искусство из собр. ГМИР. Кат. 105. С. 83); на иконе 1804 г. невьянского иконописца И. В. Богатырёва «Прп. Мария Египетская в житии, в 16 клеймах» (ГМИР) изображение З. помещено в клеймах, запечатлевших следующие моменты из Жития прп. Марии: встречи прп. Марии с З. (клеймо 9); бегства прп. Марии от З. (клеймо 10); З. отдает прп. Марии плащ для прикрытия наготы (клеймо 11); молитва прп. Марии и З. (клеймо 12); прп. Мария просит благословения у З., старец видит ее поднявшейся над землей (клеймо 13); прп. Мария рассказывает З. о себе, З. преклоняет колени перед отшельницей (клеймо 14); З. со Св. Дарами выходит из мон-ря (клеймо 15); З. причащает прп. Марию (клеймо 16) (Рус. искусство из собр. ГМИР. Кат. 330. С. 224-225). На иконе провинциального письма «Прп. Мария Египетская, с 7 клеймами жития» (XIX в., Россия, частное собрание) представлены сцены: видение З. прп. Марии на облаке, З. преклоняет перед ней колени (клеймо 3); причащение прп. Марии (клеймо 5); З. отдает прп. Марии свой гиматий (клеймо 7); З. погребает прп. Марию, рядом лежит лев, ископавший святой могилу (клеймо 6). Лит.: Wilpert J. Die romischen Mosaiken und Malereien der kirchlichen Bauten vom 4-13 Jh. Freiburg i Br., 1917. Bd. 4. Tf. 227/2; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 361. С. 23; Кат. 701. С. 264-265; Кат. 1023. С. 490; Менолог. 1973. С. 184, 186, 191, 371; LCI. Bd. 8. Sp. 643; Jolivet-Levy C. Les églises byzantines de Cappadoce. P., 1991. P. 113, 145, 193, 256, 274, 327-328; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002. Кат. 179. С. 129; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII в.: Кат. СПб., 2004. С. 762, 763. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/200017.html

Епифаний Чудотворец, настоятель мон-ря Хандзта, прибывший из Картли в Кларджети вместе с прп. Матоем, «плачем и слезами» изгонял злых духов, «быстро» исцелял больных, молитвами избавлял от смерти; свт. Езра Анчели, еп. Анчийский, происходивший из рода Дапанчули; прп. Захария, ученик прп. Давида, строитель мон-ря Баретелта; свт. Захария Анчели , еп. Анчийский, чудотворец; прп. Зинон (Зенон), «сын выдающегося человека в Самцхе», происходивший «из дома» прп. Февронии, насельник Хандзты, чудотворец, «сокровищница добродетелей, святой чин монашества, ограда Кларджетских пустынь, гонитель злых духов»; прп. Иаков, насельник Мидзнадзори, «многообразными талантами украшенный выше наших слов... как утренняя заря среди звезд»; свт. Иларион , католикос Картли (Мцхетский), ученик прп. Давида, «отец и строитель Цкаростави»; прп. Иларион Парехели , «Богоносный отец», настоятель монастыря Парехи; прп. Иларион Убисели , сподвижник преподобных Феодора и Христофора, 1-й настоятель мон-ря Убе (Убиси), старец, прибывший из Иерусалима; мч. Иоанн Грузин , «новый мученик Христа... из Хандзты доходивший до Иерусалима, убитый руками сарацин в Багдаде за Христа, озаренный знамением»; прп. Иоанн, брат Джибрила, настоятель монастыря Хандзты, закончивший постройку новой церкви; прп. Иоанн, брат игумена Хандзты, один из авторов Жития прп. Григория; свт. Макарий Анчели , еп. Анчийский; прп. Макарий Опизели , насельник мон-ря Опиза, бывший свидетелем молитвы преподобных Григория и Зинона, во время к-рой их лики стали излучать свет; св. Мария, «боголюбивая супруга» азнаура св. Гавриила Дапанчули, первая встретившая «в тех краях» прп. Григория, оказавшая ему «подобающую честь» и рассказавшая о нем мужу; прп. Матой , свящ., чудотворец, прибывший в Кларджети из Картли вместе с прп. Епифанием Чудотворцем, 40 лет служил в жен. мон-ре Мере при игум. прп. Февронии, «великий и славный делами»; прп. Михаил Парехели , отшельник, чудотворец, друг прп. Григория, изгонял бесов, подвизался в пещерах Берты, пришел в Хандзту из Мидзнадзори; свт.

