Сцена причащения прп. Марии помещена рядом с единоличным изображением прп. Иоанна Лествичника на иконе 1596 г. из мон-ря Дечаны - прп. Мария придерживает в момент причащения белого цвета плат (см.: иконописна школа од XIV-XIX в.: Кат. Београд, 1955. Табл. XII, XIII). Очевидно, выбор святых на этой иконе был обусловлен минейным принципом (пам. прп. Иоанна Лествичника - 30 марта). На миниатюрах рукописей история З. и прп. Марии стала предметом для иллюстрации Псалтири; напр., в Киевской Псалтири 1397 г. соединены 2 события, разделенные годом,- первые 2 встречи З. и прп. Марии: встреча в скалах: З. отворачивается, протягивая Марии свою верхнюю одежду; ниже - на берегу З. причащает Марию (иллюстрация псалма 118 «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем») (изд.: Киевская Псалтирь 1397 г. из ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в С.-Петербурге [ОЛДП F 6]. М., 1978. Л. 175 об.). В минейных циклах изображение З. может помещаться в композиции «Причащение прп. Марии» под 1 апр., в день памяти прп. Марии Египетской, напр.: на миниатюре в Житиях святых за февр.- июнь по Метафрасту из мессинского мон-ря Сан-Сальваторе (Mess. Salvad. 27. XI в., К-поль), в настенном минологии ц. св. Апостолов [св. Спаса] в Пече, Косово и Метохия (1561). С XVII в. на Руси получили распространение житийные иконы прп. Марии Египетской, где З. представлен в неск. сценах: на московской иконе из собрания С. П. Рябушинского «Прп. Мария Египетская, с 12 клеймами жития» (1629, ГТГ) З. изображен в 5 клеймах, иллюстрирующих встречу прп. Марии с З. (клеймо 8); беседу прп. Марии и З. (клеймо 9); молитву прп. Марии и З. (клеймо 10); причащение прп. Марии З. (клеймо 11); погребение прп. Марии (клеймо 12); на иконе сев. писем «Житие преподобных Марии Египетской и Зосимы Палестинского» (1-я пол. XVII в., ГТГ) традиц. сюжеты Жития представлены не в клеймах, а объединены в общую композицию; на иконе «Прп. Мария Египетская, со сценами жития» (XVIII в., ГМИР) З. изображен подающим одежду прп. Марии и оплакивающим ее кончину (Рус.

http://pravenc.ru/text/200017.html

Тираж изданий ОЛДП был очень мал, нередко всего лишь 10–15 экземпляров для самих членов Общества. Однако успех работы Общества заключался не в массовых тиражах: главным было качественное издание средневековых рукописей с миниатюрами факсимильным способом, который стал возможным с распространением фотографии. Публикации Общества делились на две серии: «Издания» и «Памятники». «Издания» выпускались с великолепными иллюстрациями – поначалу это были традиционные литографии, затем хромолитографии и, наконец, фототипии. В «Памятниках» публиковались исследования, заметки, доклады, эта серия была доступна ученой публике. В течение почти полувека, с 1878 по 1925 г., вышли 135 томов «Изданий» и 190 томов «Памятников» 2556 . Общество некоторое время существовало и при советской власти, до 1932 г. Общество любителей древней письменности сотрудничало с самыми крупными учеными России. Так, в серии «Изданий» вышли: фундаментальная публикация иконописного подлинника XVII в. из Сийского Антониева монастыря, которую осуществил Николай Васильевич Покровский 2557 , капитальное исследование Федора Ивановича Буслаева о лицевых Апокалипсисах 2558 , монографии Владимира Васильевича Стасова (1824–1906) о греческих и русских миниатюрах 2559 , Павла Константиновича Симони – о Мстиславовом Евангелии н. XII в. 2560 , Николая Петровича Лихачева (1862–1935) – о Рублеве 2561 . При Обществе существовали библиотека и музей, в котором были собраны рукописи, иконы, различные древнерусские предметы. В частности, здесь находились Киевская Псалтирь 1397 г., 5000 рисунков из Подлинника, принадлежавшего Георгию Дмитриевичу Филимонову , исследователю и коллекционеру. В 20-е гг. XX в. коллекции Общества были разделены между двумя петербургскими учреждениями: Русским музеем и Публичной библиотекой. Общество любителей духовного просвещения. Общество любителей духовного просвещения возникло в Москве в 1863 г., среди его членов были духовные и светские лица – художники, архитекторы, реставраторы, коллекционеры 2562 . Оно издавало газету «Московские церковные ведомости».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

