Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 903. Оп. 4. Д. 473 [О перевозке тела архим. Варсонофия в Оптину в 1913 г.]; Б-ка МДА. Ркп. 212342. Конверт 4 писем к С. Н. 1912]; Б-ка Оптиной пуст. [Стихотворения. 13 л.]. Соч.: Письмо к настоятелю Оптиной пуст.//Калужские ЕВ. 1904. С. 534-541; Священная поэзия: (О внутреннем христианстве). Оптина пуст., 1911; Духовные стихотворения. Шамордино, 1914; Беседы с духовными детьми. СПб., 1991; Келейные записки (1892-1896). М., 1991; Прп. Варсонофий Оптинский: Духовное наследие: Житие. Келейные записки. Беседы с духовными чадами. Восп. духовных чад. Духовные стихотворения. [Серг. П.], 1999. Лит.: Памяти оптинского старца схиархим. Варсонофия: Венок на могилу батюшки. М., 1913; Шустин В. , свящ. Запись об о. Иоанне Кронштадтском и об оптинских старцах: (Из личных воспоминаний). М., 1991; Житие схиархим. Варсонофия/Изд. Оптиной пуст., 1995. С. 15-39. Мон. Екатерина (Филиппова) Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. ИСААКИЙ (Антимонов Иван Иванович; 1810-1894), схиархим., прп. (пам. 22 авг., в Соборе Курских святых и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев)

http://pravenc.ru/text/154329.html

Прошу вас ни об чем не унывать, а на Бога уповать, Который во всех неприятностях в жизни едино имеет человеколюбие, благость и спасение наше. А посему и долг человека выну благодарить Бога за спасительный Промысл Его, а не малодушествовать и отчаиваться (прп. Антоний, 20). Уныние – значит та же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться, в церковь ходишь с небрежением, и весь человек ослабевает (прп. Амвросий, 2, ч. 2). Помнишь, слова: Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом ( 1Кор. 6, 17 ), – относятся к тому, чтобы быть осторожным против неуместной дремоты и зевания, которое бывает от уныния, по сказанному: Воздрема душа моя от уныния ( Пс. 118, 28 ) 139 ; уныние бывает оттого, что не презрели мы еще тщетной славы и дорожим мнением человеческим или хоть не дорожим, а не отвергли еще его (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Если желаете, то можете опять стремиться и направляться к тому, что душу облегчает и успокаивает, а с другой стороны – должны постараться оставлять все то, что обременяет душу и совесть и отягчает самое тело, так как уныние, от рассеянности начинаясь в душе, переходит и на само тело и обоих отягчает и расслабляет (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Замечаешь, что у тебя бывает уныние от большой суеты и от упущения правила, а также от большого понуждения и трудов. Прибавлю к этому: бывает уныние и от тщеславия, когда что не по-нашему делается или другие толкуют о нас не так, как бы нам хотелось. Еще бывает уныние от рвения непосильного. Мера во всем хороша (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Что скучно, не унывай. Монашеская жизнь более всего искушается унынием. Но претерпевший до конца спасется (прп. Анатолий, 18). Уныние… неизбежно для тебя, потому что никаких вольных скорбей не несешь, а на дьякона смотришь и молодых ребят любишь. А ведь в Царство Небесное ничто скверное не внидет. Вот и очищает тебя милосердый Господь унынием и поношением (прп. Анатолий, 18). Не унывай, юная подвижница! Тебя злой враг хочет застращать на первых порах – а ты его не слушай. И говори: «Богу пришла я служить, ради умершего за меня нести скорби и труд, пришла в монастырь терпеть и помучиться, чтобы вечно со Сладчайшим Иисусом царствовать, и наслаждаться, и ликовать со всеми от века святыми и Ангелами» (прп. Анатолий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

