И. скончался и был похоронен в старицком Успенском мон-ре; святителя отпевали Крутицкий митр. Пафнутий, Тверской архиеп. Феоктист, архим. Дионисий (Зобниновский) в сослужении духовенства. Спустя нек-рое время архим. Дионисий воздвиг над погребением И. «палатку». Согласно описи старицкого Успенского мон-ря 1607 г., И. незадолго до кончины сделал в мон-рь неск. значительных вкладов. 13 июля 1606 г. он передал обители 56 томов своей келейной б-ки. Помимо богослужебных книг среди них были Острожская Библия , Учительное («толковое») Евангелие «виленской печати», Римский патерик и Беседы на Евангелие папы Григория Великого, Шестоднев Иоанна Экзарха, Маргарит (рукописный), сочинения прп. Феодора Эдесского, Жития преподобных Евфимия Суздальского и Сергия Нуромского (Обнорского), «книга из Палеи, да в нейже правила святых апостол и святых отец», «книга в полдесть, в начале Черниговским четыре Слова» и др. 22 окт. 1606 г. И. дал вкладом в мон-рь по своему келейнику старцу Афанасию 3 иконы деисуса в драгоценном окладе. Среди иконной «казны» И., оставшейся после смерти патриарха в Успенском мон-ре, большинство составляют изображения рус. святых: икона прп. Авраамия Ростовского, 2 иконы св. кн. Александра Ярославича Невского, икона св. митр. Алексия («Алексея чудотворца»), 2 иконы прп. Антония Сийского , 4 иконы святых Бориса и Глеба «на золоте», 3 иконы прп. Димитрия Прилуцкого, образ прп. Ефрема Новоторжского «на золоте», икона преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, припадающих к ногам стоящего Спасителя, иконы прп. Иосифа Волоцкого и прп. Корнилия Комельского, молящихся перед образом Богоматери, 2 иконы прп. Макария Калязинского «на золоте», образ прп. Павла Обнорского, икона прп. Саввы Сторожевского «на золоте», «пять образов Ярославских чудотворцев, на золоте». Известны более ранние вклады И. в кремлевский Успенский собор: Требник, данный по новоспасскому архим. Закхею (15 дек. 1602; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 227), лицевой Служебник (1 мая 1604; ГИМ. Син. 1074). На листах Служебника написано только по 9 строк. По мнению М. В. Щепкиной, организация текста в рукописи обусловлена тем, что кодекс был создан по заказу слабовидящего И. Рукопись является памятником книжного искусства (см.: Кондрашкина Е. С. Кодикология лицевых литургических рукописей Москвы рубежа XVI-XVII вв.: АКД. М., 1996. С. 14-16). Литературные труды

