Вел. кн. Димитрий встречает перед Куликовской битвой посланца от прп. Сергия с благословением. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М. 8663. Л. 249) Тесные долголетние отношения связывали Д. И. и прп. Сергия Радонежского. Первое свидетельство о таких отношениях датируется 26 нояб. 1374 г., когда игум. Сергий крестил Юрия - сына вел. князя, что, конечно, говорит о том, что вел. князь давно почитал знаменитого настоятеля. Происходило это в Переяславле Залесском, в к-рый «отовсюду съехашася князи и бояре». Ряд исследователей предполагают, что именно на этом съезде было принято решение о войне с Ордой, не исключено, что духовный авторитет прп. Сергия сыграл в этом вопросе свою роль. Еще при жизни митр. Алексия племянник прп. Сергия прп. Феодор основал под Москвой Симонов мон-рь. Обитель находилась под великокняжеским патронатом и получила от Д. И. ряд дарений (воды на Волге, соляные варницы у Соли Галицкой и там же с. Борисовское). Вероятно, Д. И. был причастен и к основанию мон-ря. В 1378 г., перед битвой на р. Воже, вел. князь посетил Троице-Сергиев мон-рь и прп. Сергий Радонежский благословил его на борьбу с ордынцами. После кончины митр. Алексия преподобные Сергий и Феодор признали законным митр. Киприана и поддерживали с ним переписку (к ним свт. Киприан обращался с жалобами на действия вел. князя), что не могло не осложнить их отношений с вел. князем. Однако, сочувствуя Киприану, они не выступили против вел. князя, и Д. И. продолжал с большим уважением относиться к прп. Сергию. Когда свт. Дионисий Суздальский, вызвавший недовольство вел. князя, был задержан и заключен в тюрьму, он был освобожден по ходатайству преподобного. В том же 1379 г., когда Митяй (Михаил) отправился в К-поль, прп. Сергий основал «повелением князя великого» по обету, данному Д. И. перед битвой на Воже, Стромынский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь на р. Дубенке. Перед битвой на Куликовом поле, когда войско стояло на Дону, по летописным свидетельствам, «приспела грамота от преподобного игумена Сергиа и от святаго старца благословение... веля ему [вел. князю.- Б. Ф.] битися с татары».

http://pravenc.ru/text/178205.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАТОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Акатов мон-рь во имя свт. Алексия, митр. Московского Акатов мон-рь во имя свт. Алексия, митр. Московского (Воронежской и Липецкой епархии), первоначально мужской, основан в 1620 г. в Воронеже на правом берегу р. Воронеж, на Акатовой поляне. Обитель посвящена свт. Алексию Московскому : в день его памяти в 1620 г., по преданию, от города был отбит набег литов. и черкесских отрядов. Устроитель и первый настоятель А. м. игум. Кирилл (1621-1632) основал ранее воронежский Успенский муж. мон-рь . В А. м. трудами игум. Кирилла построены деревянный храм во имя свт. Алексия Московского, кельи для игумена и братии. С 1632 г. одновременно Успенским и Акатовым мон-рями управлял игум. Феодосий; в последующие годы А. м. управлялся своими настоятелями. В документах 20-30-х гг. XVII в. А. м. именовался пустынью. В 1700 г. в связи с устройством корабельных верфей на р. Воронеж указом царя Петра I Успенский мон-рь был упразднен, братия и имущество переведены в А. м., последний стал управляться архимандритами. По штатам 1764 г. А. м. отнесен ко 2-му классу. В 1780 г. в мон-ре подвизалось 16 монахов. В 1674 г. при игум. Корнилии в А. м. был возведен первый в Воронеже каменный храм с колокольней во имя свт. Алексия Московского, при архим. Ефреме (1744-1749; в схиме Евгений) к храму был надстроен 2-й этаж, в к-ром освящена ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделом во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. При архим. Сампсоне (1750-1762, 1767-1793) были построены каменные настоятельский корпус, трапезная, хлебная, кельи, ограда. В 1804-1819 гг. по проекту архит. И. И. Волкова на пожертвования купеческой вдовы А. В. Аникеевой возведен новый двухэтажный Алексиевский храм: верхний освящен в 1819 г. в честь Воскресения Христова, нижний - в 1812 г. во имя свт. Алексия. Старый Алексиевский храм, перестроенный при архим. Амвросии (1793-1796), существовал одновременно с новым до 1879 г. В 1879-1880 гг. была возведена надвратная четырехъярусная колокольня (высота 49 м), в нижнем этаже к-рой располагались зал, где начиная с 1896 г. по инициативе Острожского еп. Владимира (Соколовского) проводились воскресные просветительские чтения для народа, и крестовый храм - домовая ц. настоятеля во имя прп. Сергия Радонежского, освященная в 1903 г. В Алексиевском храме находились почитаемые в обители иконы Божией Матери «Троеручица», точный список Новоиерусалимского образа, принесенный в А. м. архим. Никанором, и «Живоносный Источник» с частицами мощей святых. Местонахождение святынь после 1931 г. неизвестно.

