Итак, братья, как бы кто из нас ни был грешен, пусть не отчаивается в своем вечном спасении и не губит своей души нераскаянностью, но пусть почувствует нужду в своем покаянии, обратится к Господу Богу со своей покаянной молитвой, оставит свой прежний порочный образ жизни, обратится на путь истины и добродетели, и Господь Бог тогда с великой любовью примет его в число Своих возлюбленных чад. И как бы кто из наших ближних ни был грешен, не будем презирать его и гнушаться общения с ним, потому что Сам Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос, Святейший из святых, не гнушался общения с мытарями и грешниками и не презирал их. Но будем лучше своим кротким с ними обращением и оказанием им милости располагать их к покаянию и обращать на путь истины и добродетели. Мы сами все великие грешники, все до единого оставили путь истинного Бога и идем вслед своих страстей и похотей, ежечасно и ежеминутно прилагая грех к греху и беззаконие к беззаконию, и нам ли еще гнушаться общения с подобными нам грешниками? Будем лучше гнушаться своих грехов и стремиться к добродетели. Аминь. Поучение в Неделю мясопустную 36 Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы Его с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей ( Мф.25:31 ) Было время, когда Единородный Сын Божий приходил на землю в образе смиренного раба затем, чтобы спасти мир. Велик и славен был тот день, когда Сын Божий явился на земле во плоти, но лишь немногие встретили Его явление, и оно осталось незамеченным прочими людьми, мало думавшими о делах Божьих. Будет и еще такое время, когда Сын Божий опять придет на землю, но уже не в уничиженном виде, не в образе раба, а в славном виде, окруженный сонмом ангелов, архангелов и прочих бесплотных сил. И не затем придет, чтобы спасать людей, но затем, чтобы судить людей, потребовать от каждого из нас отчета во всех наших делах, словах и помышлениях и воздать каждому по делом его ( Рим.2:6 ). Велик, славен и страшен будет этот последний день мира, и все увидят Его, не только дожившие до того дня, но и все от века умершие люди. В тот день солнце померкнет, луна не даст света своего, звезды спадут с небес, и силы небесные подвигнутся. На земле будет уныние народов и недоумение, и море зашумит и возмутится, люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную. В тот день явится на небе знамение Сына Человеческого. И будут плакать тогда все племена земные, и увидят все Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, грядущего на облаках с силою и славою многою ( Мф.24:29–30 ; Лк.21:25–27 ). Он явится тогда на земле, как Судья всего мира, Судья праведный и нелицеприятный. По гласу архангельской трубы все умершие от века люди тогда восстанут из гробов своих и предстанут перед Ним как перед своим Судьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава . Справедливо пророк приводит на ум знатность его (Иерусалима), как бы какой-либо царской дочери, которая боится своих слуг. Скажи, пожалуйста, кем ты был? Эти слова: " кто ты " обозначают многое: во-первых, то, что он (народ еврейский) прежде прочих людей познал Бога; потом, ты один был освобожден от заблуждений, ты один почитал добродетели, тебе одному Я открыл сокровенное и невидимое Своей премудрости, по сказанному: не сделал Он сего ни одному (еще) народу и судов Своих не явил им (Пс.147:9). Какой народ Бог избрал таким образом, или кто когда-либо слышал голос Божий, как слышали они? Кем ты был? Что более привлекает тебя: телесная доблесть, или душевная мудрость? Блага, которые пришли издалека, или блага, которыми ты пользовался дома? Кто ты и почему боишься человека, который умирает : разве Я не даровал тебе жить жизнью бесплотных сил? Если не открыто, то как бы прикровенно Я даровал тебе таковую жизнь. В течение сорока лет ты не обрабатывал земли и не собирал жатвы, и тем не менее ты пользовался всеми благами. И хлеб небесный дал им: хлеб Ангелов ел человек (Пс.77:24-25). Ничего человеку не дается без труда. Кем ты был и почему убоялся? Ты господствовал над самою смертью. Бог прежде явил будущее и весьма часто освобождал их от бедствий. Он был бессмертным – потому, что имел Бога как бы своим вождем; он мог столько, сколько сам желал. Который то же, что трава . Видишь ли бессилие природы? Хотя она внушила тебе страх, но не своею силою, а по причине твоего бездействия. Кто боится сена? Или, как если бы кто сказал нам: кто ты таков и почему боишься диавола? Он повелел тебе попирать змия, почему же ты боишься его? Сам Христос с тобою, почему же ты боишься врага? 