В виду сложности акта разрешения и в виду нужного для него долгого времени, само собою понятно, что он не мог сопровождаться как это делается ныне, покрытием головы исповедавшегося епитрахилью. Про этот обряд не упоминает ни один из известных нам рукописных памятников исповедного русского чина. Только в редких случаях дается вообще понять, что, разрешение произносилось над главою исповедника 717 . В одном памятнике говорится сверх того, что при разрешении иерей благословляет кающегося рукою 718 . Кающемуся же во время разрешения обычно предписывается лежать ниц 719 , и только в исключительных случаях говорится, что в рассматриваемый момент исповедник – или преклоняет колена 720 , или ближе приступая к духовнику, подклоняет «мало главу» 721 , – по разрешении же, как требуется в одном памятнике, – «целует или икону» 722 . Обычно нет предписаний, как совершать духовнику последование исповеди – в облачении или нет. Редкие же, имеющиеся по этому предмету, указания упоминают про облачение – или только в епитрахиль (что само собою всегда предполагается) 723 , или, только в фелонь 724 , или, наконец, в то и другое вместе 725 . Указания последнего рода относятся ко времени сравнительно позднему в рассматриваемом периоде.   Глава V. Метод самой исповеди и дополнительные статьи к исповедному уставу по русским рукописным памятникам Вопросные статьи в русском исповедном чине – общие и специальные. Происхождение статей общих, их редакции и отношение к подобным же статьям в греческом и юго-славянском чине. Историко-библиографический обзор статей специальных. Понятия о поновлениях. Обзор редакций поновлений – для мирян, монашествующих и священнослужителей; источники их происхождения. Отношение поновлений к вопросным статьям. Общий очерк содержания вопросных статей и поновлений. Вопрос о том, по какому именно методу совершалась в древнерусской церкви исповедь. Значение поновлений. Пред-исповедные увещания – их изводы и источники. По-исповедные поучения – общие и специальные. Обзор редакций и содержания тех и других. Дополнительные статьи к древнерусскому исповедному чину а) наставления духовнику; б) специальные трактаты об исповеди; в) предисловия и г) епитимийные номоканоны. Полный обзор этих статей с объяснением их источников и значения.  

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

52 – «Исповедание миряном» («поновление» мужчин-мирян, с рубрикацией в тексте: «До зде больному глаголи, здравому же и бывшему у тебя прежде во исповеди сию глаголи исповедь...», «Чистым не глаголи...»), начало: «Поновление глаголет сам каяйся, аще ли не умеет писания, то настоятель глаголет, а он по нем то же слово глаголет. Больным: Исповедуюся, аз многогрешный имярек...»; Л. 59 об,– «Исповедание детем малым» («поновление» детям, с рубрикацией в тексте: «Чистым не глаголи...»), начало: «Исповедаюся аз многогрешный Господу Богу...»; Л. 60 об,– без заглавия («поновление» женщин-мирянок, с рубрикацией в тексте: «Аще будет больна, до зде глаголи, здравей же глаголи сию исповедь...»), начало: «Исповедаюся аз, многогрешная имярек...»; Л. 66 об,– без заглавия (последование молитв после исповеди), начало: «По исповедании же сице совершается всякому кающемуся, аще муж или отроча, аще жена или девица, аще вельможа, или инок, или настоятель, егоже виде духовник сокрушенным сердцем...»; Л. 71 об,– «Указ о исповедании немому, и глухому, и бесному» (чин исповеди немого, глухого, бесноватого, с «поновлением»); Л. 73 – без заглавия (епитимейник), начало: «И по сем дасть ему заповедь, елико может сохранити. Не подобает бо заповеди даяти противу греху...»; Л. 74 – «Из Катихизиса малаго печатнаго поучение о собраниях святыя веры»; Л. 75 – без заглавия (поучение духовника кающемуся), начало: «Чадо, не буди ти тяжко кающуся...»; Л. 77 об,– без заглавия (поучение духовника кающемуся), начало: «Се чадо заповедаю аз многогрешный...»; Л. 79 об,– «Поучение настоятелем» (поучение наставникам), начало: «Отче, и сыне, и брате, и господине, помыслим на какову высоту жития...»; Л. 85 – краткий чин отпущения грехов умирающему. 8 Корогодина М. В. Исповедь в старообрядческой рукописной традиции XIX в. С. 91– 113; ее же. Исповедь в России в XIV-XIX вв. С. 120–126, 525–539. 9 БАН, Устюж. 116, л. 10 об. Тропарщиками и новоженами называли представителей поморского согласия представители других течений в беспоповстве.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dva-star...