http://pravenc.ru/text/63812.html

Память о Н. сохранялась в Троицком скиту вместе с памятью о его учителе, а также о др. ученике прп. Елеазара - Никодиме . Все трое были погребены в одной часовне, имена Н. и Никодима произносились во время панихид, к-рые служили у раки прп. Елеазара. Сообщение об учениках прп. Елеазара находится в рукописном сборнике, принадлежавшем архим. Досифею (Немчинову); в его состав входят «Повести о соловецких пустынножителях» и «Верное и краткое исчисление... преподобных отец соловецких...»: «Въ Анзерахъ въ Троицкомъ скиту въ часовне при мощахъ преподобнаго Елеазара по обеимъ его сторонамъ опочиваютъ два его ученика, одесную - преподобный Никодимъ, бывший по немъ строителемъ, по ошую страну - преподобный Никифоръ подвижникъ» (РНБ. Солов., Анз. 1195/1366. Л. 34 об.). Оба ученика, Н. и Никодим, названы здесь преподобными. Однако сведения о Н. не вошли в текст главы, посвященной прп. Елеазару, в составе Соловецкого патерика (1873), притом что они содержатся в непосредственном источнике этой главы, к-рым послужил очерк И. Я. Сырцова «Прп. Елеазар, основатель и строитель Анзерского скита…» ( Сырцов. 1873). При подготовке этого текста для Соловецкого патерика его редактор Н. В. Елагин сократил рассказ об учениках прп. Елеазара, исключив всякое упоминание о Н. Он оставил лишь фразу о др. ученике святого - Никодиме, к-рого нарек «любимым учеником» Елеазара. Вслед. этого память о блаженном Н. полностью изгладилась из Соловецкого патерика. В нем и в последующих соловецких изданиях его затмил образ др. знаменитого постриженика Елеазара - московского свящ. Никиты Минина (впосл. патриарх Никон). Отчасти эту оплошность исправил иером. Никодим (Кононов) , составитель Архангельского патерика. Он воспроизвел в патерике сведения о Н. по Житию прп. Елеазара. В своем исследовании сочинения архим. Досифея (Немчинова), посвященного «исчислению» Соловецких святых, иером. Никодим (Кононов) уделил ученикам прп. Елеазара особое внимание, включив имена Н. и Никодима в составленный им «Диптих соловецких подвижников благочестия» ( Никодим (Кононов). 1900. С. 73, 101). В этом «Диптихе...» он поместил их имена в одном ряду с именами пустынножителей Соловецкого о-ва Ефрема, Никифора, Иосифа, Тихона, Феодула, Порфирия, Трифона, Иосифа, Севастиана, Тимофея, Саввы, Нестора . Впосл. пустынножители были прославлены в Соборе Соловецких святых, учрежденном в 1993 г. по благословению патриарха Алексия II . Однако имена Никодима и Н., учеников прп. Елеазара, в Собор Соловецких святых не вошли. Возможной причиной их «забвения» послужило то, что они не были упомянуты в сочинении архим. Досифея (Немчинова), а мнение иером. Никодима (Кононова) так и не было принято во внимание. Вслед. этого Никодим и Н. все еще остаются в числе «незримых миру подвижников благочестия», память о к-рых сохраняется лишь в Соловецкой обители.