2007. С. 27). В 1821-1855 гг. мон-рь возглавлял строитель игум. Венедикт (Краснопевцев; † 1855), брат киевского старца прп. Парфения (Краснопевцева) . В 1822 г. он ходатайствовал перед еп. Тульским Дамаскином (Россовым; † 1855) о выдаче книги для сбора пожертвований «на поправку... ветхостей» (ГА Тульской обл. Ф. 3. Оп. 18. Д. 1355. Л. 1, 2). Благодаря авторитету братьев, купцы и др. благотворители стали помогать обители. Так, значительные суммы жертвовала гр. А. А. Орлова-Чесменская, что позволило игумену развернуть строительные и ремонтные работы. К сер. XIX в. почитание прп. Макария прекратилось, наименование «Макариевская» уже редко встречалось в монастырской документации, «не сохранилось определенного известия о месте его погребения» ( Леонид (Кавелин). 1865. С. 9). В 1815-1816 гг. рядом с колодцем Жабынец вместо деревянной Никольской часовни строился каменный Никольский храм. При копании рвов под фундамент церкви насельники обрели некий гроб (по другой версии, 3 гроба), к-рый посчитали гробницей прп. Макария, и стали служить панихиды. По монастырскому преданию, останки были «честно опущены в землю» под алтарем Никольского храма, освященного 18 нояб. 1818 г. С этого времени Никольский, а не Введенский храм стал считаться местом погребения основателя мон-ря. Возобновление почитания прп. Макария связано с деятельностью игум. Ионы (Белобородова; 1814-1895), родившегося 22 янв., в день памяти преподобного. В 1875 г. он возглавил М. Ж. м., собрал известия об исцелениях по молитвам к прп. Макарию и в 1879 г. в Никольской ц. над предполагаемым местом его погребения поставил деревянную гробницу. В 1886 г. игумен сообщал в Тульскую духовную консисторию, что память прп. Макария 22 янв. «чествуется служением соборной панихиды, но с какого времени началось служение панихиды и почему вместо молебна служатся панихиды - неизвестно» ( Тихон (Шарапов), иером. Жабынь//Рус. инок. 1913. 4. С. 249). 26 июля 1886 г. комиссия, в состав к-рой вошли кафедральный прот. А. И. Иванов, благочинный белёвских храмов прот. М. Ф. Бурцев и настоятель Преображенского мон-ря иером. Анатолий (Турбин), подготовила заключение о почитании прп. Макария. 16 дек. 1887 г. Синод утвердил доклад Тульского и Белёвского архиеп. Никандра (Покровского) о восстановлении дня памяти прп. Макария. 17 янв. 1888 г. Синод предписал служить во всех церквах и мон-рях Белёва и в М. Ж. м. 21 янв. всенощное бдение с литией, 22 янв.- раннюю литургию с молебном. 22 янв. 1888 г. впервые после долгого перерыва в М. Ж. м. произошло торжественное чествование памяти преподобного с совершением крестного хода, обитель посетили ок. 1500 чел. Из Покровского храма г. Белёва в М. Ж. м. была принесена икона прп. Макария (Чествование памяти прп. Макария Жабынского гражданами г. Белёва Тульской епархии//ПрибЦВед. 1888. 5. С. 120-121). 28 февр. 1889 г. указом Синода обитель была именована «Макариевской Жабынской пустынью в честь преподобного Макария, почивающего в оной» (Тульские ЕВ. 1889. 6. С. 117-118).

