Осмелюсь сказать, что сокрушение сердечное, плачь сердца о нарушениях заповедей дороже их исполнения по своей воле. Ибо последнее приводит к высокоумию и гордости, чем уничижается все добро. А сокрушение сердца заменяет (по милости Божией) делание и держит человека во смирении, без чего суетно все делание, оно даже губительно. (П.261) [надо быть]... не слышательницей Слова Божия, но исполнительницей, ибо только вкусившие на опыте, яко благ Господь, делаются верными учениками и последователями Христа и обретают драгоценную Жемчужину веры, надежды и любви, Которая есть Бог . (П.137) Добродетель неосуждения Когда всех людей видит кто хорошими, и никто не представляется ему нечистым и оскверненным, тогда подлинно чист он сердцем.  (Преп. Исаак Сирин . Слово 21) Схиигумен Иоанн: ...Преподобный отец Ефрем Сирин молился: “Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего”. Великий отец очень хорошо знал и помнил тяжесть греха осуждения и великую добродетель неосуждения. (П.100) А осуждение – великое зло, осуждающие восхищают суд Божий; и Господь попускает таким людям впадать в те же грехи; причина осуждения от невнимательной жизни; загляни-ка хорошенько в свое сердце, сколько там найдется разной гнили. (П.27) Святые .отцы пишут: “Покрой грехи ближнего. Господь и твои грехи покроет”. (П.37) Степени духовного преуспеяния разные, и духовного познать может только духовный. Полезнее всего видеть всех хорошими, а себя хуже всех; будешь только следить за собой, тогда именно увидишь себя хуже всех... (П.10) Господь по своему милосердию милует и прощает грешных, и ты, сама грешная, хочешь ругать свою крестницу; ей и так тяжело, а ты еще хочешь прибавить тяжести. Святые отцы очень милостиво обращались с грешниками, они говорили: “Если увидишь грешных, прикрой своей одеждой, уйди и не осуждай их”. Много примеров и советов мог бы привести из Святого Писания и от святых отцов, но, думаю, довольно и этого, что написал. Вспомни сама свои молодые годы, как тогда трудно было воздержаться от подобных естественных грехов. А теперь стала старушка и забыла прежние годы и строго осуждаешь молодых. Молись за нее, обращайся как можно с ней ласково, с таким обращением не погрешишь. (П.42)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Преподобный Антоний Великий. (4, с. 137.) Разительнейшее доказательство того, что есть в мире диавол, составляет то, что люди не чувствуют или весьма мало чувствуют (хотя иные и стараются) милости Божией в творении, промышлении, искуплении: есть сильный противодействователь всему доброму, праведному. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. (15, с. 27.) Три есть добродетели, которые всегда промыслительно блюдут ум и в которых он имеет нужду: естественное стремление, мужество и безленостность. Авва Исаия. (3, с. 170.) Законопреступник есть тот, кто закон Божий содержит по своему злоумию, думает веру в Бога совместить с ересью противной. Преподобный Иоанн Лествичник. (7, с. 28.) Истинные праведники всегда помышляют в себе, что не достойны они Бога, и самое то, что они истинные праведники, дознается из того, что они признают себя окаянными и недостойными попечения Божия и исповедуют сие тайно и явно умудряются на сие Святым Духом, чтобы пребывать в труде и тесноте, пока находятся в жизни сей. Время же упокоения Бог соблюл им в будущем… веке. Преподобный Исаак Сирин. (1, с. 73—74.) Старайся не впадать в искушения (в грех), а если пал, покажи мужество (встань скорее, исправься). Преподобный Нил Синайский. (13, с. 59.) Делая кому-либо добро, не жди от него воздаяния. Авва Исаак. (14, с. 134.) Великая и неописуемая милость Божия – Крест Господень. В нем вся наша надежда. Святитель Феофан Затворник. (11, с. 