367 Симонов Р.А. Косой, дневной, ночной час//Русская речь. 1993. С. 73. Эта традиция, начинать день в полночь, восходит к древнему Риму (Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. М., 1975. С. 11). 371 Никифор архимандрит. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия в 4-х выпусках. М., 1891. С. 417. 372 Это понятие было известно на Руси. Тверской князь Михаил Александрович скончался в 1399 году «августа 26, в вторник на ночь, в куроглашение» (ПСРЛ. СПб., 1848. Т. 4. С. 360). 373 Цит. по: Словарь русского языка... С. 140. Эта мысль использовал гимнограф в службе святителю Димитрию Ростовскому (†1709; пам. 28 окт.), чтобы подчеркнуть его постоянное духовное бодрствование: «В вечер и в полунощи, в петлоглашение же и утро не воздремал еси, ожидая к себе Господа, дóндеже сретив вшел к Нему в радость вечную, идеже предстоя Ему молишися» (1 стихира на стиховне//Минея Сентябрь. М., 1978. С. 520). 375 Никифор архимандрит. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия... С. 417. Анализ евангельских повествований об отречении Апостола Петра при пении петуха см. в поучении святителя Иоанна Златоустог о (Сборник церковно-учительных чтений на дни Страстной седмицы. М., 1900. С. 191–192. 377 Антонова В.И.; Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. Т. 1: XI–XVI века. М., 1963. Таб. 90 (128); Лазарев В.Н. Страницы истории новгородской живописи. М., 1977. Таб. XV. 378 Евсеева Л.М. Афонская книга XV в. О методе работы и моделях средневекового художника. М., 1998. С. 178. 379 Киевская Псалтырь 1397 года из Государственной публичной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде [ОЛДП F 6]. М., 1978. Л. 54. 381 Щепкина М.В. Миниатюры Хлудовской Псалтыри. Греческий иллюстрированный кодекс IX века. Μ., 1977. Л. 38 об. 382 См.: Physiologus. Fr hchrist1iche Tiersymbolik. Aus dem griechischen bersetzt und herausgegeben von Ursula treu. Berlin, 1981; Физиолог/Издание подготовила Е.И. Ванеева. СПб., 1996; Библиотека литература Древней Руси. Т. 5: XIII век. СПб., 1997. С. 402–413.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Сербский перевод был сделан, по-видимому, на Афоне, время его установить трудно, старейшие списки относятся к XIV в. Уже в житии краля Стефана Милутина (1275—1321), составленном архиепископом Даниилом Сербским, цитируется П., а в росписи Студеницкой богородичной церкви, сделанной в 1209 г. при Савве Сербском, есть изображение Варлаама и Иоасафа. Сербский перевод П. широко распространился у сербов, болгар и русских. На полях Киевской Псалтири 1397 г. есть иллюстрация притчи об инороге, к которой приписан текст из сербского перевода Повести. В XVII в. известен полный русский список этого перевода (ГПБ, Соф. собр., 1365). П. по этому изводу трижды издавалась на Руси: в Кутейне в 1637 г. на белорусском языке, в 1680 г. в Москве Симеоном Полоцким, в 1689 г. в Киеве в составе миней Димитрия Ростовского. Среднеболгарский перевод, или, вернее, извод П. был сделан в XIV в. в лавре св. Афанасия на Афоне в числе многих других книг выдающимся болгарским книжником старцем Иоанном. Старец Иоанн отредактировал текст сербского перевода, вновь сверив его с греческим оригиналом и внеся многочисленные исправления и уточнения, так что отредактированный текст стал самостоятельным изводом и получил другое заглавие. Болгарский извод широко распространился в болгарских и русских списках, среди русских списков несколько лицевых, число миниатюр в них доходит до 200. Список 1629 г. этого извода издан в серии ОЛДП. Болгарский текст П. был использован Иосифом Волоцким в его «Просветителе». С болгарского текста был сделан в XVII в. румынский перевод П. Древнеславянские переводы П. имели широкое хождение на Руси. В каждой монастырской библиотеке, о чем можно судить по старым описям, было по нескольку ее списков. Сохранились многочисленные изображения сюжетов П. в росписях, иконах и миниатюрах рукописей. В XVII в. П. послужила основой для создания одной из первых пьес русского театра. Русская классическая литература также использовала ее сюжеты (В. А. Жуковский, А. Н. Майков, Л. Н. Толстой, П. И. Мельников-Печерский).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=772...

