Иоасафе Богоблаженне,/ты явился еси безсмертия причастник/и общник Божественнаго Царствия/и с высоты бдееши над певцы твоими./Проси у Бога прощение грехов их/и причастие в славе Его. О Иоасафе, равноангельне,/имеющу ти жилище на высоте Метеорстей, возсия тебе с высоты Господь от Девы,/Егоже ты возжелел еси. Богородичен: Моего ума страсти лютыя утоли, Мати Божия,/и исправи мя, заблуждшаго,/яко да славлю Тя. Песнь 6 Ирмос: В бездне греховней валяяся,/неизследную милосердия Твоего призываю бездну:/от тли, Боже, мя возведи. Ангела на земли и на Небеси человека вем тя, преподобне,/насажден бо в дому Господни,/процвел еси праведно, яко кедр в пустыни,/умножив Христово стадо словесных овец в преподобии и правде. Соделав душу твою храм Духа Святаго,/преминул еси землю дольную,/Небесную же жизнь стяжал еси/и со Безплотными лики смесился еси./Тем и кротких землю наследовал еси. Ангельски на земли, яко Безплотен, пожив,/мир преобидел еси, славне,/обветшавшаго человека яве, отче, совлеклся еси/и, яко скверну ризу отверг с греховными страстьми,/в новаго облеклся еси,/еже по подобию о Христе, преподобне. Богородичен: Из Тебе прозябе Цвет неувядаемый,/облаговонствуя все человечество Божественным миром естества Своего,/и Иже Отцу Собезначальный из Тебе бысть летом, Дево Всенепорочная. Кондак, глас 4: Ведый прехвальное житие твое и чистоту/и безмерное смиренномудрие,/преподобный Афанасий наименова тя преемника своего,/ты же показался еси достоин сего наречения/и, служа Триипостасному Богу,/соблюл еси вверенную ти обитель Метеорскую./Темже молим тя, отче Иоасафе,/не забуди отечество твое и весь сербский род,/но молися всегда о всех нас Икос: Утвердився страхом Христовым,/весь распялся еси мирови, Богоносе отче Иоасафе,/и, возвысив к Богу сердечное желание, нищету возлюбил еси,/в нищете же пожив, добродетельми обогатился еси,/исполнен же быв светлостию жития,/храмы благолепныя на Метеорах Богу воздвигл еси/и вся обители Метеоритския купно со сестрою своею Мариею богатно снабдел еси./Сего ради и мы, ведуще тя храм Святаго Духа, прилежно молим тя:/не забуди отечество твое и весь сербский род,/но молися всегда о всех нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 3 рукописях из коллекций мон-ря во имя Пресв. Богородицы на о-ве Патмос, мон-ря во имя вмц. Екатерины на Синае и Ватикана дошел канон, нач.: Τ ναδεξαντι ν τ κσμ τν ερρχην θλητν (Провозглашенному в мире священным борцом...) с ирмосом Τ κτινξαντι ν θαλσσ (      ) и со 2-й песнью. В рукописи из коллекции метеорского Преображенского мон-ря сохранился канон, нач.: Τν κλσιν κα ζλον πεπλουτηκς (Восхвалением и ревностью разбогатев...) с ирмосом Υγρν διοδεσας σε ξηρν (        ) и с акростихом [Ιω]σφ (Иосиф - имя автора канона) в 9-й песни. В парижской рукописи дошел канон, нач.: Τν ερν τς ληθεας κρυκα (Истины священного глашатая...) с ирмосом Αρματηλτην Θαρα βθισε. В рукописи из коллекции афонской Великой Лавры сохранился канон, нач.: Χαροις, ερομρτυς, π γς βισας ς σματος (Радуйся, священномучениче, на земле живущий как бестелесный...) с ирмосом Ασωμεν τ Κυρ и с акростихом Χαροις, Πτρε πνσοφε, ερομρτυς (Радуйся, Петре премудрый, священномучениче) (Ταμεον. Σ. 105-106. N 273-277). Н. Н. Крашенинникова Иконография Мученичество сщмч. Петра I Александрийского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 205) Мученичество сщмч. Петра I Александрийского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 205) Самый ранний сохранившийся образ П. представлен на фреске в левом нефе ц. Санта-Мария-Антиква в Риме (705-706). П. включен в состав 22 святых, изображенных фронтально в рост по сторонам тронного образа Спасителя, и идентифицируется благодаря указанию справа от нимба имени ΠΕΤΡΟΣ (вертикально) и частично сохранившейся при нем надписи «...ΑΝΔ» (горизонтально), вероятно фрагмента сокращенного слова «ΑΛΕΞΑΝΔΡΕΙΑΣ». П. находится в группе св. отцов вост. ветви христ. Церкви - справа от трона Спасителя (слева - особо чтимые в Риме и в Италии святые зап. ветви) - и занимает место вслед за святителями Иоанном Златоустом, Григорием Назианзиным, Василием Великим и перед святителями Кириллом Александрийским, Епифанием Кипрским, Афанасием Александрийским, Николаем Мирликийским.

