Дивные образы, как маяки, встают в сознании, когда хочешь высказать пожелания дорогому о Христе брату нашему быть добрым воином Христовым и беспреткновенно идти по своему нелегкому крестному пути… Пусть отец Герасим помнит, что и преосвященный Феофан Затворник был когда-то живым и резвым Егорушкой. Пусть напечатлеется и на нем мягкий свет кротких и любвеобильных “преподобного отца нашего Герасима, иже на Иордане” и благостного в Бозе почившего Чудовского старца!» Теплые слова статьи свидетельствуют о самом сердечном отношении автора к семье Садковских. Но еще более в них видны большие надежды, возлагаемые на постриженика. В 1914 году иеромонах Герасим закончил Московскую духовную академию со званием магистранта. Верный ученик замечательного архиерея Феодора (Поздеевского), отец Герасим старался не только внешне подражать своему учителю, но внутренне, присовокупляя опыт, полученный от старцев. Ни в чем не отстававшему от старшего брата своего, а может быть, в чем-то и преуспевавшему, архимандриту Герасиму раньше других братьев Садковских Господь Бог вручил пасти свое стадо – отец Герасим стал первым наместником Даниловского монастыря при настоятеле епископе Феодоре (Поздеевском). Правильнее сказать – наместником Даниловской общины, так как в начале 1919 года Даниловский монастырь был закрыт. Но уже 20 февраля 1919 года была образована Даниловская община, заключившая договор с Моссоветом с правом пользования храмами монастыря. Договор подписали 96 человек, и одной из первых подписей была подпись и Герасима. Бывший клир монастыря и многие миряне вошли в общину, а так как преосвященный Феодор по причине частого нахождения в тюрьмах и ссылках не мог управлять общиной, то с 1919 года наместником был назначен уже к этому времени архимандрит Герасим. Если учесть, что ректор Московской духовной академии преосвященный Феодор собирал около себя ученую, подающую большие надежды молодежь, и среди них выбрал себе помощником отца Герасима, то можно заключить, насколько доверял владыка духовному и практическому опыту архимандрита Герасима.

http://pravoslavie.ru/32572.html

10 Имеется в виду Константинопольский патриарх Исидор, занимавший Вселенскую кафедру с 17 мая 1347г. по 2 декабря 1349г. Значит, по кафедре он был предшественником патриарха Каллиста, составителя жития. О патриархе Исидоре сохранились противоречивые сведения, так как одни идут от его врага (Никифор Григора), другие – от друга ( Иоанн Кантакузин ). Правда – в середине. Несомненно, патриарх Исидор оказал Византийской церкви большие услуги своей борьбой против ереси Варлаама и Акиндина, раздиравшей в то время духовенство и народ. Памятником этой борьбы служит и официальное осуждение патриархом ереси. 526 Исидор и скончался в звании патриарха. 527 Преподобный Герасим состоял учеником Исидора уже во время его патриаршества, как можно заключать из текста, – после кончины своего первого учителя, св. Григория Синаита († 1346г.). 11 Писатель жития называет преподобного Герасима подражателем и соревнователем «иже во святых отца нашего и богоносца Герасима, наподобие солнца просиявшего в пустыне Иорданской». Святой Герасим Иорданский был одним из знаменитых палестинских подвижников V b. Он сначала подвизался в пустыне около Мёртвого моря, где достиг высокого нравственного совершенства, а потом основал свою общежительную лавру в пустыне Иорданской, – вокруг которой построил и отшельнические кельи. Лавра воспитывала и приготовляла анахоретов, поэтому жизнь в ней была не так тяжела, как в кельях, где иноки, под руководством св. Герасима, проводили ангелоподобное житие. Св. Герасим скончался в 475г. Его житие написано монахом Кириллом Скифопольским (VI b.) и впервые издано А. И. Пападопуло-Керамевсом по патмосской рукописи в его « νλεκτα εροσολυμιτικς Σταχυολογας» (Т. IV. С. 175–185), откуда переведено и на русский язык профессором И. В. Помяловским. 