Самоконтроль Каждый день рассуждай, в чем погрешил; и если помолишься о том, Бог простит тебе (прп. авва Исаия , 89, 292). Рассматривай в себе каждодневно, какую страсть победил ты, прежде чем вознесешь к Богу прошения свои (прп. авва Исаия , 89, 344). Обсуждай себя здесь каждый день, в чем недостаточествуешь, и не будешь в затруднении в час нужды смертной (прп. авва Исаия , 89, 348). Рассматривай же себя, брате, каждодневно, если желаешь узнать сердце свое, что есть в нем перед Богом, – не осуждение ли (там брата), или ненависть (к нему), или зависть, или презорство? (прп. авва Исаия , 89, 410). Горе нам, что не посматриваем на то, что находится внутри чрева нашего, и потому побеждаемы бываем сластолюбием и гордостию! (прп. авва Исаия , 89, 440). Рассматривая делание каждого дня, сравнивай его с деланием предшествующего и поспешай к исправлению (свт. Василий Великий , 9, 51). Источник. По прошествии дня и по приведении к концу всякого дела, телесного и духовного, прежде упокоения, совесть каждого должна быть подвергнута испытанию собственного его сердца (свт. Василий Великий , 9, 63–64). Источник. ...Надобно всякое дело совершать, как бы оно делалось перед очами Господа, и всякую мысль слагать, как бы Господь назирал ее (свт. Василий Великий , 9, 92). Источник. ...Обозрение прошедшего весьма полезно, чтобы снова не впадать нам в подобные грехи... (свт. Василий Великий , 9, 150). Источник. ...Что ты ни производил бы делом или словом, имей свидетелем совесть свою, что совершаемое тобою делается по Богу, и спасешься (прп. Ефрем Сирин , 31, 305). ...Произведем строгое испытание не только дел своих, но и слов, и помышлений, и строго исследуем, как проведен каждый день, какой грех сдалан в продолжение сего дня, сколько дней прожито худо, и какое движение или помышление возбудило нас к недоброму движению. И постараемся по мере грехов своих показать и покаяние. Наложим наказание на совесть и подвергнем ее сильному уреканию, чтобы по восстании от греха, страшась мучительности прежних ран, не осмелиться нам снова впасть в ту же пучину. Веди в совести запись и замечай в ней ежедневные грехи свои, и пусть эта записная книга каждый день будет раскрыта перед тобой; взвешивай сам в себе, что доброго и лукавого тобою сделано; приводи себе в память реку огненную, червя неусыпающего и горький ад, чтобы страхом мучений приумножать в себе доброе и истреблять лукавое. Будем плакать прежде времени, чтобы не скрежетать зубами во время и не плакать во времена. Сею жертвою благоугождается Бог; сими водами орошаемый человек приносит плод, сими водами омывается персть, сими водами угашается огонь, просветляется тьма, разрешаются узы, обращаются заблуждавшие, спасаются все, и Бог прославляется; сими водами и Петр омыл прившедшую в него скверну, ибо, изшед вон, плакася горько ( Мф. 26, 75 ) (прп. Ефрем Сирин , 32, 369–370).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Спорливость В собеседованиях не должно быть никакой грубости, ибо умных людей обыкновенно украшают скромность и целомудрие более чем дев (прп. Антоний Великий , 89, 68). Источник. Когда встретишь человека, который, любя спорить, вступает с тобою в борьбу против истины и очевидности, то, прекратив спор, уклонись от него, совсем окаменевшего умом. Ибо как дрянная вода делает ни к чему негожими самые лучшие вина, так и злые беседы растлевают людей добродетельных по жизни и нраву (прп. Антоний Великий , 89, 70). Источник. Не люби прений, чтобы не вселилось в тебя вселукавство (прп. авва Исаия , 89, 331). Не спорьте друг с другом ни о каком предмете (прп. авва Исаия , 59, 8). Источник. Не будь спорлив, чтобы не сделаться жилищем всякого зла (прп. авва Исаия , 59, 64). Источник. Все, что ненавидит Бог, обитает в душе человека спорливого и горделивого (прп. авва Исаия , 59, 136). Кто порабощен сей страстию , тот не хочет нести креста своего, а увлекается тщеславием (прп. авва Исаия , 59, 136). Эта страсть ниспровергает все здание добродетели и наводит на душу такой