I. В неделю Сыропустную за вечерней 1 От лет древних и от святых наших отцов и учителей приняли мы трогательный и спасительный обычай пред временем поста и покаяния, в этот святой вечер «прощенного» воскресения, испрашивать друг у друга прощения обид и содеянных прегрешений. Таков завет молитвы Господней: «Отче наш, остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Такова и заповедь нашего Спасителя, сегодня за литургией возглашенная в Евангелии: «если вы не прощаете людям согрешений их, не оставит, – не простит и вам Отец ваш Небесный...» Слышите ли, братие, Кто оставляет грехи? Один только Бог, Один только Отец Небесный Может отпустить грехи, которые таким тяжким бременем тяготят нашу совесть. А люди, если и прощают, то прощают только во имя Божие; люди сами своею властью этого сделать не могут, ибо всякий грех есть, прежде всего и больше всего, грех перед Богом, перед Его законом. Бог же прощает нам грехи за спасительные страдания Господа Иисуса Христа, в которого мы веруем: Он, Иисус Христос , нас примирил с Богом, Он дал нам силы Святого Духа в таинствах святой церкви очищаться от грехов, уповать на Божие милосердие и прощение; Он же указал для нас и способы, условия, пособия, чтобы получить милость прощения, – наше взаимное друг другу забвение обид. Но есть еще один указанный и заповеданный Господом способ и путь получить от Бога милость и прощение наших грехов. Раскройте послание святого апостола Иакова, и там вы прочитаете трогательный и утешающие нас слова: братья, знайте, что обративший грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти и покроет множество грехов ( Иак.5:20 ). Пред нами теперь предлежит время поста и покаяния. Чтобы облегчить себе трудный подвиг, трудное восхождение на высоту нравственную, мы сбросили с себя тяжесть взаимных неудовольствий и обид, мы прощаем сегодня, по заповеди Христовой, друг другу согрешения. Примем же и другое пособие для спасения, которое указывает нам святое слово апостола, только что нами приведенное. Много в России и в целом мире грешников, не только прогневляющих Бога грехами и беззакониями, но и не знающих совсем о Христе, Искупителе грешных людей, не знающих, от кого нужно и можно безошибочно научиться добру, от кого научиться и познать, в чем путь правый и где путь погибельный, не знающих, у кого, и как, и чрез кого искать покаяния и очищения совести. Такими людьми являются многочисленные язычники, мусульмане, живущие в России, по Волге, на Кавказе, особенно в Сибири. Много из них есть таких, которые кланяются истуканам, идолам, почитают за божество медведя, волка и всяких зверей, которые не считают за грех убивать своих родителей в дни старости, когда они в тягость детям, не знают, что грех блудить, грех жениться на близких родственниках или иметь многих жен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Как мы становимся должниками перед Богом Архимандрит Кирилл (Павлов) о вечном законе правды 20 августа, 2017 Архимандрит Кирилл (Павлов) о вечном законе правды Слово архимандрита Кирилла (Павлова) в неделю 11-ю по Пятидесятнице. Прощение — такое легкое средство к оправданию грехов Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф. 18, 35). Дорогие братия и сестры! Господь наш Иисус Христос неоднократно в Евангелии учит о прощении обид ближним, чтобы и нам были прощены наши грехи. Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-15) — сие средство к оправданию от грехов самое легкое, вполне доступное для всех и всегда зависящее от нашей воли. Казалось бы, что по указанию такого легкого средства к оправданию все грешники должны воспользоваться им для своего спасения и в обществе христианском не останется ни единого грешника. Но Господь Сердцеведец предвидел, что страстное, самолюбивое и злопамятливое сердце человеческое менее всего способно покориться этой заповеди смирения и кротости, что даже между самими последователями Его многие будут глухи к слышанию и косны к исполнению сей спасительной заповеди, — поэтому Господь находил нужным многократно говорить об этом. Одним из таких возвышенных поучений о прощении обид является притча, которая была предложена в прочитанном ныне Евангелии. Для своего назидания повторим ее содержание. Господь бывает немилостив к нам, если мы сами немилостивы Во время беседы Господа с учениками о том, как надо поступать, когда согрешит перед нами в чем-либо брат наш, святой апостол Петр, слушая слово о прощении обид, спросил Господа: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз (Мф. 18, 21-22). То есть сколько бы раз ни согрешил перед тобою брат твой, должно прощать ему всегда, тем более никогда и ни в каком случае не должно мстить ему. И в подтверждение этой заповеди Господь сказал нам чудную притчу — изобразил учение Свое в примере одного неоплатного должника, который был уже прощен и помилован, но за жестокость к собрату своему снова предан жестокому мучению — чтобы нам легче было видеть, что бывает с теми, которые не прощают ближним согрешений их, и чтобы мы поняли, что произойдет в подобном случае с нами:

http://pravmir.ru/kak-myi-stanovimsya-do...

Прощеное воскресенье: смысл, история, порядок богослужения (+видео, аудио) Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды 6 марта, 2022 Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной, так как именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. Также этот день именуется Прощеным воскресеньем. На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте и о собирании небесных сокровищ. Евангельское чтение в Прощеное воскресенье: Мф., 17 зач., 6, 14—21 14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,  15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. 16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.  17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,  18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. 19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,  20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,  21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Толкуя евангельские стихи о взаимном прощении обид в Прощеное воскресенье, епископ Феофан Затворник восклицает: «Какой простой и подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения, под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных чувств к брату перейди к искренно мирным, — и всё тут. Прощеный день — какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы, как должно, пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с небом…» Проповеди в Прощеное воскресенье

http://pravmir.ru/proshhenoe-voskresenie...

Скачать epub pdf Господь дает апостолам власть связывать и разрешать... Учение Господа о соборной молитве и прощении обид...  (Мф. 18:18–22) Изгнанный из Церкви, непрощенный, неразрешенный, связанный властью Церкви здесь, на земле, человек, преданный анафеме, предстанет и в другой мир непрощенным, неразрешенным, связанным в своем грехе. Господь говорит Своим апостолам: Я обещал Петру власть связывать и разрешать; ту же самую власть, то же Божественное право даю и всем вам; Петр есть только первый между равными.  ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ: ЧТО ВЫ СВЯЖЕТЕ НА ЗЕМЛЕ ,  ТО БУДЕТ СВЯЗАНО НА НЕБЕ;  кого вы отлучите от Церкви, тот будет отлучен и Мной,  И ЧТО РАЗРЕШИТЕ НА ЗЕМЛЕ, ТО БУДЕТ РАЗРЕШЕНО НА НЕБЕ;  кого вновь примете в общение Церкви через покаяние, того и Я приму, как чадо Мое. Всякое решение ваше будет утверждено на Небе. «Смотри, – говорит святитель Златоуст, – каким бедам подвергает Он упорного: и здешнему наказанию, и будущему мучению. А угрожает Он не для того, чтобы так случилось, но чтобы устрашенный угрозой, т.е. и отсечением от Церкви, и опасностью быть связанным на Небесах, смягчился и оставил гнев. Так Спаситель установил первый, и второй, и третий суд, а не сразу отверг грешника, чтобы, если он не послушает первого суда, то покорился бы второму, а если презрит и его, то устрашился бы третьего; если же не уважит и этого, то ужаснулся бы будущего наказания, определения и суда Божия». Какие великие права дает Господь апостолам, а в их лице и всем их преемникам – пастырям Церкви! Кто может прощать грехи, кроме единого Бога? Но вот, воплотившийся Сын Божий дает это Божественное право всем предстоятелям Церкви, и по воскресении Своем еще раз подтверждает: «примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20:22–23 ). Поистине – Божественное право! «Иереи, – говорит святитель Златоуст, – обитают еще на земле, а допущены распоряжаться Небесным, получили такую власть, какой Бог не дал ни Ангелам, ни Архангелам. Ибо не Ангелам сказано: «что вы свяжете на земле»...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Осознание того факта, что в центре Великого поста — прощение, помогает нам понять и дисциплину Великого поста. 23 февраля. ПРАВМИР. Вечером 22 февраля 2015 года, в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. После отпуста вечерни Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы достигли с вами особого момента, через который проходит каждый христианин, сознательно относящийся к поприщу Великого поста, через чин прощения. Конечно, этот чин имеет во многом символическое значение, потому что нередко те, с кем мы находимся в ссоре, на кого мы обижаемся или кто обижается на нас, находится не рядом с нами в момент совершения этого чина. Тем не менее, эта символичность имеет огромное значение. Когда мы даже просто склоняемся в поклоне перед человеком, который нас не обидел и которого мы не обидели, мы входим в замечательную духовную атмосферу прощения. Собственно говоря, в центре Великого поста — именно прощение грехов, ничто иное. Все остальное — это средства и способы воздействовать на нашу душу, то есть на наше сознание, на наши волю и чувства, чтобы расположить нас к искреннему покаянию, а значит и к прощению обид тем, кто нам такие обиды нанес, и к готовности простить этих людей. Святой Марк Подвижник, египетский аскет и духовный писатель, живший в глубокой древности, на рубеже IV и V beka в Египте, говорил о том, что воздаяние за прощение, которое мы даем другим людям или которое мы испрашиваем у наших обидчиков, превышает воздаяние за все другие добродетели. Нам иногда кажется, что в течение Великого поста мы должны стяжать какие-то особые добродетели. Порой люди именно к этому и стремятся и напрягают свои силы, направляя их не на самое главное, не на самое ответственное и нужное. Прощение и покаяние в центре поприща Великого поста. Об этом замечательно сказал святой Ефрем Сирин. Слушай, человек, — так он обращается к своим слушателям, читателям, — прощение превышает все другие добродетели!