528 По примеру св. Герасима Иорданского, и преподобный Герасим из Еврипа основал в Греции монастырь и кельи для безмолвия, оказал благотворное влияние на окружающую среду и прославился святой жизнью. Патриарх Каллист называет его даже «иже во святых» ( ν γοις). Это указывает, с одной стороны, на то, что в момент составления жития Герасима не было в живых, как это и отмечается писателем ниже, а с другой – на то, что Греческая церковь уже успела, после кончины Герасима, причислить его к лику святых. Но время его памяти неизвестно, а равно ничего неизвестно и о монастыре, основанном им в Элладе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

И. (в полном монашеском облачении), справа - молодой монах, жестом вопрошающий Г. И. о чуде; кража осла - похитители представлены в образе темнокожих мужчины и женщины в характерных головных уборах, с серьгами в ушах, едущих на верблюдах. В нижнем регистре сохранилась верхняя часть фигуры Г. И., очевидно порицающего льва за якобы съеденного осла; нападение льва на похитителей. Сходный по составу клейм житийный цикл представлен в росписи сев.-вост. капеллы в скальной ц. с. Иванова (Болгария), 3-я четв. XIV в. Изображения Г. И. со львом, как правило сидящим или лежащим у ног святого, вошли в лицевые Минеи. Так святой представлен на миниатюре из греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 102 об., XV в.) - Г. И. в темно-коричневой мантии и светло-синем хитоне, в схиме, в правой руке держит крест, левая перед грудью развернута ладонью вовне, у ног Г. И.- маленькая фигурка стоящего льва; изображения Г. И. со львом встречаются в поствизант. время и в росписях: в экзонартексе мон-ря Воронец (Румыния), 1547 г., в настенном минологии в притворе ц. св. Апостолов [св. Спаса], Печская Патриархия (Косово и Метохия), 1561 г.,- сидя на саркофаге, вынимающий занозу из лапы льва (под 5 марта). Этот вариант изображения сохраняется и в единоличном изображении Г. И. как чтимого святого (напр., в росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре, 1502, на сев. стене). На Руси житийная композиция получила распространение в XVI-XVII вв., хотя время появления самого раннего изображения «Герасим, вынимающий занозу из лапы льва» относится к 1359 г. и связано с новгородским памятником - Людогощенским крестом . Этот же сюжет выводится позже в средник икон, замещая, т. о., единоличное изображение святого, напр., на иконе «Преподобный Герасим, иже на Ердане» (надпись на обороте иконы: «Герасим иже на Иордане со львом»; 1-я пол. XVI в., ГТГ),- на фоне белых скалистых горок на позолоченном троне с позолоченным же подножием сидит Г. И., вынимающий из лапы льва занозу. На переднем плане, параллельно линии ковчега,- поток Иордана, в лев.

http://pravenc.ru/text/164611.html

Он же отвечал им, говоря: «Если вы хотите вообще вкушать теплоты и варева и читать при светильнике, вам полезнее быть в общежитии, я же не дозволю, чтобы это было при моей жизни». Жители Иерихона, слыша, что ученики аввы Герасима весьма подвизаются, приходили к ним каждую Субботу и Воскресенье, принося им не малое утешение. Некоторые из отцов подвижников, видя прихождение мирян, обращались в бегство, всему предпочитая воздержание и зная, что оно порождает здравомыслие, отгоняет грязные помыслы и пересекает сонную тяготу: они научались благам воздержания словом и делом освященного отца. Говорили, что и он сам до того окончательно преодолел голод, что в течение всего своего жития в Палестине в течение недели постился, оставаясь без пищи в продолжение всех дней святой четыредесятницы и довольствуясь причастием в Воскресенье.    