http://pravenc.ru/text/578144.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЕВ ПЕЛЬШЕМСКИЙ ЛОПОТОВ В ЧЕСТЬ СОБОРА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья ГРИГОРИЕВ ПЕЛЬШЕМСКИЙ ЛОПОТОВ В ЧЕСТЬ СОБОРА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Кадниковском у. Вологодской губ., на р. Пельшме, в 7 верстах к северо-востоку от г. Кадникова. Сведения о ранней истории Г. м. содержатся в Житии прп. Григория Пельшемского, к-рое известно в 3 редакциях - Первоначальной (Троицкий список, вероятно, наиболее достоверной), Минейной и Редакции сборников (подробнее см.: Григорий, прп. Пельшемский ). Григориев Пельмешский мон-рь. Литография. 1858 г. (ГРМ) Григориев Пельмешский мон-рь. Литография. 1858 г. (ГРМ) Г. м. основан прп. Григорием на р. Пельшме (по Минейной редакции и Редакции сборников, святой пришел на Пельшму из Глушицкого Сосновецкого монастыря в 1422 в поисках места для пустынножительства). Здесь прп. Григорий поставил деревянный крест и келью. Когда собралась братия, были построены др. деревянные кельи и храм в честь Собора Пресв. Богородицы. На устройство Г. м. прп. Григорию предоставили земли «тамо сущи житилие христолюбци... мужие блгонарочитии» (РГБ. Ф. 302/I. 693. Л. 156 об.). В менее достоверных Минейной редакции и Редакции сборников сообщается о приходе на Пельшму свящ. Алексия, принявшего постриг с именем Александр и ставшего впосл. 2-м игуменом Г. м. В Минейной редакции благотворителем обители назван «благонарочитый муж» Мартын. Согласно Минейной редакции и Редакции сборников, в 1426 г. прп. Григорий получил благословение на устройство общежительного мон-ря у Ростовского еп. Ефрема (вступил на кафедру 13 апр. 1427, как архиепископ упом. в дек. 1448). На пожертвования «христолюбцев» были возведены деревянные церковь, трапезная, кельи «по чину», службы. В новом мон-ре «съдружебника своего» посетил прп. Дионисий Глушицкий, к-рый освятил храм в честь Собора Пресв. Богородицы и подарил новой обители иконы праздников Господских и книги, в т. ч. Пролог (источником этого рассказа, отсутствующего в Первоначальной редакции Жития прп. Григория, является Житие прп. Дионисия Глушицкого). В Г. м. было заведено обширное хозяйство. Однажды ночью разбойники украли из мон-ря хозяйственные орудия. Прп. Григорий уверял братию, что все похищенное вернется в обитель. Вскоре грабители были пойманы окрестными жителями, а монастырский инвентарь возвращен.

http://pravenc.ru/text/166513.html

Обретение мощей прп. Феодосия Киево-Печерского. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 122) Обретение мощей прп. Феодосия Киево-Печерского. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 122) Источниками ЧН были текст летописной статьи 6523 (1015) г., анонимное «Сказание и страсть и похвала святую мученику Бориса и Глеба», «Сказание чудес святою страстотерпцу Христову Романа и Давида», «Слово о законе и благодати» митр. Илариона, переводные сочинения - Житие Евстафия Плакиды, «Слово о сошествии Иоанна Предтечи в ад», Житие Алексия, человека Божия и некоторые др. Древнейший из сохранившихся списков ЧН находится в Сильвестровском сб. сер. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53). Прп. Нестор летописец. Литография. Ок. 1821 г. Гравер Н. И. Соколов Прп. Нестор летописец. Литография. Ок. 1821 г. Гравер Н. И. Соколов В ЖФ, первом из дошедших до нас древнерус. Житий преподобных, Н. описывает биографию и духовные подвиги игумена Киево-Печерской обители прп. Феодосия. Повествование построено в соответствии с визант. житийным каноном. Агиограф сообщает о своей «худости», приводит притчу о талантах, отмечает, что родители святого были «благочестивыми» людьми, а сам он с детства чуждался мирских развлечений, носил заплатанную одежду, регулярно посещал церковь, был милостив к нищим, на удивление всем легко овладел грамотой. Сам Н. отмечает, что борьба прп. Феодосия с бесами была подобна той, которую вел Антоний Великий. Чудесное явление огненного столпа, к-рое знаменовало место возведения Успенского собора, агиограф сравнивает с аналогичным явлением, описанным в Житии прп. Саввы Освященного. Подобно прп. Макарию Египетскому прп. Феодосий проводил ночи, отдавая свою плоть на съедение оводам и комарам. Прп. Нестор летописец. Хромолитография по оригиналу И. С. Ижакевича. 1903 г. (собрание Ф. Р. Комарова) Прп. Нестор летописец. Хромолитография по оригиналу И. С. Ижакевича. 1903 г. (собрание Ф. Р. Комарова) Несмотря на влияния греч. Житий, в творчестве Н. остается много оригинального. Агиограф насыщает текст живыми характеристиками монахов и мирян, реалистичными изображениями быта, яркими диалогами героев. Необычен образ матери Феодосия, к-рая препятствует благочестивым помыслам сына, не останавливаясь перед физическими наказаниями и заключением его в оковы.

http://pravenc.ru/text/Нестор ...

