Поденка - метлица (метлица) – небольшая, почти прозрачная бабочка-однодневка. Их нетрудно наловить вечером возле водоема с помощью импровизированного сачка. Сальник (хрущ) – личинки майского либо любых других крупных жуков, которых можно отыскать под старой листвой, в земле, смешанной с перегнившим пометом животных, под трухлявыми стволами. Самыми подходящими для рыбной ловли считаются молодые белые личинки длиной 1,5–2 см. Гусениц различных бабочек следует собирать на стволах, ветках и листве деревьев, кустах, травяных растениях. Короеды – светло-желтые, с темной головкой, длиной до 1,5–2 см личинки различных жуков, обитающих под корой погибших еловых и сосновых деревьев. Найти их можно, оторвав кору от дерева и осмотрев ее внутреннюю поверхность и ствол. Личинки муравьев (муравьиные яйца) легко насобирать, если вскрыть муравейник или поднять прикрывающий его сверху камень, ствол дерева. Кроме того, в аварийной ситуации в качестве наживки можно использовать любых летающих, прыгающих, ползающих насекомых и их личинки, встречающиеся в данной местности (незнакомую наживку рыба берет с большей неохотой): мух, мотыля, кузнечиков, стрекоз и их личинок, крупную мошку, оводов, слизняков, жуков с удаленным хитиновым покровом и т. п. А также: улиток, нарезанных на кусочки, двустворчатых моллюсков, небольших лягушек, пиявок, кусочков рыбы и мальков рыб, кусочков мяса, раков, внутренностей рыб и раков, хлебных шариков, клочков ткани, пучков шерсти, остатков пиши и пр. Причем замечено, что охотней всего рыба клюет на наживку, пойманную в том же водоеме, где она обитает, равно как и на червей и насекомых, живущих на выходящих на данный водоем берегах. Они более привычны и потому более желанны рыбе. Водную наживку можно добыть, протралив куском ткани дно водоема или вытащив на берег с помощью длинной, раздвоенной на конце палки пук водорослей, в котором наверняка отыщутся личинки стрекоз и бабочек-поденок, головастики, пиявки, бокоплавы, ручейники и другие водные насекомые. Личинки ручейника (шитики) живут в холодной проточной воде, внутри «домиков» в виде трубочек из хвои, листьев, мелких ракушек, песчинок, стебельков растений (рис. 121,а). Длина их составляет 20—30 мм. Добывать ручейников можно, траля сачками дно на мелководье или подгребая к берегу донный мусор, а также собирая со дна, с затонувших веток, коряг, стеблей травы.

http://azbyka.ru/zdorovie/shkola-vyzhiva...

Но все же наибольшую питательную ценность представляют не сами пчелы, а добытый пчелами мед . Для того чтобы найти улей лесных пчел, необходимо наблюдать за направлением их полета и помнить, что рабочие пчелы, которые собирают пыльцу растений, далеко от места своего обитания не улетают и к вечеру обязательно собираются в гнезде. Улей лесные пчелы обычно устраивают в дуплах деревьев, что значительно упрощает задачу собирателя их сладкой продукции. Ему достаточно бывает поджечь пук сухой травы, поднести его близко к улью и, напустив дыма, плотно закрыть вход. Пчелы погибнут, а мед достанется добытчику. Только, собираясь на медовый промысел, необходимо помнить, что пчелы в массе своей очень опасны, и если не погибнут сразу от дыма, могут изрядно покусать потревожившего их охотника. Иногда, если на него набросится весь рой, и до смерти! Поэтому лучше надеть толстую непрокусываемую одежду, подумать о том, как защитить от укусов открытые части тела, или, как минимум, развести поблизости дымокурный костер, возле которого можно будет укрыться от атаки потревоженных пчел. Особенно ценен мед неограниченным сроком хранения. Более того, в медовой оболочке очень долго могут не портиться другие продукты питания. Наши предки, отправляясь в дальние походы, иногда заливали куски мяса, уложенные в бочки, медом и так сохраняли его месяцами. Так же, как мед, употребимы в пищу пчелиные соты, в которых он в ульях содержится. Но, кроме пищевого назначения, воск сот можно использовать для изготовления свечей, повышения водонепроницаемости одежды, смягчения выделываемых кож животных. При сильном голоде не следует брезговать свежей падалью . Для этого падшее животное надо тщательно осмотреть, выбрать пригодные в пищу куски, мясо тщательно промыть в проточной воде и после продолжительного вываривания употребить в пищу. Недавно убитых животных можно выкапывать из ям и схронов, в которые их имеют привычку прятать многие хищники. Например, медведь со всех сторон нагребает на жертву землю. По этому холмику из свежей земли нетрудно бывает найти его продуктовую заначку. Только вначале надо убедиться, что самого хозяина поблизости нет.

