Лицо твое всегда должно быть печально, разве когда к тебе придут братья-странники: тогда прими вид радостный (прп. Антоний Великий , 89, 102). Источник. Как развалины вне города служат всем для смрадных нечистот, так душа того, кто лениво и вяло проходит уединенническую жизнь, бывает вместилищем всех страстей и нечистот греховных (прп. Антоний Великий , 89, 105). Источник. Не скучай из-за помыслов, которые нападают на тебя в келье, зная, что Господь никакого труда твоего (ради Его) не предаст забвению: это послужит тебе к преуспеянию и благодать Божия поможет тебе (прп. Антоний Великий , 89, 109). Источник. ...Монах, который несколько дней подвизается и потом послабляет себе, потом опять подвизается и опять нерадит, – такой монах все равно что ничего не делает, и никогда не достигнет он совершенства жизни, за недостатком постоянства ревности и терпения (прп. Антоний Великий , 89, 120). Источник. Оно столько нужно подвижнику, что коль скоро его нет, то и сам он никакой цены не имеет (при. Антоний Великий , 89, 133). ...Боговселенье или жизнь в Боге и есть последняя цель всех подвижнических трудов и верх совершенства (прп. Антоний Великий , 89, 138). Источник. Если демоны будут склонять сердце твое к подвигу, превышающему силы твои, не слушай их... (прп. авва Исаия , 59, 25). Источник. Труды и подвиги сей кратковременной жизни не только хранят нас от согрешений, но и приготовляют душе венцы, еще прежде исхода ее из тела (прп. авва Исаия , 59, 210). Источник. ...Человек, если не удручит подвигами тела своего, то не узрит Божественного света (прп. авва Исаия , 59, 212). Где бы кто ни был, да подвизается везде: венец дается не по месту, а по деяниям (свт. Афанасий Великий , 2, 10). Источник. ...Кто выдержал тысячи подвигов ради добродетели, и для приобретения ее с избытком испытал себя в трудах, тот жив будет до конца... (ср.: Рим. 8, 13 ) (свт. Василий Великий , 5, 309). Источник. Если посвящаем себя чистоте жизни, Бог вспомоществует нам в очищении себя от страстей, усовершая нашу старательность и ревность о добре (свт. Василий Великий , 6, 31). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Иные же, не упражнявшись еще, если в одну только впадут скорбь и воздвигнется на них брань, тотчас ввергаются в беду и в гибель (прп. Макарий Египетский , 67, 118–119). Источник. ...Так угодно Господу, поскольку человек еще младенец, упражняет его Господь во бранях (прп. Макарий Египетский , 67, 200). ...Кто не борется со грехом, то внутренний порок, разливаясь постепенно, с приумножением своим увлекает человека в явные грехи, доводит до совершения их самим делом, потому что зло, как отверстие источника, всегда источает из себя струю (прп. Макарий Египетский , 89, 217). Самое главное оружие для борца и подвижника состоит в том, чтобы, вошедши в сердце, сотворил он брань с сатаною, возненавидел самого себя, отрекся от души своей, гневался на нее, укорял ее, противился привычным своим пожеланиям, препирался с помыслами, боролся с самим собой (прп. Макарий Египетский , 89, 218). Источник. ...Враги никогда не остаются в бездействии и ведут брань, не предаваясь лености (прп. Макарий Египетский , 89, 236). Источник. ...Мера твоего подвига заключается в том... чтобы бороться с пороком и не слушаться его, не соуслаждаться им в помыслах (прп. Макарий Египетский , 89, 244). Источник. Нет человека, на которого враг перестал бы нападать (прп. Макарий Египетский , 89, 248). Источник. ...Иные терпят сильную брань и терзания от греха, но укрепляются и умудряются в бранях, пренебрегая сопротивную силу, и нет им опасности в этом отношении... (прп. Макарий Египетский , 89, 248). Источник. ...