http://pravenc.ru/text/1841257.html

  АПРЕЛЬ      4 – сщмч. Никиты Славянина, Афонского, Контантинопольского (+1808)    4 – прп. Феоны, митрополита Солунского ( Фессалонийского) ( + XYI)  6 – прп. Григория Византийского, Афонского ( + начало XIY)  7 -  прп. Нила Сорского ( Майкова) (+1508 ) 12 – прп. Акакия Нового, Кавсокаливита (+1730) 19 – прп. Симеона Босого, Филофеевского, Фламурийского, Афонского, игумена,         нового чудотворца ( +XYI) 19 – прмч. Агафангела Есфигменского(+1819)     МАЙ      1 – прмч. Агафангела Есфигменского (+1819)    1 – прмч. Ефвимия Нового, Сярского, Афонского (+1816)    1 – прп. Игнатия Нового, Афонского Константинопольского ( +1814)    2 – свт. Афанасия III-ro Пателария, Сидящего, Лубенского, Патриарха   Констан-       нопольского (+1654)    4 – прп. Никифора Афонского, учителя  свт. Григория Паламы (+XIY)  11 – свт. Никодима, архиепископа Сербского (+1325)  13 – прп. Иоанна Святогорца, Иверского ( Афонского), отца прп.  Евфимия  Нового         ( + 998)  13 – Евфимия Нового, Святогорца ( Афонского), сына прп. Иоанна Святогорца,         Иверского ( + 1028)  13 – прп. Георгия Святогорца , Иверского ( Афонского), ктитора (+1066)  13 – прп. Гавриила Святогорца, Иверского ( Афонского) (+?)  13 – прмчч. Иверских, пострадавших от латинян ( +1276-1280)  21 – прмч. Пахомия  Русского, Афонского  (+1730)  28 – свт. Иоанникия I-ro, архиепископа Сербского ( + после 1270)     ИЮНЬ     2 – мч.Константина Афонского (+1819)   11 – неизвестного по имени «инока Карейского», удостоившегося явления  Арх.              Гавриила ( +Х в.) 12 – прп. Петра Афонского  (+734) 12 – прп. Арсения Коневского (+1447) 14 – прп. Нифонта Афонского (+1330) 15 – свт. Ефрема П-го, патриарха Сербского ( +1399) 18 – прп.Леонтия Прозорливого, Афонского ( +1605 ) 19 – прп. Паисия Хиландарского ( Афонского), Болгарского ( + после 1762) 30    - свт Каллиста I -го, патриарха  Константинопольского ( +около 1363)   25 – прп. Дионисия  Афонского, ктитора Дионисиата ( + после 1380)   25 – прп. Дометия  Афонского, игумена Дионисиатского (+1380)

http://isihazm.ru/1/?id=1818

Примечание. В седмичные дни (кроме четверга), при совершении службы Октоиха в соединении со службой шестеричного или славословного святого, мученичны из 1-го канона Октоиха опускаются. В четверг 1-й канон Октоиха не содержит мученичнов. Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»). Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – седален прп. Евфросинии, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос прп. Евфросинии, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен прп. Евфросинии (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры прп. Евфросинии, глас 2-й – 4 (каждая стихира – дважды). «Слава» – прп. Евфросинии, глас 8-й: «О, блаженнаго изволения!..», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Архангела Гавриила...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь прп. Евфросинии, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ради...». На часах – тропарь и кондак прп. Евфросинии. На Литургии блаженны прп. Евфросинии, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь прп. Евфросинии. «Слава» – кондак прп. Евфросинии, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь прп. Евфросинии; кондак храма. «Слава» – кондак прп. Евфросинии, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и прп. Евфросинии. Апостол и Евангелие – дня, четверга (под зачало) и прп. Евфросинии. В. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры прп. Евфросинии, глас 8-й и глас 2-й – 8. «Слава» – прп. Евфросинии, глас 5-й: «Ублажим ныне…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «В Чермнем мори…». Вход. Прокимен дня. Паримии прп. Евфросинии – 3. На стиховне стихиры прп. Евфросинии, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – прп. Евфросинии, глас тот же: «Втайне Богу…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе новаго…».

