Вологодские святые. С. 303-305; Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство до 2-й четв. XVII в. (1397-1625). СПб., 1897. Т. 1. Вып. 1; 1910. Т. 1. Вып. 2; 2006. Т. 2; Семенченко Г. В. Церковно-полит. борьба на Белоозере в 60-х гг. XV в.//ДГСССР. 1987. М., 1989. С. 122-128; Макарий. История РЦ. Кн. 4 (по указат.); Кистерёв С. Н. Круг знакомств Ефросина Белозерского//Очерки феод. России. М., 1998. Вып. 2. С. 61-87; Концевич И. М. Стяжание Духа Святого в путях Др. Руси. М., 2002. С. 109-110; Новикова О. Л. Летописные заметки в Кирилло-Белозерской ркп. 60-х гг. XVI в. и Сказание о Спасо-Каменном мон-ре//Очерки феод. России. М.; СПб., 2008. Вып. 12. С. 38-90; Семячко С. А. Устав прп. Кирилла Белозерского и его отражение в письменных памятниках//ТОДРЛ. 2009. Т. 60. С. 450-559. С. А. Семячко, Б. Н. Флоря Иконография Прп. Кассиан, игум. Кириллова Белозерского мон-ря, и прав. Георгий Шенкурский. Фрагмент росписи галереи в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60–70-х гг. XIX в., поновлена в 70-х гг. XX в. Иконописцы иеродиаконы Паисий и Анатолий Прп. Кассиан, игум. Кириллова Белозерского мон-ря, и прав. Георгий Шенкурский. Фрагмент росписи галереи в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60–70-х гг. XIX в., поновлена в 70-х гг. XX в. Иконописцы иеродиаконы Паисий и Анатолий К. упомянут под 29 февр. в тексте подлинника 20-х гг. XIX в. (РНБ ОР. Погод. 1931. Л. 116 об.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 140). Согласно надписи на серебряном венце, К. изображен на иконе «Господь Вседержитель, с предстоящими и припадающими святыми» 3-й четв. XVII в. из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре (ВГИАХМЗ; см.: Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 89. Кат. 31). Икона, украшенная серебряным окладом, упоминается в Описях имущества мон-ря 1675 и 1688 гг. с правой стороны от царских врат (ВГИАХМЗ ОПИ. Ф. 3. Оп. 1. Ед. 1. Л. 2 об.; Ед. 3. Л. 4-5; см.: Переписные книги вологодских монастырей XVI-XVIII вв.: Исслед.

http://pravenc.ru/text/1681245.html

В галереях Успенского собора, как и в других церквах города Владимира, были выставлены «порты блаженных первых князий, еже бяху повешали в церквах святых на память собе» (сообщение о взятии Владимира под 1237 г.) 1351 . Очень похожие погребальные галереи были у монастырской церкви Благовещения в Чернигове, построенной черниговским князем Святославом Всеволодовичем в 1186 г. 1352 (рис. 11). С трех сторон монументального четырехстолпного храма с нартексом сооружены галереи, одновременные самой церкви. На восточных концах северной и южной галерей были устроены особые помещения, более широкие, чем сами галереи. Восточные окончания этих помещений не сохранились, но весьма вероятно, что это были особые погребальные приделы, сходные с теми, что были описаны в Успенском соборе во Владимире. Погребения, обнаруженные при раскопках Благовещенской церкви, не очень точно датированы, они совершены в плинфяных и кирпичных саркофагах. Плинфяной саркофаг в южном приделе («камере», как называет это помещение автор раскопок Б. А. Рыбаков) достоверно принадлежит домонгольскому времени и приписывается ктитору храма. В северном приделе погребение в саркофаге из брусковых кирпичей датировано XIV в., но может, как и два других погребения в саркофагах в галереях, принадлежать и XIII столетию. Если Успенский собор в Галиче и черниговская церковь Благовещения были выстроены сразу с галереями, то относительно двух других храмов Чернигова, в которых зафиксированы галереи с погребениями, нет полной определенности: галереи могли быть сооружены и несколько позже строительства этих крупных монастырских соборов начала XII в. с нартексами – Успенского Елецкого и Борисоглебского. В соборе Елецкого