http://pravenc.ru/text/2565482.html

Церковь во имя прп. Геннадия Костромского 1999 г. и колокольня 1715, 1831 гг. Фотография. 2005 г. В XIX-XX вв. мощи прп. Геннадия покоились под спудом в Преображенском соборе. В 1-й четв. XIX в. над местом его погребения была установлена серебряная рака, изготовленная на средства жителей г. Любима. На раке лежала икона прп. Геннадия. Во 2-й пол. XIX в. на средства любимского купца И. С. Михина была изготовлена и установлена новая серебряная рака. На праздник Преображения Господня, в дни памяти прп. Алексия, человека Божия (17 марта), и прп. Геннадия (23 янв., 19 авг.) в Г. м. приходили жители зап. уездов Костромской губ. и вост. уездов Ярославской губ., у стен мон-ря устраивались Преображенская и Алексиевская ярмарки. В 1905-1913 гг. на престольные праздники в Г. м. регулярно совершал богослужения архиеп. Ярославский св. Тихон , буд. Патриарх Московский. В 1919 г. Г. м. был закрыт, насельники зарегистрировались как приходская община при Преображенском соборе. 28 сент. 1920 г. мощи прп. Геннадия были публично вскрыты и увезены в Ярославский губ. музей, в к-ром пребывали до сер. 30-х гг. XX в. (к 2005 их местонахождение неизвестно). В 1928 г. Преображенский храм был закрыт, с нач. 30-х гг. в нем находилась конюшня колхоза «Власть Советов». В 30-х гг. были разобраны на кирпич ограда со св. вратами и 5 башен, в 1961 г.- 2-этажный братский корпус, в 1964 г.- пристроенная к Преображенскому собору теплая ц. во имя преподобных Геннадия Костромского и Корнилия Комельского, а в 1965 г.- придел прп. Сергия Радонежского. В Алексиевской ц. до сер. 60-х гг. располагался склад ядохимикатов. 7 окт. 1995 г. Г. м. был возобновлен, наместником назначен иером. (с 2000 г. игум.) Евфимий (Дебабов; † 2005 г.). Летом 1997 г. постройки Г. м. (за исключением бывш. гостиницы, занимаемой правлением колхоза) были переданы братии. Рядом с колодцем, выкопанным, по преданию, прп. Геннадием, построен деревянный храм во имя прп. Геннадия Костромского, в к-ром 1 сент. 1999 г. архиеп. Ярославский Михей (Хархаров) совершил 1-й водосвятный молебен, 23 июня 2000 г. игум. Евфимий с братией - 1-ю Божественную литургию. Планируется восстановление Алексиевского храма. При Введенской ц. в дер. Павловке Любимского р-на организовано подворье Г. м. В мае 2005 г. в Г. м. проживали 3 монаха и 10 послушников.

http://pravenc.ru/text/162044.html

В светских библиотеках духовно-нравственной стороне общения библиотекаря и читателя, возможно, не уделяется такого внимания. Вел. князь Ярослав Мудрый Духовное состояние православного библиотекаря определяется укорененностью в отеческих традициях. Воцерковленность - это одуховленность. Библиотекарь должен быть искателем истины и исполнителем отеческих писаний, ибо " отеческие писания читаются деяниями " . Обратимся к истории библиотечного дела на Руси и найдем положительные примеры всепоглощающего подвижнического служения, одной из сторон которого становится библиотечное созидание. Самый ранний - деятельность великого князя Ярослава Мудрого, строившего города, открывавшего духовные училища, собравшего около 1037 г. первую на Руси общедоступную библиотеку Софийского собора в Киеве (его личная княжеская библиотека не может называться общедоступной). подготовка книг для Софийского собора Трудами и попечением его младшего современника, прп. Феодосия Печерского, создавалась библиотека будущей Киево-Печерской лавры. По благословению прп. Феодосия был предпринят перевод Типикона патриарха Алексия Студита (поздняя редакция Студийского устава), по которому долго жил Киево-Печерский монастырь и вся Русь; по уставу, монахам вменялось в обязанность читать книги. Собирались и переписывались лучшие книги, причем книгописец монах Илларион денно и нощно трудился в келье преподобного, монах Никон книги переплетал, прп. Феодосий сам прял нити для переплета. прп. Феодосий Печерский Это известно из его жития, написанного прп. Нестором Летописцем, тоже послушавшимся в обители при прп. Феодосии. Имена первых книгохранителей Киево-Печерского монастыря неизвестны, возможно, хранение книжной казны было дополнительным послушанием, но прп. Феодосий был руководителем библиотеки. Прп. Евфросиния Полоцкая Прп. Евфросиния Полоцкая (XII в.) хранила и с общиной сестер переписывала книги при Софийском соборе в Полоцке, впоследствии основала два монастыря, ставших важными центрами благотворительности и культуры на Руси.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=177...