http://patriarchia.ru/bu/2022-07-20/

иеромонах Никон (Скарга) Введение Значение и влияние прп. Ефрема Сирина на восточно-христианскую мистику трудно переоценить. Однако возрастающий авторитет Феодора Мопсуестийского начиная с середины V в. постепенно вытеснял дотоле неоспоримый авторитет прп. Ефрема Сирина , завоевав Эдесскую и Нисибинскую школы и заменив все толкования прп. Ефрема на толкования Феодора. В настоящей статье мы попытаемся проанализировать влияние на прп. Исаака прп. Ефрема, воспринимая последнего как главного представителя ранней, дофеодорианской сирийской традиции в христианской духовности. Прежде всего, мы рассмотрим связь писаний прп. Исаака с ефремовскими «Комментариями на Диатессарон». Мы приведем несколько аллюзий у прп. Исаака на эти комментарии в качестве прямого подтверждения того, что ему был хорошо известен этот труд. Аллюзии посвящены в основном христологии. 1. Параллели в экзегетическом методе у двух святых отцов Прежде всего, отметим, что у прп. Исаака использование некоторых христологических терминов, таких как «смешение» 1 () [la]) и «лицо» ( [parp]), относится к ранней традиции, которая восходит к прп. Ефрему Сирину 2 . Заметим, что термин «parp» у прп. Исаака не имеет той богословской трактовки, которую придали ему несторианские писатели VI–VII вв 3 . Прп. Исаак употребляет слово «parp» не только в его обыкновенном значении «лицо», но использует его также и в широком антропологическом контексте, практически не затрагивая христологической тематики 4 . Подобное употребление этого термина имело место в ранней сирийской традиции, в частности у прп. Ефрема Сирина 5 . Итальянский сиролог Сабино Кьяла, исследовавший ефремовские цитаты в корпусе прп. Исаака Сирина , отметил одну интересную деталь: «Мар Афрем мог восприниматься как идейная альтернатива мар Феодору Толкователю в контексте двух кризисов VII века: хнанитского спора и истории с Сахдоной. Именно поэтому ни Шим’он д-Тайбуте, ни Иоанн Дальятский, ни Иосиф Хаззайя не цитируют мар Афрема вообще» 6 . Интересно отметить, что не только восточно-сирийские авторы (несториане), но также и западно-сирийские (монофизиты) предпочитали обходить стороной богословское наследие прп. Ефрема 7 . На этом фоне прп. Исаак Сирин является исключительной фигурой. Наличие у прп. Исаака двух прямых цитат прп. Ефрема (слова 5-е и 62-е из 1-го тома) 8 , а также отсылки к «Комментариям на Диатессарон» могут свидетельствовать в пользу того, что экзегеза и аскетическое учение прп. Ефрема Сирина оказали существенное влияние на прп. Исаака Сирина .

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/vl...