http://pravenc.ru/text/2580326.html

С 1821 по 1830 год монастырь был занят турецкими войсками и разграблен. После ухода осман жизнь в монастыре возобновилась, проведены были некоторые работы, удалось вернуть долги. Но случилось новое бедствие – пожар 1891 года. Спасти удалось только Святые мощи и незначительную часть построек. В огне погибли бесценные рукописи из монастырской библиотеки, но уцелел архив Симонопетра. В этот момент игумен Неофит находился в России. Узнав о пожаре, он начал сбор необходимых на восстановление средств. Работы были проведены, и братия вернулась в обитель. 14 августа 1990 года пожар уничтожил лес рядом с Симонопетрой и нанёс ущерб девяти кельям, сама обитель чудом осталась нетронутой. Современное состояние [ править править код ] В Симонопетре подвизаются монахи из многих стран мира, много там и иностранных паломников. Здесь принял православие бывший католический монах о. Плакида Дезей , основавший во Франции три православных монастыря: мужской Антония Великого и два женских - Покрова Пресвятой Богородицы и Преображения Господня , которые ныне являются подворьями монастыря Симонопетра. В настоящее время на территории монастыря имеется 4 храма, а также 8 храмов вне его территории. Главным собором монастыря является храм Рождества Христова, построенный в 1600 г. и перестроенный, после пожара, в 1891 г. Численность всех монахов, послушников и келлиотов монастыря, находящихся на Святой Горе Афон, в настоящее время колеблется от 80 до 90 человек. Вне Святой Горы на метохах и подворьях монастыря находятся 40 человек. Таким образом, общая численность братства монастыря на Афоне и за его пределами доходит до 120-130 монахов. Неподалёку от Симонопетры находится место подвигов преподобного Афанасия – основателя знаменитых метеорских монастырей . Интересно, что нынешняя братия обители пришла в Симонопетру именно из Метеор . Это яркий пример того, как происходит передача традиции в православном мире. Святой Афанасий ушёл с Афона, но когда возникла необходимость, его далёкие преемники помогли возрождению его родного монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Симо...