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-v-tsen...

«Ты кого обидел – запомни это. Тебя кто обидел – забудь» (+ВИДЕО) Беседа с протоиереем Валерианом Кречетовым о прощении Никита Филатов Прощение – необходимая составляющая духовной жизни христианина. Мы уповаем на прощение Господом наших грехов, молим об этом; нам заповедано прощать обиды, нанесенные нам вольно или невольно, и самим просить прощения у тех, кого мы задели, против кого совершили нечто дурное или даже просто о ком-то плохо подумали, кого-то осудили. Но человек слаб, и прощать получается не всегда. Что уж говорить об испрашивании прощения! Как быть, если обида не забывается? И почему тебя мучит грех, за который ты попросил прощения и который исповедовал? Что делать, если кто-то пытается манипулировать твоим чувством вины? И всегда ли нужно искать прощения? Может быть, и непрощение тоже ко благу? Об этом мы и беседуем с протоиереем Валерианом Кречетовым . – Отец Валериан, спасибо за возможность встретиться с вами, задать вопросы, поговорить о насущных проблемах, которые волнуют очень многих. Сегодня хотелось бы коснуться темы прощения обид. Ведь каждый из нас сталкивается с этим ежедневно. Так что такое прощение? Почему оно так важно для нас? – Что такое прощение? Это когда человек раскаивается в том, о чем просит прощения, а тот, кто прощает, забывает об этом навсегда. – И не напоминает больше? – Навсегда – и всё. Поэтому, поскольку мы все невольно согрешаем в разной степени, Сам Господь дал нам пример молитвы, которая включила слова: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Собственно говоря, это и есть самое главное, что проповедует Евангелие. С чего начал свою проповедь Иоанн Предтеча ? «Покайтесь!» С чего начал свою проповедь Сам Господь? «Покайтесь!» С каким напутствием Господь послал апостолов на проповедь? «Проповедуйте Евангелие покаяния и отпущения грехов во всех языцех». В Евангелии это прямо так и сказано: «Если отпустите каждый из вас ближнему своему согрешения его, Отец ваш Небесный отпустит вам согрешения ваши» – простит вам согрешения ваши.

