3. А искушения, исходящие, по попущениию Божию, от диавола, наполняют душу отчаянием, гневом и безнадежностью. Вопрос 91. Что есть смирение и как можем мы с [помощью] Божией достичь его? Ответ 1. Смирение заключается не в том, как думают некоторые, чтобы грешить и считать себя самого грешником и достойным [вечного] наказания. Ведь так думает всякий грешный человек, а также и бесы, поэтому они и говорят Христу: «Пришел Ты сюда прежде времени уничтожить нас» ( Мф. 8:29 ). 252 Говоря «прежде времени», они указывают, что знают о своем осуждении там, в геенне, и ожидают его. Поэтому, как гласит Писание: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь: и бесы веруют и трепещут» ( Иак. 2:19 ). 253 2. Таким образом, истинное смиренномудрие 254 заключается в том, чтобы творить благие [деяния], но считать себя нечистым и недостойным Бога, надеющимся спастись благодаря только одному человеколюбию Его. Ведь если мы и делаем что-либо [доброе], то этим не оправдываемся перед Богом даже за тот воздух Его, которым мы дышим. Даже если мы принесем Ему все, что имеем, Он нисколько не обязан [воздавать] нам какой-либо мздой. Ему принадлежит все, а никто, берущий то, что принадлежит ему, не обязан воздавать мздой тем, кто приносит ему его собственное. Кроме того, «что воздадим Господеви» ( Пс. 115:3 ) 255 за само рождение наше, за те незаслуженные нами блага, которые Он даровал нам, за чад и богатство, [посланные Им нам,] за опасности, от которых Он часто избавлял нас, за кровь, которую Он излил на землю ради нас (см. Мф. 23:35 ), и за грехи, совершенные нами после этого, и за Царство Небесное, которое Он обещал нам? 3. Поэтому мы, столь многое задолжавшие и ничего не возмещающие, должны всегда пребывать в великом смирении и сокрушении сердечном (см. Дан. 3:39 ), ни перед кем не превозносясь, никого не осуждая, никого не порицая, не помня зла по отношению к кому-либо, всех любя, всем сострадая и страстно любя Христа. Возлюбим же горячо Владыку, даже если, [как мы знаем, некоторые люди с подобной же страстью] томятся по гетерам. 256 Ведь часто [мужчины], страстно влюбленные в женщин, готовы расточить все имущество свое, лишь только бы добиться нечистоты возлюбленной своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Для русских переводчиков Библии переводы Библии на новогреческий могут стать хорошим примером сочетания свободного и традиционного подхода. Однако нам представляется нежелательным смешение жанра перевода и парафраза, которое может невольно привести к ряду произвольных решений, обусловленных вкусами и установками переводчика, вне церковной традиции понимания текста. В то же самое время было бы целесообразным перевести на русский язык новозаветный парафраз П. Трембеласа, или же заниматься составлением еще более глубоких парафраз-толкований в традиции византийской святоотеческой экзегезы, а также с учетом богатого опыта греческих переводчиков-библеистов. ЛИТЕРАТУРА 1. Η μετφραση της Αγας Γραφς στην Ορθδοξη Εκκλησα. Εισηγσεις Α» Συνξεως Ορθοδξων Βιβλικν Θεολγων, Θεσσαλονκη 25–28 Οκτωβρου 1986, Θεσσαλονκη 1987. 