http://azbyka.ru/zdorovie/shkola-vyzhiva...

Водных – естественно в воде, на дне озер, рек, ручьев, болот, отдельных больших луж, среди растительности, окружающей их. Проще всего находить муравьев – по большим, иногда достигающим высоты 1,5–2 м кучам муравейников. Но можно ловить их «на запах» в банки и другие емкости, поставленные вблизи муравьиных троп, в которые бросить небольшое количество остатков пищи. Муравьи очень неплохи в жареном и печеном виде. Кроме того, в муравейниках можно отыскать заготовленных впрок гусениц и их личинки. Особую ценность представляют так называемые медовые, или сахарные, муравьи, выполняющие в муравейниках роль емкостей для хранения нектара. Они отличаются от рабочих муравьев непропорционально большим бочкообразным брюшком, наполненным сладкой жидкостью. Наиболее питательны не сами муравьи, а их личинки и куколки (или, как их иногда называют, муравьиные яйца), напоминающие внешним видом белые или желтые рисовые зерна. Личинки можно насобирать, разворошив стену большого муравейника. В малых муравейниках бывает достаточно приподнять камень или ствол дерева, прикрывающий его сверху, чтобы отыскать целую залежь муравьиных яиц (рис. 207). Гораздо больше куколок можно добыть с помощью тканевой ловушки. Для этого вблизи муравейника, на освещенной солнцем горизонтальной площадке надо расстелить большой, 1 – 1,5 м 2 , кусок ткани, завернуть наверх все четыре его угла и подложить под них веточки для образования щелевидных полостей. Затем верхняя часть муравейника срывается и рассыпается тонким слоем на ткани, под лучи солнца. Спасая куколки от высыхания, муравьи быстро перетаскают их под завернутые края ткани. Ночью насекомых можно ловить на свет фонаря, свечи или кусок белой, желательно подсвеченной тряпки, расстеленной на земле. Днем – с помощью сачка, изготовленного из любого подручного материала. Сбивать к земле с помощью снятой одежды. Или просто аккуратно срезать и стряхивать над материалом травяную и кустарниковую растительность. Неплохой прикорм потерпевшим бедствие могут обещать водяные насекомые – различные водяные жуки и их личинки, личинки бабочек – однодневок, стрекоз, майских мух и т. п. Собирать их следует на мелководье, обязательно в проточной, незастоявшейся воде. На рис. 208  показаны различные водные насекомые – личинка стрекозы (кстати, стрекоза, выходящая из личинки, также вполне съедобна), личинка поденки, ручейники и бокоплавы.

http://azbyka.ru/zdorovie/shkola-vyzhiva...