Л. ( Бобров. 2003. С. 143-144). В Слове на перенесение мощей свт. Петра П. Л. пообещал составить «списание» о чудесах Московского митр. Ионы ( Яблонский. 1908. С. 199). По мнению митр. Евгения (Болховитинова), П. Л. помимо Службы митр. Ионе написал также Житие святителя ( Евгений. Словарь. 1827. Т. 2. С. 154). На ошибочность этого суждения указал Яблонский, отметив, что известные редакции Жития возникли при митр. Макарии в связи с Соборами 1547 и 1549 гг. и для включения в «Книгу степенную» ( Ключевский. 1871. С. 240-242). По мнению Турилова, П. Л. может быть причастен к составлению особой разновидности стишного Пролога, известной в западнорус. списках начиная с 3-й четв. XV в. ( Турилов. 2010. С. 375-377). Ее происхождение, вероятнее всего, связано с Москвой и митрополичьей кафедрой. Она включает значительное число рус. статей, имеющих проложные стихи (по вильнюсскому комплексу): проложные Жития блгв. кн. Глеба (5 сент.), св. кн. мч. Михаила Черниговского и боярина его мч. Феодора (19 сент.), прп. Сергия Радонежского (25 сент.), прп. Варлаама Хутынского (5 нояб.), Виленских мучеников (14 апр.), Сказание о перенесении мощей св. князей Бориса и Глеба (2 мая), Житие прп. Феодосия Печерского (3 мая), Сказание о перенесении мощей свт. Николая в Бари (9 мая), Сказание о перенесении мощей свт. Алексия (20 мая), Жития сщмч. Леонтия Ростовского (23 мая), прп. Антония Печерского (10 июля), равноап. кнг. Ольги (11 июля), варягов-мучеников (12 июля), равноап. кн. Владимира (15 июля), св. князей Бориса и Глеба (24 июля), Сказание о перенесении мощей прп. Феодосия Печерского (14 авг.), Житие прп. Авраамия Смоленского (20 авг.). При этом двустишие прп. Варлааму почти полностью совпадает с первыми 2 стихами прп. Сергию, а двустишие на память св. кн. Глеба целиком включено в стихи на память князей Бориса и Глеба под 24 июля ( Турилов. 2010. С. 399-400. Примеч. 93). Часть рус. статей (Проложное Житие прп. Сергия, Проложное Житие кн. Глеба ( Назаренко А. В., Серёгина Н. С., Турилов А. А. Борис и Глеб: Дни памяти, богослужебные тексты//ПЭ. Т. 6. С. 51), возможно, ряд др. статей) написана П. Л.. Согласно Турилову, П. Л. может быть автором проложных стихов ко всем русским статьям. Панегирические сочинения

http://pravenc.ru/text/2579870.html

В ризнице хранится, как предмет древности, старинный надгробный покров на раку преподобнаго Григория, из голубаго атласа с изображением этого угодника, шитым разноцветными шелками. В библиотеке монастыря разных книг церковнослужебных и духовнонравственнаго содержания до 140 наименований. Из древних письменных документов и актов в архиве обители ничего не сохранилось. Монастырю принадлежит в разных местах четыре часовни. Из деревянных часовен одна близь монастыря, за р. Пельшмою; местное предание относит начало этой часовни и при ней колодца ко времени самаго основания обители. Степановский И.К. Лопотов монастырь/И.К. Степановский//Вологодская старина: ист.-археол. сб. – Вологда, 1890. С. 249-251. Григориев Пельшемский Лопотов в честь Собора Пресвятой Богородицы мужской мрнстырь находился в Кадниковском у. Вологодской губ., на р. Пельшме, в 7 верстах к северо-востоку от г. Кадникова. Сведения о ранней истории Г. м. содержатся в Житии прп. Григория Пельшемского, к-рое известно в 3 редакциях - Первоначальной (Троицкий список, вероятно, наиболее достоверной), Минейной и Редакции сборников. Г. м. основан прп. Григорием на р. Пельшме (по Минейной редакции и Редакции сборников, святой пришел на Пельшму из Глушицкого Сосновецкого монастыря в 1422 в поисках места для пустынножительства). Здесь прп. Григорий поставил деревянный крест и келью. Когда собралась братия, были построены др. деревянные кельи и храм в честь Собора Пресв. Богородицы. На устройство Г. м. прп. Григорию предоставили земли «тамо сущи житилие христолюбци... мужие блгонарочитии» (РГБ. Ф. 302/I. 693. Л. 156 об.). В менее достоверных Минейной редакции и Редакции сборников сообщается о приходе на Пельшму свящ. Алексия, принявшего постриг с именем Александр и ставшего впосл. 2-м игуменом Г. м. В Минейной редакции благотворителем обители назван «благонарочитый муж» Мартын. Согласно Минейной редакции и Редакции сборников, в 1426 г. прп. Григорий получил благословение на устройство общежительного мон-ря у Ростовского еп. Ефрема (вступил на кафедру 13 апр. 1427, как архиепископ упом. в дек. 1448). На пожертвования «христолюбцев» были возведены деревянные церковь, трапезная, кельи «по чину», службы. В новом мон-ре «съдружебника своего» посетил прп. Дионисий Глушицкий, к-рый освятил храм в честь Собора Пресв. Богородицы и подарил новой обители иконы праздников Господских и книги, в т. ч. Пролог (источником этого рассказа, отсутствующего в Первоначальной редакции Жития прп. Григория, является Житие прп. Дионисия Глушицкого). В Г. м. было заведено обширное хозяйство. Однажды ночью разбойники украли из мон-ря хозяйственные орудия. Прп. Григорий уверял братию, что все похищенное вернется в обитель. Вскоре грабители были пойманы окрестными жителями, а монастырский инвентарь возвращен.