Ф. 206. Коробка 43. Д. 2. Л. 110 об.). Дольше других, вероятно, продолжала работать Епархиальная б-ка (по крайней мере до 26 сент. 1919; в этот день б-ку посещал последний записавшийся читатель, см.: Книга для записи книг, выдаваемых читателям 1916-1919//РГБ ОР. Ф. 206. Коробка 36. Д. 3. Л. 94). Лит.: Сборник, изд. ОЛДП, по случаю исполнившегося 25-летия его деятельности, 1863-1888 гг. М., 1888; Соловьёв И. ОЛДП за 25 лет своего существования (1863-1888)//ЖМНП. 1889. Ч. 261. 1. Отд. 4. С. 13-25; Мансветов И. Ф. Восстановление Отд. иконоведения при ОЛДП и задачи его. М., 1896; Извеков Н. Д., прот. Истор. очерк полувековой жизни и деятельности Моск. ОЛДП: (1863-1913 гг.). М., 1913; Козлов В. Ф. Главное церк. об-во Москвы: ОЛДП и памятники церк. старины (1863-1918)//Москва в нач. XX в. М., 1997. С. 132-141; он же. Из истории церк. краеведения нач. ХХ в.: (Моск. ОЛДП и его Церк.-археол. отд. как центр изучения памятников церк. старины)//Вестн. РГГУ. Сер.: Ист. науки. Регион. история. Краеведение. 2014. 17(139). С. 9-29; Филаткина А. И. ОЛДП и его деятельность по изучению церк. искусства//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 242-248; Зосима (Давыдов), игум. «Моск. церковная революция», или Деятельность Моск. ОЛДП в 1905-1908 гг.//ЕжБК. 2004. С. 398-409; Воронцова И. В. К истории «моск. церк. революции» (1905-1907) в ОЛДП: Три письма из арх. фонда архиеп. Никона (Рождественского)//ЦиВр. 2007. 2(39). С. 128-147; Копылова Е. А. Московская епарх. б-ка в период 1863-1919 гг.//Вестн. Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. Сер.: Гуманит. науки и образование. Тольятти, 2011. Вып. 7. С. 209-225; она же. Участие С.-Петербургского отд. ОЛДП в переговорах представителей старокатоликов с Рус. Правосл. Церковью//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2011. 3(40). С. 7-16; она же. Философские чтения в С.-Петербургском отд. ОЛДП и попытка создания филос. об-ва//Ист., филос., полит. и юрид. науки, культурология и искусствоведение: Вопр. теории и практики. Тамбов, 2012. 5(19). Ч. 2. С. 76-79; она же. «Дело Овербека» в жизни С.-Петербургского отд. ОЛДП//Вестн. Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. Сер.: Гуманит. науки и образование. 2013. Вып. 4(14). Т. 2. С. 167-178; она же. Деятельность С.-Петербургского отд. Моск. ОЛДП по ознакомлению зап. христиан с Православием (1871-1880)//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2013. 3(52). С. 7-16; она же. Моск. ОЛДП: становление и традиции духовного просвещения в России в период сер. XIX - нач. XX в.: Канд. дис. М., 2016; она же. Архив ОЛДП: История и состав док-тов//Отеч. арх. 2017. 4. С. 42-50; она же. К вопросу об издании журнала «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения»: Создание, становление, основные редакционные идеи//Прикосновение к вечности: Сб. ст. М., 2017. С. 207-219; Торопов Д. А. Роль С.-Петербургского отд. ОЛДП на первом этапе переговоров представителей Рус. Церкви со старокатоликами (1871-1875)//ЦиВр. 2012. 2(59). С. 176-191.