Арханг. Д. 37. Требник. 1550-е гг. 4°. 260 л. Записи: л. 55–66 «Сию книгу поп Федор продал священнику Сергию Потребник и руку приложил, а денег взял четыре гривны, лета 7110 генваря в 22 день». Содержание: л. 90 об.–116а – чины исповеди; л. 91 об.–94 – поновление; л. 97–100 – поновление; л. 103–108 – поновление; л. 249 об.–253 об. – чин причащения больного; л. 251 об.–253 об. поновление священникам. Описание: Описание РО БАН. Т. 8, вып. 1. С. 41. Арханг. Д. 38. Требник. 1560-е гг. 2°. 464 л. Записи: л. 6–10 – «Продал сию книгу Потребник Софеискии дьякон Вавила Федоров сын и подписал своею рукою» (XVI в.); л. 462 – «Се яз, Федор Федоров сын, переплетщик, продал есми сию книгу Потребник старцу Сергею иконописцу, и какова притча ся станет и мне ся очищати, и руку приложил свою лета 7070 девятаго марта 20 день»; л. 6 об.–11 об. – «Вдовои поп Илья Юрьев сын отдал су книгу к Троице живоначальнеи Сииского монастыря Антоньевы пустыни игумену Питириму з братьею в дом, отдал поп Илья по своих родителех, подписал поп Илья своею рукою» (XVI в.); л. 1 – «Книга сия живоначальные Троица Антоньева монастыря Сииского» (XVI –XVII вв ). Содержа ни е: л. 65 об.– 84 чин исповеди; л. 70–71 – Наставление-вопросник; л. 71–74 – вопросник мужчинам (М-Арханг. 38); л. 74–76 – вопросник женщинам (Ж–Арханг. 38); л. 76–78 об. – поновление мирянам; л. 78 об.–81 поновление; л. 84–111 – чин исповеди; л. 86–87 об. – Наставление-вопросник; л. 87 об.–88 – вопросник о вере (ВВ- Соф. 869 ); л. 88–89 об. – поновление; л. 90–93 – поновление; л. 93–94 об. – вопросник инокам (Основная редакция); л. 94 об.– 96 об. поновление; л. 96 об.–97 об. – поновление инокам; л. 97 об.–99 – вопросник священникам (Основная редакция); л. 99–101 об. – поновление священникам; л. 107 – поучение о делах, избывающих грехи; л. 109 об.–111 – правило о епитимьях («Наставление о заповедях»); л. 111–114 об. – чин причащения больного. Описания: Описание РО БАН. Т. 8, вып. 1. С. 42–44; Викторов А.Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России. С. 96, 169; Белова Л.Б., Кукушкина М.В. К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антониево-Сийской библиотеки. С. 184, 306.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Таких памятников наибольшее количество. Обыкновенно, в таких случаях тотчас после пред-исповедного поучения (отчасти вопросного характера) только и говорится: «глаголет исповедник» поновление, – и затем (по поновлении) замечается «и повелит ему (исповеднику) пасти», – и следуют разрешительные молитвы; – или вообще имеются со стороны содержания выражения – предшествующие и последующие поновлению – в этом роде 1096 . Однако, здесь имеются случаи, когда после пред-исповедного увещания и положенного за ним поновления, следует еще отрывок наставления пред исповедью же и за ним без всякого характерного надписания другое поновление, – очевидно, понимаемое пополнением поновления предыдущего 1097 . В некоторых же случаях между предварительным наставлением и самым поновлением замечается: – или «По icnobдahuu ж г л.ть ка .йся» 1098 , – или «Посе м начне т каяйся бнажати своя грхы со многими слезами съкршены м ср д це м не .ко ч л.вк но .ко б г.. Чисто ж исповдавш ем своя и ре ч ть ем iepeu. Б г.ъ. чадо, прощае т тя невидимо б л.г д тако ж и аз грешны м . посе м повели т ем пре д собою cie г л.ати...» 1099 . – Третьи списки, наконец, одновременно содержат в себе и вопросные статьи (или, по крайней пере, непосредственное указания на оные) и поновления. Сюда относятся почтя все те списки, которые имеют вообще вопросные статьи. По своему характеру в занимающем нас отношении, они в свою очередь могут быть подразделены на два типа: в одних – вопросы предшествуют поновлениям, в других, – наоборот – последние предшествуют первым 1100 . Памятники первого из этих типов, очевидно, несколько аналогичны с предшествующими памятниками, когда в этих последних поновление предваряется пред-исповедным увещанием, отчасти заключающим в себе контур исповедных вопросов. Большинство памятников подобного рода не определяет внутреннего значения той и другой из приводимых в них статей; обыкновенно, после пред-исповедного поучения, тотчас же без всякой оговорки, приводятся вопросные статьи, а затем поновление с предварительным замечанием: «Г л.ть преже с щ.енникъ, а каяйся г л.етъ посл»; по поновлении следует разрешение 1101 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

