Глава XVIII. Обливательное крещение, в случаях нужды, не отвергалось церковью I. Учение 12 Апостолов: «Что же касается до крещения, то крестите так. Сообщив наперед все вышесказанное учение, крестите во имя Отца и Сына и Св. Духа в воде проточной. Но если ты не имеешь воды проточной, то крести в другой воде; если же невозможно в холодной, то крести в теплой. А если не имеешь той и другой, то возлей трижды воду на главу во имя Отца и Сына и Св. Духа»... (Уч. 12 апостолов, Киев, 1884 г., гл. 7-я, стр. 32–33). II. Св. Киприан Карфагенский : «Вместо водного погружения в первенствующей церкви был обычай крестить больных чрез кропление водою; но этот способ крещения не имел такой распространенности, как обычай погружения, так что некто Магн спрашивал Киприана; могут ли считаться законными христианами клиники, когда они не омыты а только лишь облиты спасительною водою» (Киприан Карфаг. и его сочин. Молчанова, стр. 268). Киприан отвечал: «Ты спрашиваешь, возлюбленный сын, моего мнения относительно тех, которые получают благодать Божию в болезни и немощи должно ли их почитать законными христианами, когда они не омыты, но только облиты спасительною водою?.. Мы, сколько разумеет мерность наша, полагаем, что благодеяния Божии ни в чем не могут быть недостаточны и слабы, и что нельзя получить чего-либо меньше там, где с полною верою, и принимающего и подающего, приемлется то, что черпается из божественных даров. В спасительном таинстве греховные язвы не так омываются, как нечистые кожи и тела в морской и плотской бане... В спасительных таинствах, в случае крайней необходимости, по щедроте Божией, и в сокращении даруется от Господа верующим все. И потому никого не должно смущать, когда видят, что больные принимают божественную благодать чрез окропление или облитие, тем более, что Св. Писание говорит чрез пророка Иезекииля: и воскроплю на вы воду чисту, и очиститеся от всех нечистот ваших и от всех кумиров ваших; и очищу вас, и дам вам сердце ново и дух нов дам» ( Иез.36:25–26 ). Тоже в книге Чисел: кто не чист будет до вечера, сей да очистится водою в день третий и в день седьмый и чист будет; аще же не очистится ею в день третий и в день седьмый, нечист будет и потребится душа та от Израиля, яко вода окропления не воскропися нань ( Числ.19:10–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