Если и наступает брань отвне, делает приражение сатана, то внутренно ограждены Господнею силою, и не тревожатся при нападениях сатаны (прп. Макарий Египетский , 89, 265). ...Если подъявший на себя оружие Христово, чтобы сражаться мужественно, расслабнет, то скоро предается он врагам и, по разрешении с телом, из тьмы, обдержащей его ныне, пойдет в другую, более страшную тьму и в погибель (прп. Макарий Египетский , 89, 270). Источник. Кто надеждою на Бога одержал верх над многими и сильными врагами, тот, как бы приведя в некое забвение показанные им труды, снова восстает на борцов, еще более сильных и могущественных (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ученики прп. Александра Свирского , канонизированные Святой Православной Церковью Прмч. Адриан Ондрусовский Прп. Геннадий Важеозерский Прп. Никифор Важеозерский Прп. Афанасий Сяндемский Прп. Макарий Оредежский Прп. Игнатий Островский, Свирский Прп. Леонид Островский, Свирский Прп. Корнилий Островский, Свирский Прп. Дионисий Островский, Свирский Прп. Феодор Островский, Свирский Прп. Ферапонт Островский, Свирский Прп. Афанасий Островский, Свирский СВИРСКИЙ МЕСЯЦЕСЛОВ 18/31 января – прп. Афанасий Сяндемский, Вологодский. 9/22 февраля – прп. Геннадий Важеозерский, прп. Никифор Важеозерский (день преставления в 1557 г.). 17/30 апреля – прп. Александр Свирский (первое обретение мощей в 1641 г.). 2/15 мая – прп. Афанасий Островский, Свирский (тезоименитство). Неделя 3-я по Пятидесятнице – Собор Санкт-Петербургских и Ладожских святых; Собор Новгородских святых и 21 мая/3 июня – Собор Карельских святых: прп. Александр Свирский ; прмч. Адриан Ондрусовский; прп. Киприан Стороженский; прпп. Геннадий и Никифор Важеозерские; прп. Макарий Оредежский; прп. Афанасий Сяндемский, Вологодский; прпп. Игнатий, Леонид, Корнилий, Дионисий, Феодор, Ферапонт и Афанасий Островские, Свирские; прпп. Сергий и Варвара Островские, Свирские. 17/30 июля – прп. Александр Свирский (второе обретение мощей в 1998 г.). 9/22 августа – прп. Макарий Оредежский (день преставления в 1532 г.). 26 августа/8 сентября – прмч. Адриан Ондрусовский (тезоименитство). 30 августа/12 сентября – прп. Александр Свирский (день преставления в 1533 г.), преподобные Сергий и Варвара Островские, Свирские. В народе почитаются и другие памятные дни: 8/21 января – прп. Геннадий Важеозерский (день преставления в 1516 г.). 9/22 февраля – преподобные Игнатий, Леонид, Корнилий, Дионисий, Феодор, Ферапонт и Афанасий Островские, Свирские. 2/15 мая – прп. Афанасий Сяндемский, Вологодский (день обретения мощей в 1720 г.). 15/28 мая – прмч. Адриан Ондрусовский (день преставления в 1550 г.). 17/30 мая – прмч. Адриан Ондрусовский (день обретения и перенесения мощей в 1552 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Бог исполнил человека ведением и разумом, стараясь очистить страсти и самопроизвольное зло и по Своей благости жатая преложить смертное в бессмертие (прп. Антоний Великий , 89, 91). Бог приличнейшим образом положил преграду злу в людях тем, что даровал им ум, ведение, разум и различение добра, чтобы, познавая зло, что оно вредит нам, мы убегали его. Но безумный человек идет вслед зла и даже величается им, и, как бы в сеть попавшись, бьется он, будучи опутан им внутри, не имея сил возникнуть когда-либо из-под него, чтобы увидеть и познать Бога, все создавшего во спасение и обожение людей... (прп. Антоний Великий , 89, 93). Источник. Не говори с раздражением, но да будут слова твои с мудростью и разумом, равно как и молчание твое. Подражай премудрым отцам нашим, которых слова всегда были полны мудрости и разума, равно как и молчание их (прп. Антоний Великий , 89, 103). Источник. Язык твой всегда да следует разуму, потому что слова, чуждые разума, суть колючие остны и иглы (прп. Антоний Великий , 89, 103). Источник. Если откроется тебе в словах Писания какой-либо переносный (аллегорический) смысл – толкуй их аллегорически, но не разоряй и буквы (или буквального смысла), чтобы не верить своему разуму более, чем Святому Писанию, ибо это – знак гордости (прп. авва Исаия , 89, 298–299). ...