143 4, 12–14 – заключительная часть «Пути жизни». У Варнав. 19, 2c-f она, напротив, находится в начале этого раздела. 144 По мнению исследователей, исходящих из еврейского эквивалента слова πσαν πκρισιν, следует переводить «всякое нечестие, безбожие» (toute impiété); имеются кумранские параллели (Устав 4, 10); Иос. Флав. Иуд. война 2, 139. 148 «Перечень пороков» Дидахэ 5, 1 соответствует гл. 2, 1–3, 6; 5, 2 соответствует Дидахэ 3, 7. Кроме того, текст 5, 1 очень похож на Устав 4, 9 сл. 151 Последнее слово отсутствует в тексте, но восстанавливается на основании Doctr. apost., Варнав. 20, 1с и Пост. Апост. VII, 18, 1. 157 Заключительная часть «двух путей». Ср. Устав 4, 6 сл.; Варнав. 21; Церк. Каноны 14 (греч.). Комментарии к главе: Jefford 1992. 159 Ср. Мф.11:29–30 ; Acta Thomae 28, lin. 31; Иуст. Диал. 53, 1. Комментаторы расходятся в мнении, означает ли «иго» ветхозаветный закон или новозаветные заповеди Господни. Издатели SC придерживаются последней интерпретации (SC 248 bis, 223). 166 Т.е., предыдущий текст, который, таким образом, рассматривается редактором Дидахэ, присоединившим к «двум путям» литургическую часть, как катехизический раздел. 167 Ср. Мф.28:19 . В языческо-христианской миссии крестили, пользуясь тринитарной формулой, в иудео-христианской – только во Имя Христа (см. Дидахэ 9, 5). Эти две формулы прослеживаются и у Иустина (Апол. I, 61, 3.10.13; Диал. 39, 2). 168 Т.е., в проточной. Ср. Пс.-Клим. Contest. 1, 2: «приведя его к реке или источнику, то есть «воде живой», где бывает возрождение праведных». 170 Ср. Пс.-Клим. Нот. 13, 9–11 (о необходимости поститься перед крещением хотя бы один день); Иуст. Апол. I, 61, 2; Терт. О крещ. 20. 172 Эти слова могут указывать на устную традицию или на первые записи «изречений», предшествовавшие Ев. Матфея. Rordorf’y этот вывод позволяют сделать некоторые текстуальные расхождения между «Отче наш» у Мф. и в Дидахэ. 175 Вопрос о том, описывается ли в Дидахэ собственно евхаристия или агапа, ей предшествовавшая, – породил большие дискуссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Вместе с телкой сжигалась часть червленой шерсти, кедрового дерева и иссопа. Апостол Павел прямо говорит нам о том, что жертва эта указывала на великую жертву на Голгофе, принесенную за грех всего мира. Этот пепел употреблялся в случае осквернения нечистотой, прикосновения к чему-то нечистому, например, к мертвым телам и ко всему тому, что находилось в доме умершего. Закон все эти случаи перечисляет. Почему закон так строго предписывал не прикасаться к умершим? Видимо, чтобы избежать заразы. По древнеиудейскому обычаю погребение совершалось в тот же день, когда человек умер. Все случаи рассматривал священник: он осматривал умерших, а также людей, которые приходили к нему с теми или иными заболеваниями, т.е. одновременно он был и священником, и врачом. Для очищения брался пепел этой телицы и высыпался в чистую проточную воду, налитую в сосуд. Затем кто-нибудь, кто имел закон нечистоты, кропил ею на оскверненных людей и вещи в третий и седьмой день от начала нечистоты. Считается нечистота от первого дня – семь дней. Вечером в седьмой день омывалось все тело и все одежды осквернившегося, а также и того, кто совершал окропление, т.е. священника или левита. После того, как одежды омывались, все тело кропилось чистой водой. Это окропление тела водой, как считают святые отцы, преобразовательно указывает на будущее новозаветное крещение. Медный змей. История медного змея относится к странствованию по пустыне. Израильтяне были наказаны нападением массы мелких ядовитых змей. Это особая порода змей – маленькие крылатые змейки, которые жалили израильтян, и те умирали в страшных муках. Моисей приказал изготовить медного змея, водрузил его на шесте. Тот, кто смотрел на этого змея, исцелялся. Этот медный змей, как говорит нам сам Христос Спаситель, символизирует Его Самого. Укусы змеев представляют те раны, которые наносит нам грех. Медный змей – это Сам наш Господь Иисус Христос , Который принял на себя наши грехи. Кто смотрел с верой на медного змея, тот получал исцеление. Также и мы взираем на крест Христов, и через него получаем благодатное очищение и исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