285.) Все добродетели тесно связаны между собой. Одна добродетель без других или невозможна, или несовершенна. Святитель Григорий Двоеслов. (16, с. 54.) Блудная брань не может быть побеждена одним человеческим старанием. Преподобный Иоанн Кассиан. (16, с. 75.) Блажен человек, в котором есть любовь Божия; ибо он носит в себе Бога. Бог любовь есть, и пребывающий в любви в Боге пребывает. Преподобный Ефрем Сирин. (4, с. 49.) Ужасное дело – грех, и болезнь души самая жестокая – преступление закона; она лишает ее совершенно сил и повергает в огонь вечный. Святитель Кирилл Иерусалимский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Фокин Алексей Русланович, Учение преподобного Иоанна Кассиана о делании и созерцании //Богослов. Ru. [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://http://www.bogoslov.ru/text/1243158.html. - Дата доступа: 18.03.2013. Преподобный Макарий Египетский. Духовные Беседы. Сокровищница святоотеческой письменности. Слово 1. О хранении сердца. Глава 9. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. – 378 с. Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сокровищница святоотеческой письменности. Слово 1. О хранении сердца. Глава 9. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. – 552 с. Святой преподобный Ефрем Сирин. Полное собрание творений в 8 томах.. Том 4. 137 гл. О страхе Божием и последнем суде. – М.: Отчий дом, – 99 с. (Репринт) Лосский В.Н. Очерк мистического Богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Путь соединения. Гл. 10./Пер. с фр. Мон. Магдалины (В. А. Рещиковой). – 2-е изд., испр. и перераб. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2012. – 307 с. Иерофей (Влахос), мит. Православная духовность. Делание и созерцание. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1998. – 70 с. Кирилл, митр Смоленский и Калининградский. Слово пастыря. О заповедях Блаженств. Блаженны чисти сердцем, ибо они Бога узрят. – М.: РПЦ, 2008, - 136 с. Благовестник или толкование блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского на Святое Евангелие в четырёх книгах. Толкование на Евангелие от Матфея 5.8. – М.: Атлас-Пресс, 2004, – 77 с. Святитель Николай Сербский. Вера Святых. Райская пирамида. Толкование заповедей блаженств. – М.: «Покров», 2004, – 232 с. Ни колай (Велимирович), архиепископ Сербский, святитель.Беседы. В 2-х частях. Часть 2.Перевод с сербского Анны Евстратовой. – Москва: Лодья, 2003 – 7 с. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Вып. 3. 479 письмо. Как поминать умерших в сектантстве родителей. Состояние душ умерших грешников. О чистилище и мытарствах. Письмо к сомневающемуся о полученном разрешении грехов. – М.: «Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник», 1994. – 131 с.

http://bogoslov.ru/article/3225686

В то время, когда Авраам и Лот отделялись друг от друга, долина иорданская не представляла того печального вида, который замечается теперь во всей южной ее части. Напротив, долина была орошаема водными потоками, текущими с соседних гор. На ней в то время красовалось нисколько городов, из которых главными были Содом и Гоморра. Эту то великолепную страну, зеленеющую подобно Едему в дни Адама и омываемую плодоносными разлитиями вод Иордана, Лот избрал себе в поселение, тогда как Авраам остался в излюбленной пустыне. Лоту и на ум не приходила мысль о развращении, заразившем обитателей иорданской долины. «Он обращает внимание только на свойство земли, а не смотрит на злонравие жителей. Какая польза, скажи мне, в тучной и плодоносной земле, когда ее обитатели зловредны? и что за вред от пустыни и от самой бесплодной земли, если живущие на ней благонравны? Самое главное благо есть благонравие жителей. Но