[греч. Βης] Никос (2 или 22.12.1883, Триполи - 12.10.1958, Афины), греч. византинист, историк Церкви, действительный чл. Афинской академии (1943), специалист по греч. палеографии и лит-ре. Изучал филологию в Афинском ун-те, учился у С. Ламброса и Н. Политиса . С 1901 г. занялся исследованием и публикацией различного вида источников по истории Греции (в частности, Пелопоннеса, Фессалии, Македонии). Его работы получили поддержку А. И. Пападопуло-Керамевса . Из многочисленных трудов В., разбросанных по разным греч. и европ. изданиям (ок. 10 его статей опубликованы в «Византийском временнике»), особенное значение имеют издания каталогов рукописей греч. мон-рей: Сорока мучеников Севастийских близ Спарты (Επετηρς Παρνασσο. 1904. Τ. 8. Σ. 93-146), святых Феодоров близ Калавриты (Ibid. 1909. Τ. 9. Σ. 43-80), Мега Спилео на Пелопоннесе (Ч. 1: Αθναι, 1915; Ч. 2: Επετηρς Μεσαιωνικο Αρχεου. 1957. Τ. 7. Σ. 3-33), св. Афанасия близ Калавриты (Αθναι, 1926) и мн. др. В. принимал активное участие в организации издания ж. «Βυζαντς», в 1-м томе к-рого (1909) опубликовал свой наиболее значительный труд того периода о Метеорских мон-рях (в 1910 вышел отдельным изданием). С 1909 по 1925 г. жил и занимался научной работой в Берлине, основал европ. периодический журнал по византинистике и неоэллинистике («Byzantinisch-Neugriechische Jahrbücher», 1920). По возвращении в Грецию В. был избран профессором средневек. и новой филологии в Афинском ун-те (1925-1945). Наряду с преподавательской деятельностью ученый продолжал исследовательскую работу над различными аспектами церковной истории Византии, уделяя особое внимание отдельным церковным деятелям: митр. Фессалоникийскому Исидору Главе (BNJb. 1928. Bd. 8. S. 140-160), митр. Навпактскому Иоанну Апокавку (Ibid. 1934. Bd. 11. S. 179-182), митр. Коринфскому Стефану Хрисовергу (ΕΕΒΣ. 1925. 2. 122-148) и др. В 1940 г. вышло его издание христ. надписей в Греции (Corpus der griechisch-christlichen Inschriften von Hellas»). Мн. работы В. издавались уже после его смерти, в т. ч. публикация переписки Иоанна Апокавка. Библиографию работ В. см.: ΕΕΒΣ. 1949. T. 19. Σ. 363; 1950. T. 20. Σ. 360; 1952. T. 22. Σ. 349; 1958. T. 28. Σ. 463-464.

http://pravenc.ru/text/150029.html

Для назидания монахов фрески наглядно демонстрировали, какие муки ожидают нераскаявшихся грешников, рисуя яркие сцены Страшного суда, с изображением адских пыток, усекновения голов, бичевания и сожжения на кострах. В бывшей трапезной ныне расположен музей, где можно осмотреть незатейливое помещение с ее простой утварью, лоханями и черпаками. Но монастырь сохранил и уникальнейшие реликвии и раритеты. Среди них греческая рукопись 861 г.; двустворчатая икона Богоматери, вклад Марии Палеолог, сестры основателя монастыря Иоасафа, расшитая плащаница XIV в. и др. Рядом с собором находится святой целебный источник, а с открытой террасы монастыря открывается великолепная панорама на окрестные горы, селение и соседние обители. Невдалеке от входа в монастырь расположен скит св. Афанасия Метеорского, где жил и молился основатель метеорских обителей. В XV–XVI вв., когда турки-османы оккупировали Грецию, в эти недоступные места массово бежали христиане. В этот период здесь возникло свыше тридцати монашеских общин. Это тяжелое время для многих стало духовным подвижничеством и святым молением за свою исстрадавшуюся родину. Но в XVII–XVIII вв. начинается запустение обителей, многие из них распались. XIX в. открывает Метеоры для любопытных путешественников, которые частенько стали нарушать аскетический покой насельников. Чтобы попасть сюда, редким посетителям приходилось либо взбираться по неустойчивым веревочным лестницам длиною более 30 м, либо подниматься в плетеной сетке на канате, раскачиваясь под порывами ветра на головокружительной высоте. Не каждый на это осмеливался. Снабжение монастырей и по сей день осуществляется с помощью подобных сеток. После Первой мировой войны паломничество в монастыри Метеор усилилось, как и активней стал развиваться туристический бизнес, предлагая местные уникальные природные и архитектурные достопримечательности. Из города Каламбаки проложили к наскальным монастырям новую комфортную дорогу. Сейчас до многих монастырей можно подниматься по узким серпантинам вырубленных в скалах ступеней.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