254 σ. 2. Κσκουλδης Ε. Δ. Για τη μετφραση της Καινς Διαθκης. Ιστορα, κριτικ, απψεις, βιβλιογραφα. Θεσσαλονκη, 1970. 56 σ. 3. Καραβιδπουλος I. Δ. Ελληνικ βιβλικ βιβλιογραφα. Θεσσαλονκη, 1997. 326 σ. 4. Μεταλληνο Γ. Το ζτημα της μεταφρσεως της Αγας Γραφς εις την νεοελληνικν κατ τον ΙΘ» αι. Αθναι, 1977. 423, 59 σ. 5. Σκκος 1970 – Σκκος Σ. Ν. Περ της μεταφρσεως της Καινς Διαθκης. Τεχος Α’. Εξτασις των κυριωτρων νεοελληνικν μεταφρσεων της Καινς Διαθκης απ πλευρς ερμηνεας. Αθναι, 1970. 118 σ. 1 Καραβιδπουλος I. Δ. Ελληνικ βιβλικ βιβλιογραφα (1900–1995). Θεσσαλονκη, 1997. Σ. 15–25. 2 Μεταλληνο Γ. Το ζτημα της μεταφρσεως της Αγας Γραφς εις την νεοελληνικν κατ τον ΙΘ» αι. Αθναι, 1977. 3 Η μετφραση της Αγας Γραφς στην Ορθδοξη Εκκλησα. Εισηγσεις Α» Συνξεως Ορθοδξων Βιβλικν Θεολγων, Θεσσαλονκη 25–28 Οκτωβρου 1986, Θεσσαλονκη 1987. Σ. 237–240. 4 С 1927 г. внесена следующая поправка: «...без предшествующего одобрения автокефальной Церкви Греции и...». 5 Перечень переводчиков: Иоанникий Картанос, Митрофан Критопул, Афанасий Пателларий, митр. Фессалоникийский (затем патр. Константинопольский, + 1654), Максим Каллиуполитис, архим. Иларион Синаит (затем митр. Тырновский), Н. Вамвас, А. Паллис, А. Хаступис, В. Веллас, Е. Антониадис, А. Алевизатос, Г. Конидарис, Н. Псарудакис, С. Агуридис, П. Василиадис, И. Галанис, Г. Галитис, И. Каравидопул, Б. Стойянос, Н. И. Сотиропул, А. Деликостопул, еп. Велестинский Дамаскин, П. Трембелас, Н. Капсис, П. Димитропул, И. Колицарас, Ф. Зографу, Г. Вуйуклакис, Д. Каранкунис, Ф. Константину, К. Лукакис, А. Влахос, Г. Сеферис, А. Гонатас, Г. Папакириакопул, О. Элитис, А. Георгулис, Н. Ландрос, Е. Иоаннидис, X. Папайоанну, К. Фрилингос, митр. Филипп и Неаполя Хризостом, Элигия Йосеф, Н. Скиадопул, С. Струза-Маргарити, Ф. Папанасопулос, К. Калинник, протопр., В. Кацаневакис и др. 6 Ф. Константину, Г. Папакириакопул, митр. Филипп и Неаполя Хризостом, Н. Скиадопулос, С. Струза-Маргарити, В. Кацаневакис. 7 Число переведенных слов невелико. Все глаголы в будущем времени переведены при помощи θλει, который загромождает текст.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Для русских переводчиков Библии переводы Библии на новогреческий могут стать хорошим примером сочетания свободного и традиционного подхода. Однако представляется нежелательным смешение жанра перевода и парафраза, который может привести к ряду произвольных решений, обусловленных вкусами и установками переводчика вне церковной традции понимания текста. В то же самое время было бы целесообразным перевести на русский язык новозаветный парафраз П. Трембеласа, или заниматься составлением еще более глубоких парафраз-толкований в традиции византийской святоотеческой экзегезы, а также с учетом богатого опыта греческих переводчиков-библеистов. Библиография 1. Η μετφραση της Αγας Γραφς στην Ορθδοξη Εκκλησα. Εισηγσεις Α Συνξεως Ορθοδξων Βιβλικν Θεολγων, Θεσσαλονκη 25-28 Οκτωβρου 1986, Θεσσαλονκη 1987. 254 σ. 2. Κακουλδης Ε. Δ. Για τη μετφραση της Καινς Διαθκης. Ιστορα, κριτικ, απψεις, βιβλιογραφα. Θεσσαλονκη, 1970. 56 σ. 3. Καραβιδπουλος Ι . Δ. Ελληνικ βιβλικ βιβλιογραφα. Θεσσαλονκη, 1997. 