Лот смотрел только на одно – на плодородие земли» 136 . Бытописатель, как бы желая отметить неудачный выбор Лотом места для поселения, говорит: «содомские были злы и весьма грешны перед Господом» ( Быт. 13:13 ). Последующая судьба Лота, действительно, показывает, сколько он потерпел несчастий, тесно связанных со злонравием его соседей. Размышляя о смысле и значении разлуки Авраама с Лотом, св. Иоанн Златоуст видит, что в этом событии, помимо заключающегося в нем сильного свидетельства миролюбия и доброты Авраама, предустроялась и некоторая другая тайна, что бы вследствие сего совершилось многое, именно: чтобы и Лот узнал на деле, что он незаконно сделал выбор, и жители Содома познали добродетель Лота, и, после того, как состоялась разлука, пришло в исполнение данное патриарху обетование Божие: «тебе и семени твоему дам землю сию» 137 . В выборе Лотом земли для поселения св. Ефрем Сирин усматривает меру наказания Божия пастухам Лота, как зачинщикам ссоры. «За распрю сварливые Лотовы рабы правдою Божией посланы к Содомлянам, которые были также сварливы, чтобы вместе с ними и они подверглись наказанию, а Лот исторгнут был из среды их» 138 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, в «Послании сыну Максиму», написанном в весьма стесненных условиях, встречаются прямые ссылки на высказывания святых Иустина Философа, Григория Богослова (I, 137), Дионисия Ареопагита (I, 140; II, 197) Андрея Критского (I, 143), Феодора Студийского (I, 143), Афанасия Великого (I, 144; II, 195), Иоанна Златоуста (I, 144; I, 153; II, 165; II, 179), преподобного Иосифа Волоцкого (I, 146; II, 170; II, 198), равноапостольного царя Константина Великого (II, 164), Иоанна Дамаскина (II, 165; II, 219), Фотия, Патриарха Константинопольского (II, 165), Кирилла Иерусалимского (II, 169), Германа, Патриарха Константинопольского (II, 180), Василия Великого (II, 184). В тексте послания также упоминаются святые Григорий Богослов (I, 130), Ефрем Сирин (I, 134; II, 196), Евсевий Самосатский, Григорий Солунский, Епифаний Кипрский (I, 135), Митрофан (I, 142), Мелетий Антиохийский, Феодорит Кирский, Петр Дамаскин, Максим Грек (I, 152; II, 174), святитель Григорий, папа Римский (I, 162), Иоанн Златоуст (I, 135; II, 182; II, 196), Максим Исповедник (II, 182), Ипполит Римский (II, 196). Федор также приводит отрывки из житий преподобных Иоанна Лествичника (I, 136), Александра Свирского (I, 138), Симеона Столпника (I, 145; II, 223), Ефросина Псковского (I, 155; II, 178), Саввы Освященного (II, 202), святителей Василия Великого (II, 194), Иоанна Златоуста (II, 201), Филиппа (Колычева) (II, 201), цитируется «Повесть о Варлааме и Иоасафе» из Пролога (II, 170). Немало – для доказательств истинности старого обряда – Федор использует и богослужебных текстов: Октоих святого Иоанна Дамаскина (цитируются песнопения ирмосов 9-х песен канонов, богородичны, степенны 8-го гласа, воскресный богородичен 6-го гласа на стиховне, ирмос 2-й песни воскресного канона 5-го гласа, ирмос 4-й песни воскресного канона 7-го гласа), песнь Богородице «О Тебе радуется» из чина Литургии Василия Великого (I, 134), Триодь постная (I, 139), Триодь цветная (утреня в Великую Субботу, воскресная стихира на «Господи, воззвах» 3-го гласа), канон преполовения Пятидесятницы (I, 142), канон празднику Троицы (I, 143), стихи на литии в праздник Троицы (I, 151), канон Пресвятой Троице 6-го гласа на воскресной полунощнице (I, 141), заупокойная служба (припевы по непорочных), антифоны Божественной литургии «по вся дни и на Господския праздники» (II, 180), «на праздник великомученика Георгия стих на литии» (II, 180), Синаксарь недели мясопустной (II, 185), ирмос канона 6-го гласа Великого четверга (II, 200).