13-16. И забываешь Господа, Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю . Одно дело творение и промышление, а другое – могущество и попечение. Не одно и то же забыть отца и Бога, Который есть первая и истинная причина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Михайлов день в 2024 году — 21 ноября Архангел Михаил первым восстал против люцифера. Итог этой битвы известен… 21 ноября, 2021 Архангел Михаил первым восстал против люцифера. Итог этой битвы известен… 21 ноября в России по традиции отмечается Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В народе этот церковный праздник принято было называть «Михайлов день». Михайлов день Архангела Михаила считают покровителем рода человеческого, о нем существует не одно упоминание в Священном Писании. Есть в Библии и эпизоды, где нет прямого упоминания о том, что участником событий был Архангел Михаил, но Церковь традиционно считает, что речь шла именно о нем (например, огненный столп, явившийся перед израильтянами во время бегства из Египта). Архистратиг Михаил являлся пророкам, возглавлял воинство Господне, защищал людей от греха. У Ангелов существует своя иерархия, и приставка архи- говорит об одном из высших ангельских чинов. Архистратиг Михаил считается главой воинства Господнего в борьбе со злыми силами: «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле как о противнике диавола (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18). Архангел Михаил первым восстал против люцифера. Итог этой битвы известен… Поэтому в народе Архистратиг почитается защитником верующих, а Михайлов день — важный праздник для членов Церкви. История праздника В IV веке Лаодикийский Собор установил дату праздника Михайлов день, который отмечается и сегодня. Этот праздник не случайно выпадает на девятый календарный месяц — ноябрь. Ведь существует всего девять известных нам ангельских чинов: Обычаи и традиции на Руси Поскольку праздник выпадал как раз на то время, когда крестьяне успевали продать и получить выручку за свой урожай, в этот день было принято:

http://pravmir.ru/mihajlov-den-v-2024-go...

Это было бы равносильно заявлению, будто Церковь «ошиблась» в своих твердых догматических определениях против ересей, и допущению — в духе уважения к чужому «верую» — что и у ариан была-де некоторая правильная устремленность к истине, но Церковь ее не увидела в свое время и потому осудила ариан на I Вселенском Соборе. Значит, Церковь должна пересмотреть вероопределения II Вселенского Собора о Божественном достоинстве Св. Духа, которым от Православия отсечены еретики-духоборцы! Ради всеобщего сближения она должна капитулировать и перед несторианами, несогласными с постановлениями III Вселенского Собора, «каяться» перед ними и просить прощения за то, что объявила еретиком Нестория. «Покаянно обвиняя себя, Церкви пришлось бы оправдать дохалкидонцев и монофизитов в их упорном отрицании догматического вероисповедания IV Вселенского Собора относительно способа единения двух естеств в Едином Лице Господа Иисуса Христа и реабилитировать — в опровержение самой себя — еретиков Евтихия, Диоскора, Секира, и пр. ( см. 1е и 95е правила VI Вселенского Собора ). Следуй Церковь подобной экуменической логике, то она должна была бы так обойтись и со всеми прочими еретиками, осужденными соответствующими Вселенскими и Поместными Соборами. Лишь в этом случае она исполнила бы экуменические требования ВСЦ глубоких преобразований, передвижки церковных структур и окончательного уничтожения разделительных стен. Но это означало бы конец истинной Христовой Церкви! Только отдавая себе ясный отчет, что Церковь не есть человеческое учреждение, можно понять, почему Церковь не может и не должна каяться. Хотя она на земле состоит из людей, и в большинстве своем из грешных людей, она есть Богочеловеческий организм, в который входят, кроме земных обитателей, еще и отошедшие в вечность праведники, а также несогрешившие небесные Ангелы. Об этом пишет св. ап. Павел уверовавшим во Христа евреям: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов; к торжествующему собору и церкви первенцев (т. е. уверовавших во Христа) 419 , написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисуса» (Евр. 12, 22—24). Таков, согласно слову Божию, состав новозаветной Церкви. Она составлена из земных людей, правильно уверовавших во Христа и на основании этой веры достигших духовно-нравственного усовершенствования по подобию «Начальника их спасения» (Евр. 2, 10) — Христа, сшедшего с небес, чтобы вселить земных обитателей в небесное селение Ангелов. Так мыслит себя св. Православная Церковь. В каноне на праздник св. Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (8 ноября) в первом тропаре 9й песни читаем: «Тя неизреченно соединившаго небесным, Христе, земная, и едину Церковь совершившаго Ангелов и человеков, непрестанно величаем»!