I. Хутор Воздвиженск Хутор Воздвиженск находится в Глуховском уезде, Черниговской губернии, в 20 верстах от города Глухова. Самый хутор основан не так давно, лет 80 тому назад, на месте, где прежде был сплошной лес. Лес срубили и сожгли, оставив только кольцо, окружающее хутор почти непрерывным парком. Лучшее украшение хутора и составляют эти остатки старого леса, которые вместе с четырьмя прудами и придают ему некоторую живописность, несмотря на совершенно ровную местность, на которой он находится. Главный местный недостаток – отсутствие проточной воды. Несмотря на значительность размера и глубины главного пруда, вода в нем застаивается и в конце лета становится почти негодною для купанья. Если подъезжать к хутору со стороны города Глухова, не видно ничего кроме густого леса среди необъятной шири совершенно ровных полей. Высокие деревья ревниво скрывают от взора не только жилые постройки, но даже и невысокую церковь , построенную при школе. Под самым хутором находятся поля сельскохозяйственной школы, обрабатываемые исключительно воспитанниками; дорога между ними окаймлена с обеих сторон живою изгородью из желтой акации. По правую сторону от дороги, у самого парка, приютились низкие, крытые соломой (но крытые превосходно, как умеют крыть соломою только на Украине, так ровно, что вся крыша кажется бархатною) сараи кирпичного завода, с едва выступающею тесовою крышею над обжигательною печью в средине. С этой стороны у въезда на хутор парк представляет с обеих сторон сплошной дубовый лес, с живою изгородью акации по валу вдоль канав. Внезапно открываются с обеих сторон обширные поляны среди раздвинувшегося леса. Налево не занятая поляна, на которой в будущем году вырастет дом священника; направо гораздо большая, живописно окаймленная с трех сторон деревьями-исполинами, поляна представляет самое разнообразное зрелище. В начале, наиболее узкая часть её, занята древесным питомником, грядки которого пестреют попеременно хвойными и лиственными саженцами самых разнообразных оттенков, с целым лесом белых дощечек, на которых означены названия растеньиц и время их посадки.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Иудейская пустыня, Вади Кельт (Нахаль Прат). Монастырь Георгия Хозевита. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 480 и 520. Адрес: Координаты: 31.84413, 35.4117 Проезд: из Иерусалима от Центральной автобусной станции автобусом 125 до поселения Мицпе-Йерихо. Выйти из ворот поселения и повернуть направо, далее еще раз направо и по асфальтированной служебной дороге около пяти километров до стоянки и арки, обозначающей начало монастырских земель. Далее вниз. На машине ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда из Иерусалима от Центральной автобусной станции автобусом 125 до поселения Мицпе-Йерихо. Выйти из ворот поселения и повернуть направо, далее еще раз направо и по асфальтированной служебной дороге около пяти километров до стоянки и арки, обозначающей начало монастырских земель. Далее вниз. На машине по шоссе 1 Иерусалим-Иерихон, до поворота налево – в поселение Мицпе-Йерихо, не въезжая в ворота поселения снова налево, далее первый поворот направо Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Монастырь св. Георгия Хозевита (Сент Джордж). Это, пожалуй, один из самых живописных и экзотических монастырей Палестины. К нему можно добраться по старой дороге, ведущей из Иерусалима в Иерихон, которая в настоящее время ответвляется налево от современного шоссе. Интересно обратить внимание на остатки древнего римского акведука, встречающиеся по пути рядом с дорогой. Этот водопровод неоднократно восстанавливался и при византийцах и при крестоносцах, в настоящее время он не действует, зато в самом ущелье вади Кельт построен канал с проточной водой, протекающей возле монастыря. Перед пешеходным спуском к монастырю, у автомобильной стоянки, сохранились руины арабской цистерны, называемой Бет Джабер аль-Фукани. Сам монастырь ютится на узком уступе, наподобие полки, выступающей в совершенно отвесной скале ущелья Вади Кельт, в 5-ти километрах к западу от Иерихона Пещеры, разбросанные по скале здесь и там, ныне пустующие, когда-то все были заселены отшельниками, возможно, даже и в дохристианские времена.

http://sobory.ru/article/?object=04044

Канаши. Церковь Димитрия Солунского. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Канашинское село находится от епархиального города в 182 в., от уездного в 16 в. на северо-запад, расположено по берегам незначительной речки Большой Канаш, впадающей в р. Исеть. Климатическия условия местности, вследствие отсутствия лесов и свежей проточной воды, нельзя назвать вполне благоприятными для здоровья. Немаловажное значение для развития в селении различных болезней имеют расположенные около него кожевенные заводы, откуда распространяется по временам невыносимое зловоние и в значительной мере отравляет воздух. Почва в окрестностях села черноземная. Точных данных для определения времени основания села Канашинского нет, но несомненно, что в конце XVII столетия оно, как деревня, уже существовало. Образовалось оно из беглых крепостных крестьян Вологодской губернии, принадлежавших помещику Велико-Устюжского уезда отставному прапорщику Павлу Иванову Дебособрову. В промежуток между 1721 и 1725 г.г. помещик Дебособров разыскал своих беглецов, но не принуждал их переселяться обратно, оставив за собою право владения ими и на новом месте их жительства. По смерти Дебособрова этим селением владели жена его и две сестры и их наследники. В 1806 г. крестьяне с. Канашинского откупились от своих помещиков за 15200 рублей. Наименование свое село Канашинское получило от речки Канаш, по берегам которой оно раскинулось; в прежнее время оно называлось, кроме того, еще Димитриевским по имени храма, освященного в честь Св. Великомученика Димитрия Солунского. В состав прихода Канашинского, кроме самого села, входит деревня Мальцева, расположенная на расстоянии 1-й версты от него по той же речке. Численность населения в приходе равняется 1481 м. п. и 1570 ж. п. православных, - и раскольников разных толков 399 м. п. и 438 ж. п. Главное занятие прихожан – земледелие, в очень значительной степени развито в приходе дубление и вообще выделка кож, а также производство простой глиняной посуды. Благодаря этим промыслам, население довольно зажиточно.

