 33, 104–105). Источник. Кто поглощен морем, кого пожрали дикие звери, кого расклевали птицы, кто сгорел в огне, – в самое краткое мгновение времени все пробудятся, восстанут и явятся. Кто умер во чреве матери и не вступил в жизнь, того сделает совершеннолетним то же мгновение, которое возвратит жизнь мертвецам. Младенец, которого матерь умерла вместе с ним во время чревоношения, при Воскресении предстанет совершенным мужем и узнает матерь свою, а она узнает детище свое... Источник. Равными воскресит Творец сынов Адамовых, как сотворил их равными, так равными же пробудит и от смерти. В Воскресении нет ни больших, ни малых. И преждевременно родившийся восстанет таким же, как и совершеннолетний. Только по делам и образу жизни будут там высокие и славные; и одни уподобятся свету, другие – тьме (прп. Ефрем Сирин , 33, 105). Источник. Воспламенятся щедроты Того, Кто дарует жизнь всему; и кости в гробах их приведет Он в движение. Жизненодателен будет глас трубы Его, и звук ее отверзет двери шеола (прп. Ефрем Сирин , 33, 428). Источник. В этот день, когда воскреснут праведники, обновятся и небо, и земля, и чтобы не потерпеть утраты сынам Брачного Чертога, дадут они отчет (прп. Ефрем Сирин , 33, 459). Источник. ...Воскресение для всех одинаково; в великий день обновления воскреснут все – и добрые, а вместе и злые. Для всех одинаково Воскресение, потому что восстанут все в одно время, но различно воздаяние, потому что каждому воздано будет по правде... каждый приходит и поселяется в той стране, какую сам для себя уготовил... (прп. Ефрем Сирин , 33, 486). Источник. Придет время, что тленное сие облечется в неветшающее и неистлевающее. Вечно жив Тот, Кто сотворил и воздвиг сие тленное из ничего. По Его животворящему гласу воскреснет оно из гроба для Царства (прп. Ефрем Сирии, 33, 504). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Будем же веровать, что хладный и черный угль ума нашего, позже когда-нибудь или скорее, станет горячим и световидным от прикосновения Божественного огня (прп. Иоанн Карпафский , 91, 94). Как скорости колебания весов в ветреную бурю препятствует тяжесть взвешиваемого, так колебанию ума препятствуют стыд и страх. А по мере оскудения страха и стыда является причина к тому, чтобы ум непрестанно скитался; и тогда, по мере удаления из души страха, коромысло ума, как свободное, колеблется туда и сюда (прп. Исаак Сирин , 58, 12–13). Источник. ...Ум, под бременем страха Божия и стыда, с трудом совращается тем, что приводит его в колебание. А в какой мере оскудевает в уме страх, в такой же начинают преобладать им превратность и изменчивость (прп. Исаак Сирин , 58, 13). Источник. Чист умом не тот, кто не знает зла (ибо такой будет скотоподобным), не тот, кто по естеству находится в состоянии младенческом, не тот, кто лицемерит. Но вот чистота ума – просветление божественным, по деятельном упражнении в добродетелях (прп. Исаак Сирин , 58, 30). Источник. Ум, по благодати Божией, исполняя добродетельные деяния, и приблизившись к ведению, мало ощущает того, что составляет худую и неразумную часть души (прп. Исаак Сирин , 58, 213). Источник. ...Парения ума никто не может преодолеть, разве только изучением духовного ведения (прп. Исаак Сирин , 58, 362). Источник. ...Слава ума есть истинное умозрение о Боге (прп. Исаак Сирин , 58, 365). Источник. Ум не покоряется , если не покорится ему тело. Царство ума есть распятие тела: и ум Богу не покоряется, если свобода не покорена разуму (прп. Исаак Сирин , 58, 366). Печаль ума драгоценное Божие даяние. Кто переносит ее, как должно, тот подобен человеку, у которого члены его исполнены святости (прп. Исаак Сирин , 58, 411). Источник. Нельзя скрыть того, что понятие ума нашего весьма несовершенно и всячески исполнено неведения... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 18). Деятельный ум имеет многие делания: поучается любви к Богу, в памяти смертной, в памяти Божией, Царствия Небесного, ревности святых мучеников, вездеприсутствия Самого Бога... в памяти святых и Умных Сил, в памяти об исходе души, об истязании, мучении и вечном осуждении (прп. Иоанн Лествичник , 57, 73).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Предел смиренномудрия – решительное забвение своих добрых дел (блж. Диадох, 91, 7). Как душа непознаваема и невидима телесными очами, так и смиренномудрый не познается среди людей (прп. Исаак Сирин , 58, 214). Источник. Не всякий безмолвник смиренномудр, но всякий смиренномудрый – безмолвник (прп. Исаак Сирин , 58, 215). Источник. ...