монастыря галереи, кладка фундаментов которых аналогична кладке основания самого собора, зафиксированы с севера и юга, а с запада предполагается более узкий притвор 1353 . В западной части северной галереи обнаружено древнее погребение, но, по всей видимости, были и другие. Борисоглебский собор тоже имел погребальные галереи, в которых исследователями зафиксированы аркосолии (рис. 12). Галереи с включенными в их стены аркосолиями располагались с севера и запада от основного объема храма, причем северная галерея оканчивалась небольшим одноапсидным приделом типа «компактный вписанный крест» с пристенными столбами. Этот придел, в котором с севера расположен аркосолий, и галереи были выстроены практически одновременно с собором, а находившаяся с юга от собора небольшая капелла с притвором, также, по всей видимости, погребальная, была возведена несколько позже, но в пределах XII в. 1354 Погребальные галереи в этом соборе можно связать с одной из ветвей черниговского княжеского дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Интересным и редким является сюжет «Наложение печати на гроб». Он отсутствует в Библии Пискатора. Известно только три более ранних его изображения: на фресках церкви Спаса в Дечанах (XIV в., Сербия, сейчас Косово), на иконе «Распятие с клеймами Страстей» (XVI в.) в Благовещенском соборе Московского Кремля, на фресках церкви Троицы в Никитниках (1653 г.). В этом сюжете рассказывается об освидетельствовании и запечатывании гроба с целью удостовериться в истинности смерти Иисуса Христа. По толкованию святого Феофилакта Болгарского такое наложение печати было произведено «по Божию устроению, дабы Воскресение совершилось при засвидетельствовании сего врагами». Эта сцена пропитана осознанием непоправимости утраты. Следом за этим сюжетом размещена фреска «Воскресение Господне», завершающая евангельский цикл. Галерея Ученые считают, что роспись галереи была сделана одновременно с росписью церкви. Сюжеты, изображенные на стенах галереи, делят на три группы: 1. Циклы «Дни творения» и «история Адама, Ноя и Авраама», расположенные в северном крыле; 2. «Исход евреев из Египта» в южном крыле, 3. «Апокалипсис» в западной части. В откосах окон помещены изображения ангелов и святых. Росписи, расположенные в северной части галереи, составляют сюжеты библейской книги Бытия. В восточной части свода размещен обширный цикл «Сотворение мира», который включает семь композиций, соответствующих семи дням творения. В западной части свода расположен цикл истории Адама, не имеющий четкого разделения и связанный общим пейзажным фоном. На стенах галереи изображены композиции «Ной собирает животных в ковчег» (на торце галереи), а также изображения, посвященные Аврааму (на южной внутренней стене галереи). В южной части галереи представлен цикл изображений на сюжеты библейской Книги Исхода. В первом сюжете изображено явление Бога в купине Моисею. Купина (несгорающий терновый куст) изображена в виде большого дерева, на кроне которого видна фигура Богородицы Знамение. Также на стенах изображены сюжеты: приход Моисея к фараону и чудо с превращением жезла в змею, Исход евреев, Потопление фараона, поклонение золотому тельцу, битва израильтян с амаликитянами, медный змей и другие. Завершением цикла Исхода является фреска, относящаяся к апокрифическому сюжету, которая изображает борьбу архангела Михаила с сатаной за тело умершего Моисея. Она расположена в юго-восточном углу галереи. На торце южной части галереи расположена фреска «Лествица» Иоанна Лествичникова, который описал «в своей книге путь и образ спасения христианина через духовное совершенствование, залогом которого является отречение от мира и аскетический монашеский подвиг». На фреске изображены праведники, взбирающиеся по лестнице на небо.