5. Авва Кириак отшельник разсказывал мне, говоря, что «в юности моей, пожелав обитать в пустыне, я пришел в лавру великаго Евфимия и, приняв иноческий образ из его святых рук, был отослан им к иже во святых Герасиму; сей Герасим, не желая иметь в своей лавре юношу, принял меня в лаврское общежитие, сделал прислужником отцов. Когда уже исполнился пятый год моего пребывания там, в девятнадцатый день месяца января, в день Пятка к вечеру, я приготовлял поварню и около пятаго часа ночи Субботы, когда я бодрствовал и чистил овощи для отцов, внезапно пришел ко мне иже во святых Герасим и сказал мне: «Встань скорее, Кириак, обуй свои сандалии, надень свой плащ и следуй за мной». И встав, я последовал за ним. По дороге к Иерихону я сказал старцу: «Честный отче, что за причина толикой поспешности?» И отвечал мне великий Герасим: «Скончался освященный Евфимий». Я, удивившись, сказал: «И откуда, честный отче, ты знаешь это точно?» Старец отвечал, сказав, что «около третьего часа ночи я видел, стоя на молитве, что разверзлись небеса и из них вышла светлая молния, направляясь к земле; молния оставалась более часа, походя на светлый столб, видевшийся от земли до неба.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Наследницы покойного: Прасковья Герасимовно Прохорова, Александра Герасимовна Найденова и Любовь Герасимовна Лукутина при помощи Московского купеческого общества приступили к исполнению завещания. Было признано, что существующие здания требуют большого ремонта, а некоторые и совершенной перестройки. Составлением проекта занялся архитектор Б.В. Фрейденберг. Так, на основе городской усадьбы XVIII в., на площади более 3 га по проекту известного зодчего Б. Фрейденберга к весне 1888 г. был сооружен архитектурный комплекс зданий под общим названием «Дом призрения бедных» с домовой церковью преподобного Герасима Иорданского. Работы были заверщены к 1888 году и 8 мая был освящен домовой храм во имя преп. Герасима. На средства дочерей Хлудова здесь были также выстроены корпуса бесплатных квартир, бесплатная начальная школа имени Востряковых (арх. Л. Кекушев), специальное отделение для слабых и одержимых недугами женщин, а также женское ремесленное училище Прохоровой. Душеприказчики исполнили волю Г. Хлудова, и в 1888 году Дом призрения был открыт. В день открытия в богадельню поместили 50 женщин и 30 мужчин. При богадельне была учреждена домовая церковь. Главный придел во имя преп. Герасима, иже на Иордане, два других — во имя Св. Ап. Петра и Павла и преп. Пелагеи. Рядом с Домом призрения в 1890 году одной из дочерей — Александрой — в память скончавшейся матери был открыт Дом бесплатных квартир, к которому ввиду большого количества нуждавшихся позднее была сделана пристройка. Таким образом, около 300 вдов с детьми обрели кров. На строительство А. Г. Найденовой было израсходовано около 100 тыс. руб. В 1893—97 годах на средства другой дочери Г. И. Хлудова — Клавдии — и ее супруга была отрыта и впоследствии расширена школа для сирот, проживавших в бесплатных квартирах. На постройку было истрачено 40 тыс. руб. Школа носила имя Востряковых. Еще одна дочь, Прасковья Прохорова, в память о скончавшихся матери и муже в 1895 годах при богадельне Дома призрения устроила «Отделение для слабых и одержимых недугами престарелых лиц женского пола, нуждающихся в медицинской помощи». На отделение на 25 коек было пожертвовано 100 тыс. руб.