1 Речь, произнесенная в сокращении в годовом собрании Киевского отдела Императорского Православного Палестинского Общества 10 апреля 1905 года. 2 «В этот день, пишет арх. Порфирий 8 сентября 1854 г. В своем дневнике, наступил пятьдесят первый год моей жизни. Я молился в церкви Лазенковского дворца и просил Бога продлить мой век, облагодетельствовать мою душу и благословить меня на дальнейшие труды». (Книга бытия моего, ч. VI, стр. 344–345. Спб. 1900). «Завтра, отмечает он под 7 сентября 1881 г., мне исполнится 77 лет. Вот сколько их подарил мне Вечный!» (Там же, т. VIII, стр. 538. Спб. 1902). 6 Это противоречие принадлежит пр. Порфирию. Книга бытия моего, V, 385; сн. Второе пут. По св. Афон. Горе, стр. 1. 14 Книга бытия моего, III, 47. Для характеристики миросозерцания матери пр. Порфирия может служить и «молебная песнь солнцу», перенятая последним от своей матери. Вот эта песенка: Солнышко, ведрышко, Выглянько! Твои детушки на камешке сидят, Уж сухарики и крошечки едят. Собакам бросают И их не оставляют (III, 256). 15 Вера была внушена пр. Порфирию матерью и «привита к душе в часы коленнопреклоненной молитвы, совершаемой, бывало, на одной половой доске с нею. С этою верою не вжаждешься во веки». (Первое путеш. в Синайский монастырь в 1845 г., стр. 9. Спб. 1856. Сн. Первое путеш. в Афон. Монастырь и скиты, ч. I, стр. 169). 16 Книга бытия моего, VIII,122; Первое путешествие по св. Афонской горе, ч. I, отд. I, стр. 169. Киев. 1877. 19 КПутешествие по Египту и в монастыри св. Антония В. и пр. Павла Фивейского в 1850 г, стр. 58. Спб 1856. 22 Гадание о судьбе по Евангелию – несомненно наследие этого воспитания. «В семействе нашем, пишет еп. Порфирий, сестры мои, родные и двоюродные, и сам я, когда учился в семинарии, все мы нередко загадывали всякий свое, и отгадку искали в Евангелии, которое всегда полагалось на голову» Путешеств. в метеорск. и оссо-олимпийекие мон. в Фессалии, стр. 177). 30 Книга бытия моего, I, 465, 559; II, 488; VII, 170; VIII, 319–320; Путеш. первое в Афон. мон. и скиты в 1845 г., ч. I, отд. П, стр. 341.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Второй составитель приписки на моём манускрипте, повторивший первую приписку с пополнениями, жил в 462 году. Тогда он вновь издал весь Апостол с предисловиями и со счётом стихов во всех апостольских посланиях. Это был Александрийский диакон Евфалий, известный этим изданием, которое напечатано было неким Закагнием с упоминанием имени сего дьякона. Итак, рассмотренный мной Новый Завет в Руссиковской библиотеке доставил мне следующие сведения о преемственных изданиях сего Завета в Египетской Александрии: Первое издание полного Апостола с апокалипсисом было сделано Дидимом в 396 году, а второе Евфалием в 462 году, четыре же евангелия изданы тамошним монахом Козмой Индоплавателем около 540 года. Все эти издания были весьма уважаемы православными христианами. Доказательством тому служат многие списки с них, которые я видел в библиотеках Синайских, Сионских, Афонских и Метеорских. Уважение же к ним обуславливалось правильностью содержащегося в них текста, принятого вселенской православной Церковью. С этих-то древнейших изданий и надобно нам печатать Новый Завет , разумеется, осторожно и тщательно, по сличении многих однородных манускриптов между собой и с моим манускриптом Евфалиевским, переписанным в 1301 году. Такой труд я взял на себя, дабы напечатанием оных избавиться от поклонов Немцам, и иметь текст св. Писания свой, православный, кафолический, наидревнейший. Но успею ли я сделать это? На ум приходит греческая поговорка: ες οδες, – т.е. один в поле не воин. А поле расстилается передо мной великое и пространное. Иди тут вперёд да вперёд, собирай цветы и клади их на жертвенник Науки. Иду, собираю и кладу. Вот крупный и сочный цвет знаменитого патриарха Фотия, называемый Τ μφιλοχα, λγων ερν κα ζητημτων ερολογα πρς μφιλχιον τν στατον μητροπολτην Κυζκου, ν τ καιρ τν πειρασμν, ζητημτων διαφρων ες ριθμν 300 συντεινντων π λσιν ατησμενον: т.