http://sobory.ru/article/?object=44520

Преподобный Алексий Теклатский Из книги « Синаксарь: Жития святых Православной Церкви », вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Прп. Алексий (Шушания) родился в 1852 г. и был родом из Мингрелии в Грузии. Ему было шестнадцать лет, когда умер его отец. Через некоторое время прп. Алексий отпра­вился в паломничество в Святую Землю. Оттуда он поехал в Константинополь к дяде, преуспевающему купцу. Там Алексий почувствовал явное призвание к духовной жизни, но не мог решиться оставить семью, о которой отец завещал ему заботиться. Однажды ночью, терзаемый противо­речивыми мыслями, он не мог заснуть и услышал голос, повелевший ему довериться Провидению Божию. Тогда прп. Алексий затворился в комнате и провел несколько ме­сяцев в посте, молитве и размышлении над Священным Писанием. Вернувшись в Грузию, он поселился близ женского монастыря в Теклати и начал вести строгую подвижническую жизнь, ходя по деревням, заботясь о больных чахоткой и холерой, помогая хоронить одиноких бедняков. Он горячо проповедовал Слово Божие и являл образец евангельской жизни. Под влиянием прп. Алексия его мать, брат и младшая сестра тоже приняли монашеский постриг. Прп. Алексий совершил паломничество на Святую Гору, затем посетил Киево-Печерскую лавру и снова вернулся в Грузию продолжать подвижнические труды. В 1885 г. он поселился в Гелатском монастыре, где написал много духовных сочинений. Затем он перешел в монастырь Хоби и здесь в 1888 г. был рукоположен в иеромонаха. Через два года прп. Алексий заболел и вернулся жить в Теклатскую обитель, где монашествовали его мать и сестра. Поправившись, он построил себе келью на горе неподалеку от родной деревни (1891) и стал вести строгую подвижническую жизнь вместе c несколькими учениками. Во время молитвы прп. Алексий возлагал себе на плечи большой крест, уподобляясь св. Симону Киринеянину, который нес до Голгофы Крест Господень. Прп. Алексий всегда оставался близок народу, который любил его как отца. В 1915 г. он заболел. Оставив учеников, святой перебрался к своим двоюродным сестрам-монахиням, чтобы у них провести последние годы жизни. Прп. Алексий почил в мире 18 января 1923 г. Его мощи были обретены нетленными. В 1960 г. их перенесли в монастырь, который образовался вокруг его кельи. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря. 31 января 2012 г. Рейтинг: 9.7 Голосов: 83 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Прп. Алексий почитается в Грузинской Православной Церкви. В Меся­цеслов Русской Православной Церкви данная память не включена. скрыть способы оплаты скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/51286.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ, НИКИФОР († 1617), ИОСИФ, ТИХОН, ФЕОДУЛ, ПОРФИРИЙ, ТРИФОН, ИОСИФ, СЕВАСТИАН, ТИМОФЕЙ, САВВА († 1636), НЕСТОР предыдущая статья ЕФРЕМ, НИКИФОР († 1617), ИОСИФ, ТИХОН, ФЕОДУЛ, ПОРФИРИЙ, ТРИФОН, ИОСИФ, СЕВАСТИАН, ТИМОФЕЙ, САВВА († 1636), НЕСТОР (XVII в.), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкие, пустынники, подвизавшиеся на Б. Соловецком о-ве. Большинство названных святых упомянуто в древнейшем Соловецком патерике, составленном между 1682 и 1700 гг. (наиболее полный список - РНБ. Соф. 452, 90-е гг. XVII в.), в связи с отшельническим подвигом прп. Дамиана (Диодора) Юрьегорского, встретившего монахов в начале своего подвижничества. В древнейшем Соловецком патерике сообщается, что прп. Дамиан, будучи насельником Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря , услышал рассказы о подвигах прп. Андрея Соловецкого и др. соловецких пустынножителей и решил последовать их примеру. Отправившись в глубь Б. Соловецкого о-ва, прп. Дамиан встретил там 2 отшельников и неподалеку от их келий построил себе хижину. Прп. Дамиан часто ходил по острову, желая встретить и др. пустынножителей, поскольку «в то время мнози отшелницы на Соловецком и Анзерском островех в пустыни, мало кому ведоми, живяху» (цит. по: Петренко. 2001. С. 498). Прп. Дамиану удалось встретить инока Ефрема Чёрного, о к-ром агиограф пишет, что он был первый среди пустынножителей, «старец честен», мирянина Никифора Новгородца, Алексия Калужанина (см. Алексий Соловецкий ), москвичей Тихона и Иосифа, Феодула Рязанца, Порфирия, Трифона, Иосифа Младого, Севастиана и др. Выходец из Алексина Тимофей («иже аггелоподобным своим житием, яко орел высокопарный, леташе» - Там же) рассказал прп. Дамиану о себе. В Смутное время прп. Тимофей оставил отеческий дом и на небольшой лодке из Архангельска приплыл на Б. Соловецкий о-в, где соорудил себе хижину, в к-рой прожил много лет, питаясь травой. В продолжение 3 лет прп. Тимофей терпел жестокие бесовские нападения, голод и холод, затем был утешен видением светлообразного старца, укрепившего подвижника и показавшего ему траву для еды и источник воды. Прп. Дамиан заботился о Соловецких пустынниках, своими руками хоронил скончавшихся.