326 σ. 4. Μεταλληνο Γ . Το ζτημα της μεταφρσεως της Αγας Γραφς εις την νεοελληνικν κατ τον ΙΘ " αι. Αθναι, 1977. 423, 59 σ. 5. Σκκος 1970 – Σκκος Σ. Ν . Περ της μεταφρσεως της Καινς Διαθκης. Τεχος Α’. Εξτασις των κυριωτρων νεοελληνικν μεταφρσεων της Καινς Διαθκης απ πλευρς ερμηνεας. Αθναι, 1970. 118 σ. Καραβιδπουλος Ι . Δ. Ελληνικ βιβλικ βιβλιογραφα (1900–1995). Θεσσαλονκη, 1997. Σ. 15–25. Μεταλληνο Γ . Το ζτημα της μεταφρσεως της Αγας Γραφς εις την νεοελληνικν κατ τον ΙΘ " αι. Αθναι, 1977. Η μετφραση της Αγας Γραφς στην Ορθδοξη Εκκλησα. Εισηγσεις Α Συνξεως Ορθοδξων Βιβλικν Θεολγων, Θεσσαλονκη 25-28 Οκτωβρου 1986, Θεσσαλονκη 1987. Σ. 237–240. С 1927 г. внесена следующая поправка: «… без предшествующего одобрения автокефальной Церкви Греции и…». Перечень переводчиков: Иоанникий Картанос, Митрофан Критопул, Афанасий Пателларий, митр. Фессалоникийский (затем патр. Константинопольский, + 1654), Максим Каллиуполитис, архим. Иларион Синаит (затем митр. Тырновский), Н. Вамвас,  А. Паллис,  А. Хаступис, В. Веллас, Е. Антониадис, А. Алевизатос, Г. Конидарис, Н. Псарудакис, С. Агуридис, П. Василиадис, И. Галанис, Г. Галитис, И. Каравидопул, Б. Стойянос,  Н. И. Сотиропул, А. Деликостопул,  еп. Велестинский Дамаскин, П. Трембелас, Н. Капсис, П. Димитропул, И. Колицарас, Ф. Зографу, Г. Вуйуклакис, Д. Каранкунис, Ф. Константину, К. Лукакис, А. Влахос, Г. Сеферис, А. Гонатас, Г. Папакириакопул, О. Элитис, А. Георгулис, Н. Ландрос, Е. Иоаннидис, Х. Папайоанну, К. Фрилингос, митр. Филипп и Неаполя Хризостом, Элигия Йосеф, Н. Скиадопул, С. Струза–Маргарити, Ф. Папанасопулос,  К. Калинник, протопр., В. Кацаневакис и др. Ф. Константину, Г. Папакириакопул, митр. Филипп и Неаполя Хризостом,  Н. Скиадопулос, С. Струза–Маргарити, В. Кацаневакис. Число переведенных слов невелико. Все глаголы в будущем времени переведены при помощи θλει, который загромождает текст. Комментарии ( 0):

http://bogoslov.ru/article/1453996

1517 Послание к Римлянам 4:3. Я тут вижу указание на последнее воскресение, а не на восшествие на небеса; также Послание к Ефесянам 11:2 (против – Hill 2002 89). 1520 О связи апологетики Игнатия с трудами других авторов первых веков см. Schoedel 1985, 227–229. О том, написана ли Л к 24 с той же целью, см. ниже, с. 715. 1527 Об отрывках из Деян см. выше гл. 4 (часть о саддукеях) и гл. 10; о Пастыре Ерма см. с. 534сл. 1540 По этому вопросу, а также относительно гипотезы об утраченном окончании труда см. Aldridge 1999, а также Hill 2002 77сл. 1541 Послание Варнавы 1:6. Два других dogmata – это праведность, связанная с началом и концом суда, и радостная ликующая любовь (euphrosynes и agalliaseos употреблены как прилагательные, а не в качестве дополнения, как у Лейка в переводе и с комментариями к данному месту, – Holmes, 162) – свидетельство трудов праведников. 1551 Редакторы иногда меняют это на «дух» по очевидным смысловым причинам, но рукописи ясно дают более трудный вариант. 1552 Подобия 5.7.1–4. Hill 2002 94, ясно полагает, что в Пастыре Ерма воскресение принимается как нечто само собой разумеющееся. 