Архив Пн Состоялось первое в 2018 году пленарное заседание Синодальной богослужебной комиссии 2 февраля 2018 г. 16:54 2 февраля в Свято-Троицкой Сергиевой лавре под председательством митрополита Петрозаводского и Карельского Константина состоялось первое в 2018 году пленарное заседание Синодальной богослужебной комиссии . В заседании принял участие архиепископ Берлинский и Германский Марк . В начале заседания митрополит Константин подарил членам Комиссии свою новую книгу «Апокалипсисы революций» Комиссия рассмотрела проект журнала Священного Синода о документе «Акафист в молитвенной жизни Церкви», подготовленном в Межсоборном присутствии . По результатам обсуждения был составлен отзыв Комиссии на данный документ. На заседании были рассмотрены официальные письма, поступившие в адрес Комиссии. Комиссия одобрила отчет о проделанной работе в 2017 году, а также внесла некоторые изменения в план работы на 2018 год. В ходе заседания были утверждены методические рекомендации по составлению служб. Была рассмотрена и отредактирована служба прп. Аристоклию Московскому. По результатам обсуждения служба была передана на утверждение Священного Синода. На заседании шла работа над службами свв. мученикам Быковским, прп. Мисаилу Абалацкому и прп. Паисию Святогорцу. Служба прп. Поликарпу Брянскому направлена на доработку в Брянскую епархию . Следующее пленарное заседание Комиссии состоится 29 марта 2018 года. Информационный отдел Синодальной богослужебной комиссии /Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются. 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5140678.ht...

Архив Пн В Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви Код плеера Livejournal Liveinternet 6 октября 2008 г. 19:24 Москва, 9 октября. В понедельник 6 октября в Синодальной палате официальной Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Алексия прошло заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В понедельник 6 октября в Синодальной палате официальной Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Алексия прошло заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Перед началом заседания Святейший Патриарх Алексий совершил освящение восстановленной Синодальной палаты. В перерыве в домовом храме в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в Патриаршей резиденции в Даниловском монастыре была совершена заупокойная лития по почившим в августе этого года архиепископу Раменскому Николаю (Саяме) и епископу Курганскому и Шадринскому Михаилу (Расковалову). Священный Синод рассмотрел ряд важных вопросов внешней и внутренней церковной жизни. Среди них — возобновление деятельности прихода в честь апостолов Петра и Павла в Гонконге, создание рабочей группы для рассмотрения вопроса о почитании новомучеников и исповедников Российских, канонизированных Русской Зарубежной Церковью в период разделения. Рассмотрев рапорт архиепископа Феофана, Синод утвердил нового викарного архиерея Ставропольской епархии. Также Священный Синод постановил считать решение Архиерейского Собора об извержении из священного сана епископа Диомида вступившим в силу. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/471793.htm...

Архив Пн 30 октября 2006 г. 09:00 — 2 ноября 2006 г. 21:00 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 30 октября — 2 ноября 2006 года в Москве пройдет II Фестиваль православных СМИ «Вера и слово». Девизом фестиваля — «Свобода и ответственность. Христианские ценности в современной России». Сопредседатели оргкомитета: — митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии , — министр культуры и массовых коммуникаций А.С. Соколов, — первый заместитель Председателя Государственной Думы Л.К. Слиска . В состав оргкомитета вошли руководители синодальных учреждений Русской Православной Церкви, органов государственной власти и российских СМИ. Центральное событие Фестиваля — Конгресс православных СМИ — состоится 30 октября — 1 ноября в пансионате «Лесные дали». В рамках Фестиваля пройдут пленарные заседания, семинары, публичные лекции, пресс-конференции, круглые столы, выставки и публичные лекции. Кульминацией Фестиваля станет вручение премий творческого конкурса «Вера и слово» в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Исполнительный директор Фестиваля – Сергей Валерьевич Чапнин. Для связи с исполкомом Фестиваля используйте тел./факс: (495) 246-0033. Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются. 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/137433.htm...