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Слово в день архистратига Михаила и прочих бесплотных сил 94 Небесных воинств архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: да от бед избавите ны, яко чиноначальницы вышних сил. Тропарь архан. Пред лицом молитвенного нашего собрания, на месте, посвященном покровительству и хранению невидимых горних сил, мы свободно можем беседовать об этих высочайших преестественных силах, не стесняясь современным направлением науки, которая не признает ни каких других сил, кроме сил, находящихся в веществе, и не допускает никакого иного мира, кроме мира невидимого, составленного из вещества. Теперь и здесь нет нам дела до всех положений, из каких выходит, и доказательств, на каких опирается современная нам наука, которая по своему направлению жалка, по своему кругозору узка, по началу и основанию близорука, по выводам и умозаключениям шатка и несостоятельна. У нас есть своя высшая наука, из которой мы заимствуем лучшие понятия и вернейшие убеждения, мы имеем свои начала и факты, на основании которых уже не сомневаемся в бытии иного высшего мира, а потому вследствие своего такого убеждения и обращаемся к таинственным существам его с своим молитвенным воззванием. Кто эти существа и какое мы имеем о них представление? Это блаженнейшие духи, высшие и превосходнейшие нас создания, которые светозарным сонмом предстоят престолу Божию и воспевают вечную хвалу великому своему Творцу и Богу; это первые, светы, воссиявшие от творческой силы троического, несозданного Света. Они так тонки и возвышенны по своей природе, что наш бренный взор не может улавливать их своим видением и примечать их; они столько светоносны и чисты, что с ними не может сравнится и самый блеск солнечных лучей. Ибо мир невидимый – духовный без всякого сравнения превосходит все нами видимое и ощущаемое в этом вещественном мире. К этим-то невещественным силам, окружающим престол и величие Господа, мы простираем свой молитвенный глас, прося их помощи и заступления от всех бед и напастей, которыми мы окружены со всех сторон, и которые могут постигнуть нас во всякое время на всякий час. Слышат ли св. ангелы наше призывание? Внимают ли нашему гласу, и являют ли нам какую-либо действительную помощь? И если являют ее, то как мы можем в этом убеждаться? Вот вопросы, которые сами собой представляются в настоящий день, посвященный церковно св. ангелам? Займемся решением их в честь и славу наших невидимых заступников и хранителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Слово Божие именует воев небесных Ангелами и слугами. Творяй Ангелы своя духи и слуги своя пламень огненный, говорить оно о Боге. Без сомнения, всякое создание Божие служит Богу; но не так, как Силы небесные: Силы небесные, преимущественно пред всеми Божиими созданиями, устроены на служение Богу и о Боге человекам хотящим наследовать спасение. Охранить-ли что, защитить-ли кого, спасти-ли, или иное-что благодетельное нужно: – они тогда Ангелы-хранители, утешители, наставники, вестники Божии. Нужно-ли смирить кого, разрушить что, уничтожить: они слуги Бога творящеи волю Его. Так и ваше, Воины, звание на земле преимущественно называется службою; вы – служивыми. Хотя и все звания в государстве служат Великому Государю своему: но вы преимущественно; на вас лежит долг исполнить волю Цареву и там, где-бы не доставало обыкновенных сил званий прочих, по трудности или величию исполнения. Обращая благоговейное внимание на особливые иногда трудности службы вашей, Воины, во время браней, и , с тем вместе взирая на вас, как на силы земные, мы не можем не сказать, что силам смертных и бренных человеков, каковы все и вы, Воины, по общей природе, положены пределы гораздо ограниченнее пределов действий Слуг Божиих бесплотных. Но в сих-то самых ограничениях, – говорим далее, – премудрость Создателя заключила у вас особливые доблести некоторым образом даже пред Ангелами Божиими. Больши сея любве, никтоже имать, говорит Сам Господь, да кто душу свою положить за други своя: жертва, которой и Ангелы Божии не приносят, разве только пламенным, действенным участием любви своей к человекам! Да, не только труды, изнурение, усилия, но и самая смерть, когда потребуют того судьбы Божии, есть истинное величие вашего звания и по Евангелию Христову, и по общему всех веков и всех народов мнению! Но когда воины истинно в таких бывают или будут когда расположениях духа по св. Вере своей: то, без сомнения, Сам Господь Сил, Который распределяет участи всем и знает немощи каждого, подкрепляет их благодатию Своею во всяком деле, где сил человеческих мало. Тогда ополчится Ангел Господень окрест боящихся Господа и избавит их, как уверяет Сам Госпоодь, верный во всех словесех Своих. Слово Божие свидетельствует, что