http://sobory.ru/article/?object=06738

иниксъ) и дерево финик (др.-рус. в 91 псалме употреблено, конечно, слово ср. в РСБ: «Праведник цветёт, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане». – А.М.К. 197 Объединение антииудейской и антимагометанской тенденциозности произведения (ср.: коммент. 170, 175, 413). Повторение одних и тех же лейтмотивов, проходящих через памятник, даёт основание полагать, что полемическая заострённость указывает на актуальные для времени составления памятника проблемы, отзывчивость на которое вполне могла быть спровоцирована соответствующей идейно-религиозной ситуацией в обществе. 198 В этом образном и остроумном отрывке присутствует, наряду с резко обличительным, и гносеологический смысл. Подчёркивается предельная плотская слепота, которой недоступны духовные истины. Слепота пленённых плотскими страстями иудеев и магометан утрированно подчёркивается неким состоянием запредельности чувственного. 200 Со слов Иоанн Златоуст сказал... до слов Тех же... следует текст из «Шестоднева» Иоанна экзарха Болгарского, являющийс переводом фрагмента «Шестоднева» Севериана Габальского (см. в «Шестодневе»: РГБ. МДА. 145. Л. 187б19–188а6). – Г.С.Б. 202 Герасим, иже на Иордане (475 г.), память которого празднуется 4/17 марта. По восточному преданию, Герасим обратился в христианство и раздал своё богатство бедным. Однако он увидел, что бедняки по-прежнему многочисленны, а наследники и те, кто не успел получить его милостыню, стали укорять его за «нерасчётливость». Опечаленный Герасим ушёл в пустыню. Здесь он подобрал и вылечил умиравшего от жажды ослика, а потом исцелил поранившегося льва. Старец, ослик и лев стали жить вместе (ср.: Ис. 11:6 ). Лев, когда Герасим отдыхал, стерёг осла. Так продолжалось длительное время. Но вот однажды, проснувшись наутро, старец увидел, что ослика нет, а лев безмятежно спит. На льва пали подозрения, что ночью он полакомился длинноухим товарищем. Без осла святому пришлось на плечах нести меха к роднику. Однако лев виновато встал у воды на то самое место, где обычно старец укреплял ношу на спине осла.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

(Вновь открытый памятник аскетической письменности 524 года) Св. Савва 131 , «лёжа на одре в своей небольшой башне, в начале месяца декабря, призвал к себе отцов лавры, оставил им игуменом некоего Мелита, родом критянина, дал ему завещание ненарушимо сохранять правила (τς παραδσεις), введённые им в монастырях своих, вручив ему сии правила на бумаге (δος ατ τατας γγρφως)» 132 . Так повествует о последних минутах жизни великого подвижника-аскета обстоятельнейший и достовернейший его биограф, монах лавры, преподобный Кирилл Скифопольский 133 , к глубокому сожалению, не познакомивший нас ни с содержанием этих «правил», или «древнего закона» (παλαις νομος) 134 , как он их называет в другом месте, ни с судьбой их, после смерти составителя († 524), в самой лавре и вне её. По всем этим вопросам оставлен был биографом широкий простор для всевозможных гипотез и догадок последующим исследователям, так или иначе касавшимся «правил» св. Саввы. Впрочем, нужно и то иметь в виду, что об этих «правилах» святого отца вспомнили сравнительно довольно поздно после его кончины, а именно когда, когда так называемый ныне, иерусалимский церковный Устав попал в Константинополь и там в XII или даже XIII веке 135 под влиянием обычаев практики Студийского монастыря, подвергся переделкам, с которыми он потом вошёл во всеобщее церковное употребление. Редакторы его, с одной стороны, чтобы закрепить за ним силу авторитета, а с другой, просто, чтобы изложить его довольно тёмную для них генеалогию церковного Типикона, вспомнили и «о правилах», которые были оставлены письменно преп. Саввою Освященным своему ученику и преемнику Мелиту и о которых упоминает его биограф. Эту свою справку они довольно обще изложили в прибавлениях к Типикону, в наставления игумену о точном соблюдении правил Устава. «Подобает убо