http://pravenc.ru/text/2578105.html

В 1923 г. состоялись перерегистрация ОДПИ, утверждение нового устава и началась передача коллекций об-ва в гос. собрания. С 1924 по 1929 г. на заседаниях ОДПИ выступили 55 докладчиков со 118 докладами. Распоряжением уполномоченного Главнауки Наркомпроса РСФСР в Ленинграде ОДПИ в 1930 г. было присоединено к Научно-исследовательскому ин-ту книговедения, являвшемуся структурной частью Гос. публичной б-ки, что фактически означало конец его существования. Сам НИИ книговедения был упразднен в 1-й пол. 1933 г. В настоящее время большая часть собрания рукописей (свыше 1700), а также деловые бумаги и архив ОЛДП хранятся в НИОР РНБ (Ф. 536), часть рукописей - в ГИМ, часть документальных материалов - в РГИА. Собрание икон в 20-х гг. XX в. поступило в Русский музей, а б-ка (свыше 15 тыс. названий, свыше 30 тыс. томов) - в Государственную публичную б-ку. В 2008 г. было принято решение возродить традиции ОЛДП на базе НИОР РГБ в Москве. Осенью того же года утвержден устав благотворительного фонда содействия развитию культуры «ОЛДП», председателем правления к-рого стал Г. Л. Стерлигов. Основной целью фонда стало факсимильное издание различных редких и ценных памятников отечественной книжной культуры, а также просветительская деятельность. 5 окт. 2011 г. его отд-ние открыто в С.-Петербурге, торжественные мероприятия прошли в Шереметевском дворце (т. н. Фонтанном доме Шереметевых). Ист.: Устав ОЛДП. СПб., 1877. Отчет о деятельности ОЛДП за 1877 г. СПб., 1878; Отчеты о заседаниях Имп. ОЛДП в 1885-1910 гг. СПб., 1897-1911; Краткий отчет о деятельности Об-ва любителей др. письменности и искусства за 1917-1923 гг. СПб., 1925. (ПДПИ; 190); Афонская экспедиция ОЛДП, 1906: В 2 кн. М., 2012 (РДМДМ; 7). Лит.: Записка об учреждении Об-ва любителей древнеслав. письменности. СПб., 1877; ОЛДП//ВАИ. 1888. Вып. 7. С. 4-16; Памяти кн. П. П. Вяземского. СПб., 1888; Шереметев С. Д. Основание ОЛДП, 1877. СПб., 1891; Лопарев Х. М. Описание рукописей ОЛДП. СПб., 1892. Ч. 1: (F. I - F. 190); 1893. Ч. 2: (Q.

http://pravenc.ru/text/2578103.html

Руководство об-вом осуществлял комитет, включавший председателя (он же председатель ОЛДП), секретаря и 3 действительных членов, избиравшихся на 3 года, при этом один из них ежегодно выбывал из состава комитета (первые 2 года по жребию, затем по очереди), но с правом быть вновь избранным (Там же. С. 8). В уставе предусматривалась возможность избрания почетного председателя об-ва; в случае его избрания он становился председательствующим в комитете, если изъявлял на это желание. Развитие и изменение внутренней структуры ОЛДП не получило должного освещения в историографии, в связи с чем не существует полного списка его руководителей. Почетными председателями общества избирались Валуев (10 нояб. 1877; см.: Протокол чрезвычайного собрания ОЛДП 10 нояб. 1877 г. СПб., 1878. С. 9) и кн. П. П. Вяземский (1883; состоял в должности до своей смерти 29 июня 1888; см.: Памяти кн. П. П. Вяземского. 1888. С. 14; Отчеты о заседаниях Имп. ОЛДП. 1888-1891. СПб., 1891. С. 2-3). Должность председателя ОЛДП занимали: гр. С. Д. Шереметев (1877 - не ранее 1880; см.: Протокол чрезвычайного собрания ОЛДП 10 нояб. 1877 г. СПб., 1878. С. 10; прямо назван председателем в дек. 1879, см.: Протокол полугодового собрания ОЛДП 7-го дек. 1879 г.//ПДП. СПб., 1880. Вып. 6(1). С. 1; вторично - 1888-1917), Д. Ф. Кобеко (не позднее 1886-1888; см.: Лопарёв Х. М. Мои первые шаги в Обществе//Сб. в память кн. П. П. Вяземского. 1902. С. 14-16; вторично - 1917 - нач. 1918 (?), в янв. 1918 был тяжело болен, ум. 20 марта 1918), Н. К. Никольский (1919 - 4 сент. 1924; см.: Архив РАН (СПб.). Ф. 247. Оп. 2. Д. 114. Л. 30-30 об.), Н. П. Лихачёв (1925 (?) - 1926, и. о. председателя), С. Ф. Платонов (1926-1930; см.: РНБ ОР. Ф. 536. Оп. 3. Д. 371). Председатель ОЛДП назначал секретаря и казначея из числа членов об-ва или посторонних лиц. Деятельность ОЛДП по изданию памятников разделялась на 7 отделов: 1) рукописи Свящ. Писания с лицевыми изображениями и без них; отдельные жития святых, пастырские поучения, слова, беседы и др.