даже враги наши, получая на время способность свыше видеть ополчения против себя и в мире духовном, видали иногда, как вои небесные на своих колесницах, со своим оружием, в своем множеств ратовали иногда вместе с воинами земными за народ Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Тем более, это касается Ангелов, имеющих более масштабные задания: они заботятся о благе мира сего, но в первую очередь о благе значимом для вечности, а прочие блага, хоть и не выпадают из их поля зрения, но все же не имеют приоритетного значения. Поэтому не стоит рассматривать все подряд неприятности, будь то личного плана или глобального, как признак ослабления заботы ангельского мира о нас. Наоборот, иной раз именно давая, по попущению Божию, нам (в любом масштабе) почувствовать причинно-следственную связь греховного настроения или действия с ощутимым (то есть воспринимаемым нашими пятью чувствами и эмоционально переживаемым) ущербом — именно этим Силы Небесные удерживают нас от соскальзывания, а то и решительного шага в погибель. И не в войне с нечистой силой — смысл сотворения ангельского мира. Бог ничего и никого не создавал ради разделения и борьбы, хотя бы и священной. Ангельский мир — это мир служебных духов, прославляющих Творца и служащих Ему, в том числе через заботу обо всем видимом творении Божием, и в первую очередь о «венце творения» — человеке. И если бы не грехопадение наших прародителей, эта забота не носила бы характера битвы, поле которой — сердца людей. «Яко огнь, и пламень, и свет, безплотныя сущия, от вещественныя тли умом восперяеми, бренными устнами, невещественныя со страхом песньми да почтим», — восклицаем мы в каноне на утрени праздника. От нашей сгорбленности духовной, прижимающей взгляд к земле, то есть от мышления и действий по образу мира сего, от всего материального и преходящего, человек призывается устремить взгляд к миру горнему, к свободе в Боге, и почтить в песнях Архистратига Божия Михаила и весь сонм Небесных Сил бесплотных. Почитание молитвенное, однако, лишь точка опоры для почитания практического: «Ангельскому поревнуем житию, и мысли вперим к высоте» (там же). «Поревнуем» не в том смысле только, что удивимся и восхитимся, а в том, что постараемся посильно подражать им. Оправдывая свои слабости, иной раз говорим: «Ну мы же люди — не ангелы…», как если бы противостояние греху было делом исключительно ангельским, а человеку по природе свойственно было бы заблуждаться и грешить. Вот, дескать, их дело стоять в истине, а мы на то и люди, чтобы грешить. Это лукавая позиция. Да, человеку присущ грех. Но присущ не по природе, а наподобие хронической наследственной болезни, которая настолько давно, поколениями передается, что ее перестают воспринимать как что-то чуждое.

http://pravmir.ru/sobor-arxistratiga-boz...

Сердечные очи твои узрят, как радуясь вкупе и трепеща предстоят престолу Вседержавного Творца тысячи тысяч и тьмы тем чистых, светлейших, мощных, блаженных духов, Херувимов и Серафимов и прочих сил бесплотных. Узришь, как от престола Господа Славы некоторые из этих святых и светлых сил бесплотных, превосходящих человека умом, волей и могуществом, нисходят, по воле Творца любвеобильного, на грешную, мрачную землю нашу – с братской любовью и заботливостью охранять не только стихии земные, наши царства, города и веси, но и в отдельности каждого человека, как они руководят его, поверженного во мрак и нечистоту, слабого, беззаботного о своем блаженстве вечном, к тьмам Ангелов, Иерусалиму небесному, и церкви первородных, на небесех написанных, к духам праведник совершенных и к Ходатаю Завета нового Иисусу ( Евр.12:22–24 ). Очами своего сердца, возлюбившего слово Божие, ты увидишь вместе со светлыми и блаженными духами, и духов мрачных и злобных, но они не устрашат тебя при виде могущественнейших и многочисленнейших духов света. Ты будешь благодарить от полноты сердечной радости и признательности Творца духов и твоего собственного, за Его отеческое попечение о твоем счастье временном и спасении вечном, за то, что Он не предал тебя на этой земле в волю падших духов, которые в противном случае, землю, со всем обитаемым на ней, превратили бы прежде времени в ад, в котором все мучилось бы и стенало. Расширившееся от радости сердце твое вместит в себя всех людей, которым ты искренно пожелаешь избавиться от этих демонов губителей и быть друзьями Ангелов Господних. От мира светлых духов и духов мрака и погибели, обращая взор свой в мир вещественный, ты с веселием сердца увидишь: горе – светлые миры, стройно вращающиеся в необъятных для ума пространствах неба, долу – твою землю, необъятную для человека ни с какой земной возвышенности; на которую Творец зрит с престола славы Своей, как на пылинку, вращающуюся в безграничном