http://sobory.ru/article/?object=48214

Моногарово. Церковь Сошествия Святого Духа. Карта и ближайшие объекты Духовская церковь - кирпичная с белокаменными деталями - выстроена в 1763 г. Наружная обработка стиля позднего барокко частично изменена в 1820 г. привнесением классических форм. Вновь сложен барабан главы, переделаны двери и окна, местами смещенные с прежних осей фасады приобрели " регулярный характер " , срублены наличники, пристроены портики и колокольня. Тип здания и его внутренняя структура восходят к традиции XVII в. Ядром композиции служит бесстолпный двусветный, но приземистый одноглавый четверик, перекрытый глухим лотковым сводом. Сводчатые помещения алтаря и двустолпной трапезной понижены. Последнее связано с массивной колокольней в три яруса, некогда увенчанной шпилем. Нарядное внешнее убранство здания с помощью пилястр, сандриков и карнизов включает элементы разных эпох.... Около церкви находилась могила отца Ф.М. Достоевского, похороненного здесь в 1839 г. Из книги: Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрир. науч. каталог. Вып. 2. - М.: Стройиздат, 1999. Село Моногарово лежит при речке Уйне, во 100 в. от Тулы и 40 вер. от Каширы. Местность прихода дов. бедна проточною водою. Приход с. Моногарова образовался из упраздненного прихода с. Нечаева, по упразднению в последнем храма в 1763 году. Приход в настоящее время состоит из села и деревень: Моногарова, Дворового, Черемошной, Казарьева, Комова и Петровских выселок, с населением в 585 д. м. п. и 600 д. ж. п. Ранний приходский храм был деревянный, во имя Покрова Пресв. Богородицы: он стоял в селе Нечаеве, в двух верстах от Моногарова. По отношению к приходским селениям храм занимал не центральное место, что составляло неудобство и для прихожан, и для причта. Поэтому, когда обветшавший храм потребовал замены новым, то он выстроен в селении Моногарове в 1763 г. на средства помещика, надворного советники Василия Иовлевича Хотинцева. Храм каменный, в честь сошествия св. Духа, с двумя приделами: по правую сторону во имя Покрова Пресв. Богородицы, по левую во имя св. Димитрия Ростовского. В 1820 и 21 гг. были произведены поправки в храме и выстроена была колокольня. В пользу храма получаются % с 1916 р. Причт состоит из священника и псаломщика. В пользу причта получаются % с 213 р.; церковной земли 62 дес., в том числе усад. 1 дес. 700 с. В селе есть школа грамоты.