http://pravenc.ru/text/182163.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ († после 1503, Никольская Тихонова пуст. (ныне с. Тимирязево Лухского р-на Ивановской обл.)), прп. (пам. 7 июня - в Соборе Ивановских святых и 23 янв. - в Соборе Костромских святых), Лухский (Луховский), один из первых учеников прп. Тихона Лухского († 1503). Основным источником сведений о Г. является Житие прп. Тихона, составленное после 1569 г. (старший список - РНБ. Погод. 781б. Л. 22-52, 30-е гг. XVII в.; запись чудес шла до 1651), к-рое сообщает о том, что Г. одним из первых пришел в урочище Копытово на берегу р. Лух, где в то время жил прп. Тихон. Прп. Тихон, еще будучи мирянином Тимофеем, выехал из Литвы вместе с кн. Ф. И. Бельским, перешедшим на службу к московскому вел. князю в 1481/82 г. В янв. 1497 г. кн. Бельский получил от вел. кн. Иоанна III Васильевича в удел г. Лух на средней Волге (ПСРЛ. Т. 28. С. 152, 324, 330). По-видимому, основание Тихонова Лухского (Луховского) в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-ря (Никольской Тихоновой пуст.) следует отнести к времени после указанной даты. Прп. Тихон заповедал своим ученикам избегать общения как с мирянами, так и с др. иноками. Жизнь Лухских подвижников проходила в бедности и нестяжании. Кормились они своим трудом, обрабатывая землю, причем прп. Тихон «впрязашеся сам в ярмо оралное и повелевая учеником своим управляти орало на себе». Архим. Леонид (Кавелин) ошибочно указывает, что Г. в иночестве имел имя Варлаам (Св. Русь. С. 192), но это не подтверждается источниками. В XVII-XX вв. Г. почитался в мон-ре и Лухском крае как ученик прп. Тихона, место его погребения в Тихоновой пуст. было забыто уже к нач. XIX в. Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Ивановских святых, празднование к-рому было установлено 7 дек. 2000 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . До закрытия Никольской Тихоновой пуст. (в нач. 20-х гг. XX в.) в ней имелись иконы, на к-рых Г. был изображен вместе с прп. Тихоном и др. учеником основателя обители - прп. Фотием (Фаддеем) Лухским. На совр. монастырской иконе 90-х гг. XX в. Г., облаченный в схиму, в куколе, также представлен вместе с этими святыми, к-рые держат модель обители (Рус. мон-ри: Поволжье. Новомосковск; М., 2003. С. 267).

http://pravenc.ru/text/164543.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010