http://pravenc.ru/text/2561260.html

А благодари Бога за то, что есть (прп. Анатолий, 18). Мы не нашли в молитве неправильностей. Только таких вещей, как благоухание, принимать не должно. Об этом пишет святой Симеон Новый Богослов во 2-м образе молитвы. Сердечного места упруго отыскивать не должно: когда возрастет молитва, она сама отыщет оное. Наше старание – заключать ум в слова: Г. И. Х. С. Б., п. м. грешную. Святитель Димитрий учит: «Где ум, там и сердце». Что молитва прерывается, это иначе и быть не может. А если постоянно стоит, то учат святые отцы: «Убойся. Это волчий путь». А как говорить? Что видим в воздухе? То дождь, то солнце, то снег, то ветер, то жар, то холод. Так и в нашем устроении: одно состояние быть не может и не должно. А когда прекращается молитва умная, берись за устную или за чтение. А когда и это нейдет, берись за поделие (прп. Анатолий, 18). Письмо твое… прочел. Ничего в нем особенного не нашел касательно молитвенного прохождения. Читай еще 43 главу Каллиста и Игнатия, там все случайности описаны. А что прекратилась молитва – тому, конечно, есть причина: или самомнение, или осуждение. А главное, чтобы мы были смиренными… Касательно явлений света, там, желтого или белого и еще чего – не принимай, как тебе сказано, т.е. не проклинай и не увлекайся. Прочти у Марка Подвижника в сотницах и будь спокойна (прп. Анатолий, 18). Молитву не спускай книзу, держи вверху сердца, а то потужишь. Если начнется у тебя внизу теплота, то старайся перевести ее наверх или, по крайней мере, в середину сердца, а то лучше оставь. Блудные помыслы есть верный признак прелести. Вот если будет теплота в чреслах, то есть в пояснице, то ничего, твори; но пока опять не явятся блудные помыслы (прп. Анатолий, 18). Молитву твори, а судить ее – не суди. Не твое это дело. Помни ту главу у Марка Подвижника – слово 2, глава 28: «Иное есть действие благодати, непонятное для младенца (духовного возраста), а иное действие врага, похожее на истину. Хорошо не разбирать подобных действий». А должно вопрошать искусных в духовном деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Пишешь, что тебе жить тяжело! Да ведь ты обрекла себя на это! Неразумная Д.! ты смотришь на мелочные вещи, а великих не смотришь. Ты в безумии завидуешь деревенским бабам, которые наслаждаются деревенскими благами: мужьями, песнями, плясками и пр., а того и в разум не возьмешь, что ты идешь по тому пути, которому завидовали и которого искали богачки, знатные, княжны и царицы. Вспомни великомученицу Варвару! Вспомни святую Евфросинью. Вспомни даже тех, кои насладились и пресытились мирскими наслаждениями, величайших красавиц и богатейших – Пелагию и Евдокию. Чего у них не было? Сундуки золота и жемчуга! Князья за ними ухаживали! Но, как мудрые, они все побросали и пошли на посты и злострадания в монастырь. Терпи и ты и веруй – наследишь с ними вечное Царство со Христом и всеми святыми (прп. Анатолий, 18). Какой тебе демон нашептал, что мирская жизнь лучше монашеской? Да ты видела ль, сколько там скорбей, нужд, браней, драк, раздоров, пьянства, бесчиний (прп. Анатолий, 18)? Что ты поступила в монастырь – это благо, и всегда благодари за это Бога. Конечно, диавол не перестанет смущать тебя, что в миру жить лучше. Но мы должны слушать Бога, Ангелов, а не диавола (прп. Анатолий, 18). Слышу я, что ты все покашливаешь, и погуливаешь, и даже до церкви доходишь. Только кельито твои не успокаивают тебя. Все шум да досаждения. Так приходит, что, кажется, в мир бы ушел, потому – там хорошо. Там больных все очень любят и за ними ухаживают. И вообще в миру любовь к ближним, покой, радость, во всем довольство – просто блаженство. Не так ли, М.? Цыпленок ты! Просто цыпленок. А безмозглой курицы не стоишь! Кто тебе сказал, что в миру люди лучше и скорбей меньше? Ведь ты была моложе, здоровая, малосмысленная; все тебе нравилось, а теперь ужели ты думаешь, мирская жизнь такая же розовая? Нет, М., ты судишь, как