пространстве, которую и Ангелы с высот небесных обозревают разом, как малый шар, вращающийся то около себя, то около большего светила небесного, называемого на земле солнцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В то же время диакон приемлет рипиду, на коей изображены Херувимы, и приступив к престолу, благочинно веет ею над св. дарами, возлежащими на нем, для чего? Для того, чтобы представить видимым невидимое присутствие при священнодействии Литургии упоминаемых тогда священником в произносимой им молитве Евхаристии бесплотных сил – Ангелов, Архангелов и прочих чинов небесной иерархии, чтобы, изобразить их благоговейное приникание и притрепетное удивление неизреченным тайнам, совершаемым тогда на престоле во святых дарах и чрез сие таинственное образование как священнослужителей, так и всех присутствующих во храме возвысить к умозрениям премирным и Божественнейшим. Теперь представьте, брат моя, что взор ваш, очищенный от земного праха и просвещенный верою, видит бесчисленное множество сил небесных, окружающих престол Вседержителя и благоговейно приникающих в совершаемый на нем страшные тайны; представьте, что слух ваш открытый и приученный к вещаниям неба в одно и тоже время оглашается совокупными воззваниями Ангелов и человеков в честь и славу Господа неба и земли, дивным образом устрояющего спасение наше, слышит песнопение, предначинаемое пламенными Серафимами, а продолжаемое и оканчиваемое бренными человеками, призванными по благости Отца небесного в сообщество горних духов: чем тогда представится вам храм сей, в котором все сие и видите и слышите, и чем после сего покажутся вам домы ваши, в которых вы встретите одну только суету суетствий и всяческую суету. O! тогда поймете вы, почему царственный пророк Израиля столь много ублажал пребывающих в скинии завета – вещественном жилище Вышнего, что хотел лучше приметатися в дому Бога своего, нежели жити в великолепных селениях грешничих, и что всякий раз, когда призывали его в скинию, он не только охотно, но с великой радостью оставлял богатоубранные чертоги свои и спешил в дом Господень, хотя в сем доме он мог видеть и слышать не больше, как только слабые начатки и гадательные образы того, что совершается во храме Христианском, Возвеселихся о рекших мне, говорит он сам о себе, в доме Господень пойдем.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Не подумайте, что я кого-нибудь из вас подозреваю в таком худом настроении ума. Нет. Питаю в себе уверенность, что все, нынешний день светло празднующие в честь Михаила Архангела и прочих бесплотных сил, – имеют и ум Архангельский, т.е. совершенно преданный Богооткровенной истине и Богоучрежденному порядку спасения. Но осмотритесь! Вы живете в обществе, многое видите, многое слышите. Нередко, может быть, видимое и слышимое прямо носит печать богоборства, и иногда кажется, что Истина перестала быть истиною и верность Богу потеряла свою цену. Нет. Это Бог дает вам случай показать свою Ему верность и засвидетельствовать твердость убеждения вашего в истине. Стойте и вслед за Михаилом Архангелом боритесь за порядок Божий, – и в себе, и в других. Не смущайтесь успехами зла, – тем, что растет богоборство и расширяет свою область. Скорбите о погибели увлёкшихся и увлекающихся, но не бойтесь за истину и целительность Божиих учреждений. Пусть мы сотнями будем считать верных Богу, а богоборцы своих – миллионами. И тогда Богоспасительное нисколько не умалится в силе, верности и непреложности, – как богоборное в пагубности. Мы и при этом так же верно спасемся, как те верно погибнут. Помните Лота, не погибшего в Содоме и Гоморе. Не говорите с огорчением: «Зачем так, – зачем истина покрывается бесславием и подвергается нападению гласному?» Господь крепче нашего любит Свое добро, видит успех злобы, – и, однако ж, молчит. Покоримся Его изволению. А другое дело – одно мановение Его, – и все тучи рассеятся, и воссияет во всем величии свет Солнца правды. Будет ли так? Единому Богу ведомо!.. Не наше дело указывать лучшее Всеведущему Промыслителю. Что могло бы быть, мы еще можем гадать; но что лучше из могущего быть, куда нам уразуметь?! Воинство небесное все наготове встать за Бога и Его порядки. Но если Бог не повелит им действовать, – пред их глазами свяжут саму истину, предадут суду и осудят, когда так нужно. Не скорбеть, конечно, нельзя; но омрачаться скорбию до колебания в истине – преступно. Помните мучеников. Их не одним голым словом хотели поколебать – и, однако же, не успели. Мужайтесь и запасайтесь мужеством на будущее, испрашивая у Архистратига небесных воинств и сил и умения – стоять вседушно за Богоучрежденный порядок нашего спасения, хотя бы ради того надлежало потерять нам все. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010