http://pravoslavie.ru/91425.html

Беседа в неделю сыропустную, на вечерни Сказана в Петрозаводском кафедральном соборе в 1829 году Всем ли известно, братия мои, что теперь мы сделали? Что за обычай Церкви в нынешний вечер – лобызать святые иконы и прощаться друг с другом? Обычай это древний и назидательный! Он начался у древних святых подвижников благочестия по тому в особенности случаю, что некоторые из них, для большего безмолвия, с настоящего вечера удалялись из общих обителей во внутреннейшие пустыни и там препровождали все время Великого поста до последней недели. Время не малое и для подвигов духовных особенное! Посему, расставаясь с обителями и братией, подвижники Христовы ныне в особенности испрашивали себе напутия и молитв у святых Угодников Божиих, лобызая мощи и святые их изображения, ныне в особенности просили молитв и прощения друг у друга, когда т. е. надлежало каждому наипаче во время покаяния просить прощения во грехах своих у Отца Небесного. Праведников проникали совершенно слова Господа Иисуса Христа, сегодня во Евангелии на Божественной Литургии читанные 95 : «аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешений их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших». Хотя люди, о которых ныне слово, и не были подобные нам грешники; однако ж были подобострастны нам, а чистота чувствий еще тем более смиряла их, чем выше жили праведники. Подумаем же в особенности мы, братия, о таком внушении евангельском на святой пост, когда каждому из нас в особенности предлежит, с наступлением поста, долг очистить свою совесть покаянием. Обычай взаимного прощения друг друга, в присутствии Бога и Ангелов Его, пусть будет и у нас тем, чем он был первоначально по происхождению, – излиянием чувствий сердечных, искренним всепрощением друг другу! Кто из нас не пожелал бы себе прощения во грехах от Господа Бога, когда будем каяться? А каяться во святой пост непременно всем будет надобно. Видите же, Господь Бог столько готов даровать всем нам прощение, что каждому вручил прощение Свое даже в собственное наше произволение. Прости ты: прощено будет и тебе. Не простишь ты: нет и тебе прощения, – сказано в сегодняшнем Евангелии. Если бы Христос, христиане, заповедал нам для очищения грехов наших что-нибудь великое и многотрудное, велел бы по крайней мере за всякий наш грех исполнить противоположную греху добродетель: никто из нас и тогда не мог бы не чувствовать всей справедливости и нужды в таком способе очищения. Но Господь дал к тому способ как нельзя проще и легче: «отпущением обид другому получишь ты отпущение себе во грехах», – сказал Он. Чего ближе и вожделеннее такого расположения духа, если мы точно искренно хотим искать его покаянием и для себя у Господа? Мы должны бы так поступать и без всякого воздаяния, кольми паче без столь великого вознаграждения, каково прощение всего от Бога нам самим!

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

(Мысли православного священника) Папа римский в своих последних выступлениях призывает правительства объединенных наций простить руководителям фашистского режима все их чудовищные преступления. К тому же приглашают и некоторые католические издания. Эта проповедь мотивируется не только " гуманистическими " настроениями, но и христианской моралью. В свое время учением Христа обосновывалась и необходимость инквизиции. Мы не будем вдаваться в то, какими расчетами - политическими или христианскими - руководствуется католическая печать в своей защите фашистов. Для нас это вполне ясно. Мы хотим показать, что с точки зрения правильно понятого христианского учения фашисты, безусловно, должны понести заслуженное, наказание за все свои жестокости, что возмездие для них неотвратимо. Слова Спасителя о любви к личным врагам, о прощении личных обид нельзя распространять на фашизм, его идеологов и последователей. Нам важна не буква, а дух христианского учения (2 Kop. 3, 6). И, рассуждая по духу Христова учения, мы соглашаемся с тем, что " немецко-фашистские варвары у каждого честного человека вызывают ужас, негодование, ненависть к насильнику " и, следовательно, мы обязаны заботиться " о даровании окончательной победы над врагом, победы полной и совершенной, чтобы навсегда истребилось само воспоминание о человеконенавистническом учении фашизма " . И этот взгляд Православной Церкви вполне отвечает учению Христа и Его апостолов. Если мы признаем провиденциализм, признаем возмездие за совершенные проступки и здесь на земле, то говорить о прощении тех, кто залил кровью все человечество, кто уничтожает все лучшие достижения человеческого гения, кто в своей дьявольской жестокости убивает и истязает стариков, женщин, детей - говорить о прощении их, значит, " подвергать себя тому же осуждению, что и фашисты, утопающие в крови своих жертв " . По отношению к фашистам нельзя говорить о мести. Месть не всегда справедлива; она подвержена страсти и ослеплению. Фашистов ожидает возмездие, т. е. справедливое, беспристрастное воздаяние за то, что ими сделано.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/346/...