2) Другую редакцию составляет так называемое «nokaяhie чернеческое с т.огорьское». Отличительная характерная особенность его состоит в том, что оно не имеет ни вступления, ни заключения – обычно принятых в поновлении, и таким образом содержит только один перечень греховности. Последний здесь, как нельзя более, отвечает такому наименованию, так как заключает в себе, действительно, номенклатуру терминов греха – в именительном падеже и без всякого разделения на стихи. Перечень начинается названиями: «блуд. прелюбодеяние. любовь ко юным. мужеложство. грдыня... и пр. Объем такого перечня не особенно пространен; на практике это поновление прилагалось нередко 892 . Несколько позднее мы встречаем еще одно поновление, весьма аналогичное с только что рассмотренным с внешней его стороны. Оно также представляет собою беспрерывный перечень грехов в именительном падеже (начинающийся обычным вступлением); но этот перечень по крайней мере в три раза превосходить объемом предыдущий. По своему происхождению он компилятивный. В состав его входят две части, каждая из которых предваряется словами «Се су т грехы моа». Первая из них представляет собою точный перечень грехов по первой основной редакции в мирском ее изводе; вторая же часть, превосходящая первую по крайней мере в четыре раза, надписывается (на поле) «смиренаго Петра Дамаскина » († 1157 г.) – и, значит, есть извлечение из творений этого церковного писателя 893 . Само собою разумеется, что о каком-либо порядке в расположении подавляющего своею численностью перечня в этом поновлении – не может быть и речи. По единственному известному нам списку такое поновление не имеет надписания 894 . В параллель тому, как в цикле мирских поновлений, специальные поновления для исповедниц-женщин составляют исключительное явление, так равным образом тоже самое надо сказать и в отношении специальных поновлений для монахинь в цикле монашеских поновлений вообще. Конечно, и здесь это объясняется тем же самым условием, т. е., что при исповеди монахинь практиковались общие монашеские поновления факты, подтверждающие правдивость такого объяснения, указаны нами выше 895 . Поэтому самому мы встречаемся здесь только с двумя случаями подобных поновлений. В одном, при надписании «поновление черноризицам», памятник

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Сборн., ркп. Кирилло-Белоз. библ., 6 / 1083 , л. 93–112. Хотя чин и надписывается здесь черноризцемъ», но он содержит исповедные статьи – поновление иноческое, вопросы женам, снова поновление черноризцам, поновление священноинокам и мирским священникам. При этом указываемый устав по-исповедной части относится собственно к исповеди священноиноческой: что же касается до указанных пред тем лиц, то там для разрешения по-исповеди имеется общая ссылка на молитвы в мирском поновлении; для священников мирских, поновление которых в конце, также помещено – сверх этой молитвы, надписанной: «мол. на д главою отъ г л.емая», – указывается еще и другая (надп., – мол. прощальная»), это – «Господь премилостивый да ущедритъ тя»... (л. 111 об.–112). 662 Требн., ркп. XV–XVI в., Румянц. муз. 1419, л. 191–235, По-исповедные молитвы здесь занумерованы, как а.– з., но молитва – «Господь премилостивый да ущедритъ...» вне этой нумерации. 663 Канонник, ркп. Троице Серг. лавры, 272, л. 176–218. Чин предназначен не только для иноков, но и для священников. 665 Устав с требн., ркп. (XVI в.), Импер. Публ. библ., 10 (F.I), л. 154–155 об. Надписание чина. – «Чинъ священническое». 666 Требн., ркп. Соф. библ., 1064, л. 115–123. Надписание – «Чин священническому». Ск. прилож. отд. III. 668 Служебн., ркп. Соф. библ., 732, л. 155 об.–157. Надписание попомъ». (В этом случай, вместо поновления, – вопросы, а пред ними 50-й псалом. См. прилож. отд. III. 669 Служебн., ркп. Типогр. библ., 134, д. 336–343. Памятник надписывается – «Чинъ Священноиноку». По поновлении священник прежде произносит разрешительную формулу: «Бог, чадо, проститъ тя во вс х тобою речены х в сïй в к и в и к тому не истяже т Бог от тебя твоих но отъ моеа вы .»; затем следует краткое испорченное поучение, по котором и положены указываемые молитвы, причем первая без всякого надписания, а вторая просто обозначена – «мл. сïю» (sic). 674 Определение редакций русского исповедного чина, как он был в рукописях, – считаем нужным заметить, – предпринималось и до нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Третья редакция надписывается – «Поновление князем и бояром, которые города держат и волости». Встречается она также только в XVII в. Будучи наиболее пространною из всех известных нам (в рассматриваемой категории), она в то же самое время наименее любопытная и ценная. В центр такого поновления входите целиком поновление первой редакции для вельможей (с приложением к ней и второй первоосновной редакции). Ее начальная, довольно пространная, часть заключает в себе несколько буквальных извлечений из второй редакции для вельможей, – извлечений, перетасованных