Принятие Студийского устава означало «оттеснение Антониевской особножительной традиции», но оно не пресекло развития отшельничества. Параллельно с общиной, к-рой руководил прп. Феодосий, продолжала существовать община анахоретов, жизнь к-рой направлялась прп. Антонием. Одним из ее членов был прп. Исаакий Чернь, 7 лет находившийся в пещерном затворе. Единственным способом его связи с миром было небольшое оконце, через к-рое он принимал хлеб и воду от прп. Антония. В мае 1069 г., когда прп. Антоний был вынужден покинуть Киев и переселиться в Чернигов, отшельническое поселение временно прекратило существование. Разбитый параличом прп. Исаакий остался без заботы и внимания. После того как прп. Антоний покинул монастырь, прп. Феодосий «шедъ с братьею взя Исакия и принесе к собе в келью, и служаше около его» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 194). Переселение прп. Антония в главный город Северской земли было связано с политическими событиями 1068-1069 гг.: изгнанием восставшими киевлянами кн. Изяслава, возведением на киевский стол полоцкого кн. Всеслава Брячиславича и последующим возвращением кн. Изяслава в столицу Руси: «В си же времена приключися прити Изяславу из Ляховъ, и нача гневатися Изяславъ на Антонья изъ Всеслава, и присла Святославъ в ночь поя Антонья Чернигову» (Там же. Стб. 193). На юго-восточной околице города, в местности, известной под названием Болдины горы, прп. Антоний основал Богородичный мон-рь. Вероятно, становление новой обители осуществлялось усилиями не только прп. Антония, но и части его ближайших сподвижников, последовавших за учителем. Покровителем братии был кн. Святослав (Николай) Ярославич . Материалы археологических исследований свидетельствуют, что пещерный комплекс на Болдиных горах имеет сходство с подземельями Киево-Печерского мон-ря. А значит, жизнь печерян в новых условиях не претерпела существенных изменений. Источники не сообщают о времени и об обстоятельствах возвращения прп. Антония в Киев. В исторической лит-ре бытует мнение, согласно к-рому кн. Изяслав, вскоре раскаявшись, упросил прп. Антония вернуться в Киев, что тот с радостью и сделал (Карпов). Оно восходит к позднему Житию прп. Антония в составе печатной редакции КПП 1661 г. Его воспроизводит свт. Димитрий (Савич (Туптало)) Ростовский: «Когда князь Изяслав одумался, убедился в несправедливости своего гнева, он послал в Чернигов, прося Антония вернуться. Антоний, кроткий и смиренный подвижник, откликнулся на эту просьбу. Не желал он оставить овец без пастыря, вернулся к покинутой им, находящейся в смятении пастве». Но для подобных интерпретаций нет оснований. Более убедительным представляется мнение Казанского, согласно которому возвращение преподобного следует относить к кон. марта 1073 г., когда кн. Святослав Ярославич овладел Киевом.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

АНАСТАСИЙ Митр.Западно-Европейских (Грибановский) Православных Церквей.211 АНАСТАСИЙ (Добрадин) Архп.Воронежский и Задонский 214 АНАСТАСИЙ (Опоцкий) Еп.Олонецкий и Петрозавод­ ский ..217 АНАТОЛИЙ (Бусел) Еп.Каменец-Подольский ..221 АНАТОЛИЙ (Грисюк) Митр.Одесский и Херсонский.. 222 АНАТОЛИЙ (Каменский) Архп. Иркутский ..227 АНАТОЛИЙ (Соколов) Еп.Енотаевский, вик.Астрахан­ ской епархии 231 Анатолий (Станкевич) Еп.Калужский и Боровский.... 233 АНАТОЛИЙ Еп.Ибресинский 236 АНДРЕЙ (Комаров) Архп.Днепропетровский и Запо­ рожский ..237 Андрей (Одинцов) Еп.б.Мариупольский, вик. Екатеринославской еп 244 Андрей (Солнцев) Еп.Рыбинский 245 АНДРЕЙ (Сухенко) Архп.Черниговский и Нежинс­ кий 246 АНДРЕЙ (Ухтомский) Еп.б.Уфимский и Мензелинский 250 АНДРОНИК Еп.Мамадышский, вик.Казанс- (Богословский) кой епархии .254 АНДРОНИК (Никольский ( Архп.Пермский и Соликамский....256 АНТОНИЙ (Блум) Архп.Сурожский и.о.Экзарха Московской Патриархии в За­ падной Европе .259 АНТОНИЙ (Быстров) Архп «Архангельский .263 АНТОНИИ (Вадковский) Митр.СПБ и Ладожский...266 АНТОНИЙ (Вакарик) Еп.Смоленский и Дорогобуж­ ский .276 АНТОНИЙ (Варжанский) Архп.Виленский и Литовский....278 АНТОНИЙ (Васильев) Еп. Сан-Франциский .280 АНТОНИЙ (Георгадзе) Митр.Кутаисский .281 АНТОНИЙ (Демянский) Еп.Тихвинский, вик.Новгород­ ской еп 283 АНТОНИЙ (Каржавин) Архп·Тверской. 285 АНТОНИЙ (Кротевич) Митр.Ивановекий и Кинешемский290 АНТОНИН (Марценко) Архп.Тульский и Белевский... 292 АНТОНИЙ (Мельников) архп.Минский и Белорусский·· 294 АНТОНИЙ (Миловидов) Еп.Омский 297 АНТОНИЙ (Панкеев) Еп.Белгородский 299 АНТОНИЙ (Пельвецкий) Архп.Станиславский и Коломый- ский 300 АНТОНИЙ (Покровский) Архп·Вашингтонский 303 АНТОНИЙ (Романовский) Митр.Ставропольский и Бакин­ ский...304 АНТОНИЙ (Флоренсов) Еп.Вологодский и Тотемский. 311 АНТОНИЙ (Храповицкий) Митр.Киевский и Галицкий... 313 АНТОНИН (Грановский) Еп.Владимирский (обновл. митр .Московский) 331 АНТОНИН (Державин) Еп.Псковский и Порховский.. 335 АПОЛЛИНАРИЙ (Кошевой) Еп.Белгородский, вик.Курс­