Блюди себя от лжеименного разума, противящегося здравому учению, как сказал Апостол (см.: 1Тим. 6, 20; 1, 10 ) (прп. авва Исаия , 89, 299). Кто утверждается на собственном своем разуме и держит свою волю, тот привлекает к себе толпы бесов и не может быть от Духа (Божия), приносящего сердцу печаль (или сокрушение). Кто, видя словеса Писания, творит их по собственному своему разуму, и на нем утверждает себя, что так есть (на нем утверждаясь, полагает, что так должно понимать слова те), – таковой не знает славы Божией и богатства Его; а кто, видя, говорит: не знаю, – человек есмь, и воздает славу Богу, – в таковом обитает богатство Божие, по силе его и по помыслу его (прп. авва Исаия , 89, 316).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Нерадение ...Нерадение наше о познании даров ... привело нас в леность, а леность предала забвению, от которого воцарилось в нас неразумие (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 19). ...Нерадивый и беспечный, не имеющий ревности о богоугождении, если падет от искушений диавола, даже не замечает совершенного им греха, потому что сердце его жестко, как камень, и он подобен мулу, усмиренному и заузданному, на которого всякий садится без сопротивления с его стороны. В такого рода людях диавол совершает все свои похоти и свое всецелое растление, и куда хочет влечет каждого из них, пока исполнятся неправды его, и он умрет со стенаниями и плачем (прп. Антоний Великий , 89, 60). Нерадивый походит на дом, развалившийся и брошенный жильцами, – который никакой ни у кого не имеет цены, но отвратителен всем, будто проклятый, как жилище ехидн, скорпионов и зверей; никто о нем не печется, как о развалившемся и запустелом. Таково состояние нерадивого! Позаботьтесь хранить ревность и никогда не отлагайте ее, чтоб не подпасть под власть врага (прп. Антоний Великий , 89, 60). Постоянное и искреннее приноси покаяние, – и ни на одну минуту не предашься нерадению и лености (прп. Антоний Великий , 89, 106). Источник. Не дадим места в сердцах наших нерадению, дабы зависть (врагов) не отлучила нас от Бога... (прп. авва Исаия , 59, 53). Убегай нерадения, дабы не подвергнуться печали во время воскресения праведных (прп. авва Исаия , 59, 91). Пока нерадит человек о себе самом, дотоле думает в сердце своем, что он друг Божий (прп, авва Исаия , 89, 332). Любовь к Богу прогоняет нерадение, а бесстрашие возбуждает его (прп. авва Исаия , 89, 350). Горе нам, что, оставя божественные молитвы и чтения с размышлением, иждиваем дни наши в пустых мечтаниях и празднословиях! (прп. авва Исаия , 89, 437). Смотрите, никто да не будет нерадив, потому что пришествие Христово внезапно, как страшная молния (прп. Ефрем Сирин , 30, 55–56). Источник. Малое нерадение рождает грех, и малая трезвенность отвращает великий вред (прп. Ефрем Сирин , 30, 151). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Царь мч. Ашот I Великий подносит мон-рь Опиза Христу. Ктиторский фриз кафоликона мон-ря Опиза. XI в. (ГМИГ) Царь мч. Ашот I Великий подносит мон-рь Опиза Христу. Ктиторский фриз кафоликона мон-ря Опиза. XI в. (ГМИГ) Помимо основателя монашества в Кларджетской пуст. прп. Григория Ханцтели в число К. п. входят: св. Амона, «искуснейший строитель» новой церкви в Хандзте, возведенной при игум. прп. Арсении; отшельник Анатолий (Антоний), который удостоился вместе с деканиссой прп. Феместией (Теместией) видения о кончине чудотворца прп. Матоя; прп. Андрей, 2-й настоятель мон-ря Опиза; прп. Анастасия (в миру Бюрила), дочь местного властителя Баграта Шароели, которая монашеским подвигом «совершенно осрамила дьявола» и исцеляла страждущих; свт. Арсений I Великий, сын властителя Мириана, католикоса Картли, сподвижника свт. Ефрема Великого, митр. Ацкурского; прп. Арсений, настоятель Хандзты; прп. Василий III Кларджетский, настоятель Хандзты, сын служанки матери прп. Григория Ханцтели, в Житии описано его чудесное исцеление прп. Григорием; св. Гавриил (Габриел) Дапанчули, азнаур царя св. Ашота I, сделавший значительные пожертвования на монастырское строительство прп. Григория, благодаря ему в т. ч. был основан жен. мон-рь Гунатле; прп. Гавриил, «учитель, большой подвижник, блаженный святой отец», насельник Хандзты, рассказавший составителям Жития прп. Григория о прп. Василии III; свт. Георгий, еп. Ацкурский; прп. Георгий Мерчуле , один из составителей Жития прп. Григория; прп. Георгий Опизели , 3-й настоятель мон-ря Опиза (после преподобных Самуила и Андрея), при нем прп. Григорий пришел в Кларджети и поселился в Опизе; свт. Георгий, еп. Ацкурский; прп. Григорий Хандзтийский , сын Липарита, настоятель монастыря Шатберди; прп. Давид, игум. монастыря Мидзнадзори (Миджнадзори), «строитель монастырей»; прп. Димитрий, ученик прп. Февронии, один из первых учеников прп. Григория, назван в Житии «Христоносцем»: его ученики неоднократно видели над ним столп света, поскольку «на нем постоянно покоился Святой Дух»; прп.

http://pravenc.ru/text/1841257.html

Зло Ходящие в невинности и простоте будут сильны против всякого зла и соблюдутся в Жизнь Вечную (св. Ерм , 94, 165). Если же кто не знает, какое желание или какое разумение должно оставить, то да испытывает всякое дело и всякое разумение удалением и воздержанием от него, и что приносит беспокойство и при исполнении своем наслаждение, а при возбранении огорчение, то худо. И его надобно презреть, прежде нежели оно в нас замедлит, ибо иначе придется потрудиться, чтобы победить его, когда уже почувствуется от него вред. Это говорю о всяком деле и о всяком разумении, без которых мы можем быть живы телом и благоугодить Богу (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 24). Если человек решится исправиться и начнет избегать всякого зла, вооружившись против него подвигами – плачем, сокрушением, воздыханиями, постом, бдениями, бедностью и многими к Богу молитвами, – то Господь по Своей благодати поможет ему и от всех душевных страстей избавит его (прп. Антоний Великий , 89, 50). Как огонь сожигает большие леса, когда понебрежешь о нем, так злоба, если допустишь ее в сердце, погубит душу твою, и тело твое осквернит, и много принесет тебе неправых помышлений; возбудит брани, раздоры, молвы, зависть, ненависть и подобные злые страсти, отягчающие самое тело и причиняющие ему болезни (прп. Антоний Великий , 89, 56–57). Сживающиеся со злом никогда не будут в числе бессмертных (т. е. блаженным бессмертием) (прп. Антоний Великий , 89, 65). Источник. Причина... всех зол есть заблуждение, прелесть и неведение Бога (прп. Антоний Великий , 89, 67). Бог не есть виновник зла. Он даровал человеку разум, способность различать добро, и зло, и самовластие; злые же страсти рождаются уже от нерадения и беспечности людей. Отнюдь невиновен в них Бог. По свободному выбору воли демоны сделались