http://sobory.ru/article/?object=00589

1) Из книги «Записей чудес Почаевск.». О сем также донесено св. Синоду с приложением письма Курки, из коего заимствовано помянутое событие. данному обету, и немедля отпустили его с теткой, вручив ей на случай «все нужное для погребения сына, если бы он скончался в дороге». Но больной не только не скончался, но напротив в Почаеве получил совершеннейшее исцеление, так что когда потом он возвратился домой, то родители не могли узнать его. После сего мать исцеленного Эротиада Гаевская с сыном своим нарочито прибыла на гору Почаевскую в 1843 г., и здесь принесши Богородице сердечную благодарность за дивную ее помощь, просила вписать сие чудо в книгу чудес Почаевской лавры, что и исполнено было по ее желанию 1). 8) В лавре Почаевской, в Успенской соборной церкви, с правой стороны, на стене, отделяющей пходный корридор от храма, находится большая прекрасная икона Божией Матери Почаевской. Эта замечательная икона сооружена Киевлянами в память избавления их от холеры в 1848 году, и ныне в народе также считается чудотворной. В 1866 году икона эта облечена в богатейшую ризу, которую устроил мещанин Дубенского уезда, местечка Берестечка Андрей Полянский, в память чудесного спасения драгоценной жизни Государя 1) Из книги «Записей чудес в Почаевск. лавре». Кроме сего, в 1835 г, вдова священническая из Аккермана, Христина Чернявская, болевшая долго правым глазом (от рака), исцелилась на пути следования в Почаев, на границе Волынской губернии, и пришедши на гору Почаевскую, открыто пред всеми засвидетельствовала о полученном ею благодатном даре. (Архива Поч. лавры. Дело 2116, сравн. также Христианского Чтения 1835 г. ч. IV). Подобное благодатное исцеление, по вере и упованию на помощь Почаевской Божией Матери, в 1836 год получил аудитор минского гарнизонного батальона Александр Ашуров (Дело, 2500). Об этих чудесах также донесено св. Синоду, а через г. обер-прокурора св. Синода доведено до Высочайшего сведения («Сказание о Почаевской лавре», стр. 208). Кроме сего, по распоряжению св. Синода, о первом из них, напечатано в Христианском Чтении 1835 г. (часть 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

В отдел входит двадцать человек известного хора Толмачевского храма (он же хор галереи), который возглавляет заслуженный артист России Алексей Пузаков, являющийся также руководителем Московского Синодального хора. К хору у настоятеля, имеющего консерваторское образование, отношение особенное, можно сказать, трепетное. — Хор нашего храма входит в штат галереи и содержится за ее счет, — уточняет отец Николай. — Не просто было добиться, чтобы церковный хор находился на госбюджете. И это определенно чудо! Хотя прошло уже много лет, но я хорошо помню, как в Минкульте не все были согласны с таким решением. Я присутствовал на заседании коллегии, когда решался вопрос, будет ли финансироваться наш хор или нет. И я тогда сказал: «Как же другие выдающиеся музеи мира имеют хоры? А мы что, хуже?!» Все снова высказались против, а потом было тайное голосование, в результате которого почти все были за. У храма-музея при Третьяковской галерее старинная и славная история. Первое упоминание о деревянной «церкви великого Чудотворца Николы, да в пределе Иван Предтеч, что за Москвою рекою» значится в приходской книге Пат­риаршего приказа за 1625 год. Настоящий расцвет Толмачевского храма пришелся на вторую половину XIX века, когда в соседнем Лаврушинском переулке поселилась семья Третьяковых и основатель галереи Павел Михайлович Третьяков стал постоянным ­прихожанином церкви и много сделал для ее благоукрашения (сегодня памятной табличкой обозначено на полу место, где он обычно стоял во время службы). Чайковский, Зелотти, братья Рубинштейны и многие другие известные деятели культуры любили молиться под этими сводами. В 1929 году церковь в Толмачах была закрыта, и весь советский период здесь находился депозитарий (фондохранилище) Третьяковки. В конце 1980-х годов коллекцию перевезли в новое ­здание. — Несколько лет храм стоял бесхозным, — рассказывает отец Николай. — За это время унесли все, что можно было унести: иконы, двери, пол, хотя это была собственность Третьяковки. И когда работники галереи поняли, что это помещение от них может уйти, став снова храмом, но уже не имеющим отношения к галерее, они решили устроить здесь концертный зал. В те дни, когда меня сюда назначали, тут была уже возведена сцена, сделаны гримуборные. Из-за этой перестройки чуть не погубили храм. Когда стали копать котлован для подсобных помещений концертного зала, то не рассчитали, грунт ушел, и здание дало трещины, стены поехали. Ужаснулись, что оно может рухнуть, и стали срочно делать заморозку, чтобы укрепить фундамент. К счастью, удалось остановить движение почвы. Концертный зал здесь так и не был открыт. Тогдашний директор галереи Юрий Королев одним из первых понял, что надо возрождать именно храм, который станет частью галереи. Верующие сотрудники Третьяковки образовали общину, получив благословение Пат­риарха Алексия II , затем был утвержден устав храма, в котором он значился как домовая церковь Третьяковской галереи.

http://e-vestnik.ru/reports/v_tolmachi_n...