1559 Евсевий, Церковная история 3.39.9, 12сл. Другую точку зрения на Папия в этом вопросе дает автор VII века Анастасий Синаит (Holmes 1989, 321). В целом по вопросу о земном рае (и хилиазме) у Папия см. прежде всего Hill 2002 22сл., 63–68. 1560 Иероним, О знаменитых мужах 18, приводится в Holmes 1989, 319; см. также автора V века Филиппа Сидского (Holmes, 318). 1562 Текст подобен 2 Вар 29:5 . Ириней полагает, что это послание от «старцев» было дописано Папием, но не принадлежит непосредственно его перу (как предполагается в Bynum 1995, 23). См. опять Hill 2002 особенно 254–259. 1563 Ириней, Против ересей 5.33.3сл. Об Иринее, в том числе о настойчивом повторении, что он, в отличие от еретиков, следовал истинному преданию, см. ниже, с. 558–563. 1567 Hill 2002 103, предполагает, в позитивном ключе, что хотя этот труд не указывает на воскресение открыто, нет оснований считать, что автор в нем сомневался.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

110 Свт. Григорий Богослов . Творения. Ч. 5. С. 170. 111 Цит. по: Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. С приложением его наставлений и келейного молитвенного правила. 4-е изд. Муром, 1893. С. 162—163. 112 Свт. Феофан Затворник . Путь ко спасению. С. 233. 113 См.: Прп. Григорий Синаит . Главы о заповедях...//Добротолюбие. Т. 5. С. 208. 114 Там же. С. 205. 115 Прп. Иоанн Лествичник . Лествица. 7-е изд. Сергиев Посад, 1908. С. 232. 116 Там же. С. 237. 117 См.: Прп. Марк Подвижник . Наставления о духовной жизни//Добротолюбие. Т. 1. С. 506. 118 Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 2. С. 835; ср.: Там же. С. 843; ср.: Прп. Иоанн Лествичник . Лествица. С. 232—233; ср.: Прп. Каллист Тиликуда . О безмолвнической жизни//Добротолюбие. Т. 5. С. 431—432. 119 Прп. Иоанн Лествичник . Лествица. С. 233. 120 Прп. Марк Подвижник . К тем, которые думают оправдаться делами//Добротолюбие. Т. 1. С. 547. 121 Архиеп. Симеон Солунский . О священной молитве//Там же. Т. 5. С. 442. 122 Прп. Исаак Сирин . Подвижнические наставления//Там же. Т. 2. С. 730. 123 Из жития святого Григория Паламы, архиепископа, Солунского чудотворца//Там же. Т. 5. С. 481. 124 Прп. Григорий Синаит . Главы о заповедях… С. 205. 125 Сказания о житии старца Божия иеромонаха Серафима, пустынника и затворника Саровской обители. 4-е изд. СПб., 1885. С. 114. 126 Цит. по: Там же. С. 115. 127 Свт. Григорий Палама . О молитве и чистоте сердца три главы//Добротолюбие. Т. 5. С. 301. 128 Одиночество миссионеров. 129 Джемс В . Многообразие религиозного опыта. М., 1910. С. 347. 130 В недоумениях указания Божия, полагаемые на совесть,— поразительны. 131 Ср.: Прп. Григорий Синаит . Главы о заповедях… С. 205. 132 Архиеп. Симеон Солунский . О священной молитве. С. 446. 133 См.: Архиеп. Могилевский, Мстиславский и Оршанский Георгий (Конисский), еп. Смоленский и Дорогобужский Парфений (Сопковский) . Книга о должностях пресвитеров приходских… С. 191, 254, 260. 134 Архиеп. Могилевский, Мстиславский и Оршанский Георгий (Конисский), еп. Смоленский и Дорогобужский Парфений (Сопковский) . Книга о должностях пресвитеров приходских… С. 257.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4101...