http://sobory.ru/article/?object=05378

протоиерей Николай Якушин со своей паствой 27 апреля 2011 г. Протоиерей Николай Якушин: Эта земля обязательно возродится духовно Свято-Ильинский храм находится в зоне отчуждения и был восстановлен через 15 лет после катастрофы. Олюбви к родной земле и о прихожанах храма в Чернобыле «Церковному вестнику» рассказал настоятель храма протоиерей Николай Якушин. — Отец Николай, Свято-Ильинский храм находится в самом центре зоны отчуждения. Далеко не все храмы удается восстановить и в более безопасных местах. Почему же вы все-таки решили начать возрождать приходскую жизнь именно здесь? — Храм именно на этом месте нужно было восстановить не только для того, чтобы отдать дань исторической справедливости. То, что случилось 25 лет назад, действительно страшная катастрофа для всех нас. За последние четверть века на этой земле было столько горя и страданий! Но практически всё, что пытались сделать люди здесь своими руками, пока нельзя назвать успешным. Есть проблемы с саркофагом и вообще с технической частью, нерешенными остаются и гуманитарные вопросы в Чернобыле. Даже природа за 25 лет сделала больше, чем человек: растения и проточная вода уменьшили дозы радиоактивного загрязнения более чем наполовину. Как мне кажется, настало время изменить подход к возрождению этой земли. Надо полюбить эту землю и начинать новую жизнь с восстановления духовных святынь. Конечно, это очень сложно, потому что необходимопреобразить собственную душу, отбросить леность и гордыню. Эта земля, несомненно, возродится — у Господа всё просто, но мы должны приложить духовные усилия к этому. Деньгами эту землю не подымешь: сколько ни выделяй, они всё равно уходят, словно вода в песок, тут нужна вера любовь и молитва. — Какова история храма в Чернобыле? — Нашему храму 140 лет. За свою историю он повидал всякое, его дважды хотели взорвать. Первый раз это пытались сделать безбожники в 1937 году вскоре после закрытия, но тогда некоторые жители поселка пришли в церковь, легли на пол и сказали: если хотите взрывать, взрывайте вместе с нами, и власти не решились на злодеяние. Второй раз храм хотели уничтожить отступавшие в 1941 году советские войска, которые посчитали храм стратегическим объектом. И вновь местные жители спасли свою святыню. Они с риском для жизни разминировали церковь и вынесли оттуда взрывчатку. До катастрофы 1986 года богослужебную жизнь в храме наладить не удалось, а когда произошел взрыв реактора, никто даже и помыслить не мог о том, что когда-нибудь храм откроется и там будут службы.

http://e-vestnik.ru/interviews/protoiere...