http://pravenc.ru/text/2578103.html

В задачи ОЛДП, сформулированные в 1863 г., входило: издание сочинений религиозного и нравственного содержания; основание периодического издания; проведение чтений «о предметах православной веры, Церкви и жизни христианской, частью в собраниях собственно членов Общества, частью в собраниях, открытых и для посторонних». Согласно «Положению...» 1863 г., а затем Уставу 1906 г., попечителями ОЛДП выступали митрополиты Московские и Коломенские. Они активно участвовали в жизни об-ва: присутствовали на заседаниях, утверждали должностных лиц, от их решений зависели все направления деятельности ОЛДП. Об-во возглавлял совет, председатель которого одновременно являлся председателем ОЛДП (он избирался действительными членами на 3 года или на неопределенный срок). Должность председателя ОЛДП занимали: архимандрит (впосл. епископ) Иаков (Кротков; 1863-1870), прот. И. Н. Рождественский (1870-1892), прот. И. Д. Петропавловский (1892-1894), прот. М. С. Боголюбский (1894-1902), прот. И. Ф. Мансветов (1902-1908), прот. Н. Д. Извеков (1908 - не ранее нояб. 1918). Согласно «Положению...», в совет ОЛДП помимо председателя входили его помощник, «ученые блюстители» Епархиальной б-ки по главным отделам богословской лит-ры, библиотекари, казначей, секретарь и его помощник, по Уставу 1906 г.,- председатель, товарищ председателя, казначей, секретарь, председатели отделов и их товарищи. В состав ОЛДП, согласно «Положению...», входили почетные члены, действительные члены и «споспешествователи», согласно Уставу 1906 г.,- почетные и действительные члены, соревнователи и пожизненные члены. Избрание в члены об-ва и назначение на должности происходили на общем собрании действительных членов. Действительные члены избирались по рекомендации не менее 2 членов об-ва, обязательный взнос для них составлял по «Положению...» 5 р. в год, по Уставу 1906 г.- не менее 5 р. в год. Внесшие единовременно не менее 100 р. именовались пожизненными членами. Почетные члены выбирались «из чтимых в Обществе и деятельных любителей духовного просвещения, а также из сторонних лиц, оказавших свое сочувствие духовному просвещению значительными благотворениями Обществу»; согласно Уставу 1906 г., они избирались советом об-ва из известных своими научными и духовно-просветительскими трудами лиц.