е. Амфилохия, или толкование речений св. Писания и решение вопросов Амфилохия преподобнейшего митрополита Кизического, который во время бедственное просил (Фотия) решить ему разные вопросы, числом 300. Эта рукопись на бумаге, в большой лист, в 606 страниц, переписана мелким греческим почерком в прошлом столетии. Она разделена на две книги в одном переплёте. В первой книге содержатся сто ответов Фотия на вопросы Амфилохия, а во второй 194 ответа ему же. Эту рукопись кто-то сливал с другими тезоименитыми рукописями, и на полях её отметил разночтения. Не знаю, как она досталась Руссику. (Такая же рукопись на пергамине находилась в Афонской лавре св. Афанасия. Лавриоты препроводили её в Афины для напечатания; и она там напечатана и посвящена нашему Государю Александру Николаевичу). Тут я вычитал, что современник апостола Петра Симон волхв, первый из всех, держал у себя образ Христа, и выставлял его при совершении крещения. Из этой рукописи извлечены мной некоторые вопросы и ответы и помещены в моём каталоге Руссиковских манускриптов.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Хороши лица священника, одетого в белую фелонь и кадящего главе Предтечи в верху, и одного архиерейского певца внизу. Этот певец держит книгу со словами: τν σεβασμαν κραν το βαπτιστο σο Κριε – Честную главу предтечи Твоего, Господи. У диаконов и певцов головы покрыты кругловатыми увяслами белого цвета. Полюбуйтесь ими, и знайте, что у иаковитских монахов в Сирии, где и Эмесса, поныне висят сзади подобные ленты, а подобные увясла носят Киевские схимонахи. Позади архиерея на образе виден Эмесский князь в золотой шапочке с сиянием вокруг головы его, означающем не святость его, а власть, полученную им от Бога. За этим же князем стоит сановник в шапке, похожей на шапки Деспотов Сербии и Албании, кои я видел и отподобил на Афоне в Есфигменском монастыре. Все эти лица на этой иконе не греческие, а славянские и у всех волосы светло-русые, даже рыжеватые. Посему можно полагать, что живописец был не грек, а Серб, или Фессалиец славянского происхождения. Фессалийскую живопись мне напомнили и заметные на стихаре одного диакона как бы буквы, кои я видел на стихарях диаконов, изображённых в монастырях Фессало-Метеорских. Впрочем, кто бы ни писал рассмотренную нами икону, а белые Сирийские увясла на ней, напоминающие наши белые клобуки, я причисляю к итогу нескольких, пока мне одному известных, доказательств на то, что христианство вошло в Россию по Дону и Волге из Египта и Сирии ранее появления его на берегах Днепра из Византии. Это – новость! А братская трапеза в Лавре – старина! Современная строителю этой обители Афанасию, каменная, огромная, она отдельно стоит против соборного храма на западе от него. Над главным входом в это крестообразное, снедное, здание, высоко на стене налево видно изображение Серронского митрополита Геннадия с надписью: πανιερτατος κα πρτιμος μητροπολτης Σεν Γεννδιος κττωρ τς παροσης τραπζης т.е. преосвященнейший и всечестный митрополит Серронский Геннадий ктитор настоящей трапезы. Так как он же в 1522 году починил юго-западную башню с церковью в ней св.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Мегала Метеора Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Мегала Метеора — самый большой и древний православный монастырь среди метеорских, основанный в начале XIV века монахом Афанасием на одной из скал Фессалии недалеко от городка Кастраки в номе Трикала, Греция. В 1988 году Преображенский монастырь в числе других метеорских монастырей был включён в список объектов всемирного наследия. Греческое название — Μεγλο Μετωρο. Другие известные названия — Великий Метеор, Преображенский монастырь. Содержание История [ править править код ] Монастырь был основан святым Афанасием Метеорским (1302—1383). Афанасий Метеорский был человеком чрезвычайно образованным — свое образование он получил в Салониках и Константинополе — виднейших центрах Византийской империи. В молодом возрасте преподобный Афанасий пришёл на Афон и поселился в ските монастыря Ивирон , но частые нападения разбойников заставили его покинуть монастырь с духовным отцом, старцем Григорием. Оба монаха послушали