И не только защитники Православной Веры, но и еретики, и прежде всего ариане, в качестве самого убедительного основания для своих мнений приводили места Священного Писания. На Первом Вселенском Соборе много усилий потрачено было на то, чтобы в терминах Священного Писания выразить учение о Сыне Божием в Его отношении к Богу Отцу, и «единосущный» подвергалось возражениям со стороны консервативных богословов именно потому, что оно буквально не дано в Священном Писании. Писатели IV и V веков иногда выражаются так, как будто, по их мнению, одного Священного Писания достаточно для научения тому, во что должно веровать. Святой Афанасий говорит, что Писания Священны и Боговдохновенны, достаточны для определения истины 109 . Евстафий Антиохийский пишет, что только слова Божии надёжны для точного понимания и крепости веры 110 . «Не ожидай другого учителя – говорит святой Иоанн Златоустый ; есть у тебя слово Божие – никто не научит тебя так, как оно... От незнания Писания – всякое зло... Легко спасаться с Писаниями, а без них невозможно» 111 . Чтобы свидетельство было надёжно, нужно давать подтверждение от Писания 112 . Нет ничего достовернее Божественного Писания 113 . «Самый главный путь, которым отыскиваем то, к чему обязывает нас долг, есть изучение Боговдохновенных Писаний... В чём бы кто ни сознавал себя недостаточным, занимаясь Писанием, в нём, как в общей какой врачебнице, находит врачевство, пригодное своему недугу» 114 . Блаженный Феодорит пишет, что для него убедительно одно Божественное Писание 115 , и действительно пользуется им в самых широких размерах. Вследствии такого значения Священного Писания Афанасий Александрийский признаёт вероопределение Никейского Собора правым учением только потому, что оно основано на Священном Писании: вера, которую Собор исповедал на основании Писаний, есть вера Кафолической Церкви» 116 . «Истинная и благочестивая вера в Господа явна для всякого; она познаётся и изучается из Божественных Писаний; ею тайноводствуемые святые (отцы Никейские) соделались мучениками» 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

И, кроме того, не должны мы принимать в них участия ради тех людей, которые по своему легкомыслию многое в дурную сторону перетолковывают, и совесть их, будучи немощна, оскверняется (1 Кор. 8,7). Пища не приближает нас к Богу (1 Кор. 8,8). Не то, что входит в уста, говорит Спаситель, оскверняет человека, но то, что выходит их уст, оскверняет человека (Мф. 15,11). Таким образом, употребление в пищу разного рода кушаний безразлично. Едим ли мы, говорит апостол, ничего не приобретаем, не едим ли, ничего не теряем (1 Кор, 8,8). Но непристойно в трапезе, демонам посвященной, принимать участие тем, которые удостаиваются питания Божественного» (Климент Александрийский. Педагог. М., 1996, с. 119). 109 Там же, с. 450. 110 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Первое послание к Коринфянам. 20,2//Творения св. Иоанна Златоуста. Т. 10. Кн. 1, Спб., 1904, сс. 190-191. 111 Там же. С. 129. 112 Блаж. Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкования на Новый Завет. Спб.,1911, с. 460. 113 свт. Феофан Затворник. Творения. Толкования посланий апостола Павла. Первое послание к коринфянам. М., 1998, с. 307. 114 Преп. Ефрем Сирин. Толкование на 1 Послание к Коринфянам//Творения. Ч. 7. Сергиев Посад, 1900, сс. 77-79 и 84-86. 115 Разбор попыток некоторых ученых доказать, что Константин Великий не был христианином//Лебедев А. П. Споры об Апостольском Символе. История догматов. Исследования по истории древней Церкви. Спб., 2004, с. 273. 116 Голос протестантского ученого в защиту Константина Великого//Лебедев А. П. Споры об Апостольском Символе. История догматов. Исследования по истории древней Церкви. Спб., 2004, с. 289. 