К западу от святилища Пана на террасе было возведено крупное здание, идентифицированное как дворец Ирода. В кладке стен дворца была применена италийская строительная техника opus reticulatum. В Палестине подобная кладка известна только во дворце Ирода в Иерихоне и в гробнице в Иерусалиме. По предположению Нетцера, основные дворцовые помещения были перекрыты параллельными арками разной высоты, поддерживавшими лестничный подъем. Аналогичные постройки есть в Пренесте (Палестрине) в Италии, в Иродионе, на Храмовой горе в Иерусалиме (арка Робинсона). Часть дворцовой террасы была занята большим залом (16×12 м), который был облицован мрамором. С запада к залу примыкал небольшой бассейн, типичный для построек времени правления Ирода. По мнению Маоза, в К. Ф., так же как в Иерихоне и Иерусалиме, работали римские мастера, предоставленные Ироду Марком Агриппой. В жилой части К. Ф. Цаферис открыл 2 центра: площадь В (восточнее совр. мечети) и площадь C (внутри средневек. форта). На 1-й находилась 3-нефная христ. базилика с мозаичными полами и апсидой, ориентированной на восток. Она была построена на месте зданий рим. эпохи с использованием сполий, среди к-рых есть крупные известняковые блоки, характерные для эпохи Ирода. Рядом с базиликой обнаружены коринфские и дорические капители с аттическими базами, но они могли принадлежать и др. постройкам. Уилсон предположил, что почитаемая статуя Христа находилась именно в этом храме ( Wilson. 2004). На площади С сохранились остатки здания, вытянутого с севера на юг (длина 75 м, ширина 9 м). Его конструкция состояла из 12 параллельных арок, которые образовывали интерьер из 12 компартиментов. С запада к нему вплотную примыкало помещение, состоявшее из комнаток и апсид, под к-рыми были устроены подземные коридоры и система передачи проточной воды. По мнению Цафериса, это склад рим. периода (horreum); с т. зр. Овадии, здание могло быть криптопортиком, частью комплекса храма Асклепия. Здесь, как во мн. др. храмах этого культа, больные могли получать исцеление во время сна. Религ. традиция К. Ф. в целом вполне соотносима с культом Асклепия, не случайны указания историков и на целебную траву, которая росла вокруг статуи Христа, и на исцеления больных.

http://pravenc.ru/text/1684277.html

В настоящее время сухой горох варят или тушат. При нагревании клеточные стенки подвергаются разрушению, вкус его становится более сладким, а полезные составляющие – более доступными. Горох разваривается и используется для приготовления супов, а также вторых блюд, таких как гороховая каша (горошница). Горошница с добавлением овощей Состав: сухой горох ½ ст, небольшая морковь 1 шт, репчатый лук 1 половинка, болгарский перец 1 половинка, сливки 50 г, зелень, соль по вкусу. Приготовление. Горох перебрать, удалив некачественные семена. Затем несколько раз промыть его под проточной водой и поместить в кастрюлю (лучше использовать чугунную или тефлоновую). После этого залить водой (1 ч гороха на 4 ч воды) и оставить на 7 часов или на ночь (благодаря этому каша должна получиться пюреобразной). Для приготовления самой каши поставить кастрюлю на средний огонь и довести до кипения, после чего перемешать и убавить огонь. Если вода «жёсткая», можно добавить в неё около ½ ч. л соды (горох разварится быстрее). Далее варить горошницу на медленном огне, постоянно помешивая, так как горох быстро пригорает. Посолить её лучше в конце варки. Кстати, кроме соли в этот момент можно добавить также немного сахара, чёрный молотый перец или лавровый лист для аромата. Время варки каши колеблется от 30 до 60 минут в зависимости от времени замачивания семян. В любом случае, о готовности горошницы можно судить тогда, когда семена гороха разварились, и содержимое кастрюли приобрело пюреобразный вид. Дать возможность пюре немного настояться и слегка загустеть. В готовую кашу добавить сливки и размять её при помощи толкушки. Морковь, лук и перец мелко порубить и потушить в небольшом объёме воды. Заправить горошницу овощной заготовкой, сверху посыпав зеленью. Можно подавать к столу! Сама по себе горошница очень сытная, даже если употреблять её как самостоятельное блюдо, тем не менее, она прекрасно сочетается с различными видами мяса, а также с квашеной капустой и маринованными огурцами. Заправлять её можно сливочным, подсолнечным или оливковым маслом. Фасоль

http://azbyka.ru/zdorovie/chem-polezny-b...