В Смоленске погребальные галереи получили очень широкое распространение в конце XII – начале XIII века, когда здесь сложилась самостоятельная архитектурная школа. Галереи с большим количеством аркосолиев были пристроены в это время к уже существовавшим монастырским соборам Бориса и Глеба на Смядыни (с трех сторон) (рис. 13), Петра и Павла (с трех сторон, погребения только в северной и южной галереях) (рис. 14) и Иоанна Богослова (с трех сторон) (рис. 15) 1355 . Галереи с трех сторон, построенные одновременно с храмами, в указанный период зафиксированы у многих памятников, но не всегда есть сведения о присутствии в них погребений. Таковы галереи церкви на Малой Рачевке (сведений о погребениях нет) 1356 , церкви на Воскресенской горе (сведений о погребениях в галереях нет, в наосе аркосолии расположены в юго-западном углу) 1357 , церкви на Окопном кладбище (сведений о погребениях нет) 1358 и собора на Протоке 1359 . Только с севера имел галерею храм Спасского монастыря у деревни Чернушки 1360 . Как уже говорилось, галереи в Смоленске во многих случаях были связаны с погребальными приделами, располагавшимися чаще всего у восточных окончаний боковых галерей. Зафиксированы не только погребения в аркосолиях, но и погребения под полом. В некоторых случаях мы видим особенно интересные архитектурные формы: сочленения галерей у западных углов храма иногда решаются в виде залов, видимо, купольных, по своему типу сходных с храмиками типа «компактный вписанный крест», но не имеющих апсид и раскрытых в соседние галереи широкими проемами ( церковь Петра и Павла и церковь Иоанна Богослова, где форма зала могла быть иной). В Смоленске достаточно много погребальных приделов. Они, по большей части, появились несколько позже самих храмов и всегда связаны с погребальными галереями. Две апсиды, например, заканчивают выстроенные в конце XII в. галереи Борисоглебского собора на Смядыни, возведенного в середине XII столетия. В примыкающих к апсидам частях галерей обнаружены домонгольские погребения 1361 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

169 Отмечаем их ввиду того, что доселе они, насколько нам известно, не были отмечены никем, а между тем могут иметь значение в вопросе о взаимоотношениях кодексов. 172 Здесь, между прочим, находятся т. н. каппониановы иконы – святцы. Первоначально считали их памятником эпохи св. Владимира (Журнал изящных иск., 1823, кн. I. стр. 53 и след.), а потом стали относить к XII-XIII вв. неизвестно почему. Но по всем признакам иконы эти изготовлены в XVII в.: работа иконописная мелкая, московская, в складках одежд, свободно драпирующихся, заметны следы оживления; некоторые композиции представляют копии с западных гравюр: таково изображение сошествия Св. Духа на апостолов с Богоматерью, сидящей на возвышении в середине триклиния; надписи горизонтальные в стиле XVII в. Снегирев указывает даже имена мастеров XVII в., изготовлявших эти иконы: Пам. моск. древн., стр. LXVI. 173 Подробности в нашей ст. «Определения Стоглава о св. иконах». Христ. чт., 1885, 3–4; Я.В. Лебединский. Меры русск. правит. к улучшению русск. иконопис. в XVI u XVII вв., Дух. вестн., 1863, т. VI, 1865, т. XII. 174 Текст в «Чтен. в Импер. общ. истор. и древн. росс. при Моск. универс.», 1847, 3, материалы, стр. 3 и след. 176 Изображение Бога Отца впоследствии опять запрещено было Моск. Собором 1667 г., см. гл. 43 об иконописцах и о Саваофе. По изд. братства Св. Петра митр., 1881 г., стр. 22 об. и след. 177 История Русск. иконопис. Зап. Импер. археол. общ, т. VIII, стр. 15. Икона Единородный Сын в полной композиции XVI-XVII вв., как кажется, неизвестна была на Западе. 178 Еп. Макарий, Археол. опис. церк. древн. в Новгороде, II, стр. 200–201. Ю.Д. Филимонов, Древн. Запад. эмали в России. Вестн. общ. древне-русск. иск., 1874, 4–5. 