нрав, что она не может видеть света честности (прп. авва Исаия , 59, 136). Кто спорит с пустословом, тот обыкновенно сам ему уподобляется (свт. Василий Великий , 7, 30). Источник. Будьте уступчивы друг другу и не заводите споров о том, что ни к чему не полезно (прп. Ефрем Сирин , 30, 232). Источник. Лучше быть честно побежденным, нежели одержать победу со вредом и незаконно (свт. Григорий Богослов , 12, 76). Источник. Лучше, будучи мудрым, уступать по скромности, нежели, будучи невеждою, надуваться по дерзости (свт. Григорий Богослов , 12, 474). Источник. И мы, подражая Христу, можем иногда заграждать уста любопытным совопросникам и их неуместные вопросы решать вопросами же еще более неуместными (свт. Григорий Богослов , 14, 218). Источник. Не заботься во всем и всегда одерживать верх. Лучше уступить над собою победу с пользою, нежели победить со вредом. И у борцов почитается побежденным не всегда тот, кто лежит внизу, но часто и тот, кто остается вверху (свт. Григорий Богослов , 16, 206). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Отвергший Божественную заповедь и решившийся прогневлять Детоводителя преступлениями умирает без милосердия... (свт. Кирилл Александрийский , 65, 36). Источник. ...Никто не удостаивается приять небесные дары Святаго Духа, если не будет предварительно упражняться в изучении святых заповедей... (прп. Нил Синайский , 72, 245). Источник. ...В число предателей включаются и христиане, которые не исполняют заповедей, пренебрегают ими, ведут себя высокомерно и следуют своим лукавым хотениям (прп. Нил Синайский , 73, 50–51). Где заповедь Божия, там, конечно, и искушение, и вражеские козни (прп. Нил Синайский , 73, 107). Источник. Не должно пренебрегать и малых по видимому заповедей, но надобно исполнять и их вместе с великими (прп. Нил Синайский , 73, 379). Источник. ...Какого утешения не имеют заповеди Христовы? – Но произволение не устремляется к исполнению их, ибо если бы устремлялось, то, при помощи благодати Божией, все было бы для него легко (прп. Зосима, 91, 115). Источник. Сколько мы, веруя, исполняем заповеди Божии, столько и Дух Святый производит в нас Свои плоды (прп. Марк Подвижник , 89, 489). Источник. Исполнивший заповедь пусть ожидает за нее искушения. Ибо любовь ко Христу испытывается противностями (прп. Марк Подвижник , 89, 528). Господь сокровен в заповедях Своих и ищущими Его обретается по мере (исполнения их) (прп. Марк Подвижник , 89, 536). Источник. Духовный закон суть заповеди Христовы, из которых первая и величайшая есть любовь; она не мыслит зла, но вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит ( 1Кор. 13, 5, 7 ), по слову Писания. Сею любовью различаемся мы один от другого, но (полноты) ее достоинства никто из нас не достигает, а ожидает, что благодать Христова восполнит наши недостатки, если только мы не вознерадим о делании по силе нашей, ибо Бог знает, сколько мы не можем сделать по немощи и сколько не исполняем дела любви по нерадению. Но так как любовь укрепляется не только произвольными трудами, но и случающимися скорбями; посему-то много нужно нам терпения и кротости, при содействии помощи Божией (прп. Марк Подвижник , 89, 538). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Севера и памятник иконографии вологодских святых XVIII в./ВХНРЦ. М., 2014. (Исследование и реставрация одного памятника; 9); Художественные сокровища Патриаршего музея церк. искусства при Храме Христа Спасителя. М., 2016. С. 157; Гнутова С. В. Икона с изображением раки с мощами прп. Павла Обнорского: К вопросу о худож. убранстве рак для мощей рус. святых, канонизированных на рубеже XIX-XX вв.//II Деминские чт.: Отчетная науч. конф. ЦМиАР по итогам 2016 г.: Тез. докл. М., 2017. С. 28-32; Иконы Вологды кон. XVI-XVII в. Вологда; М., 2017. С. 154, 168-171, 472-488, 496-506. Кат. 16, 64, 66. Е. А. Виноградова Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРАСИМ [Вологодский] († 1178), прп. (пам. 4 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)