После 1918 г. Г. м. был обращен в артель «Трудолюбие», насельники жили по монастырскому уставу. В 1926 г. артель была упразднена, в корпусах разместился культхоз, затем агробаза, а также были устроены частные квартиры. До 1929 г. в храмах совершались богослужения, в 30-х гг. была взорвана ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», был разобран Покровский храм, последние насельники были изгнаны. На разрушенном монастырском кладбище сохранилось лишь неск. могил, в т. ч. прп. Алексия. В 1941 г. через Голосеевский лес и мон-рь проходила 2-я линия обороны Киева. В окт. 1941 г., спасая людей от голодной смерти, в мон-ре погибла мон. Елена. С кон. 70-х гг. в полуразрушенном доме на территории Г. м. подвизалась блж. мон. Алипия (Авдеева; † 1988). Одновременно с обретением в 1993 г. мощей прп. Алексия (Шепелева) началось возрождение обители. 7 марта 1996 г. Г. м. был возобновлен. Восстановлены Покровский собор, митрополичий дом с ц. во имя прп. Иоанна Многострадального (1993), ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1999-2005), построены братский корпус (1994), церковная лавка (2001), хозяйственные службы, посажен сад. Среди святынь Г. м.- мощи прп. Алексия (Шепелева), иконы с частицами мощей вмч. Иоанна Нового и сщмч. Николая Искровского, прп. Кукши (Величко) , иконы Божией Матери «Плачущая» (Румынская), «Спорительница хлебов» и образ Спасителя с предстоящими. С 2000 г. Г. м. имеет скит в честь Рождества Пресв. Богородицы в р-не Церковщина, где находятся древние пещеры, в к-рых, по преданию, подвизался прп. Феодосий Печерский . В скиту восстановлена ц. во имя свт. Николая Чудотворца, построены кельи и братская трапеза. К февр. 2006 г. в мон-ре проживало более 30 чел. Наместник - архим. Исаакий (Андроник). Ист.: АЮЗР. Т. 1. Ч. 7. 78. С. 528. Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 736-737; Болховитинов Е. Описание Киево-Печерской лавры с присовокуплением разных грамот и выписок, объясняющих оное, а также планов Лавры и обеих пещер. К., 1826. С. 67; Сб. мат-лов для ист. топографии Киева и его окрестностей. К., 1874. Отд. 2; Сементовский Н. Киев, его святыни, древности и достопамятности. СПб.; К., 18816. C. 241; Географическое описание г. Киева//Описи Киïвського haмichuцmba 70-80 pokib XVIII ст. К., 1989. С. 25; Ист. и топогр. описание Киевской губ. 1787 г. генваря 20 дня//Там же. С. 188; Киевские подвижники благочестия. К., 1994. Т. 3; Дятлов В. Мон-ри УПЦ. К., 1997. С. 25-26; Алатарцева И. В. Тихая пристань - Голосеево. К., 1999; Свт. Филарет (Амфитеатров), митр. Киевский и Галицкий и его время/Сост.: архим. Сергий (Василевский). М., 2000p; Свт. Петр Могила. К., 2001; Прп. Алексий Голосеевский. К., 2004; Стяжавшая любовь. К., 2004.