http://bogoslov.ru/article/5100775

1) В обстоятельствах рождения. Рождение Исаака неоднократно было предвозвещено Богом Аврааму и, наконец, в ясных словах с означением времени рождения и самого имени предсказано самой его матери: таковы же были обстоятельства предшествовавшие рождению Мессии, о котором задолго предвозвестили Пророки, и потом, в определенное время предрек Архангел самой Богоматери и имя Рождаемого. При обстоятельствах благовещения Божия Аврааму о рождении сына замечательно то, что в твердости обетования уверяется Авраам такими словами, которые повторены после Богоматери благовестником: еда изнеможет у Бога слово? говорил Ангел явившийся Аврааму (ст. 14). Не изнеможет у Бога всяк глагол, говорил Архангел святой Деве ( Лук. 1:37 ). Св. Ефрем Сирин так изображает сходство между обстоятельствами рождения Исаака и Христа: «Исаак во всем представлял в себе образ Господа. Не было делом естества, чтобы чрево омертвевшее зачало и изсушенные сосцы подавали млеко Исааку. Сверхъестественным же делом было, что Мария дева зачала без мужа и без истления родила Спаса всех. Сарру Бог соделал материю в старости: и Марию сохранил девою по рождестве. Ангел в куще сказал Патриарху: в сие время родит Сарра сына. Ангел в Вифлееме сказал Марии: се родиши Сына , Благодатная. Усмехнулась Сарра, размышляя о своем неплодии, и, видя мертвость утробы, не совсем верила слову; как будет сие? говорила, когда я и Авраам неспособны к произведению плода? Удивлялась и Мария, созерцая свое девство, и, сохраняя его печати неврежденными, говорила: како будет сие, идеже мужа не знаю? Не ради Исаака усмехнулась Сарра, но ради Рожденного от Марии. И как Иоанн от радости взыгрался во чреве, так смехом своим Сарра выразила радость» 136 . Св. Амвросий в самом имени, данном сыну Авраама, видит таинство: «Исаак самым именем изображает благодать; ибо Исаак означает смех, a смех есть знак радования. Кто же не знает, что радость всем нам даровал Тот, Который уничтожил страх смерти, и для всех соделался очищением грехов» 137 . Так же разсуждают св. Кирилл и Климент Александрийский 138 . Св. Златоуст в образе чудесного рождения Исаака представляет иудеям доказательство непостижимости рождения Христа от девы: «чтобы иудеи не впали в крайнее неверие, Бог предъизобразил в Сарре истину, дабы, если спросят, как родила Дева, припомнили и сказали лучше, как родила Сарра? Не можешь изъяснить дела, и говоришь: так Богу было угодно. Также разсуждай и о Деве» 139 . Он же видит сходство между Исааком и Христом в том, что тот и другой носят имя сына единородного у отца 140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

12 Самое удивительное заключается в том, что это признают и сами сторонники телеологизма. Так, например, о. Андрей Кураев пишет: «На первых же страницах Библии мы встречаем не народную мифологию… но такое изложение Божия слова, которое минимизирует возможные человеческие искажения при его интерпретации». Диакон Андрей Кураев. Полемичность Шестоднева.//Альфа и Омега. 1 (12) М. 1997. с. 278. 13 Преп. Ефрем Сирин . Творения T.VI. М., 1995. С. 211. 14 Ну чем не современные «синтезаторы» эволюционизма с христианством. Уж не лучше ли податься всем им в торговцы сонниками и гороскопами. 15 Св. Василий Великий . Творения Т. I. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. С. 137–138. 16 Иером. Иларион (Алфеев) . Экзегетические творения св. Григория Нисского .//Восточные Отцы и Учители Церкви IV века. T.II. М. 1999. С. 65. 17 Св. Иоанн Златоуст . Творения Т.4 кн.1 СПб. 1898. С. 11. 18 Творения святаго Григория Нисскаго . Ч.1 М. 1861. C. 19–20. 19 Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольскаго, в русском переводе. Т.5. Кн.2. СПб. 1899. С.901. 20 Псалтирь с изъяснением значения каждого стиха блаженного Феодорита епископа Киррского. М. 1997. С.434. 21 Толковая псалтирь. Киев. 1882. С. 82. 22 Св. Афанасий Великий . Творения T.IV. M.1994. С. 299. 23 Блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского толкование на Деяния и соборные послания святых апостолов. Скит. 1993. С.238. 24 Святый Мефодий епископ и мученик. Полное собрание его творений. СПб.1905. С. 278–279. 25 Это проявляется, например, в упорном поиске «недостающей массы», благодаря которой можно было бы придерживаться теории пульсирующей Вселенной. 26 Диак. Андрей Кураев. Пономарские сплетни.//О нашем поражении. СПб. 1999. С. 414. 27 Пространный христианский катехизис Православныя Кафолическия Восточныя Церкви. Варшава. 1930. С. 25. 28 М. И. Рижский. Книга Иова. Из истории библейского текста. Новосибирск. 1991. С. 26–27. 29 Прот. Стефан Ляшевский. Библия и наука: богословие, астрономия, геология, палеонтология, археология, палеогеография, антропология, история с элементами других наук. М.1996.С.13.