117 «Апостол повелевает покупать и вкушать все, что продается на рынке (1 Кор. 10)… Если он говорит римлянам „ядущий да не осуждает не ядущаго и неядущий да не осуждает ядущего“ (Рим. 14,3), то не утверждает равного значения поста и пресыщения, но говорит против тех, кои уверовав во Христа, еще иудействовали, и уверовавших из язычников увещевает, чтобы своей пищей они не соблазнили их, бывших еще слишком слабыми в вере… Ибо бывшим еще нетвердыми в вере и считавшим одни мяса чистыми, а другие нечистыми повелевается есть овощи; более же твердые в вере признавали все мяса одинаковыми» (блаж.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Святитель Игнатий (Брянчанинов) называет незлобие и кротость основанием молитвы: «Враг... старается поколебать самое основание молитвенного подвига – незлобие и кротость». 109 У человека, который находится в гневе, не может быть молитвы. В частности, Ефрем Сирин пишет о том, что человек, находящийся во вражде, не может приближаться к Богу: «Кто к брату своему расположен враждебно, ненавидит его и ругается над ним, тот примирись сперва с братом и прости его; тогда уже может он приближаться ко Господу. Кто хочет предстать Богу, тот должен наперед оставить брату долг его, только такового пост и молитва угодны Богу». 110 У людей, которые претерпели что-то скорбное и неприятное, открывается молитва. Святитель Тихон Задонский пишет, что «...скорбь учит сердечной молитве. Когда усерднее молимся, как не во время болезни, беды, напасти, искушения, при нашествии иноплеменников, во время голода, моровой заразы и прочих бедствий, которые грозят нам смертью ? Тогда из глубины сердца исходит и восстает молитва». 111 Про афонского старца Иосифа Исихаста , который воспитал в своих послушниках высочайшую молитву, его ученик писал, что старец довольно сурово к ним относился, пытаясь уврачевать их самолюбие: «Например, за двенадцать лет, которые мы прожили вместе, всего лишь несколько раз я услышал свое имя из его уст. Чтобы обратиться ко мне, он использовал всевозможные бранные слова и соответствующие им эпитеты. Но сколько любви было в этих искусных колкостях, какое чистое сочувствие стояло за этой бранью» 112 Кротким открывается Боговедение, они становятся носителями Божественной премудрости. Господь говорит через пророка Исаию: «На кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущаго словес Моих ( Ис. 66:2 )». Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Тихая душа вместит слова премудрости; ибо сказано: Господь наставит кроткия на суд ( Пс. 24:9 ), паче же на рассуждение», 113 Также и Марк Подвижник пишет, что «терпеть скорби и не обвинять сторонних людей в своих бедствиях есть истинное ведение», 114 то есть знание Бога. Люди, которые терпели скорби и поношения, становились боговидцами. Это и первомученик Стефан, который «будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса» ( Деян. 7:55 ), и многие другие мученики. Также Иоанн Дамаскин , стерпевший клевету и отсечение руки, стал свидетелем явления Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

99 Преп. Исаак Сирин. Слово 46. 100 Он же. Слово 37. 101 Преп. Варсонофий Великий и Иоанн. Указ. соч. Ответы 245, 255, 458. 102 Ср.: Преп. Ефрем Сирин. О страстях//Творения. В 3-х частях. СПб., 1907. Ч. 1. С. 187. 103 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 267. Ср.: Преп. Исаак Сирин. Слово 71. 104 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 268. 105 Он же. Указ. соч. С. 268. 106 Свт. Василий Великий. Творения. СПб., 1911. T. II. Беседа 12 На начало Притчей. С. 179. T. I. Беседа на Пс.33:10. С. 159—160. 107 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. II. С. 168. Ср.: Преп. Исаак Сирин. Подвижническое слово. Слово 1, § 4. С. 1. Свт. Феодор Едесский. Сто глав деятельных, § 47//Добротолюбие T. III. С. 329. 108 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. II. § 179. С. 233—234. 109 См. Преп. авва Дорофей. Поучение 4, 18. 110 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 152. 111 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. II. С. 77. 112 Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. II. О истинном христианстве. § 182. С. 287. 113 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. М., 1898 (кн. IV, гл. 39. С. 46). 