в. Предполагается, что Иеффай и Самсон были современниками ( Суд. 10:6–7 ). Как и Иеффай, Самсон жил приблизительно в 1100 году до Р.Х., то есть 75 лет спустя после прибытия на Прибрежную равнину филистимлян, народов моря. ЖИЗНЬ САМСОНА, Судей 13:1–16:31 Числа в белых квадратах на карте относятся к событиям в жизни Самсона. 1. Между Естаолом и Цороб ( Суд. 13 ) Ангел Господень сказал родителям Самсона, что у них будет ребёнок. Дитя должно было стать назореем с самого рождения. Название долины Сорек, где жил Самсон, означает «отборный виноград». Воздержание от любого продукта из винограда требовало немалой самодисциплины. «И начал Дух Господень действовать в [Самсоне] в стане Дановом, между Цорой и Естаолом» ( Суд. 13:25 ). Эти места находились на холме с северной стороны долины Сорек. Более подробно места в долине Сорек можно увидеть на карте 1–11. 2. Возле Фимны в долине Сорек ( Суд. 14:1–4 ) Самсон увидел и захотел взять в жёны филистимлянку из Фимны (телль Баташ) в долине Сорек, которая в 2.5 часах ходьбы от Цоры. Именно в Шефеле столкнулись израильская и филистимская культуры. Фимна была единственным городом в ветхозаветный период, построенным в долине Шефелы. Все остальные, из предосторожности, строились на холмах. Фимна не могла противостоять доступу к проточным водам реки Сорек. Аграрный потенциал долины Сорек подтверждается, когда в разных местах истории о Самсоне упоминаются виноградники, поля пшеницы и масличные сады. 3. Возле Фимны ( Суд. 14:5–18 ) Когда Самсон шёл с родителями к своей девушке, Дух Господень дал ему сил убить молодого льва. Лев, наверное, жил в зарослях у реки Сорек. Позже, когда Самсон возвращался, чтобы жениться на своей невесте, он нашёл в трупе льва пчёл и мёд. Мёд и лев натолкнули Самсона придумать загадку: «Из едящего вышло едомое, и из сильного вышло сладкое». «Пахая на его телице» (см. Суд. 14:18 ), филистимляне дали ответ перед закатом солнца в седьмой, последний день свадьбы. 4. Аскалон ( Суд. 14:19–20 ) Чтобы заплатить за разгадку, Самсон убил 30 филистимлян. Возле Фимны ( Суд. 15:1–6 ) Узнав, что его жену отдали другому, Самсон с помощью 300 лисиц сжёг пшеничные поля и масличные сады филистимлян. Они же в отместку сожгли живьём в доме его жену и тестя. Возле Етама ( Суд. 15:7–20 ) Местоположение Етама и Лехи неизвестно. Вероятно, они находились в Нагорной местности Иудеи, южнее Вифлеема (современный Артас; ср. 2Пар. 11:6 ). Жители Иудеи беспокоились, что Самсон принёс свои распри с филистимлянами в их местность, говоря: г «Разве ты не знаешь, что филистимляне господствуют над нами? Что ты это сделал нам?» С помощью Духа Божьего и челюсти осла Самсон убил 1000 филистим- лян. В этом тексте наблюдается игра еврейских слов: челюсть и Лехи – это одно слово, как и осёл и толпа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