http://pravenc.ru/text/2578105.html

Ф. 550. Q. I. 1046, ОЛДП. Q. 650, Тит. 1510; РГАДА. Ф. 381. 326). Стихи «Господи, воззвах» фиксируются с указаниями как «знаменнаго роспева», так и «киевскаго роспеву» (РГАДА. Ф. 381. 326). «Свете тихий» встречается в наиболее полных списках Обихода. В каждой рукописи фиксируется только 1 из распевов: глас 6-й, «поут», «ин роспев» глас 8-й, «малая», «большая», серией из 8 песнопений на 8 гласов, в форме осмогласника (РНБ. Ф. 550. Q. I. 537; Тит. 2966; ОЛДП. Q. 650; Тит. 708). Великий прокимен «Господь воцарися» записывается в распевах: «путь», «ин роспев», «конец болшей», «киевской» (РНБ. Тит. 708; ОЛДП. Q. 650; БАН. Арханг. 64). «Бог Господь», тропари, кондаки, седальны, богородичны могут фиксироваться отдельно или составлять единую подборку (РНБ. ОЛДП. Q. 650; Тит. 742). Встречаются с ремарками «греческаго роспева», «болгарского роспева», «простое» (БАН. Арханг. 55; РГАДА. Ф. 381. 326). Тропари в нотированном виде чаще представлены только последними строками (с подзаголовком «концы тропарей»), реже нотируются полностью (Там же). Далее в Обиходе обычно фиксируются песнопения без указания гласа, зависящие от устава службы данного дня: 17-я кафизма «Блажени непорочнии» «столпового», «греческаго роспева» (РНБ. Тит. 1274; РГАДА. Ф. 381. 326); полиелей «Хвалите имя Господне» «греческаго роспева», «киевскаго роспеву», с припевами «Аллилуия» «болшая» (БАН. Арханг. 55; РНБ. Тит. 1510; ОЛДП. Q. 650); тропари по непорочных «греческаго роспева» (РГАДА. Ф. 381. 326); величания по полиелее с указаниями «путь», «путывыя» и «столповые» (РНБ. Тит. 2799; ОЛДП. Q. 650). В Обиходе также помещается антифон 4-го гласа «От юности моея» киевского распева и знаменного (БАН. Арханг. 64, 56). Среди традиц. напевов «Честнейшую херувим» появляется напев с ремаркой «в горе афонстей» (РНБ. Ф. 550. Q. I. 1046). «Свят Господь Бог наш» фиксируется в виде традиц. подборки на 8 гласов «знаменнаго роспева». «Всякое дыхание» встречается с указанием «пут», на 8 гласов (РНБ. Ф. 550. Q. I. 537; ОЛДП. Q. 761), «Хвалите Господа с небес» - киевского распева, «симановска» (РНБ.

http://pravenc.ru/text/155522.html

В связи с указанным запросом старокатоликов было предложено избрать из членов Отдела ОЛДП комиссию, которая занялась бы богословскими вопросами, касающимися воссоединения старокатоликов с Православной Церковью. Членами этой комиссии были избраны протоиерей И. В. Васильев, И. Т. Осинин, архимандрит Хрисанф, И. А. Чистович , Т. И. Филиппов, А. Л. Катанский и И. В. Чельцов 95 . На страницах журнала «Христианское чтение» началась публикация материалов, связанных с православно-старокатолическим диалогом 96 . В сентябре 1872 г. прот. И. Л. Янышев вместе с секретарем Отдела ОЛДП А. А. Киреевым в качестве делегата Отдела присутствовал на конгрессе старокатоликов в Кельне. 22 октября 1872 года на 4-м заседании Отдела ОЛДП прот. И. Л. Янышев представил Отделу отчет об этом конгрессе, о намерениях старокатоликов и о тех глубоких симпатиях, которые были проявлены ими по отношению к представителям Русской Православной Церкви в ходе этого конгресса 97 . Следует отметить, что и другие члены богословской комиссии Отдела ОЛДП, не имевшие непосредственных связей со старокатоликами, активно способствовали углублению православно-старокатолических отношений. Так, на очередном заседании Отдела ОЛДП 30 апреля 1873 г. профессор СПбДА И. А. Чистович прочел доклад «По поводу старокатолического движения», в котором разъяснил условия сближения Церквей и указал на трудности этого дела 98 . В сентябре 1874 г. на очередной старокатолической конференции в Бонне присутствовал прот. И. Л. Янышев. На заседании Отдела ОЛДП он сделал подробное сообщение об этой конференции 99 . Следует отметить, что прот. И. Л. Янышев был активным участником старокатолических конгрессов, куда его охотно приглашали в качестве гостя. По словам А. П. Лопухина , «когда начались старокатолические конгрессы, то И. Л. Янышев был непременным и самым деятельным, как и авторитетным представителем Русской Православной Церкви на них; большое впечатление произвела в западном христианском мире его блестящая речь на 2-м международном конгрессе в Люцерне по вопросу о взаимоотношении Православных Церквей» 100 . Тот же А. П. Лопухин отмечал, что «в своем сочувствии старокатолицизму И. Л. Янышев не ослабевал ни на момент, несмотря на то, что должен был серьезно считаться с разными противными течениями в нашем обществе и даже вступать в горячую полемику с представителями последнего... На Венском старокатолическом конгрессе И. Л. Янышев открыто исповедал причины своего неуклонного сочувствия старокатолицизму, сказав, что последнему не может не сочувствовать «всякий сколько-нибудь знакомый со словом Божиим и историей Древней Церкви и не лишенный чувства чести и здравого смысла человек» 101 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010