114 Его же. Собесед. XI, гл. 13. С. 380. См. Свт. Тихон Задонский. О истинном христианстве. §§ 17—18. 115 Блж. Диадох. Подвижническое слово. § 16//Добротолюбие. Т. III. С. 15. 116 Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. I. С. 200. 117 Свт. Феодор Едесский. Сто глав деятельных. § 47//Добротолюбие. T. III. С. 329. Ср.: Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 200. 118 Творения свв. отцов. Б. м. 1849. Ч. 3. Слово 78. С. 347. 119 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Изд. 3-е. М., 1845. С. 35 (изречения аввы Аммона). 120 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 101—103. 121 Достопамятные сказания. С. 290—291. Ср.: Свт. Кирилл Александрийский. Слово на исход души; преп. Феодор Студит. Третье огласительное слово; еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. II. С. 630—634; свт. Иоанн Златоуст. Беседа 53-я на Евангелие от Матфея. См. также жития святых: преп. Василия Нового (видение мытарств преп. Феодоры), преп. Арефы Печерского и мн. др.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Представим содержание чистого Лавсаика по синодальной греческой рукописи 165, писанной в 1345 году. После предисловий в ней следуют главы: 1 Исидор, 2 Дорофей, 3 Потамиена, 4 слепец Дидим, 5 Александра, 6 сребролюбивая девственница, 7–18 (7) 7 Нитрийские подвижники, 19–21 (8) Аммун, 22 (9) Ор (весьма кратко), 23–27 (10) Памва, 28 (11) Пиор, 29–34 (12) Аммоний, 35 и 36 (13) Вениамин, 37 и 38 (14) Аполлоний , 39 и 40 (15) Паисий и Исаия, 41 (16) Макарий, 42 (17) Нафанаил, 43 (18) Макарий Египетский , 44 и 45 (19) Макарий Александрийский , 46 (20) Марк, 47–49 (21) Моисей, 50–53 (22) Павел Фермийский, 54–59 (23) Евлогий и увечный, 60 (24) сказание Антония, 61 и 62 (25) Павел Простой, 63 и 64 (27) Пахон, 65 (28) Стефан, 66 (29) Валент, 67 (30) Ироп, 68 (31) Птоломей, 69 (32) Иерусалимская девственница, 70 и 71 Илия, павший и покаявшийся, и Дорофей, 72 (33) девственница Пиамун, 73 (34) Пахомий, 74 и 75 (35) Аффоний, 76 (36) оклеветанная девственница, 77 (37) юродивая девственница, 78 (38) Питирим, 79–82 (39) Иоанн Ликопольский с чистым сказанием, 83–86 (68) Посидоний, 87 и 88 (69 и 70) Серапион и Манихей, 89 (71) Домнин, 90 (72) Римская девица, 91–95 (73) Евагрий, 96 (74) Пиор, 97 (75) Моисей, 98 (86) Ефрем Сирин , 99 Павла, 100 (110) Евстохия, 101 (111) Венерия, 102 (112) Феодора, 103 (113) Осия (а не Усия), 104 (114) Адолия, 105 (114) Азионилла, 106 (116) Фотина 107 Савиниана, 108 (117) Азелла, 109 (118) Авита, 110 (87) Иулиан Едесский, 111 (89) Адолий, 112 (88) Иннокентий, 113 (98), Филором, 114 и 115 (102) Мелания старшая, 116 (103) Руфин, 117 (76) Хроний, 118 (77) Иаков, 119 и 120 (78) Пафнутий, 121 (79) Херимон, 122 и 123 два прочие умершие, 124 и 125 (80) Стефан падший, 126 (91) Елпидий, 127 (92) Энезий, 128 (93) Евстафий, 129 (94) Сисиний, 130 (95) Гаддан, 131 (96) Илия, 132 (97) Савватий, 133 (90) Авраамий, 134 и 135 (104) Мелания старшая, 136–138 (125) Сальвия, 139 (126) Олимпиада, 140 (127) Кандида, 141 (128) Геласия, 142 и 143 (81) Соломон, 144 (82) Дорофей, 145 (83) Диокл, 146 (84) Капитон, 147 (85) тщеславный отшельник, 148 (121) Аматалида, 149 (122) Таора, 150 (123) девственница и Коллуф, 151 и 152 (105) Мелания младшая, 153 (106) Альбина, 154 (107) Пиниан, 155 (108) Паммахий, 156 (109) Макарий и Константин, 157 158 (120) девственница, укрывшая Афанасия, 159 (129) Иулиана, 160 (130) рассказ Ипполита, 161 (131) Магистриан, 162 (99) Савериан в Анкире, 163 (119) Магн, 165 (100) Елеимон (милостивый монах), 166 дева, падшая и покаявшаяся, 167 и 168 (124) оклеветавшая чтеца, 169 и 170 (133) о брате, жившем с Палладием, то есть, об Палладии самом и обращение к Лавсу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