XV:10). 166. Итак, за полученный дар один платит тою прибылью, которую получил от него (fructum accepti beneficii… rependit), напр. золотом — за золото, серебром — за серебро, — другой платит (своим) трудом, (а) третий, — не знаю право, не будет ли это самой ценной расплатой (locupletius) — только (своим) сердечным расположением. (Поясним это. Если кто нибудь спросил бы напр.), как быть, когда нет никакой возможности возвратить (полученное), (то мы ответили бы такому так): в воздаянии за благодеяние большее значение имеет (наш) дух, а не (материальная) расценка, и больше значит благорасположение, чем возможность отблагодарить (possibilitas referendi muneris), ибо благодарность приносится уже тем самым, что она сознается (habetur). Поэтому велика благожелательность, которая, даже ничего не давая, являет так много (plus) и, ничего не имея, дарит многим; это она делает без ущерба для себя и с прибылью для всех. И потому благожелательность преимуществует пред щедростию. Она с присущими ей добрыми склонностями (moribus) богаче той с ея дарами; к томуже больше тех, которые нуждаются в благодеянии, чем тех, кто его может оказать (qui abundant). 167. Благожелательность, с одной стороны, соединена с щедростию, — потому что самая щедрость от нея получает свое начало (proficiscitur), поскольку благодеяние (largiendi usus) следует за расположением (affectum) к благотворению, — а с другой, она самостоятельна и отлична (от щедрости). Ибо где нет щедрости, там (однако) может быть благожелательность, эта до некоторой степени всеобщая родительница всех дружелюбных отношений (quae amicitiam connectit et copulat); благожелательноеть является надеждным советчиком (ип consiliis fidelis), при благополучии она радуется, а при печали печалится; отсюда каждый более доверяется советам благожелательнаго, чем мудраго, подобно Давиду, который согласился с советами более молодого (но зато расположеннаго к нему) Ионафана, хотя сам был разумнее его. Уничтожь в человеческом быту благожелательность, и тогда получится тоже, как еслибы ты лишил мир солнца, потому что без нея не может существовать между людьми того обычая, чтобы путешествующему показать дорогу, возвратить заблуждающагося, оказать гостеприимство (не маловажна эта добродетель, которую поставлял себе в заслугу Иов (XXXI, 32) говоря: «Вне не пребывал странник, дверь моя была открыта всякому приходящему»), давать проточной воды и от (своего) светильника зажечь чужой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Три года назад Анна Васильевна рассорилась с директрисой поселкового рынка — и, пройдя все возможные и невозможные барьеры, создала свой кооператив, куда вошли окрестные фермеры,  отремонтировала ветхий рыночный павильон, после чего в нем стало чисто и просторно. Началась торговля, без наценок и перекупщиков, но больших оборотов рынок так и не набрал. Огурцова вздыхает: активных фермеров осталось мало. Не то что в районе, а и во всей области такие проблемы. Пока справки ветеринарные соберешь все — кучу денег и нервов потратишь. А без разрешения ветслужбы на рынке торговать ни мясом ни молоком нельзя. Вот народ и сбывает продукцию либо за углом, либо вовсе оптом за бесценок. Левый поворот сразу после въезда в деревню Гарусово Максатихинского района Тверской области. Большой двухэтажный дом. Огороженная территория, свое электричество, дизель, скважина. Пилорама, конюшня, зернохранилище, свинарник и коровник. Гараж на две машины.  Перед въездом на территорию фермы — специальная канава с проточной водой для мытья колес грузовиков. Все это — результат двух десятилетий труда, иногда по 20 часов в сутки. — На хозяйстве заняты мы все — я, муж и наши дети — дочке 17 лет, а сыну 15. По найму у нас всего два помощника, — я еле успеваю за Анной Васильевной в ее пробеге по хозяйству.  К концу мая завершили посевные работы — засеяли ячменем 10 гектаров и столько же — семенным картофелем. Весь урожай пойдет на корм скоту. (В хозяйстве Огурцовых 12 дойных коров, около 40 голов телят разного возраста, 60 свиней). Молоко мы не продаем — оставляем на свои домашние нужды и выкорм молодняка. — Мы не используем комбикормов — в них чего только не намешано. Наша скотина кормится сеном с наших полей и  кашами, которые мы  тоже сами готовим — из своего зерна, картофеля и овощей. Анна Васильевна запускает руку в еще теплую кашу, которую собирается дать коровам.  Удивительно, но каша эта пахнет так, что хочется съесть ее самой, а не давать скоту. Анна Васильевна сделала упор на экологически чистую продукцию. Мясо от Огурцовой уже стало брендом и спрос на него устойчив — постоянные клиенты приезжают с разных концов области, в летний сезон много дачников. «Чистое мясо» недешево: килограмм свинины стоит около 500 рублей. Зато без антибиотиков, гормонов роста и без химии.

http://pravmir.ru/fermer-ogurcova-ostats...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010