http://pravenc.ru/text/2581815.html

...Гнев на ближнего во всяком случае несправедлив... Поэтому употребляй все средства не давать выказываться гневу (прп. Нил Синайский , 70, 177). Источник. Щадя других и не изъявляя им своего гнева, сам найдешь пощаду, в общем мнении покажешься благоразумным, и будешь включен в число молящихся (прп. Нил Синайский , 70, 178). Источник. ...Гнев возмущает умное око, вредя молитвенному состоянию (прп. Нил Синайский , 70, 178). Источник. Неполезно гневаться, как без причины, так и по основательной причине, ибо справедливо воспрещено сие Господом (см.: Мф. 5, 22 ) (прп. Нил Синайский , 72, 164). Источник. ...Смотри и ты, чтобы вместе с тем, как приходишь в гнев, не стать причастником тьмы и омрачения в уме (прп. Нил Синайский , 72, 181). Источник. Гнев – неистовая страсть, легко выводит из себя даже имеющих ведение, зверскою делает душу и заставляет уклоняться от (дружелюбного) собеседования (прп. Нил Синайский , 89, 266). Переноси терпеливо поношение и губами заключай дверь гневу: в этом для тебя преспеяние (прп. Нил Синайский , 89, 270). Гнев и ненависть – пожар сердца, а души незлопамятных орошаются росою духовною (прп. Нил Синайский , 89, 270). Источник. ...Начато обуздывания гнева есть – не говорить, пока продолжается гневное раздражение (прп. авва Зосима, 90, 116). Источник. ...Кто, разгневавшись, не сознается в вине своей, но еще более раздражает себя на гнев, и жалеет не о том, что разгневался, а что не наговорил еще больше того, что сказал в раздражении своем, – этот называется двоегневным; и в нем брань не утихает, потому что после гнева берут его в свою власть злопамятство, неприязнь и злоба. Господь Иисус Христос да избавит нас от части таковых и да сподобит части кротких и смиренных (прп. авва Зосима, 90. 125). Источник. ...Причины... гнева суть: давать и брать (хлопотливые сделки иметь), творить волю свою, любить учительство, почитать себя разумным. Кто отсечет это, у того страсть гнева не будет иметь силы. Так и относительно всех страстей (прп. авва Зосима, 90, 125). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Прп. Феодосий родился в городе Васильеве (Василькове) в Киевском княжестве, где отец его был тиуном (судьей). Умер он в Курске, куда перешел на службу. Тогда юный сын его, с детства богобоязненный и начитанный в Священном Писании, весь отдался заботе о спасении своей души: он стал одеваться бедно, избегать развлечений и особенно любил печь просфоры для Божественной литургии, — пшеницу он покупал сам и сам молол ее. Мать мешала ему, как могла, и не раз его била. Тогда он тайно ушел в другой город и поселился у одного священника, но мать нашла его и заставила вернуться. Не удаласьему и попытка уйти со странниками в Святую Землю. Раз градоначальник, любивший его, позвал его на званый обед. Когда отрок переодевался, мать обнаружила, что он носит железный пояс, врезавшийся в его тело. Она избила его и заставила снять пояс. Однако же этот случай не нарушил его душевного мира. Наконец евангельские слова, услышанные им в церкви: «Аще кто не оставит отца или матере и в след Мене не идет, тот несть Мене достоин» (Мф. 10, 37) и «Мати Моя и братия Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8, 21), заставили его окончательно порвать с миром. Он пошел в Киев к прп. Антонию, отшельнику Печерскому (память его 10 июля), и со слезами умолял его принять. Преподобный сказал: «Отрок, ты видишь, как мрачна и темна эта пещера, ты не выдержишь здешних неудобств». Юноша отвечал: «Бог привел меня в твою пещеру, ясно предуказывая, что мне должно спастись через тебя!» Тогда прп. Антоний принял его и приказал прп. Никону (память его 23 марта) его постричь. Это было в 1032 г. Прп. Феодосию было тогда 23 года. Но мать и здесь нашла его. Только повинуясь воле прп. Антония, сын вышел к ней, но сказал твердо, что если она хочет хоть изредка видеть его, то должна постричься в местном женском монастыре. Мать уступила. Прп. Антоний сам наставлял ее к иноческой жизни. И через несколько лет она мирно скончалась. При игумене Варлааме, когда прп. Антоний уже затворился в дальней пещере, а прп. Никон ушел в Тмутаракань, прп. Феодосий был рукоположен в иеромонаха, а когда прп. Варлаам (память его 19 нояб.) был назначен настоятелем Свято-Димитриевского монастыря, прп. Феодосий заместил его. В пещерном монастыре было лишь 12 братии, но на горе невдалеке от пещеры он создал обитель с небольшой церковью Успения Пресвятой Богородицы, и число братий в ней дошло до 100 человек. Прп. Феодосий ввел в ней Студийский устав и строго следил за исполнением его. Он постоянно посещал прп. Антония, который не переставал руководить им и всем монастырем.