дитя. А диавол пользуется твоим глупеньким разумом и надувает тебя мнимыми удовольствиями, где их нет. Святитель Димитрий поумней и поопытней тебя, да еще великий учитель Российской Церкви – что говорит о мирских удовольствиях и заманчивых обещаниях? Он говорит: «Мир обещает злато, а дает блато!» Вот тебе твой мир-то! Поверь ему! Да больному и в царских чертогах томно и нестерпимо. А здесь по крайней мере есть великая, ничем не покупаемая надежда, что Господь наградит нас за все наши болезни, за каждую болячку, за каждую скорбь, за каждый вздох! Веришь мне? Будь же мирна! Будь рассудительна! Будь же благодарна Богу! Ведь если бы ты своим куриным умом могла хоть тысячную долю увидать от тех благ, которые отложены милосердым Господом за болезни и скорби Его возлюбленным невестам-монахиням, ты бы ужаснулась и отдала себя всю на сожжение в огонь (прп. Анатолий, 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Описанные тобой искушения… все человеческие. А ты вот страшись, не подпасть бы бесовским! Гордость есть первая степень бесовского устроения. Но хотяй всем человеком спастися и в разум истины приити, попускает диаволу и людям смирять нас… Так, матушка, первое благословенное орудие Божие, тебя врачующее, но ты не хочешь признать в ней руку Божию, вот и посылаются тебе искушения… А не образумишься, то и еще пошлются искушения или скорби, большие первых. Но мы поспешим смириться, и все развеется, как прах от ветра. А пока не выучимся смиряться, потерпим, ограждая себя страхом Божиим (прп. Анатолий, 18). Сама чувствуешь, что позыв моления к преподобному Сергию, соединенный с путешествием к нему, есть искушение. А я добавлю, что эти годы – это искушение есть одно из звеньев цепи искушений, тебя преследующих. А только переменяются эти звенья. Все же они имеют один корень: «Я, мол, (т.е. Н.) уж очень умна и знаю дело». Следовательно, если смиришься и сознаешь свою немощь – все твои искушения всей цепью отлетят от тебя (прп. Анатолий, 18). Бог прибегающих к Нему никогда не оставит через силу на искушения… Ведь Он, человеколюбец, видит и очень знает, что ради Него, Святого, терпишь от диавола приражения страстей бесчестия, но ждет, чтобы видеть наше произволение, и томит нас. А для чего? Для того, чтобы мы, во-первых, осознали свою немощь и смирились; во-вторых, для того, чтобы, увидав свое бессилие и приражения врага, обратились к Богу, Помощнику в скорбях, обретших ны зело; а третье и главное, чтобы мы, перейдя огонь и воду, сделались искусны. Ибо муж неискушен – неискусен (см. Иак. 1, 2–4, 12 ), по слову Божию. А тебя Бог желает сделать искусной и попущает, чтобы матушка тебя пробирала и временем потрепала (прп. Анатолий, 18). Без искушений не проживешь: кто есть иже поживет и не узрит смерти, т.е. искушения? Искушение дорого тем, что соделывает терпение, терпение – искусство. Не будь искушений, мы и остались бы невежами глупыми. Будем же обвинять в своих бедах себя, а не других (прп. Анатолий, 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Монашеская жизнь трудная – это всем известно; а что она самая высокая, самая чистая, самая прекрасная и даже самая легкая – что говорю легкая – неизъяснимо привлекающая, сладостнейшая, отрадная, светлая, радостью вечной сияющая – это малым известно. Но истина на стороне малых, а не многих (прп. Анатолий, 18). Доля монашек высокая-превысокая: выше неба и звезд небесных. Их часть вместе с Ангелами. Только надо потерпеть (прп. Анатолий, 18). В умах миролюбцев сложилась мысль, что монах, лишь только причислился к стаду Христову, то обязан, по их мнению, спать на земле, есть скотскую пищу – и все терпеть, точно сей избранник Божий – совершил какое преступление тяжкое. Безумцы! Мы видим, что святые подвижники злострадали, но ни цари, ни князи благочестивые не оставляли их и золото и хлеб щедро посылали (прп. Анатолий, 18). Молюсь, чтобы Господь просветил твой ум. Не ищи своего пути к Царствию Небесному, а иди тем