настоящему всякому показати тщания, – говорится здесь, – яко да ничто от сущих в Уставе сем или мало, или велико по некой вине призрится, но да хранится церковная служба, чин же, устроение все непоткновенно и непреложно, яко от святых отец, бывших прежде нас, предано бысть нам в святых монастырей и лаврах узаконен бысть, сиречь от святаго Евфимия Великого 136 , Саввы Освященного, Феодосия киновиарха 137 , Герасима, иже на Иордане, ему же послужи зверь, Харитона исповедника, иже друг друга предатно, якоже некий жребий от сего пръвых, иже потом приемше, яко отец сынови, яко да не како не написанным преданием временным течением, в забвении глубины впадши, помрачится, ревностию подвигся иже в патриарсех великий иерусалимский Софроние 138 писанием (γγρφως) сущим того предаст слово, еже и сице: и понеже святую лавру преподобнаго и богоноснаго отца нашего великаго Саввы Освященного варвары пожгоша и любимо списание божественнаго Софрония огнем пожжено бысть, в божественных премудрый Иоанн зело, ему же звание Дамаскин, яко любоделательная пчела сладчайший меду и сота, священная отеческая предания собра, оттоле да иже и до ныне в коемуждо роде сохраняются» 139 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

2. Святаго священномученика Феодота, епископа Киринейскаго (ок. 320). Преставление святителя Арсения, епископа Тверскаго (1409). Мученицы Евфалии (257). Мученика Троадия (III). Преподобнаго Агафона Египетскаго (V). 440 мучеников Италийских (579). Иконы Божия Матери, именуемыя «Державная» (1917). 3. Святых мученик Евтропия, Клеоника и Василиска (ок. 308). Преподобныя Пиамы девы (337). Святых Зинона и Зоила. Иконы Божия Матери Волоколамския. 4. Преподобнаго Герасима, иже на Иордане (475). Преподобнаго Герасима Вологодскаго (1178). Преподобнаго Иоасафа Снетногорскаго, Псковскаго (1299). Благоверного князя Василия (Василько) Ростовскаго (1238). Благовернаго князя Даниила Московскаго (1303). Мучеников Павла и Иулиании (ок. 273). Преподобнаго Иакова постника (VI). Князя Вячеслава Чешскаго (перенесение мощей, 938). Святителя Григория, епископа Констанции Кипрския. 5. Благовернаго князя Феодора Смоленскаго и чад его Давида и Константина Ярославских (обретение мощей, 1463). Преподобномученика Адриана Пошехонскаго, Ярославскаго (1550). Мученика Онисия (I). Мученика Конона Исаврийскаго (I). Мученика Конона градаря (огородника) (III). Мученицы Ираиды. Мученика Евлогия, иже в Палестине. Мученика Евлампия. Преподобнаго Марка (V). Преподобнаго Исихия (ок. 790). Иконы Божия Матери, именуемыя «Воспитание». 6. Святых мучеников 42-х, иже во Аммории: Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Каллиста, Васоя и прочих с ними (ок. 845). Обретение Честнаго Креста и гвоздей святою царицею Еленою во Иерусалиме (326). Преподобномученика Конона и сына его Конона (270–275). Преподобнаго Аркадия Кипрскаго (IV). Икон Божия Матери: Ченстоховския, Шестоковския и «Благодатное Небо». 7. Священномучеников, в Херсонесе епископствовавших: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора (IV). Преподобнаго Павла Препростаго (IV). Святителя Павла исповедника, епископа Прусиадскаго (IX). Преподобнаго Емилиана Италийскаго. Икон Божия Матери, именуемыя «Споручница грешных» в Одрине (Орловск.) (1843) и в Москве (1848).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

л. 40 об. Служба под 6 числом 42 мученикам иже в Аммории изменена. л. 51. Заглавие службы в 8 число: паметь препод. отца нашего Феофилакта епископа никомидийскаго, и препод. отца нашего Иефросима и иже с ними. Служба первому та же, что в печат. Минее, а второму стихиры и канон взяты из службы (мая 24) препод. Никите переяславскому. Там канон этот без надписи, а здесь сказано: творение Георгия мниха. Но какого Евфросина разумел здесь автор, решить трудно. С сим именем Церковь совершает память двух преподобных: Евфросина повара сент. 11-го и Евфросина псковского мая 15. В мес. Минеях служба из них положена второму – псковскому