http://pravenc.ru/text/165289.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Московские свв. - житие 4 сентября. Собор Московских святых Собор Московских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Московской земли. Празднование было установлено по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в воскресенье. Среди входящих в лик святых: Блгв. кн. Даниил Александрович Московский (+ 1303, память 4 марта, 30 августа) Прп. Андроник Московский, Спасский (+ ок. 1373, память 13 июня) Свт. Алексий Московский, митр. Киевский и всея Руси (+ 1378, память 12 февраля, 20 мая) Прп. Афанасий Высоцкий Младший (+ 1395, память 12 сентября, в среду Светлой седмицы) Прпп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя Радонежские (XIV в., память 7 сентября) Прп. Афанасий Высоцкий Старший (+ после 1401, память 12 сентября) Прп. Евфросиния Московская (+ 1407, память 17 мая, 7 июля) Прп. Александр Спасский, Московский (+ после 1427, память 13 июня) Прп. Андрей Рублёв (+ ок. 1430, память 4 июля, 12 июня) Прп. Варфоломей Симоновский (+ 1442) Свт. Геннадий (Гонзов), архиеп. Новгородский (+ 1505, память 4 декабря) Свт. Симон Чиж, митр. Московский и всея Руси (+ 1511/1512) Блж. Василий, Христа ради юродивый (+ ок. 1557, память 2 августа) Блгв. царь Феодор Иоаннович (+ 1598, память 7 янврая) Прп. Василий Соколовский (XVI - XVII вв., память в 1-ю неделю после 29 июня) Прп. Зосима (Верховский) (+ 1833, память 24 октября) Прав. Василий Павлово-Посадский (+ 1869, местн. память 16 февраля) Прп. Пимен Угрешский (+ 1880, память 17 августа) Прп. Аристоклий Афонский, иеросхим. (+ 1918, память 24 августа) Прав. Алексий (Мечёв) (+ 1923, 9 июня, 16 сентября) Прп. Алексий (Соловьев), схим. (+ 1928, память 19 сентября) Сщмч. Александр (Хотовицкий) Нью-Йоркский и Московский (+ 1937, память 7 августа) Блж. Матрона Московская (+ 1952, память 19 апреля) Сщисп. Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский (+ 1962, память 15 октября) Тропарь, глас 4 Днесь пророчество святителя Петра/пред очами нашими сбывается,/сердце бо России град Москва/свыше славу велию приемлет,/украшаем, яко бисером честным,/многим сонмом Божиих угодников;/к нимже мы любовию возопиим:/о, пречуднии святителие,/исповедницы и мученицы новии,/благовернии князие, преподобнии отцы,/и премудрии юродивии,/и вси святии, знаемии и незнаемии,/яко благочестия столпи,/молите Христа Бога//стране нашей в мире спастися. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Московские свв. " .

http://pravicon.com/info-2985

26 сент. 1897 г. назначен настоятелем Смоленской Зосимовой муж. пуст., по благословению прп. Варнавы (Меркулова) и наместника Троице-Сергиевой лавры архим. Павла (Глебова) удалился из Гефсиманского скита с неск. послушниками. При Г. в Зосимовой пуст. было закончено строительство соборного 3-престольного храма Смоленской иконы Божией Матери и надвратной ц. Всех святых, воздвигнуты каменные кельи, стена с башнями, гостиница. Г. создал в обители образцовое хозяйство, в т. ч. мастерские. Он ввел старческое окормление и строгое уставное богослужение, порядок и дисциплину в церкви, на клиросе, в трапезе, на послушаниях и в домашнем быту. В числе написанных им икон - образ прп. Зосимы на фоне Троице-Сергиевой лавры (по преданию, тот явился во сне духовной дочери Г., а затем и ему). В 1898 г. Г. принял в обитель прп. Алексия (Соловьёва), вскоре тот стал его духовным сыном. Трудами Г. и прп. Алексия Зосимова пуст. прославилась по всей России, стала центром духовничества и старчества - «Оптиной в миниатюре». Здесь окормлялись прмц. вел. кн. Елисавета Феодоровна (по монастырскому преданию, она была тайно пострижена Г. в схиму с именем Алексия), священномученики Серафим (Звездинский) , Серафим (Чичагов) , Игнатий (Садковский) и Петр (Руднев) , а также Антоний (Храповицкий ; впосл. митрополит Киевский и Галицкий), Арсений (Жадановский ; впосл. епископ Серпуховской), Сергиевский архиеп. Варфоломей (Ремов) , С. Н. Булгаков , М. А. Новосёлов и др., а также преподаватели и студенты МДА. Рака с мощами преподобных Алексия и Германа Зосимовских (Смоленский собор Зосимовой пуст.). Фотография. 2005 г. Рака с мощами преподобных Алексия и Германа Зосимовских (Смоленский собор Зосимовой пуст.). Фотография. 2005 г. 3 июня 1902 г. Г. возведен в сан игумена. В 1908 г. он принял решение обустроить храм для уединенной молитвы; монахи сообщили об этом начальству Троице-Сергиевой лавры, игумену был вынесен выговор. Летом 1909 г. с правом совещательного голоса Г. участвовал в 1-м Всероссийском съезде монашествующих. 23 февр. 1914 г. Святейший Синод в лице Высшего церковного управления запросил у старца суждение об афонских спорах об имени Иисусовом. Г. ответил: «Молитва Иисусова есть дело сокровенное, а потому возникшие разногласия следовало бы покрыть любовью». Совет был принят Московским и Коломенским митр. Макарием (Невским), суд духовной консистории вынес имяславцам оправдательный приговор.