http://sedmitza.ru/lib/text/437144/

    «Мне кажется, что дары предлагаются теперь так же, как и всегда. Вопрос в том, насколько мы принимаем их, потому что мы не способны поражаться и больше не воспринимаем новизну всего» ( Митрополит Сурожский Антоний.Церковная община//Труды. Т. 2. М.: Практика, 2007. С. 494).     Митрополит Сурожский Антоний.Без записок//Труды. Т. 1. М.: Практика, 2002. С. 267.     Ср.: «И вот эта вечная жизнь и есть духовная жизнь: жизнь, которая должна начаться теперь – не в будущем, не когда-то» (Митрополит Сурожский Антоний.Что такое духовная жизнь//Труды. Т. 1. М.: Практика, 2002. С. 325).     Митрополит Сурожский Антоний.Внутренняя устойчивость//Труды. Т. 1. М.: Практика, 2002. С. 303.     Там же, С. 303.     Там же, С. 304.     См.: Митрополит Сурожский Антоний.О Церкви//Церковь. М., 2011. С. 55-56.     Митрополит Сурожский Антоний. Беседы 2002 года//Труды. Т. 2. Ук. Изд. С. 31.     Митрополит Сурожский Антоний. Церковь и Евхаристия//Труды. Т. 2. Ук. Изд. С. 472.     Митрополит Сурожский Антоний. Божественная литургия – местопребывание Духа//Труды. Т. 2. Ук. Изд. С. 457-458..     Митрополит Сурожский Антоний. Итоги жизни//Труды. Т. 1. Ук. Изд. С. 347.     Митрополит Сурожский Антоний. Церковь и Евхаристия//Труды. Т. 2. Ук. Изд. С. 469-470.     Митрополит Сурожский Антоний. Итоги жизни//Труды. Т. 1. Ук. Изд. С. 343.     См.: Митрополит Сурожский Антоний.Дом Божий//Церковь. М., 2011. С. 166..     Митрополит Сурожский Антоний. Святость//Труды. Т. 1. Ук. Изд. С. 367.     Митрополит Сурожский Антоний. Итоги жизни//Труды. Т. 1. Ук. Изд. С. 344.     Там же, С. 330.     Митрополит Сурожский Антоний. Без записок//Труды. Т. 1. Ук. Изд. С. 344.     Митрополит Сурожский Антоний. Итоги жизни//Труды. Т. 1. Ук. Изд. С. 348.     Ольга Седакова. Сила присутствия//MORALIA. Эссе, лекции, заметки, интервью. М., 2010. С. 847.     Церковь. С. 102.     Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры.