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иустин (Попович) , прп. Молитвенный дневник// Иустин (Попович) , прп. На Богочеловеческом пути. С. 84–95. Иустин (Попович) , прп. Подвижнические и богословские главы// Иустин (Попович) , прп. На Богочеловеческом пути. С. 96–157. Иустин (Попович) , прп. Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского //Собрание творений преп. Иустина (Поповича) в 4 томах. Т. I. С. 235–309. Иустин (Попович) , прп. Путь Богопознания. Гносеология преп. Исаака Сирина . Минск: Свято-Елизаветинский монастырь, 2009. Иустин (Попович) , прп. Рождественские и пасхальные поздравления//Собрание творений преп. Иустина (Поповича) . Т. I. С. 202–210. Иустин (Попович) , прп. Собрание творений. Догматика Православной Церкви//Собрание творений преп. Иустина (Поповича) в 4 томах. М.: Паломник, 2006. Т. II. Иустин (Попович) , прп. Святые иконы//Собрание творений прп. Иустина (Поповича) . Т. IV. С. 328–339. Иустин (Попович) , прп. Тайна честного креста//Собрание творений преп. Иустина (Поповича) . Т. IV. С. 339–344. Иустин (Попович) , прп. Толкование на Первое послание к фессалоникийцам Святого апостола Павла. М.: изд. Московского подворья ТСЛ, 2000. Иустин (Попович) , прп. Толкование на Первое соборное послание Святого апостола Иоанна Богослова. М.: изд. Московского подворья ТСЛ, 1998. Иустин (Попович) , прп. Учение о Святом Духе в Церкви//Собрание творений преп. Иустина (Поповича) . Т. IV. С. 7–155. Иустин (Попович) , прп. Философские пропасти. М.: Издательский Совет РПЦ, 2004. Иустин (Попович) , прп. Церковь – благодатная общность//Собрание творений преп. Иустина (Поповича) . Т. IV. С. 224–298. Каллист (Уэр) , еп. Бог и человечество// Каллист (Уэр) , еп. Православная Церковь . ББИ св. апостола Андрея, 2001. С. 216–246. Каллист (Уэр) , еп. Богословие молитвы// Каллист (Уэр) , еп. Внутреннее Царство. Киев: Дух и литера, 2003. С. 77–88. Каллист (Уэр) , еп. Время: темница или путь к свободе?// Каллист (Уэр) , еп. Внутреннее Царство. С. 225–239. Каллист (Уэр) , митр. Духовность добротолюбия/Пер. Сержантова П. Б.//Альфа и Омега. М., 2001. 4 (30). С. 108–129.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Прп. Амфилохий стал сподвижником и помощником прп. Дионисия. А кротость его и смирение просияли повсюду. Пред кончиной прп. Дионисия прп. Амфилохий сказал ему со слезами: «Помолись обо мне, отче, да и меня возьмешь с собой из сей жизни». Но прп. Дионисий отвечал ему, что он много молился об этом, но что Господу угодно, чтобы он еще потрудился в этой жизни. Ему он поручил пред кончиной стадо свое.  Преставился прп. Дионисий в 1437 г., а его ученик и преемник — в 1452 г. Оба преподобных почивают в Сосновецком монастыре, который существовал до наших дней.   Прп. Тарасий  был игуменом и проповедником слова Божия в Великой Перми, где еще было много язычников. Но, придя к прп. Дионисию, он вручил ему свое небольшое имение и себя самого в послушание, смиренно говоря: «Прежде всего подобает от плода вкусить труждающемуся делателю, то есть самому делать, а потом уже учить народ!»  В Глушицкой лавре он проходил суровое постническое житие и стяжал дар слез. Так он прожил 10 лет при жизни преподобного, а по кончине его был помощником преемника его, прп. Амфилохия.  