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) «Течение скончах, веру соблюдох…». Оптинские новомученики. Иеромонах Василий 1 Отцом Василием 15 ноября 1989 года написано: «При брезе стану, Господи, и восплачу яко зрю Тя по иную страну вод непроходимых; обрати очи Твои, Спасе мой, и помилуй мя». Он был еще послушником, Игорем Росляковым, – менее чем через два месяца состоится постриг его в рясофор с именем Василия, в честь святителя Василия Великого . Мы еще не раз обратимся к тем поэтическим церковнославянским текстам, которые начал писать Игорь незадолго до поступления в Оптину Пустынь. А этот краткий, преисполненный глубокого духовного смысла текст мы привели здесь недаром. Едва уверовав, Игорь с редким самоотвержением потянулся к Господу – всю свою недолгую жизнь после этого он учился идти по «водам непроходимым». Помогало ему в этом покаяние – «плач», одно из существеннейших дел христианина, особенно монаха. Игорь Иванович Росляков (так звали о. Василия в миру) родился 23 декабря I960 года. Отец его, Иван Федорович, родившийся в 1917 году был воспитанником детского дома, не помнившим своих родителей. Он был простой труженик, рабочий, во время Великой Отечественной войны – моряк. Это был честный и прямодушный человек, не чуждый веры в Бога. Умер он в 1979 году когда Игорь заканчивал учение в школе. Мать Игоря, Анна Михайловна, много лет работала ткачихой на фабрике. Потом вышла на пенсию. Родители Игоря в церкви бывали редко, но сына своего крестили вскоре после его рождения. Семья жила в Кузьминках. Этот пригород не так давно вошел в черту Москвы. Здесь сохранилось много зелени – остатки рощ и садов. Дом, где находилась квартира Росляковых, стоял в непосредственной близости к лесу, к посадкам, окружающим старинный Кузьминский парк, бывшее имение князей Голицыных. Здесь – сохранившийся флигель дворца, художественное чугунное литье оград, проточные пруды, некогда искусно насаженные аллеи английского стиля… Многие известнейшие деятели русской культуры XVIII и XIX веков бывали тут на балах, плавали на лодках при звуках музыки, громе и блеске фейерверков – историк Карамзин, поэт Жуковский… У входа в парк – церковь Влахернской иконы Божией Матери, реставрация которой началась в 1992 году. Не здесь ли совершала прогулки с малышом Игорем Анна Михайловна Рослякова? В парке много цветов, птиц… Благорастворенный воздух.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Разделы портала «Азбука веры» Великое освящение воды — церковное священнодействие, посредством которого вода как один из естественных элементов тварного мира получает Божие благословение и освящение. Совершение водоосвящения свидетельствует об обновлении и восстановлении через Христа всего творения, пораженного грехом, и служит к прославлению Бога; святая вода выступает средством освящения и вовлечения человека в общение с Богом. Об установлении чина Богоявленского освящения воды и его богословском содержании 1  «Журналу Московской Патриархии» рассказал священник Михаил Желтов .  Истоки чина Традиция совершать великое освящение воды на праздник Крещения Господня — одна из самых известных и почитаемых в Православной Церкви. В ее основе лежит, во-первых, древнейшее церковное предание о призывании благодати Божией на воду, предназначенную для таинства Крещения оглашенных; во-вторых, широко распространившееся с IV века отождествление 6 января (здесь и ниже все даты приводятся по юлианскому календарю — «старому стилю») с днем Крещения Самого Господа Иисуса Христа. Намек на особую святость воды для таинства Крещения содержится уже в «Дидахе» (предположительно, кон. I в.); здесь сказано, что такая вода должна быть «живой» (гл. 7). Хотя буквально это означает, что вода должна быть проточной, сам выбор слова все-таки подразумевает нечто большее, чем просто описание свойств водоема, избираемого для совершения в нем таинства. В свою очередь, авторы рубежа II–III веков уже прямо говорят о «призывании» Бога, совершаемом над крещальной водой ( Ириней Лионский , сщмч . Fragm. gr. 33 (32);  Тертуллиан . De Baptismo 4). Ранние примеры таких призываний можно найти в апокрифических Деяниях апостола Иоанна (II в.) и апостола Фомы (III в.). В безымянном литургико-каноническом памятнике III века, который в современной литературе обычно цитируется под названием «Апостольское предание», епископу предписано молиться над водой (слова молитвы не приводятся) перед тем, как совершить в ней Крещение (гл. 21). Соответствующие молитвы сохранились в «Евхологии» епископа Серапиона Тмуитского (§ 7; сер. IV в.), в «Апостольских постановлениях» (VII. 43; ок. 380 г.), в различных древних традициях христианских Церквей Востока и Запада 2 ; они доныне входят в число наиболее значимых литургических текстов 3 .