http://bogoslov.ru/article/2004972

Преподобный Корнилий был современником прп. Нила Сорского . Об общении между двумя подвижниками нет никаких сведений, поэтому нельзя установить факт влияния прп. Нила на прп. Корнилия. Но несомненно, что оба они принадлежали к греческой школе исихастов. Агиограф и сотаинник Корнилия инок Нафанаил передает слова святого: «Сердце же хранили елика сила умною молитвою от скверных помысл». Эти слова, выражающие сущность исихазма, свидетельствуют о том, что прп. Корнилий и его ученики знали и творили умное делание 676 . «Таким образом, влияние Афона и греческого подвижничества, под которым находился Нил, испытывали и другие русские люди, не отрывало поэтому Нила от русской жизни, в которой составляло заметную струю» 677 . Этим общим влиянием византинизма объясняется сходство в характере подвижничества («внутреннее делание» прп. Нила и прп. Корнилия). Известны пять учеников прп. Корнилия, подвизавшихся в безмолвии и созерцании, основавших новые обители. Это прп. Геннадий Костромской (†1565), прп. Иродион Илоезерский (†1541), прп.Филипп Ирабский (†1537), прп. Кирилл Белый Новоезерский (†1532), прп. Адриан Пошехонский (†1550). Последователем преподобного Кирилла Белозерского и традиций Северной Фиваиды был прп. Антоний Сийский (†1556 г.), основатель Сийской обители в Архангельской области. Известно, что даже духовная грамота прп. Антония списана с духовной грамоты прп. Кирилла с небольшими добавлениями и наставлениями, что является указанием на духовную связь северных монастырей с Кириллом. Преподобный Антоний был последователем школы трезвения, и это подчеркивается в его житии, где упоминается об умном делании, которому «крепце прилежаше» святой. Ради безмолвия и созерцания и переходил он на пустынный остров. Здесь он «к вышним течение радостно простираше, в безмолвии мнозе пребывая, ум же свой от всех попечений удаляя, и чисте Богу беседуя, и моление свое яко кадило на небо воспущая». У него, как и у других святых Кирилловской школы, выступает характерная для них черта – нестяжательность. В житии говорится: «многа... борениа показа... работая Богови, былии земными саморастущими в пустыни сей питашеся и от своих трудов потребна себе и братии исполняше» 678 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