злыми, равно как и большая часть людей (прп. Антоний Великий , 89, 79–80). Источник. Зло приражается к естеству, как ржавчина к меди и грязнота к телу. Но как не медник произвел ржавчину и не родители грязноту, так не Бог произвел зло. Он даровал человеку совесть и разум, чтоб избегал зла, зная, что оно вредно для него и готовит ему муку. Смотри же внимательно, увидев какого счастливца в силе и богатстве, ни под каким видом не ублажай его, прельщен будучи демоном. Но тотчас смерть да будет у тебя пред глазами, и никогда не возжелаешь ты ничего худого, или житейского (прп. Антоний Великий , 89, 80). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Когда истинно возлюбишь небесные блага... тогда, именно тогда, увидишь страшные искушения, тогда испытаешь ужасные брани... (прп. Нил Синайский , 73, 302). Не желай, чтобы в скором времени перестали тебя озабочивать искушения и скорби, но терпи и жди, когда угодно сие будет промышляющему о тебе Христу, Который премудро устрояет дело твое (прп. Нил Синайский , 73, 317). Источник. ...Уничтожь искушения и помыслы, – и не будет ни одного святого. Бегущий от искушения спасительного бежит от вечной жизни (прп. Зосима, 91, 120). Источник. ...Не будем любопытствовать о случающихся искушениях, как, или когда, или чрез кого они нас постигают, ибо соответственность каждого из них с воинами, время неизбежного их последования и содействие к этому всей твари знает один Бог. А мы должны только веровать правде Божией и знать, что все невольно постигающее нас случается с нами или ради любви, или за злобу: и потому мы должны терпеть оное, а не отвергать, чтобы не приложить еще греха к грехам нашим (прп. Марк Подвижник , 89, 512–513). Источник. Пребывай в сердце умом, и не будешь утружден искушениями; уходя же оттуда, терпи, что найдет на тебя (прп. Марк Подвижник , 89, 534). Молись, чтоб не нашло на тебя искушение, а когда найдет, прими его как свое, а не как чужое (прп. Марк Подвижник , 89, 534). Не думай, что всякая скорбь находит на людей по грехам. Ибо бывает, что иные благоугождают Богу, однакож терпят искушение. И написано не только, что нечестивии и беззаконницы изженутся (ср.: Пс. 36, 28 ), но равным образом и то, что хотящии благочестно жити о Христе гоними будут ( 2Тим. 3, 12 ) (прп. Марк Подвижник , 89, 535). Кто без молитвы и терпения хочет победить искушения, тот не отразит их, но более в них запутается (прп. Марк Подвижник , 89, 536). Источник. Искушения, неожиданно с нами случающиеся, по смотрению Божию, научают нас быть трудолюбивыми и невольно влекут к покаянию (прп. Марк Подвижник , 89, 538). Источник. Всякая скорбь обличает настроение нашей воли, направо склоняется она или налево. Случайная скорбь потому и называется искушением, что подвергшегося оной подвергает испытанию сокровенных его расположений (прп. Марк Подвижник , 89, 558).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Исидор Пелусиот , 62, 48–49). Если хочешь неосужденно принимать похвалу от людей, сперва возлюби обличение о грехах своих (прп. Марк Подвижник , 69, 14). Источник. Есть обличение по злобе и мщению, и есть другое , по страху Божию и истине (прп. Марк Подвижник , 89, 524). Переставшего грешить и уже кающегося не обличай более. Если же по Богу, как говоришь, хочешь обличать его, то прежде открой перед ним свои грехи (прп. Марк Подвижник , 89, 524). Лучше с благоговением (благожелательно) молиться о ближнем, нежели обличать его во всяком согрешении (прп. Марк Подвижник , 89, 531). Источник. Мужа сильного не обличай в тщеславии, но лучше укажи ему на тяготу будущего бесчестия, ибо этим способом разумный удобнее