с таковыми же извлечениями из второй производной – основной редакции. Таковыми же последними извлечениями наполнена и вся заключительная часть поновления, столь же пространная, как и начальная 848 . В итоге, таким образом, здесь получилось поновление с едва-едва специальным оттенком. Такой характер оно принимает особенно в тех случаях, когда по некоторым спискам в ней оставляется только одна указываемая начальная часть, – и совершенно устраняется все другое 849 . Отмечаемые здесь, по-видимому излишние, дополнения объясняются, вероятно, тем намерением переписчика, чтобы редактируемое им поновление, не смотри на свою специальную цель, имело самостоятельное значение, произносилось без связи с общим мирским поновлением. Наиболее обширный класс поновлений составляют поновления монашеские. К рассмотрению их мы теперь и перейдем. Мы уже видели, что первоосновные редакции (кроме второй) мирских поновлений, за некоторыми вариациями, были таковыми же и в сфере монашеских поновлений. Мало того, можно с положительностью сказать, что эти редакции (разумеем первую и третью) первоначально и явились как собственно монашеские поновления. Говорим так потому, что всякие покаянные статьи, а равным образом, значит, и поновления – первее всего приличествуют для употребления монахам. Наиболее существенное значение из таких редакций в сфере развития монашеских поновлений имела, – как уже знаем и это, – первая редакция во втором ее изводе. – В параллель ее употреблению (в первом изводе) для мирян, эта редакция (во втором изводе), предназначаясь для монахов, кроме употребления в чистом виде 850 , практиковалась и с наслоениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

К этой вопросной статье присоединены, как дополнение, вопросы «приказным людем и властелем», которые по внешнему объему занимают среднее положение между краткою и пространною редакциями, практиковавшимися в рукописи 1319 , и ничего нового по своему содержанию не представляют. – Равным образом, со стороны отношения к рукописным редакциям, тоже самое надо сказать и касательно вопросов для мирских жен, с тою только особенностью, что здесь было принято деление на отделы при тех же самых надписаниях, какие мы видели и в первых 1320 . Что касается до поновления мужам и женам, то, за незначительными разностями, оно в обоих случаях одно и тоже, а сверх того, за незначительными же вариантами, представляет собою соединение двух редакций – первой первоосновной и первой основной-производной – в одно целое, – соединение, которое практиковалось и по рукописным чинам 1321 . При этом здесь допускается лишь та существенная особенность, что одна (первая) первоосновная редакция считается достаточною на случай исповеди больных. К поновлению для мирян-мужей, надо добавить, присоединяются – поновление для вельмож и поновление для малых детей. Первое с внешней стороны также относится в рукописным редакциям, как и вышеуказанные вопросы для вельмож, но со стороны содержания здесь упоминаются и некоторые новые специальные грехи, как напр.: «Согрши х , – исходя на ловы птицъ и зврей, и насильствовахъ бдной чади, и им пакости и убытки сотворихъ, и вмсто д х.овнаго празднества, суетно веселяхся въ поля х и дубровахъ; – отъ блудилицъ и отъ душегубце в корыстовахся»... и пр. Добавленное же здесь «исповедание малым детем», как по рассматриваемому изданию и поновление для больных, представляет собою только первую первоосновную редакцию поновления почти без всяких изменений. – В одинаковой мере и вопросы инокам и инокиням не были новыми, а представляют собою редакции, выработанные уже в предыдущее время 1322 . Что же касается до поновления инокам и инокиням, то за исключением нескольких стихов о грехах против седьмой заповеди, оно в обоих случаях буквально тождественно. Со стороны существа его содержания, оно может быть названо не более, как перифразом первой основной-производной редакции, перифразом, притом, почти исключающим специальные грехи. С этой стороны оно резко отличается от монашеских поновлений, обычно практиковавшихся незадолго до появления печатного чинопоследования исповеди. – Наконец, ничего нового не представляют сравнительно с рукописными редакциями и специальные священнические вопросы и поновления. Для вопросов взята обычная их в прежнее время редакция 1323 , а поновление тоже самое, лишь с незначительными усложнениями, какое было в пространной редакции прежде 1324 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