и напечатана 7135 (1626) года под 15 мая. (Авторы Истор. Словаря о русс. Святых и Словаря о дух. писателях, вероятно, не видали Минеи этого выхода, сказав, что в мес. Минеях особой службы ему не положено, а находится оная рукописною в обители его). В службе препод. Евфросину после стихир на Господи возвах приложен в сей ркп. славник, кажется, собственного сочинения нашего автора; читается так; Преподобне отче Ефросиме, благодатию Божиею наречеся воистинну, и наставнику своему порученное ти вдал еси от виноградиа три аблока, и во Христа облечеся Христа ради, и чиста научил еси славити во Троици единаго Бога, моли спастися душам нашим. В житии препод. Евфросина псковского, составленном 1547 г. клириком Василием, (см. 676 л. 342), нет никакого сказания о трех яблоках, а упоминаюшся оные в повести об Евфросине поваре. По 6 песни написаны еще кондак и икос, отличные от положенных в службе Никите Столпнику. л. 73. Заглавие службы в 10 число: память св. мученика Кондрата и иже с ним, и препод. отца нашего Феофана сигрианьскаго. Последнему Святому служба положена далее под 12 числом, а препод. Феофану выписана вся из 4-го числа сего месяца, что препод. Герасиму иже на Иордане. л. 85 об. Под 11 числом положена служба Евфимию архиеп. новгородскому опять особая от печатной. Первый канон тот же какой далее под 18 числом Кириллу архиеп. иерусалимскому, а второй, чшо выше под 8 числомь священноиспов. Феофилакту епископу никомидийскому; в последнем каноне из.ие нен только порядок тропарей. И стихиры некоторыя святителю Евфимию исповеднические; так читается третья из них: Отче премудре, поганых прещение не устрашися преблаженне, богобоязненным умом Христове благолепно и честно иконе научил еси поклонятися всем несрамно и теплою верою целовати, и потом претерпел еси биение отче Иеуфимие, и темница, провидя будущая радости.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Эту обновленную обитель видел в 1185г. описатель Св.Мест Фока и присовокупил, что на месте, где Дух Святой явился в виде голубине, еще стояло малое четырехугольное здание с куполом, омываемое Иорданом 15 . Но в 1212г. его уже не было (Willebrand, 152) 16 . В 1320г. паломник Пипин богомольствовал в церкви Иоанна Крестителя, близ Иордана. Et fui in Ecclesia Joannis baptistae juxta Iordanem 17 . Тогда там чествуемы были ручки Предтечи и св.Зосимы, причащавшего Св.Таин Марию Египетскую. Там видел греческих монахов Людольф Зухем 18 (1336–1350гг.). Из описания путешествия иеродиакона Троице-Сергиевой Лавры Зосимы видно, что в 1420г. Иорданскому монастырю Иоанна Крестителя принадлежало в Иерусалиме подворье и что в усыпальнице его почивали мощи святых отцов его: «и ту бихом челом и целовах мощи святых отцов и святаго старца Зосиму, иже Марию Египтяныню причащал» 19 . Но через 60 лет после Зосимы путешественники: Тухер в 1479г., Брейденбах в 1483г. и Фабри в 1484г. видели только развалины оной обители. В 1508г. минорит Ансельм назвал ее разоренным городком. В 1674г. некто Нау застал тут стенные изображения и надписи, но почти изглаженные. В январе 1727г. наш паломник Барский, описывая Иорданские монастыри, упомянул, что, кроме обители аввы Герасима, «есть и другой монастырь, еще больший, на береге Иордана стоящ, во имя св.Крестителя Иоанна создан, такоже разорен и пуст» 20 . Прибавление. Из краткого описания путешествия в Иерусалим и прочие Св.Места архимандрита Павла, Москва, 1883г., с.65: «Монастырь св.Иоанна Крестителя отстоит от Иордана около версты. Говорят, что на этом месте стоял св.Предтеча, ответствуя посланным из Иерусалима иереям и левитам. В этом монастыре причащалась Св.Таин преподобная Мария Египетская. Монастырь тоже недавно стал возобновляться: вокруг его сделана почти вся новая стена и создано несколько новых зданий; есть, однако, и остатки древних фресок, но не целые. Мы пропели молебен св.Предтече в его монастыре, существующем на месте его пустынной жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010