101 Симеон Новый Богослов, прп. Слово 45, 4// Симеон Новый Богослов, прп. Слова. С. 381. 102 Симеон Новый Богослов, прп. Слово 45, 4// Симеон Новый Богослов, прп. Слова. С. 381. 103 Иоанн Златоуст, свт. Толкования на послание к Римлянам, 14:5// Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб., 1903. Т. 9. Кн. 2. С. 665. 104 Максим Исповедник, прп . Вопросответы к Фалласию, 65//PG. Vol. 90. Col. 740B. 105 Maximus the Confessor . Various Texts on Theology, the Divine Economy, and Virtue and Vice, 4.47//The Philokalia. London, 1981. Vol. 2. P. 248; цит. по: Дамаскин (Христенсен), иером. Святоотеческое учение о космосе до грехопадения//XVI Международные Рождественские образовательные чтения. Сборник докладов конференции «Православное осмысление творения мipa и современная наука». Вып. 4. М., 2008. С. 81. 106 Следовательно, и эволюции, в основе которой лежит «борьба за существование», быть не могло. 107 Феофил Антиохийский, свт . Три книги к Автолику. М., 1865. С. 45. 108 Симеон Новый Богослов, прп. Слово 45, 2// Симеон Новый Богослов, прп. Слова. С. 371. 109 Букв.: «текучая» (ρευστ). Ср. со словами прп. Максима Исповедника из 38 Амбигвы, приводимыми ранее (PG. Vol. 90. Col. 1157A). 110 Григорий Синаит, прп. Весьма полезные главы, расположенные акростихами, 11// Григорий Синаит, прп. Творения/пер. еп. Вениамина (Милова) . М., 1999. С. 9–10. 111 Григорий Синаит, прп. Весьма полезные главы, 8//Творения. С. 8. 112 Григорий Синаит, прп. Весьма полезные главы, 9//Творения. С. 8. 113 Например см.: Мумриков О., свящ . Концепции современного естествознания. Сергиев Посад, 2013. С. 118. 114 См. об отношении первозданного рая к раю обетованному и Царствию Небесному: Дионисий (Шлёнов), иером. Тайна рая: отрывки о рае из богословских сочинений прп. Никиты Стифата по славянской “Диоптре” Филиппа Пустынника (с богословско-экзегетическим комментарием)//Богословский Вестник. 2003. Вып. 3. С. 70–128. 115 См. об этом: Максим Исповедник, прп. Амбигвы, 37//PG. Vol. 91. Col. 1304D–1312B. 116 Григорий Синаит, прп. Весьма полезные главы, 10//Творения. С. 8–9.

http://azbyka.ru/ponjatija-smerti-i-tlen...

Источники   Литература   Симеон Новый Богослов, прп. Слово 45, 4// Симеон Новый Богослов, прп. Слова. С. 381. Симеон Новый Богослов, прп. Слово 45, 4// Симеон Новый Богослов, прп. Слова. С. 381. Иоанн Златоуст, свт. Толкования на послание к Римлянам, 14:5// Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб., 1903. Т. 9. Кн. 2. С. 665. Максим Исповедник, прп . Вопросответы к Фалласию, 65//PG. Vol. 90. Col. 740B. Maximus the Confessor . Various Texts on Theology, the Divine Economy, and Virtue and Vice, 4.47//The Philokalia. London, 1981. Vol. 2. P. 248; цит. по: Дамаскин (Христенсен), иером. Святоотеческое учение о космосе до грехопадения//XVI Международные Рождественские образовательные чтения. Сборник докладов конференции «Православное осмысление творения мipa и современная наука». Вып. 4. М., 2008. С. 81. Следовательно, и эволюции, в основе которой лежит «борьба за существование», быть не могло. Феофил Антиохийский, свт . Три книги к Автолику. М., 1865. С. 45. Симеон Новый Богослов, прп. Слово 45, 2// Симеон Новый Богослов, прп. Слова. С. 371. Букв.: «текучая» (ρευστ). Ср. со словами прп. Максима Исповедника из 38 Амбигвы, приводимыми ранее (PG. Vol. 90. Col. 1157A). Григорий Синаит, прп. Весьма полезные главы, расположенные акростихами, 11// Григорий Синаит, прп. Творения/пер. еп. Вениамина (Милова). М., 1999. С. 9–10. Григорий Синаит, прп. Весьма полезные главы, 8//Творения. С. 8. Григорий Синаит, прп. Весьма полезные главы, 9//Творения. С. 8. Например см.: Мумриков О., свящ . Концепции современного естествознания. Сергиев Посад, 2013. С. 118. См. об отношении первозданного рая к раю обетованному и Царствию Небесному: Дионисий (Шлёнов), иером. Тайна рая: отрывки о рае из богословских сочинений прп. Никиты Стифата по славянской «Диоптре» Филиппа Пустынника (с богословско-экзегетическим комментарием)//Богословский Вестник. 2003. Вып. 3. С. 70–128. См. об этом: Максим Исповедник, прп. Амбигвы, 37//PG. Vol. 91. Col. 1304D–1312B. Григорий Синаит, прп. Весьма полезные главы, 10//Творения. С. 8–9.

http://bogoslov.ru/article/6027304

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010