249 Так понимают: Бл. Феодорит (стр. 328), св. Ефрем Сирин (стр. 134), Кальмет (см. Migne . S . Script , t . 20 р. 691), Баумгартен (см. I usti . S . 109), у нас архиеп. Ириней (лист 23 наобор.). 250 Такое мнение Эккермана принимают также Юсти ( S . 109110) и Мейер ( Wurzelw ö rterb . S . 472). 251 Так понимается большинством ученых: Абен-Езрою, Абувалидом, Танхумом (см. W ü nsche . S . 1 66), Гитцигом ( S . 13), Кейлем ( S . 138), Вюнше ( S . 166), Куком ( p . 505. 513) и др. 253 „ Что сильнее саранчи, которой человек не может противостоять“, – говорит Бл. Иероним в объяснение рассматриваемого нами места. р. 82. 254 „ Непобедимо и неотразимо для людей нападение саранчи“. Cyrilli opera. Migne Patrol. Curs. Compl . t . 71. p . 360. Ser . graec . 255 Быстроногость представляется одною из черт героя и Гомером; ср. его выражения: „πδας ς χιλλες“, „ ποδρης“ и др. 260 Gesenius Thesaurus, р . 981 и HHWB.W. S. 591; Meier „ Wurzelwörterbuch“, S. 270; Wünsche. S. 169. Keil. S. 138 и np. 263 Эвальд несколько раз менял свой взгляд относительно предл. (см. W ü nsche . S . 171 и Meier / WWB . S . 480). Мы касаемся не всех его взглядов, а имеем в виду только последнее его мнение, представленное им в его „ Ausfuhrbeh . Lebrbuch d. Hebr Sprache“ 7 Ausg. 1863. S. 562 – 563. 265 Нельзя не видеть, что происхождение этого последнего значения Мейер показывает весьма неясно. Непонятно, каким образом „ проходитъ позади вещи“ значит „ проникать“ ее или, как он выражается ( W ü nsche . S . 171): „ hinter eine Sache kommen = sie durchdringen “. 267 Кейль ( S . 139) переводит: „ н е рассекаются“, т. е., по его мнению мечом. „ Это, – говорит он, – конечно, превосходит природу естественной саранчи, но объясняется тем, что пророк представляет здесь саранчу как непобедимое воинство Божие“. Против такого, довольно произвольного, мнения Кейля должно заметить, что в каль не имеет страд. значения. 271 Меркс, таким образом, гл. принимает в таком же значении, в каком принят он в халд. парафразе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

-------- 108. ГРИГОРИЙ СИНАИТ , преп. Как произносить молитву. – 1992, 6, 53. -------- 109. ДИАДОХ, блаж. О нерадении. – 1989, 9, 39. -------- 110. ДОРОФЕЙ АВВА, преп. И за скорби Бога благодари. – 1990, 1, 51. 111. ЕГО ЖЕ. О малодушии. – 1984, 2, 51. -------- 112. ЕВАГРИЙ, АВВА. О покаянии. – 1985, 10, 77. -------- 113. ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ , свт. О памяти смерти. – 1984, 11, 36. -------- 114. ЕФРЕМ СИРИН , преп. О благодарности Богу. – 1985, 12, 37. 115. ЕГО ЖЕ. О гневе. – 1985, 2, 40. 116. ЕГО ЖЕ. Об исповеди. – 1986, 2, 78. 117. ЕГО ЖЕ. О крестном знамении. – 1986, 10, 47. 118. ЕГО ЖЕ. О любви Божьей. – 1984, 2, 71. 119. ЕГО ЖЕ. О любви к Богу. – 1984, 4, 52. 120. ЕГО ЖЕ. Об общем воскресении. – 1985, 5, 36. 121. ЕГО ЖЕ. О плаче. – 1989, 10, 40. 122. ЕГО ЖЕ. О покаянии. – 1985, 4, 27;10, 77. 123. ЕГО ЖЕ. О примирении. – 1985, 2, 40. 124. ЕГО ЖЕ. Плач о самом себе. – 1984, 11, 39. 125. ЕГО ЖЕ. Слова умилительные. – 1993, 3, 32. 126. ЕГО ЖЕ. Уроки о покаянии. – 1990, 3, 55. -------- 127. ЗОСИМА ПАЛЕСТИНСКИЙ , авва, блаж. О трезвении. – 1990, 10, 45. -------- 128. ИОАНН ДАМАСКИН , преп. Похвальное Слово на Всечестное Успение Пресвятой Богородицы. – 1992, 8, 52. 129. ЕГО ЖЕ. Похвальное Слово на Успение Всепетой, Преславной и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. – 1991, 8, 63. 130. ЕГО ЖЕ. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы. – 1991, 9, 63. 131. ЕГО ЖЕ. Слово на Успение Пресвятой Богородицы. – 1987, 8, 49;9.41. -------- 132. ИОАНН ЗЛАТОУСТ , свт. Из бесед на Евангелие от Матфея ( Мф.24, 1–13 ). – 1993, 9, 71. 133. ЕГО ЖЕ. О благодарности Богу. – 1985, 12, 37. 134. ЕГО ЖЕ. О Богопочитании. – 1984, 8, 13. 135. ЕГО ЖЕ. О браке. – 1993, 4, 57. 136. ЕГО ЖЕ. О гневе. – 1985, 2, 40. 137. ЕГО ЖЕ. О гордости и тщеславии. – 1984, 4, 33. 138. ЕГО ЖЕ. О душе. – 1984, 4, 52. 139. ЕГО ЖЕ. Об исповедию. – 1986, 2, 78. 140. ЕГО ЖЕ. О Книге родства Иисуса Христа ( Мф 1, 1–17 ). – 1989, 1, 45. 141. ЕГО ЖЕ. О любви к ближним. – 1984, 2, 71. 142. ЕГО ЖЕ. О любви к Богу. – 1984, 4, 52.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