Архимандрит Иоасаф (Перетятько): Невозможно всех простить в одно Прощеное воскресение 27 февраля, 2014 Архимандрит Иоасаф (Перетятько) рассказал об «особенностях» молодежных обид, дал рекомендации как научиться не обижаться и прощать. Многие взрослые люди считают, что в их время молодежь была другая. Но если внимательно присмотреться – времена другие, а люди те же. Так же как и 50 лет назад, сегодня люди обижаются друг на друга, дети обижаются на своих родителей, подростки на то, что им мало уделяли внимания когда-то… И так многие привыкли обижаться на весь мир. Вот в этой привычке обижаться человек иногда очень сильно коснеет, привыкая к этому состоянию. Кстати, в студенческой среде даже бытует такое понятие, как «по жизни обиженный». Христианство, Православная Церковь учит не обижаться, а прощать. Прощение – это некая динамика оптимизма Когда мы не погрязаем в обиде, а как Мюнхаузен за волосы себя пытаемся вытянуть из болота. Когда мы себя заставляем, например, подойти к человеку попросить прощение, то это шаг в новую жизнь, путь к свершению новых подвигов – духовных и душевных. Причем наши обиды зачастую бывают без повода и не совсем осознанные. Например, подходит молодой человек к священнику и говорит: – Вы можете уделить мне сейчас 15 минут? – Прости, сейчас не могу, – отвечает батюшка. Молодой человек обижается и уходит со словами: «Мне не захотели уделить 15 минут». Даже не зная о том, что если бы ему священник уделил сейчас это время, то на другом конце города умер бы человек без исповеди и причастия. Вот куда он спешил и почему отказал в разговоре. На самом ли деле этот молодой человек хотел спросить что-то важное? Сомневаюсь. Ему нужен был повод, чтобы лишний раз обидеться. Обидеться на священника, обидеться на Церковь, обидеться на родителей, на государство, обидеться на весь мир. Как часто мы поступаем так же, забывая, что Христос учил не обижаться на ближнего, а прощать. Часто нам ставят в упрек, что христианство слабо. Как это, мол, когда тебя ударили по одной щеке, подставить другую? А Вы попробуйте так отреагировать и увидите, сколько силы духа вам понадобится для этого…

http://pravmir.ru/arximandrit-ioasaf-per...

Закрыть itemscope itemtype="" > Се время благоприятное, се ныне день спасения 13.03.2017 455 Время на чтение 6 минут Митрополит Лимасольский Афанасий Святая и великая Четыредесятница - светлое и благоприятное поприще добродетелей, которое Церковь нам предлагает в определенный период и открывает нам свои двери, чтобы все мы с радостью и добрым расположением вошли в нее, дабы воспринять на себя особый подвиг и принести Богу как дар наше собственное время. «Се время благоприятное, се ныне день спасения», - такие умиленные слова мы слышим на вечерней службе. Се ныне время благоприятное для служения Богу, время покаяния и время спасения. Святая Четыредесятница характеризуется благодатью покаяния, которое привлекает благодать Святого Духа в сердце человека. По этой причине с первого дня святой Четыредесятницы Мать-Церковь полагает как фундамент прощение и оставление обид между нами. «Если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный» (Ср.: Мф. 6: 14), - говорит Христос в Евангелии. Когда человек борется со страстями и немощами, он нуждается в присутствии Божественной благодати, потому что это не просто борьба собственными силами с самим собой, страстями, диаволом и миром (в отрицательном понимании этого слова). Также пост не является диетой, которую соблюдают ради телесного здоровья, по строго заданной программе, надеясь только на свои собственные ресурсы. У Великого поста совершенно другой смысл и предназначение. Смысл его состоит в привлечении Божественной благодати в сердце человека, в избегании греха, в том, чтобы умертвить страсти, мертвящие нашу душу. Сердце, очистившееся от страстей, Господь просвещает Своим Божественным светом, и оно становится способным узреть правильный путь в Царствие Небесное. Нам необходимы телесные подвиги и труд поста, но они нуждаются и в Божественной поддержке. Для того мы и просим прощения друг у друга, смиряясь друг перед другом, - чтобы Дух Святой освятил наши души и открыл наши глаза, дабы мы смогли узреть нашу собственную греховность и стали способными всецело развернуть себя к Богу и испросить прощения наших собственных согрешений. Потому что если весь наш подвиг не направлен на прощение грехов и благословенное состояние покаяния, то тогда он, к сожалению, остается бесплодным.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010