189 ρμηνεα τν ζωγρφων ς πρς τν κκλησιαστικν ζωγραφαν π Διονυσου το ερομονχου κα ζωγρφου. κδοσις δευτρα π νστη Κωνσταντινδου. ν θναις, 1885. Manuel d’iconographie chrétienne grecque et latine avec une introduction et des notes par M. Didron… traduit du manuscrit byzantin le guide de la peinture par le D-r Paul Durand. Paris, 1845. Das Handbuch der Malerei vom Berge Athos aus dem handschriftlichen nengriechischen Urtext übersetzt mit Anmerkungen von Didron und eigenen von G. Schäfer. Trier, 1855. Русский перевод еп. Порфирия в Труд. Киевск. Дух. Акад., 1868, 2, 3, 6 и 12; другая редакция греч. подлинника в переводе еп. Порфирия в том же журнале, 1867, 7 и 12; ср. еще рукопись Афонопантелеймонова монастыря XVII в. Τχνη κα ρμηνεα τν ζωγρφων с некоторыми отличиями от иерусалимской редакции еп. Порфирия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Левкий), 192 (Приговорн. гр. 1566 г. об отказ в перемирии с Польшею), 196 (Клятв. запись 1571 г. кн. Ив. Фед. Мстиславского; архим. Леонид), 200 (Духовн. собор 1580 г. о недвижим. собствен. м-рей; архим. Христофор), 203 (Утвердит. гр. 1613 г. об избрании ц. Мих. Фед.; архим. Авраамий); II, 59 (Освящ. собор 1589 г.; архим. Феодосий); III, 2 (Грам. 1613 г. Земского собора к Мих. Федоров.; в посольстве был архим. м-ря), 22 (Наказ 1614 г. об убеждении атамана и казаков к походу на Тихвин; архим. Авраамий), 45 (Чин наречения в 1619 г. Филарета Никит. на патриарш.; архим. Авраамий), 72 (Чин бракосочет. 1626 г. ц. Мих. Фед. с Евдокиею Лукьяновн.; участвовал архим.); 38 (Указ 1664 г. о ссылке в Казань Никиты Зюзина; на совещании был архим. Иоаким), 63 (Опис. церемонии 1668 г. при раздаче Антиохийс. патриар. Макарием благослов. грам.; архим. Иоаким); Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.», I, Отд. 1, 6 (стан Васильцов), 111 (стан Сурожский), 152 (стан Горетов), 192 (станы Манатьин, Быков и Коровин), 239 (стан Радонеж и Бели), 275 (стан Объезжий, все в Москов. у.), 427 (стан Коневский Коломен. у.), 501 (ст. Брашевский Колом. у.), 672 (вотч. в Городском ст. Звенигор. у.); “Известия Археол. Общ.», 1865 г., V, 88, 90 (списки иконопис. XVII ст.; св. Алексей митроп.); “Временник Общ. ист. и древ.», 1850 г., V, летоп. Нормантъского, 111 (в 1558 г. крещен царев. Феодор, сын Грозного и Анастасии), 141 (крещен кн. Василий Юрьевич, сын кн. Юрия Васил. Углицкого и Калуж.); VII, 40, 96, 99 (Матер. для ист. иконопис.; архим. Павел 1660 г.); 1851 г., IX, смесь, 1 (Переписка дьяка Третьяка Васильева, приняв. иночество в м-ре под именем Савватия и сослан. в 1660 г. в Кирил. Белозер.); 1852 г., XIII, 11 (Расходн. кн. 1652 г. митр. Никона, купившего у архим. м-ря золотую панагию), 161 (приправоч. кн. 1586 г. по Москов. уез.); XV, 27 (переписи. кн. 1658 г. домовой казны патр. Никона); 1853 г., XVI, 10, 11 (Иное сказан. о Самозванц.; Гришка Отрепьев поставлен в диаконы архим. Пафнутием), 97 (патриар. Игнатий сведен в Чуд.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Празднество Пресвятой Богородице, ради Смоленской иконы Ее Одигитрии 831 , совершается 28-го июля. Эта икона получена из Греции Черниговским Князем Всеволодом Ярославичем от императора Константина, который, выдавая свою дочь Анну в 1046 году за него, благословил ее этой иконой. По смерти его перешла к Смоленскому Князю Владимиру Мономаху . Из Смоленска перенесена в Москву последним Смоленским Князем Юрием Святославичем, по изгнании его из Смоленска Витовтом. При Великом князе Василии Васильевиче и митрополите Ионе, в 1456 году, ее отправили обратно в Смоленск. Великий князь и народ провожали ее до Дорогомилова. На этом месте впоследствии, при Василии Иоанновиче в 1525 году, построен Новодевичий монастырь; тогда поставлена копия с иконы Одигитрии (Месяц. пр. Дим. Вершинского, 28-го июля и Исслед. о русск. иконопис., кн. 2-я стр. 21. Древн. Росс. Госуд. Отд. 1. стр. 10) и учрежден из Москвы ежегодный крестный ход в 28-е июля. В 1812 году, августа 5-го, при оставлении Смоленска нашими войсками, икона эта была при полках наших. По одержании побед над неприятелем установлено праздновать в Смоленске 5-е ноября, когда икона прибыла в Смоленск (Истор. город. Смоленска, 103). Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в великом Новгороде, празднуется 27-го ноября. Оно совершилось в 1170 году. Тогда Новгород осаждала дружина Андрея Боголюбского. Св. Иоанн, архиепископ Новгородский, после ночной молитвы, по откровению Божию, вынес во время осады икону Богоматери и поставил ее на остроге (внешнем укреплении города). Одна стрела, пущенная суздальцем, ударилась в икону; слезы потекли из нее на фелонь архиепископа, и гнев небесный разогнал осаждающих. В благодарственное воспоминание сего события установлено праздновать Пресвятой Богородице ради честные иконы Ее (Месяц. прот. Дим: Верш., Исслед. о русск. иконопис., кн. 2, стр. 26; Четь-Минея 7-го сент. в житии св. Иоанна, архиепископа Новгородского. Древн. Росс. Госуд. Отд. 1, стр. 15). В Типиконе изложены после полиелея два величания. Одно: «Достойно есть величати Тя, Богородице Дево, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Другое: «Песнь всякую духовную принесем Богородице». Эти величания можно назвать общими величаниями в Богородичны праздники.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

185 По свидет. патр. Иоакима, который, вероятно, сам присутствовал на соборах, занимавшихся исправлением церк. кн., находясь тогда ещё в пресвитерском сане, для исправления напр. служебника служили образцами: 1) старинный греч. письменный служебник; 2) русский служебник св. Евфимия новгородского чудотворца, писанный перед тем за 344 года; 3) служ. преп. Иосифа Волоколамского; 4) служебник, по которому служили пр. Антоний Римлянин, Варлаам Хутынский, Сергий Радонежский, также архиепископы новгородские: Иоанн, Евфимий, Серапион, Киприан и патриарх Иов. Для исправления требника были сличаемы: 1) требник, писанный на Афонской горе в древние времена; 2) требник, писанный в России в 6989 г.; 3) харатейный требник греч. царя Иоанна Кантакузена, писанный в 6856 г.; 4) требник митр. Макария, председателя стоглавого собора; 5) другой требник, принесённый с горы Афонской и др. Исчисляя таким образом древние книги, по которым исправлялись при Никоне несопечатные, Иоаким замечает, что кроме исчисленных им, целые тысячи древних книг находились тогда в патриаршем московском книгохранилище. См. увет. дух., стр. 53. 202 Так напр, он велел писать еванг. Иоанна с символом орла и притом без креста во рту, а Марка – с символом льва, тогда как прежде было наоборот. См. в пам. моск, др., Усп. соб., стр. 33. 210 Московский стиль, по отзыву знатоков, отличался светлым колоритом и умилительностью в выражении лица, а Строгановский точностью обрисовки, тщательной отделкой мелочей и драпировки, яркостью красок и богатой позолотой. Исслед. о русск. иконопис., стр. 52. 211 Странств. антиох. патр. Макария, в библ. для чт. т. XV. отд. III. стр. 110–111. Не будем удивляться такому поступку Никона с иконами западной живописи, если вспомним, что итальянские и немецкие художники тех времён очень часто писали на иконах самих себя или своих знакомых в виде того или другого святого. Не следуя историч. преданиям в изображении лиц, они не следовали тем же преданиям и в отношении к одеждам: изображали древних святых в одеждах новейших времён. В иконах ex voto всегда изображались в виде святых те самые лица, которые заказывали икону. Но Церковь православная всегда требовала, чтобы лики святых были изображаемы на основании древнего священного предания, по древним образцам (подлинникам). Об иконопис., соч. пр. Анатолия, стр. 94–95. Ср. грам. патр. Иоакима в акт. эксп. т. IV. 200, также челобитную Сильвестра в акт. Арх. комм. т. 1. 238 и VIII гл. Домостроя, во временн. т. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010