772 Иустин dial cum Tryph. § 32. 110. Ириней, adv haer. 5, 25, 30. Ориген contr. celsum 5,45. Ипполит de Christo et antichristo; Тертуллиан Praeser. haer. 4. Златоуст de егисе et latr. Hom. 1. n. 4. Ad scandolisaudos 1, 12. Hom. ad 2 ep. Thessal. Ефрем Сирин sermo de antichr. и др. Только Кирилл Иерус. (оглаш. 15, 14. 17) и некоторые во время Иеронима (comm. ad с. 7. Daniel.), полагали, что антихрист будет сам сатана в образе человеческом; но это мнение было отвергаемо; напр. Златоуст писал: «итак кто же он? сатана ли? Нет, а некоторый человек, принявший на себя все дела его». Бесед. на 2сол 2, 3. 773 Так говорили св. Ириней (adv haer 5 30), Ипполит (de Christo et antichr.), Амвросий (do bened patriarch. c. 17), Феодорит (Quoesm. 109. in Genes, in Dan. 7, 18 ), Иларий (in Matth, c. 17). В основание указывали на слова быт. 49, 16. Иер. 8, 16 , так и на то, что в 7 гл. апокал. не упоминаются избранные из колена Данова. 776 Так Кирилл иер. (оглаш. 15), Златоуст (in Iohan. с. 5), Иероним (comm. ad с. 11. Daniel), Григорий наз. (orat. 45. р. 724), Феодорит (ad 2 Thessal. 2, 11), Дамаскин (de orth. fide 4, 27). Эта мысль основываема была всего более на словах Спасителя Иоан. 5, 43 . 782 Пусть Вегшейдер (Instit dogmat. § 196) в смысле арианина говорит, что по признанию Христа Иисуса о дне второго пришествия Христова, не знает и Сын человеческий: но вовсе недобросовестно относит он к тому же пришествию слова Христовы: не прейдет род сей, дóндеже вся сия будут. 784 Так думали Ириней (5, 23. n. 2. 28. n. 3), Ипполит (ар. Photium in bibl. cod 202), Лактаиций (instit. div 7, 14) и некоторые другие. 785 Никифор Каллист в синаксаре в нед. сырную: «глаголется же, яко по седми тысяч лет будет приход его». 788 В новейшее время многие из протестантов Эккерман, Аммон, де Ветте, ученики Гегеля принимали учение о воскресении мертвых за учение о нравственном преобразовании человека. 789 Векшейдер, Гезений и некоторые другие выдавали учение о воскресении за применение к мнению народному. 790

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

81 . О девстве 82 . О покаянии 83 . Слово о покаянии 84 . О покаянии и терпении 85 . О терпении и сокрушении слово поучительное 86 . О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия 87 . Вопросы и ответы 88 . О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве 89 . Слово о воскресении мертвых 90 . Об утверждающих, что нет воскресения 91 . На пришествие Господне 1 92 . На пришествие Господне 2 93 . Слово о суде и воскресении 94 . О монахах 95 . О втором Господнем пришествии и о покаянии 96 . О покаянии 97 . Поучение о безмолвии 98 . О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное 99 . О Лоте и о приведении себя в безопасность 100 . Слово о святом Пророке Илие 101 . Слово о страданиях Спасителя 102 . Похвальное слово мученикам 103 . О подвижнике Иулиане 104 . Слово на почивших о Христе . 105 . Наставление братиям 106 . На слова сказанные Господом: в мире сем скорбни будете ( Иоан 16, 33 ), и о том, что человеку должно быть совершенным 107 . О вооружении монаху 108 . Слово о суете жизни и о покаянии 109 . Слово к отрекающимся от мира 110 . Наставление монахам 111 . Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день нашествия из сей жизни 112 . О необходимости бороться со врагом нашего спасения . – 113 . О том, что монах не должен заботиться об одеждах 114 . О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело 115 . О воскресении мертвых 116 . Размышление о страшном суде 117 . Слово о внушениях ненавистника добру демона 118 . Слово душеполезное 119 . Слово о покаянии и сокрушении 120 . Слово о покаянии, суде и разлучении души с телом 121 . Против исследователей естества Сына Божия 122 . О добродетелях и страстях 123 . Различные виды Божия Промысла 124 . О свободе нашей и о том, что человек создан свободным 125 . О смиренномудрии 126 . Огласительное слово об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием 127 . О преспеянии в добродетели – 128 . О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/so...