Русский перевод дан по изданию «О жизни Моисея Законодателя». 332 Григорий Нисский. Творения. 9 ЕПЕ. С. 148–150 (на греческом языке). 333 SC 51. Р. 42. 334 εικνητος στσις – апофатическая терминология преподобного Максима Исповедника построена на противоположностях, – Прим. пер. 335 PG. Р. 608–609. 336 См. анализ у протопресвитера Димитрия Станилоае учения преподобного Максима Исповедника: Философские и богословские вопросы. Т. 1. Издание Апостольской диаконии Элладской Церкви. Афины, 1978. С. 21 и далее; также священник Николай Людовикос. Евхаристическая онтология. Изд. «Домос». С. 217 и далее (на греческом языке). 337 Преподобный Григорий Синаит. Добротолюбие. Изд. «Пападимитриу». Т. 4. С. 38, глава 54 (на греческом языке)//Русский текст приведен по изданию: Преподобный Григорий Синаит. Творения. М., 1999. С. 24. 338 Святитель Григорий Палама. Творения. 2 ЕПЕ. С. 368–370 (на греческом языке). 339 Дионисий Ареопагит. Добротолюбие. Изд. «Григорий Палама». Т. 3. С. 274 и далее//Русский перевод приведен по изданию: Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. СПб, 1997. С. 71, 73. 340 Святитель Григорий Палама. Творения. 10 ЕПЕ. С. 460 (на греческом языке). 341 Святитель Григорий Палама. Творения. 9 ЕПЕ. С. 568 (на греческом языке). 342 Μελοντολογα от греческого μλλον – будущее, наука о будущем. – Прим. пер. 343 Лиддел. Г., Скотт Р. Большой словарь греческого языка. Издательство Иоанна Сидери, Афины. Т. 2. С. 342 (на греческом языке). 344 Святитель Григорий Палама. Творения. 9 ЕПЕ. С. 252–254 (на греческом языке). 345 Исаак Сирин. Слова Подвижнические. Издательство «Ригопулу». С. 70 (на греческом языке)/Аввы Исаака Сирина слова подвижнические. М., 1993. Слово 49. С. 217 (на русском языке). 346 Добротолюбие. Т. 4. Издательство «Пападимитриу». С. 38, глава 47 (на греческом языке)/Преподобный Григорий Синаит. М., 1999. С. 22–23 (на русском языке). 347 Там же. С. 37, глава 44 (на греческом языке)/там же. С. 21–22. 348 τελεταρχην. – Прим. пер. 349 Там же, глава 43 (на греческом языке)/там же. С. 21.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

На основе вышеизложенного, мы можем назвать Иоанна Кантакузина незаурядным византийским лидером Православного Возрождения XIV века. Наталья Александровна Ложкина , кандидат культурологии, сотрудник ГосЭрмитажа Прохоров Г.М. Древняя Русь как историко-культурный феномен. " Некогда не народ, а ныне народ Божий… " /Г.М. Прохоров. — СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010.—С.158-178. Петрунин В.В. Политический исихазм и его традиция в социальной концепции Московского Патриархата. — СПб.: Алетейя, 2009. – С.31. Петрунин В.В. Политический исихазм и его традиция в социальной концепции Московского Патриархата. — СПб.: Алетейя, 2009. – С.73-74. Прохоров Г.М. Древняя Русь как историко-культурный феномен . " Некогда не народ, а ныне народ Божий… " — СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010 – С. 144–145. Бенешевич В.Н. Описание греческих рукописей монастыря св. Екатерины на Синае. Т. 1, – СПб., 1911 457 (1646). Прохоров Г.М. Византийская литература XIV в. в Древней Руси. – СПб: Издательство Олега Абышко, 2009. – С. 121. Григорович В. И. Протоколы Константинопольского патриархата XIV столетия//ЖМНП. 1847. Ч. 54, отд. П. С. 131—164. Игумен Петр (Пиголь). Преп. Григорий Синаит и его духовные преемники. –М.:Издательство «Макцентр», 1999. –С.68-69. См.: Памятники литературы Древней Руси. Серия XVI в. – М.: Художественная литература, 1985. – С. 198–239. Предание повествует о том, что некогда римскому императору Константину Великому во сне явились первоверховные апостолы Петр и Павел и показали, каким должен быть символ церковного главенства предстоятеля Вселенской церкви (на тот момент епископа Рима Сильвестра I). Головной убор вскоре был сшит, и царь Константин собственноручно возложил его на Сильвестра. Преемники последнего — римские папы — в последующие века постепенно отошли от «древлего благочестия», и белый клобук сначала перешел к Константинопольским патриархам, а затем чудесным образом был перенесен на Русь, в итоге став главным символом Московских патриархов и всей Русской церкви. Игумен Петр (Пиголь). Преп. Григорий Синаит и его духовные преемники. – М.:Издательство «Макцентр», 1999. –С.59-86. См.: Дмитриев Л.А. Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы//Труды Отдела древнерусской литературы. – Т. XIX. – М.; Л.: Наука, 1963. – С. 215–254.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/22/...