Погребен прп. Тарасий в Глушицком монастыре, давно уже упраздненном. •  См. коммент. к житию прп. Дионисия Глушицкого — 1 июня. Преподобный Иаков Брылеевский (XV в.) Память его празднуется 11 апр. в день тезоименитства с прп, Иаковом Железноборовским, в день Сошествия Святого Духа на апостолов, 23 янв. вместе с Собором Костромских святых Прп. Иаков Брылеевский (из рода дворян Брылеевых) был учеником прп. Иакова Железноборовского (память его 11 апр.) и трудником Железноборовского Предтеченского монастыря (слово «трудник» имеет два значения: труженик и послушник), Он основал впоследствии Брылеевскую пустынь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в 5 верстах от Предтеченского Железноборовского монастыря, по направлению к городу Бую. Прп. Иаков скончался в XV в. и был погребен в Введенской церкви в пустыне. Преподобный Иоанн Галичский (XV в.) Подвижник Паисиева и Николаевского монастырей. Преподобный Игнатий, Игумен Спасо-Елеазаровский (XV в.) Память его празднуется 15 мая тесте с прп. Евфросином Псковским и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Прп. Игнатий был постриженником начальника псковских пустынножителей св. Евфросина, в схиме Елеазара (память его 15 мая). Он был рукоположен в сан пресвитера и стал первым игуменом Спасо-Елеазаровой обители еще при жизни преподобного основателя ее. Св. Игнатий был любимым учеником прп. Евфросина, и ему одному тот поведал о видении трех святителей. Вскоре после Игнатия в обитель к Евфросину пришли и другие два брата, прпп. Харалампий и Памфил. Эти три подвижника были как бы три духовных столпа обители и настоятельствовали впоследствии один за другим. Преподобные Марк, Иона и Васса Псково-Печерские (XV в.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Каллистрата, мч. Маманта, мучеников Космы и Дамиана (по надписи мч. Космы), сщмч. диак. Авива, сщмч. диак. Евпла, мч. Лукиана, мч. Неофита, мч. Домна (по надписи мч. Дамиана), мч. Авксентия, вмц. Варвары, прп. Антония Великого, прп. Евфимия Великого, прп. Евфимия Суздальского (в наст. время вмц. Евфимии Всехвальной), прп. Иоанна Дамаскина, прп. Ефрема Сирина, прмч. Стефана Нового, прп. Григория Декаполита, прп. Пимена, прп. Феодосия (по надписи прп. Феодора Сикеота), прп. Кира, прп. Георгия Хозевита, прп. Михаила Малеина, прп. Никиты, исп., мч. Космы Аравийского, прп. Сергия Радонежского, далее 2 надписи закрыты (в наст. время свт. Иоанна Новгородского, прп. Антония Римлянина), прав. Иакова Боровичского, прп. Саввы Сторожевского, прп. Евфимии (в наст. время прп. Евфимия Суздальского), блгв. кн. Александра Невского, блгв. кн. Романа Угличского, вмц. Марины, мц. Ирины, мц. Анастасии Римской, блгв. кн. Владимира Новгородского, блгв. кн. Георгия Владимирского, св. Анны, прмц. Евдокии, прмц. Феодосии девы (в наст. время утрачены); неск. св. мощей без надписи. На образах равноапостольных царей Константина и Елены по сторонам К. к.- венцы «с короною и цатою сребрянные, чеканеные позлащенные» и убрус «низан жемчугом, у коего в средине сребропозлащенная запана с хрустальными вставками»; «пред Крестом завеса белаго ситца с разноцветными травами, разделяющаяся на две половины, в круге по краям обложена китайкой алой». Фрагмент Кийского креста. 1656 г. Фрагмент Кийского креста. 1656 г. Во 2-й пол. XIX в. настоятели Крестного мон-ря сообщали в донесениях о частичной утрате мощей. Так, архим. Нектарий в 1876 г. указывал на отсутствие мощей вмч. Прокопия и прор. Даниила: «Оные единственно могли быть затеряны при переносе св. Креста из монастыря по неудобному пути во время нашествия неприятеля… когда в 1854 году подходил англичанин к Соловецкому монастырю и был также и в Крестной обители и что в это время св. Крест был увозим из обители» (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 508. Л. 148-151 об.).

http://pravenc.ru/text/Кийский ...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010