http://pravenc.ru/text/164715.html

На юго-западе столицы совершен чин закладки храма-памятника во имя св. прп. Евфросинии, великой княгини Московской 17 июля 2006 г. 16:24 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II накануне дня памяти св. прп. Евфросинии, великой княгини Московской, который отмечается 7/20 июля, на юго-западе столицы, в районе Котловка, состоялся чин закладки храма-памятника во имя св. прп. Евфросинии, великой княгини Московской, и всех жен Руси, потрудившихся во благо Отечества. Чин закладки нового храма и молебен совершил архиепископ Истринский Арсений . Владыке сослужили настоятель храма иерей Алексий Ладыгин и московское духовенство. Архиепископ Арсений обратился со словом напутствия к священнослужителям и мирянам, в котором выразил надежду на то, что новый храм, который строится на средства благотворителей и зарегистрированного в 2004 году прихода при участии окружной и районной администрации, поможет восстановлению православной духовной традиции в этом густонаселенном столичном округе. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архиепископ Арсений вручил орден св. блгв кн. Даниила Московского III степени префекту ЮЗАО Алексею Челышеву, который присутствовал на церемонии. С приветственным словом к собравшимся обратился и префект ЮЗАО Алексей Челышев, который просил владыку Арсения передать благодарность Святейшему Патриарху за внимание к их округу и его духовному окормлению. Св. прп. Евфросиния, ученица прп. Сергия Радонежского, в миру великая княгиня Евдокия, была женой св. блгв. князя Димитрия Донского, и после его смерти стала первой женщиной, взявшей на себя нелегкий крест правления Великим княжеством Московским, продолжила политику собирания и укрепления Московского княжества. Святая Евфросиния основала Вознесенский монастырь и Рождественский храм Московского Кремля, а также была устроительницей других московских храмов и монастырей. Еще во время земной жизни святую княгиню за милосердие к людям москвичи называли матерью, а по смерти почитали как покровительницу Москвы. В 2000 году в подвальной палате Архангельского собора Московского Кремля были обретены мощи прп. Евфросинии.   Строительство храма во имя прп. Евфросинии будет благодарной памятью потомков об этой великой и святой женщине. Символично, что храм, строительство которого должно завершиться через год, к 600-летию блаженной кончины прп. Евфросини, будет окормлять район Котловка, бывшую вотчину великих князей Московских – деревню Котлы, где состоялась встреча великой княгини и её сына великого князя Василия с митрополитом Киприаном, который дал согласие возглавить московскую кафедру. Это помогло Москве утвердиться как столице Руси. Со временем в храмовый комплекс войдет и колокольня. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/126537.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010