Классификация рукописей Зографского монастыря I. Рукописи по содержанию 1 . Евангелия – 39: 1–39. 2 . Апостолы – 6: 40–45. 3 . Евангелие и апостол – 1: 46, 4 . Псалтири – 14: 47–60. 5 . Октоихи – 12: 6164 и 66–73. 6 . Пентаихи – 2: 65–66. 7 . Триоди – 10: 74–83. 8 . Стихирарь – 1: 84. 9 . Трефологий – 1: 85. 10 . Служебные Минеи – 19: 86–104. 11 . Праздничные Минеи – 3: 105–107. 12 . Часословы – 4: 108–111. 13 . Каноники – 2: 112–113. 14 . Требники – 6: 113–118. 15 . Служебники – 16: 119–134. 16 . Службы – 2: 135–136. 17 . Молитвословы – 5: 137–141. 18 . Акафистари – 2: 142–143. 19 . Богослужебный сборник – 1: 144. 20 . Типики – 3: 145–147. 21 . Кормчая – 1: 148. 22 . Синтагма Матвея Властаря – 1: 149. . 23 . Месяцеслов – 1: 150. 24 . Компиляция Зонары – 1: 151. 25 . Постнические поучения В. Великого – 2: 152–153. 26 . Богословие Иоанна Дамаскина – 1: 154. 27 . Ефрем Сирин – 1: 155. 28 . Шестоднев Иоанна Златоуста – 1: 156. 29 . Лествичники – 7: 157–163. 30 . Патерики – 2: 164–165. 31 . Жития святых – 1: 166. 32 . Четьи Минеи – 3: 167–169. 33 . Молитвы и поучения – 1: 170. 34 . Прологи – 10: 171–180. 35 . Легенды – 1: 181. 36 . Сборники – 3: 182–184. II. Рукописи по времени написаний XIII в. – 17: 1–5, 40, 47, 74, 75, 85–88, 113, 119, 145. XIII–XIV – вв. 7: 6–11, 48. XIV в. – 15: 12, 13, 14, 15, 41, 49, 61, 76, 114, 120, 150, 152, 167, 171, 172. XIV–XV вв. – 2: 154, 164. XV в. – 14: 16, 17, 18, 50, 51, 105, 121, 122, 153, 157, 158, 159, 181, 182. XV–XVI вв. – 4: 52, 77, 84, 135. XVI в. – 54: 19–34, 42, 43, 44, 46, 53, 54, 55, 62, 63, 78–82, 89, 90, 106, 107, 112, 115, 123–130, 136, 137, 148, 160, 161, 162, 165, 169, 170, 184. XVI–XVII вв. – 8: 55, 56, 144, 156, 166, 173, 174, 183. XVII в. – 65: 35–39, 45, 57–60. 64–73, 83, 91–104, 108, 109, 110, 111, 113, 116, 117, 118, 131, 132, 133, 134, 138–143, 146, 147, 149, 151, 163, 168, 175–180. Датированные из этих рукописей относятся к годам: 1305 г. 1359 г. 41), 1367 г. 152), 1504 г. 129), 1543 г. 23), 1544 г. 24), 1550 г. 25), 1558 г. 26), 1562 г. 19), 1563 г. 80), 1567 г. 27), 1569 г. 28). 1578 г. 130), 1585 г. 54), 1589 г. 62), 1626 г. 91), 1630 г. 45), 1640 92, 93), 1641 г. 58), 1644 г. 65), 1653 г. 94, 95), 1669 г. 59). III. Рукописи по редакциям

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010