Истинно смиренномудр, кто имеет в сокровенности нечто достойное гордости, но не гордится, и в помысле своем вменяет это в прах (прп. Исаак Сирин , 58, 237). Источник. Совершенство смирения в том, чтобы с радостью сносить ложные обвинения (прп. Исаак Сирин , 58, 307). Источник. Если хочешь узнать, смиренномудр ли ты, то испытай себя... не приходишь ли ты в смятение, когда тебя обвиняют (прп. Исаак Сирин , 58, 308). Источник. Истинное смирение есть порождение ведения, а истинное ведение есть порождение искушений (прп. Исаак Сирин , 58, 367). Источник. Человек, достигший того, чтобы познать меру своей немощи, достиг совершенства смирения (прп. Исаак Сирин , 58, 396). Источник. Кто в сердце своем приобрел смирение, тот мертв стал для мира и, омертвевший для мира, омертвел для страстей (прп. Исаак Сирин , 58, 412). Источник. Кто несмыслен, тот не имеет смирения. И кто не имеет смирения, тот не будет смыслен. Не смиренномудр, кто не мирен; и немирный не смиренномудр... (прп. Исаак Сирин , 58, 416). Источник. ...Не презирать даяния ближнего есть (дело) смиренномудрия; и должно принимать оное (даяние) с благодарностью, хотя бы оно и было мало и незначительно (прп. авва Дорофей , 29, 189). Источник. ...Кто соединяет смирение с трудом, тот скоро достигает (цели). Имеющий смирение с самоуничижением также достигнет, ибо самоуничижение заменяет труд. А кто имеет одно только смирение, тот хотя и успевает, но не так скоро. Желающий приобрести истинное смирение отнюдь ни в каком случае не должен почитать себя чем-нибудь. В сем состоит истинное смирение (прп. Варсануфий, 29, 234). Смирение состоит в том, чтобы ни в каком случае не почитать себя за нечто, во всем отсекать свою волю, повиноваться всем и без смущения переносить то, что постигает нас отвне. Таково истинное смирение, в котором не находит себе места тщеславие. Смиренномудрый не должен стараться выказывать свое смирение на словах, но довольно для него говорить: «прости меня» или «помолись о мне». Не должно также самому собою вызываться на исполнение низких дел, ибо и то и другое ведет к тщеславию, препятствует преуспеянию и более делает вреда, нежели пользы; но когда повелят что-либо, не противоречить, а исполнять с послушанием – вот что приводит к преуспеянию (прп. Варсануфий, 29, 235–236). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Соделываемся грешниками не тогда, как сделаем грех, но когда не возненавидим его, и не раскаемся в нем (прп. Исаак Сирин , 58, 246). Источник. Стопы боящегося грехов охраняет Господь, и во время поползновения предваряет его милость Божия (прп. Исаак Сирин , 58, 291). Источник. Кто боится грехов, тот беспреткновенно совершит страшное шествие, и во время сумрака пред собою и внутри себя обретет свет (прп. Исаак Сирин , 58, 291). Источник. Пока не возненавидит кто причины греха от сердца, не освобождается он от ощущения, производимого действенностию греха (прп. Исаак Сирин , 58, 356). Кто ненавидит свои грехи, тот перестанет грешить; и кто исповедует их, тот получит отпущение (прп. Исаак Сирин , 58, 358). Источник. Ибо вражда бывает причиною истинного смирения; исповедь – причиною сокрушения, последующего в сердце от стыда (прп. Исаак Сирин , 58, 358–359). ...Иное суть страсти, и иное грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, т. е. совершает телом те дела, к которым побуждают его страсти, ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним (прп. авва Дорофей , 29, 23). Источник. ... освободил нас святым крещением, подав нам свободу делать добро, если пожелаем, и не увлекаться уже... насильственно ко злу, ибо того, кто порабощен грехами, они отягощают и увлекают, как и сказано, что каждый связывается узами своих грехов (см.: Притч. 5, 22 ) (прп. авва Дорофей , 29, 24). ...Кто столько ненавидит грех, как святые? Однако они не ненавидят согрешающего и не осуждают его, не отвращаются от него, но сострадают ему, скорбят о нем, вразумляют, утешают, врачуют его, как больной член, и делают все для того, чтобы спасти его. Как рыбаки, когда закинут уду в море и, поймав большую рыбу, чувствуют, что она мечется и бьется, то не вдруг сильно влекут ее, ибо иначе прорвется вервь и они совсем потеряют рыбу, но пускают вервь свободно и послабляют ей идти, как хочет; когда же увидят, что рыба утомилась и перестала биться, тогда мало помалу притягивают ее, так и святые долготерпением и любовью привлекают брата, а не отвращаются от него и не гнушаются им. Как мать, имеющая безобразного сына, не только не гнушается им и не отвращается от него, но и украшает его с любовью, и все, что ни делает, делает для его утешения, так и святые всегда покрывают, украшают, помогают, чтобы и согрешающего со временем исправить... (прп. авва Дорофей , 29, 85–86). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010