16. Воронин Н. Н. Зодчество северо-восточной Руси XIV–XV вв. В 2 т. Т. 2/Н. Н. Воронин. – М.: АН СССР, 1962. – С. 574. 17. Голейзовский Н. К. Исихазм и русская живопись XIV–XV вв./Н. К. Голейзовский//Византийский временник/АН СССР. – М., 1968.– Т. 29. – С. 126–167. 18. Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Жизнеописание преподобного Сергия. Путеводитель по Лавре. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. – С. 466. 19. Голубцов Сергий , архиепископ. Воплощение богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублева/Архиепископ С. Голубцов //Богословские труды/Моск. патриархия. – М., 1981. – Т. 22. – С. 21–52. 20. Грабарь И. О древнерусском искусстве/И. Грабарь. – Москва: Наука, 1966. – Слово на Святое Крещение/Св. Григорий Назианзен //Добротолюбие. – М., 1889. – Т. 5. – С. 15–16. 21. Григорий Палама . Триады в защиту священнобезмолвствующих/св. Григорий Палама . – М.: Канон, 1995. – С. 384. 22. Григорий Синаит . Творения/Преп. Григорий Синаит . – М.: МакЦентр, 1999. – С. 160. 23. Демина Н. А. «Троица» Андрея Рублева/Н. А. Демина. – М.: Искусство, 1963. – С. 100. 24. Дмитриев Л. А. Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы/Л. А. Дмитриев//Труды Отдела древнерусской литературы/АН СССР. – М.; Л., 1963. – Т: Русская литература XI–XVII веков среди славянских литератур. – С. 215–254. 25. Древняя Русь как историко-культурный феномен/Г. Прохоров. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010. – С. 320. 26. Жизнеописание достопамятных людей земли русской. – М.: Московский рабочий, 1992. – С. 336. 27. Житие преподобного Сергия Радонежского/Пер. со слав. – М.: Сов. писатель; Олимп, 1993. – С. 264. 28. Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский/Б. Зайцев. – Париж: YMCA-Press, 1925. – С. 270. 29. Иоанн Дамаскин . Полное собрание творений. Т. 1/Св. Иоанн Дамаскин . – СПб.: Императорская С.-Петербургская Духовная Академия, 1913. – С. 466. 30. Иоанн Лествичник . Лествица/Прп. Иоанн Лествичник . – М.: Наука, 2008. – С. 552.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Кн. 2, XXII О страсти (претерпевании) и действии. С. 218. См.: Немезий Эмесский. О природе человека, 16 О неразумной части души, которая называется также страстной и желательной. С. 76. См, например: Немезий Эмесский. О природе человека, 16 О неразумной части души, которая называется также страстной и желательной. С. 76. Преподобный Максим Исповедник. Главы о любви, 16//Творения преподоб¬ного Максима Исповедника. Кн. 1. М., 1993. С. 109. Владимирский Ф. С. Антропология и космология Немезия, еп. Емесского, в их отношении к древней философии и патристической литературе//Немезий Эмесский. О природе человека (Приложение). М., 1998. С. 429. См.: Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Кн. 2, XXII О страсти (претерпевании) и действии. С. 218. Немезий Эмесский. О природе человека, 16 О неразумной части души, которая называется также страстной и желательной. С. 77-78. Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию, 58//Патристика. Труды Отцов Церкви и патрологические исследования. Нижний Новгород, 2007. С. 53-54. Преподобный Анастасий Синаит. Путеводитель. II.II.7//Преподобный Анастасий Синаит. Избранные творения. М., 2003. С. 254. Святитель Григорий Палама. Три главы о молитве и чистоте сердца, 1//Цит. по: Макаров Д. И. Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий). СПб., 2003. С. 479. Оригинальный греческий текст трактата см.: PG 150. 1117-1121. По слову святителя Григория Паламы, «…любящий тело любит мир. И вот когда мы из-за… любви к телу неумеренно жаждем мирских наслаждений, [их] преследуем и лелеем, мы окружаем себя многоликим и безобразным роем страстей». PG 151. 417BC. Вспомним мысль Немезия Эмесского о том, что естественная человеческая природная энергия, деятельность превращается в страсть в том числе и по той причине, что она становится «неумеренной». (См.: Немезий Эмесский. О природе человека, 16 О неразумной части души, которая называется также страстной и желательной. С. 78.) Значит «умерение» этой деятельности, как некая ее нормализация, оказывается, в том числе, и путем к ее обратному преображению из страсти в энергию.

http://bogoslov.ru/article/1245518

Августин Иппонский, блж. О Троице. Краснодар: Глагол, 2004. Аммон, св. Наставления//Творения древних отцов-подвижников/ред. А.И. Сидоров ; вступ., коммент., пер. А.И. Сидоров. М.: Сибирская Благозвонница, 2012. С. 343–388. Василий Поляномерульский , прп. Предисловие, или предпутие, желающим читать книгу святого отца нашего Григория Синаита и не погрешать против заключенного в ней смысла//Трезвомыслие/ред. схиигум. Авраам (Рейдман) . В 2 т. Т. 1. Екатеринбург: Александро-Невский Ново-Тихвинский женский мон-рь, 2009. С. 310–322. Григорий Палама , свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих/послесл., коммент., пер. В. Вениаминов. М.: Канон, 1995. Григорий Синаит , прп. О безмолвии и двух образах молитвы, в 15 главах// Григорий Синаит , прп. Творения. М.: Новоспасский монастырь, 1999. С. 94–112. Димитрий Ростовский , свт. Богомысленное размышление о Пресвятых страстех Господа нашего Иисуса Христа// Димитрий Ростовский , свт. Сочинения. Т. 1. СПб.: Аксион эстин, 2009. С. 244–254. Евагрий Понтийский . Слово о духовном делании, или Монах// Евагрий Понтийский . Творения. Аскетические и богословские трактаты/вступ., коммент., пер. А.И. Сидорова . М.: Мартис, 1994. С. 76–93. Игнатий (Брянчанинов) , свт. О молитве Иисусовой, беседа старца с учеником//Трезвомыслие: сборник творений русских подвижников благочестия об основах духовной жизни в молитве Иисусовой: в 2 т./ред. схиигум. Авраам (Рейдман) . Т. 1. Екатеринбург: Александро-Невский Ново-Тихвинский женский мон-рь, 2009. С. 5–116. Игнатий (Брянчанинов) , свт. Слово о молитве Иисусовой//Трезвомыслие: сборник творений русских подвижников благочестия об основах духовной жизни в молитве Иисусовой: в 2 т./ред. схиигум. Авраам (Рейдман) . Т. 1. Екатеринбург: Александро-Невский Ново-Тихвинский женский мон-рь, 2009. С. 168–265. Иоанн Кассиан Римлянин , прп. Писания/пер. с лат. еп. Петра (Екатериновского). М.: Типо- Литогр. И. Ефимова, 1892. Иоанн Лествичник , прп. Подвижнические уроки//Добротолюбие: в 5 т./пер. свт. Феофана Затворника . Т. 2. М.: Сретенский мон-рь, 2010. С. 477–540.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010