совет сербского епископа Иакова и скрылись на Метеоре около 1340 года. Сначала они поселились в жилищах метеорских отшельников, которые до сих пор находятся перед входом в монастырь (слева от ступенек). Слухи о монахе Афанасии быстро распространились — за первые 10 лет многие из молодых людей поднялось на скалу, стремясь к уединению. Тогда братья решили вместе основать первое метеорское братство — киновию — по образцу монашества на Святом Афоне . Ученик и преемник Афанасия, святой Иоасаф, считается вторым основателем монастыря. Иоанн (так его звали в миру) был сыном правителя Эпира и Фессалии Симеона Синиша Палеолога, позднее архиепископа Фессалии, потомка сербской династии Неманичей. Иоанн стал преемником отца в 1370 году. Однако к тому времени он уже был учеником Афанасия Метеорского, а через год оставил престол и в 1373 году поселился в монастыре «Большой Метеор», где принял постриг с именем Иоасаф. Будучи вторым основателем монастыря, он сделал большой вклад в создание его архитектурного комплекса. Также он собрал много даров, среди которых и дары сестры Иоасафа (жены епископа Эпира). Образ Марии Палеолог воплощен в иконе Богоматери, которая и сейчас хранится в музее монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Мегала_Метеора

У этого храма непростая судьба. Во времена завоевания города турками-османами христиане могли молиться лишь в одном небольшом приделе, так как все прочие помещения храма были отданы под мечеть. Уникальные фрески и мозаики либо уничтожили, либо замазали штукатуркой. B XII beke были похищены мощи святого Дмитрия. Они вернулись в храм всего тридцать лет назад. А в 1917 году здание пострадало от страшного пожара, в котором сгорела большая часть Салоник. Уцелела лишь нижняя часть каменной кладки. Восстанавливали церковь долго, до 1948 года, и сейчас она выглядит так же, как в начале VII века. 2. «Второй палец» Халкидик — Ситония. Красивейшее место, куда туристы предпочитают выезжать  семьями. Для меня же это точка отправления к святыням — к Афону, «третьему пальцу» Халкидик. Здесь двадцать монастырей, десять на западном побережье, вдоль которого идет наш корабль, остальные — в центре полуострова и на восточном побережье. По берегам видны причалы внутренних обителей — арсаны. В глубине гор то тут, то там видны скиты. На полуострове их двенадцать. 3. Метеоры. Здесь скалы парят между небом и землей, а монастыри каким-то невероятным образом умещаются на их вершинах. Сейчас от монастыря к монастырю проложены дороги: хочешь — езжай, хочешь — иди. Но когда первые монахи-отшельники еще в Х веке селились в Метеорах, они выбирали эти места именно из-за их труднодоступности. B XIV веке в этот скалистый район прибыл афонский монах Афанасий. На самой высокой скале он основал первую обитель, наподобие Афонской, — Преображенский монастырь, — собрав братию из отшельников. По преданию, именно святой Афанасий дал этому месту название Метеор. С течением времени на соседних скалах стали появляться и другие монастыри, u k XVI веку их насчитывалось уже двадцать четыре. Многие не пережили войн, бомбежек Второй мировой войны, до наших дней сохранилось лишь шесть. 4. В Преображенском мужском монастыре (Большой Метеор) всего четверо монахов. Днем, когда монастырь заполняют туристы и паломники, монахи не выходят из келий, отделенных от доступных для посещения территорий. Поднявшись по каменным ступеням, вырубленным в скале, можно попасть в ту часть обители, которая больше похожа на музей. Здесь и трапезная, и кухня, и многое из того, что веками составляло ежедневный быт монаха. Чувство, что ты турист, исчезает, когда видишь сохранившиеся росписи со сценами мученической смерти первых христиан. Их трудно разглядывать отстраненно: события раннехристианских времен становятся осязаемыми, а скупая цветовая гамма лишь усиливает впечатление. Стены центральной части главного метеорского собора богато расписаны фресками. Некоторые из них принадлежат кисти Доменикаса Теотокопулоса — это тот самый художник, который начинал с иконописи, а позже, уехав в Венецию, сменил имя на Эль Греко.

http://foma.ru/grecheskie-etyudyi.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010