восприемлет обличение (сам в себе)(прп. Марк Подвижник , 89, 533). Того, кто не состоит в подчинении тебе, не обличай в проступке в лицо, ибо это дело более власти, чем совета(прп. Марк Подвижник , 89, 556). Источник. Не берись обличениями врачевать того, кто хвалится добродетелями, ибо один и тот же не может быть и любителем показности, и любителем истины (прп. Марк Подвижник , 89, 560). Источник. Кто исправляет брата своего в клети своей, тот исцеляет собственный свой порок. А кто обвиняет кого-либо пред собранием, тот увеличивает болезненность собственных своих язв. Кто втайне врачует брата своего, тот явною делает силу любви своей. А кто стыдит брата перед глазами друзей его, тот показывает в себе силу зависти. Друг, обличающий тайно, – мудрый врач, а врачующий перед глазами многих в действительности есть ругатель (прп. Исаак Сирин , 58, 396–397). Источник. Обличение из зависти – ядоносная стрела (прп. Исаак Сирин , 58, 414). Источник. Никого не обличай, не поноси, даже и крайне худых пожизни своей (прп. Исаак Сирин , 58, 415). Источник. Если кто отвергает от себя праведное или неправедное обличение, тот отвергается своего спасения, а кто принимает оное со скорбию или без скорби, тот скоро получит прощение согрешений (прп. Иоанн Лествичник , 57, 40). Источник. ...Никто язв своих не видит так хорошо, как видит их ближний; и потому мы обязаны не себе приписывать исцеление наше, но ближнему, и Богу воздавать благодеяние о здравии (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Сейчас «из мира» сюда заходят, в основном, постоянные прихожане храма Святой Екатерины. Туристы обитель пока не облюбовали, несмотря на близость к столице. Возможно, дело в строгости монастырского устава. Или в том, что в XX веке монастырь, превращенный в секретную тюрьму (ее называли «дачей пыток», или Сухановкой), негласно вычеркнули из длинного списка подмосковных памятников архитектуры. А для тех, кто знал о «даче пыток», Екатерининская пустынь до сих пор остается местом, визит в которое не сулит приятных эмоций даже через полвека после упразднения тюрьмы. Продолжается обновление источника на территории Сухановской усадьбы. Была укреплена дорожка, ведущая вниз к роднику, сделаны бетонные ступени и площадка. Предстоит ещё многое сделать: новые перила, лавочки, подставку для емкостей, над кольцом необходимо сделать крышу. При монастыре работает воскресная школа, в которой обучаются как дети, так и взрослые. Читать подробно историю обители на сайте: История Храмы [ править править код ] Великомученицы Екатерины (он считается главным), Первоверховных Апостолов Петра и Павла, Святого Тихона Святыни [ править править код ] Мощи святых Ковчег с частицей мощей св. вмц. Екатерины • Вмц. Екатерина • Свт. Афанасий Цареградский • Свт. Мелетий Харьковский • Сщмч. Владимир Киевский • Ап. Андрей Первозванный • Прпп. мчч. Давидо-Гареджийские • Мчч. Гурий, Самон и Авив • Вмц. Евфимия Всехвальная • Мч. Антигон • Прп. Петр ВеликодворскийПрп. Шио Мгвимский • Прп. Ферапонт Можайский • Прп. Алексий Зосимовский • Свт. Тихон, патриарх Московский • Сщмч. Константин Богородский • Свт. Игнатий Брянчанинов • Прп. Серафим Саровский • Блгв. кн. Роман Углечский • Блгв. кнн. Василий и Константин Ярославские • Прп. Максим Грек • Прп. Антоний Радонежский • Прп. Зосима Владимирский • Прп. Герман Зосимовский Мощи Оптинских старцев • Прп. Нектарий • Прп. Исаакий I • Прп. АнтонийПрп. Иосиф • Прп. Моисей • Прп. Амвросий • Прп. Лев • Прп. Макарий • Прп. Анатолий (ст.) • Прп. Варсонофий • Прп. Илларион

http://azbyka.ru/palomnik/Екатерининская...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010