которое обнимает собою едва ли не полный лист. В надписании говорится: грхо в повседневное, к самому г.у б г.у д ш.и с п.сително и зло полезное есть всякому ч л.ку г л.ющему. Предано же бысть се с т.ы м п р.мдры м а п.ло м павло м . великому ареопагиту... него ж мнози с т.ии се паче ж в римски х страна х , и тол е доиде до с т.го iwaha дамаскына. и того ж да ж и до на с ». Далее трактуется, как ап. Павел получил эту статью на третьем небе, как ее употреблять, и сколь спасительное значение имеет это употребление. Самая статья представляет собою пространное вступление и затем два покаянных излияния крайне общего содержания и весьма пространнейших по своему изложению. Произнесение таких излияний рекомендуется кающемуся сопровождать мысленным представлением содеянных им грехов. Эти покаянные излияния, как не подходящая под тип поновлений, для нас не имеют никакого значения. Но что касается до введения, то оно имеет особенную важность. Автор не исчисляет в нем грехов, а упоминает только про нарушение вообще двух заповедей о любви, 10 заповедей Ветхого Завета, семью смертными грехами, пятью чувствами и против шести добродетелей милосердия 833 . По сличению оказывается, – это вступление не иное что, как сокращенный, но верный перевод одного из известных нам греческих поновлений, относительно которого мы высказали взгляд – как на произведение пера западно-греческого автора 834 . В настоящем случае это наше предположение вполне оправдывается, так как в предисловии к указываемому переводу замечается, что оригинал его «особенно принят в римских странах». Вне этого мы получаем здесь то сведение, что хотя трактуемое вступление в оригинале и находится в связи с чином исповеди, однако, – в русском переводе никогда не прилагалось к делу исповеди в собственном смысле. Очень естественно, добавим, что первоначальный перевод этой статьи был сделан у южных Славян, откуда уже в готовом виде перешел к Русским. Вне всех указанных поновлений, представляющих в каждом конкретном случае нечто цельное и особенное, составлялись иногда мирские поновления путем соединения отдельных извлечений, взятых из самых различных редакций. Понятно, что в этом случае мы имеем дело с поновлениями – испорченными в собственном смысле. Мы знаем собственно один вид такого поновления. В состав его входят три части, из коих – одна обнимает ту же группу извлечений из монашеского поновления, какую мы встречаем в только что оставленной редакции 835 ; другая представляет самую беспорядочную выписку оттуда же и из первичных редакций; и третья заключает испорченное сокращение третьей первоосновной редакции. Любопытно, что такая бестолковая компиляция встречается не в одном списке 836 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Это было последним шагом в историческом процессе все большего и большего расширения монашеского поновления обычного типа. Дальше этого уже невозможно было идти, так как из такого сочетания получалось поновление с подразделением более чем на 100 стихов, порою довольно долгих 867 , – поновление, которое занимало, иногда до 30 листов в рукописи. Однако, в виду того, что подобное поновление в обычном его изводе обрывалось прямо самым перечнем, иные переписчики находили возможным снабдить оное еще весьма пространным заключением, со включением в него перечня грехов очень внушительных размеров 868 . – Другие, впрочем, действовали наоборот, значительно сокращали его; при этом подобные переписчики не трудились много, а прямо списывали приблизительно половину первой части поновления и обрывали ее на одном 869 из стихов, приделывая обычное заключительное послесловие 870 . Раз в данном случае встречается сокращение даже не менее, как на три четверти всего пространнейшего извода. Очень естественно, впрочем, что такое сокращение есть результат компиляций по преимуществу из второй основной – производной редакции мирского поновления и специального монашеского поновления. По построении оно разделено приблизительно на 20 стихов, по содержанию же, сравнительно с указанными поновлениями, решительно ничего нового не представляет; обычное предпочтение исчислению плотских грехов здесь не особенно отдается 871 . Для нас такое сокращение в особенности любопытно тем, что с подобающими изменениями (весьма мало относящимися к содержанию) оно имело приложение и при исповеди инокинь. И есть основание предполагать, что такое приложение было не особенно редким 872 . Взамен расширения вообще трактуемой редакции монашеского поновления – бывали, впрочем, и ее сокращения. Нам известен один тип такого сокращения, в котором устранены вступление и заключение, а весь перечень разделен на 12 крайне неравномерных стихов. Выбор стихов из обычного монашеского поновления в таком сокращении сделан без обдуманного плана, причем, обычно, предпочтение отдано стихам, трактующим о грехах против седьмой заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010