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

Итак, что такое человеческая душа, по понятиям св. отцов Церкви? Из снесения выражений о душе, встречающихся в творениях св. Дионисия Ареопагита , заключаем, что он смотрел на душу, как на соединенную с телом часть человека 133 , занимающую высшую степень бытия 134 . Чрез полвека после св. Дионисия, явился в Риме христианский философ Иустин. Он любил представлять душу человеческую, как отдельную от тела 135 , самостоятельную 136 и высшую его 137 сущность, невидимую и духовную 138 , живую и самодвижную, одаренную умом 139 высшим 140 . Немного спустя после Иустина, читавший и имевший к нему особое уважение священномученик Ириней раскрывал понятие о душе человека, как о человекообразной141 части его 142 , субстанции 143 наделенной жизнью 144 и быстродвижной 145 . В четвертом веке, св. Антоний Великий изъяснял, что душа человека есть существо возвышающее его над всеми существами растущими и живущими 146 находящееся и беспрестанном движении, божественное, бессмертное, дыхание Божие, соединенное с телом 147 . Современный и близкий Антонию Афанасий Великий писал, что душа есть сущность умственная, бестелесная, бессмертная 148 , по природе своей удободвижимая 149 . Возбуждающий умиление и сокрушение своими сочинениями св. Ефрем Сирин имел понятие о душе человеческой, как о прекраснейшем и преимущественно пред всеми творениями любимейшем у Бога образе Божием 150 , запечатленном тайной благости и премудрости Его 151 . «Знай, – говорил св. Кирилл Иерусалимский , – что душа твоя свободна и есть превосходное Божие дело, созданное по образу Сотворшего, что она бессмертна... и есть существо живое, разумное, нетленное» 152 . И Великий Макарий смотрел на душу, как на «творение умное, величественное и дивное, лучшее подобие и образ Божий 153 , имеющее беспримерно близкое родство с Богом 154 , без малейшего, впрочем, общения между их существами 155 , наделенное всеми совершенствами, свойственными духу и по чрезвычайной тонкости своей удободвижимое, быстролетное, неутомимое» 156 . Из различных мест творений св. Григория Богослова составляется следующее понятие о душе человеческой: она есть «существо умосозерцаемое 157 , пребывающее 158 и непрестанно текущее 159 , образ и дыхание Великого Бога, частица божественного, струя невидимого Божества 160 и бесконечного света 161 , божественный и неугасимый свет, заключенный в пещере».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

- Послание патриархов восточно-кафолическия Церкви о Православной вере 1723 г. - Электронный ресурс: http://www.sedmitza.ru/text/443634.html Работа издана под псевдонимом: Павлович А . Библейская космогония по учению отцов и учителей Церкви. - СПб.: Типография А.П. Лопухина, 1898, с. 8, 68-69. Григорий Нисский, святитель. О жизни Моисея законодателя или о совершенстве в добродетели. - М., 1999, сс. 53-54. Таким образом, некоторые современные апологеты, после прекращения эпохи гонений и духовного рабства нападающие на «мирскую науку», вместо того, чтобы использовать ее во благо Церкви, там где это уместно, поступают крайне неразумно! Василий Великий, святитель . Беседы на Шестоднев. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902, с. 137. «Я же червь есть, а не человек. Червь, а не человек: поистине человек есть червь; но тот Червь, а не человек. Отчего же не человек? Потому что Бог. Чего ради так себя смиряет, что говорит «Червь»? Не потому ли, что червь из плоти без соития рождается, как Христос от Марии Девы? И червь и, однако, не человек. Почему червь? Потому что смертный, потому что из плоти рожден, потому что без соития рожден. Почему не человек? Потому что в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово». - Августин. Толкования на Псалмы, 174 - Беседа II, 168(I). Электронное издание: PL, T. 36. (PLD - version 5.06 © 1993-1996). Ср. с гимном преподобного Ефрема Сирина: « Духом червю уподоблен (Пс. 21:7),//Он, как безмужно рожденный.//Ныне понятен стал образ,//Святым Духом изображенный ». - Ефрем Сирин, преп . Гимны (Мадраша) на Рождество. (Перевод с сирийского и вступительная статья прот. Л. Грилихеса).//Богословский вестник, издаваемый МДАиС. - Сергиев Посад., 2006. - 5-6. - С. 21. « ... семя присуще как травам и деревьям, так и животным, впрочем, не всем. Ибо наблюдением дознано, что некоторые из них рождаются из воды и земли так, что у них нет пола, а потому семя их заключается не в них самих, а в тех стихиях, из коих они происходят. Ибо многие из них являются или от повреждения живых тел, или от нечистоты, испарений и разрушения трупов, иные - от гниения дерев, а другие - от порчи плодов... ». Августин, блаженный . О книги Бытия, буквально, в 12 книгах: Книги I-IV//Творения блаженного Августина епископа Иппонийского. Ч. 7. (Библиотека творений св. отцев и учителей Церкви Западных, издаваемая при Киевской Духовной Академии. Книга 20) - Киев, 1893, с. 234, 236.

http://bogoslov.ru/article/565396

429 св. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 2. Кн. 1, сс. 227, 430, 418. 430 св. Иоанн Златоуст . О предательстве Иуды, с. 418. 431 Цит. по: архиеп. Василий (Кривошеин). Указ. соч., с. 126. 432 Там же, с. 137. 433 св. Иоанн Златоуст . Беседы на Послание к Ефесянам, 3.//Вестник РСХД. с. 3. 434 преп. Ефрем Сирин . Творения. Ч. 4. — М., 1860, с. 329. 435 Формула бл. Августина: Non posse non peccare — Posse non peccare — Non posse peccare. 436 О том, что плоть воскресшего Иисуса " соделана Господом и Христом " , стала всецело обоженной — вплоть до утраты своих телесных свойств — см. св. Григорий Нисский . Против Евномия, кн. 6. Но если у этой плоти нет уже свойств нашего обычного тела — то и нечего удивляться, что мы причащаемся хлебом, который никак не похож на мясо. О понятии " духовное тело " в патристике см. Сидоров А. И. Комментарии.//Творения аввы Евагрия. — М., 1994, сс. 323–327. 437 св. Иоанн Златоуст . Беседы на Евангелие от Иоанна, 46. 438 преп. Иоанн Дамаскин . Третье защитительное слово об иконах, с. 236. 439 Интересно, что признавать хлебопреломление таинством склонны рядовые прихожане протестантских общин (у которых еще весьма сильны привычки православного отношения к святыне). А чем выше ранг пастора, чем более он образован (то есть воспитан в духе протестантских семинарий) — тем более символически он понимает хлебопреломление. Получается, что рядовой русский протестант, подходя к чаше, видит в ней одно, а его пастор — другое. При этом протестантские проповедники не склонны с самого начала объяснять своим прихожанам, что, переступив порог протестантской общины, новообращенным придется отказаться от православно-буквального понимания слов Спасителя: " Сие есть Тело Мое " . 440 прот. Михаил Дронов . Писание и Предание.//Журнал Московской Патриархии. 1994, сс. 12–13. 441 цит.  Архиеп. Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997, с.155. 442 Преп. Макарий Египетский . Духовные беседы. С. 302. 443 Цит.: В. Лосский . Вера и богословие.//Вестник РСХД. 1979. С. 105.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2290...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010