узким, по которому тебя ведет Господь. Получше разбери-ка свою жизнь и сличи с той жизнью, которую ты обязана по обету монашества проходить, – ты непременно увидишь, что ты живешь не в скорбях, а в прохладе. Одно безропотное терпение и покорение участи спасет нас, слабых, а если и это последнее средство отвергнем, то не спасение, а погибель наследуем. Будь усердной к молитве и послушаниям не ради какой корысти, а единственно ради Бога, – тогда все дастся тебе, что теперь ты никак не можешь, а тогда все это само придет к тебе (прп. Иосиф, 19). Если все будут делать по-нашему, то это будет уж не монашеская жизнь, а барская (прп. Иосиф, 19). Монашество есть внешнее и внутреннее. Миновать внешнее нельзя, но и удовлетвориться им одним тоже нельзя. Одно внешнее без внутреннего даже приносит вред. Внешнее монашество можно уподобить вспахиванию земли. Сколько ни паши – ничего не вырастет, если ничего не посеешь. Вот внутреннее монашество и есть сеяние, а пшено – молитва Иисусова. Молитва освещает всю внутреннюю жизнь монаха, дает ему силу в борьбе, в особенности она необходима при перенесении скорбей и искушений (прп. Варсонофий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Как слабые, так и строгие подвижники всегда должны испытывать себя тщательно, если у нас залог истинного смирения. Святой Иоанн Лествичник пишет: «Иное есть возноситься, иное не возноситься, а иное смиряться. Первый судит весь день; второй хотя не судит, но и себя не осуждает; третий, будучи не осужден, всегда сам себя осуждает» (Степень 25, отд. 19). Слова Лествичника ясно показывают, что если мы дозволяем себе судить других, то настоящего смирения в нас нет. Залог истинного смирения обозначается самоуничижением и самоукорением, без которого, по слову аввы Дорофея , трудно устоять человеку на пути благочестия (прп. Амвросий, 31). С чего это ты взяла, что я буду обременяться твоими письмами, или, как пишешь ты: «затруднять своими грехами»? Не я, а Сам Сын Божий говорит: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мф. 9, 13 ) (прп. Анатолий, 18). Я сам человек грешный, но верую Господу, Который сказал: Я пришел грешных спасти (см. Мф. 9, 13 ; 1Тим. 1, 15 ). А я грешник, стало быть, и меня спасет Господь. Вот страшно, кто грешит и не кается. А мы с тобой, сколько можем, стараемся покаяться. А потому не унывай (прп. Анатолий, 18). Кто не считает себя грешным, от того Господь и молитвы не приемлет (прп. Иосиф, 19). Смущаться же тем, как явишься перед Господом, такая великая грешница, отнюдь не следует. Ибо Господь сходил на землю не ради праведных, а ради грешных, дабы привлечь их к покаянию(см. Мф. 9, 13 ). Покаяние, и смирение, и ближних неосуждение, и самоукорение заглаживают все грехи (прп. Иосиф, 19). Раба Божия Домна пусть считает себя самой грешной и кается Господу, Который пришел на землю и мучился не за праведных, а за грешных, а поэтому грешник тогда противен Богу, когда отчаивается в своем спасении. Пусть надеется на Господа – и спасется по Его великой милости. Надо ей получше каяться на исповедях и приобщаться Святых Таин во все четыре поста в году. Пусть учится молиться во время работы (прп. Иосиф, 19). Надо смиренно о себе думать и смирением растворить всякое свое делание, но ложное смирение, выставляемое в извинение своего нежелания и лености подвизаться, далече отогнать: «Где уже нам, грешным, это делать. То были люди святые…» Так приходится слышать тех, кто не хочет трудиться для своего спасения. Можно им ответить: да, это верно, но и святые очень часто прежде были великие грешники, стали святыми, подвизаясь, поэтому грешником себя считать – считай, а на добро себя понуждай. Будет польза. Самооправдание – корень зла (прп. Никон, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Тщеславие не дает нам покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут 130 человека, возбуждая в душе бурю помыслов (прп. Амвросий, 14). Тщеславие, если его тронуть пальцем, кричит: «Кожу дерут» (прп. Амвросий, 2, ч. 2). Все мы сплошь да рядом больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большей частью виною сего бывает славолюбие и горделивость. Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать ( Гал. 5, 26 ). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие – общие исчадия тщеславия и гордости. Преподобный Макарий Египетский обозначает и самую цепь, как страсти эти одна с другой сцеплены и одна другую рождает. Он пишет в книге «Семь слов»: «Ненависть от гнева, гнев от гордости, а гордость от самолюбия». А Господь в Евангелии прямо объявляет, что и доброе творящие ради славы и похвалы восприемлют здесь мзду свою. Также и с гордостью и осуждением других добродетель проходящие отвержены бывают Богом, как показывает евангельская притча о мытаре и фарисее. А блаженное смирение, как сказано в той притче, и неисправных, и грешных оправдывает пред Богом (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Вопрос: – Отчего я, будучи поставлен на клирос, испытываю робость? Ответ: – От тщеславия (прп. Амвросий, 2, ч. 2). – Да вот, я думаю, что скоро она по твоей спине прогуляется. – Да, да.., оставим лучше, батюшка, этот разговор. – Ну вот, так-то лучше (прп. Амвросий, 32). А все тщеславие снедает тебя! Тщеславному, правду говоришь ты, труд ни во что не вменится. Но это тогда, когда он не покается. А если будешь зазирать себя, то Бог простит (прп. Анатолий, 18). Тебя тщеславие съело, а ты сего и не замечаешь. А чтобы этого искушения избыть, смирись. Укори себя… Смирись и с тем, что тебя учат. А другие и лучше тебя, но смиряются, и Господь воздаст им вечными благами. Так и думай (прп. Анатолий, 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Ты выражаешь свое удивление, какая великая сила сокрыта в исповедании борющих помыслов. Не удивляйся этому. И самое монашество есть тайна, а откровение помыслов духовным отцам как монашествующих, так и других лиц составляет существенную часть Таинства Покаяния (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Откровение святыми отцами положено, чтобы легче спастись. Ибо путь спасения вообще труден, но кто спасается с откровением и вопрошением старших, тот много облегчает себе этот трудный путь! Спасайся! (прп. Анатолий, 18). Ходить на откровение легче всего и спасительнее. А потому ходи и все открывай (прп. Анатолий, 18). Ты удивляешься, что как только отправишь ко мне, грешному, письмо, то, еще не получив ответа, ощущаешь мир душевный и радость. – Таково свойство откровения. Так об этом написано и у преподобного аввы Дорофея (прп. Иосиф, 19). Открывать помыслы духовным отцам или матерям есть предание древнее и имеет великую пользу. Открывать надо все, что смущает, а одно открывать, а другое утаивать – нет пользы. Это не вред, если будут знать недостатки и погрешности твои, но больший вред, если хвалить тебя будут или считать за исправную (прп. Иосиф, 19). Пишешь, что уже не хотела писать ко мне, грешному, до тех пор, пока не научишься делом выполнять мои советы. Но как же это с делом-то согласить? Жизнь духовная требует от проходящих ее откровения, как замечает преподобный авва Дорофей и другие святые отцы. А ты не хочешь писать о себе – значит, не хочешь иметь откровения. Не в том делото, чтобы быть исправной. Ибо перед Господом кто может быть исправен? И Господь не ищет от нас безгрешия, а ищет от нас покаяния, с сознанием своей греховности и с самоукорением. Итак, не пренебрегай откровением, как весьма важным врачевством от заразы греховной (прп. Иосиф, 19). Писать все надо, и плохое, и доброе, и искушения, и утешения, это и есть истинное откровение. Покаяние надо всегда приносить и вечером, и еще лучше по совершении греха (прп. Иосиф, 19). Пиши подробно свои разные грехи. Письмами открывай мне свою душу, и Господь после каждого чистосердечного откровения своих немощей даст мир и облегчение (прп. Иосиф, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010