http://azbyka.ru/velij-esi-gospodi

Рязань. Церковь Казанской иконы Божией Матери в Голенчино. Карта и ближайшие объекты Историческая справка: Согласно древнейших приправочных книг 1597 и 1598 гг., село Голенчино значилось «за Васильем за Кудашовым, сыном Вердеревского, что было в поместье за Гуром Вердеревским». Старинный рязанский боярский род Вердеревских известен в истории России не только участием в государственных делах, но и как поборники и устроители церковного благолепия. В XVII столетии Иван Иванович Вердеревский практически заново отстроил каменные постройки Рязанского Свято-Троицкого мужского монастыря. Одна из древнейших и красивейших церквей Москвы, во имя св. равноапостольного великого князя Владимира в Старых садах, построена Вердеревскими. Известны факты их участия в строительстве многих других храмов и монастырей. Несомненно, что и первую деревянную церковь села Голенчино во имя великомученика Георгия Победоносца с приделом прп. Алексия человека Божия, была построена Вердеревскиим в своем имении не позднее конца XV – начала XVI веков. В той же приправочной книге есть на то прямое указание: «Находится в том селе Церковь, именуется Георгиевскою с приделом Алексия человека Божия, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола и все церковное строение помещикова...» То есть все от постройки храма, церковного благолепия, утвари богослужебной и до колоколов, было устроено иждивением и усердием, непосредственно, помещика. Само древнее село Голенчино в последующие времена принадлежало разным владельцам. Чередой красивейших проточных прудов оно разделялось на два конца: Левашовский и Масловский. Казанская церковь стоит на Масловской стороне, земли которой раньше тянулись до села Никуличи. Левашовская же сторона простирала свои земли до села Сысоево. Существующая ныне церковь во имя иконы Божией Матери «Казанская» с приделом св. великомученика Георгия Победоносца была построена, на месте прежнего храма, в 1803 году княжною Ульяною Григорьевной Барятинской. Согласно преданию, княжна Барятинская, по каким-то делам задержавшись, проезжала в этих местах поздно ночью. Извозчик в темноте сбился с пути, и долго плутая в густом лесу, окончательно заблудился. Тогда княжна в отчаянии взмолилась Царице Небесной, взывая к Ней о помощи, и тут же увидела среди деревьев недалекий огонек. Возница направил повозку в ту сторону, и вскоре они выехали к церкви села Голенчино. В благодарность Матери Божией за спасение, Ульяна Григорьевна дала обет построить на этом месте каменную церковь во имя иконы Божией Матери «Казанская», сохранив в ней придел во имя св. великомученика Георгия Победоносца. В 1803 году свой обет она исполнила - построенный ею каменный Казанский храм был освящен.

http://sobory.ru/article/?object=14400

Разделы портала «Азбука веры» Александр Мясников " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Александр Мясников: Вера в Бога – она… Это не то, что ты начинаешь вдруг верить. Ты просто в какой-то момент времени начинаешь Его ощущать. Это разные вещи. Вера и ощущение – это разные вещи. В медицине то же самое. Сначала, пока ты молодой врач, тебе кажется, что ты можешь все. Ты можешь дать лекарство, сделать операцию, что-то сделать, и ты этим упиваешься вначале. А потом, когда ты уже обзавелся своим кладбищем, обзавелся опытом, когда начинаешь думать, ты понимаешь, что далеко все не укладывается в привычные тебе схемы. В.: У каждого врача свое маленькое кладбище. Невеселый, слегка циничный профессиональный афоризм он готов применить и к себе. Врач Александр Мясников давно прошел этап юношеского максимализма и самоуверенности. Когда так часто видишь смерть, поневоле задумаешься о вечности. Александр Мясников: Вот отсюда я обычно утром, особенно, когда осень, здесь уже идет снежок, я вот тут все время… В.: Круто! Александр Мясников: Вода холодная, проточная. Ну, в общем… в общем, вот так. Ой, так что я здесь плаваю. Ну, как – плаваю? Ну, вот так, насколько дыхания хватает. Живые, на природе – правило жизни от доктора Мясникова. Каждое утро ныряние, зимой – моржевание. Свои советы правильной здоровой жизни он до сих пор раздавал в теплой телевизионной студии. Это первое его эксклюзивное ныряние перед камерами в реальных условиях в домашнем пруду. В.: Ну, вот здесь ощущается какая-то прямо благодать. Александр Мясников: Да, особенно утром. Я встаю рано, обычно в пять, полшестого. Весь дом спит. Я вот сюда выхожу, пишу книжки или, там, что-то, читаю. Тишина, и потом петухи начинают у соседей кричать, птицы поют. Вот, слышите, да? В.: Слышу. Александр Мясников: Петух. Нет, очень хорошо! Залог его отличной формы в его 66 – помимо ежедневного купания, ранний подъем на природе. Его загородный дом в сотне километров от столицы. Никакого смога, суеты и шума большого города – лучшая компенсация за все неудобства отдаленности от Москвы.

http://azbyka.ru/way/s-blagodarnostju-k-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010